Преемник Маркиана, Лев I Фракианин (457–474 гг.) не мог сразу подавить восстание в Александрии. Для восстановления мира в Церкви, он решился на особую меру: потребовал, чтобы все митрополиты империи дали ему свой отзыв о Халкидонском соборе и о том, должно ли признавать Элура законным Александрийским патриархом. Более 1600 митрополитов и епископов высказались в пользу Халкидонского собора и против Тимофея Элура. Тогда Лев низложил Элура (460 г.) и Александрийским патриархом поставил православного Тимофея Салафакиола. Благочестие и кротость этого патриарха принесли ему любовь и уважение монофизитов, и Александрийская церковь некоторое время была спокойна. Был также низложен (470 г.) патриарх Антиохийский Петр Гнафевс. Будучи еще монахом, он составил в Антиохии сильную монофизитскую партию, принудил православного патриарха оставить кафедру и сам ее занял. Чтобы утвердить навсегда монофизитство в Антиохии, он в трисвятой песне после слов: святый бессмертный – сделал монофизитское прибавление – распныйся за ны. Но вот, в 476 году императорский престол занял Василиск, отнявший его у Льва Зенона. Чтобы укрепить себя на престоле при помощи монофизитов, Василиск принял их сторону. Он издал окружное послание, в котором, предавая осуждению Халкидонский собор и послание Льва к Флавиану, приказывал держаться только Никейского символа и определений второго и третьего вселенских соборов, подтверждающих этот символ. Такое послание должны были подписать все епископы империи, и действительно многие подписали, одни по убеждению, другие из страха. Вместе с тем были восстановлены на своих кафедрах Тимофей Элур и Петр Гнафевс, а православные патриархи – Александрийский и Антиохийский – удалены. Восстановление монофизитства произвело сильное волнение среди православных, особенно в Константинополе. Здесь во главе православных стоял патриарх Акакий. Василиск, желая предотвратить волнения, угрожавшие даже его престолу, издал было другое окружное послание, отменявшее первое, но было поздно. Зенон, при помощи православных, особенно Акакия, одолел Василиска и занял императорский престол (477 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Участие Анатолия в делах александрийского патриархата много яснее. Кажется, не произвольным будет думать, что более видная деятельность Анатолия в данном случае стоит в тесной связи с переменою правления. Император Лев, заступивший место Маркиана в начале 457 года, не был человеком столь смелым, чтобы церковные нестроения улаживать по своему личному усмотрению. Характер его отношений к этим нестроениям прекрасно выразился в двух случаях: один раз, когда в послании к Анатолию он просил последнего высказать свой взгляд на дело, «дабы мы, узнав это из ваших писем, могли дать соответственное постановление " 841 , а в другой раз, когда он отказался тронуть Тимофея Элура, заявив, что «судить его следует одним только епископам» 842 . Благодаря этому желанию прислушиваться в церковных делах к голосу тех, которым ведать их надлежит, влияние Анатолия естественно поднялось, стало заметнее. На силу этого влияния, несомненно, оказало действие и то обстоятельство, что император Лев, – первый из византийских императоров, получил корону из рук столичного патриарха 843 . Как бы то ни было, но Анатолий был первым лицом, к которому за советом и решением дела обратился Лев, когда к нему поступили прошения египетского духовенства против Тимофея Элура, зверски убившего Протерия и насильственно захватившего его престол 844 . В императорской грамоте к Анатолию читаем: «пусть твое благоговеинство соберет к себе всех православных епископов, которые в настоящее время проживают в этом царственном городе, а также почтеннейших клириков; и так как город Александрия, о благочинии и спокойствии которого мы весьма много заботимся, взволнован, то вы, тщательно исследовавши и рассмотревши все и о Тимофее и о Халкидонском соборе, что размыслите сообща, со всею скоростью дайте знать нашему благочестию...., дабы мы могли дать соответствующее постановление» 845 . Анатолий в письмах к папе Льву и ко всем епископам-митрополитам каждого округа «оплакал дерзость против правил святых отцов и преступления Тимофея» 846 , деятельно подавал помощь египетским клирикам и епископам, пришедшим в столицу искать помощи и защиты против притеснений Тимофея 847 и, наконец, в 458 году составил в Константинополе собор, на котором был осужден Тимофей, повторено осуждение Диоскора, Евтихия и подтвержден вновь Халкидонский собор 848 . О результатах собора Анатолий уведомил императора особым донесением, в котором высказался, что «Тимофей ни под каким видом не должен оставаться в сане священства» 849 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Получив челобитную от представителей Александрийской церкви, возмущенных убийством Протерия, а также и послание от самого Тимофея, Лев отправил в Александрию сановника Стилу с поручением наказать виновных. У Феофана сохранилось сообщение, что двум человекам были урезаны языки. По тогдашним нравам наказанных было, вероятно, гораздо больше. Папа Лев выступил горячим противником Тимофея и настаивал на его смещении. 1016 Но так как само дело было связано с борьбой против Халкидонского вероопределения, то Лев склонялся к мысли созвать Собор. Но патриарх Анатолий опасался, что новый собор внесет еще большее разложение и нимало не послужит к успокоению Церкви. Император согласился с этим соображением и решил письменно опросить всех епископов империи по двум вопросам: о Халкидонском вероопределении, против которого с особенной резкостью восставали в Египте, и об избрании на патриарший престол Тимофея Элура. 1017 К царскому посланию были приложены челобитные александрийского клира и самого Тимофея, а также письмо римского папы Льва, который в борьбе против халкидонских соборных определений видел оскорбление римского патриаршего престола. Запрос императора был направлен ко всем епископам, а также некоторым отшельникам, пользовавшимся большой известностью, как Симеон Столпник, сириец Яков, проживавший за пределами империи, в городе Нисибине, и другие. Папа Лев в своем ответе императору называл Тимофея антихристом и требовал его низложения. Со своей стороны Тимофей в послании к императору изобличал «томос» папы Льва и опровергал Халкидонское вероопределение. Большинство епископов высказалось за Халкидонский собор и почти все осуждали Тимофея как незаконно принявшего епископский сан. Епископ города Сидона, Амфилохий, от имени Собора епископов своей епархии и своего собственного, резко порицал Халкидонское вероопределение, но и он осуждал посвящение в патриархи Тимофея как нарушение действующих канонов. Император принял в обиду суждения Амфилохия, и только заступничество влиятельного Аспара спасло Амфилохия от преследования. 1018

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

2-я книга (события 450-474 годов) открывается описанием IV Вселенского (Халкидонского) Собора 451 года (II 2-4), который установил догматы христологии . Его решения явились камнем преткновения для дальнейшего развития единой Церкви. Важность этого Собора подчеркивается тем, что Евагрий Схоластик в конце книги приводит эпитому актов Собора (II 18). Основное внимание автора обращено на историю борьбы за сохранение халкидонского вероисповедания в Восточных Церквах: описаны антихалкидонское движение в Палестине и Сирии (II 5), противостояние в Александрии сторонников ересиарха Тимофея II Элура , патриарха Александрийского, и православных патриархов Протерия Александрийского и Тимофея II Салофакиола Александрийского (II 5, 8-11). Имп. Маркиан изображен автором как благословенный правитель, чей приход к власти предвещали знамения и чье благочестие неизменно защищало империю от бедствий (II 1, 6). Личность имп. Льва I вызывает сочувствие историка, Евагрий уделяет большое внимание усилиям императора по поддержанию церковного единства, содержанию его «Окружного послания» (468), которым подтверждались определения Халкидонского Собора (II 9-10; приведен текст документа). Отдельная тема книги - падение Западной Римской империи : убийство Флавия Аэция , имп. Валентиниана III и разграбление Рима вандалами в 455 году, история последних римских императоров 460-70-х годов (II 7, 16). 3-я книга (события 474-518 годов) повествует о времени правления императоров Зинона и Анастасия I, о борьбе между сторонниками и противниками Халкидонского Собора за влияние в Церквах Востока, в основном в Александрийской и Антиохийской. В связи с деятельностью ересиархов Тимофея Элура, Петра Монга, Севира изложена история принятия « Энотикона » имп. Зинона, приведен текст этого документа. Освещается история возникновения Акакианской схизмы (III 17-21). Евагрий Схоластик описал события войны между императорами Зиноном и Василиском в 474-476 годах (III 3-8), восстания Теодориха Скифа, Маркиана, Илла против Зинона (III 25-27). Правление имп. Анастасия освещается автором кратко, но есть упоминание об отмене налога с городского населения (хрисаргира) (III 39). Евагрий доброжелательно относится к этому императору, в то же время сочувствует низложенным имп. Анастасием патриархам Македонию II Константинопольскому и Флавиану II Антиохийскому , правда признавая, что в целом император стремился к сохранению мира в Церкви и был противником нововведений (III 30, 32). Евагрий касается событий Исаврийской войны (III 35), византийско-персидской войны 502-506 гг. (III 37), мятежа Виталиана (III 43), восстания в Константинополе в 512 году (III 44). В этой части повествования Евагрий Схоластик впервые подробно обращается к событиям светской истории. В следующих книгах светская история начнет преобладать над церковной. Отдельное отступление посвящено полемике Евагрия с языческим историком начала VI века Зосимом (III 40-41).

http://drevo-info.ru/articles/13676622.h...

Рассмотрев деяния соборища ефесского, подтвердив никейское исповедание Веры и собор на Македония, осудив Диоскора, даровав прощение епископам, у которых вынуждено было согласие на осуждение Флавиана, халкидонский собор изложил православное учение об Иисусе Христе, вопреки мудрований Евтихия, произнес анафему на Евтихия и присудил его к изгнанию, несмотря на его старость. На место низверженного Диоскора епископом александрийским избран был (452 г.) протоиерей александрийской Церкви Протерий; но александрийцы возмутились, так что император Маркиан вынужденным нашелся прислать, для усмирения их, отряд войска, а когда император сей умер, то они избрали себе в епископа Тимофея Элура, александрийского священника, напитанного евтихианскою ересью, и объявили, что халкидонского собора не принимают. Тогда (в 459 г.) составился новый собор, из семидесяти трех епископов, которые беспрекословно приняли вероопределение собора халкидонского, согласно с собором сим отвергли ересь Евтихия, низложили Тимофея Элура и сделали вместо его епископом (460 г.) Тимофея Салофакиола или Белого, которого иначе называют Азбом и Василиском. Еретики, преследуемые гражданскою властью, разбрелись по разным странам Востока, где и начали распространять свое лжеучение, возмущать и смущать православных, и приобретать себе последователей. § 38. Виды секты евтихианской Число их, в настоящее время, довольно значительно. Известные под разными именами, принятыми или от мест жительства, или от первоначальных предстоятелей, ныне живут они преимущественно в Азии и Африке, где образуют из себя главным образом четыре частные общины, известные под именами коптов, абиссинцев, армян и яковитов. I. О коптах § 39. Понятие о коптах Коптами 181 называются африканские последователи древнего евтихианства, живущие исключительно к Египте, под управлением так называемого патриарха александрийского, имеющего кафедру в г. Каире 182 . § 40. История коптов Между обитателями Египта христианская Вера насаждена была еще во дни св. апостолов 183 , и в последующее время быстро распространялась среди них, несмотря на гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

2-я книга (события 450-474 гг.) открывается описанием Вселенского IV (Халкидонского) Собора 451 г. (II 2-4), к-рый установил догматы христологии . Его решения явились камнем преткновения для дальнейшего развития единой Церкви. Важность этого Собора подчеркивается тем, что Е. С. в конце книги приводит эпитому актов Собора (II 18). Основное внимание автора обращено на историю борьбы за сохранение халкидонского вероисповедания в Вост. Церквах: описаны антихалкидонское движение в Палестине и Сирии (II 5), противостояние в Александрии сторонников ересиарха Тимофея II Элура , патриарха Александрийского, и правосл. патриархов Протерия Александрийского и Тимофея II Салофакиола Александрийского (II 5, 8-11). Имп. Маркиан изображен автором как благословенный правитель, чей приход к власти предвещали знамения и чье благочестие неизменно защищало империю от бедствий (II 1, 6). Личность имп. Льва I вызывает сочувствие историка, Е. С. уделяет большое внимание усилиям императора по поддержанию церковного единства, содержанию его «Окружного послания» (468), к-рым подтверждались определения Халкидонского Собора (II 9-10; приведен текст документа). Отдельная тема книги - падение Зап. Римской империи: убийство Флавия Аэция, имп. Валентиниана III и разграбление Рима вандалами в 455 г., история последних рим. императоров 60-70-х гг. V в. (II 7, 16). 3-я книга (события 474-518 гг.) повествует о времени правления императоров Зинона и Анастасия I, о борьбе между сторонниками и противниками Халкидонского Собора за влияние в Церквах Востока, в основном в Александрийской и Антиохийской. В связи с деятельностью ересиархов Тимофея Элура, Петра Монга, Севира изложена история принятия «Энотикона» имп. Зинона, приведен текст этого документа. Освещается история возникновения Акакианской схизмы (III 17-21). Е. С. описал события войны между императорами Зиноном и Василиском в 474-476 гг. (III 3-8), восстания Теодориха Скифа, Маркиана, Илла против Зинона (III 25-27). Правление имп. Анастасия освещается автором кратко, но есть упоминание об отмене налога с городского населения (хрисаргира) (III 39). Е. С. доброжелательно относится к этому императору, в то же время сочувствует низложенным имп. Анастасием патриархам Македонию II К-польскому и Флавиану II Антиохийскому, правда признавая, что в целом император стремился к сохранению мира в Церкви и был противником нововведений (III 30, 32). Е. С. касается событий Исаврийской войны (III 35), византийско-персид. войны 502-506 гг. (III 37), мятежа Виталиана (III 43), восстания в К-поле в 512 г. (III 44). В этой части повествования Е. С. впервые подробно обращается к событиям светской истории. В следующих книгах светская история начнет преобладать над церковной. Отдельное отступление посвящено полемике Е. С. с языческим историком нач. VI в. Зосимом (III 40-41).

http://pravenc.ru/text/180871.html

В первый раз заметно это влияние Геннадия на императора сказалось в деле умирения церковных смут в Александрии. Как замечено выше, патриарх Анатолий успел только выразить свое мнение по поводу этих смут и не дожил до их прекращения. Почти единогласно епископы, которых Лев пригласил высказаться о Халкидонском соборе и о деяниях Тимофея Элура, объявили последнего еретикомъ и убийцею 881 . Вероятно, опираясь на эти заявления, Геннадий «употреблял все свое старание (побудить царя) наказать дерзновенного» 882 . Но старания Геннадия встретились здесь с противоположными происками покровителя Тимофея Элура – всемогущего в то время военачальника Аспара 883 . Своим влиянием Аспар не позволил императору исполнить желания Геннадия – подвергнуть Тимофея заслуженному наказанию. Тимофей был удален из Александрии, но не лишен возможности производить смуты. Сосланный в Гангру, он начинает вооружаться на церковное учение, подвергать его критике и, чтобы утвердиться на авторитете, интерполирует неизданные сочинения Кирилла александрийскаго , составляет сходки и пр. 884 Этого мало; благодаря покровительству своих сильных друзей, Тимофей является в столицу, по-видимому, со смелыми замыслами оправдаться совершенно во возведенных на него обвинениях и возвратить потерянную кафедру. Обеспокоенный Геннадий известил о ходе дел папу Льва 885 . Подвигнутый совмест-ными представлениями папы и Геннадия, император решился, наконец, прекратить смуты, производимые Тимофеем, и сослал его в Херсонес. Его место занял православный Тимофей Салофакиол (белый); и мир в Александрии пока водворился 886 . Едва Геннадий освободился от забот по устроению церкви александрийской, как потребовало его участия положение дел в церкви антиохийской. Зять императора Льва Зенон, отправленный военачальником на Восток, имел в своей свите халкидонского священника Петра, известного в истории с прозванием Гнафея. Пользуясь близостью к могущественному вельможе, Петр задумал овладеть антиохийскою кафедрою. Но так как для этого нужно было заручиться сочувствием народонаселения Антиохии, то Петр примыкает к сильной, по-видимому, в Антиохии партии «аполлинаристов», возбуждает се к пропаганде, формулирует свое учение в виде прибавки к песни трисвятого – «распныйся за ны» и производит возмущение против православного патриарха Мартирия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Свт. Геннадий К-польский сообщил о происходившем в Антиохийской Церкви имп. Льву, к-рый инициировал низложение П. Г. Новым патриархом стал халкидонит Юлиан (471-475). В этот период П. Г. проживал под надзором в к-польском мон-ре неусыпающих. Через неск. лет Лев I скончался (18 янв. 474) и императором стал Зинон. Впрочем, 9 янв. 475 г. в результате заговора власть перешла к Василиску . Желая заручиться поддержкой антихалкидонитов, новый император принял решение восстановить на кафедрах ранее низложенных и отправленных в ссылку противников IV Вселенского Собора, в т. ч. бывш. патриархов Александрийского Тимофея II Элура и Антиохийского П. Г. Условием восстановления было одобрение имп. окружного послания («Энкиклиона»), в к-ром осуждались такие богословские «нововведения», как «Томос» свт. Льва I Великого , папы Римского (440-461), и орос Халкидонского Собора. Согласно «Энкиклиону», достаточными изложениями правосл. вероучения являлись Никейский Символ веры и постановления Вселенского III Собора (греч. текст: Evagr. Schol. Hist. eccl. III 4; сир. пер.: Zach. Rhet. Hist. eccl. V 6). Тимофей Элур и П. Г. подписали имп. документ и смогли вернуться на свои кафедры ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 4). Юлиан Антиохийский был вынужден оставить Патриаршество и вскоре скончался. Неустойчивое положение нового императора в столице, а также сопротивление со стороны патриарха К-польского Акакия (472-489) вынудили Василиска издать «Антиэнкиклион», к-рый означал поворот в его церковной политике. Эта мера, впрочем, не успела оказать к.-л. влияния на ситуацию, поскольку в авг. 476 г. Зинон вернулся в К-поль и восстановил свою власть. Василиск и его семья были уморены голодом. Зинон отменил окружные послания Василиска и принял решение о низложении П. Г., обвинив его в поддержке узурпатора (Ibid. III 7-8). При этом антиохийские клирики, сочувствовавшие П. Г., избрали патриархом Иоанна II Кодоната (кон. 476 или 477). Впрочем, через неск. месяцев последний был низложен, а на Антиохийскую кафедру возведен Стефан II , ревностный сторонник Халкидонского Собора. Вернувшись на время к политике имп. Льва I по оказанию давления на антихалкидонитов, Зинон стремился низложить и Тимофея II Элура, однако влияние последнего в Египте было настолько велико, что император не решился принимать против него к.-л. меры. После того как Тимофей скончался (31 июля 477), Собор Александрийской Церкви избрал его преемником убежденного антихалкидонита Петра III Монга (Ibid. III 11), однако Зинон настоял на низложении последнего и избрании патриархом Тимофея III Салофакиола , представителя правосл. партии.

http://pravenc.ru/text/2580342.html

В 60-70-х гг. V в. в церковных общинах Востока усугубился раскол между партиями православных (халкидонитов) и монофизитов, возникший после IV Вселенского Собора в Халкидоне 451 г. Правосл. партия пользовалась поддержкой имп. Льва I; монофизиты, к-рые в восприятии мн. современников были воплощением «гонимой Церкви», приобрели большую популярность в самых разных слоях визант. общества, в Египте, Сирии и даже К-поле. З. как преемник имп. Льва I должен был продолжать его политику сдерживания монофизитов. Однако в период противостояния З. и Василиска позиции монофизитов, напротив, усилились. В 475 г. Василиск издал «Энкиклион», к-рым отменялись и анафематствовались постановления Халкидонского Собора. По его распоряжению возвратились из ссылок все лидеры монофизитов, ранее преследовавшиеся Львом I: в 475 г. Тимофей Элур вернулся на Патриарший престол Александрии, Петр Гнафевс - в Антиохии. Архиепископский престол Эфеса был провозглашен Патриаршим, и на эту кафедру при участии Тимофея Элура был возведен сторонник монофизитов Павел. Политика Василиска вызвала возмущение патриарха Акакия К-польского. Летом 476 г., когда власть Василиска потеряла силу, в К-поле началось восстание православных. Пытаясь удержаться на престоле, Василиск издал «Антэнкиклион», к-рым провозглашался возврат к Православию. Вскоре З. приехал в К-поль и отменил все указы Василиска, в т. ч. касающиеся веры. Тем не менее изменение религ. политики выявило новые проблемы, поскольку успех монофизитства при Василиске добавил популярности лидерам движения. Влияние Тимофея Элура в Александрии и Египте было столь велико, что З. не решился действовать против него. Тимофей умер 31 июля 477 г., и монофизиты поставили патриархом Петра Монга. Местная правосл. партия и офиц. светская власть в Египте поддержали Тимофея Салофакиола, избранного патриархом еще в 460 г. Петр Монг бежал из Александрии, но Тимофей Салофакиол не обладал достаточным авторитетом, чтобы объединить паству. В Антиохии уже в кон. 476 г. был низложен Петр Гнафевс (сослан в Питиунт, ныне Пицунда), ему на смену монофизиты избрали Иоанна II. В 477 г. Иоанн также был низложен и патриархом стал Стефан, к-рого поддерживал патриарх Акакий К-польский. В 479 г., во время религ. волнений в Антиохии, патриарх Стефан был растерзан толпой. В ответ на это З. отказал антиохийцам в праве самостоятельно поставлять патриархов, и в К-поле по выбору З. был рукоположен Календион. Иоанн Кодонат, избранный в Антиохии самой общиной, был переведен на престол Тира Финикийского.

http://pravenc.ru/text/199875.html

Влияние же Тимофея Элура в Египте было настолько велико, что император не решился принимать против него к.-л. меры. Впрочем, 31 июля 477 г. Тимофей скончался. Александрийские епископы избрали его преемником П. М. ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 11). Будучи недоволен таким решением, Зинон инициировал низложение П. М. и избрание патриархом представителя правосл. партии Тимофея III Салофакиола , ранее уже занимавшего Александрийскую кафедру (460-475). Осознавая неустойчивость своего положения, Тимофей не принимал к антихалкидонитам строгих мер, благодаря чему население Александрии сохраняло к нему доброе отношение. При этом новый патриарх Александрийский обращался к папе Римскому Симплицию (468-483) с письмами, в к-рых просил убедить имп. Зинона отправить П. М. в ссылку: последний, скрываясь на территории Египта, оставался весьма влиятельным и мог подорвать положение Тимофея ( Liberat. Breviar. 16//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 126; см. также: Zach. Rhet. Hist. eccl. V 5). В письмах, адресованных в 478 г. имп. Зинону и патриарху К-польскому Акакию (472-480), Симплиций действительно настаивал на этом ( Jaff é . RPR. 20163. T. 1. N. 1176, 1177; Simplicius, papa. Ep. 12, 13//Epistulae Romanorum pontificum. 1868. T. 1. P. 199-201; CSEL. Vol. 35. Pars 1. P. 144-149). В условиях серьезного церковно-политического конфликта в Египте Александрийская Церковь разделилась на 2 партии, каждая из к-рых стремилась обеспечить себе покровительство имп. двора и добиться избрания на Патриарший престол своего кандидата. Так, в кон. 481 г. (др. датировка - нач. 482) антихалкидониты направили в К-поль делегацию, члены к-рой просили имп. Зинона о том, чтобы в случае смерти Тимофея Салофакиола, находившегося уже в преклонных летах, его преемником стал П. М. В свою очередь правосл. партия направила в столицу делегацию во главе с родственником Тимофея, еп. Гермопольским Геннадием, и вел. экономом Александрийской Церкви Иоанном Талайей (впосл. патриарх Александрийский Иоанн I Талайя ), также претендовавшим на Патриаршество.

http://pravenc.ru/text/2580330.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010