IV в.), история мелитианского раскола в Александрийской Церкви (10-20-е гг. IV в.; повествование согласно с Мученичеством Петра Александрийского), описание I Вселенского Собора в Никее (325), рассказ об отречении Ария и о его позорной смерти (согласно «Церковной истории» Сократа Схоластика (V в.)), история архиепископства в Александрии святителей Александра (313-328) и Афанасия I Великого (328-373, с перерывами), рассказ об обретении Животворящего Древа Креста Господня в Иерусалиме, предание о смерти имп. Юлиана Отступника (363) от копья вмч. Меркурия , описание борьбы с языческими культами в Египте, напр. в Канопе, в период архиепископства Феофила I (384-412), рассказ о прп. Арсении Великом , о нашествии Алариха , о конфликте между свт. Иоанном Златоустом и имп. Евдоксией , о III Вселенском Соборе в Эфесе (431; используются копт. акты Собора), о деятельности свт. Кирилла Александрийского, о ссылке Нестория и его отношениях со знаменитым египетским подвижником архим. Шенуте , о IV Вселенском Соборе (451; с позиции сторонников Диоскора ). Последний из сохранившихся фрагментов относится ко времени правления Тимофея II Элура. Копт. текст «И. А. п.» был впосл. переработан составителями араб. версии, и на его основе были составлены первые 24 биографии (по списку патриархов - от свт. Аниана до свт. Кирилла (I - сер. V в.)). «И. А. п.» является достаточно вольной переработкой «Церковной истории» Евсевия: текст местами сокращен и перегруппирован, привлечены др. источники, напр. тексты, касающиеся истории манихейства («Деяния Архелая», IV в.; см. в ст. Игемоний ). В «И. А. п.» сохранен выработанный Евсевием и использованный позднейшими греческими церковными историками принцип сочетания истории Церкви с историей литературы: в тексте приводятся списки произведений святителей Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Иоанна Златоуста, архиеп. Феофила, патриарха Тимофея II Элура. Вместе с тем для «И. А. п.» нехарактерна основополагающая идея Евсевия о важности христ. государственности, заложенной имп.

http://pravenc.ru/text/1319720.html

Влияние же Тимофея Элура в Египте было настолько велико, что император не решился принимать против него к.-л. меры. Впрочем, 31 июля 477 г. Тимофей скончался. Александрийские епископы избрали его преемником П. М. ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 11). Будучи недоволен таким решением, Зинон инициировал низложение П. М. и избрание патриархом представителя правосл. партии Тимофея III Салофакиола , ранее уже занимавшего Александрийскую кафедру (460-475). Осознавая неустойчивость своего положения, Тимофей не принимал к антихалкидонитам строгих мер, благодаря чему население Александрии сохраняло к нему доброе отношение. При этом новый патриарх Александрийский обращался к папе Римскому Симплицию (468-483) с письмами, в к-рых просил убедить имп. Зинона отправить П. М. в ссылку: последний, скрываясь на территории Египта, оставался весьма влиятельным и мог подорвать положение Тимофея ( Liberat. Breviar. 16//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 126; см. также: Zach. Rhet. Hist. eccl. V 5). В письмах, адресованных в 478 г. имп. Зинону и патриарху К-польскому Акакию (472-480), Симплиций действительно настаивал на этом ( Jaff é . RPR. 20163. T. 1. N. 1176, 1177; Simplicius, papa. Ep. 12, 13//Epistulae Romanorum pontificum. 1868. T. 1. P. 199-201; CSEL. Vol. 35. Pars 1. P. 144-149). В условиях серьезного церковно-политического конфликта в Египте Александрийская Церковь разделилась на 2 партии, каждая из к-рых стремилась обеспечить себе покровительство имп. двора и добиться избрания на Патриарший престол своего кандидата. Так, в кон. 481 г. (др. датировка - нач. 482) антихалкидониты направили в К-поль делегацию, члены к-рой просили имп. Зинона о том, чтобы в случае смерти Тимофея Салофакиола, находившегося уже в преклонных летах, его преемником стал П. М. В свою очередь правосл. партия направила в столицу делегацию во главе с родственником Тимофея, еп. Гермопольским Геннадием, и вел. экономом Александрийской Церкви Иоанном Талайей (впосл. патриарх Александрийский Иоанн I Талайя ), также претендовавшим на Патриаршество.

http://pravenc.ru/text/2580330.html

В Египте мятеж был учинен монофизитами уже в первые месяцы правления императора Льва. Весть о кончине императора Маркиана, непоколебимого защитника православных диафизитов, приверженцев Халкидонского ороса, пробудила у александрийских монофизитов, которых в городе было большинство, надежду на перемены. Воспользовавшись тем, что правитель Египта Дионисий вместе с войсками, расквартированными в этой стране, находился на юге страны, предводители монофизитской партии во главе с Тимофеем, прозванным за свою хитрость, изобретательность и коварство «Котом» – Элуром, решили низложить православного архиепископа Александрии Протерия. В кафедральном соборе египетской столицы два епископа, отвергавшие Халкидонский орос, – Евсевий Пелусиотский и Петр Ивер, происходивший из грузинской княжеской династии и занимавший Майумскую кафедру, – рукоположили при жизни Протерия на его место Тимофея. Срочно вернувшись в Александрию, Дионисий арестовал Тимофея Элура и отправил его в ссылку в Тафосирион, или «Гробницу Осириса», но волнения не прекращались, сторонники Тимофея учиняли погромы и избиения своих противников, и Дионисий, чтобы успокоить монофизитов, возвратил Тимофея в Александрию. Но столкновения между диафизитами и монофизитами не утихли. По меткому замечанию Евагрия Схоластика, «демос легко воспламеняется гневом, и любые представившиеся поводы служат ему горючим материалом для смут; не последняя среди остальных и чернь города Александра, отличающаяся и великим числом, и незнатностью, и тем, что горазда на сборища, а также кичащаяся безрассудной дерзостью в своих порывах» . В праздник Пасхи мятежники ворвались в баптистерий кафедрального собора, где укрылся от них Протерий, и зверски расправились над ним. Об обстоятельствах мученической кончины святого Протерия православные епископы и пресвитеры Египта писали в послании, адресованном «благочестивому, христолюбивому, богоизбранному, победоносному, повергающему врагов в бегство августу Льву»: «Спешившие привести в исполнение главную цель Тимофея, не желая, чтобы он (Протерий) спасся внутри этой незапятнанной святыни, и не стыдясь ни святости места, ни времени – ибо был праздник спасительной Пасхи… убивают невинного и жестоко закалывают его вместе с шестью другими. И влача повсюду его истерзанный труп, таская (его) с жестокостью почти по всему городу и дерзко насмехаясь (над ним), они бесчеловечно обращались с телом… разрывая его на куски, и не поколебались отведать, словно звери, внутренности того, кто недавно признавался посредником между Богом и людьми; предав огню то, что осталось от его тела, они развеяли пепел его по ветру… Виновником и искусным архитектором всех этих злых дел был Тимофей» .

http://pravoslavie.ru/55203.html

На заседаниях собора было провозглашено осуждение Евтихия как еретика и осуждение Диоскора. Обвинения Диоскора сводились главным образом к нарушениям дисциплинарного характера. В декларации говорилось о том, что Диоскор дерзнул произнести отлучение папы Льва, что он предвосхитил право судьи, которого не имел, однако преступлений против веры не было указано. Легаты Римского папы предложили было формулировку в духе папизма, однако идея соборности восторжествовала. Таким образом, Диоскор был осужден за раскол и неподобающее поведение 11 . Затем он был сослан в Гангру Пафлагонийскую, где и умер. Перед самой смертью Диоскора (454) группа монофизитов, прибыв в Гангру, заверила своего бывшего предстоятеля в неизменной преданности и соблюдении решений Ефесского собора 449 г. Его смерть так и не разрешила проблемы, напротив, возбудила ревность его сторонников. После низложения Диоскора православные епископы избрали на патриарший престол Александрийской Церкви архимандрита кафедрального александрийского собора Протерия (451–457) 12 , который сразу же отлучил Тимофея Элура и Петра Монга. Начались волнения, направленные против политической власти, которая стремилась религиозным путем подчинить египтян, а также против нового епископа, которого считали орудием чуждой силы. Прежняя ненависть пробудилась. Александрийский Серапис, к которому прибегали воины, был сожжен восставшим в год смерти императора Маркиана населением (457). Протерий, несмотря на получение гражданских привилегий и личную охрану, был убит (457) в баптистерии храма. Тимофей Элур, захватив в Александрии патриарший престол, осудил Халкидонский собор, отлучив папу Льва и архиепископа Анатолия Константинопольского. Однако император Лев I (457–474), к которому обратились и православные, и монофизиты Египта, принял сторону православных. Тимофей Элур был изгнан в 460 г. из Александрии. После него в Египте было два православных патриарха Тимофей III Салофакиол (460–482) и Иоанн I Талайя. Однако при поддержке императора Василиска Тимофей Элур снова возвратился в 475 г. на Александрийский патриарший престол, и Тимофей III вынужден был удалиться в Тавенский монастырь. После смерти (477) Тимофея Элура престол перешел к Иоанну I Талайя.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

К этому присоединилось еще неудовольствие папы по поводу занятия Александрийской кафедры. В последнем случае дело было так: по смерти Тимофея Элура († 477r.), естественным представителем Александрийской кафедры являлся Тимофей Селофакиан. Его появление вызвало в Александрии раздоры, несмотря на его кроткий характер и нелюбовь к спорам. Раздоры не прекращались до самой смерти его (весною 482 г.). Александрийцы выбрали на его место пресвитера Иоанна Талайю, а умеренные с монофизитами еще по смерти Тимофея Элура избрали ему преемником Петра Монга. Последний имел доступ к архиепископу Акакию и был им признан, следовательно Иоанн Талайя, по Акакию, был излишен. Он бежал в Рим, к папе, с жалобою. Папа направил громадные усилия возвратить ему кафедру и, между прочим, писал Акакию об этом, а потом предоставил ему кафедру в Италии. Между тем, Петр Монг вошел в сношение с Антиохийским Петром Гнафевсом занявшим кафедру после Каландиана. Все трое – Константинопольский Акакий, Александрийский Петр Монг и Антиохийский Петр Гнафевс – признали Энотикон Зинона и между ними водворился мир. Папа знал – кто такой Петр Гнафевс, и союз с ним Акакия представил Константинопольского патриарха в очень сомнительном, даже подозрительном виде. Недовольный патриархом Акакием за признание Энотикона, игнорировавшего Халкидонский Собор, и его союзом с Петром Монгом, папа поставил дело о нем на Римском Соборе 484 г. Патриарх Акакий был осужден и анафематствован. Последний тем же ответил по адресу папы и вычеркнул имя папы из диптиха. Вследствие этого произошел разрыв между Римскою и Восточными Церквами, который продолжался 35 лет (484–519 г.). (Theophanes. Chronographia. De Boor. 1883 г. Lipsiae 1883 р. 132), хотя дипломатические сношения не прекращались и за это время. Смертью императора Диррахита († 518 г.). Прекратилась династия, начатая Львом (с 457 г.). Преемником его стал славянин из Дардании Юстин I (518–527 г., Justinus), безграмотный старец (68 лет). По своим догматическим убеждениям Юстин был строго православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

По поручению императора Феориан снова (1172) прибыл в Армению в сопровождении армянского монаха Иоанна. Нерсес созвал собор армянских епископов, которые подозревали католикоса в принятии решений Халкидонского собора. Византийские представители сообщили условия для соединения, выдвинутые императором и Константинопольским патриархом Михаилом III(1170–1178). Они заключались в анафематствовании Евтихия, Диоскора, Севира, Тимофея Элура, в исповедании Господа единой Ипостасью в двух естествах, в принятии Трисвятого без теопасхитского “распныйся за ны”, в принятии греческого церковного календаря, в совершении Евхаристии на квасном хлебе и на разбавленном водой вине, в принятии семи Вселенских соборов и в приготовлении святого мира на оливковом масле. Армянский католикос впредь должен был поставляться византийским императором. В пылу полемики греки выдали тайну, сообщив о содержании секретного письма Нерсеса IV императору. Нерсес вынужден был распустить собор и вскоре (1173) умер. Во второй фазе переговоров (1173–1193), когда католикосом стал племянник HepcecaIV ГpuropuйIV, глава Армянской Церкви попросил императора Мануила сократить количество условий до двух, потому что большинство условий требовало упразднения местных обычаев армян. Император согласился. Армяне должны были анафематствовать тех, кто говорил, что во Христе одна природа, то есть Евтихия, Диоскора, Севира, Тимофея Элура и всех их единомышленников. Они должны исповедать Господа нашего Иисуса Христа единым Сыном, единым Господом, единым Лицом, одной Ипостасью, состоящей из двух совершенных природ, соединенных неразлучно, нераздельно, неизменно, неслитно, Богом и человеком, и в двух природах одного и того же Господа Иисуса Христа, имеющего две естественные воли – Божественную и человеческую, не противоречащие одна другой, но согласную человеческую волю с волей Божественной… Вместе с императором Мануилом ответил и Константинопольский патриарх Михаил, под председательством которого проходил в то время Константинопольский собор. Получив соборное решение в письме от 10.1.1177 г., католикос Григорий IV созвал в Рум-Кале (1179) собор из 33 епископов, которые в двух ответных посланиях императору и патриарху признали исповедание греков православным, приняли его и анафематствовали Нестория и Евтихия. Этот собор в конце признал во Христе две природы. “Мы отмечаем, – говорится в деяниях этого собора, – что святые Отцы говорили не об одной природе Христа, а о двух соединенных, энергией и волей в одном Лице совершающих то действия Божества, то действия человечества. Поэтому мы и не расходимся с учением святых Отцов”. Однако император Мануил (†1180) не дождался этого послания, а после его смерти в Константинополе начались смуты, мятежи, которые заставили на некоторое время отложить армянский вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

Собором, в 455 г. был смещен с престола. На смену ему пришел Василий (457-458), к-рый выступил против монофизитствовавшего Александрийского патриарха Тимофея II Элура , защищая определения Халкид. Собора. Такую же позицию заняли все иерархи АПЦ, а также 3 самых известных сир. столпника: преподобные Симеон , Варадат и Иаков . Патриарх Мартирий (ок. 459-ок. 470) первым начал борьбу с монофизитской ересью, стремительно распространявшейся в Сев. Месопотамии. Ситуацию усложнило вмешательство светских властей. Стоявший во главе монофизитов Петр Гнафевс нашел поддержку у зятя имп. Льва I патрикия Зинона, командовавшего антиохийским гарнизоном, и сумел занять Антиохийский престол (ок. 469), воспользовавшись тем, что престарелый Мартирий утратил контроль над ситуацией. Однако Петр Гнафевс не пользовался популярностью у большей части епископата АПЦ и не был признан в К-поле. Неопределенное положение продолжалось до 471 г., когда имп. Лев I приказал изгнать Петра. После смерти Патриарха Юлиана (475) последний вновь на время захватил Антиохийский престол, поддержав узурпировавшего имп. трон Василиска . Вскоре имп. Зинон, бывш. покровитель Петра, вернул себе власть в К-поле и изгнал из Антиохии приспешника узурпатора. Монофизиты избрали на Антиохийский престол Иоанна II (476-477), поставленного Петром Гнафевсом во епископа Апамеи, но имп. Зинон предпочел ему Стефана II . Последний занимал Антиохийскую кафедру с 477 по 479 г. и был убит. К-польский Патриарх Акакий в 479 г. поставил на кафедру Календиона , к-рый, стремясь укрепить правосл. часть клира, перенес в Антиохию мощи свт. Евстафия, и это послужило сигналом к возвращению в город последних евстафиан (484). Календион прилагал все усилия, чтобы добиться осуждения Тимофея Элура. Его преемник Иоанн был низложен по подозрению в сочувствии соперникам имп. Зинона, после чего Петр Гнафевс, согласившийся подписать т. н. «Энотикон» (имп. эдикт 484 г., имевший целью примирить монофизитов и сторонников Халкидона), в очередной раз занял Антиохийский престол (485-489).

http://pravenc.ru/text/115764.html

191 Но Василиск был низложен, и Зенон снова взошел на императорский трон. Акакий послал диакона к римскому епископу, чтобы условиться с ним относительно принятия необходимых мер для уврачевания церковных зол. Симплиций ему отвечал, что после Бога один только император может уврачевать их, и что этот государь должен обнародовать приказ об изгнании Тимофея и Иоанна Антиохийского, который вытеснил еретика Петра и стоил столько же, как и этот, и чтобы наконец изгнал всех еретичествовавших епископов, врагов Халкидонского собора. Надобно заметить, что если бы за римским епископом признавали власть вселенскую и абсолютную, какую ему усвояют теперь, то он не имел бы надобности в императорском посредничестве для восстановления в Церкви порядка и уважения к законам. Похитители епископских престолов и низложенные епископы не имели бы столь многочисленных приверженцев. Симплиций искал посредничества Акакия пред Зеноном для получения желательного ему приказания и для отлучения от Церкви тех, которые были осуждены на изгнание. Император издал декрет, желаемый Симплицием и Акакием, и созвал собор Восточных епископов, который отлучил бы еретичествовавших епископов, и, в частности, Петра и Иоанна, похитителя Антиохийского престола, и Тимофея Александрийского. Собор писал к Симплицию, прося его не принимать в общение никого из тех, кого он осудил. Тогда Симплиций, со своей стороны, отлучил их и уведомил Акакия о своем решении, прося обязать императора, чтобы он привел в исполнение обнародованный им декрет об изгнании. Тимофея Элура, расслабленного летами и болезнью, оставили умереть в Александрии. После его смерти, его приверженцы избрали Петра, по прозванию Моггос, но император Зенон изгнал его, и на Александрийском престоле восстановил Тимофея Солофакиола, который несправедливо был изгнан из Александрии. 192 Таким образом, три епископа: Рима, Константинополя и Александрии, – находились в совершенном общении и взаимно поддерживали себя. Но вот Антиохийский епископ, заместивший двух похитителей – Петра и Иоанна, был убит во время мятежа, так как Антиохийская церковь была глубоко разделена, и религиозные партии вели жестокую войну между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Но перейдем к перечню отдельных апелляционных казусов. 13. При Анатолии начинался вековой монофиситский раскол в Египте. Константинопольской кафедре пришлось быть судьей над Александрийской. Православные Александрийские клирики после православного Епископа Протерия обратились к императору с жалобой на захватчика кафедры монофисита Тимофея Элура. Император Лев I передал дело на суд Анатолия с Собором. Собор в 458 г. осудил Тимофея 12 . 14. Преемник Анатолия Геннадий продолжал регулировать жизнь Александрийской Церкви, добился новой ссылки Тимофея и выбора в Александрии православного Тимофея Салафакиола 13 . 15. Монофиситские смуты в Антиохии побудили теснимого там Архиепископа Мартирия обратиться в Константинополь к Геннадию (458–471). Геннадий ходатайствовал за Мартирия перед императором Львом I, и Мартирий получил императорские полномочия против своего конкурента Петра Гнафевса. Но Петр Гнафевс опирался на тайную протекцию императорского наместника Зинона; тогда Мартирий, чувствуя себя преданным, с негодованием и презрением бросил кафедру в руки интриганов. Но Геннадий настоял, чтобы император Лев все-таки изгнал Петра Гнафевса и заместил кафедру православным Юлианом 14 . 16. Акакия Константинопольского (471–479) Епископы Асийского диэцеза именуют «Святейшим и Благочестивейшим Патриархом Святейшия Церкви царствующего града Константинополя, Нового Рима». Знаменитый Ле Киен (Oriens Christianus, t. I, р. 62) говорит: «Акакий был первый из всех, который подлинно и в собственном смысле (еге ет ргоргие) установил (constituerit) Константинопольский Патриархат при содействии светской власти императора Зинона». Благодаря целым векам догматических смут, Константинопольские Епископы становятся действительно Патриархами всей Восточной Церкви, ибо борьба властно решается в столице императорской политикой и соучастием в ней Константинопольских Патриархов. В годы колебания трона импер. Зинона, Петр Гнафевс, как ставленник монофиситской партии, вновь захватывал Антиохийскую кафедру, но, с возвращением Зинона на трон, был свергнут Антиохийским Собором и замещен православным Стефаном II. Акакий, по получении известительной грамоты от Стефана, на своем σνοδος ενδημοσα в 478 г. утвердил деяние Антиохийского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

После подавления мятежа, достигнутого относительно малой кровью, поскольку значительная часть монахов прислушалась к голосу Евдокии и возвратилась в лоно Кафолической Церкви, Феодосий бежал от преследования на Синайскую гору, где и нашел укрытие. Незаконно рукоположенные мятежниками епископы и клирики были низложены, а на Иерусалимскую кафедру был возвращен святитель Ювеналий, занимавший ее еще в течение нескольких лет, до своей кончины в 458 г. Его преемником стал Анастасий I, носивший уже патриарший титул. В Египте мятеж был учинен монофизитами уже в первые месяцы правления императора Льва. Весть о кончине импера­тора Маркиана, непоколебимого защитника православных диафизитов, пробудила у александрийских монофизитов надеж­ду на перемены. Воспользовавшись тем, что правитель Египта Дионисий вместе с войсками, расквартированными в этой стра­не, отбыл на юг, ближе к границе с Нубией, предводители монофизитской партии во главе с Тимофеем, прозванным за свою хитрость, изобретательность и коварство «Котом» – Элуром, решили низложить православного архиепископа Александрии Протерия. В кафедральном соборе египетской столицы два епи­скопа, отвергавшие Халкидонский орос, Евсевий Пелусиотский и Петр Ивер, происходивший из грузинской княжеской династии и занимавший Майумскую кафедру, рукоположили при жизни Протерия на его место Тимофея. Срочно вернувшись в Алексан­дрию, Дионисий арестовал Элура и отправил его в ссылку в Тафосирион, или «Гробницу Осириса», но волнения не прекращались, сторонники Тимофея учиняли погромы и избиения своих про­тивников, и Дионисий, чтобы успокоить монофизитов, возвра­тил Тимофея в Александрию. Но столкновения между диафизитами и монофизитами не утихли. По меткому замечанию Евагрия Схоластика , «демос лег­ко воспламеняется гневом, и любые представившиеся поводы служат ему горючим материалом для смут; не последняя среди остальных и чернь города Александра, отличающаяся и великим числом, и незнатностью, и тем, что горазда на сборища, а также кичащаяся безрассудной дерзостью в своих порывах» 918 . В праздник Пасхи мятежники ворвались в баптистерий кафедрального собо­ра, где укрылся от них Протерий, и зверски расправились с ним. Об обстоятельствах кончины священномученика православные епископы и пресвитеры Египта писали в послании, адресованном «благочестивому, христолюбивому, богоизбранному, победонос­ному, повергающему врагов в бегство Августу Льву» 919 : «Спешив­шие привести в исполнение главную цель Тимофея... не стыдясь ни святости места, ни времени – ибо был праздник спаситель­ной Пасхи... убивают невинного и жестоко закалывают его вме­сте с шестью другими. И влача повсюду его истерзанный труп... они бесчеловечно обращались с телом... разрывая его на куски, и не поколебались отведать, словно звери, внутренности того, кто недавно признавался посредником между Богом и людьми; предав огню то, что осталось от его тела, они развеяли пепел его по ветру... Виновником и искусным архитектором всех этих злых дел был Тимофей» 920 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010