Архиепископы и Епископы Могилевские и Витебские (с 1803 до 1833 г.): Анастасий Братановский 1797–1805. Архп. с 1801. Варлаам Шишацкий 1805–1813. Архп. с 1808. Даниил Натток-Михайловский 1813–1821. Архп. с 1816. Иоасаф Сретенский 1821–1827. Архп. Павел Павлов (Морев) 1827–1831. Могилевские и Мстиславские (с 1833 г.): Гавриил Городков 1831–1837. Архп. с 1833. Смарагд Крыжановский 1837–1840. Архп. Исидор Никольский 1840–1844. Архп. с 1841. Анатолий Мартыновский 1844–1860. Архп. с 1853. Евсевий Орлинский 1860–1882. Архп. Виталий Гречулевич 1882–1825. Сергий Спасский 1885. Павел Вильчанский 1892–1892. Ириней Орда 1892–1893. Евгений Шерешило 1893–1896. Мисаил Крылов 1896–1904. Стефан Архангельский 1904–1911. Константин Булычев 1911. Гомельское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Митрофан Краснопольский 1907. Московская 31 Кафедра в Москве Митрополиты Московские и всея Руси: Феодосий Бывальцев 1461–1464. Филипп 1464–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима Бнадатый 1490–1494. Симон 1495–1511. Варлаам 1511–1521. Даниил 1522–1539. Иоасаф Скрипицын 1539–1542. Макарий 1542–1563. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп Колычев 1566–1568. Кирилл 1568–1572. Антоний 1572–1581. Дионисий 1581–1586. Иов 1586–1589 . Патриархи Всероссийские: Иов 1589–1605 . Игнатий (грек) 1605–1606 (не был признан). Гермоген 1606–1612. (Междупатриаршество 7 лет). Филарет Романов 1619–1633. Иоасаф I 1634–1640. Иосиф 1642–1652. Никон Минин 1652–1666. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким Савелов 1674–1690. Адриан 1690–1700 (последний патриарх). Стефан Яворский , блюститель патриаршего престола, 1701–1721. Архиепископы 32 : Иосиф Волчанский 1742–1745. (С 1745–1748 управлял Крутницкий 33 еп. Платон). Платон Малиновской 1748–1754. Тимофей Щербацкий 1757–1767. Митр. Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771. (С 1771 по 1775 управлял Крутицкий еп. Самуил Миславский). Московские и Коломенские (с 1799 г.): Платон Левшин 1775–1812. Митр. с 1787. Августин Виноградский 1818–1819. Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

архимандритом киевския лавры действительно находился, о том с имеючихся в означенной лавре разных крепостей совершенно видимо есть. Ктому архим. Тимофей (Щербацкий) при соборной братии объявил, яко слышно-де, что показании архиереи (т. с. Платон Малиновский и Сильвестр Кулябка) за слабостию здравия своего намерены оставить свои епархии и проситься в киевопеч. лавру на обещание. А образец был таков, что когда покойнаго епископа черниговскаго Иродиона Жураковскаго от епархии на обещание в киевомежигорский мон. уволено, при том монастыре в правление ему поручено. И по тем двом резонам архиереи в кандидаты положени». IV. Несостоявшееся викариатство при Арсении Могилянском, митр. киевском (1759 –70) 9 Не вдруг установились в русской церкви учреждение викариатства. В Руси до-петровской было нечто в роде викариатства в самом простом и первоначальном виде: именно вспомоществование главному архиерею на совершении богослужения и посвящение ставленников. Такого рода временными викариями были заезжие греческие архиереи, проживавшие в России иногда по нескольку лет, а также и русские престарелые архиереи, проживающие на покое; те и другие, чувствуя себя как гости, помогали – так сказать – архиерею-хозяину за его гостеприимство и ласку, вовсе не имея в ввиду принимать участие в епархиальном управлении. Бывали примеры и постоянных викариев в том же роде; так для вспоможения новгородскому митрополиту Иову был посвящен ему викарием духовник его Иоиль, архимандрит монастыря Антония римлянина, человек, как видно, престарелый, который остался в том же монастыре и умер раньше своего патрона (архиерействовал 1708–12). С учреждением св. синода у высшего правительства явилась мысль придать учреждению викариатства самостоятельное значение. Три раза в 1-й половине века, – сколько нам пзвестно, – эта мысль была предлагаема правительством и три раза отклоняема св. синодом. В пунктах инструкции св. синоду от 24 янв. 1724 г. рукою Петра I в п. 4-м написано: У архиереев синодских быть викарием и им дела земские ведать и во всем ответ давать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Барсов. Сборник действующих. С. 112–125; ср.: Milasch. S. 351 и след., 297 и след.; Нечаев (1890). С. 55 и след.. Розанов. 1. 1. С. 18, 29–35; Шимко. Патриарший приказ, в: Описание архива Министерства юстиции. 10. С. 1–78; ПСПиР. 1. 42, 88; 2. 1041; ОДДС. 1. 264; ПСЗ. 10. 7679; 9. 6718; 19. 14187; 22. 16688; 38. 29045; 2 ПСЗ. 43. 45625; Нечаев (1890). С. 49 и след. Акты Южной и Западной России. 6. 30; ПСЗ. 2. 1198, 1199; Макарий. 12. С. 11 и след., 539–591; Харлампович. С. 3–7, 497–503; Титов. 1. 1. С. 54 и след., 69 и след., 99; 2. 1. С. 284, 285, 323. Вопрос о подчинении Киевской митрополии и об антимосковских настроениях некоторой части украинского духовенства подробно рассмотрен у Эйнгорна (здесь и у Харламповича — многочисленная библиография). Идея подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху возникла в Москве уже в 1622 г. (Эйнгорн. С. 1074). Решительным ее противником был преемник Гедеона, митрополит Варлаам Ясинский (Титов. 2. 1. С. 323). Нарушение прав Киевских митрополитов достигло своего апогея в 1721 г., когда Печерский монастырь, архимандрития митрополита, был подчинен непосредственно Святейшему Синоду (Харлампович. С. 493). Покровский. Русские епархии, в: Прав. соб. 1913. 1. С. 126 и след.; 2. С. 37 и след.; Титов. 2. 1. С. 54; Пархоменко. Очерк истории. С. 3 и след. Митрополит Варлаам Ванатович (1722–1730) пытался в 1727 г. уговорить Петра II восстановить привилегии Киевских архиереев (Рыбаловский П. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 2. С. 441 и след.). ПСПиР. Е. П. 1. 386; Покровский, в: Прав. соб. 1913. 1. С. 147. Покровский. Ук. соч. С. 147–150; Титов. 2. 1. С. 1 и след., 69 и след., 79 и след. Шпачинский. С. 115–136; Граевский. Митрополит Тимофей Щербацкий, в: ТКДА. 1910. 3. С. 940 (о периоде до 1757 г.); Знаменский. Приходское духовенство, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 299 и след., 338 и след., 381. Сборник. 43. С. 433–597; ср.: Шпачинский. С. 481 и след. Еще в 1764 г., т. е. до созыва комиссии, украинское шляхетство подало Екатерине прошение о восстановлении прежних привилегий, которые, начиная с петровских времен, были постепенно ликвидированы. В прошении высказывалось пожелание получить право самим избирать кандидатов на Киевскую митрополию и настоятелей крупнейших монастырей на Украине. Испрашивалось также восстановление прежних прав духовенства, за исключением права приобретать земельные владения — последний пункт напоминает аналогичные требования московских служилых людей XVII в. (Шпачинский. С. 288).

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Библиотека Киево-Софийская, некогда первая в России и родоначальница всех прочих отечественных библиотек наших, не может и ныне назваться последнею, хотя не имеет уже ни одной из тех книг многих, ими же поучахуся вернии людие при мудром Ярославе, и которые положены были им в Св. Софии (как пишет преп. Нестор под 6545 годом). Существующая ныне заведена после смут униатских, и составилась большей частью из тех книг, какие отказывали в Соборе Киевские митрополиты и другие духовные лица. Имён всех благотворителей библиотеки не знаем, но можем назвать некоторых известнейших. Библиотека книг печатных много обязана митрополиту Тимофею Щербацкому (коего книг встречается более 50 названий), митр. Самуилу (до 20 названий), и всего более митр. Евгению, (который оставил библиотеке нашей своих книг 346 номеров. Нынешнему архипастырю библиотека обязана устройством хороших шкафов, которых прежде совсем не имела и оттого много пострадала 98 . Встречаются в надписях по книгам, имена митр. Варлаама Ясинского, Димитрия Савича, Игумена Батуримского, т. е. св. Димитрия Ростовского (на 3-х книгах латинских, на коих он подписался своеручно). Афанасия, епископа Ростовского, архимандрита Виктора Ладыжина, архимандрита Илариона Лазаревича, иеромонаха Иоакима Костенецкого и проч. Печатных книг всего до 1.500 названий и хотя большая часть между ними – книги духовного содержания, но очень довольно и классиков, книг исторических и филологических. Из книг славянских древнейшие: Библия Острожского издания 1581 г., Апостол издания Львовского 1574 г., (обе ветхи и не целы), Служебник Стрятинского издания 1604 г. и некоторые другие. Библиотека рукописей обязана более всего также Преосв. митр. Евгению, который отказал Собору 310 номеров своих книг рукописных. Они большей частью исторического содержания и не оригинальные древние рукописи, а списки с оригинальных или выписки из них и других книг, а частью переводы 99 . Кроме книг исторических много книг с уроками академическими (писанных студентами Киевской академии), по классам, поэзии, риторики, философии и богословию 100 , а также книг богослужебных, какие отобраны у монастырей и церквей Киевской епархии. Много книг (до 70 номеров) после пр. Иринея Фальковского, коадъютора митрополии Киевской. Они большей частью – проповеди его сочинения и его же рукой переписанные (некоторые несколько раз). Всего рукописей около 650 номеров и большая часть из них – духовного содержания. Все они не старее XVI века. Из евангелий особенно примечательны:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

В 1718 г. находилось братии: в Буйницком монастыре 6, Тупическом 14, Кутеинском мужском 18, женском 46, Борколабовском 38. 863 По причине происходивших в этих монастырях крайних беспорядков, при трудности надзора за ними из Киева, по отдаленности и положению этих монастырей в другом государстве, киевские митрополиты Тимофей Щербацкий и Арсений Могилянский поручали их в ведомство белорусского епископа. Преосв. Георгий (Конисский) в донесении Свят. Синоду от 16 июня 1769 г. описывает, какие драмы разыгрывались в этих монастырях к соблазну православной церкви. «Когда послан был от преосвященного Тимофея в Буйницкий монастырь игуменом Иларион, то реченного Буйницкого монастыря монахи его, Илариона, не приняли и обратно в Киев выслали; а когда и в другой раз он же Иларион к ним с указом и с рейтарем, от киевской губернской канцелярии данным, приехал, однако сам не поехал в монастырь, а послал с указом бывшего при себе монаха Савву, то реченные монахи буйницкие оного Савву розгами высекли, да и рейтарю, от той же чести убегающему, досталось несколько разов дубиной. И в том странном преосвященному митрополиту противлении пребывали они монахи буйницкие лет до пяти, до моего в Могилев прибытия, марая между тем как преосвященного имя, так и консисторию киевскую, ругательными протестами, в губернские канцелярии киевскую и смоленскую засланными. При том они ж монахи овладели было деревушкой, монастырю девичьему Борколабовскому принадлежащей, монахинь и людей, которые боронили оной деревушки, били, и многих с стрельбой и саблями ранили и изувечили; да и больше еще разорения оным монахиням учинили б, если б бывший вице-канцлер литовский Сапега не защитил оного девичего монастыря, яко в добрах его состоящего». «Равномерно ж и Марковского монастыря бывший пред сим игумен Иакинф Пелкинский, по разным на него жалобам, в том числе и моей, и по многим указам, никогда к ответу в Киев не являлся, почему преосвященный митрополит Арсений принужден был ко мне написать, чтоб его Пелкинского приказал я, каким можно способом схватя, прислать в Киев под караулом, что затем только не последовало, что в продолжение времени бывшие на него жалобы прекратились и я мою обиду ему простил, щадя не столько его, как монастырь Марковский, за который он Пелкинский, яко игумен, иноверцам обидчикам не худой отпор по вежеству своему, как то ему признать должно, давал и в судах разных с обидчиками дело имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1744 г. шляхетскими детьми Вехертовыми иезуитскими воспитанниками сожжены в Слуцке три православные церкви: Воскресенская, Замковая и Варваринская; сгорел также и дом фундушевый, называемый митрополитский, в котором издревле отправлялись рады и суды благочестивого духовенства. Главными зачинщиками и руководителями в деле преследования православных в Слуцке и вообще в минском воеводстве были иезуиты слуцкой коллегии. Они отняли у Троицкой архимандрии земли мили на полторы в окружности, насильственно принуждали православных к унии, захватывали правосл. церкви и выгоняли священников. Но владельцы места, Радзивилы, не были фанатическими гонителями православных. Преемник Оранского (с 6 сентября 1746 года), архимандрит Михаил Козачинский, в донесении Святейшему Синоду от 15 марта 1750 года с особенной похвалой отзывался об Иерониме Флориане Радзивиле († 1760 г.), подчашем в. к. Литовского, как о защитнике и покровителе православных и просил для него орден св. Андрея. 804 В 1755 г. Козачинский, с разрешения киевского митрополита Тимофея Щербацкого, перенес из Заблудова в Слуцк мощи св. мученика младенца Гавриила, 6-ти летнего христианского отрока, замученного в 1690 г. евреями и выброшенного в поле на съедение птицам. Тело его погребено было в заблудовской церкви и через 30 лет обретено нетленным. Преемником Казачинского был Давид Нащинский, из префектов Киевской академии. 805 Он управлял монастырем не более года и взят был обратно в киевскую академию в ректоры оной. За ним Досифей Голяховский с 1758 г. 806 Прибыв в Слуцк он нашел «не токмо народ, но и самых священников крайне и ужасно препростых, а наипаче по лесам за далекими болотами живущих, и не токмо прав церковных, но и закона Божиего вовсе не ведущих, а напротив того в одних суевериях и пагубных забобонах упражненных, так что одна везде была преглубокая тьма. Сеж с той причины, что нигде тамо учений не было. Церкви многие в крайних скудностях, обветшалостях и безобразиях таковых, что ни служить в них невозможно и не на чем было, понеже не только других книг, но евангелий святых во многих церквах не было, но одни у других занимали и то писанные. Несколько церквей, по сгорении их, вновь выстроивать чрез не мало лет вовсе не допускано».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1754 году скончался. 49 . АРСЕНИЙ III Могилянский, Архимандрит Троице-Сергиевский, затем вместе и Архиепископ Переславский, с 1744 года Февраля 8. В 1752 году уволен на покой. Платон Малиновский, Епископ Сарский и Подонский, с 5 Апреля 1744 года (см. выше, 28). 50 . НИКИФОР. Протоиерей Успенский, с 1744 по 1745 год. 51 . ИЛАРИОН II Григорович, Епископ Крутицкий, с 1748 года Апреля 5. В 1755 году уволен на Крутицы. 52 . ГАВРИИЛ II, Кременецкий, Архимандрит Ново-Спасский, затем Епископ Коломенский, с 1748 года Апреля 5 по 1753 год и паки с 1762 по 1770 год. Наконец, Митрополит Киевский. 53 . АМВРОСИЙ II Зертыс-Каменский, с 1748 года Апреля 5 по 1753 год. Архимандрит Воскресенский, затем Епископ Переславский. Наконец, Архиепископ Московский. Он именовался Членом по 1771 год, т. е. по кончину свою. Платон Малиновский, с 1749 года (см. выше, 28). 54 . СИЛЬВЕСТР I Кулябка, Архиепископ Санкт-Петербургский и Архимандрит Александро-Невский, с 2 Июля 1750 года. В 1761 году скончался. 55 . ДИМИТРИЙ Сеченов, Епископ Рязанский. Наконец, Митрополит Новгородский, с 1752 по 1767 год. 56 . ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович, Епископ Тверской, затем Псковский. Наконец, Митрополит Казанский, с 1753 года Октября 6 по 2 Апреля 1758 года присутствовал, а именовался Членом по кончину свою. 57 . АФАНАСИЙ II Вольховский, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, затем Епископ Тверской. Наконец, Ростовский. С 1754 года Марта 5 по 1758 год, и с 1762 года Февраля 24. В 1767 году уволен в Епархию. 58 . МИСАИЛ Чирский, Архимандрит Новоспасский. С 1754 года Марта 5. А присутствовал он в Московской Синодальной Конторе по 1755 год. 59 . ВАРЛААМ III Лащевский, Архимандрит Донской, с 1754 по 1759 год. 60 . ГЕДЕОН Криновский, Архимандрит Савино-Сторожевский, потом Троице-Сергиевой Лавры. Наконец, Епископ Псковский, с 4 Марта 1753 года по Июнь 1763 года. 61 . ТИМОФЕЙ Щербацкий, Митрополит Московский, с 29 Марта 1758 года по 1767 год. А присутствовал он в Московской Синодальной Конторе. 62 . ПАЛЛАДИЙ, Епископ Рязанский, с 17 Апреля 1758 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1759 году вышло издание более исправленное, по поручению св. Синода, Тимофеем Щербацким, ректором Новгородской семинарии, Иоасафом Миткевичем и Александроневским иеродиаконом Никодимом. Об источниках четиих миней После св. книг ветхого и нового завета Димитрий пользовался многими творениями отцов церкви, писателей и историков, начиная с Филона и Флавия; имена их составляют два списка, помещенные пред 1 и 2 четвертями миней. Главнейшие же источники были: из русских макарьевские четии минеи, из греческих Симеон Метафраст , из западных жизни святых Сурия (vitae sanctorum), наконец с января по май включительно Деяния святых (Acta danctorum) – труд болландистов. В библиотеке москов. духовн. академии находится пролог, принадлежавший святому Димитрию, с заметками руки его на полях, где делаются отчасти указания и на источники, коими пользовался; указания на болландистов делаются с января по VI том мая включительно. Хотя первые 19 дней месяца июня (Т. II-III Acta SS) вышли между 1695 и 1701 годами, но едва ли св. Димитрий имел их под руками, как потому что на них нет указаний в прологе его, так и потому что ни одного римского святого не принято в минеях из сих дней июня, тогда как есть принятые из предшествующих месяцев. В том же прологе есть указания на летописи Барония (Baronii annales) 312 . Несомненно, что он имел под руками римский мартиролог Барония, из славянских львовский месяцеслов (примеч. его на 13 мая). Жизнеописания же русских святых взяты им из макарьевских миней, печерского патерика, из прологов и разных сборников русских монастырей. Так как болландисты к муч. актам и житиям святых относились с историческою критикою, обладая всеми учеными пособиями своего времени; то и жития в минеях св. Димитрия, с января по май ввлючительно, носят на себе характер ученой критики и снабжены по местам должными примечаниями. Впрочем св. Димитрий имел главною целию назидание читающих и потому избегал сухих, частых примечаний; самые жития, если они были пространны, совращал, дабы не утомлять внимание читателей, он даже не всегда обращал внимание на признаки достоверности житий, в них самих заключающиеся, или опускал такие места, или перефразировал так, что сила их в сем отношении ослабевала. Вообще отношение его к житиям различно: иногда он является строгим переводчиком, иногда метафрастом, иногда самостоятельным составителем из разных источников, но при этом все жития, вышедшие из под его пера, имеют характер единства по слогу, духу и назидательности. В отношении к минеям во всех славянских землях никто далеко не сделал более сего святителя. Велик был труд переводчика миней в XI веке, если их переводил один, но он далеко уступит труду святителя по объему, ибо те жития были не на все дни и более по одному святому на день, – по самостоятельности, ибо св. Димитрий многое сам составлял. После XI в. были новые переводы некоторых житий и исправление их. Эти труды еще менее могут сравниться с трудами св. Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В 1761 г. скончалась императрица Елизавета. Престол перешел ее племяннику– сыну Шлезвиг-Голштинского герцога Карлу Петру Ульриху, вызванному теткой из Германии, присоединенному к Православной Церкви и переименованному в Петра III Феодоровича. Но преобразовать наследника российского престола в русского человека не удалось. В душе он оставался немцем и лютеранином. Православие, русский народ он не только не понимал, но и не любил. К тому же, достигнув зрелых лет, он оставался ребячлив и странен. Царственная тетка часто с горечью говорила о нем «племянник мой урод», «проклятый племянник». Воцарение этого «окраденного умом» любителя игр в оловянные солдатики не сулило Православной Церкви ничего доброго. Сразу по воцарении Петр III заявил о своем намерении сократить число икон в православных церквах. Тогда же в беседе с новгородским архиепископом Димитрием (Сеченовым) он выразил желание, чтобы русские священники брили бороды и одевались в короткое платье, как одеваются немецкие пасторы. В своем дворце он собирался построить лютеранскую молельню под тем предлогом, что она нужна для дворцовой прислуги, исповедовавшей протестантизм. Но архиепископ Димитрий (Сеченов) заявил ему, что «русское духовенство скорее даст себя вовсе истребить, чем станет равнодушно и в молчании смотреть на такие нововведения». По свидетельству современников, за богослужением в придворной церкви Петр III обыкновенно, ко всеобщему соблазну, свободно разгуливал, вступал в беседы с иностранцами. О православии он часто высказывался с пренебрежением и даже презрительно. По подсказке окружавших престол временщиков Воронцова и Шувалова в 1762 г. Петр III издал указ о полной секуляризации церковных недвижимостей с передачей, ведавшей ими Коллегии экономии Сенату. Духовенство было потрясено этой мерой. Митрополит Московский Тимофей (Щербацкий) писал своему другу митрополиту Ростовскому Арсению (Мацеевичу) : «Всех нас печальная сия тронула перемена, которая жизнь нашу ведет к воздыханиям и болезням… До сего дожили мы по заслугам нашим». И священномученик митрополит Арсений подал протест против этого мероприятия, составленный в настолько сильных выражениях, что иеросхимонах Лука, доставивший бумагу во дворец, после прочтения ее императором «от страха лишился ума».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В алтаре замечателен Престол кипарисовый; устроенный мерой с Иерусалимского Гроба Господня, вышиной в 1 аршин и шесть вершков, шириной с юга на север в 3 аршина и 6 вершков, а с запада до востока 2 аршина и 2 вершка. Он обложен весь медными густо позлащенными досками с накладными чеканной работы серебряными штуками. Нынешний иконостас, и в нем серебряные царские врата, и пред ними серебряное паникадило над амвоном устроены иждивением Преосвященного Рафаила Заборовского, митрополита Киевского, и других вкладчиков, но окончены уже митрополитом Тимофеем Щербацким. Нижний пояс становых четырех икон и верхняя икона над царскими вратами обложены серебром уже после в разные времена. Но входные западные в Собор двери медные, оборонной работы с изображениями, приметно старинного искусства. Глава VI. Описание святых мощей, чудотворных икон, драгоценнейших утварей, облачений, замечательнейших книг печатных и рукописей, и гробов, находящихся в Киево-Софийском Соборе Собор сей без сомнения снабжен был от создателя своего Великого Князя Ярослава Владимировича гораздо большим числом святынь и сокровищ, нежели сколько имеет их ныне. Пролог церковный в житии блаженной Ольги (июня 11) говорит, что здесь в алтаре на правой стороне стоял и крест ее, из Константинополя принесенный с надписью: обновися Российская земля святым крещением, его же приять Ольга Благоверная княгиня, но его уже нет. Нынешние святыни все собраны со времен митрополита Петра Могилы . Из святых мощей первое место здесь занимают святого Священномученика Макария, митрополита Киевского, в 1497 году мая 1 убиенного татарами в деревне Стриголове на реке Припети, во время проезда его из Вильны в Киев. Они находятся под сенью в правой стороне Софийского Собора в раке, серебром обложенной, при южной стене придела св. архистратига Михаила. В соответствие им на левой стороне Собора при северной стене против придела трех Святителей Московских митрополитов Петра, Алексия и Ионы, находится под волоченой также сенью в раке большой ковчег со святыми мощами, в 1824 году устроенный, и в нем: I.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010