Но ея императорское величество не соизволила на то, чтоб, кроме Киево-Печерского монастыря, у митрополита Киевского особливая типография была, и в протчем для усмотрения как о той типографии было определено, и подвл(ас)тни ль были Киевские митрополиты синоду во всех делах: соизволила указать подать ее величеству копии с прежних жалованных грамот, кои вишшепомянутым трем, також по них бывшим в Киеве митрополитам данних, с показанием, от кого они подписани» 225 . Нельзя не признать, что сторонники м. Тимофея Щербацкого избрали очень неудобный момент для представления императрице доклада коллегии иностранных дел по прошению Киевского митрополита. Дело в том, что лаврские уполномоченные незадолго перед этим получили возможность еще раз представиться лично государыне и просить ее о защите лавры от притязаний м. Тимофея Щербацкого. Мы знаем уже, что С. Т., быть может, по совету других, предложил архим. Луке подать новую челобитную императрице, с просьбой о подтверждении всех вообще прав лавры. В половине июля 1753 г. в Москве, действительно, была получена лаврскими поверенными такая челобитная «за подписанием рук всей соборной братии» 226 . Но С. Т., вчитавшись в челобитную, на шел ее неудачной в том отношении, что в ней не было выражено просьбы о выдаче новой жалованной грамоты лавре на прежде предоставленные ей права, а говорилось только «о недопущении преосвященному митрополиту (т. е. Тимофею Щербацкому) иметь типографию» 227 . С. Т. просил тогда архим. Луку прислать новую челобитную, которая, действительно, как мы уже знаем из ответного письма царского духовника печерскому архимандриту, и была получена в Москве около половины августа 1753 г. Вот эту-то новую челобитную, с просьбой о выдаче жалованной грамоты на подтверждение прав лавры, дарованных ей русскими государями, лаврские уполномоченные и успели лично вручить государыне 12 сентября 1753 года, в воскресенье, в малой придворной церкви. Императрица благосклонно приняла лаврскую челобитную и при этом высказала, что она помнит и прежде поданную ей челобитную лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Приведенное сейчас сообщение Иерофея о первой аудиенции лаврских уполномоченных у Императрицы Елизаветы Петровны, Софроний Тернавиот, со своей стороны, дополняет некоторыми характерными подробностями, среди коих особенного внимания заслуживает личный отзыв Императрицы о киевском митрополите. «И сего июня 6 дня», – писал, между прочим, С. Т. архимандриту печерскому Луке 15 же июня 1753 года, – «многомощним сиятельнейшего графа Алексея Григорьевича ходотайством Ее Императорскому Величеству, Всемилостивейшей Государыне, ми купно з отцем наместником Иерофеем, и великим патроном святой лавры преосвященным Платоном, архиепископом московским, представлении были в маленькой головинской церкве, где всеподданейше вашей архипастирской святини доношение отцем наместником Иерофеем всенижайше подано, и презенты доволние с книг поднесени, которые всемилостивейше принять соизволила, и тогда ж во время божественной литургии читать соизволила и, по прочете, свой высокомонарший гнев в слух всем на преосвященного объявить изволила ж: не довлеет де, что уже епархию свою совсем разорил, о чем плачливее ко мне происходят жалоби, монахинь бил, а инних и в смерть повбивал, да еще вздумал угодников Божьих своими прихотми обидить, чего де никогда не бивало, увесть желает, чему зделаться не можна» 208 ... Можно думать, что влагаемая С. Т. в уста Государыни речь, получила более резкий оттенок в малоросийской передаче ее; но, во всяком случае, не подлежит сомнению тот факт, что Императрица Елизавета Петровна уже тогда, т. е. летом 1753 года, имела невыгодное представление о характере митрополита Тимофея Щербацкого, как епархиального администратора 209 . Само собой разумеется, что это обстоятельство могло только содействовать успеху той борьбы, какую Печерская Лавра тогда вела с митрополитом. Лаврские иноки, так благосклонно принятые Императрицей, возвратились из дворца в Чудов монастырь в необыкновенно восторженном настроении. Радость их была тем более полная, что свидетелями их торжества и Царской милости к ним были, между прочим, и уполномоченные митрополита Щербацкого, который уже тогда прислал в Москву своего «писаря», очевидно, для ходатайства все по тому же делу о жалованных грамотах на права Киевской кафедры. Наместник Иерофей заканчивал свое письмо печерскому архимандриту Луке от 15 июня 1753 г, такими словами: «из дворца вашими святыми молитвами щасливо купно с преосвященним возвратились (мы) в Чудов, с поздравлением от благодетелей и любителей лавры святой и живущих в ней высочайшей высокомонаршей милостью, а писарь кафедры Софийской, который прелагатаем приездил во дворец, тогда со студом к пославшим его возвратился и от нас обома руками закрился, оттоль донине неединого с них нигде не видно» 210 …

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Но прошел с небольшим месяц и архим. Тимофей переменил свои мысли. Быть можетъ сан митрополичий стал казаться ему настолько привлекательным, что ради его стоило претерпеть трудности пути, – быть может (и это вернее) он опасался за ослушание потерять и прежнее архимандричье место, темъ более что вместе с указом о назначении его в митрополиты, в лавру был прислан указ о выборе кандидатов ему в преемники, – как бы то ни было, 1 янв. 1748 а. Тимофей уже доносил св. синоду: «за силу всемилостивейшаго Ея Императорскаго Величества именнаго указа за Божиим поспешеством в С.-петербург отсель выехать сего января 24 числа неотменно намерен». В феврале 1748 г. архим. Тимофей прибыл в столицу: 28 февр. в понедельник 2-й седмицы великого поста императрица изустно повелела, чтобы посвящение киевского митрополита было в ближайший день воскресный; в четверг 3 марта последовало обычное наречение будущего иерарха, а в воскресенье 6 марта в придворной церкви Сретения Господня в присутствии императрицы, наследника Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны архимандрит Тимофей хиротонисан по церковному чипоположению в киевскую епархию в митрополиты. Хиротонию совершали: Симон Тодорский, архиепископ псковский и нарвский. Арсений Могилянский, архиепископ переяславский и дмитровский, в соприсутствии Феодосия Янковского епископа петербургского и шлиссельбургского, и Варлаама Скамницкого, епископа устюжского и тотемского. Новопоставленному митрополиту была выдана синодальная грамота на пергамине и скоро он был отпущен восвояси. Оставалось еще вакантным место архимандрита киевопечерской лавры. Св. синод, вызывая в Петербург Тимофея Щербацкаго, вместе с тем предписал собору лавры представить кандидатов на архимандрию, желаемых лаврскою братиею. Лаврская братия, как видно, не мало думала о киево-печерской архимандрии, ибо представлены были кандидатами следующие лица: «преосвященные синодальный член Платон (Малиновский), архиепископ крутицкий, да Сильвестр (Кулябка) епископ костромский, да Киево-печерския лавры из соборных больницкаго тоя лавры монастыря наместник, иеромонах Иакинф Максимович: новопечерских монастырей – Свенской наместник Лука, да Змиевский игумен Самуил Рубчановский».

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

А которого числа сей его Императорского Величества Указ получен, и когда и как распубликован будет, о том в Святейший Правительствующий Синод прислать доношение неотлагательно. – Подлиный подписали: – Стефан Митрополит Рязанский. Феофан Архиепископ Псковский, Гавриил Архимандрит Троицы Сергиева монастыря. Феофилакт Архимандрит Чудовский. Иерофей Архимандрит Новоспасский. Петр Архимандрит Симоновский. Варлаам Игумен Угретский. Обер Секретарь Тимофей Палехин. 13 день Июня 1722 года.– Списано с подлинника, хранлщегося в Киево-Софийской ризнице. 39. Настольная Грамота Преосвященному Митрополиту Тимофею Щербацкому 1748 г Божиею Милостию Святейший Правительствующий Всероссийский СИНОД. А если бы кто не получил от него праведне требуемого удовольствования, или и был бы истязан, и тому нигде на него не доносить и не бить челом, но токмо в Святейшем Синоде, которому он, яко и вси прочии Архиереи Российский, непосредственно подсудствуют. Но и сам Преосвященный Митрополит Тимофей должен всегда в незабвенной памяти иметь и тщаться неленостно исполнять делом все, к чему одолжает его высокий Сан Пастырский, еже есть бодрственно наблюдать, дабы ему врученное стадо Христово не было в нужном себе наставлении скудно; но был бы им прямо показуемый путь спасения; и того ради поставлять по церквам Пресвитеры, по завещанию Апостольскому, нескорым рук возложением, прилежно прежде испытуя производимых на степень Пресвитерства житие и учение, аще достойны такового звания. Тожде хранить и в поставлении Настоятелей монашеских, и всех прочих всякого именования Духовных Чинов; смотреть же опасно, всяк ли, в чем зван, пребывает, и по усмотрению добре ходящих утверждать, ленивых возбуждать, нерадивых наказывать, развращающих отлучать, а развращенных исправлять. К сему же надлежит его Преосвященству чувственно и непременно пещися, какобы Богоданную себе паству охранять от еретиков, от лукавых лицемеров и пустосвятов, сущих волков, овчия кожи носящих, от которых рассеваются суеверия, расколы и ереси, и в прельщенном ими простом народе безбожныя со временем рождаются помышления, великое ж иметь опасение и в том, дабы не было в Духовном святокупства, нарицаемого симония, от начала Христовы Церкви многократно проклятию преданная и предаваемая, зло всех зол горшее и всех душевредных развратов корень; а ко истреблению толь богомерского злодейства, подобает Пастырю не токмо запретительным словом и надлежащим по силе власти своея наказанием, но и, во-первых, жилым самого себе образом подчиненных себе удерживать от всякого скверноприбытчества, и кратко рещи: вся елика в Священнособорных Отеческих Правилах и в Духовном Российском Регламенте или Уставе и во Архиерейских во время поставления обещаниях о деле Пастырском содержать заповеди, часто прочитуя, хранить и в дело производить Преосвященный Митрополит Тимофей должен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1729 г. гетман Д. П. Апостол выдал универсал с подтверждением земельных владений обители. Сохранилось напрестольное Евангелие с гербом гетмана Апостола и его дарственной надписью. При игум. Феодосии (Хоменском) началась традиция погребения игуменов в соборе в честь Чуда арх. Михаила в Хонех (1701). В 1737 г. в нем был похоронен и сам игум. Феодосий. В 1737-1739 гг. К. В. м. возглавлял игум. Тимофей (Щербацкий) , буд. митрополит Киевский, а затем Московский. Впосл. митр. Тимофей безуспешно испрашивал разрешение поселиться в К. В. м. на покое. Митр. Тимофей прислал в К. В. м. позолоченный и украшенный драгоценными камнями посох. 8 окт. 1745 г. настоятель (1739-1747) игум. Гавриил (Леопольский) получил у царицы Елизаветы Петровны генеральное подтверждение на владения монастыря (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 2. Ед. 276. Л. 1 об.). Этот документ был необходим в ходе судебных тяжб за выдубицкие имения (особенно днепровский перевоз) с Печерским монастырем. Настоятель (1747-1753) игум. Викентий также в 1748 г. обращался к императрице за подтверждением владений, в т. ч. перевоза, который пыталась захватить лавра (Там же. Ф. 59. Оп. 1. Ед. 6361. Л. 41-43, 48-55 об.). Весной 1760 г. в К. В. м. сгорела трапезная с церковью и значительно выгорел (из-за деревянного покрытия и деревянной алтарной стены) древний Михайловский собор. Митр. Арсений (Могилянский) регулярно выдавал обители грамоты на право собирать милостыню в Запорожье и по всей митрополии для восстановления собора. Известный своими проповедями митрополит настоял на регулярном проповедничестве во всех киевских храмах и обителях, в т. ч. в К. В. м., к-рый приглашал для этого академических профессоров. Первый историк К. В. м. настоятель (1767-1774) игум. Иаков (Воронковский) в 1767 г. составил полную опись монастырского имущества, завел приходно-расходные книги, создал подробную инструкцию для управляющих монастырскими имениями, собрал в различных учреждениях и б-ках копии утраченных документов (с нач. XVI в.). 18 июня 1771 г. игум. Иаков подал на имя Екатерины II челобитную о помощи старинной обители ( Голубев. 2011. С. 595-596). После его кончины б-ка и ценный архив были переданы в обитель (сохр. лишь отдельные книги и рукописи: ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 2. Ед. 555. Л. 1-7).

http://pravenc.ru/text/1684561.html

33)  Тит (в миру Тимофей) Русичевский, младший брат Иуста (род. в 1709 г.), русскому языку учился в Прилуках, а латинскому, философии и богословию в Киевской Академии; монашество принял 23 дек. 1738 г. 114 ; впоследствии он был учителем в Киевской Академии; 1 сентября 1741 г. (уже тогда иеромонах) Т. Р. был послан в Смоленск, по письменному требованию епископа Гедеона Вишневского, был там, учителем семинарии, а потом, по особым обстоятельствам, был отправлен в Московский Симонов монастырь 115 .                        34)    Геласий (в миру Григорий) Маляховский, сын шляхетский из м. Паволоч, род. в 1710 г., в 1725 г. «поступил       в Киевскую Академию, где», – как он сам писал в своем, прошении о принятии в монастырь, – «школы трактовал по философию» 116 . 28 мая 1740 он был принят в лавру. 10 марта 1742 г. монах Геласий просил архим. Тимофея Щербацкого «посвятить его хотя в иеродиакона» 117 . Впоследствии Г. М., в сане иеродиакона, был учителем Троицкой в Москве и Смоленской семинарии 118 . 35)   Фалалей (в миру Феодор) Падуновский, священнический сын из польского м. Шепетовки, род. в 1707 г, учился «русскому и латинскому письму», в 1739 г. просил, архим. Илариона Негребецкого о принятии его в монахи и 29 авг. 1739 г., действительно, был принят, а в 1741 г. был пострижен в монашество 119 . 36)    Анания (в миру Андрей) Мокрицкий, священнический сын из польского с. Мервич, род. в 1696, из латинских училищ принят в монахи в 1741 г. 120 37)   Гаведдай (в миру Григорий) Ильницкий, сын шляхтича из польского г. Яворов, род. в 1688 г., учился «русскому и латинскому письму», в феврале 1739 г. просился в лавру и в 1743 г. принял монашество 121 . 38)   Тимофей Александрович, священнический сын из с. Омбиша Нежинского полка, в 1743 г. принял монашество («с келии экклесиарха»). Впоследствии он был одним из выдающихся учителей Академии Киевской, но, к сожалению, скоро умер (21 октября 1746 г. 122 ).                  39)   Евникиан (в миру Евстафий) Царогородский, который в 1742 г. 25 января просил о принятии его в монашество 123 и в первых числах января 1743 г. был пострижен в мантию и был отправлен в Троице-Сергиев монастырь 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Арсений не имел чутья благовременности и приспособляемости. Он переоценивал и некоторое далеко не боевое и не активное сочувствие ему некоторых светских лиц (Ярославцев, Бестужев). Арсений был настолько ослеплен консервативностью своих понятий о церковном имуществе, что даже в инструкции «свыше», данной реформирующей Комиссии, не видел прямого указания на отнятие церковных имуществ и еще надеялся на какое-то иное решение. Как неподвижный тотальный крепостник, Арсений просто не в силах был мыслить жизнь церкви без крепостного труда. Такова всегда и везде узость консервативных душ. Сам он в своем Ростове был едва ли не самым крупным помещиком среди архиереев. Владел 16.340 душами и платил за них в государственную «Экономическую Канцелярию» 4.395 р. в год. Другие архиереи «владели» меньшим количеством душ: Вятский 8.000 д., Нижегородский – 4.000 д., Рязанский – 3.000 д. Ему – Арсению, как крупнейшему «душевладельцу», и приличествовало быть лидером в защите этой до неприличия устарелой формы обеспечения церкви. Конечно, всем иерархам, и самым «законопослушным» из великороссов, была страшна и нелегка эта имущественная реформа, и они невольно мыслили бурного Арсения выразителем их собственных тревог. Так, по признанию Арсения, и Амвросий Крутицкий, и Афанасий Тверской, и Гедеон Псковский, и даже сам Гавриил (Петров) «неоднократно говаривали» на эту болезненную тему. Московский епископ Тимофей (Щербацкий) в письме к Арсению по-латыни иносказательно пишет о несогласиях в Синоде по этому злободневному вопросу. Амвросий Крутицкий даже прямо пишет в Синод о возвращении крестьян Воскресенскому монастырю его епархии, по деловым мотивам продуктивности хозяйства. Епископская братия (Тимофей, Амвросий, Дамаскин Костромской) все в переписке с упованием смотрят на Арсения, именуют его «великодушным» (т. е. мужественным), «бодрым», «искренним и крайним благодетелем». Опираясь на это и на загробный голос св. Димитрия, Арсений 6.II?.1763 г. (пока сведения об его церковных анафемах еще не дошли до Синода), наивно погруженный до слепоты в свою привычную идеологию, пишет свой 1-й доклад («Доношение») в Синод на жгучую тему о церковных имуществах, сковавшую уста остальной иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

в Киевопечерской типографии, в заглавии сказано, что он напечатан ставропигией вселенского константинопольского патриарха, «чего печатать не надлежало, так как Киевопечерский монастырь от многих лет учинен в ставропигии российских патриархов». Вследствие этого сенатским указом 5 октября 1720 года и Св. Синода 30 августа 1721 г., означенным типографиям повелено «вновь никаких книг, кроме церковных прежних изданий, не печатать и оные старые церковные книги, для совершенного согласия с такими же великороссийскими, дабы никакой розни и особого наречия и никакой противности православной церкви в оных не было, не печатать без позволения Св. Синода!. 1082 Вслед за тем появились и взыскания за нарушение этого порядка. В 1724 г. киевопечерский архимандрит Иоанникий Сенютович оштрафован 1000 р. за напечатание Киевской типографией Цветных триодей, оказавшихся несогласными с московскими изданиями; а Черниговскую типографию, за неприсылку печатаемых в ней книг к освидетельствованию в Св. Синод, приказано было забрать в Москву; но в следующем году это последнее постановление было отменено, с подтверждением только ничего не печатать без разрешения Св. Синода. 1083 В 1753 г. киевский митрополит Тимифей Щербацкий, ссылаясь на привиллегии, данные его предшественникам, просил разрешения учредить типографию при киевской митрополии. В Святейшем Синоде произошли по этому делу разные мнения. Пять членов: епископы Иларион крутицкий, Гавриил коломенский, Платон владимирский, Димитрий рязанский и Вениамин тверской, признали ходатайство митрополита Тимофея заслуживающим уважения, вследствие чего и выдана была ему 19 октября от Святейшего Синода грамота на учреждение типографии. 1084 Но первенствовавший в Св. Синоде Платон (Малиновский), архиепископ московский, не присоединился к этому решению, сославшись на то, что императрица не соизволяет на удовлетворение ходатайства преосвященного Тимофея. В следующем году, 18-го апреля, синодальный обер-прокурор Афанасий Львов предложил Синоду высочайшее повеление об отобрании у киевского митрополита синодальной грамоты на возобновление типографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

И к обоим им приходящие поклонники прикладывались даже до прибытия в тот монастырь великого государя императора Петра I. А за прибытием своим в тот Лубенский монастырь великий монарх изволил указать Афанасия наверху держать, а Иосифа Тукальского по известным ему причинам на том же месте засклепить, посему он, Тукальский, и засклепен в одну цеглину». Далее в описании говорится, что в 1737 г., в период игуменства в Мгарском мон-ре Тимофея (Щербацкого), «когда ти цеглины в едном месте сами собой вывалились, то, разобравши ту стену, видели многие з монашествующих, что мощи Тукальского нетленны лежат, а истлела-де только крышка гроба, а он-де лежит в белом клобуке и в желтой шелковой мантии. Потом с повеления того же игумена Тимофея прикрыт он, Тукальский, вместо крышки надгробной килимом и замурован» (Рассказ монахов Лубенского мон-ря о погребении митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского)//ГА Полтавской обл. Ф. 222. Оп. 1. Д. 452). В «Киевском месяцеслове» на 1797 г. указывалось, что тело И. в Мгарском мон-ре «доныне остается нетленным». К нач. XX в. над могилой И. имелось надгробие, украшенное резным балдахином, на гробнице был высечен поэтический «Епитафион», написанный Варлаамом (Ясинским) на смерть И. В 2000 г. руководство неканонической Украинской автокефальной православной церкви объявило о начале «канонизации» И., безосновательно назвав его борцом за автокефалию Киевской митрополии. В авг. 2007 г. в Чигирине рядом с восстановленной в 2006 г. Петропавловской ц., которая являлась последней кафедрой И., был открыт памятник митрополиту. Соч. [письма и грамоты]: АСЗР. Т. 2. 54, 79; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. 12; АЮЗР. Т. 3. С. 258-259; Т. 4. 51; Т. 6. 71. 3, 71. 6; т. 7. С. 171-172; Т. 8. С. 132-134; Т. 9. С. 40-43, 255. Ист.: Собр. древних грамот и актов городов Минской губ., правосл. мон-рей, церквей и по разным предметам. Минск, 1848. 135; ПВКДА. 1859. Т. 4; Лазарь (Баранович), архиеп. Письма. Чернигов, 1865; АЗР. Т. 5. 71; АСЗР. Т. 5. С. 219; АЮЗР. Т. 4, 6-9, 11; АВАК. Т. 3. С.

http://pravenc.ru/text/578527.html

1731 г. в Николо-Корельский монастырь, где он и скончался 25-го дек. 1741 г. 2 ., Христорождественская, построенная в 1736 г. – В ней найдены мною следующие примечательные предметы: 1., рукописное евангелие, неизвестно, какого века, и 2., на- —143— 1864 г. престольный крест с надписью: «архим. Дионисий» († 10-го 1864 г. мая 1633 г.). 2945 3 ., Успенская что в Клементьеве 1769 г. В алтаре этой церкви над престолом изображена кругообразно надпись: «Бог, Dens и Θες». – В приделах, на престолах, сохранились полотняные антиминсы 1743 и 1747 г., освященные епископом Львом (Юрловым). 2946 В ризнице хранится рукописное евангелие – апракос, на пергамине в 4-ю д., неизвестно, какого века. 2947 В 1787 г. родился при этой церкви у священника Стефана Алексеева сын Николай, впоследствии Никанор 2948 , митрополит Новгородский и С.-Петербургский. В 1856 г. преосвящ. Никанор, присутствовавший в Москве на торжестве священного коронования Государя Императора Александра Николаевича, посетил свою родину и принес в дар своему родному храму следующие священные предметы: 1., напрестольное евангелие; 2., сребропозлащенный ковчег и 3., такие же священнослужебные сосуды. с чеканною на всех надписью: «от преосвященного Никанора, митрополита Новгородского и С.-Петербургского в 1856 г., в церковь Успения Божией Матери, что в Клементьеве». В 4-х верстах от Троицкой Лавры находится село Деулино, известное в Русской истории по миру, заключенному 1-го дек. 1618 г. с Поляками, по которому Владислав отказался от своих требований на престол русский, а родитель державного Михаила митрополит Филарет —144— 1864 г. возвращен из плена. В память этого мира в селе Деулине воздвигнута тщанием Троицкой Сергиевой Лавры, деревянная церковь во имя преп. Сергия в 1620 г. На престоле антиминс 1759 г., освященный Тимофеем (Щербацким), митрополитом Московским († 18 апр. 1767 г.). 27-го ч. возвратился я в Москву и поспешил словесно передать владыке митрополиту все, что мною найдено было в академии. Письменный же отчет был представлен впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010