Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года Кафедра в Москве Иосиф (Волчанский) архиепископ, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1.09.1742 † 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский с 10.06.1745 по 5.04.1748 временно управлял архиепископ с 5.04.1748 по 16.05.1748 архиеп. Московский и Владимирский переименован архиеп. Московский и Севский Московская и Севская С 16 мая 1748 года Платон (Малиновский) архиепископ, бывший архиеп. Московский и Владимирский с 16.05.1748 † 14.06.1754 Иларион (Григорович) архиепископ Крутицкий и Подонский 14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 22.10.1757 по 29.05.1764 переименован митр. Московский и Калужский Московская и Калужская С 29 мая 1764 года Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Московский и Севский с 29.05.1764 по 3.01.1767 на покое; † 18.04.1767 Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ, бывший архиеп. Крутицкий и Можайский с 18.01.1768 † 16.09.1771 (убит) Самуил (Миславский) епископ Крутицкий и Можайский с 16.09.1771 по 20.01.1775 временно управлял Платон (Левшин) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 21.01.1775 митрополит с 29.06.1787 по 16.10.1799 переименован митр. Московский и Коломенский Московская и Коломенская С 16 октября 1799 года Платон (Левшин) митрополит, бывший митр. Московский и Калужский с 16.10.1799 по 13.06.1811 на покое; † 11.11.1812 Августин (Виноградский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии управлял Московской митрополией, с 13.06.1811 временно управлял Московской епархией с 28.12.1812 архиепископ Дмитровский с 30.08.1814 архиепископ Московский и Коломенский с 19.02.1818 † 3.03.1819 Лаврентий (Бакшевский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 3.03.1819 по июнь 1819 временно управлял Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 15.03.1819 по 19.06.1821 митр. Новгородский и Санкт-Петербургский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. Воспитанники Академии на службе в Киево-Печерской Лавре, в связи с биографией Софрония Тернавиота. (Общие предварительные замечания. Значение Киево-Печерской лавры и Киевской Академии в церковной истории Киева. Взаимные исторические отношения между Киево-Печерской лаврой и Киевской братской школой – коллегией – академией. Служение академических питомцев Киево-Печерской Лавре в XVII в. Сведения о некоторых академических питомцах, бывших на службе в Киево-Печерской лавре в первой половине XVIII в. Софроний Тернавиот. Сведения о происхождении и образовании его в Академии. Пострижение в монашество. Первоначальная служба в лавре. Назначение С. Т. поверенным по лаврским делам. Начало борьбы между Киевским митрополитом Тимофеем Щербацким и лаврой. Подача поверенным митрополита челобитной в коллегию иностранных дел о разрешении Киевскому митрополиту иметь типографию. Контр-челобитная лавры, представленная Софронием Тернавиотом. Представление С. Т. императрице. Участие императрицы Елизаветы Петровны в борьбе Киевского митрополита и лавры. Отказ м. Тимофею Щербацкому, переданный через царского духовника. Новое ходатайство м. Тимофея Щербацкого перед св. синодом о разрешении ему завести типографию. Сочувствие св. синода м. Тимофею Щербацкому. Выдача м. Т. Щ. синодальной грамоты на устройство типографии. Протест Московского архиепископа. Новое представление С. Т. императрице и жалоба на митрополита Т. Щ. Гнев государыни на св. синод и на митрополита Т. Щ. Приказ об отобрании синодальной грамоты, выданной митрополиту Т. Щ. Торжество С. Т. Хлопоты С. Т. о новой Высочайшей грамоте для лавры. – Возвращение С. Т в лавру. Новая командировка С. Т. в столицу по лаврским делам. Назначение в Кострому. Сведения о последующей судьбе Софрония Тернавиота). Глава I. Исторические отношения между Киевской Академией и Киево-Печерской Лаврой с краткими биографическими сведениями о воспитанниках Академии XVII-XVIII вв. принявших монашество в Лавре В церковной истории нашего Киева имели чрезвычайно важное значение Печерский монастырь и духовная Академия. Лавра и Академия могут быть названы самыми лучшими и ценными жемчужинами в славном блестящем венце, украшающем многовековую церковную историю Иерусалима русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Георгий, святитель, архиепископ Могилевский (Конисский Григорий Осипович) († 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых) Родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине Черниговской губернии. Окончил Киевскую духовную академию. В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха. С 1747 года – профессор богословия и философии, префект академии. С 1 августа 1751 года – архимандрит Киевского Братского монастыря. С 30 августа 1752 года – ректор академии. 20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя России Тимофеем (Щербацким) и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского. В 1762 году присутствовал в Москве на коронации императрицы Ekamepuhы II. С 14 декабря 1772 года (после первого раздела Польши и присоединения к России Белоруссии) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским. В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя праведного Иосифа Обручника. 22 сентября 1783 года возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода. Скончался 13 февраля 1795 года. Погребен в Спасской церкви г. Могилева. Святитель Георгий был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносившим новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя «тщательным и добропорядочным правителем и учителем». Писал стихи, первый в Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария (Булгакова) , «бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников». Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. «Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог», – говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников – «немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати». В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, «необузданный разврат» Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ириней (Братанович), еп. Вологодский и Устюжский. Портрет. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) (Братанович [Братановский] Иоанн; июнь 1725, с. Барышевка Переяславского полка - 23.04.1796, Вологда), еп. Вологодский и Устюжский. Дядя по матери архиеп. Астраханского Анастасия (Братановского-Романенко) . Во время обучения в Киево-Могилянской ДА Братанович был пострижен в монашество, по окончании курса рукоположен во диакона и оставлен преподавателем (1752) начальных классов (аналогии, инфимы и синтаксимы). В 1754 г. в Киеве И. был рукоположен во иерея. Указом Святейшего Синода от 23 янв. 1755 г. И. вместе с В. Каллиграфом (впосл. архим. Владимир) был направлен в московскую Славяно-греко-латинскую академию, преподавал философию, служил проповедником. Ректор архим. Иоасаф (Хотунцевский) писал в Синод, что И. «в своем деле поступает ревностно и может впредь быть с пользою Церкви Божией» (ОДДС. Т. 34. С. 312). В авг. 1758 г. И. был определен префектом академии. За труды награжден мантией с зелеными скрижалями. В 1756-1761 гг. регулярно совершал богослужения и проповедовал в Успенском соборе Московского Кремля, в т. ч. ежегодно 18 дек.- в день рождения имп. Елизаветы Петровны и 25 апр.- в день ее коронования ( Скворцов. 1914. С. 118-121, 164-170). В апр.-мае 1759 г. «за слабостию здоровия» И. был уволен от преподавания в академии (с ходатайством о награждении) и направлен в распоряжение митр. Московского Тимофея (Щербацкого) . Вероятно, в нояб. того же года И. был назначен настоятелем Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в сане игумена и членом Московской духовной консистории. При И. в обители была построена 3-ярусная колокольня (архит. И. П. Жеребцов), открыт монастырский «чумной госпиталь». В 1760-1762 гг. И. несколько раз обращался в духовную консисторию с просьбами о выводе из обители солдат, колодников, умалишенных и инвалидов, «чинивших буйство и беспорядки». 10 авг. 1762 г. И. был назначен настоятелем брянского во имя св. апостолов Петра и Павла мон-ря в сане архимандрита, летом 1770 г. проходил чреду священнослужения в С.-Петербурге, 4 авг. того же года возглавил ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь . По поручению Синода вел следствие по жалобам мон. Израиля на притеснения и избиения, чинимые братией и соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Германом, временно исполнявшим настоятельскую должность в Иаковлевском монастыре (ОДДС. Т. 50. С. 481-486).

http://pravenc.ru/text/674003.html

Л. Анисов XVIII глава В Москве владыка Платон вновь с ревностью принялся за епархиальные и хозяйственные дела. Московская епархия обретала черты настоящего центра духовного образования. Владыка возобновил и украсил Чудовские церкви в Кремле, устроил там же крестовую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Его попечением сооружались деревянные хоромы на Заборовском и Хамовнических подворьях. Думал он и о возобновлении заброшенного дома митрополита Тимофея (Щербацкого) в селе Черкизове, любимом летнем приюте московских святителей, начиная с древнейшего его владельца, святого Алексия митрополита. В Черкизове, позади древней церкви во имя пророка Илии, на холме, владыка восстановил сад, насадил березовые рощицы. В старом Симонове, у древней церкви в честь Рождества Богородицы, по замыслу архиепископа поставят скромный памятник над могилами схимников Троицкой обители Пересвета и Осляби, положивших живот свой в битве на поле Куликовом 196 . В Архангельском соборе Кремля над гробницами государей появятся медные доски с надписями. Владыка Платон дорожил стариною: любил вспоминать достопамятные события, любил рассказывать о них молодым. Позже, в 1792 году, он составит Синодик благотворителей Троицкой Лавры, подписанный собственной его рукой: «Совершать по уставу поминовение всегда и неизменно». Там же, в Лавре, у Троицкого собора, по его благословению воздвигнут обелиск из белого камня с летописью на четырех мраморных досках в прославление Троицкой Лавры и в вечную память великих мужей: Преподобного Сергия, архимандритов Иоасафа и Дионисия и келаря Авраамия. Будущее России владыка Платон мыслил в неразрывной связи с ее историческим прошлым, что было совсем не в духе его времени. В Петербурге стараниями Фальконе сооружали памятник Петру I, лишившему Россию патриаршества, а в Москве владыка ратовал за восстановление разоренной Берлюковской пустыни 197 , которую упразднили и обратили в приходскую церковь , из которой и священник даже бежал. Владыке так не хотелось ехать в Петербург, что по окончании годового срока он вновь направил Екатерине II прошение об отпуске в епархию и об увольнении навсегда из Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 9(20).11.1717, г. Нежин, ныне Черниговской обл.- 2(13).02.1795, г. Могилёв), свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), архиеп. Могилёвский, богослов. Из западнорус. дворянского рода, род. в семье сотенного урядника. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел лат., польск., греч., древнеевр. и нем. языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки ; впосл. архиепископ С.-Петербургский). 11 авг. 1744 г. в Киево-Печерской лавре принял монашеский постриг, к-рый совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским) ; в 1747 г. рукоположен в священнический сан, в 1752 г.- в сан архимандрита. С 1745 г. Г.- преподаватель поэтики (теории стихосложения) в академии, с 1747 г. профессор философии и префект, с 1751 г. профессор богословия, настоятель киевского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря , член Киевской духовной консистории, с 1752 г.- ректор академии. В 1750 г. Г. составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов. В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский) , возглавлявший единственную правосл. епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового правосл. епископа предшествовали активные попытки католич. партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию. Однако 20 авг. 1755 г. в Софии Св. соборе в Киеве состоялась хиротония Г. во епископа Могилёвского, к-рую совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий) , Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Кор. Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение Г. декретом от 3 июня 1755 г. Возрождение церковной жизни епархии Г.

http://pravenc.ru/text/162176.html

Насколько разработана история знаменитого ростовского митрополита Арсения Мациевича, противившегося отобранию крестьян от монастырей императрицею Екатериною II, настолько мало известна личность собрата Арсения – тобольского митрополита Павла Конюшкевича. Его доношение в святейший Синод по делу отобрания архиерейских и монастырских имений и крестьян в казну до сих пор не напечатано и даже не имеется и в рукописях. Первым исследователем личности Конюшкевича был наш маститый историк, граф М. В. Толстой , напечатавший сведения об этом митрополите во 2-й книжке «Чтений Общества Истории и Древностей Российских» за 1869 г. Более подробных данных, или каких-либо новых материалов о личности митрополита Павла, как нам известно, напечатано не было. «В Киево-Печерской лавре, – говорит граф Толстой, – в соборной церкви Успения из крайнего на южной стороне придела св. архидиакона Стефана есть ход в склеп. Прежде было здесь много гробов, но теперь осталось только два: у самого входа металлический запаянный гроб генерал-фельдмаршала, гр. И. В. Гудовича, и в глубине склепа, у самой стены, гроб Павла, митрополита тобольского. Митрополит Павел представляется как-бы теперь только уснувшим: русые с проседью волосы и борода, лицо спокойное с закрытыми, несколько впалыми очами, сложенные на персях, митра и облачение, все вполне сохранилось, хотя и прошло уже почти сто лет, как тело покоится в гробе. «Павел (в миру – Петр) Конюшкевич, родился в 1705 г. в Червоннорусском городе Самборе, и происходил из сословия мещан. Поступил в киевскую академию и в самое короткое время обратил на себя внимание начальства отличными успехами в науках и замечательною кротостию нрава. По окончании курса он был оставлен при училище в должности преподавателя пиитики. На двадцать восьмом году своего возраста, Конюшкевич принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре и 5-го декабря 1734 г. рукоположен был в иеродиакона, а 1-го января 1740 г. – в иеромонахи. В этом году, назначенный в архимандриты, Тимофей Щербацкий должен был отправиться в Петербург для представления императрице Анне Ивановне, а в должность «шафара» дорожного или распорядителя по части экономии назначен к нему иеромонах Павел Конюшкевич. Из этого путешествия о. Павел уже не возвратился в Киев, но, по указу св. Синода, назначен был 1741 г. в Москву на должность проповедника при тамошней Славяно-Греко-Латинской академии. Два года трудился Конюшкевич в деле проповедования слова Божия: постоянство в занятиях, строгость жизни и замечательный дар в сказывании поучений, снискали ему благоволение св. Синода, который указом 25-го июня 1743 г. предписал новгородскому архиепископу Амвросию Юшкевичу предоставить отправляемому к нему иеромонаху Павлу Конюшкевичу первое праздное архимандритское место, и в следующем же году, 18-го февраля, он произведен был в архимандриты Новгородского Юрьева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/p...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Мгарский Спасо Преображенский, от Лубен в 5 верстах, основан епископом Исаией Копинским в исх. 1624 г.; архимандрия с 1744. Ныне второклассный. [V, 23.] Игумены Иов , из Гусинского, 1628 и 29. Феодосий перев. из Густинского 1629; † 1635. Каллистрат , 1636–1638. Иоанн , в февр. (sic) 1646. Каллистрат , 1649, 60. Виктор Загоровский , в мае, авг., сент. 1658, 1663, 1 июля 1672. Каллист Балицкий , 12 июня 1668. Макарий Засенович , 1684. Ипатий (Игнатий) Горбачевский , 1687, 1689, 1690–1700. Филарет , 1712. Алексий , 1716. Алексий Петрик , 24 июля 1722. Киево-Златоверхо-Михайловский. Иларион Рогалевский 26 окт. 1728 перев. в Донской. Тимофей Щербацкий прибыл 1737 и в том же году перев. в Выдубицкий. Иоасаф Горленко определён 1737–1743; архим. 1744; с 25 апр. 1745 в Троицкой Сергиевой Лавре наместник, а 2 июня 1748 епископ Курский. Архимандриты Варлаам Тенсинский 1757 перев. из Киево-Михайловского. Лука , 1764–69. Паисий Яновский , 1769–1777. Варлаам Гловацкий , из Андрониева, 1777 и 78. Иосиф , 1779 и 80. Дамаскин , 1781–96. Виктор Прокопович-Антонский 14 авг. 1799 перев. из Иосифова, а 1800 – в Московский Богоявленский. Досифей ( Феодосий ; Ист. Иер., III, 355.) 6 февр. 1804 перев. в Бизюков. Иосиф Ильицкий ( Ильинский ) 6 февр. 1804 перев. из Вяжицкого; до 1813; † … Ириней , 1813–16. Кирилл Богословский-Платонов , ректор Полтавской семинарии, производен 29 июня 1817; 7 мая 1819 перев. в Новоспасский. Виталий , 1819–26. Мелетий Носков , из Острожского, 1827–38. перев. в Свияжский Богородичный. Мефодий , бывший архиепископ Псковский, управлял 1834–41; † 1844 … Афанасий , 1838–45. После мнтрём управляли местные архиереи. 2 Ладинский Покровский, в Прилуцком уезде, основан епископом Исаией Копинским после 1620 г.; ныне 3-го класса. [V, 2.] Игуменьи Александра Копинская , первая, с 1619; † после 1633. Елисавета Летинская , до 1639, потом основала Алатырский мнтрь. Серафима Зебровская , 1656–59. Александра , 1765–74. Елена Алишовская , 1775–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

святитель Георгий (Конисский) (20.11.1717–24.02.1795) святитель Георгий (Конисский) Архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. Философ, педагог, богослов и общественный деятель. В миру Конисский Григорий Осипович, родился 20 ноября 1717 года в городе Нежине (ныне Черниговской обл.) в семье сотенного урядника, из западнорусского дворянского рода. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел латинским, польским, греческим, древнееврейским и немецким языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки). 11 августа 1744 г. принял монашество, постриг в Киево-Печерской лавре совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским). С 1745 года - преподаватель поэтики (теории стихосложения) в Киевской духовной академии. В 1747 г. рукоположен во священника, с того же года - профессор философии и префект. В 1750 году составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов. С 1751 г. - профессор богословия, настоятель Киевского Братского Богоявленского мужского монастыря, член Киевской духовной консистории. В 1752 году назначен ректором академии и возведен в сан архимандрита. В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский), возглавлявший единственную православную епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового православного епископа предшествовали активные попытки католической партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию. 20 августа 1755 г. состоялась хиротония архим. Георгия (Конисского) во епископа Могилёвского. Хиротонию в Софийском соборе в Киеве совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий), Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Король Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение нового епископа декретом от 3 июня 1755 г. Возрождение церковной жизни епархии вл.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Старые Кодаки. Церковь Михаила Архангела. Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Украинское барокко Год постройки:приблизительно 1701 - 1800. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Днепропетровская область, Днепровский район, Старые Кодаки (Старые Кайдаки) Координаты: 48.37825, 35.125637 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Село Старый Кайдак при Днепре, по правой стороне по течению его, малолюдно, с одноштатным причтом. Зимой 1656 г. в Старом Кайдаке, по распоряжению Коша запорожского, официально и формально учреждена была первая береговая стража из охотников-лоцманов, коим по строгому наказу Коша вменено было в непременную обязанность всячески содействовать судоходству по Днепру, сплавлять и проводить по Днепровским порогам как торговцев и промышленников, плывущих к Черному морю, так и все струга, барки и пр. судна. Для береговой стражи в Старый Кайдак отправлена была из Сечи запорожской походная церковь св. Архистратига Михаила и при ней иеромонах Межигорского монастыря… В царствование Анны Иоанновны, по возвращению казачества в Запорожье, к казакам-лоцманам в Старый Кайдак перешло на жительство несколько оседлых семейств малороссийского народа, и в Старом Кайдаке около 1739 г. составилась целая приходская община православного казачества. В 1748 г., с разрешения преосвящ. Тимофея Щербацкого, митрополита Киевского, Галицкого и малой России, в Старом Кайдаке, вместо подвижной походной, усердием запорожского казачества устроена постоянная, неподвижная деревянная церковь во имя св. Архистратига Михаила и к ней определен особый постоянный церковный причт. С течением времени число прихожан в городе Старом Кайдаке более и более увеличивалось; в 1768 г. по официальным документам в городе показано приходских дворов 50, да бездворных хат 32, в них обоего пола 1015 душ; священников три: Тимофей Федоров, Вукол Лукьянов и Стефан Иерофеев.

http://sobory.ru/article/?object=38837

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010