6 . Димитрий (Сеченов) (1757–1767) (с 1757 по 1762 годы – архиепископ, с 1762 года – митрополит). 7 . Гавриил (Петров) (1775–1800) (с 1775 по 1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 по 1799 годы – митрополит Новгородский и Петербургский, с 1799 по 1800 годы – митрополит Новгородский) (с 1775 по 1898 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 года) 1 . Никодим (Сребницкий) (1742–1745) (архиепископ). 2 . Феодосий (Янковский) (1745–1750) (архиепископ). 3 . Сильвестр (Кулябка) (1750–1761) (архиепископ). 4 . Вениамин (Пуцек-Григорович) (1761–1762) (архиепископ). 5 . Гавриил (Кременецкий) (1762–1770) (архиепископ). 6 . Гавриил (Петров) (1770–1799) (с 1770 г. по 1775 годы – архиепископ Петербургский, 1775–1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 года – митрополит). 7 . Амвросий (Подобедов) (1799–1818), (1799–1800 годы – архиепископ Петербургский, 1800–1801 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 года – митрополит). 8 . Михаил (Десницкий) (1818–1821). 9 . Серафим (Глаголевский) (1821–1843). 10 . Антоний (Рафальский) (1843–1848). 11 . Никанор (Клементьевский) (1848–1856). 12 . Григорий (Постников) (1856–1860). 13 . Исидор (Никольский) (1860–1892). 14 . Палладий (Раев) (1892–1898). 15 . Антоний (Вадковский) (1898–1912). 16 . Владимир (Богоявленский) (1912–1915) (с 1914 года – митрополит Петроградский). 17 . Питирим (Окнов) (1915–1917) (Петроградский). 18 . Вениамин (Казанский) (1917–1922) (Петроградский). г) митрополиты Киевские 1 . Варлаам (Ясинский) (1690–1707). 2 . Иоасаф (Кроковский) (1708–1718). 3 . Варлаам (Вонатович) (1722–1730) (архиепископ). 4 . Рафаил (Заборовский) (1731–1747) (1731–1743 годы – архиепископ, с 1743 года – митрополит). 5 . Тимофей (Щербацкий) (1748–1757). 6 . Арсений (Могилянский) (1757–1770). 7 . Гавриил (Кременецкий) (1770–1783) (архиепископ). 8 . Самуил (Миславский) (1783–1796). 9 . Иерофей (Малицкий) (1796–1799).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

†10.05.1663 Иосиф (Нелюбович-Тукзльский), митрополит, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1663 до июня 1664 схвачен и заточен в Мариенбурге до 1667 Афанасий (Желиборский) епископ Львовский, Галицкий и Каменец-Подольский с 1664 по 1665 временно администрировал Мефодий (Филимонович) епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, местоблюститель Киевской митрополии с 1664 по 1668 сослан в монастырь, бежал в Киев, а затем в Москву †неизвест. Иосиф (Нелюбович-Тукзльский), митрополит, повторно с 1668 по 1669 избран и утвержден Константинопольским патриархом, экзарх не был принят †26.07.1676 Лазарь (Баранович) архиепископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии (третий раз) с 1669 по 1676 еп. Черниговский и Новгород-Северский Антоний (Винницкий) митрополит, бывший еп. Перемышльский, с 1676 утвержден Константинопольским патриархом, экзарх Константинопольского трона в 1679 †26.11.1679 Лазарь (Баранович) архиепископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии (четвертый раз) с 1679 по 1685 еп. Черниговский и Новгород-Северский †03.09.1693 Киевская, Галицкая и всея Малыя России (в составе Московской патриархии) Гедеон (Четвертинский, кн. Святополк), митрополит, бывший еп. Луцкий и Острожский, возведен c 8.11.1685 избран 8.07.1685 †6.04.1690 Варлаам (Ясинский) митрополит, рукоположен c 31.08.1690 †22.08.1707 Иоасаф (Кроковский) митрополит, рукоположен с 15.08.1708 †1.07.1718 Кирилл (Шумлянский) епископ Переяславский. викарий Киевской митрополии с 1718 по 1722 временно управлял Варлаам (Вонатович) архиепископ, рукоположен с 14.05.1722 по 20.11.1730 лишен сана и сослан в Белозерский монастырь, в 1741 восстановлен в архиепископском сане †17.01.1751 Рафаил (Заборовский) архиепископ, бывший еп. Псковский и Изборский с 13.04.1731 митрополит с 11.06.1743 †22.10.1747 Тимофей (Щербацкий) митрополит, рукоположен с 10.03.1748 по 22.10.1757 митр. Московский и Севский Арсений (Могилянский) митрополит, бывший архиеп. Переяславский и Дмитровский с 22.10.1757 по 2.04.1767

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А жертвенник сооружён иждивением подаятелей, любящих благолепие храмов Божиих; веса в ней серебра 4 пуда и 7 фунтов, а червонцев на позолоту употреблено 170; врата царские серебрения пёстро-позлащённые, прежде сделаны были в 1713 году иждивением Генерал-Фельдмаршала Графа Бориса Петровича Шереметева; но как оные оказались иконостасу несоразмерными, то с прибавкой серебра переделаны в 1749 году иждивением сына его, Графа Сергия Борисовича Шереметева. В сей церкви имеется в нижнем этаже пять приделов. а) На правой стороне: 1-й Святого Архистратига Михаила; 2-й Святого Иоанна Богослова; 3-й Святых трёх Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. б) На левой стороне: 1-й Святого Апостола Архидиакона Стефана; 2-й Святого Иоанна Предтечи. В верхнем этаже 4 придела: а) На правой стороне: 1-й Святого Апостола Андрея Первозванного, 2-й Преподобного Антония Печерского. б) На левой стороне: 1-й Преображения Господня, 2-й Преподобного Феодосия Печерского . Там же в отделённом от приделов церковных месте в нарочно устроенной палате содержится Лаврская Библиотека, в которой хранится довольное число книг на разных языках. В верхние приделы вход есть снаружи в двух местах с обеих сторон больших западных церковных врат. 3. КОЛОКОЛЬНЯ о четырёх этажах; поперечника в фундаменте 13 сажен и 1 аршин; окружности в фундаменте 41 сажень и 2 аршина; высота её с куполом 43 сажени, два аршина и 3 вершка. Первый этаж сделан Рустиком, второй с 32 столпами Дорического, третий с 16 столпами Ионического, а четвёртый с 8 тройными полустолпами Коринфского чина. Глава вызолочена из огня, а купол весовым листовым золотом. Начата сия колокольня строиться при Архимандрите Романе Копе в 1731 году, Мая 25, а кончена в 1745 году при Архимандрите Тимофее Щербацком. Она выше Московской Ивановской и Сергиево-Лаврской колоколен. 4.  ЦЕРКОВЬ Святых Апостол Петра и Павла каменная, с трапезой для братии, находится от соборной церкви к югу; в длину с алтарём, трапезой и сенями на 18, а в ширину на 6 с небольшим саженей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1757 г. было начато строительство ц. Св. Троицы с приделом во имя свт. Димитрия Ростовского (один из первых престолов, посвященных этому святому после его канонизации). 17 мая 1761 г. храм был освящен митр. Московским и Севским Тимофеем (Щербацким) . Преемник архим. Лаврентия († 1758) архим. Иосиф в 1759 г. с разрешения митрополита организовал денежный сбор в пользу обители. На эти средства были отделаны иконостасы, стены, пол и окна Троицкой ц. Оставшиеся деньги настоятель использовал при строительстве ц. во имя свт. Иоанна Златоуста в монастырской вотчине - с. Новлянском (ныне в черте Воскресенска Московской обл.). В 1761 г. этот храм был освящен, в 1855 г. к нему пристроена колокольня (к 2017 это главный храм г. Воскресенска). К 1744 г. М. И. м. владел 556 крестьянами; в 1764 г. причислен к необщежительным обителям 3-го класса, недвижимое имущество отнято, братии положено денежное жалованье (806 р. 30 к.). В 1775 г. мон-рю возвращена (подтверждена) архимандрия. При имп. Павле I было увеличено штатное жалованье братии с 806 р. 30 к. до 1460 р.; в собственность М. И. м. перешла мельница в Дмитровском у. и огородная земля за Симоновым мон-рем, Румянцевская пустошь в Подольском у., луговая земля с прудом в сельце Владычине Московского у. В 1800 г. митр. Московский и Коломенский Платон (Левшин) составил монастырские правила: «получаемые с земель деньги все обращать на содержание» М. И. м.; «где с земель приход есть натурою - хлебом, употреблять его на содержание настоятеля и братии»; «с лугов сено и получаемые за сено деньги все употреблять на конюшню, на корм лошадям, на покупку овса»; половину доходов, «получаемых с мельниц прочих монастырей», также рекомендовалось оставлять в М. И. м.; доход от рыбных ловель - «натурою или деньгами» - разделять среди настоятеля и братии ( Григорий (Воинов-Борзецовский). 1871. С. 39). В 1801 г. монастырская земля (60,5 саж.) у Покровских ворот была передана купцам П. и С. Аверкиевым для строительства гостиницы; часовня ранее была упразднена.

http://pravenc.ru/text/2564222.html

воротами пустыни. Ок. 1699 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких над юж. воротами пустыни. Ок. 1699 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. По переписным книгам 1678 г., Н. М. п. владела 5 бобыльскими дворами, в 1741 г.- 105 крестьянами; монастырские владения включали 160 дес. пашенной земли, 2500 копен сенокосной земли, а также 3 рыболовных озера. Согласно ревизии 1744 г., к обители были приписаны 112, а в 1763 г.- 95 крестьян ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 399; Богданова. Крестьяне. 2015. С. 39). В 1685-1687 гг. Н. М. п. выкупила находившиеся у Москворецких ворот Китай-города «квасные места», принадлежавшие Д. и Ф. Якимовым. Здесь обитель устроила подворье с деревянной часовней (1685-1689), в к-рой хранились чудотворный образ Всемилостивого Спаса (XVII в.) и икона вмц. Варвары с частицей мощей. 3 июля 1700 г. по указу царя Петра I часовня была приписана к Соловецкому мон-рю. В 1709 г. ее отстроили в камне внутри стены Китай-города. В часовне собиралось «в пользу пустыни за молебны и свечнаго дохода ежегодно от 127 до 130 рублей» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 59. С. 62). По указу имп. Петра I она в числе др. московских часовен была закрыта, здание использовалось для торговых целей. При осмотре 1723 г. оказалось, что в часовне «торгует города Глухова черкашенин Григорий Константинов бузою». В 1727 г. часовня была восстановлена, по указу митр. Московского и Калужского Тимофея (Щербацкого) от 21 (17?) марта 1765 г. передана Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни ( Александровский. Указ. моск. церквей. С. 76; Указ. церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 27). 30 дек. 1767 г. соловецкий настоятель (1761-1777) архим. Досифей I подал в Синод прошение о возвращении часовни Соловецкой обители, но оно было отклонено ( Скворцов. 1911. С. 196-198). В 30-40-х гг. XIX в. и в 1912 г. часовня была перестроена, в 20-х гг. XX в. закрыта и в 1966 г., перед началом строительства гостиницы «Россия», снесена. В царской жалованной грамоте на владение Н.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

Выход Екатерины II из храма был не менее торжествен – все войска при виде ее в короне и порфире произвели «салютацию». Государыня направилась в Архангельский собор, где поклонилась усопшим предкам, побывала в Благовещенском соборе, где приложилась к святым мощам и затем возвратилась во дворец. Цесаревич Павел Петрович не присутствовал на торжестве коронования. Народ, не видя наследника, беспокоился. Несколько раз вместо того, чтобы радостными криками приветствовать царицу, солдаты начинали кричать около самого дворца: «Да здравствует император Павел Петрович!» Офицерам с трудом удавалось заставить их молчать. 6 Линь де Шарль-Иосиф (1735–1814) – принц из старинной бельгийской фамилии. Служил во Франции, Австрии, Пруссии. В 1782 г. послан с поручением к Екатерине II. Заслужил ее благосклонность. Находился в свите во время ее путешествия по России. Автор популярных писем и сочинений. 7 Мало известно, что Екатерина не совсем немка... Если вы помните, ее имя – София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. Очень трудно произнести этот Цербст. Если вы напишите по-латыни и произнесете по-русски, то увидите, что она Ангальт-Сербская. Это онемеченный славянский род//Махнач В. Л. Знаменательные события российской истории времен жизни митрополита Платона. – Платоновские чтения. 1 декабря 2005 г. М, 2006. С. 36–37. 8 Вольтер (21 ноября 1694 – 30 мая 1778; урожденный Франсуа Мари Аруэ) – один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII в., поэт, прозаик, историк, публицист. 9 Рюльер К.К. История и анекдоты революции в России 1762 г.//Россия XVIII в. глазами иностранцев. Лениздат, 1989. С. 308. 10 Тимофей (Щербацкий) – митрополит; 22 октября 1757 г. переведен из Киева; скончался 18 апреля 1767 г. Погребен в Чудове монастыре. 11 В 1753 г. было завершено строительство Кремлевского Зимнего дворца по проекту архитектора В. В. Растрелли на месте обветшавших парадных палат (Средней, Золотой, Столовой и Набережной) старого дворца. 12 Димитрий (Сеченов; 1709–1767) – 8 октября 1762 г. пожалован в митрополиты; замечательный проповедник XVIII в., воспитанник Славяно-греко-латинской академии; с 1730 г. преподавал в ней красноречие; в 1732 г., приняв монашество, стал архимандритом Свияжского монастыря. В 1740 г. возглавил миссию по обращению в христианство магометан и язычников Казанской и Нижегородской губерний, которая ему блестяще удалась. В 1742 г. назначен епископом Нижегородским. В 1748 г. ушел по болезни на покой, но с 1752 г. вызван в Петербург для присутствия в Синоде. В 1757 г. назначен на Новгородскую кафедру. В 1762 г. совершил чин коронования Екатерины II. Главную заслугу митрополита составляют его проповеди, простые и ясные; в них часто находили отклик общественные и церковные события того времени. Деятельность Новгородского владыки была оценена императрицей Елизаветой Петровной. Екатерина II также часто искала у него поддержки в проведении того или иного постановления, считая его человеком энергичным и образованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Здесь, в академии, через несколько лет, не оставляя классических языков, начнут писать сочинения и состязаться в диспутах и на русском языке. Русская речь станет постепенно очищаться от примеси малороссийских слов, «пестривших и затемнявших слог»; самое строение речи станет принимать русский склад. Трудности были великие, многие из поступающих для обучения прибывали из глухих мест, где в приходах царили бедность, нищета и необразованность. По окончании академии или семинарии им надлежало возвратиться в родные места, где они зачастую оказывались единственными носителями просвещения. Но кто же станет просвещать русский народ, как не они! И потому владыку Платона так заботил уровень образования будущих священнослужителей. В день своего тезоименитства, 18 ноября 1775 года, архиепископ Московский Платон получил указ о назначении директором Духовной академии. В календаре за тот год он с благодарным сердцем описал множество благодеяний Божиих, «излиянных» на него: «пожалован в Московские архиереи»; «оставлена Лавра при мне»; «пожалован наместником в Чудов монастырь»; «семинария Перервинская утверждена»; «на две семинарии – Сав и Калуж – дано содержание»... С благодарным чувством пишет владыка и о поступивших в московские монастыри богатых вкладах, и об увеличении средств на содержание диаконов и церковнослужителей. Исчислив все награды, которыми были обойдены его предшественники на Московской кафедре – Платон (Малиновский), Тимофей (Щербацкий) и Амвросий (Зертис-Каменский), – владыка Платон заключает это исчисление смиренным воззванием: «Что есмь аз, Господи, яко помниши мене» 178 . Столько наград и отличий в один год не могли не возбудить зависти в соперниках и недоброжелателях архиепископа. Враги называли архиепископа Платона гордым. А этот гордец-архиерей читал и пел на клиросе за дьячка и во время малого входа, по случаю отсутствия пономаря, исправлял его должность, то есть выносил свечу перед Евангелием! Вот как это случилось. В монастырской церкви во время богослужения один приезжий монах стоял за клиросом. Владыка велел ему вынести свечу. Тот, кланяясь владыке, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

К 1718 г., при игум. Мелетии (Чайковском), в мон-ре проживали всего 18 иноков (Там же. С. 222). Надзор за ними Киевские митрополиты Тимофей (Щербацкий) и Арсений (Могилянский) перепоручили ведомству Белорусского епископа. В 1759 г. обитель была передана в подчинение еп. Могилёвскому свт. Георгию (Конисскому) , в 1762 г. переведена в 3-й класс, в 1772 г., после 1-го раздела Речи Посполитой, окончательно вошла в состав Могилёвской епархии. В авг. 1805 г., при настоятеле Феофане (Романовском), мон-рю был дарован статус архимандрии. Во время Отечественной войны 1812 г., при архим. Иустине (Сементовском), мон-рь сильно пострадал. Его наиболее ценное имущество, включая часть серебряной утвари и окладов икон, было расхищено воинами отступающей франц. армии. Нек-рые предметы и реликвии были обнаружены освободившими Оршу казаками атамана М. И. Платова и возвращены в обитель. В 1815-1821 гг. мон-рь возглавлял архим. Венедикт (Григорович ; впосл. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский), в 1821-1823 гг.- архим. св. Мелетий (Леонтович ; впосл. архиепископ Харьковский и Ахтырский), в 1823-1824 гг.- архим. Аркадий (Фёдоров ; впосл. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский). В 1842 г., при архим. Фавстиане, обитель стала заштатной, приписной к оршанскому Покровскому мон-рю. В нее переселились настоятель и братия, а здание самого Покровского мон-ря было передано ДУ. В 60-х гг. XIX в. архим. Агапит (Сахаров) на свои средства открыл школу, позже - одноклассное ДУ. В 1883 г. воссоздана школа иконописи. Архитектурный комплекс Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. Архитектурный комплекс О. К. Б. м. состоял из Богоявленского собора, Свято-Духовской ц., колокольни, госпиталя, жилых и хозяйственных построек. С 3 сторон территория обители была огорожена кирпичной стеной (высота - 2,5 м). Планировка мон-ря была регулярной, а его двор имел прямоугольную форму. Пятиглавый деревянный на каменном фундаменте Богоявленский собор (1623-1635), возведенный в стиле виленского барокко, стоял на высоком месте и являлся доминантой архитектурного комплекса.

http://pravenc.ru/text/2581587.html

Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни. В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений (панихид, литий). Для восполнения этого, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, установлено совершать поминовения в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста. Димитриевская родительская суббота совершается в ближайший день перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября (н.с.)). Установлена она после битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) по благословению преподобного Сергия Радонежского. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. Каков чин отпевания Патриарха? иеромонах Иов (Гумеров) Святейшего Патриарха Алексия II отпевали, согласно его воле, иерейским (священническим) чином. До 1767 года архиереев в Русской Православной Церкви отпевали по монашескому чину. Впервые отпевание по священническому, а не по монашескому чину было совершено над скончавшимся 18 апреля 1767 года и погребенным в Чудовом монастыре в Кремле митрополитом Московским и Калужским Тимофеем (Щербацким). Это было закреплено особым указом и возведено на степень общего правила. В нашем, отечественном, Требнике этот чин отпевания священников был впервые напечатан в 1658 году при Патриархе Никоне . Заимствован он из печатных греческих книг. Чин отличается большей продолжительностью и большею торжественностью по сравнению с другими погребальными чинами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов, а поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка. Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения села Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года церковь в Черкизове выглядит примерно так: «...каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою... в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные... да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов». По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова. В позднейшее время, по сведениям того же исследователя П.В. Синицына, сельцо Черкизово особенно полюбили митрополиты Московские Тимофей (Щербацкий) и Платон (Левшин). За свою многолетнюю историю черкизовский храм строился и перестраивался неоднократно. В 1821 году он был отремонтирован при участии знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К его центральному куполу были пристроены четыре боковые главки.

http://sobory.ru/article/?object=03340

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010