Императрица Елизавета Петровна В 1744 году Киев посетила императрица Елизавета Петровна. Вместе с ней здесь тогда находился и наследник престола великий князь Петр Федорович с невестой – великой княжной Екатериной Алексеевной. Приготовления к визиту венценосицы начались годом ранее. Киевский генерал-губернатор генерал-аншеф Михаил Леонтьев, успевший побывать президентом Малороссийского правления, во время которого приобрел особое покровительство императрицы, предписал чиновникам на местах привести в порядок дороги и мосты, находящиеся на пути следования по большому тракту Санкт-Петербург–Киев. Офицеры для особых поручений согнали на эти работы огромное количество крепостных крестьян. Поскольку среди владельцев имений, расположенных по тракту, оказалась и Киево-Печерская лавра, имевшая здесь обширные заселенные земли за Днепром, она в течение нескольких месяцев ежедневно высылала на работы более тысячи приписанных к монастырю крестьян. Сам Михаил Леонтьев тщательно подыскивал апартаменты для размещения высокой гостьи. Поначалу он намеревался предоставить в распоряжение Елизаветы губернаторский дом. Архимандрит лавры Тимофей (Щербацкий) в апреле 1743 года написал в Петербург, адресовав графу Алексею Разумовскому письмо, где сетовал на то, что «для пребывания императрицы местное начальство хоть и назначило дом, в котором жили губернаторы, но поелику он стоит на скудном месте и даже не имеет при себе сада, то не благоугодно ли будет ее величеству остановиться в лавре, в архимандритских кельях, имеющих для себя различные удобства, с садом, виноградником для прогулок и прекрасным видом на Днепр и Заднепровье. Притом для государыни будет приятнее это помещение и потому еще, что родитель ее, император Петр I, во время посещения Киева всегда жил в сих кельях». Предложение архимандрита было поддержано в столице, и в июне архимандрит Тимофей получил от графа Разумовского письмо с уведомлением, что «государыня изволила назначить свое пребывание в лаврских архимандричьих покоях», а для «описания их и устройства иллюминаций назначен особый офицер».

http://pravoslavie.ru/44226.html

17 сент. 1735 г. еп. Арсений был перемещен на Белгородскую кафедру, но остался в Переяславской епархии, сославшись на болезнь; 3 янв. следующего года Синод отменил решение о перемещении. В июне 1738 г. архиерей объявил об открытии при Переяславском архиерейском доме в Вознесенском мон-ре славяно-греко-лат. уч-ща (коллегиума) (открыто 2 окт., с 1773 семинария). Для нужд уч-ща наместник Киево-Печерской лавры архим. Иларион (Негребецкий) пожертвовал 4 монастырских здания. В Переяславе учились студенты из Киева, Чернигова, Нежина, Сум, Конотопа, Гадяча, Глухова, Любеча, с Правобережной Украины. Благодаря училищу Переяслав стал важным центром в борьбе с унией и католицизмом. В 1743-1750 гг. продолжалось строительство каменного собора в Михаило-Архангельском мон-ре, в 1750 г. собор был освящен Переяславским еп. Никодимом (Сребницким) . Успенский собор после перестройки 1824 г. Гравюра М. Н. Рашевского по рис. П. Гнедича. 70-е гг. XIX в. Успенский собор после перестройки 1824 г. Гравюра М. Н. Рашевского по рис. П. Гнедича. 70-е гг. XIX в. В 1752 г. Киевский митр. Тимофей (Щербацкий) при поддержке гетмана К. Г. Разумовского подал петицию в Коллегию иностранных дел, в которой помимо прочего содержалось пожелание вернуть в подчинение Киевскому митрополиту Переяславскую епархию и Межигорский в честь Преображения Господня мужской монастырь . Митрополит провел выборы на вакантную тогда Переяславско-Бориспольскую кафедру. Синод отказал по всем пунктам и объявил митр. Тимофею выговор за попытку избрать Переяславского епископа. Повторная попытка подчинить Переяславских епископов Киевскому митрополиту была сделана в 1767 г. В ходе работы созданной в том же году законодательной комиссии епархиальные архиереи должны были присылать в С.-Петербург записки с изложением необходимых перемен в церковном управлении. Из Малороссии в Синод прислали донесения Киевский, Черниговский и Переяславско-Бориспольский архиереи, настоятели Киево-Печерской лавры и Межигорского мон-ря. В записке Киевского митрополита была изложена программа церковной автономии для укр. епархий под властью Киевского митрополита; в ней также содержалось напоминание о том, что Черниговская, Переяславская и др. укр. епархии, а также ставропигиальные мон-ри когда-то находились под властью Киевского митрополита. Переяславский и Черниговский епископы и ставропигиальные мон-ри не выразили желания вернуться под власть Киева.

http://pravenc.ru/text/2580016.html

Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1702–1716 гг. Фотография. 2016 г. Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1702–1716 гг. Фотография. 2016 г. В 1716 г. к Н. Б. м. был приписан «Ветхий» Богородице-Рождественский мон-рь на р. Остёр близ Нежина со всеми угодьями. Универсалами гетмана П. Скоропадского от 14 сент. 1716 г. и 17 марта 1718 г. обитель «для прокормления мешкающих в ней братий» наделялась землями близ Нежина. Согласно архиву Черниговской духовной консистории 1782 г., Н. Б. м. благодаря вкладам жертвователей владел землями в местечках Салтыкова Девица и Мрин, селах Черняховка, Стольное, Волосковцы, Талалаевка, Мыльники, Степановка, Загоровка, Блистав (Блистово), Авдеевка. По ревизии того же года к обители были приписаны 800 крестьян (Там же. 173). 31 марта 1732 г. архиеп. Киевский, Галицкий и всея Малыя России Рафаил (Заборовский) сообщил в Синод, что среди мон-рей Киевской епархии, за исключением Н. Б. м., ни в одном нет архимандритии. С 1743 г. Н. Б. м. возглавлял архим. Владимир (Каменский), брат (дядя?) архиеп. Московского и Калужского Амвросия (Зертис-Каменского) , с 1746 г.- архим. Платон (Левицкий), выпускник московской Славяно-латинской академии, замечательный проповедник. В 1749-1756 гг. настоятелем Н. Б. м. был архим. Митрофан (Горленко), родственник свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского и Обоянского. При о. Митрофане в 1750 г. сгорели трапезная церковь и некоторые кельи, но в том же году был построен каменный корпус на 6 келий с погребами и кладовой. В 1754 г. архим. Митрофан просил Киевского и Галицкого митр. Тимофея (Щербацкого) выделить на восстановление зданий 3 тыс. р., а также вернуть в обитель б-ку митр. Стефана. В 1755 г. деньги были направлены, но книжное собрание не возвращено. В сент. 1757 г., при архим. Пахомии (Витвицком), во время городского пожара сгорела келья архимандрита, пострадали др. жилые постройки, колокольня. С 1776 г. настоятелем Н. Б. м. был архим. Дорофей (Возмуйлов; 1790), постриженик афонского Иверского мон-ря, в 1787 г. хиротонисанный во епископа Феодосийского и Мариупольского.

http://pravenc.ru/text/2564834.html

По первоначальным распоряжениям (13 июня 1762 года) по поводу коронации преосвященному Вениамину архиепископу с-петербургскому повелено было остаться в С-Петербурге в синодальной конторе; но потом 26 июля того же года, преосвященный Вениамин был переведен в Казань на место Гавриила (Кременецкого), перемещенного с-Петербург, с назначением его членом Святейшего Синода; при чем тому и другому повелено было прибыть в Москву для присутствия на короновании. Синодальная контора в С.-Петербурге была поручена Тихону (Соколову) епископу кексгольскому и ладожскому, викарию новгородской епархии, которого впоследствии сменил Пахомий (Симанский) епископ тамбовский. Пребывание Святейшего Синода в Москве по поводу коронации продолжалось с сентября 1762 года по июль 1763 года. В это время в составе его присутствия входили: преосвященный Димитрий, который 8 октября 1762 года получил наименование митрополита новгородской епархии, преосвященный Тимофей (Щербацкий) митрополит московский, Гавриил архиепископ с-петербургский, Гедеон епископ псковский, умерший, впрочем, в июне 1763 г., Амвросий архиепископ крутицкий, Палладий епископ рязанский, Афанасий епископ тверской, Михаил архимандрит новоспасский. В этом составе значатся и синодальные члены, присутствовавшие в московской синодальной конторе. К этим членам, согласно докладу Святейшего Синода, 17 мая 1763 года были назначены: московской академии ректор, Заиконоспасского монастыря архимандрит Гавриил (Петров) и вологодской епархии Кирилло-Белозерского монастыря архимандрит Симон (лагов), который после смерти вышеупомянутого Михаила, 20 октября 1764 года, был переведен в Москву в Новоспасский монастырь. Отмечаем эти данные с мыслью, чтобы нагляднее представить те перемены, которым подвергался Святейший Синод в продолжительное царствование императрицы Екатерины II, которое оставило свой след на положении Святейшего Синода сравнительно с предшествующим временем. Для приведения в действие вновь сочиненного и утвержденного штата и наполнения, согласно сему штату, состава Святейшего Синода, Синод обратился к государыне со всеподданнейшим докладом, в котором писал: «ныне действительно, кроме отсутствующих в епархии, в присутствии состоят в Синоде архиереев два и архимандритов два, о коих и с отсутствующими в епархии Синод подносит именной реестр и всем ли оным действительно в Синоде и конторе оного в присутствии быть, или некоторым из них и какое жалование получает, о том, Синод, оставляя в Высочайшее Вашего Императорского Величества благоволение, требует Вашего Императорского Величества указа.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Не излишне здесь привести и взгляд нашей церкви на Четьи-Минеи св. Димитрия, выразившийся в определении св. Синода. Св. Синод, признавая Четьи-Минеи, составленные св. Димитрием, книгою душеспасительною, и в первый раз принимая от себя издание их в общее назидание, нашел нужным подвергнуть их внимательному рассмотрению. Почему с соизволения Императрицы Елизаветы Петровны, в 1745г. поручил это дело Архимандриту Киево-Печерской Лавры, Тимофею Щербацкому, с другими киевскими учёными, основательно знающими богословие, церковную историю и языки греческий и латинский. Исправителям было вменено в обязанность обратить внимание на то, не имеется ли в Чети-Минеях чего-нибудь противного Святому Писанию, догматам веры и преданиям церковным, также чего-нибудь исторического сомнительного, невероятного и усмотренные погрешности представить св. Синоду на рассмотрение. Но Щербацкий только в 1754 г. представил некоторые свои замечания и от дальнейшего труда отказался. Поэтому св. Синод возложил окончание сего дела на ректора новгородской Семинарии, Архимандрита Иоасафа Миткевича (впоследствии белгородского Епископа). В ныне издаваемых Четьи-Минеях, по благословению св. Синода, можно видеть на полях критические замечания на достоверность сказаний в житиях святых, так, например, под 15 числом января против сказания о сатире, посланном сотоварищами с овощами к преп. Павлу Фивейскому, замечено: «сия повест мнится быти невероятна, сего ради и отличными литерами напечатана»: (Лист. 72). К подобным сказаниям можно отнести и краткие сведения о св. Инне, Пинне и Римме, помещенные в Четьи-Минеях 20 января и 20 июня. Сказания эти весьма кратки и представлены без указания источника, откуда они заимствованы, притом помещены в конце всех дневных житий и мелким (сравнительно с текстом Четьи-Миней) шрифтом. Краткие перечисления святых, обыкновенно помещаемые в конце житий дневных святых, принадлежат ли они св. Димитрию, или позднейшим лицам, самой краткостью своей показывают, что об упоминаемых святых или вовсе не найдено сведений, или и найдены, но они или не выдерживают исторической критики, или заключают в себе что-либо не совсем достоверное.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Особый расцвет Андреевской обители связан с основанием в ее стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым (+1673) ученого братства. Приехавшие в 1648 г. в Москву по инициативе Федора Ртищева ученые киевские монахи разместились в стенах монастыря. Среди них были такие известные ревнители духовного просвещения, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. В XVII в. Андреевский монастырь имел в собственности земли, мельницы, рыбные ловли и прочую недвижимость. Среди приписанных к нему обителей числился и московский Донской монастырь. В 1648-1654 г.г. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен комплекс монастырских зданий. Строительные работы финансировались из царской казны. Во второй половине XVII века монастырь числился ружным, то есть состоял на хлебном и денежном окладе государевой казны. Однако уже в 1682 г. обитель была приписана к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе, возможно, потому, что часть ученой андреевской братии переселилась туда. Впервые монастырь был упразднен в 1724 г. Тогда в его храмы был назначен причт из белого духовенства, а в его стенах учреждена школа для подкидышей – «зазорных» детей и помещение для «колодников». При императрице Анне Иоанновне в 1730 г. монастырь был возобновлен, школа же и тюрьма ликвидированы. В 1762 г. Святейший Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. Окончательно монастырь был обращен в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», в 1764 г. Этот год указывает П.М. Строев как дату упразднения обители, хотя определение Московской духовной консистории об этом митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербацкий) утвердил лишь в январе 1765 г. Во время моровой язвы, бывшей в Москве в 1771 г., на территории монастыря устраивается кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. Позднее, уже в XIX веке, окончательно сформировался некрополь Андреевского монастыря. Среди погребенных в нем Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы. По указу императрицы Екатерины II в 1775 г. в обители размещается работный дом для «ленивец» женского пола.

http://sobory.ru/article/?object=04622

Первый Митрополит, присоединившийся к Московской Иерархии, Гедеон, Князь Четвертинский, со вступления своего на Киевскую Митрополию, занялся обновлением Софийского Собора и у Российских Государей в 1686 году испросил пособие, и многие церковные утвари. Он обновил и все монастырское здание деревянным строением: но все оно в 1697 году и с архивом монастырским, сгорело, а вновь выстроено также деревянное преемниками его Варлаамом Ясинским и Иоасафом Кроковским. Преемник их Варлаам Вонатович, Архиепископ Киевский, начал каменное; создал для братии каменную трапезу с церковью во имя Св. Лазаря, друга Христова и при них кухню с приспешнею, а напротив оных хлебню в один этаж (что ныне под Дикастерией); основал против западных дверей Собора каменный Архиерейский дом, конченный уже Преемником его Архиепископом и после бывшим Митрополитом Рафаилом Заборовским, который в нем устроил и церковь во имя Воскресения Христова. Варлаам устроил также подземные выходы, простирающиеся от монашеской трапезы, в две противоположные стороны по двору. Рафаил Заборовский около 1746 года обнес весь Софийский двор каменной стеной на место деревянной и в ней устроил колокольню, по украшению своему называвшуюся Триумфальной, а на оную слил большой колокол; в западной части ограды устроил огромные в два яруса въезжие ворота с жилыми по обеим сторонам покоями и украсил оные разными штукатурными изображениями. Но за обветшанием, сем приворотный корпус в 1822 и 1823 году уже сломан, кроме наличной к улице стены оного. Митрополит Тимофей Щербацкий завел при доме сады и оградил их решетками, возобновил повредившуюся колокольню, пристроил с правой стороны Архиерейских покоев каменный корпус в один ярус (над коим после Митрополит Арсений Могилянский надстроил деревянные для себя кельи в смежность каменного Архиерейского дома для умножения покоев), а к восточной стороне ограды, по обеим сторонам от колокольни, два корпуса деревянных монашеских келий и один для Консистории, давно уже уничтоженных; с того же 1763 до 1767 года, выстроил, в северной стороне от Собора, огромный на 42 саженях трехъярусный на погребах каменный под железной кровлей, корпус монашеских келий, с 1822 года, переделанный на Митрополичий дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

совершил праздничное богослужение с положенным анафематствованием еретиков, причем в текст анафематствования внес дополнение: «Вси насильствующии и обидящии св. Божии церкви и монастыри, отнимающе у них данная тем... имения яко крайние врази Божии да будут прокляти». На 2-й неделе Великого поста 1763 г. еп. Сильвестр (Страгородский) , назначенный в Комиссию для обсуждения проблемы церковных имений, привез А. выданную Комиссии инструкцию императрицы, регламентировавшую управление церковными вотчинами. 6 марта 1763 г. А. отправил в Святейший Синод письмо, в к-ром подверг критике как манифест, так и инструкцию. В письме подчеркивалось, что до Петра III все правосл. князья и цари и даже татар. ханы признавали право церковной собственности. Критикуя часть инструкции, касавшуюся духовных школ, А. указывал на противоречие между изъятием у Церкви земель и требованием создания сети духовных учебных заведений. С возмущением реагируя на начатую офицерами опись церковных имений, 15 марта 1763 г. А. отправил в Синод 2-е доношение, в к-ром утверждал, что продолжение работы Комиссии приведет к оскудению благочестия в Церкви «не от татар и ниже от иностранных неприятелей, но от своих домашних, благочестивыми и сынами Церкви нарицающихся». В обоих посланиях А. избегал нападок на императрицу, однако митр. Новгородский Димитрий (Сеченов) , представивший ей от имени Синода доклад о первом письме, усмотрел в нем «оскорбление Ее Императорского Величества». Доклад митр. Димитрия, подписанный Московским митр. Тимофеем (Щербацким) , С.-Петербургским архиеп. Гавриилом (Кременецким) , Псковским еп. Гедеоном (Криновским) и Тверским еп. Афанасием (Вольховским) , был передан «на высочайшую Ее Императорского Величества бесприкладную милость». Делу был придан политический оборот, и накануне Вербного воскресенья А. был арестован и под конвоем доставлен в московский Симонов мон-рь. Несмотря на то что шла Страстная седмица, 18 марта Екатерина послала записку ген.-прокурору А. И. Глебову с повелением немедленно начать допрос А., 14 апр.

http://pravenc.ru/text/76190.html

Спустя два года основатель скита стал Киевским Митрополитом. После смерти святителя Петра (†1647) скит в Голосеево не остался без внимания Киево-Печерских архимандритов и Киевских первосвятителей. Самыми значительными событиями конца XVII - первой половины XVIII века стала постройка в Пустыни церкви в честь преподобных Варлаама и Иоасафа, Индийских пустынножителей, которую осуществил Митрополит Киевский Варлаам (Ясинский). Эта церковь располагалась отдельно от церкви в честь великомученика Иоанна Сочавского, но, когда она обветшала, предстоятель Киевской кафедры Митрополит Тимофей (Щербацкий) объединил их в одну, двухъярусную, - в честь великомученика Иоанна Сочавского. Сохранились сведения о том, что Императрица Елисавета Петровна, посетив Киев в 1744 году, пожертвовала 600 (!) рублей на содержание шести голосеевских братий - скорее всего, столько насельников здесь тогда и было. А очень высокая для того времени сумма пожертвования говорит о том, что жили они в большой скудости ... После введения в Малороссии (так тогда называлась Украина) духовных штатов, после чего были закрыты или преобразованы многие обители, в Голосеево перевели последнего «вольно избранного» Киево-Печерского Архимандрита Зосиму (Валкевича, †1793). Пустынь преобразовали в небольшой третьеклассный монастырь для 12 человек братии. Став настоятелем, отец архимандрит сделал в обители несколько новшеств: переименовал церковь в честь великомученика Иоанна Сочавского в церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», и пристроил к ней придел в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и келлию для себя. Он также обновил и голосеевский сад. Но самым главным сокровищем монастыря тогда стал благочестивый и смиренный архимандрит, который был прост, милосерден, братолюбив и нищелюбив, и никто даже и не подозревал, что он вел многолетнюю переписку с Императорским Двором и что его уважал Император Павел I. Возрождение скита началось при Митрополите Киевском Евгении (Болховитинове, †I837), который восстановил церковь в честь Иоанна Сочавского, и достигло расцвета при святителе Филарете (Амфитеатрове), который занимал Киевскую митрополичью кафедру с 1837 по 1857 годы. Владыка Филарет был одновременно и выдающимся архиереем, и богословом, и аскетом, принявшим втайне великую схиму. Будучи Калужским архиереем, он основал в Оптиной Пустыни скит во имя святого Иоанна Предтечи и насадил в нем старчество. Став Киевским первосвятителем, он возродил в Голосеевской Пустыни скитское жительство и, по сути, заново отстроил обитель.

http://sobory.ru/article/?object=02896

Межигорский мон-рь. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1843 г. (Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев) Межигорский мон-рь. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1843 г. (Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев) Указом царя Петра I от 12 февр. 1703 г. мон-рь лишился ставропигии и стал подчиняться Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) . Но уже 6 янв. 1709 г. настоятель Иродион (Жураковский) благодаря личным заслугам (в составе посольства царя Петра I был командирован в Запорожскую Сечь, чтобы убедить запорожцев отказаться от поддержки гетмана Мазепы и призвать их служить царю) получил от царя Петра I сан архимандрита и грамоту на возобновление ставропигии (указом Синода от 1 июня 1722 этот статус был подтвержден). В 1714 г. архим. Иродиону были пожалованы с. Русаново, дер. Плоское и мельницы, доходы от к-рых поступали в казну обители. В апр. 1721 г. архим. Иродион испросил в Синоде книгу для сбора пожертвований на восстановление мон-ря, пострадавшего от пожара 1717 г. Настоятель (1722-1729) архим. Арсений (Берло) добился разрешения Синода собирать милостыню на строительство монастырских зданий, сгоревших во время пожара. Он активно защищал монастырские земли от посягательств как киевских мещан, так и киевского во имя святых Флора и Лавра женского монастыря , обращаясь за покровительством к имп. Петру I. В 1726 г. архим. Арсений получил разрешение Синода на постриг в обители «ученых людей», одним из них был Сильвестр ( Кулябка ; впосл. архиепископ С.-Петербургский). В 1723 г. в М. м. поступил Иоаким Андреевич Горленко (впосл. свт. Иоасаф , еп. Белгородский и Обоянский). В обители он вел строгий образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских иеросхим. Феодором Горленко был пострижен в рясофор с именем Иларион, а в 1727 г. переведен в Киево-Братский монастырь. В 1747 г., будучи наместником Троице-Сергиевой лавры , архим. Иоасаф вызвал из М. м. иером. Павла (Казановича), который расписал лаврские храмы и преобразовал лаврскую иконописную мастерскую. В 1726 г. в М. м. был пострижен в монашество Т. И. Щербацкий (впосл. митрополит Московский и Калужский Тимофей ).

http://pravenc.ru/text/2562780.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010