«Между 507 и 511 гг. Кассиодор был квестором Теодориха, то есть его личным секретарем, и составлял для своего почитавшего имперскую культуру, но полуграмотного короля те преисполненные латинской элегантности письма, стилю которых удивлялись не только средневековые писатели, но и гуманисты Кватроченто» 744 . В 514 г., совсем молодым человеком, Кассиодор был удостоен высшего отличия, доступного римлянину в Остготском королевстве, – звания консула. Буря, разразившаяся над его коллегами из ученого окружения Теодориха – Боэцием и его тестем Симмахом – в 523 г., незадолго до смерти короля обвиненных им в государственной измене в пользу Константинополя и затем казненных, благополучно миновала Кассиодора: он сохранил благорасположение Теодориха и был назначен им на место арестованного Боэция магистром оффиций. В 526 г., при юном короле Аталарихе, когда государством правила его мать Амаласунта – сестра Теодориха, Кассиодор, удостоенный сана патриция, был назначен на ключевую в государстве должность префекта претория Италии, которую он занимал также при короле Витигесе до 540 г., когда после захвата Рима и Равенны Велисарием император назначил на его место нового префекта претория, а Кассиодор оставил Равенну и поселился в одной из своих вилл на юге Италии, вблизи Тарентского залива. Вторую половину 540-х г. и первую половину следующего десятилетия он провел в Константинополе, откуда в 555 г. вернулся в Италию, в свое имение, и устроил в нем монастырь, который он назвал Виварием. При этом сам он не принял пострига. В Виварии Кассиодор провел последние годы жизни, скончавшись в глубокой старости в 578 г. Установленный им строй монашеской жизни в Виварии был основан на уставах святителя Василия Великого и преподобного Бенедикта Нурсийского . Преподобный Бенедикт предписывал монахам в своем Уставе совмещать физический труд с душеполезным чтением. Развивая это наставление, Кассиодор рекомендует способным к тому монахам научные занятия, которым неустанно предавался он сам. Не склонным к наукам инокам Кассиодор рекомендует заботиться о больных, работать в саду или в поле, но при этом все-таки читать книги и еще переписывать Священное Писание – это занятие он считал душеполезным, богоугодным и чрезвычайно нужным Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Однако в 520 г. Гормизда все-таки решил изгнать монахов, объявив, что не видит необходимости в введении теопасхитских формул. Иоанн Максентий уже из Константинополя написал папе письмо с резким протестом. Юстиниан, со своей стороны, продолжал оказывать поддержку скифам. С этого момента религиозная политика императора, направленная на объединение папы, Константинопольской Церкви и антихалкидонского Востока, будет основываться на теопасхитской формуле, которая, по его глубокому убеждению, была необходима для «мира и согласия». 6. Тем временем в Италии король Теодорих стал относиться к папству чрезвычайно подозрительно. Просвещенное правление Теодориха отличалось мудрой терпимостью, но теперь, в конце его, стало ясно, что с установлением новых, более дружелюбных отношений между Римом и Константинополем готы смогут потерять контроль над Италией. В 506 г. король франков Хлодвиг обратился в православное христианство. За ним обратился зять Теодориха Сигизмунд Бургундский (510). В 523 г. скончался Тразимунд, король вандалов и муж сестры Теодориха, фанатичный арианин. Все эти события поставили арианина Теодориха в оборонительную позицию. В 524 г. по подозрению в участии в политическом заговоре был казнен знаменитый философ римский аристократ Боэций. В ответ Юстин I опубликовал указ, запрещающий арианские церкви на Византийской территории. И тогда Теодорих послал папу Иоанна I (преемника Гормизды) в Константинополь с унизительной для него миссией заступиться за ариан, угрожая в противном случае принять карательные меры против итальянских кафоликов. Итак, Римская Церковь постепенно утрачивала позицию арбитра и делалась политическим орудием, которое византийские императоры или готские короли могли использовать для власти над Италией. Император принял папу в Константинополе с великой помпой, но миссию его не удовлетворил. По возвращении Иоанна I Теодорих бросил его в темницу, где тот и скончался. Правда, в том же году (526) скончался и сам Теодорих. После него на трон взошла королева Амаласунта (526-534), занявшая провизантийскую позицию.

http://sedmitza.ru/lib/text/434766/

390 ...Радегунда... почиталась в народе великой. – Не лишена интереса полная романтичности и превратностей жизнь Радегунды. О. Тьерри так повествует об этом: «Хлотарь взял в плен дочь тюрингского короля Бертахара в возрасте 8 лет. Он решил ее воспитать, а затем взять ее себе в жены. Радегунду тщательно воспитывали в Нейстрийском королевстве... ей было дано изысканное образование изысканной галло-римлянки... Затем, вопреки желанию Радегунды, ее обвенчали с королем Хлотарем, и она стала женою ненавистного ей человека. Она всячески уклонялась от своих королевских обязанностей и наконец, после того как Хлотарь убил ее брата-заложника, она решилась на побег от короля. Епископ Медар ее постриг в монахини, и она основала в Пуатье девичий монастырь по образцу монастыря в Арле...» [Тьерри О., Рассказы из времен Меровингов. СПб., 1892. С. 244 – 245). Действительно, Радегунда для своего времени, видимо, была довольно образованной женщиной. И не случайно В. Фортунат, живя в Пуатье, где Радегунда основала девичий монастырь Св. Креста, часто проводил время в ее обществе и посвятил ей много стихотворений, воспевающих ее достоинство, ум и благочестие (Carm., VIII, 5 – 10, XI. 2 – 4), А в ее житии, сочиненном поэтом, говорится о воспитании и жизни Радегунды при дворе короля Хлотаря, где ее обучали не только тому, что надлежало знать женщине, но и словесности (MGH.Auct. antiquis. Т. 4, Pars post. Р. 38), 391 ...не обошлось без коварства Теодориха. – Фредегар в своей «Хронике» (III. 32) сообщает, что Герменефреда убил Теодоберт, сын Теодориха (MGH. SRM. Т. 2. Р. 104). В «Даяниях саксов» Видукинда (Гл. 10 – 13. С. 132 – 135) описание конца жизни Герменефреда (Ирминфрида), короля тюрингов, и Теодориха (Тиадрика), короля франков, носит уже полулегендарный характер, как, впрочем, и весь рассказ о вторжении и упрочении саксов в области торингов. Используя народные предания и саги, Видукинд сообщает, что Ирминифрид после победы саксов, союзников франков, над тюрингами бежал, но Тиадрик решил хитростью вызвать его к себе. Ирингу, оруженосцу Ирминфрида, который находился тогда при Тиадрике, он велел убить Ирминфрида, пообещав ему богатые дары и власть в государстве, что тот и сделал. После этою Тиадрик приказал Ирингу удалиться прочь. Разгневанный Иринг пронзил мечом самого Тиадрика (см.: Памятники средневековой латинской литературы X – XII веков. М., 1972. С. 72 – 77). Таким образом, эпизод о гибели Ирминфрида (Герменефреда) в устной народной традиции трансформировался, приобретя сказочный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

556 Битва при Воилье (Вуайе) случилась в 507 г. Она привела к вытеснению везигагов из Тулузы. У них остались только Испания и Нарбоннская Галлия. 562 Одоакр был военачальником. свергнувшим последнего римского императора Запада Ромула Августула в 476 г. В 488 г. Теодорих Великий вторгся в Италию по поручению императора Зенона, и в 493 г. Одоакр был схвачен и казнен. 563  Теодорих Великий фактически правил государством везиготов с 511 по 526 г. как регент малолетнего Амальриха. сына Алариха II и дочери Теодориха. 567  Теодис, также известен как Теодорих III. король готов (531–548). военачальник при Теодорихе Великом. 570 Под воинами имеются в виду солдаты Римской империи. Когда готы взяли Кеуту у вандалов, неизвестно. Они потеряли ее в 534 г. Попытка снова захватить город была предпринята в 547 г. 573  Восстание произошло в 550 г. Возможно, оно связано с оккупацией Северной Африки войсками Юстиниана. 574  Имперские войска высадились в Испании в 552 г.. далее последовала трехлетняя война, окончившаяся смертью Агилы. 580  Или Ерминингельд (550/555–585/586) под влиянием свт. Леандра перешел в православную веру. Прославлен как святой. 590  Эти слова Исидора противоречат сохранившимся под именем Сисебута письмам. одно из которых приведено в настоящем сборнике. 604  Реккиларий более известен в исторической литературе как Рехиар или Рикиарий, король свевов в 448–156 гг. 605  Геудерид (Геудеред) более известен в литературе как Теодорих I, или Великий (418/419­–451 гг.). 611 El De viris illustribus de Isidoro de Sevilla. Estudio y edicion critica/Ed. C. Codoñer. Salamanca. 1964. P.20–41. 612 Sanchez Salor E. El genero de los de viris illustribus de Jeronimo a lldefonso de Toledo: su finalidad//Talia dixit. 2006. P.41–65. Введение составлено прот. A. Кордочкиным. 624 Germani (?) возможно, речь идет об испанском городе Hermandica (или Elmantica) – совр. Саламанка или о Герминии – гора и область в Лузитании, ныне Sierra de la Estrella. 635 ПатриаЛев I Великий (440–461). Патриарх Александрийский, на IV Вселенском соборе в Халкидоне в 451 г. был осужден. умер в 464 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вел там дикую жизнь и гра­бежами не давал покоя соседним обитателям; он провозгласил себя королем своих бродяг» 1003 . На помощь гепидам, выступив­шим против банды Мундона, двинулась 10-тысячная армия под командованием консула и магистра армии Иллирика Флавия Савиниана. А Теодорих направил на помощь Мундону свое­го комита Питцама с 2 тысячами пехотинцев и 500 всадников. Действуя вместе с ордой Мундона, остготы разгромили армию Савиниана в сражении, которое состоялось на берегу Мора­вы у города Ровный Марг. После оказанной ему помощи Мундон признал над собой власть Теодориха Великого, а Иллирий­ский диоцез был крепко привязан к Остготскому королевству. Но победа над армией Савиниана не стала поводом к большой войне империи против Теодориха. Император Анастасий, оза­боченный положением дел на восточной границе и внутрен­ними нестроениями, не захотел дополнительных осложнений и предпочел смириться с потерей спорной территории Запад­ного Иллирика, где к тому же римское население было мало­численным и в любом случае хозяйничали варвары германско­го или гуннского племени. Но отношения Теодориха с империей оказались под угро­зой разрыва после смерти Анастасия, при императоре Юстине. Ревнитель православия, он в 523 г. издал эдикт, которым ариан­ство объявлено было вне закона, а арианские храмы передава­лись Кафолической Церкви. Теодорих протестовал и требовал свободы исповедания для своих единоверцев, но его требование было проигнорировано. Закрытие арианских церквей на Восто­ке приободрило православных латинян Остготского королевства, которые числом многократно превосходили привилегированный готский и арианский элемент. У более решительных людей, осо­бенно среди клириков и сенаторов, появилась надежда на осво­бождение от власти варваров и еретиков. И тогда Теодорих при­грозил в ответ на антиарианские действия Юстина запретить православное богослужение на подвластной ему территории. За угрозой последовало распоряжение разрушить одну из церквей Вероны. Подозрение в заговоре пало на сенаторов Боэция и его тестя Симмаха, занимавших ключевые посты в администрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И тогда Теодорих послал папу Иоанна I (преемника Гормизды) в Константинополь с унизительной для него миссией заступиться за ариан, угрожая в противном случае принять карательные меры против итальянских кафоликов. Итак, римская церковь постепенно утрачивала позицию арбитра и делалась политическим орудием, которое византийские императоры или готские короли могли использовать для власти над Италией. Император принял папу в Константинополе с великой помпой, но в его миссии ему не способствовал. По возвращении папы Теодорих бросил его в темницу, где тот и скончался. Правда, в этом же году (526) скончался и Теодорих. После него на трон взошла королева Амаласунта (526—534), занявшая провизантийскую позицию. Эти события в Италии создали фон для оправдания политики Юстиниана, убежденного в том, что у православного христианства как на Востоке, так и на Западе не было другого защитника, кроме богоустановленного римского императора в Константинополе. Настало время, когда примирение с папством, достигнутое в 519 г., должно было начать приносить свои плоды, и папы вынуждены были вернуться в имперскую систему, в которой пять патриархатов призваны были стать “пятью чувствами”, где следовало подавить силой арианские королевства и сделать все необходимые богословские пояснения, чтобы обеспечить принятие Халкидонского собора Египтом и Сирией. 7. В 527 г. скончался император Юстин, и 45-летний Юстиниан начал свое 38-летнее правление. Начало его было ознаменовано недобрыми событиями: в 532 г. разразилось восстание “Ника”, когда обе цирковые партии “зеленых” и “синих”, обычно враждовавшие между собой, объединились в протесте против непосильных налоговых поборов и начали громить все на своем пути, постепенно приближаясь к императорскому дворцу. Начались пожары, от которых выгорел весь центр столицы, в том числе и соборная базилика св. Софии. Юстиниан был в отчаянии и готов был бежать из города. Дело спасла мужская твердость Феодоры, буквально заставившей своего мужа остаться. Восстание было потоплено в крови отборными войсками под командованием прославленного генерала Велизария. Юстиниан начал перестройку всего сгоревшего центра Константинополя и заложил основы новой, прославившейся в веках св. Софии. Он строил ее как “Великую Церковь”, церковь всех своих христианских подданных.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

Опасаясь продолжения волнений, царь потребовал от Теодориха Косого выдачи ему государственных преступников, укрывшихся у него, но тот ответил, что никогда готы не выдавали людей, просивших у них защиты. Разгневанный император вновь лишил варвара столь привлекательного для него титула магистра армии и объявил врагом. А этот высокий пост передал в качестве награды исавру Трокунду, не раз спасавшему его в трудную минуту. Естественно, что остгот ответил новыми нападениями на имперские земли. В это тяжёлое для Империи время Зенон вновь решил прибегнуть к испытанному способу: натравить одних варваров на других. Он тайно нанял болгар, живших за Дунаем, для набега на готов, но Теодорих вновь блеснул высоким воинским искусством и разгромил врага. Столица опять оставалась почти беззащитной. Казалось, в этих условиях Константинополь уже не удержать, но согласованные и высокопрофессиональные действия полководца Илла и римского флота не позволили Теодориху Косому захватить столицу греков. Всё же, опасность была велика, но в этот момент Господь чудесным образом спас Империю. В 481 г. готский вождь, собравший до 30 тыс. воинов для очередного похода на римлян, внезапно погиб, наткнувшись на собственное копьё, когда садился на коня 923 . А его сын Рекитах, не обладавший столь многими талантами, удовлетворился Фракией, где у готов имелись хорошие места для стоянок. Однако и теперь многие провинции Римской империи не избегли вторжения готов под руководством второго вождя. Единственный человек, которого обоснованно опасался Теодорих Великий, – полководец Сабиниан, был предательски убит в 482 г. Не имея впереди достойного противника, остгот в том же году разграбил Фессалию. Затем варвар двинулся в Македонию и захватил город Лариссу. Преемники храброго Сабиниана – Иоаннскиф и некто Мосхиан, не имели успеха в борьбе с готами и оставались безучастными свидетелями его побед. Всё же ценой невероятных дипломатических усилий Зенон в 483 г. вновь вошёл с Теодорихом Великим в соглашение, восстановил его в сане магистра армии, назначил консулом на 484 г. и предоставил остготам для проживания часть имперской территории – Побережную Дакию и Нижнюю Мезию. Сам Теодорих, как новоиспечённый консул, безбоязненно прожил этот год в Константинополе, пожиная плоды своей славы 924 . Это было, конечно, свидетельством полного унижения и военного бессилия Римской империи и самого Зенона. Одна беда надвигалась на место другой. Несмотря на мирный договор с Константинополем, вандалы устроили в Африке настоящий геноцид православных, закрывая церкви и предавая христиан жестоким экзекуциям. У современников было такое ощущение, что вернулись древние времена гонений на Церковь , и множество исповедников приняли мученический венец от рук варваров. Посольство императора, пытавшееся хоть как-то умиротворить вандалов, ничего не достигло. А царь, окружённый заговорщиками и пытавшийся разрешить церковный конфликт между Западом и восточными церквами, был бессилен что-либо сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суд над Боэцием происходил в его отсутствии. Все три свидетеля обвинения (Василий, Опилион и Гауденций) были людьми Киприана. По описанию Боэция их порочность и коррумпированность сочетались с заинтересованностью в его падении. Кассиодор, правда, об Опилионе, равно как и о самом Киприане, отзывался, как о людях достойных. Защитников у Боэция на суде не было, за исключением одного Симмаха. Сенат предал своего заступника и, возможно, сам в соответствии с принятой процедурой вынес ему смертный приговор. Симмаху не простили его поведения. Вскоре он тоже был арестован и казнен, войдя в историю как мученик за правду. Его жизнь и мученическая смерть красочно описаны в «Диалогах» Григория I Великого вместе с жизнеописанием папы Uoahha I . Имя Теодориха, виновника смерти Боэция, Симмаха и Иоанна, со времени Григория Великого (конец VI в.) воспринималось обычно как символ варварской жестокости и тирании. Но современники судили о нем иначе. Кассиодор, Эннодий и аноним Валуа оставили о нем память как о мудром и справедливом монархе-миротворце, покровителе просвещения и веротерпимости, которому, согласно Кассиодору, принадлежат такие слова: «Мы не можем властвовать над религией, ибо никого нельзя заставить верить против его воли» (Variae, II, 27). И даже византиец Прокопий Кесарийский, который сам воевал против наследников Теодориха в армии Велизария, высоко оценивал его королевские доблести, считая, что он только один раз изменил принципу справедливости, именно тогда, когда казнил Боэция и Симмаха. Казнь Боэция свершилась в 524-ом (согласно Марию из Аванша) или в 526-ом г., как склонны считать некоторые современные исследователи (Костер, Леонарди и др.), относящие и дату его ареста на более поздний срок (осень 525 г.). Аноним Валуа, рассказывая об этой казни, говорит, что ей предшествовали тяжелые пытки. Вообще же гибель Боэция стала событием, оставившим глубокий след в памяти и его современников, и потомков. В области Павии уже в раннее средневековье возник своеобразный культ Боэция как мученика церкви. В 1883 г. этот культ был узаконен Львом XIII как местный культ Павийского диоцеза.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/anit...

17 декабря 546 г. отряд исавров изменил императору и открыл ворота врагу. Бесс с частью гарнизона, а также несколько сенаторов успели бежать из павшей столицы. Охваченные мстительной страстью, готы по взятии города изрубили в куски 26 солдат и 60 мирных обывателей, попавших им под горячую руку. Улицы и площади вечного города были безлюдными. Одни римляне покинули его, другие, и их было намного больше, умерли от голода. В Риме насчитывалось тогда, если верить Прокопию, который, как правило, пренебрегал статистической корректностью ради вящей экспрессивности рассказа, не больше пятисот человек. Оставшиеся в живых укрывались в городских церквях. Тотила поспешил вознести благодарственные молитвы Богу у мощей апостола Петра, почивавших в храме на Ватиканском холме. Там его встретил архидиакон Пелагий с Евангелием в руках и просил о пощаде горожанам: «Государь, пощади нас, твоих людей… Бог сделал меня твоим слугой, и ты, государь, пощади твоих слуг» 383 . Тотила обещал ему даровать римлянам жизнь, но город по законам войны был отдан победителям на разграбление. В ходе грабежа готы схватили Рустициану, вдову Боэция и дочь Симмаха, в свое время казненных по приказу Теодориха. Во время осады она раздала свое имущество голодающим согражданам. Готы припомнили, что после возвращения Рима под власть императора по требованию Рустицианы были свергнуты статуи Теодориха Великого, и настаивали на ее казни, но Тотила велел пощадить ее и не причинять ей зла. И все же на этот раз король не деликатничал с побежденными. Он приказал поджечь дома знатных римлян и разрушить третью часть городской стены. Когда слух о разрушениях и пожарах дошел до Велисария, ставка которого располагалась неподалеку в портовом городе, который так и назывался – Порт, он обратился к королю с письмом, в котором просил пощадить Рим: «Из всех городов, которые только освещаются солнцем, Рим самый великий и самый знаменитый… Чтобы создать и собрать все, что есть в Риме, нужны были заботы многих императоров, общие усилия выдающихся людей и художников всей земли, целые столетия и неисчислимые богатства… а потому разрушение такого памятника величия мира будет поистине неслыханным оскорблением человечества всех времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

(21) Для того чтобы всякий год получать отсюда по три кентинария, он допускал, чтобы хлеб был дороже и полон золы. Ибо этот василевс без колебаний отваживался даже на столь нечестивое деяние позорного корыстолюбия. (22) Те же, на кого была возложена эта обязанность, прикрываясь данным предлогом, заботились о собственной выгоде и легко достигали великого богатства. Невероятно, но постоянно, даже в урожайные годы они создавали для бедняков сотворенный человеческими руками голод, поскольку было строжайше воспрещено завозить зерно откуда бы то ни было, но все обязаны были покупать и есть этот хлеб. (23) Видя, что водопровод города пришел в негодность и доставляет в город лишь малую часть воды, они пренебрегали этим и не желали хоть что-нибудь выделить на него несмотря на то, что огромные толпы постоянно давились у источников 267 , ,и все бани были закрыты. Между тем на морское строительство и другие нелепицы они без единого слова швыряли огромные деньги, повсюду в пригородах что-то воздвигалось, как будто им было недостаточно дворцов, в которых всегда охотно жили ранее царствовавшие василевсы. (24) Не из соображений бережливости, но ради погибели человеческой они решили пренебречь строительством водопровода, так как никто и никогда более Юстиниана не был готов подлыми путями присвоить себе деньги и тотчас же еще более скверным образом их растратить. (25) Из двух вещей, оставшихся тем, кто пребывает в крайней нужде и нищете: хлеба – для еды и воды 268 для питья, – и то и другое этот василевс, как мной рассказано, употребил на то, чтобы причинить им [беднякам] вред, создав недостаток одного – воды, а другое – хлеб – сделав слишком дорогим. (26) И он обошелся с бедняками так не только в Визáнтии, но также в ряде случаев и с живущими в других местах, о чем я сейчас расскажу. (27) Теодорих, овладев Италией, оставил на своих местах тех, кто служил при римском дворце, чтобы таким образом сохранился хоть какой-то след древнего государственного устройства, и назначил им небольшое ежедневное жалованье. А было их очень много. (28) Среди них были так называемые силенциарии 269 , доместики 270 и схоларии 271 , у которых не осталось ничего, кроме наименования службы да этого жалованья, с трудом хватавшего им на прожитье. Теодорих повелел, чтобы они передавали его своим детям и потомкам. (29) Нищим, обретавшимся возле храма апостола Петра, он пожаловал постоянную выдачу из казны трех тысяч медимнов хлеба в год. Все они продолжали получать эти [выдачи] до того времени, как в Италию прибыл Александр Псалидий [Ножницы] 272 . (30) Ибо этот человек без малейшего колебания решил все это у них отнять. Узнав об этом, Юстиниан, автократор римлян, одобрил такой образ действий и держал Александра в еще большей, чем прежде, чести. За время этою путешествия Александр и эллинам причинил нижеследующий [вред].

http://azbyka.ru/otechnik/6/tajnaja-isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010