Соответствие художественного языка античному мышлению хорошо объясняет библеист Андрей Десницкий. «Сцена Крещения Господня: обнажённый Христос стоит в речных струях, Он безбородый, совсем юный. Хочется поправить художника: на проповедь Христос вышел зрелым мужем, и немыслимо было для иудея тех времён не носить бороды или публично обнажаться. Но ведь это изображение условно, оно продолжает традицию античного героического портрета, где в нагом теле ничто не скрыто, но ничто и не подчёркнуто, и это один из важнейших приёмов, равно как и юношеский возраст героя. И христианский художник не стесняется говорить с людьми своего времени на привычном им языке». Спустя столетие ариане, завладевшие Равенной, по образцу православного баптистерия выстроили свой собственный, арианский баптистерий. Его мозаики силятся повторить сюжет оригинала, однако очевидно, насколько беднее, проще в них формы и краски. Сооружён баптистерий был по приказу остготского короля Теодориха Великого, в чьих руках к 493 году сосредоточились огромные владения, распространившиеся далеко за пределы Апеннинского полуострова. Теодорих был арианином, но вполне терпимо относился к православным. В историю он вошёл с репутацией цивилизованного гота, который восхищался античной культурой, привёл в порядок памятники Рима и чтил сенат. Однако своей столицей король всё-таки предпочёл видеть не Рим, а Равенну. Аскетичный мавзолей Теодориха и по сей день посещают любители меланхолических руин… После его смерти в 525 году император Юстиниан начал военную кампанию по возвращению захваченных варварами территорий Италии. За несколько лет его верный полководец Велизарий разгромил готов, и в 554 году Равенна в третий раз стала столицей — на этот раз столицей экзарха, правившего Италией от имени византийского императора вплоть до 751 года. Базилика святого Аполлинария «Новая» Покровителем Равенны является священномученик Аполлинарий, ученик апостола Петра. Около 49 года первоверховный апостол рукоположил его в епископа Равеннского. Аполлинарий пришёл в Равенну как странник, проповедовал Евангелие и исцелял больных. Епископ-чудотворец вызывал бешеную ярость языческих жрецов. Испробовав все средства погубить святого, они отправили донесение императору Веспасиану с просьбой осудить на смерть «христианского волхва». В 75 году святой Аполлинарий был схвачен и жестоко избит в портовом предместье Равенны — Классе. Через семь дней он скончался. На месте его гробницы была построена базилика святого Аполлинария «В порту» (Сант-Аполлинаре-ин-Классе).

http://pravoslavie.ru/76383.html

Хлодвигу франкскому Анастасий послал диплом на консульское достоинство, которое с великой радостью было им принято. Конечно, здесь речь шла лишь о почетном звании консула, которое не влекло за собой отправления соответствующих обязанностей. Тем не менее для Хлодвига это имело большое значение. Римское население Галлии смотрело на восточного императора как на носителя верховной власти, от которой другая власть должна была получать свою компетенцию. Диплом Анастасия на консульское звание доказывал галльскому населению законность власти Хлодвига над ними. Он делался этим как бы наместником провинции, которая теоретически оставалась частью единой Римской империи. Подобные отношения византийского государя к западным германским государствам указывают на то, как в конце V и начале VI века еще сильно жила на Западе идея единой империи. Религиозная политика Анастасия. Восстание Виталиана. Внутренняя деятельность. В своей религиозной политике, несмотря на вышеупомянутое обещание патриарху не вводить в церковь никаких новшеств, Анастасий был склонен к монофизитству; через некоторое же время он открыто перешел на сторону монофизитов. Последнее обстоятельство было приветствовано в Египте и Сирии, областях по-преимуществу монофизитских. Но зато в самой столице монофизитские симпатии императора вызвали большое смущение. Когда же Анастасий, по образцу Антиохии, велел Трисвятое петь с прибавлением слов " Распныйся за ны " , т. е.: " Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, распныйся за ны, помилуй нас " , то в Константинополе поднялось сильное восстание, едва не кончившееся низложением императора. На фоне религиозной политики Анастасия вспыхнуло во Фракии восстание Виталиана, выступившего с большим сухопутным войском, в состав которого входили гунны, болгары и, может быть, славяне, и с многочисленными судами против столицы; имея в виду свергнуть императора с престола, т. е. цель политическую, Виталиан объявил, что поднялся на защиту угнетенной православной церкви. После долгой, упорной и временами неудачной для императора борьбы с Виталианом восстание последнего было подавлено. В истории оно имеет немалое значение: по словам Ф. И. Успенского, Виталиан, " приводя три раза под Константинополь отряды, собранные из племен разного происхождения, и, истребовав от правительства огромные денежные выдачи, обнажил перед варварами слабость империи и громадные богатства Константинополя и приучил их к комбинированным движениям с суши и с моря " .

http://sedmitza.ru/lib/text/434277/

Юстиниан был готов пожертвовать репутацией Константинопольского патриарха, чтобы получить поддержку папы. Первенство было признано за находившимися в зоне его пристального внимания римскими папами Иоанном I и Агапитом, которые посещали Константинополь в довольно унизительном качестве послов вестготских королей-ариан Теодориха и Теодахада в 525 и 536 гг. соответственно. В обоих случаях политическая миссия, с которой их отправили готы, провалилась, но особое значение придавалось религиозному руководству, словно Римская Церковь готовилась к той роли, которую ей предстояло играть в православной империи после победы в Италии. Между тем несколько лет спустя, когда папа прочно закрепился в имперской системе, Юстиниан совершенно без колебаний заставил несчастного Вигилия подчиниться политике, направленной на объединение восточного христианства. И действительно, в эдикте 545 г. (131-я «Новелла») он официально вводит в законодательство империи политический принцип первенства между главными кафедрами в противовес «апостольскому» принципу, на котором особенно со времен св. Льва Великого настаивали папы. Этот указ подтвердил 3е правило Константинопольского и 28-е правило Халкидонского соборов, отведя столичному патриархату второе место после римского 9 . Данный принцип, очевидно, подразумевал политико-религиозную идеологию, выраженную в Шестой «Новелле»: один единственный император и пять патриархов управляют единым христианским обществом. Именно с этими патриархами Юстиниан будет пытаться решать религиозные проблемы. Так, непосредственно им был адресован эдикт против Оригена (543 г.) 10 , и скоро в византийских источниках они будут считаться «пятью органами чувств» имперского организма. Этих и многих других фактов вполне достаточно, чтобы византийскую концепцию отношений между Церковью и государством (или, вернее, их отсутствие, поскольку Церковь и государство взаимосвязаны) можно было рассматривать с позиции «цезарепапизма». Однако, говоря о византийском «цезарепапизме», мало кому удается избежать отождествления исторической ситуации V-VI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Донат был не плохим, хотя и не самым блестящим, ритором и грамматиком своего времени. Но его подлинного значение для последующей истории в том, что именно он стал домашним учителем одного благородного юноши, который прославится как выдающийся отец Христианской Церкви. Учеником Доната, обессмертившим имея учителя, был Евсевий Софроний Иероним, больше известный как Блаженный Иероним Стридонский (342 - 420). Даже, несмотря на то, что позже Иероним намеренно отвергал классическую римскую литературу как отражающую в себе языческий мир, его собственная Латынь и христианские тексты, несут на себе печать глубокого познания классических авторов. Именно античное образование Иеронима позволило ему  сделать самую большую работу своей жизни - перевод-редакцию Священного Писания на латинский язык, знаменитую Вульгату. Ирония судьбы заключается в том, что именно эти два человека, языческий учитель и его ученик христианин, стали базовыми авторами для всего латинского Запада на многие последующие столетия. «Ars minor» Доната и «Editio Vulgate» Иеронима стояли бок о бок на полках средневековья. Вторым текстом, уцелевшим с античных времен и имевшим огромное влияние на средневековое образование, был трактат Марциана Капеллы «De nuptiis Philologiae et Mercurii» (с лат. «О браке Филологии и Меркурия»). Известный философ, ритор, юрист, Марциан жил в V веке и был известен как автор стихотворной энциклопедии, посвящённой обзору семи свободных искусств. Они представлены в аллегорических образах юных невест: Грамматики, Риторики, Диалектики, Геометрии, Арифметики, Астрономии и Музыки.  Этот дискурс, в общем-то, языческого автора также стал основной для каролингской школы. Уже в следующем столетии, около 540 года, выдающийся римский писатель и учёный, государственный деятель эпохи правления Теодориха Великого, короля остготов в Италии, Магн Аврелий Кассиодор (485 - 580) выведет формулу двух столпов, на которых будет зиждиться фундамент всего средневекового образования: сохранение классического языка,  классической культуры, и институт монашества, в контексте которого эта культура и язык живут и черпают новые силы.

http://bogoslov.ru/article/312950

По общему мнению всех средневековых историков, Олав крестился на островах Сюллингах (совр. о. Силли к западу от южной оконечности Великобритании). Потом Олав вернулся в Норвегию, захватил власть и начал крещение страны. Но вскоре он столкнулся с датским конунгом Свеном Вилобородым, так как против его воли женился на его сестре Тюри. В морской битве при Свельде, где с одной стороны был Олав, а с другой конунг Дании Свен Вилобородый со своим пасынком Олавом Шведским, конунг Норвегии был разбит. Его тело не нашли, и ходили слухи, что он остался жив. 890 Согласно хронологии Исландских анналов, которая считается более или менее точной, так как основывается на выкладках историков XII в., основные даты жизни Олава располагаются между 969 и 1000 гг. Он попал в рабство в 971 г., был привезен ко двору Вальдемара в 977 или 978 г., уехал из Гардарики в 986 или 987 г., а крестился в 993 г. В 995 г. он вернулся в Норвегию, а погиб в 1000 г. Эта дата была установлена Ари Мудрым в его «Книге об исландцах», написанной в 1122–1133 гг. 891 Олав был очень популярным героем и сверх того первым крестителем Норвегии. Это обусловило появление в преданиях о нем христианских мотивов. Существует несколько саг об Олаве сыне Трюггви, но самые старшие тексты – это латиноязычные «Historia Norvegiare» и «Historia de antiquitate regnum Norwagiensium» монаха Теодорика. Обе были написаны во второй половине XII в. При всей краткости они упоминают о том, что Олав воспитывался на Руси, а потом пиратствовал на Балтике, во Фрисландии и во Фландрии на Северном море, а затем в Англии, где он и крестился на островах Силли. В конце XII в. были написаны на латыни два жизнеописания, включившие богатый материал устных сказаний. Оба появились в Тингейрарской обители бенедиктинцев в Исландии. Сочинение Одда сына Снорри, написанное около 1190 г., сохранилось полностью в исландском переводе (в трех редакциях). Житие Гуннлауга сына Лейва (до 1200 г.) дошло только во фрагментах в составе Большой саги об Олаве сыне Трюггви. 892 Монах Одд, единственный сообщает об участии Олава в крещении Руси. В Большую сагу эта история попала из его сочинения. Во всех прочих сагах, в том числе в «Круге земном» Снорри Стурлусона, об этом не говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прожив 10 лет почетным заложником в Константинополе, хотя это были его детские годы, он проникся искренним уважением к развитой цивилизации импе­рии, там он, вероятно, овладел латинским и греческим языками, стал римлянином по культуре, оставаясь готом по тем нравствен­ным ценностям, которые он ставил превыше всего. Понимая, что без опоры на римский элемент невозможно создать и наладить надежно функционирующий государственный аппарат, «он демон­стрировал приверженность прошлому Рима и его институтам; он почти искренне говорил о древних императорах, называя их majores nostri (великие наши), и объявлял себя bono reipublicae natus (рожденным в славном государстве). Его коронационное путешествие в Рим в 500 г. стало поводом для программной речи, которая не разочаровала бы самого убежденного в своем пре­восходстве древнего римлянина: «Мы рады жить согласно рим­скому праву, которое мы желаем защищать с оружием в руках... Зачем отказываться от варварского хаоса, если не для того, что­бы почерпнуть свои жизненные правила из законов» 999 . Сенат, духовенство во главе с папой Симмахом и народ встре­чали Теодориха у Апианского моста. Несмотря на свое арианство, король первым делом после этой встречи направился в православ­ную базилику апостола Петра, чтобы там поклониться его свя­тым мощам, и лишь затем по Адрианову мосту перебрался через Тибр и въехал в Вечный город. Впоследствии германские прави­тели Рима, включая Карла Великого и императоров Священной Римской империи германской нации, следовали этой традиции и перед тем, как въехать в Рим, поклонялись первоверховному апостолу в его храме. Но при всем уважении к Риму Теодорих не стал до конца ассимилированным римлянином, не забыл о своей германской крови, которую, очевидно, считал более благородной и чистоту которой он стремился сохранить и в своем роде и в своем наро­де. И сам он и его дети вступали в брак исключительно с неве­стами и женихами из германских династий: в жены он взял дочь франкского короля Хлодвига Аудофледу. До женитьбы он, по сло­вам Иордана, имел «двух внебрачных дочерей, которых поро­дил еще в Мезии от наложницы: одну по имени Тиудигото, дру­гую – Острогото.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Конечно, со стороны императора это были лишь знаки почета, который он оказывал первому епископу, за ними не стояло признания властных полномочий папы за пределами Западного Патриархата, но папскую курию эти жесты могли вводить в заблуждение относительно самого факта подобного признания, на которое Рим определенно претендовал, по крайней мере со времен Льва Великого. Требования Теодориха были исполнены, но не все: обращенным в Православие готам не было позволено вернуться в арианство. Этой частичной неудачи было достаточно для того, чтобы по возвращении в Рим папа был брошен в темницу. На Востоке империи в своих прежних границах оставались при императоре Юстиниане Патриархаты Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и самый малый из них – Иерусалимский, выделившийся из Антиохийской Церкви и распространявший свою юрисдикцию на территорию современных Израиля, Палестины, Иордании и Синая. Автокефальный статус сохраняла островная Кипрская Церковь . Монастыри и подвижники иноческого благочестия Преподобный Антоний Великий Тотальная христианизация имперского населения, среди которого доля упрямствовавших язычников при Юстиниане стала уже ничтожной, не сопровождавшаяся, однако, радикальным преображением общества, подталкивала тех, кто стремился идти узким путем спасения, к уходу из мира в пустыню, в монастыри. В VI веке был установлен порядок, чтобы постриг монаха совершал настоятель монастыря в пресвитерском сане. В ту пору еще нередко монастыри управлялись игуменами или архимандритами, не имевшими священного сана. В свое время блаженный Иероним называл постриг «вторым крещением». Поэтому, подобно тому как при крещении присутствует восприемник, так и при постриге должен был присутствовать духовный отец, или старец, который брал на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни. Таковым обыкновенно становился настоятель обители. Первоначально настоятеля именовали просто «авва» (αββας) – «отец». Впоследствии они стали называться игуменами или архимандритами. В VI столетии степень архимандрита уже определенно стояла выше игуменской. Нет данных, что так обстояло дело с самого появления этих должностей в монашеских общинах. Слово «архимандрит» происходит от словосочетания αρχων (начальник) της μανδρας (пещеры, или загона, для скота), обозначающей в данном случае общину монахов как стадо Христово; другая интерпретация этимологии этого слова (от начальника пещерного монастыря) не находит подкрепления в реальных фактах: возглавляемые архимандритами монастыри и в V веке, когда эта должность, появившись впервые в Сирии, распространилась по всему грекоязычному миру, не были непременно пещерными. Согласно 123-й новелле Юстиниана, братия обители избирает кандидата в настоятели из своей среды, но он утверждается затем епископом; если же среди братии нет лица подходящего, то епископ назначает его без предварительного избрания братией.

http://pravoslavie.ru/62545.html

Они оба были казнены. Убедившись в их невиновности, Теодо­рих искренне сожалел о необдуманной расправе над сановника­ми, которые верно служили ему. Но раскаявшись в казни Боэция и Симмаха, Теодорих все рав­но продолжал подозревать православное духовенство и римских сенаторов в нелояльности. Он вызвал к себе в Равенну еписко­па Римского Иоанна, незадолго до этих событий, в 523 г., после смерти папы Гормизды, занявшего первенствующую кафедру. Король направил его в сопровождении нескольких клириков и сенаторов: Феодора, Импортуната и двух Агапитов – в Кон­стантинополь для переговоров с императором о разрешении арианам свободно исповедовать свою веру и совершать бого­служения. Папу и сопровождавших его лиц в столице империи встретили с почестями. Иоанн совершил в Святой Софии пас­хальное богослужение, но переговоры, которые он вел по пору­чению Теодориха, не привели к желанному для него результа­ту. По возвращении в Верону и папа и сенаторы были обвинены в сговоре с императором и заключены в тюрьму, где папа Иоанн I скончался 18 мая 526 г. Западной церковью он был канонизо­ван как мученик. После смерти Иоанна Теодорих впервые решил распорядиться престолом Рима, и по его указанию папой был избран и поставлен Фимбрий, клирик родом из Беневента, при­нявший имя Феликса IV. Усваивая себе императорские прерога­тивы, Теодорих подтвердил эдикт своего предшественника Одоа­кра, изданный в 484 г., о том, что никакой выбор папы не может состояться без согласования с ним – sine nostrae consultationae (без совещания с нами). Преемники Теодориха, будучи арианами, сохранили за собой право указывать кандидатуру православ­ного епископа Рима. Вскоре после преставления папы Иоанна, 30 августа 526 г., в своем Равеннском дворце умер король Теодорих, перевалив за 70-летний рубеж. Его останки похоронили в мавзолее, кото­рый был выстроен по приказу самого короля еще при его жиз­ни и в полуруинированном виде просуществовал до наших дней. «Книга пап утверждает, что эта смерть была ниспосланным Богом наказанием за те мучения, которым был предан папа Иоанн; дру­гой же историк говорит, что Теодорих умер в тот самый день, когда должен быть приведен в исполнение декрет, который был составлен «иудеем» Симмахом, юристом короля, и которым пред­писывалось передать католические церкви арианам... Мона­хи сообщают, что душу Теодориха, закованную в цепи, повлек­ли по воздуху гневные души папы Иоанна и патриция Симмаха и с острова Липари ввергли ее в кратер вулкана. Все это видел собственными глазами один анахорет, живший на том острове» 1004 . Рассказ об этом содержится в одном из диалогов святого папы Григория Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Для этого он приказал вырубить из огромных камней саркофаги и расставить их плотно в ряд, «чтобы какая бы дева из той общины ни умерла, она бы имела уже приготовленное святое место погребения» 974 . Вскоре после освящения, возможно, в 525 г., умерла его сестра, аббатиса Цезария, и место своего упокоения она обрела именно в этом храме, на почетном месте в саркофаге между алтарем и кафедрой 975 . Ей унаследовала Цезария Младшая, скорее всего, племянница епископа, а управляющим монастыря был назначен дьяк Теридий, тоже родственник Цезария, предположительно племянник. Таким образом, все заботы по созданию и устройству этого «родового оплота» Цезария не прошли даром, монастырь крепко держался в руках его семьи 976 . В этот же период на политической сцене произошли некоторые события, которые повлекли за собой изменения в положении сил в Галлии. Ключевым из них стала смерть в 526 г. Теодориха Великого, короля остготов. На остготский трон взошел его малолетний внук Аталарих, регентшей и фактической правительницей при котором стала его мать Амаласунта. Кроме того, готская держава после смерти Теодориха была разделена, и Амалариху, другому внуку Теодориха, были возвращены казна и корона Вестготского королевства со столицей в Нарбонне. Арль остался в составе Остготского королевства, а Рона теперь стала естественной границей между двумя королевствами, которые полностью погрузились в свои проблемы и никогда больше не пытались вмешиваться во внутренние дела друг друга. Приход франков После смерти Теодориха Великого, своего основателя и идейного вдохновителя, готская держава, разделившись на два королевства, реально потеряла в своей военной мощи, что выразилось в вытеснении готов из Галлии. Уже, по-видимому, в 530 г. Амаласунта, чувствуя угрозу со стороны франков, пыталась создать буфер между своими территориями и франкскими. Для этого она добровольно передала земли, захваченные готами в 523 г., бургундскому королю Годомару и заключила с ним союзный договор, считая, что рубеж по р.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Остготы и их союзники медленно продвигались к намеченной цели, и только 28 августа 489 г. состоялась первая битва с войсками Одоакра, закончившаяся удачно для Теодориха Великого. Вообще, этот год станет счастливым для него: у стен Вероны он вновь одолеет своего могучего врага. В следующем, 490 г., состоялась третья битва, уже на берегах Адды (11 августа), стоившая Теодориху многих жертв, но также удачная для остгота. После стольких поражений Одоакр потерял последних сторонников, но держал оборону Вероны, в которой его осадил Теодорих, вплоть до 25 февраля 493 г. В этот день при содействии Равеннского архиепископа Иоанна между ним и остготом был заключён мирный договор. Но уже через 10 дней коварный гот убил Одоакра мечом. Последними словами покойного были: «Где Бог?», на что Теодорих заметил: «Вот тебе за то, что ты сделал с моим». Что хотел сказать этим Теодорих, осталось неясным. Возможно, таким способом он хотел показать, что, как арианин, не может простить Одоакру гибели своих единоверцев. Откровенно говоря, это убийство неприятно поразило современников: при всей лёгкости нравов и слов считалось неприличным столь цинично и прямолинейно устранять сдавшегося врага. Но эта выходка имела для Теодориха очевидную выгоду. Римский сенат немедленно вступил в отношения с победителем и направил посольство в Константинополь, чтобы урегулировать оставшиеся нюансы 937 . В этот же день солдаты Теодориха умертвили подавляющую часть воинов Одоакра – очевидно, акция была заранее организована и хорошо подготовлена. Есть мнение, что первоначально, выступая в поход, Теодорих Великий, которому не исполнилось ещё и сорока лет, весьма смутно представлял свой политический статус, если война окончится его победой. Провозглашённый в 493 г. королем Остготского королевства, он, конечно, не собирался подчиняться власти Римского императора, желая самостоятельно решать все вопросы. Но, с другой стороны, великий остгот был человеком своего времени, для которого Римская империя также являлась зримым образом мирового правопорядка, а её глава, император, чем-то неприкосновенным и священным . Покушаться на его власть – означало покушаться на замысел Провидения, что нормальное религиозное сознание принять никак не могло.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010