У Юстиниана и Феодоры не было общих детей. Правда, от первого брака у Феодоры была дочь, о муже которой ничего не известно, но родившийся от нее внук Феодоры, по имени Афанасий, стал монахом; до его пострига бабушка хотела женить его на дочери полководца Велисария, но эти ее матримониальные планы не удалось осуществить, и внук всесильной августы не принимал участия ни в делах государственного правления, ни в жизни двора. Но старшая сестра Феодоры была выдана замуж за высокопоставленного и выдающегося военачальника Ситту, который был другом юности Юстиниана и навсегда сохранил приязнь императора. Племянница Феодоры София вышла замуж за родного племянника Юстиниана Юстина, матерью которого была сестра императора Вигиланция. При жизни Феодоры, однако, не он, а двоюродный брат Юстиниана Герман (которого, впрочем, некоторые историки, в том числе Ш. Диль, считают племянником императора ) пользовался наибольшим авторитетом и властью из всех родственников Юстиниана, несмотря на неприязнь к нему Феодоры, которую она питала, возможно, из-за того, что видела в нем соперника более близкого ей родственника императора – Юстина, так что у ее влияния на мужа, как видим, были границы. Дело в том, что Герман, имевший сан патриция, был выдающимся военачальником, полководческий дар которого нельзя было не оценить: «Одно его имя нагоняло ужас на врагов… Таково было его обаяние, так велико доверие, внушаемое им войскам, что при одном объявлении похода под его начальством самые доблестные солдаты спешили под его знамена, и даже варвары гордились службой под его командой… Не менее достойно он вел себя и в гражданской жизни. Во дворце, как и на форуме, всегда исполненный достоинства и спокойствия, он употреблял свое влияние лишь на ниспровержение интриг» . Популярности Германа способствовала и его незаурядная щедрость. Несмотря на всеобщую любовь к ипподрому, жители столицы умели оценить и такую его черту, как отсутствие страсти к конским бегам. Женат он был на знатной даме варварского происхождения – внучке Теодориха Великого, так что это был династический брак в собственном смысле слова, в котором родились два сына – Юстин и Юстиниан – и дочь Юстина. Герман скоропостижно умер в Сардике в 550 году, вскоре после того как был назначен командующим войсками, отправляемыми в Италию для наведения там порядка.

http://pravoslavie.ru/61672.html

Приблизительно с этого времени начинается период роста и про-цветания визиготского королевства. В 475 г. визиготы становятся независимыми от Западной империи в связи с гибелью последней. К 478-му году они подчинили себе большую территорию от Гадеса до Намнета (Нанта), то есть почти весь Пиринейский полуостров, кроме его северной части, и Южную Галлию. Правда, продвижению готов на север положили предел франки. Их король Хлодвиг, незадолго перед этим принявший православие, взялся изгнать еретиков-ариан из Галлии. Он раз- Рис. 1. Политическая карта Западной Европы на 600г. бил визиготов в решающей битве при Вуйе в 507 г. и успешно отбил Аквитанию. В этой битве пал король Аларих II, а сохранением Нарбона королевство было обязано активному вме-шательству остроготского короля Теодориха Великого 627 . Визиготы перенесли столицу своего королевства сначала в Нарбон, затем в Барцинон (Барселону) и, наконец, в Толет (Толедо) (567 г.), после чего оно стало официально именоваться Imperium Toletanum. Далее, в 554 г., завершив покорение вандалов в Африке и остроготов в Италии, на полуостров высадились войска византийского (назовем его так, хотя это некоторый анахронизм) императора Юстиниана, кстати, по приглашению Атанагильда, одного из кандидатов на только что освободившийся готский престол. Здесь они за короткое время овладели частью Бетики от Гадеса до Нового Карфагена (Картахены) и столицей этой провинции, Кордубой (Кордовой). Поэтому ко времени рождения Исидора (ок. 560 г.) перед его стра-ной стояли три внешнеполитические задачи. Во-первых, завершение покорения королевства свевов в Галлеции. Во-вторых, вытеснение византийцев с юга страны. В-третьих, налаживание отношений с дер-жавой Меровингов, с которой визиготы соседствовали, так как владели не только Пиринейским полуостровом, но и Нарбонской Галлией до реки Родана (Роны). Первая из этих задач была успешно решена к 584 г., хотя покорение соседних со свевами астурийцев и басков в Пиринейских горах оказалось делом невозможным не только для визиготов, но и для арабов уже в VIII в. 628 Вторую задачу решили тоже к 584 году, взяв Кордубу. Последняя византийская крепость в Испании, Гадес, пала в 624 году. Византийские императоры не имели никакой возможности помочь самым дальним своим владениям, так как терпели поражение к югу от Дуная от славян и аваров, в Италии – от вторгшихся лангобардов, а на востоке с невероятным трудом удерживали границу с персами. С франками отношения складывались также вполне удачно, так как после смерти Хлодвига в 511 г. его держава была поделена на четыре самостоятельных княжества, постоянно враждовавших между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Получив известие о кончине отца (28 янв. 814), Л. Б., опасаясь мятежа группировок франк. знати, поспешно отправился из Аквитании в Ахен и принял власть над империей. Его наследственные права и имп. титул были подтверждены на собрании знати. Пытаясь подчеркнуть легитимность и укрепить свою власть, Л. Б. организовал повторную имп. коронацию, проведенную 5 окт. 816 г. папой Римским Стефаном IV (V) в кафедральном соборе в Реймсе. Понтифик возложил на головы Л. Б. и его супруги Ирмингарды золотые короны, доставленные из Рима (одна из них якобы принадлежала имп. Константину Великому). Прибыв в Ахен, Л. Б. сразу попытался упрочить контроль над придворными: он отправил в мон-ри своих незамужних сестер и незаконнорожденных сводных братьев Гуго, Дрогона и Теодориха, а сподвижников Карла Великого выслал в провинции (Вала был вынужден стать монахом в Корби , Агобарда назначили на архиепископскую кафедру Лиона). Их место заняли люди из аквитанского окружения Л. Б., к-рые вскоре получили важнейшие гос. и церковные должности. Имп. канцелярию возглавил пресв. Элизахар, королевский библиотекарь Эббон был возведен на Реймсскую архиепископскую кафедру (816), Клавдий стал епископом Турина (816/7), а Иона - епископом Орлеана (818). Смена придворных советников свидетельствовала о новом политическом курсе Л. Б., направленном на унификацию всех сторон жизни в империи франков (т. н. обновление империи - renovatio imperii Francorum). Церковная политика Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) После воцарения Л. Б. Бенедикт Анианский, Элизахар, Эббон и Агобард получили возможность распространить на всю империю церковную реформу, начатую в Аквитании. На Соборах в Ахене (816-819) были приняты постановления, призванные более четко разграничить монашеские общины, обязанные следовать единому для всех уставу св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ), и общины каноников, для которых был разработан особый свод правил - «Institutio canonicorum» (подробнее см. ст. Каролинги , разд. «Монастырская реформа»). Участники Соборов высказались в пользу унификации монастырских «обычаев» (consuetudines) и свободных выборов аббатов. Церковные преобразования продолжались и после отставки Элизахара (819) и кончины Бенедикта Анианского (821).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

Античность Древнейшее население на совр. территориях БиГ представляли различные иллирийские племена. После покорения их римлянами в I в. по Р. Х. эти земли входили в состав рим. провинций Далмации (побережье Адриатики и горные р-ны БиГ), В. Паннонии (зап. часть долины р. Савы) и Н. Паннонии (вост. часть долины р. Савы). Горные районы были освоены слабо, наибольшее значение приобрела долина р. Савы, через к-рую проходили стратегические дороги и где возник ряд городов, в основном с лат. населением. Иллирийцы в той или иной мере подверглись романизации, однако продолжали существовать как особый этнос. Эта территория, плохо контролируемая Римской империей, в кон. IV в. была предоставлена для заселения готам. Здесь сформировался этнос остготов, к-рые в 80-х гг. V в. под предводительством Теодориха Великого начали завоевание Италии. Ок. 535 г. Далмация вошла в состав Византийской империи, но через 50 лет была завоевана лангобардами. Христианство на эти земли проникло в I в., св. ап. Павел сообщает о проповеди своего ученика ап. Тита в Далмации (2 Тим 4.10). О широком распространении христианства на этой территории в эпоху поздней античности свидетельствуют сохранившиеся руины церкви в Видоштаке близ Столаца, фрагменты базилик в долине р. Требижат, Зенице и др. местах. Из письменных источников известно о существовании в нач. VI в. Наронской и Бистуанской епископских кафедр; их епископы упомянуты в актах церковных Соборов, проходивших в Салоне (совр. Солин) в 530 и 532 гг. К VI в. относится возникновение епархии с кафедрой в Дувно, к VII в.- Врхбосанской епархии (г. Врхбосна, ныне Сараево). Христ. общины на территории БиГ, как и всего Иллирика, в то время находились в юрисдикции папы Римского, и епископы были в основном лат. происхождения. Славянская колонизация и средние века Подписи вел. жупана Стефана Немани и кн. Мирослава на договоре с Дубровником о мире, заключенном 26 сент. 1186 г. (Исторический архив. Дубровник) Подписи вел. жупана Стефана Немани и кн. Мирослава на договоре с Дубровником о мире, заключенном 26 сент.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Аутентичность и историческая ценность «Vita Cæsarii» давно уже общепризнана и не вызывает больших сомнений у исследователей 850 прежде всего потому, что авторы жития были современниками Цезария. Так, епископ Тулона Киприан присутствовал на пяти галльских церковных соборах 524–541 гг., на четырех из которых председательствовал сам Цезарий. Епископ Узеса Фирмин участвовал в трех соборах 541–552 гг., Вивенций же подписался под решением Орлеанского собора в 541 г. Мессиан упоминается как нотарий (notarius) в письме 514 г. папы Симмаха, адресованном Цезарию. Только о Стефане нигде больше не говорится. Будучи современниками Цезария, авторы жития обращают внимание на то, что они лично были знакомы с ним и «многие факты были почерпнуты из его рассказов, многие видели сами, а некоторые детали познали со слов почтенных пресвитеров и дьяконов, которые были его последователями» 851 . Хорошая осведомленность авторов проявляется также и в том, что текст наполнен историями с участием епископов и аристократов, которые известны нам и по другим источникам. Так знакомство авторов, скорее всего Мессиана, с двором в Равенне отразилось в истории избавления дьяка-врача Хельпидия, особы известной из писем Авита, Эннодия, Прокопия Кесарийского и Кассиодора как приближенного Теодориха Великого 852 . Факт ссылки Цезария в Бордо упоминается в одном из писем Руриция Лиможского, прием же папой Симмахом подтверждается в нескольких письмах, дошедших до нашего времени 853 . Местные аристократы также представлены на страницах жития, такие личности, как Либерий, Парфений и Фирмин, достаточно известны современной историографии 854 . Здесь же фигурируют и религиозные деятели своего времени, например епископ Шалона Сильвестр, аббат Леринского монастыря Порхарий, епископ Арля Эоний, ритор Померий и епископ Евхерий, все они известны по участию в церковных соборах, по письмам или своим религиозным трудам 855 . Все это дает возможность говорить нам не только о том, что «Vita Cæsarii» достаточно достоверный и весьма ценный источник по истории южной Галлии в VI в. И здесь мы можем полностью согласиться со словами В. Клингшерна о том, что без жития наши знания об обществе и церкви Прованса в первой половине VI в. были бы намного беднее 856 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В нач. 519 г. с согласия кор. Теодориха Великого Г. отправил в К-поль послов (еп. г. Капуи свт. Германа , еп. Иоанна, пресв. Бланда, диаконов Феликса и Диоскора), к-рым было поручено доставить в К-поль «libellus» и добиться ее подписания всеми вост. епископами. Г. добавил в «libellus» анафематствование всех преемников Акакия, в т. ч. правосл. патриархов Евфимия и Македония II как не пребывавших в единстве с Римом, а также всех находившихся с ними в общении епископов (Ibid. N 158), однако не уведомил об этом императора и К-польского патриарха. По пути легатов в К-поль мн. епископы подписали «libellus», но Фессалоникийский архиеп. Дорофей согласился принять «формулу Гормизда» только после ее утверждения в К-поле. 25 марта 519 г. легаты были торжественно встречены в К-поле. На следующий день на приеме у императора в присутствии сената и епископов легаты зачитали «libellus» и потребовали его подписания для восстановления единства с Римской Церковью. 27 марта патриарх Иоанн вступил в спор с легатами по вопросу анафематствования преемников патриарха Акакия, настаивая на изменении текста «формулы Гормизда», но под давлением императора и сената патриарху было позволено только составить краткую преамбулу к папскому документу, не меняющую его смысла. 28 марта, в Великий четверг, в имп. дворце в присутствии императора, сената и клира патриарх подписал «libellus» и позволил легатам вычеркнуть из диптихов имена Акакия и его преемников, а также имена императоров Зинона и Анастасия. Требование Г. анафематствовать всех епископов, находившихся в общении с Акакием и его преемниками, вызвало недовольство в ряде провинций. Наиболее сильные волнения имели место в Фессалонике, где архиеп. Дорофей проповедовал о грядущих гонениях на веру со стороны императора и Рима. Прибывший в Фессалонику осенью 519 г. легат еп. Иоанн был встречен народными волнениями, во время к-рых он был тяжело ранен. Однако на просьбу Г. о низложении Дорофея и об отправке его в Рим имп. Юстин ответил отказом. В нач. 520 г. на суде в Ираклии архиеп. Дорофей был оправдан и возвращен на свою кафедру.

http://pravenc.ru/text/166221.html

В пространном письме от 26 марта 521 г. папа Гормизд отвечал на просьбы императора и Е. смягчить требования относительно осуждения епископов, подписавших «Энотикон» (Ibid. N 237. P. 722-733). Папа привел подробное изложение исповедания веры, ставшее основанием для осуждения ересиарха Нестория , патриарха К-польского, и архим. Евтихия , и заверил, что он согласен придерживаться церковного единства с Иерусалимской Церковью в случае принятия ее иерархами этого текста. Относительно осуждения епископов в письме ничего не говорилось, однако встречается напоминание о необходимости решить дело Фессалоникийской Церкви в пользу Рима. Также Е. было направлено краткое письмо, содержащее благодарность папы за присланные ему дары: золотую чашу, украшенную драгоценными камнями, серебряные блюдо и чашу и 2 покрывала (Ibid. N 239. P. 738-739). В последующем письме папа Гормизд вновь попросил Е. восстановить на своих кафедрах викарных епископов Фессалоникийской епархии Гелия, Фому и Никострата, к-рые были изгнаны по причине внутренних раздоров и о которых папа Гормизд уже писал предшественнику Е. К-польскому патриарху Иоанну II. С возвращением этих епископов на свои кафедры папа увязывал сохранение церковного мира, достигнутого между Церквами Рима и К-поля (Ibid. N 204. P. 663). В мае 521 г. одновременно с имп. Юстином Е. сообщил Гормизду о низложении Антиохийского патриарха Павла II (Ibid. N 242. P. 741-742). В 525 г. с посольством от короля остготов Теодориха Великого в К-поль прибыл папа Иоанн I (523-526). Со стороны императора и Е. ему было оказано почтение и предоставлено 1-е место во всех церковных церемониях, в частности, папа служил на латыни рождественскую и пасхальную службы в храме Св. Софии. В нач. 532 г. в К-поле прошло собеседование между православными и сторонниками Севира, патриарха Антиохийского, в конце к-рого последние предложили имп. Юстиниану и Е. одобрить формулу «един из Св. Троицы пострадал плотью». В 533 г. Е. подписал адресованный ему эдикт имп. Юстиниана I о Воплощении, в котором Юстиниан излагал свою позицию относительно правосл. вероучения и формулу примирения с противниками IV Вселенского Собора. Юстиниан принял и подтвердил православие письма К-польского архиеп. Прокла к армянам, в к-ром говорилось, что «Иисус Христос, Сын Божий и Бог наш, есть един из Св. Троицы». Далее Юстиниан провозгласил исповедание 4 Вселенских Соборов, без к-рого осуждение еретиков было неполным (CJ. I 1, 5-8).

http://pravenc.ru/text/190073.html

В то же время за границами вновь отвоеванной византийцами Италии римские епископы вплоть до своего «отпадения» к франкам в 754г. продолжали дело, начатое их предшественниками в Vb., способствуя где только можно христианизации варварских государств в Британии, Галлии, Испании и Германии. По сравнению с Востоком западное христианство в VI и VIIbb. не особенно интересовалось вероучительными вопросами. Даже аквилейский раскол, связанный со спором о «Трех Главах», на деле коснулся более церковной власти, чем существа христологии. Среди руководителей Церкви лишь немногие были богословами. В результате постепенного исчезновения римского образованного класса, представленного такими людьми, как Боэций, казненный Теодорихом в 524г., и Кассиодор, создавший знаменитую монастырскую школу Вивариум и умерший около 585г., уже некому было особенно заботиться о сохранении греко-латинской философской традиции. Латинская христианская литература в основном ограничивалась литургической поэзией, агиографией и историей. У образованных клириков, таких, как святой Григорий Великий и святой Исидор Севильский , было мало претензий, направленных за пределы нравственного научения и энциклопедической компиляции патристических и научных сведений. VI и VII столетия не создали умов, равных по способностям уровню Льва Великого , Кассиана, Кесария Арльского или Фульгенция Руспского, которые выражали в V в. ответ латинской мысли на вызов святоотеческой эпохи. Молодые и динамичные силы западного христианства были больше обращены на миссию, монашеский подвиг и организацию Церкви в новом, «варварском» мире. Результат их усилий со временем разовьется в новую средневековую латинскую цивилизацию. 1. Рим, Равенна и Византия; святой Григорий Великий Резиденция последних западных императоров, а позже готских королей Италии город Равенна, где Теодорих построил прекрасные дворцы и храмы, после завоевания снова стал центром имперской администрации, тогда как в древней столице, все еще управляемой префектом города (praefectus urbis), господственное положение занимал папа и его двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Память св. Папы по Римскому календарю отмечается 18 мая. Сочинения Св. Иоанн I был интеллектуалом и имел глубокие познания в области теологии. Как уже отмечалось, он был дружен с Боэцием, посвятившем ему три свои теологические трактата: «Каким образом Троица есть единый Бог , а не три божества», «Могут ли Отец, Сын и Святой дух сказываться о Божестве субстанциально», «Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциальными». Причем, во втором трактате Боэций обращается к Иоанну с просьбой: «Если все это окажется правильным и вытекающим из положений веры, прошу тебя, дай мне об этом знать». Сочинения же самого св. Uoahha I практически не сохранились. До нас дошло лишь одно послание по вопросу исчисления пасхалии Дионисию Малому, который также как и Боэций обращался к Иоанну за советом и одобрением. Именно тогда Дионисием 21 была разработана новая система летосчисления, которую использует весь мир и по сей день: эра от Рождества Христова. Хотя папская канцелярия в VI в. продолжала датировать документы еще по-старому: по годам правления консулов и императоров, постепенно, особенно благодаря пасхальным таблицам Беды Достопочтенного , принявшего в своих расчетах летосчисление Дионисия, эра от Рождества Христова становилась общеевропейской. 22 20 БОЭЦИЙ (ок. 480 – 526 гг.) – римский философ, поэт и политический деятель, был консулом и премьер-министром короля Теодориха. Своими сочинениями оказал огромное влияние как на средневековую систему образования, составив учебные руководства по свободным наукам, так и на всю средневековую философию, во многом сформировав ее философский словарь и поставив проблемы, над разработкой которых трудились почти все знаменитые мыслители Средневековья. Хотя влияние его на последующее развитие мысли неоспоримо велико, все же само его творчество лежало еще в русле античной культуры и именно эту культуру он завещал последующим векам. Наиболее известное сочинение Боэция – «Утешение философией» – подводящее итог его научных изысканий и жизненному опыту, было написано им в тюрьме, в ожидании казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При написании устава Бенедикт опирался на правила святых Василия Великого и Кассиана . По уставу монахи не имели права покидать монастырь и должны были пребывать в нем постоянно. Они обязаны были беспрекословно повиноваться избранному аббату. В бенедиктинских монастырях строго соблюдалась общность имущества. Устав предписывал монахам строгое воздержание, послушание и труд, причем не только физический, но и умственный (в частности, работа в скрипториях). Умственный труд, как обязательную форму монашеского послушания, Бенедикт позаимствовал у Кассиодора — знатного римлянина, приглашенного королем остготов Теодорихом ко двору в качестве историографа и написавшего «Историю готов», не сохранившуюся до нашего времени. Покинув двор Теодориха, Кассиодор основал монастырь «Виварий». Своими корнями, кровью и плотью Кассиодор был представителем античной культуры. Свой монастырь он сделал исключительно ученым. Практически это был огромный скриптории, где переписывались все известные в то время сочинения античных авторов, копии с которых рассылались отсюда по всей Западной Европе. «Божье дело», молитва, труд — эта иерархия ценностей устава Бенедикта легла в основу средневекового западного христианства. Благочестивое чтение считалось путем к совершенству. Четко регламентированный и лишенный аскетических крайностей устав Бенедикта Нурсийского способствовал широкому распространению бенедиктинских монастырей в Западной Европе, которые сыграли значительную не только духовно-религиозную, но и цивилизаторскую роль. Бенедиктинство было благословлено одним из главных учителей христианства, папой Григорием I Великим. Перу Григория I принадлежит биография Бенедикта Нурсийского, которого поддерживали также представители франкских династий, знатные сеньоры. Бенедикт Нурсийский канонизирован католической Церковью. За время своего существования (начиная с VI в.) бенедиктинские монастыри дали миру тысячи писателей, богословов, епископов, архиепископов. Из стен этих монастырей вышло 24 папы и тысячи католических святых. Бенедиктинство рало огромную роль в духовно-религиозной жизни Западной Европы. В XVII бенедиктинские монастыри начали объединяться в конгрегации. Самой известной бенедиктинской конгрегацией в XVII в. была конгрегация Св. Мавра во Франции. В ней занимались историей бенедиктинства, биографией Бенедикта Нурсийского.

http://sedmitza.ru/lib/text/441067/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010