Прибыв в Константинополь в канун Пасхи, легаты потребовали от патриарха Иоанна вычеркнуть из диптихов не только Акакия, но и восстановленные в них накануне имена святых подвижников, пострадавших за исповедание Православия: Евфимия и Македония – за то, что в их патриаршество имя Акакия не было изглажено из диптиха и разорванное при нем каноническое общение с Римом не было восстановлено из-за позиции императора, с которой они вынуждены были считаться. Патриарх Иоанн подчинился несправедливому требованию легатов, подталкиваемый к этому императором Юстином. Ни он, ни его ближайший помощник Юстиниан, ни патриарх Иоанн не разделяли папистической доктрины Геласия и Гормизды, но в ней они и не усматривали никакой особой доктрины, а только более или менее извинительное высокомерие и властолюбие, тем более простительное, что Римская кафедра, пребывая под властью арианского короля Теодориха, находилась в более уязвимом положении, чем кафедра Нового Рима, где императоры хотя и часто уклонялись от чистоты православного исповедания, но со времен Феодосия Великого все-таки не впадали в столь очевидную и грубую ересь, как арианство, и где они, каким бы ни было их этническое происхождение, все-таки оставались римлянами, в то время как в Италии правили варвары. Племянника и соправителя императора, Юстиниана, к унизительному подчинению папскому диктату подвигла уже тогда волновавшая его идея восстановления целостности Римской империи, возвращения в ее лоно Италии и всего Запада, а для осуществления этого замысла поддержка папы была исключительно важным средством. Поэтому надо было устранить препятствие к сближению, преодолеть церковную схизму, которую в Риме называли акакианской. Ни император Юстин, ни Юстиниан, ни патриарх Иоанн нисколько не были заражены папизмом и согласились с папистическими претензиями по соображениям конъюнктурным, но это был конформизм высокого полета, и все же В.В. Болотов называет состоявшийся тогда акт «омерзительной церемонией» . 28 марта 519 года, на Пасху, папские легаты в алтаре Святой Софии сами вычеркнули имена Акакия и бывших прежде него патриархов Константинополя, включая святых Евфимия и Македония, из диптиха, который лежал на престоле, после чего совершена была Божественная Литургия, и они сослужили патриарху Иоанну. Общение Рима с Новым Римом было восстановлено, но некоторые из епископов балканских и азиатских Церквей отказались подписать libellum, который они воспринимали как провокативный документ.

http://pravoslavie.ru/62545.html

Свинцовая фистула с именами Иоанна I, папы Римского, и кард. Стефана. 526 г. (Музей Пио-Клементино, Ватикан) Свинцовая фистула с именами Иоанна I, папы Римского, и кард. Стефана. 526 г. (Музей Пио-Клементино, Ватикан) В 523 г. имп. Юстин I ужесточил меры против монофизитов и ариан. Их церкви закрывались и передавались православным; мн. ариане под давлением власти принимали православие. Готы как федераты империи сохраняли право свободного исповедания арианства, однако меры, принятые имп. Юстином I против ариан, привели к напряженности в отношениях с К-полем остгот. кор. Теодориха Великого (он считал себя покровителем арианства на всей территории бывш. Римской империи, как на Востоке, так и на Западе). В качестве ответной меры король остготов угрожал начать преследование православных на подчиненных ему территориях в Италии. Теодориху принадлежала также инициатива отправить в К-поль посольство во главе с папой Римским, чтобы добиться от императора отмены мер против ариан. В Liber Pontificalis сообщается, что незадолго до этого к Теодориху в Равенну прибыла делегация в составе И. и представителей рим. сената. Они обратились с просьбой не принимать к.-л. мер против правосл. Церкви, пообещав уладить с императором «арианский вопрос». Во 2-м фрагменте Анонима Валезия об этих событиях рассказывается иначе: кор. Теодорих вызвал папу в Равенну, насильно посадил на корабль и отправил в К-поль. Кроме И. в состав посольства вошли св. Екклесий , еп. Равенны, Евсевий, еп. г. Фан (ныне Фано), еп. Сабин (неизв. кафедра в обл. Кампания), а также Феодор, рим. сенатор и бывш. консул (в 505), сенаторы Импортун (консул в 509), Агапит (консул в 517) и др. Агапит, патрикий. Сведения о прибытии И. в К-поль в источниках разнятся. В сообщении пресв. Прокопия, которое является дополнением к «Пасхальной хронике», компиляции сер. VII в. (Selecta ad illustranda Chronicon Paschale - CSHB. T. 2. P. 120-138), говорится, что посольство прибыло в столицу к кон. 525 г. Согласно Прокопию, на праздник Рождества папа служил с К-польским патриархом Епифанием.

http://pravenc.ru/text/469670.html

Святитель Григорий Великий посылает св. Августина проповедовать на Британских островах В тот же день папа направил предстоятелю Галльской церкви архиепископу Арелатскому Этерию, другим епископам Галлии и франкским правителям: Теодориху II Бургундскому, королю Австразии Теодоберту II и их бабке Брунгильде послания, в которых просил их о содействии миссии. Епископы, исполняя просьбу папы, откомандировали в помощь миссионерам несколько священников и переводчиков, знавших язык франков, который в ту пору, вероятно, мало отличался от саксонского языка. Св. Берта, королева Кента Ободренные наставлением святого Григория, миссионеры продолжили путь, не испытывая больше малодушных колебаний в решимости послужить делу благовестия. Переправившись через Ла-Манш, Августин вместе со спутниками прибыл в Кент, которым правил тогда Этельберт. Выбор именно этого королевства для начала проповеди обусловлен был по крайней мере двумя обстоятельствами: Этельберт носил тогда титул бретвальды (верховного короля Британии), и в этом качестве его власть не ограничивалась пределами Кента, но, по словам Беды, простиралась «до великой реки Хумбер, что отделяет северных англов от южных» (там же, с. 29); другое обстоятельство заключалось в том, что «он и прежде знал кое-что о христианской вере, поскольку женой его была христианка из франкского королевского рода именем Берта» (там же, с. 29). Берта, или Бертрада, была дочерью короля Хариберта, владевшего Парижем и Туром, правнучкой Хлодвига. Берту выдали замуж за язычника около 585 г., «с условием, что он позволит ей беспрепятственно исповедовать ее веру и исполнять обряды, для чего с ней отправили епископа по имени Лиутард (там же, с. 29), о котором в источниках иных упоминаний не имеется, правда, в XIX веке в Кентербери, около храма святого Мартина, была найдена монета с его именем. Возможно, что ко времени прибытия в Британию Августина вместе с другими миссионерами он скончался или был переведен в другое место, в противном случае его участие в событиях, связанных с миссией Августина, по логике вещей должно было бы отразиться у Беды или в других источниках.

http://pravoslavie.ru/95506.html

Тогда встал вопрос о первенстве, и патриарх был вынужден уступить И. Комит Марцеллин, писавший в 30-х гг. VI в., также упоминает о папском посольстве в К-поль в 525 г. Поскольку комит Марцеллин использует для датировки событий годы консульств, часто отсчитывая их от Пасхи, а не от 1 янв., прибытие папы он относит ко 2-й пол. 525 - нач. (до 13 апр.) 526 г. Этот автор тоже сообщает о службе, которую И. провел в храме Св. Софии, однако речь идет о праздновании не Рождества 525 г., а Пасхи 19 апр. 526 г., когда, воссев на возвышении справа от алтаря, И. произносил молитвы на латыни, по римскому обряду. Срок пребывания посольства в К-поле не уточняется, однако известно, что в нач. мая папа был уже в Италии. Свт. Григорий I Великий рассказывает о чудесах, к-рые И. совершил во время посольства. При переезде через Коринфский перешеек некий благочестивый муж дал папе коня, на к-ром обычно ездила его жена. Потом папа вернул коня владельцу, однако конь, смирный под епископом Рима, не стал возить женщину, и хозяин возвратил его И. В К-поле папа исцелил слепца ( Greg. Magn. Dial. III 2). Иоанн I, папа Римский, в темнице с двумя святыми. Роспись ц. Санта-Мария ин Порто фуори в Равенне. XIV в. Фотография 30-х гг. XX в. Иоанн I, папа Римский, в темнице с двумя святыми. Роспись ц. Санта-Мария ин Порто фуори в Равенне. XIV в. Фотография 30-х гг. XX в. И. торжественно приветствовали в К-поле, император вышел ему навстречу. В Liber Pontificalis подчеркивается, что это была 1-я встреча восточнорим. (визант.) императора с папой Римским со времен имп. Константина I Великого и Римского еп. Сильвестра I . Мн. жители визант. столицы с зажженными свечами и пением гимнов вышли встречать И. Находясь в К-поле, папа подтвердил, что состоит в церковном общении с представителями всех важнейших Церквей Востока, кроме Александрийского патриарха Тимофея III , остававшегося монофизитом. Согласно Liber Pontificalis, папе удалось договориться с имп. Юстином I по всем вопросам. Во 2-м фрагменте Анонима Валезия, напротив, сообщается, что император отверг просьбу Теодориха разрешить арианам, принявшим православие под давлением властей, вернуться к исповеданию прежней веры.

http://pravenc.ru/text/469670.html

Внешнеполитическое положение империи при З. было достаточно устойчивым. На Востоке поддерживался мир с Персией; в 478 г. был заключен дружественный договор с Вандальским королевством, после чего прекратились морские набеги вандалов на побережье Эгейского м. В то же время большие трудности представляло присутствие многочисленных групп готов (преимущественно ариан) на Балканах, где они на правах федератов широко расселились. З. был вынужден противостоять гот. группировкам, многие из к-рых образовывали в регионе автономные анклавы и даже собирали дань с нек-рых провинций. К сер. 70-х гг. наиболее крупными были группы готов Теодориха Страбона (сына Триария) и Теодориха Великого (сына Теодемира). В 478 г., после убийства Армата, переговоры римлян с готами Теодориха Страбона были сорваны и З. объявил вождя врагом империи. В кон. 479 г., вскоре после мятежа Маркиана, Теодорих подошел к К-полю, угрожая начать осаду города, и правительство З. было вынуждено заплатить выкуп. В 480 г. З. заключил союз с Теодорихом Великим, противопоставив друг другу 2 группировки готов. Видя угрозу взаимного уничтожения, оба вождя возобновили переговоры с К-полем, и в этот момент З. резко поменял тактику. Он заключил мир с Теодорихом Страбоном и разорвал договор с Теодорихом Великим. Последний, будучи обманут к-польской дипломатией, начал войну против империи. Его войско подходило к окрестностям К-поля, но после неск. стычек с римлянами отошло в Македонию. Приближение Теодориха вызвало панику в Фессалонике, хотя правительственные войска полководцев Мартиниана и Сабиниана продолжали теснить готов и вынудили их уйти в Эпир, где Теодорих овладел Диррахием (ныне Дуррес, Албания). В 481 г. в результате несчастного случая погиб Теодорих Страбон. В 483 г. Теодорих Великий совершил набег на Фессалию, где объединились главные силы 2 гот. группировок. Видя угрозу со стороны Теодориха, З. заключил с ним мирное соглашение, по к-рому готы получали для расселения земли в Дакии и Мёзии, а Теодорих - должность консула (484). Требуя новых уступок и пожалований у империи, готы вновь угрожали окрестностям К-поля в 486 г. Наконец, в 488 г. Теодорих, заключив новый договор с З. и получив от него военную и финансовую поддержку, начал выдвижение своих сил из Мёзии и Дакии в Иллирик, чтобы затем вторгнуться в Италию. Тем самым З. сумел разрешить проблему расселения готов на Балканах и способствовал более стабильному положению региона в будущем. Кроме того, З. рассчитывал при помощи Теодориха уничтожить власть Одоакра в Италии. Разгром Одоакра и завоевание Италии Теодорихом были завершены в 493 г. Церковная политика

http://pravenc.ru/text/199875.html

К. происходил из древнего и знатного рода (см.: Cassiod. Varia. I 4. 9), вероятно, восточного, точнее сир., происхождения ( Fridh. 1973. P. VI; O " Donnell. 1979. P. 15-16; гипотезу о рим. происхождении К. см.: Franz. 1872. S. 2). Об этом свидетельствует фамильное имя К.- Cassiodorus, греч. Κασ(σ)ιδωρος, т. е. «Дар (Зевса) Кас(с)ия», сир. божества, почитавшегося вплоть до VI в. недалеко от Антиохии на горе Кассий, а также в Селевкии и вблизи Пелусия ( Fridh. 1973. P. VI; O " Donnell. 1979. P. 267). Кроме того, в одном из писем остготского кор. Теодориха Великого сенату говорится, что представители рода Кассиодоров были знамениты на востоке империи; в частности, там упоминается родственник К. Гелиодор, в течение 18 лет занимавший пост префекта в К-поле во 2-й пол. V в. ( Cassiod. Varia. I 4. 15). Вероятно, в нач. V в. прадед К. переселился с Востока в Скилакий - город, расположенный на юге Италии в пров. Бруттий. Впосл. он находился на важных гос. постах в Зап. Римской империи и получил почетное звание «сиятельного мужа» (illustratus honore praecinctus - Ibid. I 4. 14). Ок. 440 г. он возглавлял оборону Бруттия и Сицилии во время нападения вандалов под предводительством Гейзериха (Ibidem). Дед К. занимал должность трибуна и нотария при имп. Валентиниане III (425-455). Он был одним из приближенных полководца Аэция и сопровождал его сына Карпилиона и папу св. Льва I Великого во время посольства к предводителю гуннов Атилле в нач. 50-х гг. V в. Посольство увенчалось успехом, и дед К. привез в Рим мирный договор; но когда император в благодарность хотел удостоить его титула «сиятельного» и щедро наградить, он отказался и оставил политическую деятельность, удалившись на заслуженный покой в Бруттий (Ibid. I 4. 10-11, 13). Отец К.- Кассиодор Старший, или Кассиодор Патрикий,- также сделал блестящую политическую карьеру: сначала он служил при дворе кор. Одоакра (476-493) в качестве комита частных дел (comes rerum privatarum) и комита царских щедрот (comes sacrarum largitionum); затем, при остгот. кор. Теодорихе Великом (493-526) был управляющим Сицилией и поддержал Теодориха в его войне с Одоакром за обладание Италией в 489-493 гг., после чего был назначен губернатором Бруттия и Лукании, а в 503 г. получил должность префекта претория и в 507 г. был удостоен звания патрикия, но вскоре после этого, так же как и его отец, оставил королевский двор в Равенне и удалился на покой в Скилакий (Ibid. I 3; I 4. 3-7; III 28; IX 24. 9; Ordo gen. 23). Т. о., К., по всей вероятности, принадлежал к 4-му поколению своего рода с момента его переселения в Италию ( Jones. 1946. P. 3-4; O " Donnell. 1979. P. 16-18). Предположительно у семьи К. были родственные связи со знатными рим. родами Аврелиев и Анициев ( Cassiod. Ordo gen. 8-20; Idem. De inst. div. lit. 23. 1; Jones. 1946. P. 4; Cappuyns. 1949. Col. 1350; Siniscalco. 1996. P. 218; критику этой гипотезы см.: O " Donnell. 1979. P. 271).

http://pravenc.ru/text/1681287.html

В V в. вождь гуннов Атилла попытался захватить Рим, но был разгромлен в битве на Каталаунских полях (455 г.) объединенными римско-германскими войсками. Через год Атилла умер. Но большая часть Западной Римской империи уже была захвачена германцами. 4) Захват Рима вестготами. Падение Западной Римской империи. Первыми разграбили Рим вестготы во главе с Аларихом. Спасаясь от гуннов, они в 378 г. под Адрианополем разбили войско византийского императора Валента, разграбили Грецию и вторглись в Италию. В 410 г. впервые Рим был захвачен и разграблен варварами. Римская империя еще продолжала существовать, хотя ее императоры полностью зависели от своих военачальников-германцев. В 476 г. один из них – Одоакр – сместил малолетнего императора Ромулиса и отослал знаки императорской власти в Константинополь. Одоакра убил Теодорих, основавший в Италии королевство остготов. 5) Варварские королевства на территории Западной Римской империи. В V в. на Западе образовались и другие варварские королевства: вандалов в Африке, вестготов в Испании, франков в Галлии, англов и саксов в Британии. Традиции Римской империи сохранялись на Востоке, в Константинополе.   2. (Брандт, § 7) Византия в VI в. Правление Юстиниана Великого. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Характер Юстиниана Великого (527-565). Императрица Феодора. 2) Завоевания Юстиниана Великого: а) Перечислить: Африка, Италия, часть Испании. б) Подробно войны в Италии. Велизарий. 3) Внутренняя деятельность Юстиниана: а) Кодекс Юстиниана. б) Храм Святой Софии. в) Развитие торговли. Шелк. 4) Восстание «Ника». 5) Кризис Византии после смерти Юстиниана. Нашествие славян. ДАТЫ: 527-565 – Правление Юстиниана Великого 532 – Восстание «Ника» 535-554 – Завоевание Италии ОТВЕТ: 1) Характер Юстиниана Великого (527-565). Императрица Феодора. В VI в., при императоре Юстиниане Великом (527-565), Византия достигла вершины своего могущества. Юстиниан был хорошим правителем, воздержанным и трудолюбивым. Он постоянно занимался государственными делами и следил за состоянием своей страны. Единственными пороками императора были подозрительность и трусость. Во время восстания «Ника» Юстиниан готов был бросить трон и бежать. Подавил восстание военачальник Велисарий, оставшийся верным императору. После, несправедливо заподозрив  Велисария в желании стать королем готов, император сослал его и продолжал опасаться Велисария до самой его смерти.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

4. В этом же году у короля Хильдеберта родился второй сын, которого воспринял от купели Веран, епископ Кавайона 1423 , и нарек его Теодорихом. А епископ этот обладал в то время даром большой чудотворной силы, так что часто, осенив больных людей крестным знамением, он с Божьей помощью тут же возвращал им здоровье. 5. Тогда же появилось множество знамений. Так, в домах некоторых лиц сосуды оказались испещрены неведомо какими знаками, которые никак нельзя было ни соскоблить, ни оттереть. А началось это чудо в области города Шартра и, распространившись в области Орлеана, дошло до области Бордо, не минуя ни одного города, расположенного между ними. В октябре месяце в виноградниках после сбора винограда мы заметили новые ветви с уродливыми гроздьями. А на деревьях появились новые побеги и новые плоды. Со стороны севера вспыхнули лучи. Некоторые утверждали, что они видели, как из облака выскользнули две змеи. Другие говорили, что неожиданно исчезла вилла с хижинами и людьми. Появилось много других знамений, которые обычно возвещали или смерть короля, или бедствия страны. В этом году сбор винограда был незначительным: был избыток воды, шли непрерывные дожди; и реки переполнились водой. 6. В том году в городе Type появился один человек по имени Дезидерий, «который выдавал себя за кого-то великого» 1424 и утверждал, что он может творить много чудес. Кроме того, он хвастался тем, что связан с апостолами Петром и Павлом, [небесными] гонцами. Поскольку меня в ту пору не было в городе, то к нему стекалось большое количество простого народа, приводящего с собой слепых и увечных 1425 , которых он старался вылечить не святостью, но обманными приемами черной магии 1426 . В самом деле, паралитиков или имеющих другую какую-либо немощь он приказывал насильно распрямлять, чтобы таким приемом вылечить тех, кого он был не в состоянии выправить даром божественной силы. И вот одни его помощники хватали человека за руки, другие – за ноги и так тянули в разные стороны, что, казалось, лопались сухожилия, и так как те не выздоравливали, их отпускали еле живыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

В течение года Любовь Дмитриевна периодически возвращалась домой, потом уезжала опять. Причиной перемены мест были не только актерские амбиции, но и трещина в отношениях с мужем. В конце 1908 г. стало очевидно, что Любовь Дмитриевна беременна, в начале 1909 г. у нее родился мальчик, которому дали имя Дмитрий. Блок готов был признать ребенка своим, но тот прожил чуть больше недели. Чтобы развеяться от депрессии, весной 1909 г. Блоки отправились за границу, в Италию. Творческим итогом поездки стали «Итальянские стихи» – классически совершенные по форме и удивительно глубокие по проникновению в чужую культуру. Все, что минутно, все, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота Уже не ввозят мозаик. И огорает позолота В стенах прохладных базилик. Безмолвны гробовые залы, Тенист и хладен их порог, Чтоб черный взор блаженной Галлы, Проснувшись, камня не прожег. Военной брани и обиды Забыт и стерт кровавый след, Чтобы воскресший глас Плакиды Не пел страстей протекших лет. Далеко отступило море, И розы оцепили вал, Чтоб спящий в гробе Теодорих О буре жизни не мечтал. А виноградные пустыни, Дома и люди – все гроба. Лишь медь торжественной латыни Поет на плитах, как труба Стихотворение, действительно, дает ощутить музыку латинского стиха с его звонкими аллитерациями. У Блока проникновение в чужую культуру не наносит ущерба культуре собственной. Европейскую культуру Блок воспринял двойственно. С одной стороны, его вдохновляло и восхищало ее великое прошлое, с другой – он ясно видел наметившийся «закат Европы». Умри, Флоренция, Иуда, Исчезни в сумрак вековой! Я в час любви тебя забуду, В час смерти буду не с тобой! Хрипят твои автомобили, Твои уродливы дома, Всеевропейской желтой пыли Ты предала себя сама! Поездка помогла Блоку и Любови Дмитриевне выйти из душевного кризиса. После всех восторгов, драм и разрывов жизнь вошла в спокойное русло. Любовь Дмитриевна продолжала выступать на сцене, порой уезжала на гастроли, но их браку это уже не угрожало.

http://pravmir.ru/aleksandr-blok-tishina...

водворились в Галлии, вестготы в Испании, вандалы в Африке; наконец в 476 году империя перестала существовать, а Италия, после кратковременного правления герула Одоакра, превратилась в королевство великого властителя остготов Теодориха. И так, в момент, когда Юстиниан принял власть, оставалась лишь одна империя и эта империя была преимущественно восточной. Благодаря двум документам той эпохи, Синекдемосу географа Гиерокла и таблице, приложенной к большому апрельскому указу 535 года, размеры империи известны довольно хорошо. В том виде, как она нам представляется по этими двум источникам, она обнимала в Европе Балканский полуостров почти целиком, от Дуная до моря, за исключением северо-западной части (Далмации), принадлежавшей остготам; в Азии – Малую Азию до гор Армении, Сирию за Евфрат; в Африке – Египет и Киренаику. Ее 64 епархии разделялись между двумя префектурами претория: важной восточной префектурой, с ее 51 провинцией, распределенных между пятью диоцезами, – Фракии (столица Константинополь), Азии (стол. Лаодикея), Понта (столица Анкира), Востока (стол. Антиохия), Египта (стол. Александрия) 560 , – и префектурой Иллирика (ст. Фессалоники, а в последствии Юстиниания прима), несравненно менее значительной, в которой насчитывалось лишь 13 провинций. 561 Таким образом, крайне ограниченная в территориальном отношении, благодаря утрате Запада, империя эта, кроме того, в это время подвергалась чрезвычайно большой опасности и на самом востоке. С начала VI века персы возобновили свои нападения на римскую границу 562 , а в 527 году была начата война с ними. Будучи встревожен беспрерывными успехами византийской политики, которая на всем протяжении азиатских границ искусно запасалась на всякий случай союзниками против постоянного врага империи, в особенности же беспокоясь новейшими успехами, которые, в царствование Юстина, приобрело римское влияние в областях Кавказа, у лазов 563 , иверов 564  и даже у гуннов 565 , – персидский царь взялся за оружие: уже на границах Сирии и Армении, вассалы обоих государств сражались между собой 566 , а в Месопотамии готовилась разразиться открытая война. Но не смотря на такую крайнюю опасность, которая угрожала восточной римской империи, не смотря на понесенные ею территориальные потери, во всем тогдашнем мире она продолжала пользоваться огромным престижем; в умах людей того времени оставались глубоко запечатленными известные господствующие идеи, которые составляли для византийского государства запас неоценимой нравственной силы; они в течение почти полувека руководили ее политикой и внушали ей несоответствующие ее силе честолюбивые стремления. II.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010