Великое переселение народов и арабские завоевания. К VII в. политическое положение Римской Империи сильно изменилось. Последнее явилось результатом исторического явления, получившего название «Великое переселение народов». К этому времени западная часть Империи в течение трех веков испытывала нашествия варваров (от варварос – непонятно болтающий), как греки называли все чужие народы. В последней четверти IV в. это были гунны – кочевой народ из Центральной Азии. Завоевав сначала государство остготов (восточных готов) в низовьях Дуная и пройдя с разрушениями по западным провинциям Римской Империи, они затем вернулись назад. Им на смену пришли вандалы – германское племя из Центральной Европы, которое в 406 г., двинувшись на запад, прошло всю Галлию и достигло в 409 г. Испании. Слово «вандал» стало нарицательным в связи с разрушением ими Рима. Однако спустя два десятилетия одна их часть двинулось в Северную Африку, где было основано их королевство, а другая была разгромлена захватившими Испанию вестготами (западными готами). Их вождь Одоакр низложил в 476 г. последнего императора Западной Империи Юлия Непота, отослав знаки императорского отличия в Константинополь императору Византии Зенону. Но в 493 г. вестготы были в Италии разбиты остготами под водительством Теодориха, который основал там свое королевство. Впрочем, Византии в VI–VII вв. временами удавалось восстанавливать свой контроль над Италией. Однако на западе у греков затем появились мощные соперники в лице племени франков , на берегах Рейна. Сначала они находились в зависимости от Константинополя. Их король Хлодвиг, завоевавший в 80-е гг. V в. Галлию, принял христианство и крестил свой народ. Но высшего могущества франки достигли к концу VIII в., когда их король Карл Великий (742–814), провозгласивший курс на возрождение Римской (Западной) Империи, был коронован в Риме Папой Львом III в 800 г. как император, в чем Константинополь уже усмотрел прямой вызов себе, поскольку именно его до тех пор продолжали считать единственным центром Империи ромеев (то есть римлян).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Статистика Боэций Аниций Манлий Торкват Северин Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (лат. Anicius Manlius Torquatus Severinus Boëthius) (ок.480—524), римский государственный деятель, христианский философ-неоплатоник. Происходил из знатного римского рода Анициев. Учился предположительно в Александрии и Риме. Был усыновлён Квинтом Симмахом (консулом, затем главой сената и префектом Рима), женился на его дочери. Будучи приближённым к королю остготов Теодориху Великому, захватившему в 493 году северную Италию, Боэций занимал высшие государственные посты: в 510 консул, в 522 magister officiorum (первый министр королевства). В 523/524 был обвинён в государственной измене, заключён в тюрьму и казнён. Могила Боэция находится в городе Павия. В ожидании казни написал своё главное сочинение «Об утешении философией» («De consolatione philosophiae»), которое стало одной из популярнейших книг Средневековья и оказало сильное влияние на европейскую литературу. В этом трактате Боэций пытается решить проблему совмещения свободы воли с промыслом Бога. С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы воли не существует. С другой — свобода человека, его воли всё-таки существует, а это подрывает способность Бога проникать в мрак будущего. Это видимое противоречие Боэций объясняет тем, что знание Богом наших будущих действий, их предвидение, не является необходимой причиной этих самых действий. В своей книге Боэций наставляет читателя, чтобы он уклонялся от зла, своё сердце устремлял к добродетели, а ум — к истине. Книга «Об утешении философией» стала последним произведением древнего мира, в котором отсутствует христианская идеология и ни разу не упомянуто имя Христа. В тюрьме, незадолго до казни, Боэцию является не Дева Мария, не Христос, но воплощённая в женском обличии Философия. Именно в этом и заключалась личная драма Боэция — невозможность интеллектуального синтеза неоплатонизма и христианства. Кроме того, Боэцием написаны труды: «О святой Троице» (где он выступает против арианства) и «О католической вере». Боэций является автором классических учебников по дисциплинам квадривия — арифметике («De institutione arithmetica»), музыке («De institutione musica»). Возможно, также написал учебники геометрии и астрономии.

http://lib.cerkov.ru/authors/885

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Главный алтарь базилики свт. Евсторгия Медиоланского в Милане († 4.06.518), свт. (пам. зап. 6 июня), еп. г. Медиолан (ныне Милан, Италия). В средневек. перечнях Миланских епископов (XII-XIII вв.) Е. назван 24-м епископом. Сведения о Е. сохранились в чтении на 6 июня в поздних литургических книгах амвросианского обряда. Большее количество чтений положено в честь свт. Евсторгия I Медиоланского, к к-рому были ошибочно отнесены нек-рые биографические данные Е. В чтениях о Евсторгии I сообщается, что он жил в Риме при папах Симмахе (498-514) и Гормизде (514-523) и на Медиоланской кафедре был преемником свт. Лаврентия († 25 июля 511). Эти сведения, несомненно, относятся к Е., к-рый, возможно, был рим. клириком. Обстоятельства назначения святителя на кафедру неизвестны. Кандидатура Е. могла быть предложена на рассмотрение остгот. кор. Теодориха Великого благодаря посредничеству св. Эннодия , еп. Тицинского (Павийского), влиятельного иерарха при королевском дворе и друга папы Гормизда (позднее Е. был близок к свт. Эннодию). Е. занимал кафедру 7 лет (511-518). В 512 г. Теодорих издал рескрипт на имя Е.: король сообщал об оправдании епископа Августы Претории (ныне Аоста), клирики ложно обвинили его в измене королю, и просил Е. принять епископа с подобающей честью, применив к доносчикам церковно-дисциплинарные меры. Король не желал делать это лично, т. к. клеветники являлись правосл. клириками ( Cassiod. Varia. I 9//MGH. AA. T. 12. P. 18). В др. рескрипте, адресованном наместнику Сицилии, кор. Теодорих по просьбе Е. требовал принять меры для защиты владений Медиоланской кафедры на острове и не допускать случаев присвоения церковного имущества (Ibid. II 29//Ibid. P. 63). В 513 г. на месте старого кафедрального собора (basilica vetus) Е. отстроил баптистерий св. Стефана «у источников» (ad fontes). Описание баптистерия сохранилось у свт. Эннодия, к-рый сообщает также о строительстве акведука для подачи воды в купель. Е. намеревался использовать баптистерий для крещения женщин (крещение мужчин совершалось в баптистерии при кафедральном соборе Спасителя) ( Ennodius Ticinensis. Carm. II 149//Ibid. T. 7. P. 271). Также епископ просил св. Авита, архиеп. Вьеннского, позаботиться об облегчении участи италийских пленников в королевстве бургундов и послал им необходимые денежные средства. В ответном послании свт. Авит восхвалял щедрость Е. и его заботу о ближних, благодаря которым святитель пользовался всеобщим уважением ( Avitus Viennensis. Ep. 8//Ibid. T. 6. Pars 2. P. 44).

http://pravenc.ru/text/187493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I АНГЕЛОПТ [греч. Ιωννης Αγγελπτος; лат. Ioannes Angeloptus] († 5.06.494, Равенна), св. (пам. зап. 5 июня), архиеп. Равеннский. Дата смерти и длительность епископата И. А. известны из эпитафии, где указано, что он скончался после 17 лет 10 месяцев и 17 дней управления Равеннской кафедрой (CIL. T. 11. Col. 304). У Агнелла (Андрея) Равеннского в «Книге Равеннских понтификов» (Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis; сер. IX в.), где И. А. назван 20-м архиепископом Равеннским, в повествование включены анахронизмы и легендарные сведения. В 482 г. И. А. имел столкновение с Римским папой Симплицием из-за некоего Григория. Архиепископ против воли рукоположил его во епископа Мутины (ныне Модена). Папа признал рукоположение действительным, однако освободил Григория от обязательств в отношении И. А. и Равеннского архиеп-ства. Земельные владения Равеннской кафедры, переданные в управление Григорию (в районе Бононии (ныне Болонья)), сохранялись за ним пожизненно при условии выплаты 30 солидов в год, а после его кончины должны были вновь перейти в распоряжение архиепископа ( Simplicius, papa. Ep. 2//PL. 58. Col. 35-37). В период управления И. А. Равеннской кафедрой власть в Италии перешла к остгот. кор. Теодориху Великому : в 488 г. с согласия визант. имп. Зинона готы вторглись в Италию. Кор. Одоакр, в управлении которого находилась Италия после низложения последнего западнорим. имп. Ромула Августула (476), трижды потерпел поражение от готов в Сев. Италии и укрылся в Равенне. К кон. авг. 490 г. Теодорих покорил всю Италию, кроме Равенны. Осада города продолжалась 3 года. И. А. выступил посредником в переговорах между Теодорихом и Одоакром. 25 февр. 493 г. был заключен договор о совместном управлении Италией. Однако 5 марта Одоакр был убит, и Теодорих стал правителем Италии, где властвовал от имени византийского императора ( Ioannes Antiochenus. Fragmenta. 214a). И. А. пришлось приложить немало усилий, чтобы спасти город от разграбления готами. В письме от 11 марта 494 г. папа Геласий I с одобрением отзывался о деятельности И. А. при дворе Теодориха на благо Церкви в Равенне и др. городах, о его усердии в восстановлении порядка в Церкви ( Gelasius, papa. Ep. 9//PL. 59. Col. 41-57).

http://pravenc.ru/text/469728.html

святитель Кесарий (Цезарий), митрополит Арелатский (469/470–542/543) святитель Кесарий (Цезарий), митрополит Арелатский Проповедник и аскетический писатель, один из основателей монашеской жизни на Западе Биография День памяти: 27 августа (Кельт. и Брит.) Свт. Кесарий родился в аристократическом, но небогатом семействе галло-римского происхождения. В возрасте 17 лет будущий святитель покинул родительский дом и вступил в клир г. Кабиллона и принял пострижение в чтеца от еп. Сильвестра. Через два года принял постриг в знаменитом Леринском монастыре в Южной Галлии. Истощив свое здоровье аскетическими подвигами, Кесарий оказывается вынужденным покинуть монастырь и переселится в близлежащий Арелат (Арль), епископом которого был его земляк и, возможно, дальний родственник, Эоний. В 498-499 г. он становится настоятелем мужского монастыря в окрестностях Арля, для которого он позже составил «Правила для монахов». После смерти епископа Эония 16 августа 501 года свт. Кесарий, несмотря на свое нежелание, был избран епископом Арелата, в соответствии с завещанием еп. Эония. Будучи епископом, он продолжил вести подвижническую жизнь, словом и делом призывая свою паству последовать своему примеру. Подавал много милостыни, в т.ч. через продажу церковной утвари для выкупа пленников. В 505-506 г. по доносу некоего Лициниана, святитель был сослан королем Аларихом II в Бордо, где он проповедовал готам-арианам, по возвращении воспрепятствовал казни Лициниана. В сентябре 506 г. Кесарий впервые председательствовал на церковном Соборе, созванном в Агате (ныне Агд, Франция) по инициативе и при поддержке Алариха II. После собора он стал фактическим митрополитом Южной Галлии. Кроме того, святитель основал в окрестностях Арелата женский монастырь, настоятельницей которого стала его сестра Кесария Старшая. В 513 году после очередного доноса по поводу продажи церковного серебра для дел милосердия свт. Кесарий оказался перед судом короля Теодориха Великого. Однако при личной встрече святой произвел на Теодориха благоприятное впечатление, был им полностью оправдан и отпущен с дарами. Также житие сообщает о совершенных свт. Кесарием чудесах исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij-Arelat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИДА [Ида Херцфельдская; лат. Ida] († до 825), св. (пам. зап. 4 сент., 26 нояб.), супруга Экберта, герц. Саксонского, подвизалась в Хирутвельдуне (ныне Херцфельд, земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия). Единственным источником сведений о ее деятельности является Житие, составленное в 980-983 гг. бенедиктинским мон. из аббатства Верден (ныне в черте г. Эссен) Уффингом (Уффоном). Не имея письменных свидетельств, автор ссылается на рассказы об И. ее духовника пресв. Бертгера. Большая часть произведения посвящена описанию посмертных чудес святой. Согласно Житию, И. была дальней родственницей франк. имп. Карла Великого . Среди ее предков Уффинг называет св. Гертруду Нивельскую и св. Одилию . Наиболее вероятной представляется гипотеза, выдвинутая болландистом К. Сёйскенсом, к-рый полагал, что И.- дочь франк. герц. Теодориха и Теодрады († 845), впосл. аббатиссы мон-ря Богоматери в г. Свессиона (ныне Суасон, Франция). Поскольку Теодрада была дочерью Гундилинды, племянницы св. Одилии, и Бернарда, гр. Вироманда (ныне Верман), побочного сына франк. майордома Карла Мартелла, то И. действительно принадлежала к побочной линии рода Пипинидов-Каролингов. Агиограф рассказывает о походе Карла Великого в «западные пределы», во время к-рого императора сопровождал гр. Экберт. По пути Экберт заболел, и Карл оставил его лечиться в имении своего родственника, дочь к-рого, И., ухаживала за больным графом, а затем вышла за него замуж. Карл одобрил их брак и предоставил Экберту в управление часть Саксонии с резиденцией в Ховештадте. Во время поездки в Саксонию в местности Хирутвельдун И. во сне явился ангел и повелел построить здесь ц. во имя Богоматери и св. Германа (ок. 790?). Экберт подарил храму земельные угодья в Дрехене. Согласно более поздней легенде, И. в тех местах спасла от охотников оленя, к-рый впосл. не отходил от нее и помогал переправлять через р. Липпе камни для строительства церкви. После смерти мужа И. распорядилась похоронить его вблизи построенного ею храма, а над гробницей возвести «портик». Поселившись неподалеку, И. под рук. пресв. Бертгера вела благочестивую жизнь и помогала нуждающимся. Перед входом в «портик» И. установила мраморный саркофаг, к-рый дважды в день наполняла подарками для обездоленных. В этом саркофаге она впосл. была погребена.

http://pravenc.ru/text/293533.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ I [Гелазий; лат. Gelasius] († 21.11.496, Рим), папа Римский (март 492 - 21 нояб. 496), св. (пам. зап. 21 нояб.). Согласно Liber Pontificalis , род. в Риме, в семье, происходившей из рим. пров. Африка. До избрания папой Римским был архидиаконом и вел переписку своего предшественника, св. папы Феликса III . Во время понтификата Г. Италия была завоевана остготами под предводительством кор. Теодориха Великого (493), что привело к хозяйственному упадку в стране и голоду. Г. активно заботился о пострадавшем от войны населении. Он предпринял попытку нормализовать отношения с Византией, нарушенные акакианской схизмой , продемонстрировав, однако, твердую позицию как в отношении вероучения, так и в вопросах церковной политики. Папа настаивал на соблюдении канонов Вселенского IV Собора (Халкидон, 451), выступал против монофизитства , тогда как визант. имп. Анастасий I продолжал придерживаться «Энотикона» , эдикта имп. Зинона (482), призванного примирить сторонников ортодоксии и монофизитов, не упоминавшего об оросе Халкидонского Собора и запрещавшего богословские споры. Опытный политик и организатор, Г. отстаивал первенство епископа Рима, а также превосходство Александрийской и Антиохийской кафедр перед К-польской. В сочинениях и письмах Г. представлены аргументы в пользу примата Рима. В 494 г. на Соборе 70 епископов в Риме Г. первым среди Римских пап был назван «наместником Христа» (vicarius Christi). Сохранилась лишь небольшая часть сочинений Г., хотя он был одним из самых плодовитых авторов из всех Римских пап первых 5 веков христианства. В сочинениях он затрагивал как общественно-политические проблемы того времени, так и теоретические богословские и догматические вопросы веры. Г. выступил против празднования луперкалий , одного из рим. языческих праздников, введя празднование Сретения Господня . В послании имп. Анастасию I (491) сформулировал учение «о двух властях» - священной власти духовенства и мирской власти государей, из к-рых первая представлялась ему более тяжким бременем, т. к. священники на Суде Господнем будут давать отчет и за царей. Но власть земная и власть духовная, по мнению Г., были разделены: каждая из них получает свой авторитет от Бога и в своей сфере зависит только от Него. Так, государь подчиняется епископу в делах духовного порядка, а епископ - государю в делах мирских. Учение Г. и его высказывания о том, что папа Римский как глава Церкви может по своему усмотрению назначать и смещать епископов, отменять их решения, впосл. были активно использованы сторонниками папства во времена борьбы за инвеституру .

http://pravenc.ru/text/161948.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ [лат. Epiphanius] (438/9-496), свт. (пам. зап. 22 янв.), 8-й еп. г. Тицин (Папия, ныне Павия, Италия). Основные сведения о святителе содержатся в сочинениях 2-го преемника Е. на кафедре, свт. Эннодия . Ему принадлежат похвальная поэма в честь Е., составленная к 30-й годовщине своего епископского служения, и прозаическое Житие Е. (нач. VI в.). Эннодий стал клириком в 493 г. и знал Е. только в последние годы его жизни, в остальном он опирался на сведения, полученные от др. лиц. Хронологических указаний в произведении почти нет, даты мн. событий в жизни Е. вычисляются только по намекам Эннодия. Е. род. в Тицине в семье Мавра и Фокарии. В возрасте 8 лет еп. Криспин I принял его чтецом в состав клира. В 18 лет Е. стал субдиаконом, а в 20 лет - диаконом. Тогда же Криспин рекомендовал Е. в качестве своего преемника некоему Рустицию, знатному человеку («сиятельному мужу») из Медиолана (ныне Милан). После смерти епископа Е. был рукоположен в Медиолане. Между 467 и 472 гг. его отправили послом военачальника Рицимера к имп. Прокопию Антемию в Риме. В 474 г. Е. находился в Толозе (ныне Тулуза) и от имени рим. имп. Юлия Непота (474-475) вел переговоры с вестгот. кор. Эрихом (466-484). Согласно Эннодию, это посольство состоялось в 8-й год пребывания Е. на кафедре, что дает основание отнести начало епископского служения Е. к 466 г. При Е. в Тицине велись работы по восстановлению города, разрушенного в 476 г., во время распри между кор. Италии Одоакром и рим. патрицием Орестом, отцом последнего рим. имп. Ромула Августула и фактическим правителем при нем. В 80-х гг. V в. Тицин был снова разорен во время нападения ругиев. В 493/4 г. в Равенне вместе с Медиоланским еп. Лаврентием Е. просил остгот. кор. Теодориха Великого (493-526) прекратить притеснения рим. населения. Позже Е. вместе с Виктором, еп. Тавринским (Туринским), отправился в дипломатическую поездку ко двору кор. бургундов Гундобальда (480-516). Ему удалось добиться освобождения 6 тыс. пленных, захваченных Гундобальдом в Италии во время кампании против Одоакра (490). Целью поездки также было доставить Лугдунскому (Лионскому) архиеп. Рустику послание папы Римского Геласия I (PL. 59. Col. 138-140), датированное 25 янв. 494 г. В 496 г. Е. ездил в Равенну к кор. Теодориху, чтобы добиться новых гарантий безопасности для жителей Тицина. На обратном пути святитель заболел и вскоре по возвращении в Тицин скончался на 59-м году жизни.

http://pravenc.ru/text/190063.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК III Патриарх Иерусалимский (после 1482 - после 1505). Архипастырство М. приходится на самый малоизвестный период истории православного Востока, когда даже персоналии и преемство многих патриархов остаются предметами гипотез. Так, даты правления М., выводимые из нижеперечисленных источников, не согласуются со сведениями о патриархах Григории III и Дорофее II , относящимися к тому же периоду. По сообщению еп. Порфирия (Успенского) , опиравшегося на материалы синайского архива, М. до вступления на Патриарший престол был епископом Екатерины великомученицы монастыря на Синае . Еп. Порфирий относит вступление М. на Патриаршую кафедру к 1503 г., однако это противоречит упоминанию М. у фламандского хрониста кон. XV в. Теодориха Паули как преемника Иакова II, умершего в 1482 г. (ActaSS. Mai. T. 3. P. LXXII). Хронист приводит титулатуру М.: «Архиепископ Вифлеема и патриарх Святого града Иерусалима и Святого Сиона, Сирии, Аравии и Заиорданья», которая, по замечанию М. Лекьена , присутствует и в некоторых грамотах М., но без указания на Вифлеем. Бургундский герцог, чьим подданным был Теодорих, поддерживал тесные связи с Иерусалимом, в частности посылал патриарху Иакову пожертвования на восстановление храма Гроба Господня, поэтому бургундский двор из первых рук владел информацией о церковных делах на Св. земле. Еще одно упоминание о М. содержится в колофоне араб. рукописи Пятикнижия XIV в., принадлежавшей Марку, митр. Хомса. Его владельческая запись датирована средой, 28 янв. 6797 г. от Сотворения мира (1289 г. по Р. Х.). Учитывая дату самой рукописи (1331/32), Ж. Насралла предполагал ошибку в написании года. По его мнению, это должен был быть 6977(1469) г., однако правильной эмендацией является 6997(1489) г., поскольку именно в этот год 28 янв. приходилось на среду. В колофоне той же рукописи упоминается, что она перешла во владение Антиохийского патриарха Михаила (очевидно, Михаила IV ) от Иерусалимского патриарха М. Передача книги состоялась 11 сент., но запись года не поддается расшифровке.

http://pravenc.ru/text/2562242.html

Равенна. Церковь Аполлинария Равеннийского в Классе. Сант-Аполлинаре ин Классе /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Действует.   Престолы: Аполлинария Равеннийского Год постройки:Между 532 и 549. Адрес: Via Romea Sud, 224, 48124 Classe, Равенна, Italy Координаты: 44.3803, 12.23304 Проезд:Выехать из исторического центра Равенны на юг по Via Classicane прибл. 10 км. На развязке Classe повернуть на север. Проехать прибл. 500 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Базилика святого Аполлинария в Классе находится в 5 км к юго-востоку от центра Равенны, в когда-то портовом районе Классе. Базилика была построена в первой половине 6 века (с 535 по 538 года) на средства Юлиана Аргентария по распоряжению архиепископа Урсицина, епископа Равеннского, и была освящена в 549 году архиепископом Максимианом, который за год до этого освятил базилику святого Виталия. Базилика посвящена святому Аполлинарию, первому епископу Равенны. Там же хранятся его мощи. Изначально это была дворцовая церковь Теодориха. Это трёхнефная базилика с приподнятым центральным нефом и апсидой, рядом с которой расположены две капеллы. Фасаду предшествует гармоничный портик, пристроенный в 16 веке. Зрительно разгружает конструкцию фасада огромное трёхстворчатое окно над портиком. Слева от церкви находится колокольня 9 века, высотой 37,5 метров, имеющая цилиндрическую форму (фото). Окна колокольни внизу одностворчатые, выше – двустворчатые и наверху – трехстворчатые. Колокольня соединена с церковью оригинальным проходом. В скупом интерьере церкви взоры посетителей сразу устремляются на апсидную часть, покрытой великолепной разноцветной мозаикой различных эпох, от середины 6 до 9 века. В верхней части триумфальной арки, над конхой, изображен Христос в медальоне. По бокам от Христа в стилизованных облаках показаны символические изображения четырех евангелистов: орла (Иоанн Богослов), ангела (Матфей), крылатого льва (Марк) и крылатого тельца (Лука). Ниже показаны города Иерусалим и Вифлеем, откуда исходят 12 апостолов в образе агнцев. Стены городов выполнены из драгоценного камня. Внутренние части арки украшены изображением пальм, которые в библейской литературе символизируют праведность и мученичество. Под ними находятся фигуры архангелов Михаила и Гавриила и поясное изображение апостола Матфея и неизвестного святого.

http://sobory.ru/article/?object=28013

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010