1016 Еп. Михаил (Чуб) после разбора доводов ученых считает, однако, наиболее вероятным, что епископской кафедрой Мефодия были Филиппы (в Македонии). См.: БТ 10. С. 16–19. – Изд.   1017 Η. И. Сагарда пользовался первым изданием (1892) творений св. Мефодия, подготовленным Γ. Η. Бонвечем с полным немецким переводом славянских текстов. Во втором (улучшенном) издании (1917) немецкий перевод оставлен только для тех текстов, где отсутствует греческий оригинал. Здесь и далее мы ссылаемся на второе издание. Нумерация книг и глав в обоих изданиях тождественна. – Изд.   1020 CPGS 1810. Рус. пер. «Пира» имеется в репринте с 1-го изд. Ловягина: М., 1996. Переизд. также в антологии: Отцы и учители Церкви III века. Т. 2. М., 1996. С. 388–464 и в Твор. по 2-му изд. Ловягина, с. 25–139. Исследования на рус. яз.: Барсов Н. И. «Декамерон» и «Пир десяти дев»//Вестник Европы. Т. 5. 1893. 10. С. 830–850 (переизд. в сб.: Несколько исследований исторических и рассуждений о вопросах современности. СПб., 1899); [Аноним.] Отзыв о соч. студ. Ювалова Димитрия – на тему: «Учение св. Мефодия, еп. Патарского, о девстве»//ХЧ. 1910. 3. С. 392– 394; Михаил (Чуб), архиеп. «Пир десяти дев» св. Мефодия//ЖМП. 1974. 9. С. 67–78; Миллер Т. А. Мефодий Олимпийский и традиция платоновского диалога//Античность и Византия. М., 1975. С. 175–194. – Изд.   1021 CPG 1811. Рус. пер.: 1) Твор . С. 171–191; 2) Диалог св. сщмч. Мефодия «О свободе воли»/Пер., излож., предисл. еп. Михаил (Чуб)//БТ 3. 1964 С. 192–208 (Предисловие на с. 187– 192). Переизд. (с опущением фотографий слав, рукописей): Твор. С. 365–368 (предисл.), 369–389 (перевод и изложение.) В переводе еп. Михаила греч. текст приводится лишь в кратком изложении (гл. 1–13), перевод (гл.> 14–21) делается только со славянского – даже там, где текст есть и на греч., но не переведен у Ловягина (это относится к фрагментам, сохранившимся в диалоге Пс.-Адамантия «О правой вере в Бога», в Sacra Parallela и других источниках). Слав, текст (вместе с греч. оригиналом или ретроверсией и фр. пер. со слав, и греч.) издан А. Вайяном (Patrologia orientalis XXII, 5. Paris, 1930; repr.: Turnhout, 1974, 1989). А. Вайян выполнил издание (с последующей сверкой de visu) по фотокопии ГПБ Q I 265 (основной манускрипт, сигл Sa) и по рукописной копии Г. Н. Бонвеча ГИМ 110v(496, сигл Sb). При подготовке русского перевода еп. Михаил использовал большее число рукописей, нежели А. Вайян, хотя разночтения оказались несущественными; в дополнение к слав, манускриптам, уже использовавшимся при переводе других слов Мефодия, еп. Михаил привлек и слав, рукопись 310 Румынской академии наук. В издании А. Вайяна указаны только листы слав, рукописи, а внизу – страницы издания Г. Н. Бонвеча, без деления на книги и главы, что доставляет значительные неудобства при пользовании, во избежание которых мы указываем страницы изданий Г. Н. Бонвеча и А. Вайяна, а также Твор. Новый полный русский перевод со слав, и греч. сочинения «О свободе воли» был бы весьма желателен. – Изд.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

15 Феофан Затворник, святитель . Древние иноческие уставы. С. 47. 16 Там же. С. 38. 17 Там же. С. 50. 18 Хосроев А.Л. Пахомий Великий. С. 444. 19 Там же. С. 445. 20 Там же. С. 447. 21 Достопамятные сказания. М., 2005. С. 26. 22 Там же. С. 229. 23 Источник, вышедший, скорее всего, из среды Леринского монашества. Он также сохранился в сборнике преподобного Венедикта, но сами правила подаются как бы из уст известных египетских подвижников: преподобных Серапиона, Макария, Пафнутия и других. 24 Феофан Затворник, святитель . Древние иноческие уставы. С. 194–195. 25 Серафим , иеромонах. I Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. М., 1999. С. 280. 26 Феофан Затворник , святитель. Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 310. 27 Типикон, сие есть Устав. М., 2002. С. 103. 28 Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Творения: В 8и т. М., 1998. Т. 1. С. 563. 29 Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) от 13 ⁄ 26 марта 1995 г. 30 Григорий Богослов , святитель. Собрание творений: В 2х т. Т. 1. М., 2000. С. 642. 31 Недавно у нас был случай побеседовать с ним о современном состоянии обители. И по его словам, древний устав святого Саввы живет до сих пор. Братия старается соблюдать все главные постановления преподобного и те, которые касаются внешней деятельности. Режим суток распределен по Типикону: ежедневные богослужения расположены по установленным часам и вместе с литургией занимают восемь-десять часов в день. Трапеза совершается один раз в сутки после вечерни (примерно в 17 часов). Все время разграничено между келейным правилом (которое состоит из канонов, поклонов и Иисусовой молитвы) и послушанием. Отдых полагается после повечерия до полунощницы (около трех часов) и, если удается, днем. Весь монастырь живет без определенного внешнего финансирования, но на средства от благотворителей. Даже среди братских послушаний не имеется занятий, направленных на самообеспечение, лишь некоторые занимаются связью с внешним миром и через местных бедуинов получают продукты питания. Вода в монастыре используется дождевая (дожди в Палестинской пустыне случаются только непродолжительное время в сезон, и поэтому в обители существуют подземные цистерны) и из источника святого Саввы, откуда набирается примерно 10–15 литров в день. Но, как сказал послушник Роман, если экономить, паломникам и братии хватает. При этом любым приезжим предоставляется место проживания и обслуживание до суток. Даже узнав о нашей группе (а в ней было более 70 человек), игумен пригласил остаться и при желании послужить литургию; только попросил, если есть возможность, заранее предупреждать о ночлеге. Тел: (00972 – код Иерусалима) 276–29-15.

http://azbyka.ru/drevnie-inocheskie-usta...

1757 B десятских бывали безразлично и Священники, и диаконы. Вот характерное свидетельство об этом, относящееся к 1635 г.: «все мы, Нижнего Новгорода попы и дьяконы, выбраны к Василию Тимофеевичу Потапову, да к поповским старостам, к Успенскому попу Семиону с товарищи, в поповские десятские зачатского дьякона Ивана на попово Игнатьево место на год... А тот дьякон Иван добр, не плут и не бражник и душою прям, и государевы и патриарховы дела ему за обычное, куда его дьякона для дела пошлют» (Акт. относящ. до юрид. быта России изд. Колачовым Т. I I). Прим. Автора. 1758 Обязательное вступление в монастырь вдовых Священников существовало и в Прав. Церкви находящейся в Австрийских владениях. Но в прошедшем столетии отменено. (Wiggers – Kirchliche Statistik 1842 S. 208). Прим. Автора. 1760 Олеарий, путешествовавший по России в 1636 г. свидетельствует что правила о вдовых Св. Сл-лях в то время соблюдались строго (Olear Voyage ed. Amstelod. 1727 Т. II Col. 369. Прим. Автора. 1762 Примечание к письму. Волнение о. Феодора, конечно, естественно, и всё передаваемое представляется вполне вероятным, только, судя по характеру и убеждённости о. Феодора, это волнение нельзя понимать в смысле дрогнувшей решимости, – обращения вспять от своего пути у него, думается, не могло быть ни на одну минуту. А что он пролил чернильницу, так это стоит в связи и с волнением, конечно, но и рассеянностью его: позднее про него рассказывали, как он раз взял чернильницу в карман и испортил чернилами светлую пару верхней летней одежды. Е. Лебедева. 1766 А.Ф. Лавров был женат на Марье Николаевне Корсунской, сестре Николая Николаевича Корсунского, известного переводчика творений Климента Александрийского и исследователя; об этом Н. Н-че рассказывали, что он заболевал психически и кончил плохо. Эти Корсунские – ярославцы, и их не должно смешивать с проф. МДА И.Н. Корсунским , родом из Тульской губ. 1767 В неисправности издания «Приб. к творен. св. оо.» и в неосуществлении Библейского Словаря корпорация академическая обвиняла мнительного и медлительного ректора прот. А.В. Горского (см. об одном из таких столкновений у А.Л. Катанского, id., стр. 194–195). Сомнение в осуществимости этого предприятия на Академии распространилось и в более широкие круги. Характерно в этом отношении насмешливое письмо от 6 мая 1865 года, посланное воспитанником Вифанской Семинарии И. Д.: «Там, – пишет он об Академии В.И. Лествицыну, – пыщутся словарь издавать «Богословско-археологическо-церковный», – что-то, кажется, так. «Дай Бог нашему теляти волка поимати» (Ркп. 846 из коллекции бывшей И.А. Вахрамеева: Письма разных лиц к В.И. Лесвицыну, л. 320. Напечатано в А.А. Титов, – Рукописи славянские и русские, принадлежащие Н.А. Вахрамееву. Вып. 3. Сергиев Посад, 1892 г., стр. 271). К сожалению, насмешник оказался правым. – Ср. письма С.К. Смирнова и П.С. Казанского («Бог. В.», 1914 г., Окт. – Нояб., стр. 424–425).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

191 . Ефрем Сирин , преп. творения. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1895–1914. – Ч. 1–8. 192 . Ефрем Сирин . Уроки о покаянии//ЖМП. – 1990. – 3. – С. 55. 193 . Желтов М. , диак. Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря//KANIC- KION. Юбилейный сб. в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. – М.: ПСТГУ, – С. 304–317. 194 . Жизнь и деяния святой и блаженной учительницы [нашей] Синклитикии/У истоков культуры святости. – М.: Паломник, 2002. – С. 261–386. 195 . Жизнь и мученичество святых мучеников Галактиона и Эпистимы//ВДИ. – 2009. – 3. – С. 210–235. 196 . Жизнь и труды преподобных отец наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей словенских (Печат. по изд.: Жития святых, на русском языке изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского . – М., 1908. – Кн. 9)//Москва. – М., 1991. – 5. – С. 143–160. 197 . Жизнь святителя Иоанна Златоуста //Христианское чтение. – 1821. – Ч. 4. 198 . Житие Андрея Юродивого (с греч. текстом)/Вступ. ст., пер., коммент Е. В. Желтова. – СПб.: Алетейя, 2001. 199 . Житие блаженного Володимера//Христианское чтение. – 1849. – Ч. 2. – С. 328–335. 200 . Житие Василия Малого//Записки Новороссийского ун-та. – Одесса, 19111913. – Т 6–7. 201 . Житие Василия Нового//Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха/Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. – СПб., 1889–1890. – Т. 46. – Прил. – С. 3–89 (текст: 10–76); 1891–1892. – Т 53. – 6. – Прил. – С. 3–174. 202 . Житие и мученичество святого мученика Константина-грузина, который был замучен царем Вавилонян Джафаром//Пер. с древнегруз., исслед., коммент. Н. З. Вачнадзе, К. К. Куция. – Тбилиси: Хелевкеба, 1978. – 136 с. 203 . Житие Иоанна Готского//Васильевский В. Г Труды. – СПб., 1912. – Т 2. – Вып. 2. – С. 351–427. 204 . Житие Иоанна Готского: время создания и этапы формирования источника//Могоричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». – Симферополь: АнтиквА,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий Нисский , свт. Слово на день Светов, в который крестился наш Господь//Там же. Ч. 8. С. 3–25. Григорий Нисский , свт. Слово на Св. Пасху о воскресении//Там же. Ч. 8. С. 26–55. Григорий Нисский , свт. Толкование на псалом шестой//Там же. Ч. 2. С. 194–202. Григорий Нисский , свт. Точное истолкование Екклесиаста Соломона//Там же. Ч. 2. С. 203–358. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер. с греч. В. В. Бибихина. СПб., 2004. Дамаский Диадох . О первых началах. Комментарий к Пармениду/Пер. с древнегреч. Л. Ю. Лукомского, ст. и комм. Р. В. Светлова и Л. Ю. Лукомского. СПб., 2000. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. В 7-ми т. Казань, 1892–1913. Т. 5–7. Дионисий Ареопагит . О Божественных именах/Пер. игум. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос Айрес, 1957. Дионисий Ареопагит . О Божественных именах/Пер. Л. Н. Лутковского. Киев, 1984. Святого отца нашего Дионисия Ареопагита книга о Церковной иерархии//Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного Богослужения. В 3 т. СПб., 1885. Т. 1. Дионисий Ареопагит . О мистическом богословии//Он же. Корпус сочинений с приложением толкований преп. Максима Исповедника /Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2006. Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии. Послания/Пер. Г. М. Прохорова, под ред. В. М. Лурье. СПб., 2001. Св. Дионисий Ареопагит . Сочинения. Преп. Максим Исповедник . Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. Игнатий Антиохийский , сщмч. Послания/Пер. прот. Г. Павского //Христианское Чтение. СПб., 1829. Ч. 36. Игнатий Антиохийский , сщмч. Послания//Писания мужей апостольских в русском переводе с введением и примечаниями прот. П. Преображенского . СПб., 1895. Иоанн Златоуст , свт. Беседа 26 на 1-е послание к Коринфянам//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста . В 12-ти т. СПб., 1898–1906, Т. 10 (кн. 1). С. 251–266. Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры/Пер. А. А. Бронзова . СПб., 1894. Иоанн Филопон. О вечности мира, против Прокла (фрагмент)/Пер. и прим. Г. И. Беневича//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2 т./Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. М.; СПб., 2009. Т. 2. С. 55–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Полное собрание слов и речей издано в 1854 г. племянником К. проф. МДА П. С. Казанским. Соч.: Собрание нек-рых поучительных слов и речей к вятской пастве. М., 1832; Поучительные слова и речи к подольской пастве: В 2 ч. М., 18372; Поучительные слова на воскресные праздники к подольской пастве. М., 1840; Полное собр. слов и речей: В 3 ч. М., 1854. Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Речь к преосв. еп. Дмитровскому Кириллу, по рукоположении его// Он же. Творения: Слова и речи. Серг. П., 2009. Т. 1. С. 446-448; он же. Письма к прп. Антонию, наместнику ТСЛ: 1831-1867. Серг. П., 2007. Т. 1; он же. Собрание мнений и отзывов. 1885. Т. 1. С. 280; Т. 2. С. 40, 46, 53, 56, 59, 83-84, 171-175, 284-299; 1887. Т. доп. С. 15; Никодим (Казанцев), еп. О Филарете, митр. Московском, моя память. М., 1877; Переписка митр. Филарета с архиеп. Каменец-Подольским Кириллом/Сост.: прот. А. Беляев//ДЧ. 1888. 12. С. 407-441. Лит.: Хойнацкий А. Ф., прот. Очерки из истории правосл. Церкви и древнего благочестия на Волыни. Житомир, 1878. С. 219-220; он же. Православие на западе России в своих ближайших представителях, или Патерик Волыно-Почаевский. М., 1888. С. 200; Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879; Беляев А., прот. Архиеп. Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл//ДЧ. 1888. 6. С. 151-167; 10. С. 167-196; 11. С. 283-310; он же. Проф. МДА П. С. Казанский и его переписка с архиеп. Костромским Платоном//БВ. 1910. Т. 1. 2. С. 274; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Т. 2. С. 192-194. И. Ю. Смирнова Иконография Сохранилось неск. живописных и гравированных изображений К. Так, на поясном «кабинетном» портрете кон. 30-х - 40-х гг. XIX в. (ЦАК МДА) он представлен вполоборота вправо, возле стола с книгами. Одет в черную рясу, на голове - клобук, на груди - панагия, орденские знаки и звезды св. Александра Невского и равноап. кн. Владимира 2-й степени, в левой руке - четки. Очевидно, портрет был написан с более раннего оригинала, запечатлевшего облик иерарха средних лет, с длинными русыми волосами почти без седины. При этом были добавлены награды, имевшиеся у К. после 1838 г. Возможно, образцом послужил портрет (в ряду изображений настоятелей) из московского Новоспасского мон-ря ( Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный мон-рь в Москве. М., 1863. С. 58).

http://pravenc.ru/text/1840315.html

Своею же задачею мы поставили в одном целом, в строгом порядке и определенной схеме представить все мipocoзepцahue преп. Макария. При такой задаче для нас была дорога каждая страница, каждая строка его бесед. Мы боялись что-либо пропустить, ибо нам казалось, что в таком случае мы теряем драгоценные жемчужины... Наконец, что касается III отдела, то здесь мы особое внимание старались обратить на разбор бесед преп. Макария с гомилетической точки зрения; эта сторона вопроса в русской духовной литературе почти не выясняется. Преп. Макарию приписываются следующие творения: 1)  50 бесед и 7 слов. 2)  Два послания. Оба послания впервые изданы Флоссом в 1850 году. Первое послание отыскано на латинском языке. Оно надписывается так: Incipit epistola sancti Macarii ad Filios Dei 319 . Это то послание, говорит прот. Бронзов, о котором упоминает Геннадий Марсельский и затем Исаак Сирин 320 . Оно признается исследователями за подлинное. В русском переводе его нет. Второе послание надписывается: Το ατο γου Μακαρου πιστολ μεγλη κα πνυ φλιμος («Того же св. Макария послание великое и весьма полезное») 321 . Это послание переведено на русский язык и помещено в издании творений преп. Макария за 1852 и 1880-й годы после бесед. Подлинность его также признается исследователями 322 . 3)  S. Serapionis, Macarii, Paphnutii et alterius Macarii regula ad monachos (Св. Серапиона, Макария, Пафнутия и другого Макария правила для монахов) 323 . Этот памятник имеет 16 глав, переведен на русский язык и напечатан в книге епископа Феофана «Древние иноческие уставы», стр. 194–200, издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1892 год. Правила преп. Макария Египетского , по мнению исследователей, излагаются в V–VIII главах. Памятник этот признается подлинным 324 . 4)  Различные изречения преп. Макария, собранные в апофегмах (apophegmata). В русском переводе апофегмы находятся в «Достопамятных сказаниях», «Древнем патерике, изложенном по главам», «Лавсаике», в «Новооткрытых сказаниях о преподобном Макарии Великом по коптскому сборнику» арх. Палладия, в «Христианском чтении» за 1821 год во 2-й ч[асти], стр. 60–83. У Миня собраны все апофегмы на стр. 250–263 34-го тома греческой серии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Служба М. Н. была составлена прп. Никифором Хиосским, возможно, в последние годы его жизни (в 1819-1821: Γεργιος (Λιαδς). 2001. Σ. 107). Однако на утрене помимо канона, принадлежащего перу прп. Никифора, в отдельных рукописях и изданиях приведен также канон «на чудеса святого», составленный прп. Афанасием Паросским (см., напр.: Ακολουθα. 1883. Σ. 12; ср.: Δουκκης. 1892. Σ. 172), что говорит о возникновении этого текста по крайней мере до 1813 г. (года кончины прп. Афанасия). В составе службы есть и др. тексты, принадлежащие прп. Афанасию. Оригинальная редакция службы была опубликована в 1930 г. (ΝΧΛ. Σ. 187-194), и в ней отсутствует канон, составленный Афанасием Паросским, а вместо канона Никифора Хиосского, помещенного в упомянутых выше изданиях, приведен иной (акростих с алфавитом в обратном порядке). Недавно была предпринята попытка объединить весь этот гимнографический материал в одной службе ( Χονδρπουλος. 1999. Σ. 177-211), где на утрене приводятся уже 3 канона (2 - прп. Никифора и 1 - прп. Афанасия). В честь М. Н. был также составлен акафист («Икосы по алфавиту»), нач.: Τν Ιερρχην το Χριστο νευφημσωμεν. В рукописной традиции (см., напр., ркп. Ath. Pantel. gr. 492 (5999)) и в изданиях акафист представлен как творение неизвестного песнописца ( Χονδρπουλος. 1999. Σ. 212-221). Автором этого гимна является иером. Исидор (Кириакопулос; 1819-1889), к-рому принадлежит также Житие колливада прп. Нифонта Хиосского ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005. Σ. 571-572). В икосе «K» содержится важное свидетельство о постриге М. Н. в великую схиму, осуществленном Парфением Скуртосом (к-рый назван здесь святым: Χονδρπουλος. 1999. Σ. 215). Имеется и молебный канон (параклис) М. Н., составленный совр. гимнографом Х. Бусьясом (акростих: «Макарие, добротолюбивыми нас покажи. Х[аралампиос] Б[усьяс]» (Μακριε, φιλοκλους μς νδειξον. Χ. Μ.)). В 2007 г. в Фессалонике была издана служба «преподобным и богоносным отцам-колливадам», составленная известным греч. гимнографом мон. Исидорой Агиерофеитиссой (т. е. из мон-ря св. Иерофея). Согласно этому изданию, Собор св. колливадов «совершается в субботу Светлой седмицы» ( Ισιδρα Αγιεροθετισσα. 2007. Σ. 3). Между тем составленное мон. Исидорой последование представляет собой полную бденную службу, что вызвало определенные споры в среде греч. церковных певцов. Однако очевидно, что служба может совершаться и в др. дни, по желанию настоятеля, что и происходит, как правило, в тех обителях, к-рые связаны с кем-либо из св. колливадов или где особо чтится их память. На утрене по 6-й песни помещен достаточно пространный синаксарь, в к-ром на 1-м месте находится описание жития и подвигов М. Н. (Ibid. Σ. 32).

http://pravenc.ru/text/2561450.html

См. Сидоров А. И. Архимандрит Киприан Керн и традиции православного изучения поздневизантийского исихазма//Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. С. XVI-XVII. Впрочем, такой авторитетный современный патролог, как В. М. Лурье (иеромонах Григорий) считает, что понимание исихазма самого о. Киприана пронизано духом " модернизма " и отклоняется от Православия в сторону платонизма (см. его примеч. в кн. о. Иоанна Мейендорфа. " Введение в изучение Григория Паламы " . С. 345). 186 Цит по: Сидоров А. И. Архимандрит Киприан Керн и традиции православного изучения поздневизантийского исихазма//Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. С. IX. 187 См. Емельянова Т. Жанр средневековой мистерии. О творчестве матери Марии (Скобцовой)//Страницы. 1997. 2:4. С. 586-595. 188 Цит. по: Шустов А. Н. Отец Борис (Старк) о матери Марии (Скобцовой)//Мать Мария (Е. Ю. Кузьмина-Караваева). Жизнь. Творчество. Судьба (материалы международной конференции). СПб., 2000. С. 44. 189 Манухина Т. Монахиня Мария//Кузьмина-Караваева Е. Ю. Избранное. М., 1991. С. 431. 190 См. Прот. Александр Шмеман. Памяти архимандрита Киприана//Вестник Р.С.Х.Д. 1960. 56. С. 48. 191 Манухина Т.Монахиня Мария// Кузьмина-Караваева Е. Ю.Избранное. М., 1991. С. 431. 192 Скобцова Е. О юродивых//Вестник Р.С.Х.Д. 1930. 8-9, С. 10. 193 См. Гаккель. 1993. С. 121-169. 194 См. Лавров А. В., Шустов А. Н. Поэма Е. Ю. Кузьминой-Караваевой о Мельмоте-Скитальце//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1986. Л., 1987. С. 82-83. 195 Беневич Г. О поэме матери Марии " Духов День "http://Реализм святости. СПб., 2000. С. 68-79. 196 См. Священник Димитрий Клепинин. Письма жене из лагеря Компьен (Франция)//Христианос. 1999. VIII. С. 66-101. 197 Могильнер М. Мифология " подпольного человека " . М., 1999. С. 63. 198 Воспоминания. 1992. Т. 2. С. 186-189. 199 См. Строматы. Творения учителя Церкви Климента Александрийского в пер. Корсунского. Ярославль, 1892. Кн. IV. Гл. 4. С. 398-399. 200

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

T. ŠPidlík, Das russische Starzentum als Theologie des Herzens// W. Heller, Tausend Jahre Christentum in Russland. Göttingen, 1988. S. 123–130. Свт. Тихон Задонский , Творения. Т. II. Москва, 1899. С. 119–123: О сердце человеческом. Б. Вышеславцев , Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955. С. 208 и сл. Б. Вышеславцев , Значение сердца в религии//Путь. 1 (1925). С. 79–98. В. Зеньковский , История русской философии. Т. II. Ч. 2. Ленинград, 1991. С. 265: Сердце (Предметный указатель). Русский исихазм La spiritualité. P. 305 ff., 385 ff. La priére. P. 321 ff., 431 ff. S. Bolshakoff, Luce del Tabor. Gradi superiori di preghiera e lesperienza della trasfigurazione (Ricordi personali di incontri con esicasti). Fratocchie, 1972. A. J. M. Davids, Nil Sorskij und der Hesychasmus//lahrbuch der österreichischen Byzantinistik 18 (1969). S. 167–194. H. К. Голейцовский, Послание иконописцу и отголоски исихазма в русской живописи на рубеже XV-XVI вв.//Византийский временник 26 (1965). Москва. С. 219–238. S. Jacamon, La vie quotidienne аи skit de Nil Sorsky//Irénikon 62 (1989). P. 21–35. A. A. Maloney, Russian Hesychasm. The Spirituality of Nil Sorskij. The Hague; Paris, 1973; франц. перевод: La spiritualité de Nil Sorskij. Bellefontaine, 1978. G. Podskalsky, Chrustentum. S. 201 ff. G. M. PROCHOROV, Staroruskata duma suvesti i savremenite russki dumi sovest i soznanie//Ezik i literatura. Sofia, 1973. P. 45–53. G. M. Prochorov, La littérature vieux-russe et lhesychasme//Mille ans. P. 89–101. D. Raccanello, La figure de Basile de Poïana Marului et son enseignement sur la priére Jesus//Irénikon 61 (1988). P. 41–66. D. Raccanello, Vasilij de Poiana Marului//DS 16 (1992). Col. 292–298 . A. Rigo, Monaci esicasti e monaci bogomili, II Firenze, 1989. В. Schultze, Maxim Grek als Theologe//ОСА 167. Roma, 1963. P. 189 ff. A. Ai. Tachiaios, Les influences de lhesychasme sur la politique ecclésiastique en Russie (по-гречески). Thessaloniké, 1962. Ф. И. Успенский, Философские и богословские движения в XIV веке. Одесса, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010