1Цар.14:24 .  Люди израильские были истомлены в тот день; а Саул [весьма безрассудно] заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи. 1Цар.14:25 .  И пошел весь народ в лес, и был там на поляне мед. 1Цар.14:26 .  И вошел народ в лес, говоря: вот, течет мед. Но никто не протянул руки своей ко рту своему, ибо народ боялся заклятия. 1Цар.14:27 .  Ионафан же не слышал, когда отец его заклинал народ, и, протянув конец палки, которая была в руке его, обмакнул ее в сот медовый и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его. 1Цар.14:28 .  И сказал ему один из народа, говоря: отец твой заклял народ, сказав: «проклят, кто сегодня вкусит пищи»; от этого народ истомился. 1Цар.14:29 .  И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду; 1Цар.14:30 .  если бы поел сегодня народ из добычи, какую нашел у врагов своих, то не большее ли было бы поражение филистимлян? 1Цар.14:31 .  И поражали филистимлян в тот день от Михмаса до Аиалона, и народ очень истомился. 1Цар.14:32 .  И кинулся народ на добычу, и брали овец, волов и телят, и заколали на земле, и ел народ с кровью. 1Цар.14:33 .  И возвестили Саулу, говоря: вот, народ грешит пред Господом, ест с кровью. И сказал Саул: вы согрешили; привалите ко мне теперь большой камень. 1Цар.14:34 .  Потом сказал Саул: пройдите между народом и скажите ему: пусть каждый приводит ко мне своего вола и каждый свою овцу, и заколайте здесь и ешьте, и не грешите пред Господом, не ешьте с кровью. И приводили все из народа, каждый своею рукою, вола своего [и свою овцу] ночью, и заколали там. «Саул весьма безрассудно заклял весь народ». Последствия необдуманного заклятия Саулом своих воинов сказалось очень скоро. «Первым результатом его было то, что клятва была нарушена, и именно тем, кто всего более думал о преследовании неприятелей, всего более содействовал их поражению – героем дня, царевичем Ионафаном, не знавшим о заклятии. Когда наступил вечер, изголодавшийся народ с остервенением бросился на филистимскую добычу – мелкий и крупный скот – и предался кровавой еде почти сырого, дымящегося мяса, в противность прямому постановлению закона ( Втор.12:16,23 ). Так что для прекращения беспорядка Саул принужден был лично наблюдать за надлежащим приготовлением для еды каждого животного» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 51–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ителей мира сего грех на них страшный.Деньги,власть и злые сердца губят нас! Храни вас всех бог. Наталья 14 февраля 2012, 07:33 Добрый день! Замечательный проект! Сейчас такой ритм жизни, что смотреть видеозапись или читать текст не всегда удобно, а вот слушать аудио запись удается практически всегда. Однако было бы очень удобно, если бы все файлы бесед размещались на одной странице. Тогда и проект выглядел бы полнее, и можно было бы легко найти следующую запись или запись, которую пропустил. С уважением, Наталья Людмила 6 февраля 2012, 06:30 Большущее СПАСИБО вашему сайту! Он очень помогает в жизни( поучительными советами) . Очень жаль что малое количество людей о нем знает. Надеюсь с БОЖЬЕЙ помощью все наладиться и люди не будут такими злобными и невнимательными по отношению друг к другу. Агата 31 января 2012, 19:43 Игорь!Не паникуйте! И попробуйте хотя бы дня два не думать о себе вообще!Многое изменится. Совет из личного опыта. И не надо думать, что раз Вам кажется, что не муж и жена, то нужно о детях подумать. развод - это пятно на всю жизнь. Это такая боль, что не дай Бог никому. Что бы ни говорили те, кто с этим столкнулся. И еще о. Дмитрия Смирнова про семью хорошо слушать. игорь 30 января 2012, 00:30 Спасибо всем за критику в мой адрес,рад что есть несогласные,но это " был крик моей души,крик отчаянный,и потому грешный ,рад что ещё есть несогласные,но походите по семейным сайтам-люди рассуждают о ПОЛЬЗЕ ИЗМЕН,НА ПОЛНОМ ДОКАЗЫВАЮТ,ЧТО С ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ ЖИТЬ НЕВОЗМОЖНО,но ,если так,.то зачем тогда женился,зачем ,по какому праву называешь её женой?КОГО ОБМАНЫВАЕШЬ? Понимаете,число разводов растёт каждый год потому,что люди порой и не понимают,зачем они женятся.А сама лекция мне как раз и понравилась,люблю если есть хоть какой-то позитив. Алексей 29 января 2012, 20:42 Игорь, я так понимаю Вы не услышали самого главного, что говорит автор в аудиозаписи. Любовь - это жертвенное чувство. Любовь не бывает расчётливой. Там где есть расчёт - там нет любви. Расчёт же рождается от недоверия. Любящий человек не ожидает ничего от любимого, он просто его любит и любит всегда. Он даже сам непонимает за что он любит любимого, просто любит и всё. На самом деле я знаю много счастливых семей. Большинство таких семей являются православными. Я сам люблю своию жену и детей больше своей жизни. Да и я вижу, что и жена меня тоже любит больше себя самой. Все называют нас счасливой парой.

http://pravoslavie.ru/51239.html

21 См.: газету «Свет», 1895 г., сн. брош.: Астафьев. Дух времени. 22 В действительности и верности описания сего собственноручно удостоверяю, самовидец вышеозначенной чудесной льдины, бывший в том 1823 году ученик нижегородской семинарии, ныне же, Божиею милостию, недостойный протоиерей Арзамасского Николаевского женского монастыря, Авраамий Некрасов. 23 Гумбольдт. Космос. Ч. III. Ст. 327. Изд. 1863 г. 24 Гартвиг. Единство мироздания. Стр. 3 и 5. 25 Гумбольдт. Космос. Ч. III. Стр. 444. 26 Слова Филарета. Т. V, стр. 299. Изд. 1885 г. 27 Гумбольдт. Космос. Ч. III. Стр. 483. Изд. 1863 г. 28 Матвеев. Опыт о миротворении. Стр. 68. 29 Митчель. Небесные светила. Стр. 225. 30 Там же. Стр. 210. Гумбольдт. Космос. Ч. I. Стр. 106 и 107 и ч. III. Стр. 320. 31 Митчель. Звездные светила. Стр. 147. 32 Факт этот однако не считается вполне доказанным: говорят, что пчелы могут вынимать жала, когда не ТОРОПЯТСЯ (см.: Поль-Жанэ, стр. 279). 33 Разъяснение многих недоумений, вызываемых существованием зла в мире, читатели могут находить в прекраснейшем опыте теодицеи прот. Ф.А. Голубинского: «Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека» (см. особ, письмо 3 по изд. 3 1885 г., стр 223 и д.). Эта книга достойна занять почетнейшее место в общехристианской, а не только русской богословской литературе. 34 Даже Гартман в своей философии бессознательного насчитывает немного, но все же 14 условий необходимых для зрения, вероятность встречи которых при действии одних физических законов, по его собственному расчету, так мала, что почти равна нулю. 35 И не только структура органов пищепринятия и пищеварения, но и самая история их функций представляет много искусных приспособлений, открывающих удивительныю целесообразность. Природа, замечает Берцелиус, позаботилась даже о чередовании реакций в последовательных частях пищеварительного канала, с том, чтобы обеспечивать своевременную выработку различных соков, необходимых для пищеварения. По рту реакция щелочная, и пища, смоченная слюною, переносит эту реакцию в желудок, где вызывает такое же выделение желудочного сока, под влиянием которого происходит окисление. Потом, когда пища входит в двенадцатиперстную кишку, сейчас же выделяется желчь, вследствие чего ещё раз изменяется реакция, становясь опять щелочною. Cl. Bernard. Lezons sur les proprietes des tissus, p. 325.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

На Западе давно научились создавать для людей блага и ценности, о которых люди и не думали, как и максимально эксплуатировать их обычные потребности, доводя их порою до какого-то непотребства, когда у вас пятьсот костюмов, семьсот пар обуви и прочее. Они уже пошли дальше, они стали менять саму природу человека, чтобы окончательно превратить его в какое-то жвачное животное. Я считаю, что любой серьезный разговор об экономической модели России, которая противостоит мировому злу, должен начинаться на предложениях о модели потребления, от которой уже и будут выстраиваться: производство, обмен, распределение. Хотелось бы предложить свой взгляд на такую модель. Еще раз, потребление - это удовлетворение потребностей, т.е. это вопрос о ценностях. В прошлых своих статьях к Русскому Собранию я писал, что основой государственной и общественной идеологией в России должна оставаться для нас триада - Православие Самодержавие Народность, она же должна стать и основой нашей экономической модели. Чему нас учит Православная Вера в вопросах потребления? Господь наш Иисус Христос учит нас образу жизни, который характеризуется самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь, крайней скромностью и воздержанием, жизнью ради других, ради ближних. «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. (Лк. 12:29-31). Но как же нам совместить основу современных экономических моделей, главное в которых есть постулат о том, что производство может сохраняться и развиваться только по пути расширенного воспроизводства с предлагаемым ограничением потребления? Ведь нам обязательно укажут, что встав на путь самоограничения, мы сожмем потребление, а значит сократим производство и вообще сократим экономику, а там стагнация и коллапс. Выход есть, но для начала надо зафиксировать принципиальное отличие предлагаемого решения от советской системы, в которой считалось, что при устранении социального неравенства (или уничтожении отдельных классов) и достаточного потребительского насыщения граждан, общество станет справедливым, исчезнут пороки, да и вообще все зло. Мы же знаем, что основная причина зла для человека это его отпадение от Бога, т.е. нарушение Его заповедей и повреждение, прежде всего духовного в человеке. Таким образом, наши усилия должны быть направлены на внутреннего человека, на формирование через Православие его настоящих ценностных ориентиров, в том числе и в земной жизни, а это как уже была указано - Любовь, самоограничение, скромность, воздержание, жизнь ради ближних.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Но на весь сей суетливый социал-»христианский» напор Сам Христос почти две тысячи лет назад уже ответил «вдохновителю и организатору» подобных «коммуно-социалистических» фантазий, искушавшему Его своими «продовольственными программами»: «...не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4, 4). И когда некто из иудейских «уравнителей» попросил Христа: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», разве не ответил ему Спаситель: «кто поставил Меня судить или делить вас» (Лк 12, 14)? Лишь сами «берегитесь любостяжания» (Лк 12, 15). Не к соблюдению материального равенства призывал Христос, а к деятельному милосердию - особенно от личных наших щедрот. Но как же проявится чья-то христианская щедрость - заведомо к человеку менее его обеспеченному, если у всех всего будет поровну? И, главное, за любым ведь «равенством» скрывается мертвечина и застой, а если это равенство сравнительно богатых, т. е. еще и довольно основательно проявлено в сугубо материальном смысле, то уж и Бог тут становится ни к чему... Зажирается и зачастую свинеет человек при таком-то обильном социализме. Пример - та же Швеция. Уж какая здесь соцзащита, и как, по сути, почти у всех всего поровну - да еще и помногу! А ведь в храмы-то мало кто ходит... Числится в христианах три четверти населения, а посещают «дом Божий» всего два их процента! И итоговой сутью - не только всякого псевдо-коммунистического устроения общества (на самом-то деле лишь, так сказать, «социалистического», ибо коммунизм - это уж полная утопия псевдо-нравственных идиотов), но и прокламируемого ныне «просто» социализма (да еще в якобы христианской оболочке), - всегда было и всегда будет общественное безбожие. Так, увы, уж устроено человечество. «Кому до брюха, тому - не до духа...». Но, зная это, Всеведец Господь и дал на все времена очень простой и ясный совет будущим «справедливщикам» - в отношении их призывов к «экономическому христианскому братанию»: не суетитесь, ребята, ибо «Душа больше пищи, и тело - одежды» (Лк 12, 23), и «не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк 12, 29-31)... Но нет, всё суетятся, всё беспокоятся - хотя ищут не того и уж явно не там...

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/07/...

При определении подлинности откровения важны не только обстоятельства, при которых оно было дано, но и содержание учение и личность создателя новой религии. - Иисус Христос дал людям всесовершенный пример целомудрия. Святые же отцы, восприняв нравственный дух Евангелия,  всегда смотрели на девство как на трудный, но высокий духовный подвиг. Мохаммед же имел много жен. «Общее число женщин, на которых женился Посланник Аллаха, было тринадцать… Пророк женился на Аише, дочери Абу Бакра ас-Сиддика в Мекке, когда ей было семь лет. А стал жить с ней в Медине, когда ей исполнилось девять или десять лет. Аиша была единственной девственницей, на которой женился Пророк …» (Ибн Хишам. Жизнеописания пророка Мухаммада). Мухаммед взял себе Зейнаб, жену своего приемного сына Зеида, заставив последнего развестись. - Иисус Христос даже распинавших Его на Кресте простил. Своим ученикам Он заповедал: Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф.5:44-45). По учению Мухаммеда: «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы» (Коран. 47:4). - Иисус Христос учит: Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам  (Лк.12:29-31). О Мухаммеде читаем: «Услышав о том, что Абу Суфьян возвращается из Сирии, Пророк призвал мусульман напасть на них, говоря: «Вот караван курайшитов. В нем – их богатства. Нападайте на них, и, может, с помощью Аллаха они вам достанутся!» В другой раз: «Потом Посланник Аллаха разделил имущество Бану Курайза, их женщин и детей среди мусульман. В этот день были определены доли всадников и пеших воинов, а также была выделена пятая часть добычи. Всаднику полагалось три доли: лошади – две доли, а всаднику – одна; пешему воину – одна доля. Во время осады Бану Курайза было тридцать шесть всадников. Это была первая добыча, разделенная на доли и выделенная из нее пятая часть. На основании этого обычая продолжался раздел добычи и в дальнейшем во время походов. Потом Пророк послал Саада ибн Зайда аль-Ансари из Бану Абд аль-Ашхаль с пленниками из Бану Курайза в Неджд и обменял их там на коней и оружие. Пророк выбрал для себя из пленниц Райхану бинт Амр – одну из женщин Бану Амр ибн Курайза. Она находилась у Посланника Аллаха до его кончины, была его собственностью» (Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада).

http://pravoslavie.ru/6764.html

23 См.: Платонов. Лекции. С. 459 и след.; Ключевский. Курс. Гл. 3. 24 Шмурло. С. 291, ср. с. 296; Платонов. Лекции. С. 506—512. 25 Платонов. Лекции. С. 634; Шмурло. С. 360; Владимирский-Буданов. Обзор. С. 222 и след.; Семевский В. Крестьяне в царствование Екатерины II. 1. СПб., 1885; он же. Крестьянский вопрос; Engelmann J.; Ключевский, в: Русс. м. 1885. 8—10. 26 ПСЗ. 5. 2789; 10. 8836; 15. 11444; 22. 16187; Романович-Славатинский В. Е. Дворянство в России; Корф С. А. Дворянство и его сословное управление за столетие, 1762—1855 гг. СПб., 1906; Платонов. Лекции. С. 504 и след., 632 и след.; Шмурло. С. 360 и след.; Пушкарев. Россия в XIX веке. С. 50 и след. В 1859 г. число помещичьих крестьян составляло 10 960 000 ревизских душ; казенных крестьян по ревизии 1835 г. насчитывалось 8,5 млн душ мужского пола (там же. С. 62, 73). Относительно освобождения крестьян 19 февраля 1861 г. см.: 2 ПСЗ. 36. 35657. 27 Этот вопрос подробно рассматривается во 2 томе. 28 Еще до официального принятия царского титула в 1547 г. московские великие князья нередко именовались «царями»: АИ. 1. 112 (1501 г.), 294 (1534 г.); ПСРЛ. 6. С. 225—230; 8. С. 207—213; 12. С. 203 (1480 г., «Послание на Угру» Вассиана Рыло); 25. С. 259 (1437 г.), 312 (1477 г.). 29 Платонов. Лекции. С. 156, 189, 190; ср.: Ключевский. Курс. 2. Гл. 25—26; Любавский. Древняя русская история до конца XVI в. 3-е изд. М., 1918. С. 210—220, 221—233; Ключевский. Боярская дума. Гл. 12 (в изд. 1909 г. — с. 244 и след.). 30 Подробно об этом см.: Вальденберг; ср.: Smolitsch. Гл. 5 (библиография), а также: Milasch. S. 600—710. 31 О Кормчей книге см.: Павлов А. Первоначальный славянорусский Номоканон. Каз., 1869. С. 76; В. Бенешевич. Древнеславянская Кормчая XIV титулов. СПб., 1905. С. 795; Herman. De fontibus. P. 23 и след. О византийском государственном законодательстве в отношении Церкви см.: Milasch. S. 52, 125, 192 и след., 690 и след.; Ostrogorskij G. Geschichte des byzantinischen Reiches. Munchen, 1940. S 17, 47 и др.; Pfandmuller G. Die kirchliche Gesetzgebung Justinians. 1902; Alivisatos H. Die kirchliche Gesetzgebung des Kaisers Justinian. Berlin, 1913.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

Иез.17:4 .  сорвал верхний из молодых по­бегов его и при­нес его в землю Ханаанскую, в городе торговцев по­ложил его; «Верхний из молодых побегов» – слав. «верх мягкости». Разумеется Иехония, который для сопленников Иезекииля являлся последним царем их родного царства. – «В землю Ханаанскую». Так названа Вавилония за ее торговлю, в которой она заняла место Финикии (едва ли за нечестие; см. объясн. Иез.16.29 ). – «В городе торговцев», слав.: «во граде огражденном» – Вавилоне. «Уже это имя показывает, что торговля тогда только что перешла к другим (от Финикии к Вавилону) и там оставалась долго. Во время Исаии евреи большею частью – земледельцы на собственной земле ( Ис 36.16 ) и здесь еще торговля представляется как нечто чуждое Израилю, а по мнению Иезекииля и должна оставаться такою» (Берт.). Иез.17:5 .  и взял от семе­ни этой земли, и по­садил на земле семе­ни, по­местил у больших вод, как сажают иву. «И взял от семени этой земли». Разумеется Седекия (ст. 13). Выражение пророка звучит, по сравнению с предыдущим сравнением, некоторым пренебрежением. Действительно Седекия, младший сын Иосии, был ставленником Навуходоносора, который дал ему и имя Седекии. Но вместе с тем, выражение пророка содержат указание и на то, что Седекия был туземным царем, а не иностранным сатрапом Вавилона. – «Земля семени» – земля, приспособленная для посадки и сеяния. – «У больших вод». На Востоке растительность возможна только при обильном орошении (ср. Иез.31.4 ; Пс 1.3 ). И после подчинения Навуходоносору у Иудеи были все данные для процветания, даже редкие, благодаря великодушно и особенной заботливости о ней завоевателя, на что указывает и сравнение: «как сажают иву», дерево, любящее влагу. Иез.17:6 .  И оно выросло, и сделалось виноградною лозою, широкою, низкою ростом, которой ветви кло­нились к ней, и корни ее были под нею же, и стало виноградною лозою, и дало отрасли, и пустило ветви. «Виноградном лозою», которая, хотя дерево благородное, но не столь царственное как кедр (Иехония и Седекия). «Широкою, низкою ростом». Пророк имеет в виду так называемый лежачий виноград, и теперь частый в Сирии. Смысл аллегории в ст. 14. – «Которой ветви клонились к ней (слав.: «еже являтися лзию его на нем» – дополнение к «мал величеством») и корни ее были под нею же». Евр. текст может имел и такой смысл, подтверждаемый и ст. 7: «которой ветви и корни склонились бы к нему», т. е. к орлу, – указание на вассальность царства Седекии. «Этот отдел обнаруживает в Иезекииле замечательно ясное проникновение в глубочайшие намерения Навуходоносора, который желал добра Седекии и только требовал от него признания верховного владычества Вавилона» (Кречм.). – «И дало отрасли и пустило ветви». Указание на нормальное развитие царства Иудейского при Седекии, несмотря на вассальные отношения к Вавилону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Истаяла меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои» ( Пс.118:139 ). Преданных беззаконию пророк оплакивает, а законо­дателя видя оскорбляемым, справедливо негодует. Такая ревность прославила Финееса; она сделала славным великого Илию; ею пламе­нея, добропобедный Стефан обличил неверие иудеев. Этот стих выражает ту же мысль, что и один из предшествующих: что там говорил он: «Источники вод... извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» ( Пс.118:136 ), то и здесь разумеет: »истаяла мен я... ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои«. Таков был, как я сказал, Финеес, поразивший блудника: »и ( это ) вменилось ему в праведность» ( Пс.105:31 ). Таков был божественный Павел, в самом себе носивший всего Христа, почему и говорил он: «кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор. 11:29 )? И блаженный Лука говорит о нем, что в Афинах возму­щался «при виде этого города, полного идолов» ( Деян.17:16 ) «Слово Твое весьма пламенно, и раб Твой возлюбил его» ( Пс.118:140 ). 2. Испытано, говорит, и чисто слово Твое и чуждо всякого по­рока, и я питаю к нему горячую любовь. А в другом псалме он говорит: «слова Господни – слова чистые, серебро рас плавленное, испытанное в земле, семикратно очищенное« ( Пс.11:7 ). Итак, среди судов Божиих нет ничего недостойного, сомнительного или нечистого, но все чуждо всякого порока. Итак, с чистотою их, братие, будем сообразовать свою жизнь. »Молод я и уничижен, (но) оправданий Твоих не забыл» ( Пс.118:141 ). Мал был Давид и самый меньший из сыновей отца своего; но за любовь, которую он питал к Богу, он был избран и получил царское достоинство и пророческую благодать. Конечно, ведь, умеет Бог вознаграждать любящих Его и в нынешнем веке; а еще более в будущем. И вот, когда Бог повелел великому Самуилу поставить в цари одного из сыновей Иессея, то других сыновей, украшенных и силой, и ростом, и телесной красотой, про­рок всех признал недостойными, но спрашивал Иессея: нет ли еще детей у него? Когда же тот отвечал, что есть еще отрок, ко­торый пасет овец и совершенно непригоден для царства, тогда про­рок приказал привести его, и как только пришел, тотчас пома­зал его. Об этом-то избрании вспомнил здесь пророк и говорит: меня – юного и, по мнению моих близких, слабого – Ты удостоил такой благодати, и сделал пророком и вместе царем. Ради этого я со всем усердием стремлюсь соблюдать Твои оправдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Молитвы, встречающиеся в различных христианских апокрифах, привлекают в наше время внимание исследователей, поскольку там можно обнаружить первые приметы христианского поэтического творчества 24 . В Актах мучеников встречается много примеров кратких личных молитв 25 . Специальные сведения о культе и народном почитании мы находим у апологетов. Иустин Философ († ок. 165) описывает воскресные собрания, почитание ангелов, «разумный» (λογικ θυσα) характер христианской жертвы 26 . Для Феофила Антиохийского человек в сущностном смысле пребывает в диалоге с Богом, поскольку с момента своего сотворения его все время окликает Логос Отца 27 . Опровергая лжегностические учения своих противников, Ириней Лионский († после 193) излагает учение об «истинном гносисе», который есть дар Святого Духа и познается в молитве 28 . Основным свидетелем «апостольской традиции» евхаристической молитвы является Ипполит Римский († ок. 235). Все его богословие пронизано почитанием Христа. Поклонение есть основная и самая существенная обязанность всего обновленного творения 29 . Александрийские Отцы В трудах александрийских Отцов молитва занимает основное место в духовной жизни; египетские же монахи изучали на практике, как достичь в ней совершенства. Климент Александрийский († до 215) вводит в христианский словарь слово theoría и отождествляет созерцание с христианским совершенством 30 . Этот аспект впоследствии был значительно углублен Оригеном († ок. 254), которого можно считать одним из первых мистических авторов 31 . Его трактат О молитве 32 является первым произведением этого жанра, где он смело рассматривает умозрительные и практические проблемы, связанные с тем, что христианин обращен к Богу и беседует с Ним 33 . Позднее, под влиянием Оригена Мефодий Олимпийский (III-IV вв.) излагает в Пире определенный метод молитвы, который должен помогать укрощать свое воображение тем, кто не ведет целомудренного образа жизни 34 . Ориген проложил путь для мистического толкования Священного Писания , и эта традиция была продолжена в Александрии. Дидим Слепец († около 398) считал своим личным долгом обучать христиан духовному прочтению Писания, чтобы таким образом они могли войти в школу Духа Истины 35 . Эту же тенденцию можно обнаружить и в 17 книгах трактата О поклонении и почитании Божества в духе и истине 36 Кирилла Александрийского († 444), являющегося примером аллегорически-типологического прочтения Библии 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010