Вспомним однако, что сказал Господь Иисус Христос апостолу Фоме, удостоившемуся осязать раны на Его воскресшем теле: «ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин. 20,29 ). Значит, уверовать можно и не видя! И хотя видение чудесного явления поражает, конечно, увидевшего и может убедить его в действительности того, что он прежде считал невероятным, однако такое вйдение, телесными очами по своему нравственному достоинству уступает видению очами веры. Впрочем, апостол Фома хотя и говорил пред тем, что не поверит в воскресение Господа, пока не увидит на руках Его ран от гвоздей и не вложит перста своего в эти раны, но сердце его уже жаждало веры, и потому эта вера при явлении ему Спасителя вспыхнула ярким огнем и вылилась в пламенное исповедание: «Господь мой и Бог мой!» (ст. 28). Совсем иное может произойти тогда, когда чудо совершится на глазах людей, чьи сердца разъедены сомнениями, чей ум полон предубеждений и недоверия. Такими были евангельские книжники и фарисеи, о которых, повторяя оказанное Духом Святым чрез пророка Исаию, св. апостол Павел говорил: »огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их« ( Деян. 28:27 ). Такого рода люди, как уверяет нас притча о богатом и Лазаре, »если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16:31 ). Господь не творил чудес для того, чтобы приводить в изумление скептиков и маловеров. Однажды в Назарете Спаситель произнес проповедь о цели пришествия Мессии и возвестил, что время этого пришествия уже наступило. Но одни из слушателей соблазнились тем, что Он – сын плотника и родственник хорошо известных им бедных назаретских поселян – прилагает слова пророка Исаии к Своей деятельности; другие же дали понять, что ждут от Него чуда как доказательства Его мессианского достоинства. И вот, евангелисты сообщают нам, что Господь «не мог совершить там никакого чуда... по неверию их; только, на многих больных возложив руки, исцелил их» ( Мк. 6:5 ; Мф. 13:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Земные власти могут класть оковы на руки и ноги; у них есть темница, заточение: но все это связует ли душу? Нет. Гордость не ставит выше себя ничего человеческого. Другое дело — власть не земная, а небесная. Злодеи, которых не могли исправлять никакие казни, пред смиренным служителем Божиим приходили в глубокое сокрушение, и раз навсегда отказывались от прежней жизни. Хищник возвращал чужое, непримиримый враг мирился с врагом, тяжущиеся прекращали тяжбу, ссорившиеся супруги забывали ссору, по внушениям служителя Божия, — потому что он не слуга человеков, а слуга и посланник Божий. О, мудрость земная! как слепа она, отвергая помощь неба, столько полезную даже для земли! «Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви» (Псал. 31:5), так говорит кающийся Давид. Что это значит? Означает ли только сердечное сознание в беззаконии своем? Но об этом он уже сказал, когда сказал пред тем: беззаконие мое познах и греха моего непокрых. Если говорит Давид: исповем на мя беззаконие: то, и по значению слов, он говорит не о сознании греха в своей совести, а о поведании, обнаружении беззакония пред другим. Поверим слова песни Давидовой историею Давида, и найдем то же. Пророк Нафан обличал Давида в грехе с Вирсавиею, и Давид не ограничился тем, чтобы сознать грех в душе своей; он исповедал беззаконие пред Нафаном, сказал в слух его: «согреших ко Господу» (2 Цар. 12:13). Заповедь Божию о исповеди видим еще в законе Моисеевом; там Бог повелел возвестить Израилю: «Муж или жена, иже аще сотворит от всех грехов человеческих, и презирая презрит Господа, и преступит душа она: да исповест грех, егоже сотвори, и да отдаст преступление истое» (Числ. 5:6—7). Известны различные жертвы за грехи; принося их, исповедывали над ними грехи свои в присутствии жреца, который молился, дабы, для веры в будущую всемирную жертву, не взыскано было за согрешения (Лев. 4:1—26). Предтеча Иоанн крестил во Иордане только тех, которые, приходя к нему, исповедали грехи свои. Он давал при том особенные наставления мытарям, особенные воину, и особенные людям простым (Лук. 3:10—15; Матф. 3:6); а эта частность наставлений, конечно, сообразна была с тем, что неодинаковые открываемы были грехи, или неодинаковое положение душ открывалось исповедию. Что исповедь пред Иоанном не была делом произвола человеческого, о том ясно сказано. Фарисеи не хотели исповедывать Иоанну грехов своих и креститься от него, — и слово Божие говорит о фарисеях: «совет Божий отвергоша о себе, не крещшеся от него» (Лук. 7:29—30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2984...

Итак, брат Иоанн, из этих свидетельств святого и божественного отца Ефрема Сирина, заслуживающих всяческого доверия, мы можем узнать во всех подробностях, каковы отличительные черты имеющего истинное смирение. И блажен тот, кого Бог удостоит в жизни сей этого блаженного духовного состояния, потому что таковой уже теперь перешел от смерти к жизни. Ср.: Там же. Слово 53. С. 369. Ср.: Св. Ефрем Сирин. Слово 125. О смиренномудрии//Св. Ефрем Сирин. Творения: В 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 397. Рейтинг: 9.6 Голосов: 198 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Наталья Тимофеева 9 июня 2023, 09:31 Как можно быть смиренным, видя противное Богу, если ты - воин Христов? Наталья 29 ноября 2019, 17:57 Спасибо за пользу моей душе валерий 1 декабря 2017, 10:30 Спасибо за статью. Тяжело осознавать себя порочным человеком. Гордыня очень сильна. Вся жизнь проходит, только для удовлетворения потребности этой гордыни. Как научится жить легче, со смирением в сердце и для Бога? Галина Бучковская 22 августа 2017, 13:49 Если все будут смиряться, то кто тогда будет обличать зло в этом мире, а когда обличаешь, то как-бы уже теряешь смирение, теряешь душевный мир парадокс, как его разрешить? Олег 28 февраля 2014, 10:03 Смирение от Бога,вообще- все от Бога,нашего ничего нет.А дабы не впасть в гордыню, что уже чуть чуть смиренней стал, надо вменять себя ни во что, причем до последнего издыхания искренне считать себя ничтожеством.Без Бога, мы ничто и есть! Ал 16 февраля 2014, 00:16 Самое сттрашное что каешься, хочешь не совершать, а все как то поповорачиывается так что снова нарушаешь и появлются мысли как так можно, зачем лгать что не повторишь, если уже видел что срываешься... Георгий 14 марта 2013, 16:09 Продолжение... Однажды я прочитал слова одного батюшки: поиск Христа. Эти два слова точно выражают стремление человека соединиться с Богом, потому что однажды вкусивши благодать, человек без нее уже не может жить, потому что чувствует, что без этой благодати он мертвый. В этом поиске Христа человек буквально цепляется каждой мыслью и каждым чувством за Христа, только бы угодить ему, только бы умолить его прийти и утешить страдальца благодатью Своей Любви. Человек в этот момент рассматривает и оценивает внутреннее состояние своей души и старается отсеять то, что может быть противно дорогому Гостю, которого жаждет его душа.

http://pravoslavie.ru/45488.html

Коптские источники преувеличивают роль связи М. В. с прп. Антонием Великим , так что даже смешивают М. В. с Макарием Писпирским - учеником, присутствовавшим при кончине прп. Антония и похоронившим его. Однако отрицать контакты обоих святых невозможно. Апофтегмы упоминают о 2 посещениях М. В. прп. Антония (в 330-340). Возможно, по совету прп. Антония М. В. принял священство в возрасте 40 лет. Спустя 12 лет после прибытия М. В. в Скит около него собралось достаточное количество последователей. К 356 г. поселение еще больше увеличилось. Согласно прп. Иоанну Кассиану, посетившему Скит уже после кончины М. В., там было 4 общины, причем каждая имела своего священника и свою церковь (Ibid. 10. 2). Несмотря на строгость ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23), М. В. был снисходителен к братии (3-я и 21-я греч. апофтегмы М. В.), даже по отношению к язычникам (39-я греч. апофтегма). Братия считала его «богом земным» (32-я греч. апофтегма, в рус. пер. 31-я) за то, что он «прикрывал согрешения, которые он, и видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал». Уже с 30-летнего возраста его называли благодаря дару «различения» (δικρισις ) «младостарцем» (παιδαριογρων) ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 17. 2). Евагрий Понтийский во время пребывания в Келлиях, примерно в 40 км от Скита, приходил советоваться с М. В. и называл его «наш учитель» ( Evagr. Pract. 29, 93). Сразу же после кончины М. В. стали распространяться легенды о его чудесах, исцелениях (вплоть до воскрешений), что привело к путанице житий М. В. и прп. Макария Александрийского (см.: Читти. 2007. С. 36). Аналогичным образом возникла путаница и в авторстве приписанных обоим святым сочинений ( Дунаев. 2015. С. 40-41). До сих пор в Скиту (92 км северо-западнее Каира) сохранился копт. правосл. мон-рь М. В., переживающий с 1969 г. новый период расцвета. Мощи подвижника покоятся в этой обители в посвященном ему храме. Частицы мощей М. В. хранятся также в др. мон-рях Греции и в Иерусалиме (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 208-209).

http://pravenc.ru/text/Макария ...

Место в Деяниях Событие География Робинсон (1976) Джуитт (1979) Послания (1999) Макрей (2003) Кинер (2013–16) Рождение 2 пол. 10-х гг. Обращение на пути в Дамаск Дамаск Авг-окт.34 Между 31 и 34 Дамаск, Аравия (33–35) Иерусалим Кон.37 Тарс, Сирия, Киликия (35–46) Между 34/35 и 40? Павел в Антиохии Антиохия Ок. 40–47? Второе посещение Иерусалима, во время голода Иерусалим Первое миссионерское путешествие Пергия, Атталия, Антиохия Писидийская, Икония, Листра, Дервия Весна 45-весна 49 Кон.47-сер.48 Апостольский Собор в Иерусалиме Иерусалим Авг-окт.51 Нач.49 Второе миссионерское путешествие Троада, Филиппы, Фессалоники, Верия, Афины, Коринф, Эфес Кон.49 или нач.50-осень 52 Лето 49-лето 51 Третье миссионерское путешествие Эфес, Троада, Македония, Милет, Тир, Кесария Весна 53-весна 58 Авг.51-май 54 Пребывание в Иерусалиме Иерусалим Пребывание в Кесарии Кесария Лето 57-лето 59 Лето 57-лето 59 Лето 54-июнь 56 Путешествие в Рим Сидон, Миры, Крит, Мальта, Сиракузы, Регия, Путеолы Осень 59-зима 60 Осень 59-зима 60 Осень 60-весна 61 Осень 56-зима 57 Первое заключение в Риме Весна 61-весна 63 Май 57-фев.59 Более поздние путешествия, второе заключение в Риме Смерть Зима 67–68 64–67? 23 Cp.: Keener C.S, Acts. Vol. 2. P.1449 (автор, однако. отмечает. что эта датировка – не более чем догадка). 25 Benedktus PP. XVI. Specialis Annus Sacer ad recolendum bis mitlesimum annum a natali die Sancti Pauli Apostoli. P.670. 26 Датой рождения Иисуса Христа принято считать 5–6 годы до Р.Х. О том, каким образом Иисус мог родиться за несколько лет до «Рождества Христова». см. в: Иларион (Алфеев) , митрополит. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1: Начало Евангелия. С.257–262, гл.5, 2. О возрасте апостолов см.: Там же. С.537, гл.12, 5. 27 См., в частности: Hengel M. Zur urchristlichen Geschichtsschreibung. S.72 (32–34гг.); Jewett R. A Chronology of Paul’s Life. P.30; Hubaut M.A. Paul de Tarse. P.29–57; Baslez M.F. Saint Paul. P.401–405. 34 Jewett R.A. Chronology of Paul " s Life (схема помещена в конце книги и не имеет пагинации). Выстраивая хронологию жизни Павла, Джуитт отдает предпочтение Павловым посланиям как первичному источнику перед книгой Деяний как вторичным источником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Однако Смарагд не брался за то, чего нельзя было уследить самолично и потому не принимал себе монастыря для заглазного настоятельства, хотя побуждался к этому материальными нуждами 20 . Смарагд исправил ветхости архиерейского дома, устроив при нем (при помощи подначальных причетников и яко бы провинившихся семинаристов) отличный сад с шоссированными дорожками 21 , и расширил помещение Консистории с архивом и епархиальным попечительством о бедных духовного звания 22 , при чем в представлении Св. Синоду трогательно отмечал, как архиейская братия и свита живут в подвале, где ютятся и певчие «в чрезмерном стеснении», «служители же летом кое-где скитаются по двору, а зимою обогреваются в братской и певческой кухнях» 23 . Архиеп. Смарагд все это благоустроил 24 и хор свой поставил столь высоко 25 , что им любовались и в Петербурге, когда он был там членом Св. Синода 26 , успев скопить для певчих довольно значительный капитал 27 . В Павловском соборе, выстроенном до крайности плохо 28 , произошли такие сильные повреждения, что с 1851 г. нельзя было служить. Смарагд с ревностью, неприятной для многих и частью граничившею чуть не с исповедничеством 29 возбудил успешные ходатайства, расположить к материальным жертвам местное дворянство для довершения Павловского собора и понес по этому делу много других хлопот, трудов и тяжких огорчений 30 , но позаботился также об устройстве дома для соборян 31 . Наряду с этим он сам принимал еще меры к созданию при архиерейском доме нового великолепного (Троицкого) соборного храма 32 , в котором думал «лечь для пробуждения уже в вечности» 33 . Между тем 26 мая 1848 г. Орел постиг страшный пожар, опустошивший его на три версты в длину и на три в ширину, тогда было истреблено 1.237 казенных и частных домов и причинено убытков на 3.425.000 руб. сер., так что города почти не существовало 34 . В это время погорало и четыре церкви: Крестовоздвиженская, Покровская, Преображенская и Сретенская. Не прибегая к пособию казны, преосвяш. Смарагд, имевший благотворителей среди Орловского купечества 35 , опять начал энергически собирать отовсюду, в частности и у богатых астраханцев, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Подношения и «почестный корм» возили не только в Москву, но и на Белоозеро, Сяму, Маслену наместнику, городовым приказчикам доводчикам, тиуну, дворскому, Вологодскому владыке и др. 15—30, 33, 34, 37, 61). Размеры и порядок уплаты «корма» значительно изменились со времен их утверждения в Белозерской уставной грамоте 1488 Памятями регламентировалась выдача продуктов старцам и работникам, плотникам и «христианам», когда они посылались на монастырские Островский, Шатрец и Звозский, а также для ловли рыбы в небольших озерках, принадлежавших монастырю, и на Белом озере, где монастырским старцам было пожаловано право на беспошлинную 31, 32, 52—55, 57, 58, 62, 64, 72, 73, 77, 89). Выловленной рыбы для монастырского потребления не хватало, и старцы вынуждены были покупать рыбу на Белом озере, в селах Карголоме, Вашках, Кивуе и в других местах. В памятях устанавливались объемы необходимой на год 7—9, 11,12). Памяти фиксировали необходимые годовые объемы соли, меда и масла, а также продукты, выдаваемые старцам и слугам, которые осуществляли покупку «потребного в казну» или выезжали на соляные 10, 13, 14, 35, 36, 60, 63, 66, 67, 69, 75, 76, 79, 84—86). Более 10 памятей определяли норму потребления при выполнении сельскохозяйственных работ 38—41, 43—46, 48—51, 70, 71, 82, 87). В состав публикации также входят: «Обиход служебникам» 80);«Устав по праздником. На которые празники дворовым людем не делати» 42); соборный приговор о взыскании денежного штрафа со слуг, «что ездят на монастырских лошадех небрежно» 68); соборный приговор «о Сорокоусте» 88); соборный приговор о выдаче солода слугам и работникам «детям монастырским» на квас вместо пива 65); памяти о сборе сыров на Петров день с околомонастырских крестьян 83), о праздничных кормах работникам и «христолюбцам» 47, 56, 74, 90), о размере оброка за ловлю рыбы на монастырь в Уломском озере 78). В настоящее время выявлено 11 списков памятей келарей (келарских памятей «о поминках и запасах») Кирилло-Белозерского монастыря: 1566, л. 2—20; там же, л. 29—42; Соф. 1477, л. 70—85; Кир.-Бел. 68/1307, л. 46–67; Соф. 1150, л. 115—137; Кир.-Бел. 84/1322 ,л. 71—98 об.; Соф. 1166, л. 1—39; Соф. 1167, л. 118—144; Кир.-Бел. 93/1331, л. 77—92; Государственный архив Тверской области (ГА ТО), ф. 1407, оп. 1, д. 81, л. 130—144, РГАДА, ф. 196, оп. 3, д. 843.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

При этом епитимия как «очистительное наказание» 26  с ранних христианских времен считалась необходимой для того, «чтобы чрез добровольное злострадание  здесь, грешнику освободиться от тяжкого невольного наказания  там ,  в другой жизни;  чтобы истребить в грешнике страстные вожделения плоти» 27 . Епитимия также имела для всякого христианина значение и особого напоминания, «знака грехопадений», который «непрестанно напоминает грешнику помилованному, что он был не то, чем должен быть, что он принадлежал к числу людей погибших, и избег осуждения единственно по милосердию Господа» 28 . В то же время епитимия воспринималась как средство, необходимое для «преуспеяния в духовной жизни» 29 , способное бывшего грешника «приучить к трудам и терпению» 30 . Потому епитимия — это еще и свидетельство о том, «совершенно ли кающийся возненавидел грех» 31 , свидетельство «благодарности» Богу и готовности грешника доказать Богу делом, «что он точно решился исправить свою жизнь и посвятить все остальные дни свои на заглаживание прежних грехопадений» 32 . Необходимость епитимии Архиепископ Платон (Фивейский) , говоря о необходимости назначения епитимьи, приводит слова святителя Петра, митрополита Московского , который в своем поучении иереям пишет: «Без епитимии детей своих не держите, но подайте заповедь противу греху комуждо по своей силе…» 33 . Святитель Феофан Затворник в письме к одному монастырскому духовнику также подчеркивает обязательность и важность епитимии: «Что всех допускаете к Св. Тайнам, мне думается, не худо. Но требуйте твердой решимости — воздерживаться прочее от грехов. Эта решимость есть настоящая сокровищница для Святых и Божественных Таин. — И епитимию налагайте и строго требуйте исполнения. Которые вновь грешат, журите — без гнева, а с сожалением, — и воодушевив, разрешайте, с увеличением епитимии небольшим» 34 . Священник Александр Ельчанинов в своих записях, предлагая советы молодым священникам, отмечал: «Давать епитимии всем. Епитимия — это памятка, урок, упражнение; она приучает к духовному подвигу, рождает вкус к нему» 35 .

http://azbyka.ru/epitimya-v-pastyrskoj-p...

Рейтинг: 9.9 Голосов: 3265 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 21 декабря 2019, 15:30 Святитель Николай, моли Бога о тяжелоболящей Галине, сыне ее болящем Викторе, болящей Наталии и Лидии! Наталья 26 мая 2019, 05:13 Христос Воскресе! Спасибо большое, Александр! Спасибо большое порталу Православие.Ру за публикацию свидетельств о том, что Господь посреди нас! Есть и будет! Я сама врач и практически такая же история произошла на моих собственных глазах с родинкой на моей собственной щеке. Только масло было не от святителя Николая, а взятое после Соборования в нашем храме. Когда я видела, как после смазывания освященным маслом ссыхается на моих глазах и уменьшается в размерах большая и до этого быстро растущая родинка, я не могла в это поверить... Назначенное хирургическое удаление родинки не понадобилось! Воистину Воскресе Господь! Тамара 26 мая 2019, 01:31 Святителе Николае,моли Бога о мне грешной.. Ольга 23 мая 2019, 12:33 Святитель Отче Николае, моли Бога о нас! Спаси нас молитвами своими! Устрой о нас добрую вещь! р. Б. Любовь 22 мая 2019, 22:06 Хв! Св. Николай нам помогай в вере надежде любви, иэбавлении от страстей . Стяжаты образ кротости и воздержания.... Светлана Тен 22 мая 2019, 20:48 Слава Тебе, Господи что являешь нам святых Угодников и укрепляешь наше маловерие делами их! Святителю отче Николае, моли Бога о нас недостойных и грешных. Не оставь нас бессильных без помощи! Валентина 22 мая 2019, 14:24 Читала до слёз! Святитель Николай благодарю за всё! Аминь! Юлия 22 мая 2019, 11:10 Святитель отче Николай Чудотворец, моли Бога о нас грешных! Марина 22 мая 2019, 10:32 Святителю отче Николае, моли бога о нас, теплый угодниче и всегдашний заступниче наш перед Богом! Ольга 22 мая 2019, 08:29 Замечательная история! В моей жизни было много случаев чудесной помощи святителя. Но вот один особенно яркий. Я была совсем молоденькой, вечером на улице заняла денег своей подруге по пути домой с работы и видимо уронила кошелек, не заметив, мимо сумки, я так предполагаю. На утро естественно кошелька в сумке не оказалось, а в нем были остатки денег до зп. Я так расстроилась, а моя бабушка - человек верующий, говорит: " не плачь, я помолюсь ст.Николаю, найдется " . Я отмахнулась рукой и ушла на работу. Прошло несколько дней, и я стала убирать квартиру. Я всегда оставляю около кровати носки перед сном. И тут поднимаю эти носки, а там ЛЕЖИТ МОЙ КОШЕЛЕК!!! Это был шок!!! Для меня - это ЧУДО!

http://pravoslavie.ru/121288.html

Суд.6:23 .  Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. Суд.6:24 .  И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: [Иегова Шалом] 2 . Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой.. Для освобождения народа израильского от ига мадианитян был избран Богом Гедеон, сын Иоаса, проживавший в Офре, в колене Манассиином (вероятно, современная Фарата, к юго-западу от Наплуса). Избрание Гедеона совершилось чрез явление ему Ангела Господня, который призвал его к освобождению народа и в честь которого Гедеон построил на месте явления его жертвенник «Иегова-Шалом» (т.е. «Господь мира»). Этот жертвенник существовал еще во время писателя книги Судей. Суд.6:25 .  В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем, Суд.6:26 .  и поставь жертвенник Господу Богу твоему, [явившемуся тебе] на вершине скалы сей, в порядке, и возьми второго тельца и принеси во всесожжение на дровах дерева, которое срубишь. Суд.6:27 .  Гедеон взял десять человек из рабов своих и сделал, как говорил ему Господь; но как сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города, то сделал ночью. Суд.6:28 .  Поутру встали жители города, и вот, жертвенник Ваалов разрушен, и дерево при нем срублено, и второй телец вознесен во всесожжение на новоустроенном жертвеннике. Суд.6:29 .  И говорили друг другу: кто это сделал? Искали, расспрашивали и сказали: Гедеон, сын Иоасов, сделал это. Суд.6:30 .  И сказали жители города Иоасу: выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, которое было при нем. Суд.6:31 .  Иоас сказал всем приступившим к нему: вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог , то пусть сам вступится за себя, потому что он разрушил его жертвенник. Суд.6:32 .  И стал звать его с того дня Иероваалом, потому что сказал: пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010