В апр. 1943 г. З. возведен митр. Сергием (Воскресенским) в сан протопресвитера с предоставлением права совершать литургию по архиерейскому чину. Награжден правом ношения за богослужением митры. В февр. 1944 г. эвакуирован немцами из Пскова в Ригу, затем в Шяуляй (Литва), в марте назначен начальником Внутренней православной миссии. Служил в шяуляйском Петропавловском храме. 18 авг. 1944 г., после освобождения Шяуляя советскими войсками, арестован. Находился в заключении в тюрьмах Вильнюса, Москвы, Ленинграда (с сент. 1944). Проходил по следствию вместе с др. участниками Псковской миссии. 15 янв. 1945 г. Военным трибуналом НКВД Ленинградского округа приговорен к 20 годам ИТЛ. С авг. 1945 г. находился в Карагандинском ИТЛ (Карлаг) в с. Долинское (Долинка). В лагере поддерживал переписку с духовными детьми, оставшимися в Пскове, наставлял их в письмах. Скончался в заключении. Похоронен на «Мамочкином» кладбище с. Долинского в безвестной могиле. Соч.: Церковь Бога Живаго: Столп и утверждение истины: (Собеседование с баптистами)//СПбЕВ. 2002. Вып. 26/27. С. 119-121; Христос - лоза, мы - ветви. Духа не угашайте. Веротерпимость//Там же. С. 119-121. Арх.: ГИА Латвии. Ф. 4754. Оп. 2. Д. 187; Архив УФСБ Псковской обл. Д. 1118-44; А-10676; А-21232; ЦГА С.-Петербурга. Ф. 9384. Оп. 1. Д. 7. Лит.: Сахаров С. П. Правосл. церкви в Латгалии. Рига, 1939. С. 26-29, 34-38; Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии: Мат-лы к истории Рус. Студенческого Христ. Движения. [П.], 1993. С. 300; В огне войны: РПЦ в 1941-1945 гг. (по мат-лам Ленинградской епархии)/Сост.: М. В. Шкаровский//Русское прошлое. СПб., 1994. Кн. 5. С. 285, 313; Полчанинова Р. В. Псковская Православная Миссия//Правосл. Русь. Джорд., 1998. 12. С. 14-15; Синодик С.-Петербургской епархии. С. 51; Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные: Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955): Мартиролог правосл. священнослужителей Латвии, репрессированных в 1940-1952 гг. М., 1999. С. 31-32, 132-135, 218; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 381-387, 396-397, 513; он же. Политика Третьего Рейха по отношению к РПЦ в свете архивных мат-лов, 1935-1945: Сб. док-тов. М., 2003. С. 240-246; Обозный К. П. Народное образование, Псковская миссия и церк. школа в условиях немецкой оккупации северо-запада России//ВЦИ. 2006. 4. С. 176-206.

http://pravenc.ru/text/182489.html

" И нам не возлагать на вас никакого бремени " (ст. 28). Опять закон называют бременем. Потом делают оговорку касательно следующего: " более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите " (ст. 29). Новый (закон) этого не пред­писывал: Христос нигде не говорит об этом; но они заим­ствуют это из закона. " И удавленины " , говорит. Здесь запре­щается убийство. " Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении " (ст. 30, 31). Потом, чтобы показать, что  и те уте­шали их, (писатель) присовокупил: " Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их. Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам " (ст. 32, 33). 2. Прекратились несогласия и распри, – потому, утвердив их, они и отошли с миром. С Павлом у них были состя­зания, но Павел и после того учит. Так, в Церкви не было никакой надменности, но великое благочиние. И смотри: после Петра говорит Павел, и никто не останавливает его; Иаков ожидает и не выступает вперед, хотя ему предоставлено было первенство. Ничего не говорит здесь Иоанн, ничего и прочие апостолы, и хотя молчат, но не огорчаются: так душа их была чужда тщеславия! Но обратимся к вышесказанному. " После же того, как они умолкли " , говорит (писатель), " начал речь Иаков и сказал: Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел " . Сначала говорил Петр силь­нее, а потом этот кротче. Так всегда нужно поступать тому, кто имеет большую власть, укоризны предоставлять другим, а самому говорить с большею кротостью. Хорошо он сказал: " Симон изъяснил " , как бы и тот выражал мнение других. Смотри, насколько древним он представляет это дело. " Призрел " , гово­рит, " на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое " . Не просто " призрел " , но " во имя Свое " , т.е. во славу Свою. Не стыдится называть славою имени Его принятие язычников, так как это большая слава.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1688...

Н. сумел предотвратить закрытие 2 храмов несмотря на решение местных властей, благоустроил кафедральный собор. Архиерей отказался выполнять распоряжения уполномоченного Совета по делам религий предоставлять ему в конце каждого года список богослужений на следующий год. Н. вспоминал свой ответ уполномоченному: «Храмы даны нам в аренду,- сказал я,- и мы имеем право служить в них каждый день. Учтите, что у нас есть церкви на кладбищах: как я могу приказать человеку умирать накануне того дня, когда у нас намечена служба? Человек умер, например, вчера, и сегодня нам надо служить заупокойную Литургию, а у нас ее нет в плане... Что ж, придется претензии родственников умершего адресовать вам». 11 июня 1977 г. Н. назначен епископом Калужским и Боровским. 2 сент. того же года возведен в сан архиепископа. 16 июля 1982 г. назначен архиепископом Пермским и Соликамским. 28 марта 1984 г. в связи с постоянными конфликтами с местным уполномоченным Совета по делам религий уволен на покой. Проживал в Ленинграде, преподавал в ЛДА. С 1988 г. получил возможность совершать богослужения в храмах епархии, принимать участие в епископских хиротониях и рукополагать священнослужителей. В последние годы совершал богослужения в храмах Владимирской иконы Божией Матери в С.-Петербурге и вмч. Пантелеимона в Сестрорецке. Награжден орденами св. Сергия Радонежского 2-й (1980) и 1-й (1982) степени. Отпевание Н. 16 апр. 1995 г. в С.-Петербурге во Владимирской ц. провели епископы Истринский Арсений (Епифанов; ныне митрополит) и Тихвинский Симон (Гетя; ныне митрополит) в сослужении духовенства. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Соч.: Пред Смоленской иконой Божией Матери//ЖМП. 1977. 10. С. 27-29; Из моих воспоминаний//Там же. 1990. 6. С. 29-31. Арх.: ЦГА С.-Петербурга. Ф. 9324. Оп. 1. Д. 21. Л. 19; Оп. 2. Д. 79. Л.14, 17, 21; Д. 73. Л. 53, 140, 141; Архив СПбДА. Личное дело архиеп. Никона. Лит.: Наречение и хиротония архим. Никона (Фомичева) во еп. Выборгского//ЖМП. 1962. 10. С. 3-8; Struve N. Die Christen in der UdSSR. Mainz, 1965. S. 178; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 269-270; Сергий (Сосновский), архим., Чуков В., свящ. Высокопреосв. Архиеп. Никон (Фомичев): (Некр.)//ЖМП. 1995. 6/8. С. 56-57; Шкаровский М. В. РПЦ и Советское гос-во в 1943-1964 гг. СПб., 1995. С. 149, 159, 203; Данилушкин М. Б. и др. История РПЦ: От восстановления Патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1. С. 919, 930; Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные. М., 1999. С. 60, 63. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2577565.html

На всё Воля Божья и есть сила и защита от всякого хитреца нарядами богатыми наряжающегося среди слез и крови людских ходит буд-то любуется, поговорит и все на том идите с миром куда-нибудь. Пусть о. Кирилл вразумляет чиновничью братию - подлости их нескончаемые, а они о.Кирилла не слушают даже. Зато сам о. Кирил одет сыт на остановках автобус часами не ждет по холоду не скитается в жару не мается, каким дешевым кормить детей чтоб не заболели как платить за коммунальные счета и обман везде во всем. А люди несут бремя и еще не так сказали да не так одетые пришли, в церкви людей больше всего попрекают и высказывают всякие гадости и обвиняют в том, что человеку даже в голову не приходит. Сейчас так: большинство людей не имея в своей голове знаний дающихся в школе даже придя в церковь остаются такими же, а выходя тут же безразлично относятся к людям. Ведь всё можно купить, если не дашь взятку будет хуже, как правило это существует, дополнительные деньги всегда нужны тем кто дает блага, особенно касающиеся имущества людей, деньги смысл жизни чиновников и решают свои проблемы - как замечено в " непонятной " статье. Да, и ещё кто ездил за границу потусить и полечиться - вот там пусть и остаются. 2016/10/29, 00:19:05 ++Это не просто выражение презрения к святейшему патриарху Кириллу, но и ко всем русским людям и всем греческим жителям Святой Горы, почитающим знаменитого старца.+++ Таковых греческих почитателей не существует. думаю и не греческих тоже. Но греки точно не уважают людей " освящающих " памятники кровавым еретикам и тиранам. Алэксандрос 2016/10/09, 22:44:31 Наконец то дождались имя нового игумена монастыря. Укрепления вам, отче Евлогий, здравия и многая лета! Николай 2016/10/04, 18:27:34 Комментарии к этой статье закрыты в связи с нарушением этики. Комментарии 2016/10/04, 10:40:44 Старец Илий имеет право участвовать в выборах по законам Афона. Он является келлиотом, записан в братство. То, что он не живет на келье постоянно, так многие афонские келлиоты - духовники не живут постоянно, а приезжают время от времени.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=23...

На то, что писателем этой книги был св. Лука, мы находим достаточно ясные указания и в самом её содержании. Писатель её нередко представляется в ней, как спутник и сотрудник святого апостола Павла. Таковы, например, места 16:10–17; 20:5–15; 21:1–17; 27:1; 28:16. Этими объяснятся, почему книга Деяний повествует больше всего, а во второй своей половине почти исключительно, об апостольской деятельности св. апостола Павла. Даже самый тон повествования и стиль книги напоминают нам тон и стиль Евангелия от Луки. Время и место написания книги Деяний Святых Апостолов Повествование книги Деяний заканчивается указанием на то, что святой апостол Павел прожил в Риме два года и невозбранно проповедовал там учение Христово (28:30–31). О мученической смерти апостола, которая последовала в Риме при императоре Нероне 29 июня 67 года, здесь ничего не упоминается. Из предания же церковного известно, что апостол Павел, оправданный на суде кесаря, после двухлетнего пребывания в Риме вновь возвратился в Иерусалим и совершил ещё одно, четвёртое, миссионерское путешествие. Из этого можно заключить, что книга Деяний написана св. Лукой около 63 или 64 года по Р. Х. в городе Риме. В посланиях своих к Колоссянам (4:14) и к Филимону (ст. 24), писанных, как известно, святым Павлом из Рима, он упоминает о Луке как о находящемся с ним в Риме. О том же, что книга Деяний написана в Риме, имеется свидетельство и западного отца Церкви блаженного Иеронима . Только еретики маркиониты, манихеи, евионеи и севериане пытались отрицать подлинность книги Деяний, так как содержание её слишком резко опровергает их лжеучения, почему эта книга и была для них крайне неприятна и неприемлема. Содержание книги Деяний Святых Апостолов Книга Деяний содержит описание событий от Вознесения Господа Иисуса Христа до прибытия св. апостола Павла в Рим и, таким образом, охватывает период времени около 30 лет. В первой половине её – с 1 по 12 главу – повествуется по преимуществу об апостольской деятельности святого апостола Петра среди иудеев в самой Палестине, во второй половине – с 13 по 28 главу – о деятельности святого апостола Павла среди язычников и о распространении им учения Христова уже за пределами Палестины. Таким образом, книга Деяний рисует нам картину, как Церковь Христова, утвердившись среди иудеев в Палестине, согласно с предречениями Самого Господа, при упорном неверии главной массы иудейского народа перешла потом в мир языческий и постепенно распространилась в передней Азии и южной Европе. Содержание книги Деяний по главам следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Ольга 25 января 2012, 19:31 Спаси всех нас, Господи! Книга появилась в интернет-магазине " Русский паломник " Елена 17 января 2012, 12:46 Спаси Господи! Очень радостно узнать, что выходит новая книга о встречах с Паисием Святогорцем. Подскажите, пожалуйста, где и когда можно ее купить или заказать. Татьяна 29 декабря 2011, 12:27 Хотелось бы узнать, когда эта книга будет в магазине на Сретенке? Димитрий 28 декабря 2011, 18:26 сегодня был в магазине, сказали, что ещё не поступала книга. Иван 27 декабря 2011, 13:51 Заходил в магазин на Сретенке - пока этой книги там нет... Екатерина 26 декабря 2011, 15:56 Спаси Вас Господи! И для меня так же 5-ти томник Паисия Святогорца стал настольной книгой! Простота, любовь и даже чувство юмора старца навсегда оставили след в моем сердце! Екатерина 26 декабря 2011, 12:53 Народ, подскажите где книгу купить!!! Спаси Вас Господь! Владимир 26 декабря 2011, 12:05 Для меня самое интересное в том, что старец Паисий жил в наши нелегкие времена, т. е. что это было только что а не в какие то далекие времена, что еще раз подтверждает что Господь вчера и сегодня тот же. Спаси Господи! Александр 26 декабря 2011, 08:21 Читая труд старца Паисия как будто беседуешь с ним, ощущаешь его присутствие и любовь. Для меня пятитомник " слова " один из томов которого случайно когда то попавший в руки, помог пересмотреть многое в жизни, увидеть свет. Владимир (Винница) 24 декабря 2011, 06:22 Слова, советы людям, которые даёт Паисий Святогорец настолько точно выражают суть православной веры и при этом настолько просты и наполнены любовью (искренней, а не елейной подделкой), что невольно возникает чувство любви и большого уважения и даже удивления к этому человеку. Для меня и многих моих знакомых пятитомник с его " Словами " стали настольной книгой. Читая каждый день по коротенькой главе, я получаю одновременно и мудрый совет старца и подтверждение красоты и истинности православной веры. Книги о нём - это кладезь! Читайте их. Особенно те, кто обделён родительской любовью - читайте их!

http://pravoslavie.ru/50579.html

21 Там же, с.34. 22 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.237. 23 Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М.: Правило веры. 1996. с.105. 24 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.237. 25 Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 1995. т.1. с.308. 26 Афоризмы. Век XIX. Век XX. М.: Рипол Классик. 1999. с.598. 27 По книге: Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения. М.: Паломник. 1994. т.1. с.183—186. 28 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М.: Правило веры. 1996.с.349. Далее, в связи с тем, что книга прп. Иоанна Лествичника является своеобразной «Библией аскетики» на нее удобнее ссылаться не по страницам, а по главам и стихам. 29 По книге: Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1992. т 2. с.16—20. 30 Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.50. 31 По книге: Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения. М.: Паломник. 1994. т.1. ч.2. с.157—160. 32 Изложено в сокращении по книге: Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.147—160. 33 Изложено в сокращении по книге: Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.136—147. 34 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.77. 35 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.78. 36 Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.315. 37 Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1992. т 1. с.588. 38 Книга Правил. М.: Православный паломник. 2000. с.350, 399. 39 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. c.325. 40 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.33. 41 Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1992. т 2. с.382. 42 Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.85.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

24 Кратиров П. Св. Тихон как пастырь и пастыреучитель. — “Православный собеседник”, кн. 1, стр. 106. 25 Никольский П.В. Обзор грамот Коллегии экономии. — “Воронежская старина”, вып. И. Воронеж, 1903, стр. 182; срав.: Правдин А. Игуменство св. Митрофана в Макарьевом Унженском монастыре. — “Воронежская старина”, вып. III. Воронеж, 1903, стр. 41. 26 Введенский С. Святитель Митрофан Воронежский как церковно-государственный деятель эпохи преобразований. Воронеж, 1904, стр. 11. 27 Кроме Воронежской, были открыты епархии: Великоустюжская, Холмогорская и Тамбовская. Сведения об этом см. в “Справочной книге для духовенства Воронежской епархии”. Воронеж, 1900, стр. 4. 28 Летопись Воронежской епархии за время управления первого епископа Воронежского, святителя Митрофана. — “Воронежская старина”, вып. III, 1903. Стр. 274. 29 Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., т. I. Казань, 1897, стр. 375. 30 Веселовский Г.М. Исторический очерк г. Воронежа. Воронеж, 1886, стр. 83; срав.: Сергий (Петров), архиеп. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней, ч. I. Воронеж, 1961—1968, машинопись, стр. 128—129. 31 Никольский П.В. Очерки по истории церковной смуты на Дону в XVII в. СПб., 1903, стр. 10. 32 Введенский С. Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при святителе Митрофане. — “Воронежская старина”, вып. III, 1903. Стр. 73. 33 Очерки истории Воронежского края. Воронеж, 1961, стр. 74—75. 34 Дополнения к Актам Историческим, т. XII, 17. СПб., 1872, стр. 180; срав.: Летопись. Цит. соч., стр. 277. 35 Зверев С., свящ. Св. Митрофан, первый епископ Воронежский, в борьбе с расколом. Воронеж, 1901, стр. 12. 36 Там же. Стр. 12—13. 37 Зверев С., свящ. Духовное завещание св. Митрофана, еп. Воронежского. Сергиев Посад, 1897. Стр. 28. 38 Веселовский Г.М. Цит. соч., стр. 77. 39 Поликарпов Н. И. Петр Великий и святитель Митрофан Воронежский. Воронеж, 1899, стр. 25. 40 Никольский П.В. Цит. соч., стр. 33. 41 Поликарпов Н. Духовное завещание святителя Митрофана. — “Воронежская старина”, вып. III. Воронеж, 1903. Стр. 212.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3281...

24 мая, в День Святого Духа и в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, состоялось сослужение двух Патриархов в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Святейший Патриарх Варфоломей поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства. После богослужения Предстоятели Константинопольской и Русской Церквей приняли участие в многолюдном шествии от Храма Христа Спасителя к Васильевскому спуску и в состоявшейся там церемонии открытия Дней славянской письменности и культуры. 25 мая в Кремле состоялась встреча Предстоятелей Константинопольского и Московского Патриархатов с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. В тот же день в Патриаршей резиденции в Переделкине прошли переговоры между Предстоятелями двух Церквей. В дни пребывания в Москве Святейший Патриарх Варфоломей также встретился с мэром Москвы Ю.М. Лужковым. Предстоятель Константинопольской Церкви посетил Свято-Димитриевское училище сестер милосердия и Отдел внешних церковных связей, где состоялась его встреча с преподавателями и учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, побывал в Покровском монастыре и в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, а также в подворьях Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов, совершил литию по почившему Святейшему Патриарху Алексию II в Богоявленском Патриаршем соборе, посетил Посольства Греции и Турции. 27-28 мая Святейший Патриарх Константинопольский совершил паломничество в ставропигиальный Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, где поклонился святыням обители, молился за Божественной литургией в нижнем храме Преображенского собора, посетил Владимирский, Никольский, Ильинский и Смоленский скиты. С 29 по 31 мая Святейший Патриарх Варфоломей находился в Санкт-Петербурге. 30 мая Предстоятели Константинопольской и Русской Церквей совершили Божественную литургию в Исаакиевском соборе в сослужении членов Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе посещения Санкт-Петербурга Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей побывал в кафедральном Казанском соборе, храме Спаса-на-Крови, здании Святейшего Правительствующего Синода, ознакомился со святынями и достопримечательностями Кронштадта и Царского Села, совершил литию на могиле митрополита Никодима (Ротова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211070...

24 Об этом старец Иосиф говорит в слове «Вера и дела», см. настоящее издание, с. 353—355. 25 Там же, с. 355. 26 Слово 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. 27 См.: «Познай себя», наст. изд., с. 196. 28 Выражение принадлежит св. Григорию Паламе (Возражения против Акиндина), см. ссылку: наст, изд., с.398. 29 См. об этом: «Христианство и гуманизм», наст, изд., с. 374—376. 30 См. наст, изд., с. 197, 295. 31 «Познай себя», наст, над., с. 196. 32 О трех состояниях природы человека подробнее см. «Слово о монашестве», наст, изд., с. 91—100; «Богочеловечество и обожение», наст, изд., с. 345—348. 33 См. наст. изд., с. 252—253. 34 См. об этом: «Смысл церковных таинств», наст, изд., с. 401. 35 Триады I, 3, 43. 36 См. об этом: Ватопедские Оглашения, Беседа 1, с. 21—22. См. также: «Смысл церковных таинств», наст. изд., с.396—397. 37 Подробно об этом см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 12, с. 108—115; A­ σκηση . Μητρα τον Αγιασμο , σ . 54—58. 38 В наст. изд. слово «злострадание» иногда переводится как «любострадание», чтобы подчеркнуть второй аспект значения. 39 Ср.: прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 54. TLG 2892 001. Рус.: Творения, кн. II, с. 190. 40 О степенях совершенствования в добродетельной жизни, согласно заповедям блаженства, старец Иосиф говорит во многих книгах. Подр. см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 14, с. 125—132. См. также: «Познай себя», наст. изд., с. 203—204. 41 Гомилия 33. PG 151, 416—417. См. наст. изд., с. 97. 42 «Учение о телесном делании и послушании», наст. изд., с. 229. 43 Старец Иосиф Исихаст, с. 196. 44 Подробнее об этом см.: Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003, с. 110—111. 45 В изложении этапов духовной жизни, состояний человеческой природы и образа действия Благодати старец Иосиф в целом опирается на учение прп. Исаака Сирина (см. Слова Подвижнические, 4, с. 19—25; 66, с. 345—346; а также passim), авторов Добротолюбия (см. напр. Филофей Синайский, Феодор Эдесский, прп. Феодор и др.) и прп. Максима Исповедника. Однако у последнего эти вопросы рассматриваются в несколько ином плане. Так, он объединяет первую и вторую ступени подвига, называя их «практической философией», а третью ступень разделяет на две основных (которые также делятся им еще на несколько): «естественное созерцание» и «таинственное богословие». Учение прп. Максима является, пожалуй, самой развернутой и глубокой системой, обобщающей весь опыт аскетического делания, однако наша цель состояла в описании исключительно тех моментов духовного восхождения, которые в том или ином виде встречаются у старца Иосифа, поэтому мы не касались тех возвышенных состояний, описание которых так характерно для богословия прп. Максима. В качестве краткого введения в его богословие см.: Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Москва, 1996, с. 111—137.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010