Понятно, что практически все работы по благоустройству храма приходилось делать самому, так как в зоне боевых действий нет выходных, там у каждого военнослужащего  своя задача .  Добавьте к этому тот факт, что  вокруг   самые разные   люди: кого-то   я  до этого времени не знал,  были и те (хоть и немного), кого мое присутствие раздражало.  В таких условиях, в течение месяца нужно так наладить работу, чтобы устранить все проблемы к приезду следующего священника.   И слава Богу, мне это удалось. - Широко известно выражение, что в окопах нет атеистов. Чувствовали, что там молитва особенная, отличная от молитвы в мирной жизни? - Посудите сами, в Липецке, где я служу, жизнь идет своим чередом, люди рождаются и умирают, но это, как правило, происходит не вдруг. А в Сирии каждый военнослужащий понимает, что может погибнуть в любую минуту. Там же война, и это нормально воспринимается. Все хорошо чувствуют, что под Богом ходят. Поэтому на каждом богослужении мы молились, чтобы все вернулись домой живыми и здоровыми. И, конечно, в таких случаях слова молитвы воспринимаются и переживаются по-особенному. Как? Чтобы ответить на этот вопрос, надо самому там побывать и пережить такой опыт. Невозможно об этом рассказать. - Храм был открыт круглые сутки? - Да, х рам и часовня  были открыты круглосуточно.   Каждый желающий мог зайти   в любое удобное для себя время . Поставить свечи, помолиться.   В мое отсутствие люди с ами собирались на чтение утренних и вечерних молитв. Приходили не только летчики, но и   спецназ, технический персонал. В храме всегда   можно было взять   себе   иконы,   молитву   « Ж ивый в помощи», молитвословы.    Я проводил службы в праздники и календарные выходные, на них обычно было 20-25 человек. Меня не всегда можно было застать в храме. Я  постоянно   вы л е тал  туда,  где требовалось мое присутствие как священника  -  в Пальмиру,   Кесаб, Латакию,  Тартус. Бывало, что поздно вечером ко мне в модуль, где я жил, приходили военнослужащие , которым была нужна   не только духовн ая , но и психологическ ая   поддержк а . Это и понятно: необстрелянному человеку очень непросто приспособиться к войне, да еще в чужой стране. И я поддерживал наших ребят, как мог. Говорил, чтобы они не расслаблялись, смотрели в оба и в Бога верили, потому что в Нем сила, как Суворов сказал.

http://e-vestnik.ru/interviews/voenniy_s...

—61— Экстраординарный профессор М. М. Богословский напечатал статьи: 1) «Кредит в земском хозяйстве XVII в.» – в Сборнике статей в честь проф. В.О. Ключевского ; 2) «Церковный приход на русском севере в XVII в.» – в журнале Богословский Вестник (1910 г. июнь, июль-август). Экстраординарный профессор Д.И. Введенский напечатал в Богословском Вестнике (1910 г., май, июнь) статью: «Библейское повествование о потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов» и несколько статей по вопросам педагогики в различных повременных изданиях. Экстраординарный профессор А.П. Орлов выпустил отдельным изданием книгу: «Христология Илария Пиктавийского в связи с обзором христологических учений 2–4 вв.» Сергиев Посад, 1909. И. д. доцента Н.Л. Туницкий – 1) напечатал в Богословском Вестнике статью: «Обзор источников для истории жизни и деятельности св. Климента Словенского»; 2) приготовил для журнала Минало, българо-македонско научно списание, статью под заглавием: «Χιλανταριν Διγησις, като основата на паннонскит жития». – Советом Русского Археологического Института в Константинополе избран в члены-сотрудники Института. И. д. доцента Ф.Μ. Россейкин продолжал печатание в Богословском Вестнике (1909, ноябрь и декабрь; 1910, январь) статей под общим заглавием: «Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского ». И. д. доцента священник Д. В. Рождественский напеча- —62— тал представленное на соискание степени магистра богословия сочинение, под заглавием: «Книга пророка Захарии. Исагогическое исследование. Выпуск первый. Введение. – Писатель и его время. – Анализ содержания книги». Сергиев Посад, 1910. И. д. доцента С.П. Знаменский напечатал в Богословском Вестнике статью: «Донатистское движение и его характеристика по новооткрытым эпиграфическим документам» (изложение результатов исследования по этому вопросу франц. ученого P. Monceaux). И. д. доцента П.А. Флоренский – 1) напечатал в Богословском Вестнике статьи: «Лекция и lectio» и «Пращуры любомудрия»; 2) издал отдельною брошюрою под заглавием: «По вопросам религиозного самопознания» статьи, печатавшиеся в журнале Христианин за разные годы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такими делами, о которых мы предварительно сказали, он обличил Нестория, (440) и обнаружил его заблуждение, и свидетельствовал от себя пред народом, и показывал свою веру истинную, и умолял царей, и просвещал (их) своею истиною, и назидал вельмож, и утверждал их в своем учении, и щедро словами и делами помогал всем, которые видели его в городах, в которые восходил (идя в Константинополь) и нисходил (возвращаясь), пока достиг среди дел милости своего города. Но он оставался там, пока постоянно боролось с ним новое преступление того [еретика], пока оный добрый пастырь страдал за свое стадо, бодрствовал над ним верным суждением при помощи верных и святых епископов, южных и западных 219 . Они под руководством Святого Духа отсекли и извергли его [Нестория] из священного чина 220 , сохраняя (в памяти) Праведный Суд Божий, на котором он даст ответ с теми, которые предались ему. Но так как нельзя, чтобы в длинной истории я показал борьбу отца нашего с этим заблуждением или еще краткими словами исследовал труд блаженного ради истинной веры Церкви, то достаточны те сорок шесть посланий, которые он написал иереям, и царям, и вельможам, и насельникам монастырей. Их, если поможет благодать, мы потрудимся, чтобы перевести с греческого на сирийский, чтобы они показали тем, которые встречаются с ними, какая ревность по Боге (441) жгла его и пламенела (в нем). Ибо он был последователем веры Павла в его надежде и любви, ибо хотя он не молился, как апостол, чтобы быть отлученным от Христа ради братьев и сродников его по плоти ( Рим. 9: 3 ), но чтобы быть принесенным в жертву за Иисуса ради братьев и сродников своих по духу к этому, если было можно, он много раз побуждался. Но время не давало возможности быть этому явно. В вольных страданиях своих и в свободных скорбях, которые он показывал в самом себе, в постоянных крестных страданиях во (все) дни жизни своей он вышел из этого мира. Но не только в этом он уподоблялся Павлу, но и в великом даровании, которое [как бы] поручено было ему от предшествовавших ему апостолов, – заботиться о нищих У него была забота это именно делать (Тал. 2, 10). Как бы сам он с Павлом принял от самих апостолов это повеление заботиться о бедных, так заботливо он и соблюдал его. Ибо кто может рассказать о великой ревности его об уходе за нищими, которая была у него, особенно же о высшей любви к бедным святым, которую он приобрел, Ибо в некоторых уединенных обителях их монастырей, в которых жили преподобные мужи постоянно в затворе и после кончины которых и кости их делались благоуханием о Христе, по его слову устраивали ему уединенную келлию по его воле, чтобы всякий раз, когда он шел посетить их, получал бы помощь по своей вере от тех, которые почивали там в мире, и особенно, чтобы самому помогать их сынам (442) (духовным) своим увещанием, чтобы в ней жить спокойно и отдельно и пребывать в молитве, приятной Богу, и чтобы молитва его была угодна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

    Прп. Нил Сорский – Слово второе:     «...за добрыми помыслами следуют и дурные, то и нужно принудить себя, не допускать и таких помыслов, о которых мы думаем, что они хороши, а постоянно созерцать глубину своего сердца и говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Произносить эту молитву всю, а иногда половину ее: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! или же: Сыне Божий, помилуй мя! – как это будет удобнее для новоначальных монахов, говорит Григорий Синаит. Не нужно впрочем часто переменять речения, но изредка. Ныне отцы прибавляют к молитве после слов: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! – слово «грешнаго». И это приятно Богу, особенно прилично нам грешным».     Св. Иоанн Лествичник:     «Память о смерти да засыпает и да восстает с тобою, и вместе с нею Иисусова молитва единопомышляемая, ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания».     Ответ св. старца Варсонуфия преподобному Дорофею: «Вопрос 15».     «Напиши мне, господин мой, о непрестанной о Боге памяти (те. о внутренней молитве), если удостоишь меня сего поучения, и утверди меня в нем, ибо помысл мой боится, что не в силах буду сохранять сего, потому и прошу тебя, Владыко, скажи, действительно ли полезно мне это дело...» «> Ответ Варсонуфия:»     «О непрестанной же памяти, т. е. поучении, положи начало и не бойся: Бог укрепит и утвердит тебя. Но сей «с надеждою» (1 Кор.9:10), чтобы и пожать, если не ослабеешь (Тал. 6:9). Благословен Бог, Благословляющий тебя положить начало. Он подаст тебе силу и сохранит по мере твоей...»Авва Дорофей «(сказание о св. Досифее):     «Он» (Досифей) «имел и всегда память Божию, ибо» (авва Дорофей) «заповедал ему постоянно говорить»:     «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – и между этим: «Сыне Божий, помози ми» – так он всегда произносил эту молитву».     Прпп. отцы Варсонуфий Великий и Иоанн: «Вопрос»: «Хорошо ли мне упражняться в молитве: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или лучше поучаться в Божественном Писании и стихословить псалмы?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4035...

Читая о всех этих духовных бедах великой прежде обители, следует особо подчеркнуть, что приговоры, выносившиеся тогда о. Иоасафу и ряду других валаамцев-старостильников, по самому духу своему были совершенно нецерковны, предельно сервильны и готовились монастырскими обновленцами лишь в связи с требованием антиправославных мирских властей Финляндии – при полном нарушении апостольского завета: стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Тал 5,1) и Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков ( 1Кор 7, 23 ). Впрочем, всю внутреннюю неправедность и несправедливость приговоров, выносившихся тогда о. Иоасафу и ряду других валаамцев-«старостильников, подтвердили позже и сами былые монастырские «судьи»: как только финское правительство оказалось, по результатам Второй мировой войны, вынужденным считаться с мощью соседней России и сам монастырь (уже Новый Валаам) перешел на время в юрисдикцию «старостильной» Московской Патриархии, то в нем сразу же были восстановлены (причем прежними же начальствующими – недавними новостильниками!) православные – старостильные – церковный календарь и Пасхалия. ...Со времени этих печальных событий прошло около года, и вот мы вновь читаем очередные горестные строки в дневнике о. Памвы: « 1926 г. 12 сентября. С утра моросит маленький дождь... и на душе у меня мрачно, как и погода – мрачная. Господи Боже, помоги в мире кончить путь земного странствия! Сегодня в 3 часа едут наши прежние соборные на высший суд в г. Сердоболь...» О том, как проходило это неправедное по всем христианским понятиям судилище в Сердоболе, чуть позже свидетельствовал еще один валаамский инок – игумен Филимон: «Со слезами на глазах монахи нечто новое открыли им [судьям], и допросчики сидели в страхе перед тем ответом роковым; из апостольских соборных правил валаамцы прочитали вслух то, что грешный мир теперь оставил – стал к церковной дисциплине глух!.. Судьи молча, все в волнении, встали... и, как Каиафа – акт решения, председатель Солнцев произнес: «Обвиняетесь законом страны... в возмущении перед ней... Ваш отец игумен с нами, знайте, и наместник – наш усердный друг!» Форменный был суд и присудили монахов 35 изгнать совсем... посадить за город в Халахуты... С остальными справится игумен, разошлет их всюду по скитам».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Посвящается христианам–мученикам. СЕГОДНЯ — В РОССИИ, ЗАВТРА — В АМЕРИКЕ». Отец Серафим никогда не вдавался в подробности: каким образом в свободолюбивой Америке возобладают гонения на христиан и наступит время катакомбной церкви. «Всё испытанное Россией и другими странами, — писал о. Серафим, — придет и сюда. Какую форму примут гонения, мы не знаем, да и не хотелось бы мрачными домыслами нагнетать истерию». Десятилетие спустя мы видим, как Россия мало–помалу обретает вновь религиозную свободу, а Америка утрачивает ее. В 1962 году Верховный Суд отменил общую молитву в американских школах. Сегодня дирекцией школ запрещены почти все проявления христианской веры: нельзя устраивать добровольные чтения Библии во время перемен, молиться перед трапезой, пользоваться четками в школьном автобусе, устраивать собрания христиан после уроков, даже держать Библию на парте. Суд, как правило, поддерживает подобные запреты. Во многих учебниках старательно изъяты любые ссылки на религию, даже упоминание Бога в классической литературе зачастую опускается. Всё это творится в колледжах, которые готовят к жизни молодое поколение. И скоро подобным образом будет изменен лик нации. В 1989 году религиозный писатель Тал Брук заметил: «Для американцев, упивающихся свободой религии, ее усекновение кажется невероятным. Однако достаточно взглянуть на школы. Каждая отражает жизнь и настроение всей нации. Представим, что школы — это Америка в целом. И что же? Добровольные чтения Библии, молитвы, церковные и приходские собрания, равно и любая религиозная деятельность вдруг и сразу прекращаются навеки. Несогласным придется потихоньку перебраться за границу. Вот что случиться, уподобь мы Америку одной из ее государственных школ. Любопытный пример. Грядущему миру, не унаследовавшему американской Конституции или Билля о правах, придется столкнуться с теми же ограничениями, которые сегодня введены в системе государственных школ, и в обстановке «плюрализма» ограничения эти даже покажутся естественными. А наша законодательная система всячески этому потворствует, стремясь уложить религию в прокрустово ложе «личных потребностей». Усилиями американского Союза гражданских прав повсеместно запрещены изображения сцены Рождества Христова, которые со дня образования этой страны выставлялись в парках и иных общественных местах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Действительно, и между проповедями мы имеем две с обозначением Пасхи 26 марта, – это номер 10 и 21. В 21 проповеди мы находим решительное указание на то, что она произнесена в 433 году. Из истории известно, что Кирилл в этом году был тяжко и опасно болен ; так что Павлу Емесскому, прибывшему в Александрию в этом году (около декабря или января) для переговоров с Кириллом относительно примирения с Иоанном Аптиохийским, – пришлось долго дожидаться того времени, когда святитель мог подняться с одра болезни. 06 этой именно болезни, тяжкой и угрожавшей смертью св. Кириллу, проповедник и говорит в 21 проповеди; но если так, то проповедь 10 должна принадлежать 422 году. – Из двух, далее, проповедей с датой Пасхи 15 апреля. в каковое число Пасха приходилась в 423 и 434 годах, одну, под номером 22, мы имеем основание отнести к 434 году, так как в ней находятся явные следы догматического учения, направленные против несториевых мнений и мнений, порожденных его ересью. Между прочим в 433 году обвиняли Кирилла, будто он вместе с апполлинаристами признает плоть Иисуса Христа принесенною с неба; в виду сего Кирилл и употребляет в проповеди такие выражения, как (р. 868): «...родился по плоти от жены...; приемлет от нас земную мать, а нам дает Отца небесного” ... и пр. Но в таком случае другая проповедь с 15 апреля должна принадлежать 423 году. – Далее, мы имеем 3 проповеди (под номфрамн – 13, 19 и 24; с датою Пасхи 19 апреля; Пасха же в это число приходилась в 425, в 431 и в 436 годах . На основании терминов и выражений, заключающихся в 19 и 24 проповедях (р. 829: »...восприявши тело от Святой Богородицы Марии...“, р. 889 – 893 : «исследователи и критики не очень допускаются: ибо не безопасно много толковать о том, что предано одною верой. Но не так представляется это больше всего преданным изысканиям, не признающим ничего истинным и гордящимся гнилыми силлогизмами..., ибо никто не с тал бы вооружаться против Спасителя всех вас Христа и восставать против Его славы, низводя её в бесславие ...

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

τοτ στιν τ σμ μου ( Мк. 14:22 ) τοτ στιν τ σμ μου τ πρ μν διδμενον ( Лк. 22:19 ) τοτ μο στιν τ σμα τ πρ μν ( 1Кор. 11:24 ). Везде при сказуемом σμ стоит член τ, ибо речь идёт не о теле вообще, а о теле κατ’ ξοχν, о Теле истинном. Напротив того, всюду, а именно в: …λαβν ησος ρτον κα ελογσας ( Мф. 26:26 ) …λαβν ρτον ελογσας ( Мк. 14:22 ) …κα λαβν ρτον εχαριστσας ( Лк. 22:19 ) …λαβεν ρτον κα εχαριστσας ( 1Кор. 11:23 ) – хлеб назван ρτος без члена , ибо этот хлеб до «благодарения» (которое следует за актом взятия и, в свой черёд, предшествует евхаристийному «примите, ядите») есть просто хлеб, один из хлебов. По освящении же его молитвою благодарения, во время произнесения евхаристийных «примите, ядите» и при вкушении его он уже не простой хлеб, но хлеб по преимуществу, Сам Хлеб, ρτος – Хлеб , и в этом убеждаемся, сличая данные места с 1Кор. 10:16–17 и Ин. 6:33–35, 41, 55 и др. Тут везде говорится ρτος (с членом), и притом этот ρτος мыслится тождественным с τ σμα. Истинный Хлеб=Истинному Телу. Этим опровергаются рационалистические возражения, будто в Священном Писании не содержится учения о Евхаристии. Итак, комбинируя всё сказанное, мы делаем заключение: Церковь есть (метафизически, субстанционально, а не образно 561 ) Истинное Тело Христово . Но что такое, собственно, Тело, понимаемое метафизически? Посмотрим сперва, не даст ли чего лингвистика. IV Греческое σμα – тело происходит, по-видимому, от корня санскритского ska, греческого σς, лежащего также в основе слов: σος, σος – здравый, целый; σος, σς – благополучный, здравый, спасённый; σκος – сильный, здоровый; σαω, σζω (вернее – σζω) – лечу, излечиваю, спасаю; σω-τρ – спаситель, целитель. Сопоставляя поэтому σμα с σωτρ и с σζω, мы можем сказать, что эти слова относятся друг к другу как результат или орудие действия (νργημα, effectis vis) к действующему ( νεργν, auctor) и к процессу действования (νεργω). А так как окончание τρ равносильно окончанию τς, то σμα: σωτρ: σζω=πομα: ποιητς: ποιω=κτσμα: κτοστης: κτζω κτλ 562 . В параллель греческому можно притянуть и русское словообразование… (по Хомякову). Тело от санскритского корня тал, тил – быть полным, жирным 563 (т. е., по древним представлениям, – здоровым, крепким).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Иначе же человеком владеет темная сила, проявляющаяся в раздражении (хотя бы и легчайшем), сухости тона, неуступчивости, дурном или подавленном состоянии духа и отказе в просьбах (даже легко исполнимых) и т.п. Пусть тогда (в последнем случае) христианин встанет на молитву или внутренне обращается к Богу с просьбой прогнать от него того лукавого духа, который владеет им в этот момент и мешает схождению к душе его благодати Святого Духа. Отсюда понятно старинное русское выражение про человека раздраженного - " он не в духе " . Очевидно, здесь надо писать слово " Дух " с большой буквы, так как здесь старые благочестивые люди, очевидно, говорили о Святом Духе, Который покидает раздраженного человека (слово " дух " означает также силу души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость, доблесть. - Н.П.). Далее в молитве Он называется " Духом истины " , Господь Сам назвал Его " Духом истины " (Ин.15:26), говорил Своим ученикам, что по Своем пришествии Святой Дух " наставит вас на всякую истину " . Затем свойствами Святого Духа является: " Везде Сущий и все исполняющий " . Он же является источником " сокровища благих и жизни Подателю " . После перечисления этих свойств Святого Духа в молитве - в завершении ее имеется просьба к Нему - прийти к нам, вселиться в нас и очистить наши души " от всякия скверны " , а через это их спасти. По существу, можно ли христианину просить еще чего-либо более? Апостол Павел перечисляет нам неоценимые сокровища, которые мы можем получить от пребывания в нас Святого Духа. Он пишет в послании к галатам: " Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание " (Тал.5:22-23). Молитва " Царю Небесный " , вместе с " Отче наш " , занимает особое, преимущественное место среди других молитв; Церковь предлагает читать " Царю Небесный " и перед началом всякого дела. С первого взгляда это непонятно. Здесь нет даже намека о помощи в каком-либо деле. Однако, что значит сопребывание с нами Святого Духа?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/446/...

Будем же, братия, особенно заботиться о добром воспитании наших детей. Не будем щадить для них слов и вразумляющего жезла. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности, – говорит апостол Павел ( Евр. 12 , И). Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его, – говорит и премудрый Соломон ( Притч. 13, 25 ; из поуч. прот. П. Троцкого). К вам, отцы и матери, мое слово! Сколько теперь появилось у нас разных лжеучителей, отвергающих чудеса, совершающиеся в Церкви Христовой и многими засвидетельствованные? А отвергая чудеса, они этим самым отвергают и Церковь Христову, отвергают и ее учение. На вас, отцы и матери, лежит первый долг отстранять нежные и чистые души детей ваших от пагубных влияний. Старайтесь с детства оградить их спасительным страхом Божиим. Бог есть премудрый Создатель и Благодетель наш, Господь Иисус Христос, Спаситель грешных, а в Святой Церкви мы получаем все дары Святого Духа ко спасению. Эти святые истины, прежде всего, должны быть усвоены их душе. Чаще берите их с собой в церковь , да и сами почаще ходите, пусть с детства они приучаются находить в церкви отраду, утешение, назидание. Как самое дорогое сокровище храните сами и детям своим заповедайте хранить светильник святой веры в сердцах ваших. Не уклоняйтесь никогда от общения и единения с церковью, без которой нигде нельзя найти спасения. Не слушайте бредней разных лжеучителей и раско-лоучителей, желающих изменить и превратить благовествование Христово (Тал. 1, 7). Этим только и можете сохранить веру чистой и себе доставить истинное спасение Увещание молодежи Святой апостол Павел повелел нам, пастырям Церкви, увещевать вас, юноши, как братьев, а молодых женщин, как сестер ( 1Тим. 5, 1–2 ). Возымейте же страх Божий и оставьте то, что до сих пор дозволялось вами: приходите в храм Божий к началу службы, не засиживайтесь дома, входите в него со всей скромностью, а придя, стойте в нем со страхом Божиим и благоговением, каких требует от всех нас святыня храма.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010