О них я, твой раб, не стану говорить, ибо давно уже пришел к выводу, что следует почитать бесчестье от людей залогом небесной славы, а прославление от них переносить как обиду и поношение. Если же [речь идет] о деле богоугодном и душеполезном, я буду всегда с готовностью подчиняться твоим предписаниям. И кто не похвалит тебя, господин мой, за то, что ты учишь соблюдать то, что говорили и заповедали Христос и Его ученики, по слову Сына Божия: уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28:20). Так соблаговоли учить согласно Священному Писанию, следуя ранее учившим святым отцам, — и мы примем тебя как апостольского единомышленника, и станем землей и прахом под твоими святыми ногами, и быть попираемыми тобой сочтем делом святым, как уже писал я ранее. И не только это, но и заповеди твои до смерти сохраним, и ты возлюбишь нас, как рабов и благоразумных учеников Христа, и восхвалишь нас как говорящих хорошо. 107. Если же ты не хочешь учить так, чтобы мы, как было сказано, подчинялись твоим повелениям, но, заручившись некоторыми обещаниями, которые прославят меня среди обычных людей и сделают союзником тебе и всем архиереям церкви, принуждаешь нас отречься от нашего отца, просветившего нас, а теперь за нас молящегося и всегда за нас предстательствующего в жизненных обстоятельствах, как любвеобильнейший отец, ты таким образом стараешься, чтобы мы оскорбили Христа, говорящего: Отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10:16). И мы ничего другого не скажем, кроме того, что и ученики Христовы: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5:29). Ибо если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Тал. 1:10). Знай, что отныне я не предпочитаю для себя случившемуся по справедливости Божией изгнанию ни монастыря, ни богатства, ни славы, ни чего–либо иного из того, к чему стремятся люди в жизни. Ведь ничто из этого, ни смерть, ни жизнь не отлучит меня от любви ко Христу (Рим. 8:38, 39) и к самому моему духовному отцу Потому что с тех пор, как я доверил всю заботу игуменства моему ученику Арсению и рассудил, чтобы он вместо меня стоял во главе братии, я всецело, даже находясь там, стал вне дел моих и трудов и, находясь в уединении, как будто и не был среди них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Спаситель, когда посылал апостолов на проповедь , дал такую заповедь: «Научите все народы... соблюдать все, что Я повелел вам ( Матф. 28, 19–20 ). Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Map. 16, 16). Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает ( Матф. 12, 30 ). А кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» ( Лук. 12, 9 ). То же самое слышим и из уст апостолов. Святой апостол Павел в своих посланиях говорит: «Один Господь, одна вера» ( Ефес. 4, 5 ) – и страшно грозит всякому исказителю или изменнику веры православной. Он говорит: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Тал. 1, 8). Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Христова ( Деян. 4, 12 ), в котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов ( Колос. 1, 14 ). И Он есть прежде всего и все Им стоит» (17). Православная Церковь , как мать всем христианам, благоговела всегда во все времена; всегда следовала сей заповеди неуклонно, стараясь повсюду распространить ее, наблюдая, чтобы не было где разногласия или разномыслия. Святая Церковь всегда заботилась и заботится, чтобы Слово Божие не искажалось вольнодумцами, чтобы к нему ничто не прибавлялось и из него ничего не опускалось, всякое уклонение от истинной веры строго обличалось. Холодность в вере, равнодушие – самое вредное; даже сомнения в вере не так вредны. Сомнения со временем прояснятся, а вера через это получит еще большую силу. А когда люди сделаются равнодушными к вере, да еще и другим проповедуют: «Не беспокойтесь, все равно, чему ни веруйте», – тогда погибель для веры. Как ни будут истинные христиане доказывать им устно или письменно их заблуждения – все напрасно! Никто их не будет ни слушать, ни читать, а равнодушно говорить: «Почему же вера православная лучше других вер? Живи каждый в своей вере, в какой родился! Стыдно переменять веру!»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Отношение пророков к царям обусловливалось общим теократическим их призванием. 2 По мнению Фюрста, Исаия был призван к пророческому служению 25 лет, при достижении совершеннолетия, и, следовательно, родился в 783 г до Р. Х. (считая 25 лет до смерти Озии 758 г). На основании сведений, сообщаемых самим пророком Исаией, и по аналогии с временем призвания других пророков, нельзя этого доказать. 4 Сведения о жизни пророка Исаии почерпнуты нами, кроме Библии, из следующих сочинений. Gesenius. Commentar uber d. Iesaia. 1881 г. 1. 1–15 ss. Furst. Geschichte der Biblischen Litteratur. 1870 г. 2, 431–41ss. – Ewald. Geschichte des Volkes Israel. 1853 г. III т. Арх. Феодор. Св. пророк Исаия. М. 1864г. 5 Источники и пособия при изложении политического состояния языческого мира: Ленорман. Руководство к древней истории востока, 1879 г.; Зайцев. Исторический очерк восточ. государств. 1881 г.; Бругш. История фараонов 1880 г.; Bunsen Aegyptens Stette in d. Weltgeschte 1813 г.; 3 т. Charpe Geschichte Egeptens 1857 г.; 1 т. Schrader Keilinschriften und Alte Testament 1872 г.; В. Астафьев. Древности вавилонско-ассирийские по новейшим открытиям. 1882 г. 6 Ленорман отождествляет Фула с халдейским царем Белезисом, который, по сказанию Геродота, овладел Ниневией. Руководство к истории востока. 1, 278 стр. 7 Может быть, он вытребовал Осию для оправдания его в изменническом поступке и захватил, как военнопленнаго. 8 По свидетельству 4Цар. 17:3–6 , по-видимому, Самарию взял Салманассар. Также в 4Цар. 18:9–10 по ассирийским памятникам, Саргон приписывает взятие Самарии себе. Может быть, он взял Самарию, еще будучи полководцем Салманассара, а не самостоятельным царем. Первым своим походом, в начале своего царствования, Саргон в своей надписи считает поход в Элам. Следов. взятие Самарии он приписывает себе еще до вступления на престол. 9 4Цар. 18:14 . Сеннахирим в своей надписи считает дань Езекии в 30 тал. золота и 800 тал. серебра. Разность в счете талантов серебра, по мнению одних ученых, объясняется порчею текста Сеннахиримовой надписи, или ошибкой составителя надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ин. 10:17–18 ; Филип. 2:7–8 ) и из безмерной любви к роду человеческому, и Сам как человек, через страдания совершившись, Христос сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога первосвященником во век по чину Мелхиседека ( Евр. 5:9–10, 8 ; сн. Псал. 109:4 670 ). Так из Страдальца Мессия является Победителем смерти для дарования всем людям вечной жизни, Своей «смертью смерть поправ» 671 . А уже в этом начало царственной славы Его. 4) Царство Христово. Христос – Царь этого царства; основание, распространение и судьба последнего. Зах. 9:9 ; Псал. 67:19 ; ст. 2; – 23:9; – 109:1,4; Исак 9:6–7 (5–6); Иезек. 34:24; 37:23–24,25–26; Иерем. 3:17; Исаии 55:3–4; Псал. 2:6; 8:6–7 ; – 44:7; Дан. 7:14 ; Исаии 9:7; Псал. 117:22–23 ; Исаии 28:16; Втор. 30:12–14 ; Ав. 2:34 ; Исаии 45:23; – 59:20–21 (сн. 27:9); – 1:9; – 65:1; – 52:15; Втор. 32:21,44 ; Исаии 55:5; Мих. 4:1–2 ; Исаии 54:1; – 11:10; Псал. 116:1 ; Осии 2:1,25 (1:10; 2:23); Иерем. 31:31–34; Исаии 40:5; – 54:13; – 61:6; Иоиля 3:1–5 (сн. Исаии 58:11, 9; 55:1; 12:3; Зах. 14:8 ; Иезек. 47:1,12); Дан. 9:27 ; Агг. 2:6 ; Дан. 7:13–14 ; Иуды ст. 14–15 (сн. Быт. 5:25 ); Иоиля 2:1; – 3:14–16; Софон. 4:14–16 ; Исаии 26:19; Зах. 12:10 ; (сн. Псал. 9:9 ; Еккл. 12:14 ); Дан. 7:10–12, 2 ; Исаии 66:16,24; – 25:8 (срав. 43:19; 65:17; 35:10); Осии 13:14 ; Псал. 94:7–11 . Уже и во время уничижения Своего Христос, согласно прямому предсказанию о Нем Захар. 8:9 672 , торжественно, как царь, входит в Иерусалим, Мф. 21:5 в конт. и Ин. 12:12  и дальн. 673 Затем царственная власть и слава Его обнаружилась при Его сошествии во ад и в пленении последнего ( Псал. 67:19 ; Еф. 4:8–9 ) по смерти 674 . Ибо смерть для Него была лишь переходом к воскресению таким образом, что Он не увидел тления ( Деян. 13:37  сн. Псал. 15:10  срав. таким Деян. 2:31 ), так как смерти невозможно было удержать Его ( Деян. 2:24 ). По воскресении же за претерпение смерти увенчан славой Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами (сн. тал. 8:6), дабы Ему по благодати Божией, вкусить смерть за всех ( Евр. 2:9 ), почему Он и Сам тогда сказал ученикам Своим: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1906, SS. 184–188; Delitzsch Fried., Babel und Babel, 1, 9, 29), также не вполне оправдывается данными ассириологии, поколику ассиро-вавилонское sappati, отождествляемое с еврейским , было собственно названием не дня седьмицы, а 15-го дня лунного месяца, и прилагалось иногда к новолунию. Ср. Pinches Sappatu, the babylon. Sabbath, Proceed, of the Soc. of Biblical Archëology, 1904, 51 и д.; Ieremias Alfr., op. c., S. 186). Седьмой день (Sabbat-tum), называемый у ассиро-вавилонцев ûm nuh-libbi ( – день покоя сердца) считался днем несчастным и был посвящен Сатурну (Ierem., op. с. S. 186; Vigouroux, La Bible etc., t. 3 p. 240), а посему мог быть днем покоя совсем по иным соображениям, чем – еврейская суббота. 508 Παρασκευ στιν προσββατον ( Марк. 15:42 ). В приготовительный день к субботе евреи приготовляли пищу, которую они употребляли в субботу, так как в субботу запрещалось возжигание огня. Так как вечер приготовительного дня совпадал с началом субботы, то посему в этот день запрещалось начинать дела, которые могли затянуться и на субботу, наприм., судопроизводство. Отсюда между прочим объясняется проявленная иудейским, синедрионом поспешность в ведении суда над Христом Спасителем, временем которого был приготовительный день субботы ( Ин. 19:31 , παρασκευ). 509 При трублении в день новолетия (рош гашана) употреблялся рог прямой, серновый, с устьем, обложенным золотом, и двумя трубами с боков: рог издавал звук длительный, а трубы – короткий (Переф. Тал муд, т. 2, Рош-гашана, III, 2). 510 У самарян, у которых до последнего временя в пасху закалаются агнцы, кровью их детям на лбу ставятся особые знаки, имеющие вид креста (Олесницкий А. проф., Ветхоз. храм, стр. 593). 511 Время заклания пасхального агнца в Исх. 12:6 определяется  (­между вечерами) и, по более вероятному объяснению, обнимает время дня, когда солнце начинает склоняться к западу, – до позднего вечера (от 3 до 8 ч. веч.) (ср. Antiqu. jud. III, 10, 5). Во время второго храма заклание пасхальных агнцев совершалось после вечерней жертвы. Во время заклания агнцев левиты пели псалмы, так наз., малый «галлел» ( Пс. 113 и д. по евр. т.), в которых прославляется чудесный исход евреев из Египта. 512 О том, как изжаривался пасхальный агнец, даются довольно подробные сведения в мишне (Песахим, VII). По словам мишны, при этом избегали употреблять металлические заостренные орудия, а пользовались для оборачивания трупа агнца деревянными гранатовыми палочками (Песахим VII, 1). По словам св. Иустина мученика , во время жарения агнца вверху его продевалась палка, на которой он как бы распинался (Dialog, cum. Triphon. 111). Мишна о жарении жертвы говорит так: «приносят вертел из гранатового дерева, протыкают им жертву от рта до области (заднего) отверстия» (Песах. VII, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Когда человек занят толкованием Св. Писания, но сам не ведет христианский образ жизни, не борется со своими страстями и похотями, не совершает покаяния, не пребывает в постоянном молитвенном общении с Господом—таковой человек непременно извратит хотя бы в чем-нибудь истину христианскую. Диавол всегда ищет людей, через которых можно сеять ереси и заблуждения. И таковых он легко находит среди лиц, которые, приступая к научению в слове Божием других людей, полагаются лишь на собственные суждения, стремятся к духовному мудрствованию, не очистив " сердце от страстей. С каждым днем на Земле будет появляться все больше и больше ложных пророков и учителей, и поэтому не представляется возможным быть в курсе всех особенностей их лжеучений. Да это и непоощрительно христианину: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» (Евр. 13, 9), «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Кор. 6, 14). Знание лжеучений чревато для многих людей такой опасностью, что они могут быть прельщены лжеучителями. Для избежания прельщения бесчисленными заблуждениями и ересями, царящими вокруг, надо постоянно углубляться в изучение Св. Писания, творений Святых Отцов и жить по заповедям Господним. Все лжепророки и лжеучителя заявляют о себе, что только они обладают истиною, только им открыто особое ведение свыше. Но о чем бы ни проповедовали современные лжепророки, мы до самого скончания мира не должны ожидать никакого нового откровения. «Если бы даже мы,—говорит св. ал. Павел,—или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы . благовествовали вам, да будет анафема» (Тал. 1, 8). Закончим этот раздел такими предостережениями и назиданиями всем нам из слова Божия в отношении того, как избежать уклонения в ересь и устоять в истинной вере. «Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Ему, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. II, 3). «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4, 14). «Будьте тверды, непоколебимы» (1 Кор. 15, 58). «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16, 13).

http://zavet.ru/kozni1-all.htm

С особой силой говорит об этом апостол Павел: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру… а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1–4). Около двух тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к человеку, подобно молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир новые духовные ценности: веру, надежду, любовь. Но любовь, по словам апостола, — больше. Она есть совокупность совершенств! Христианская религия требует от человека постоянного восхождения. Требование служения людям пронизывает все Евангелие. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20,28). Христос учил: Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть болышим, да будет вам слугою (Мф. 20,25–26). На прощальном вечере Христос Сам омыл ноги своим ученикам. Поясняя Свой поступок, Он сказал: Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин. 13,14). Это пример того, как сильные мира сего должны служить человечеству. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Тал. 6,2). Евангелие требует скромности в делах любви, которая несовместима с лицемерием. Когда творишь милостыню, не труби перед собою… Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6,2–4). В христианской религии большое значение имеют праздники и посты, которые основаны на Священном Писании. Обращаясь к людям, пророк Исайя говорит: Таков ли тот пост, который Я избрал (то есть Господь установил), день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубища и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом (Ис. 58, 5–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

таксилы – 11. VI, 78 – народ в Индии, «со знаменитым городом», т. е. городом Таксила (см.). Но Плиний здесь локализует таксилов, жителей царства Таксилы, к западу от Инда (?), тогда как Таксила находилась к востоку от Инда. тала 17б. 7, 3 (τλα) – дерево в Индии, лубом (φλοιν) которого питались будто бы в древнейшие времена кочевые племена; на этих деревьях растут, как на верхушках финиковых пальм, словно «клочки шерсти» (ο περ τολπας) ; эти деревья называются по-индийски «тала». В 11, 7 Арриан говорит, что гимнософисты питаются также лубом деревьев, а луб этот – сладкий и питательный не менее чем плоды финиковых пальм. Неясно, имеет ли он и здесь в виду дерево тала? По такому описанию нельзя определить это дерево. Предположительно с ним отождествляют и описанное у Страбона (см. 8. XV, 1, 20 в самом конце), но едва ли это правильно. Прежде всего, отмечается, что луб этого дерева несъедобен, что, вероятно, употреблялся сок дерева, и что здесь видно неправильное знание античных авторов об этом дереве. Санскритское слово tla означает пальму пальмиру (Borassus flabellifer L.), которую называют вееролистной, веерообразной, веерной, а также винной пальмой; она содержит сахаристый сок, плоды (листовые почки) съедобны; из нее получают пальмовое вино. Еще и сейчас эта пальма местными жителями называется «тал» или «тар». Кроме tla, она называется также trin’arg’a, narja (общее индийское слово для пальмы – trin’adruma, травяное дерево). Пальмира – вид капустной пальмы. Талакори – см. Таракори. Таларга – см. Саларига. Талара – см. Таллара. Таллара – 23. VII, 1, 90 (Р: Ταλλρα; H: Τλαρα) – внутренний город области батов (у юго-восточного побережья Индии, к югу и к северу от нижнего течения нын. реки Кавери); предположительно идентифицируется как нын. город Паттуккоттай (10°28», 79°19»), на востоке штата Тамилнад, недалеко от Полкского пролива. талуты – 11. VI, 67 (Thalutae) – народ в Индии, названный в длинном перечне народов начиная от народа модогалингов на острове, на Ганге. Описание Плиния очень неясно (особенно направление). Некоторые считают, что «Ганг» здесь указан неправильно, «островом» считают междуречье между нын. реками Годавари и Кришна, где и локализуют модогалингов (см.), а направлением перечисления народов считают направление с юга на север (в этой группе талуты названы последними) и таким образом предположительно локализуют талутов в предгорьях Гималаев, к северу от предыдущих абалов (в округе нын. города Амбала, 30°23», 76°47», шт. Харьяна), может быть, в районе страны Кулута/Каулута, т. е. в долине Кулу (долина верхнего течения реки Биас, ок. 31°55», 76°30», шт. Химачал-Прадеш; древние кулуты – народ в Пенджабе). Другие отождествляют талутов с тиладами (см.=пилады). По мнению других, талуты не идентифицируются.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

554 Закону моему – то, к чему возбуждает псалмист при помощи истории, есть божественный закон; закон в значении евр. тора, может быть понимаем в смысле научения, наставления. Притчи – παραβολη машалим ­­ сведения, факты из древней истории, так как приводимые факты имеют не только свой блистательный исторический смысл, но и другой, отыскиваемый только чрез сравнение (машал παραβλλειν); они научат и будущие роды, как вести себя в подобных случаях; при том же в событиях древней истории нередко прообразуются в будущие события (Тал.4и д., 1Кор.10:1 и д.). Поскольку же этот глубочайший смысл часто бывает трудно найти ( πρβλημα – ганание), то они называются задачами, загадками (ганания ­­ гадания). Асаф своим наглядным образом учения народа был типом Христа; этим нужно объяснять Мф.13:34,35 . 555 Елика слышахом, согласно с еврейским, мы относим к ст.4-му; а не ко 2-му; елика слышахом... не утаишася и проч. Познахом ­­ познали глубочайший нравственный и типический смысл этих событий. К поведающе можно дополнить есмы; обосновывается утверждение, что молодому поколению (род ин) не будет тайною древняя история; мы рассказываем ему и т.д. 556 νμον εθετο ν ενετειλατο: γνωρσαι αυτον (другие αυτ) πως αν γνω γενεα ενεμα: κα απαγγελουσι αυτ (т.е. θαμασι ст.4). Поэтому связь между ст.5 и 6: Бог дал отцам закон (заключающийся в Исх.13:8,14 ; Втор.4:9,23 ; 6и д.), передать этот закон своим детям, чтобы дети (вследствие этого закона) получили познание о великих делах Божиих; к да познает нужно подразумевать не αυτον т.е. νμον, но αυτ. Елика естественнее всего относить к свидения и закон ст.5. Свидения (­ постановления) и закон, который Бог начертал отцам, содержат в себе, что нужно их (т.е. чудеса ст.4) возвещать сыновьям, чтобы о них знали и потомки. Вместо востанут и поведят лучше стояло бы сослагательное. – Иже не исправи сердца своего ­­ не поставил прямо (не был прям) в своем сердце. Не увери с Богом ­­ дух которого не оказался верным в отношении к Богу. 557 Сынове Ефремли стоят вместо всего израильского народа (ср. ст.57, где ясна речь о всем) м.б. потому, что Ефрем во весь период Судей давал тон, и от него, господствующего колена, выходило наибольше побуждений к идолопоклонству. – По другим Ефремляне стоят не вместо всего народа, но как колено в начале для того упоминаются, чтобы приготовить прагматически к рассказываемому далее отвержению Силома и Ефрема»; а в последнее время стали весь стих считать вставкою (Гитциг, Гупфельд). Во всяком случае, как видно из 57 ст., этот стих нужно объяснять образно и давать такой смысл: в делах религии, верного сохранения завета, израильтяне (ефремляне) в период судей похожи были на трусливых стрелков, которые хвастаются своею силою (наляцающе и стреляюще), но в решительную минуту обратились в бегство. Когда пришлось противостоять обольщению ханаанского язычества (день брани), тогда Израиль, так хваставшийся пред язычниками своим законом (смелый стрелок!), оказался трусом, чтобы оказать противодействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

9. Как же Бог заключил их мечом, т.е. удержал, связал? Предписав в законе обрезание плотское, а в евангелии обрезание ду­ховное; там субботу чувственную, здесь – духовную. Связанные этими предписаниями, они и не могут войти в царствие Божие. На то же указывают и дальнейшие слова: " юношей их поел огонь, и девицы их не оплаканы были» ( Пс.77:63 ). Юно­шами пророк называет сведущих в законе, – книжников и фари­сеев, твердо веривших в силу закона. Их съел огонь, – ненависть, которую питали они к нам, видя, что мы оправдываемся без ига закона. Так и Исаия говорил им: «увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих» ( Ис.26:11 ). " и девицы их не оплаканы были», потому что некому было оплакивать их, когда они умерли от греховной смерти. Здесь пророк высказал обви­нение против иудейских учителей, за то, что они не имели сожаления к грешившим девам, и не подражали Иеремии, который говорит: «о сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня» ( Иер.8:21 ), почему и далее продол­жает соответствующим образом: «о, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез» ( Иер.9:1 ). Так и Павел упрекает коринфян за то, что они не пожалели впавшего у них в прелюбо­деяние ( 2Кор.2:7 ). «Священники их от меча пали, и вдовы их не будут оплаканы» ( Пс.77:64 ). И это служит обвинением, усиливающим тяжесть наказания иудеев, что священники претыкались о слово Божие: это и было падение от меча. И вдовиц некому было оплакивать, так как учители иудейские не имели жалости не только к девам, но и ко вдовам. Под девами пророк разумеет души, которые только что начали грешить, а под вдовицами – грешившие давно и утра­тившие страх Божий, который был условием пребывания их в за­коне. " Но восс тал, как бы от сна..., Господь, как сильный и шумящий от вина " ( Пс.77:65 ). Следовательно, не вышеуказанные: меч, огонь и лишение сострадания – были наказанием, а грехи, для отмщения которых восстал Бог . Он пробудился подобно спящему, т.е. положил конец Своему долготер­пению, как бы сну, которое было столь велико, что принималось за опьянение. Какое опьянение? Опьянение, которое случается с силь­ными людьми от вина, в силу чего они на некоторое время становятся неспособными к деятельности, но пробудившись от сна бы­вают еще более ревностными. Так точно и Бог, как верим мы, после долготерпения будет еще решительнее в отношении к тем, кто не чувствовал Его долготерпения. Вот и теперь что Он сделал? «И поразил врагов Своих в тыл, вечному позору предал их« ( Пс.77:66 ) Одних Бог поражает вперед; это суть те, которым наказание служит в пользу, которых бич Божий побуждает жить по правде; пора­женные же вспять суть те, которые ожесточаются наказаниями, как напр. фараон; таких Бог предает вечному позору, так как на­казания отчаянных грешников и указание их недугов не вызывают в них покаяния. Может быть, впрочем, что словом »в тыл " про­рок приличным образом указал на болезнь задней части тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010