Казалось бы: ошибка Солженицына? Я бы по–другому поставил вопрос. Бывает, что один человек прав, а народ ошибается. В истории Церкви было так, что лишь несколько человек продолжали оставаться в истине, а вся Церковь уклонялась в ересь (пример преп. Максима Исповедника и св. папы Мартина). Александр Исаевич, безусловно, был прав в своём нравственном импульсе. Но изломанная народная жизнь до этого уровня подняться не смогла. Неверно было бы остановиться только на констатации этого факта. Почему так произошло? Солженицын центром своих рассуждений имел, как я уже сказал, нравственно–религиозное начало; и только исходя из этого можно получить ответ на данный вопрос. В пятой главе Книги пророка Даниила повествуется, как на пиру царя Валтасара вышли персты руки человеческой и писали против лампады па извести степы чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала (Дан. 5, 5). И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене–исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; перес — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам (Дан. 25 — 28). По контексту Священного Писания, это случилось тогда, когда царь Валтасар переступил некую религиозно–нравственную границу… То, что я скажу дальше, является моим индивидуальным и, конечно, крайне субъективным ощущением; но мне чувствуется, что сегодня Россия взваливается на эти роковые, судьбоносные, ужасные Божьи весы, показания которых никто не может отменить. С 1990–х годов и посейчас идёт вот это «взвешивание России». И, боюсь, оказывается она пред Богом слишком лёгкой. Но что же это? судьба? фатум? Нет. Православное христианство говорит нам о том, что взаимоотношения человека и Бога строятся на основании принципа синергии — некоей, я бы сказал (хоть это и не очень корректно со строгой богословской точки зрения) взаимозависимости человека и Бога. Не просто так отняты у народа духовные силы, а вот по какой причине, о которой говорит пророк Исайя: горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! (Ис. 5, 20). Наш народ — то есть власть и общество в своём большинстве — не сделал никаких нравственных выводов из своего прошлого. «Одно слово правды весь мир перетянет», — говорил Солженицын. Не принял и не принимает народ это слово. Не покаялся и не кается народ в истории XX века, столь правдиво осмысленной писателем; не захотел и не хочет пройти через нравственное покаянное неудобство. Сегодня для многих Сталин — «успешный менеджер»; один лишь этот пример свидетельствует об отсутствии моральной оценки истории; а таких примеров можно приводить сотни. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Тал. 6, 7), — говорит апостол Павел. 90–е годы — начало жатвы; сейчас — её разгар; чем всё это кончится — боюсь, что, по библейской логике, увы, наказанием…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Не познало Спасителя большинство людей. Ненавидит и преследует злословиями и гонениями истинных слуг Божиих большинство людей. И так велико это большинство, что Слово Божие признало правильным приписать отвержение Богочеловека и гонение служителей Его всему человечеству. Что очень мало людей, живущих богоугодно, и очень много угождающих греховным и плотским похотениям своим, засвидетельствовал Господь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф. 7, 13–14 ; сравн.: Лк. 13, 23–24 ). «Оправдана премудрость» Божия весьма немногими «чадами ее» ( Мф. 11, 19 ); немногие избранники познали ее, немногие отдали ей должную справедливость. Истинные служители Истинного Бога! Изучите и узнайте установленное для вас Промыслом Божиим положение на время вашего земного странствования. Не попустите падшим духам обольстить и обмануть вас, когда они будут в приманчивой ложной картине представлять вам земное благосостояние и внушать желание его, стремление к нему, чтобы таким образом украсть и похитить у вас вечное сокровище ваше. Не ожидайте и не ищите похвал и одобрения от общества человеческого! Не ищите известности и славы! Не ожидайте и не ищите жизни бесскорбной, пространной, вполне удобной! Это – не ваш удел. Не ищите и не ожидайте любви от людей! Ищите всеми силами и требуйте от себя любви и соболезнования к людям. Довольствуйтесь тем, что немногие истинные служители Божии, с которыми по временам вы будете встречаться на жизненном пути, полюбят вас, с любовью и участием одобрят ваше поведение, прославят за вас Бога. Такие встречи не были часты и в цветущие времена христианства; в последнее время они сделались крайне редки. «Спаси, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему» ( Пс. 11, 2–3 ). Преподобный авва Дорофей превосходно объясняет слова святого апостола Павла: «для меня мир распят, и я для мира» (Тал.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

И св. апостол Павел чрез Христа получил свободу от прежних пороков, неуместной ревности, и вышедший на прямой, светлый путь к небу, даже принявший за веру Христову удары и язвы, ничем прошлым не хочет хвалиться, как только Крестом Христовым. Через Крест Христов мы, грешные, примирены с Богом Отцом, правосудие Его пременилось в милость, сила греха ослаблена, враг спасения попран, нам открыт легкий способ, прямой путь к блаженству, даны спасительные средства в Православной Церкви для более удобного очищения себя от грехов, для благочестивой жизни в Христе Иисусе. Чрез Крест Христов мы сделались наследниками Богу, сонаследниками Христу. И св. апостол, объятый неизреченною любовью к нам Богочеловека, навсегда отдался Ему, возлюбил Его всею душою, всем сердцем и всем помышлением своим. Для него жизнь только со Христом и во Христе. Он оставил дом, род, ни во что вменил свои труды и подвиги. Он для мира распят, мертв, глух к похвалам от людей, к блаженству, к родственникам. Он только и жил одною верою в Иисуса Христа, возлюбившего его и предавшего Себя за него (Тал. II, 20). Ради Христа страдания, узы, побои Павлу были радостны. Язвы, которые он носил на теле своем, были ему знаками чести и радостным воспоминанием о том, что он не вотще трудился. Он подвизался… подвигом добрым. Он был в больших трудах, безмерно в ранах, много раз в темницах и многократно при смерти. От евреев пять раз дано… было ему по тридцати девяти ударов треххвостной плетью. Три раза… били его палками; однажды камнями побивали; три раза… терпел кораблекрушение… много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в бедах от разбойников… от единоплеменников… от язычников; был в опасностях в городе… в пустыне… на море… между лжебратиями, в труде… в изнурении, часто в бдении, голоде… жажде; часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у апостола было ежедневно большое стечение людей и забота о всех им сооруженных Церквах ( 2Kop. XI, 23–28 ). И при всем том апостол не хвалился собою, а указывая на свои немощи, он прославляет только дивную благодать Божию, проявляющуюся в немощах его ( 2Kop. XII, 9 ). Как храбрый воин, принявший при защите отечества раны, увечье, хвалится ими как свидетельством своей верности отечеству, так и св. Павел свидетельствует свою верность и любовь ко Христу язвами, носимыми им на теле за имя Его. Какое смирение! И в то же время, какая высота, величие духа в святом апостоле!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

«О непрестанной же памяти, т. е. поучении, положи начало и не бойся: Бог укрепит и утвердит тебя. Но сей «с надеждою» (1 Кор.9:10), чтобы и пожать, если не ослабеешь (Тал. 6:9). Благословен Бог, Благословляющий тебя положить начало. Он подаст тебе силу и сохранит по мере твоей...»Авва Дорофей « (сказание о св. Досифее): «Он» (Досифей) «имел и всегда память Божию, ибо» (авва Дорофей) «заповедал ему постоянно говорить» : «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – и между этим: «Сыне Божий, помози ми» – так он всегда произносил эту молитву» . Прпп. отцы Варсонуфий Великий и Иоанн: «Вопрос» : «Хорошо ли мне упражняться в молитве: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или лучше поучаться в Божественном Писании и стихословить псалмы?» Ответ» : «Надобно делать и то и другое: немного того и немного другого попеременно, по написанному: сия подобаше творити, и онех не оставляти» (Мф.23:23)». Вопрос» : «Когда мне кажется, что помысл мой безмолвствует и не бывает тревожим и тяготим, хорошо ли и тогда поучаться в призывании имени Владыки Христа? Ибо помысл говорит мне: теперь, когда мы находимся в мире, в сем нет надобности» . Ответ» : «Мы не должны думать, что имеем сей мир, доколе признаем себя грешными, ибо в Писании сказано: «Нечестивым же несть мира, говорит Господь» (Ис.48:22). «Если же нет мира грешникам, то каков этот мир у тебя? Убоимся, ибо написано: «Егда бо рекут: мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубительство, якоже болезнь во чреве имущей, и не имуть избежатш» (1 Сол.5:3). «Случается же, что и враги с хитростию дают сердцу на короткое время ощущать тишину для того, чтобы прекратилось призывание имени Божия, ибо им небезызвестно, что от призывания его они обессиливаются. Зная сие, не престанем призывать в помощь имя Божие: ибо это есть молитва, а Писание говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Сол.5:17) . Непрестанное же не имеет конца». Св. Антоний Великий: «Имени Господа не отпускай от себя, но непрестанно вращай Его в уме твоем, поучайся Ему в сердце твоем и хвали Его языком твоим, говоря: Господи мой, Иисусе Христе, помилуй меня» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4035...

Св. Петр видел в царском вожде решительность умертвить его, а в христианах решительность защищать до последней капли крови. Другой, на его месте, всего бы легче мог найти средство избегнуть смерти; но праведник думал не тал: он с одной стороны страшился всенародного смертоубийства, если останется долее под защитою усердных чад церкви, с другой – и в самом гонителе христианства уважал царя и свято повиновался воле его. Одушевляемый этими чувствованиями, он увещевал многократно народ свой, чтоб отдали его в руки отечественного закона;, но всегда слышал он голос: «человек Божий! что будем без тебя мы, бедные, беззащитные христиане?» – Святитель Христов, поручив Промыслу духовное стадо свое, принял твердое намерение умереть один, отвращая смерть от многих: он посылает одного из стражей в воеводе, тайно от народа, с таким предположением, чтобы он, если хочет совершить волю царя, пришел ночью с другой стороны и, подкопавшись под стену, взял бы его и поступил бы, как будет угодно... Военачальник удивился столь невероятной неустрашимости праведника и вместе обрадовался совету его: ибо надеялся чрез то в точности исполнить волю своего царя. Тогда было зимнее время; ночь была темная; ветер шумел ужасно... Никто из духовных детей его не мог услышать, как сделали подкоп в темницу, вывели угодника Божия и отсекли главу его. Уже на другой день христиане узнали, что пастырь их и учитель принял венец мученический. (Сост. по «Учил. благоч.» т. II). в) Свидетельства св. отцов и древних учителей церкви и св. мучеников об отношении первенствующих христиан к власти представительной. I. «Кто, пишет Тертуллиан (живший во 2 веке по Р. Хр.) язычникам, кто жесточайщие гонители христиан, как не те неверующие императоры, в оскорблении величества которых христиане обвиняются? И при всем том нам заповедано в св. писании и за них молиться. Впрочем, что много говорить о благоговейных чувствах наших в императору? Можем ли мы не иметь их к тому, кого Бог наш возвел на престол, и кого поэтому мы должны даже преимущественно пред вами, язычниками, почитать собственно нашим императором. (Аполог. гл. 33)? Император велик, ибо единственным владыкою его есть Бог неба и земли, ибо он приял венец царский от Того же Бога, Который и жизнь ему дал». (Аполог. гл. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Например, στν οκος παρ τν θλασσαν может означать «существует дому моря». Но также возможно и значение «дом находится у моря». Экзегетика 1 . Обычно имперфект описывает действие, протекавшее в прошлом ( продолженный, описательный имперфект ). δδασκεν τος μαθητς ατο (Μκ. 9:31). Он учил учеников Своих. 2 . Имперфект также может подчёркивать начало осуществления действия ( начинательный, ингрессивный имперфект ). Для передачи данного значения переводчики могут добавить, например, слово «начинать». γγελοι προσλθον κα διηκνουν ατ (Μφ. 4:11). Ангелы приступили и начали служить Ему. 3 . Некоторые продолжающиеся действия совершаются не непрерывно, но время от времени ( многократный имперфект ). χρα... ρχετο πρς ατν ( Лк. 18:3 ). Вдова приходила к нему. ρχοντο πρς ατν κα λεγον χαρε ( Ин. 19:3 ). Они подходили к Нему и вновь и вновь говорили: «Привет». 4 . Другие действия могут происходить регулярно ( имперфект обыкновения ). κατ δ ορτν πλυεν ατος να δσμιον (Μκ. 15:6). На праздник же отпускал он им одного узника. 5 . Имперфект также может описывать то, что некто желал осуществить ( имперфект намерения ), пытался осуществить ( имперфект попытки ) или почти осуществил ( имперфект тенденции ). Часто трудно отличить одну из этих трёх категорий от других, и, как всегда, на помощь приходит контекст. ηχμην γρ νθεμα εναι ατς γ ( Рим. 9:3 ). Ибо я сам желал бы быть проклятым. δωκον τν κκλησαν το θεο κα πρθουν ατν (Тал. 1:13). Я гнал Церковь Божию и пытался уничтожить её. δ ’Ιωννης διεκλυεν ατν (Μφ. 3:14). Иоанн же удерживал Его. 310 Наименование «имперфект», буквально означающее «несовершенный», связано с основным значением данного времени, поскольку оно описывает продолженное действие в прошлом, ничего не говоря о том, завершено было действие или нет. Так что «несовершенство» связано с отсутствием информации о завершённости действия. 311 Точнее, «он/она/оно развязывал[а, о]». В русском языке, в отличие от греческого, глагол прошедшего времени выражает род. В парадигмах здесь и далее мы для краткости ограничиваемся мужским родом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

тал делом весьма важным дать такой ответ на этот вопрос, чтобы требование апостола о всегдашнем радовании было удобоисполнимо для всякого человека, при всяком обстоятельстве. Тоже – о заповеди непрестанно молиться. Тоже о так называемой суете мира. Проповедник, например (стр. 642–43), учит, что «истинные сыны церкви не должны наполнять свою душу какими-нибудь заботами и суетными желаниями», а должны «заменить все свои суетные заботы одними лишь попечениями о том, чтобы сделать себя чадами, достойными милости Божией». Прекрасно. Но где вы найдете село без забот и как вы разграничите суетные заботы от не суетных, иначе – как укажете возможность совместить жизнь правую с обыденной деятельностью человека? И что такое «страсть забот» (стр. 318), которую обличает проповедник? А как понимает село наше заповедь о том, что «желающие достигнуть совершенства, должны оставить и дом свой и братьев, и сестер, и отца с матерью» и всякую собственность (стр. 135), – об этом вероятно трудно и составить себе понятие, отвечающее действительности. Должна ли отвечать сельская проповедь на подобные вопросы? Непременно должна, если проповедник хочет, чтобы учение его не считалось проповедуемым «не для нас», а для людей какой-то высшей породы, чтобы Евангелие, благовествуемое проповедником, было на самом деле благовестием для всех, а не для избранных только, которые могут оставить и матерь, и жену, и детей. В некоторых случаях сам же о. Надеждинский это возбуждение ожидания услышать с кафедры решение вопросов высочайшей важности доводит, так сказать, до высочайшего напряжения, а потому ясно становится сколь естественно, и сколь должно быть желательно, чтобы с его же кафедры даваемы были и ответы не только возбуждающие, но и примиряющие возбужденный интерес с установившимся положением сельской жизни. Проповедник, например, в объяснение слов Христовых: «ищите прежде царствия Божия и правды его», говорит: «все, кто желает себе спасения, должны непременно искать этого Царства Божия, и отрекшись ветхого человека всецело стараться о приобретении христианских добродетелей», а затем обещает

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но предсказанное о возсоздании иерусалимского временнаго храма, после семидесятилетняго плена, заключает в себе тайну церкви вечной, которая действительно создана в последняя дни. К ней-то собрались, и в ней служат истинному Богу все народы, наученные боговедению. В смысле же еще более возвышенном пророк дает разуметь, что на вершине горы пригвожден был плотию к святому кресту Эммануил. Его-то пророк в вышеприведенных словах именует мысленною горою, вознесенною превыше всех гор» Толк, на кн. пр. Михея, 4, 1–4]. Так же, как и ранние отцы, толкует св. Василий Великий слова пророка Исаии на пришествие Господне и создание церкви. Св. Василий Великий : «Ибо тайна сокровенная от век, явися ( Кол. 1:26 ) при скончании времен. Горе же уподоблено сошествие Господа на землю, потому что гора есть земная возвышенность. Но и плоть Господня, по общей нашей природе будучи землею, возвышена через соединение с Богом. А дом Божий на версе гор, по слову апостола, есть церковь . Ибо говорит: увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива ( 1Тим. 3:15 )» Толк, на пр. Исаию, гл. 2, 2]. Святой Василий глубоко, проникновенно и пространно толкует весь текст Исаина пророчества. Еще пространнее и со многими нравоучениями толкует пророчество Исаии св. Иоанн Златоуст . Само пророчество Златоуст всецело относит ко временам новозаветной христианской церкви. Изложено толкование св. Иоанна Златоуста в 101, Толк, на пр. Исаию, гл. 2, пп. 2–5. Последняя дни по Златоусту – та кончина времен (Тал. 4:4) и то исполнение времен ( Еф. 1:10 ), о которых говорит апостол Павел. «Горою же он называет церковь и непобедимость догматов». Златоуст полемизирует с иудейским неприятием христианского толкования: «И дом Божий на версе гор. Как истолковал бы это иудей? Храм его никак не на верху гор; а сила церкви касается самых небес». «От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима. Против этого и безстыднейшие сыны иудейские не могут открыть рта. И что здесь говорится о Новом Завете, это можно видеть и из места, и из времени, и из того, кто принял закон, и из самых действий по принятии закона, и из всего вообще».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

20 марта 2006 г. О захоронениях известных артистов, писателей, ученых, спортсменов и политиков на Ваганьковском кладбище написано немало книг. Значительно меньше известно о церковных захоронениях, однако православные москвичи хранят молитвенную память о подвижниках благочестия, покоящихся на этом древнем московском кладбище. Несколько лет назад клирики и прихожане храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище стали изучать церковный некрополь и уже сделали ряд церковно-научных открытий. священник Сергий Матюшин 2 марта 2006 г. 4 октября в рамках Церковно-общественного форума «Любовью и единением спасемся», посвященного 625-й годовщине Куликовской битвы, в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялась конференция «Церковь и СМИ: проблемы и задачи патриотического воспитания». В конференции приняли участие церковные иерархи, священнослужители из различных епархий, представители церковной и светской науки, журналисты церковных и светских изданий, представители православных общественных организаций, студенты московских вузов. 30 октября 2005 г. «Японская Москва» — так называл архиепископ Николай древнюю столицу Японии Киото. В 1894 году, учитывая историческую и культурную важность Киото, Собор Японской Православной Церкви направил туда на служение одного из своих лучших священников, отца Симеона Мии, закончившего после выпуска из Токийской семинарии Киевскую духовную академию. Его стараниями число верующих возросло, в 1902 году была открыта женская духовная школа, а в 1903 построен храм в память Благовещения Пресвятой Богородицы. 20 апреля 2005 г. Монастырь святого Георгия находится в так называемой «Аллее христиан» в районе Тал-калах, что в 65-ти километрах от Хомса в Сирии, на древней римской дороге, соединяющей прибрежные города с востоком. Настоятель монастыря — известный богослов епископ Иоанн (Ядзиги), который одновременно является деканом богословского факультета Баламандского университета. 25 декабря 2004 г. В северо-западной части Фессалии возвышается величественный горный массив с отвесными стенами. Это Святые Метеоры — горная монашеская страна, второй после Афона центр православного монашества в Греции. Каждый, кто побывал здесь, наверняка был поражен увиденным: гигантские каменные столпы, увенчанные православными монастырями, являют собой замечательный образ духовного возрождения.

http://e-vestnik.ru/reports/page/34/

Образец работы. Раз-ме-тал па-ук сво-и те-не-та в про-стен-ке: те-перь бе-ре-гись, му-хи! Правило. Из одной строки в другую слова нужно переносить по слогам. 101 Задача 22.Из следующих примеров выписать сначала слова односложные, потом двухсложные, дальше трехсложные и наконец многосложные, разделив слова чертой на слоги. Яма. Птица. Он. Мы. Я. Рыба. Сказка. Сарай. Горький. Роса. Пауки. Прохладно. Работник. Ремесленник. Трудолюбивый. Рай . Сад. Уж. Ухо. Ты. Они. Край. Трактирщик. Береза. Соль. Чернильница. Комната. Окно. Дно. Река. Берег. Лес. Переулок. Улица. Село. Церковь . Хлеб. Нива. Ну. Дай. Нищий. Книга. Водовоз. Садовник. Черезседельник. Человек. Работа приятнее безделья. Сегодняшней работы не откладывай на завтрашний день. Образец работы. Слова односложные: Он, мы, я и т.д. Слова двухсложные: Я-ма. Пти-ца. Ры-ба. Сказ-ка и т.д. Задача 23.Следующие примеры списать и поставить над каждым словом, где следует, ударение, означая его знаком «». Честное имя дороже богатства. Добрый человек надежнее каменного моста. Смерть не щадит ни богатого, ни бедного, ни доброго, ни злого. Просящему дай, голодающего накорми, голого прикрой, болящего посети. Всегда надейся на Бога. Образец работы. Честное имя дороже Добрый человек надежнее моста и т.д. Задача 24.Списать примеры и поставить ударение над каждым словом, которое напечатано письменными буквами. 102 В яйце есть белок. В лесу много белок. Я плачу горькими слезами. Я плачу подать. Из пшеницы делается белая мука . Голод великая мука . Волны били о берег реки. Я берег заработанные деньги. В России есть большие реки . Судно пристало к берегу реки . Сенокос торопятся кончить в ведро . Ведро – это посуда. Вот умные головы. В нашей волости хороший голова . Что стоит фунт орехов? Наш дом стоит на берегу реки. Вешние воды сильно разлились. Дай мне стакан воды . У нас хорошие хлеба . У него нет хлеба . У него болят ноги . Он уже без ноги . Вы пили воду? Пили дрова. Купи соли . Соли суп. Моли Бога. В нашем доме много моли . Приехали гости . Гости у нас. Я мою руки. Возьми мою палку. Я знаком с ним. Каким знаком нужно обозначать ударения в словах? 103

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010