Вьюков В. А., обн. протоиерей г. Тулы 240 Гавриил (Асташевский), обн. архиепископ 309, 421, 715 Гавриил (Барский), обн. архиепископ 716 Гавриил (Владимир) (Киперман), обн. архиепископ 498, 499, 718–719 Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ 256, 275, 309, 340, 616, 716–718, 894 Гавриил (Ландышев), обн. архиепископ 420, 719–720 Гавриил (Ольховик), обн. епископ 56, 531, 586, 588, 592, 721–722, 1016 Гавриил (Петров), митрополит Санкт-Петербургский 134, 176, 506, 999, Гавриил (Рогут или Рогун), обн. архиепископ 532, 720 Гавриил (Свидерский), обн. архиепископ 309, 504, 508, 721 Гавриил, Алтайский см. Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ Гавриил, епископ Барнаульский см. Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ Гаврилов А., обн. диакон Рязанской епархии 242 Гаевский П. В., протоиерей 441 Галкин Александр Владимирович, заместитель председателя Верховного суда при Президиуме ВЦИК 35 Галкин Михаил Владимирович (Горев М.) 75, 111, 266–268, 283, 287, 298, 984 Гамалея 140 Гамалиил 142 Гапон Георгий Аполлонович, петербургский священник 224 1 " арнак, проф., немецкий издатель святоотеческих творений 119 Гебгард. немецкий издатель святоотеческих творений 119 Геккер Ю. Ф., проф. 482 Гексли 347 Геннадий или Гавриил (Марченков), бывш. обн. епископ 722–723 Георгий (Георгиевский), обн. епископ 723–724 Георгий (Добронравов), обн. митрополит 344, 361, 362, 402, 419, 441, 454, 474, 724–725 Георгий (Жук), обн. митрополит 309, 419, 422, 437, 620, 725–726 Георгий (Константиновский), бывш. обн. архиепископ 588, 726 Георгий (Крашенинников), обн. архиепископ 421, 727 Георгий (Лапшин), обн. архиепископ 727–728 Георгий (Шрамков), обн. епископ 728–729 Герасим (Строганов), обн. архиепископ 419, 441, 449, 499, 729–730 Г " ервасий (Малинин), бывш. обн. архиепископ 730–731 Герман (Никольский), обн. епископ 731 Гермоген (Долганев). епископ, свмч. 180 Гермоген (Кожин), митрополит 58, 60, 448–450, 529, 530, 555, 562, 568, 570, 571, 585, 586, 587, 598, 599, 685–687, 824 Гермоген (Лебедев), обн. архиепископ 732 Гермоген, патриарх Московскмй, свмч. 481, 545, 546

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914, с. 149. 172 Там же, с. 103. 173 преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. – М., 1880, сс. 184, 266, 216, 166. 174 Там же, с. 192. 175 Там же, сс. 167 и 195. 176 преп. Симеон Новый Богослов. Слова. – М., 1892, с. 409. 177 См. преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 139. 178 еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь..., сс. 199-200, 203, 209. 179 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 83. 180 Там же, с. 73. 181 Древний Патерик. – М., 1899, с. 125. 182 свт. Феофан Затворник. Творения. Собрание писем. Вып. 3-4. – Псково-Печерский монастырь, 1994, сс. 31-32, 38. 183 свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, сс. 52, 35, 263. 184 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, сс. 103, 263, 540. 185 преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические.//Творения, сс. 298-299. 186 Булгаков С. Н. Современное арианство, с. 147. 187 См. свт. Иоанн Златоуст. Слова огласительные, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, с. 250. 188 свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, 2.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 428. 189 Он же. О предательстве Иуды, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 417. Слова, которыми совершается таинство, согласно приведенному тексту, – это слова “приимите и ядите”, а не эпиклесис. На это стоит обратить внимание, потому что здесь проходит линия православно-католической полемики. Католическое богословие полагает, что с произнесением священником слов “Приимите, ядите, сие есть тело Мое…” происходит таинство и совершается пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христовы. Православная традиция склонна отодвигать кульминационный момент несколько дальше – до молитвы эпиклесиса, призывающего Духа на предложенные Дары. Эти слова Златоуста вроде бы свидетельствуют в пользу западной традиции. Однако, в отличие от нее, Златоуст обращает внимание на то, что таинство происходит потому, что установительные слова однажды произнесены Христом, а не потому, что их повторяет священник. 190 По глубокому замечанию Й. Рацингера, выражающего в данном случае позицию уже обновленного католичества, “атмосфера в Церкви становится удушающей, если ее служители забывают, что совершение таинства – это не прерогатива власти, а отдача себя на службу Тому, от Чьего Лица должно говорить и действовать” (Рацингер Й. Вечно реформируемое сообщество.//Новая Европа. 1993, 3, с. 8). 191

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Истинное благодатное внимание является от умерщвления сердца для мира ( 112, 115 ). Соединение ума с сердцем при молитве совершает Божия благодать в свое время, определяемое Богом ( 112, 114 ). ...Неопределенное указание в отеческих писаниях на сердце послужило причиной важного недоумения и ошибочного упражнения молитвой... ( 109, 298–299 ). Читая у отцов о сердечном месте, которое обретает ум молитвой, надо понимать словесную силу сердца, помещенную Творцом в верхней части сердца... ( 112, 115, 116 ). (Сердечное место) это – словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца, подобно тому как ум присутствует в головном мозге ( 108, 266 ). Не ищи сердечного места. Не усиливайся тщетно объяснять себе, что значит сердечное место: удовлетворительно объясняется это одним опытом ( 108, 274 ). Исполнено... гордости и безрассудства желание и стремление сердца насладиться ощущениями святыми, духовными. Божественными, когда оно еще вовсе неспособно для таких наслаждений ( 108, 245 ). Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, отличается от исполнения заповедей, последующего соединению. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 117 ). Совесть – запечатленное в сердце знание Божественного закона Бог, сотворив человека, напечатлел в его природе знание закона – совесть. Если бы человек сохранил этот закон... не было бы необходимости позже давать другой, письменный. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Серен 53, 319). Видишь, что совесть не дает согласия на греховные помыслы, но тотчас обличает их, ибо она не лжет, – обличая, она свидетельствует, что будет говорить пред лицом Божиим в день суда. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 127 ). Если же не захотим повиноваться совести, то она умолкнет и оставит нас, и мы впадем в руки наших врагов, которые уже не пощадят нас... ( 34, 31 ). Кто попирает совесть, тот изгоняет из сердца добродетели. Преподобный авва Исаия ( 34, 94 ). Ища исцеления, заботься о совести – делай то, что она тебе говорит. Преподобный Марк Подвижник ( 54, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставления безмолвствующим, в сотне глав//Добротолюбие: в 5 т./пер. свт. Феофана Затворника . Т. 5. М.: Сретенский мон-рь, 2010. С. 298–407. Катехизис католической церкви. М.: Духовная библиотека, 2007. Лойола И. Духовные упражнения. М.: Ин-т св. Фомы, 2010. Макарий Египетский , прп. Духовные слова и послания/коммент., пер. А.Г. Дунаева. М.: Пустынь Новая Фиваида, 2015. Никифор Уединенник. Слово о трезвении и хранении сердца многополезное//Добротолюбие: в 5 т./пер. свт. Феофана Затворника . Т. 5. М.: Сретенский мон-рь, 2010. С. 234–244. Никодим Святогорец , прп. Невидимая брань/пер. с греч. свт. Феофана Затворника . М.: Сретенский мон-рь, 2014. Паисий Величковский , прп. Главы об умной молитве//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни в молитве Иисусовой: в 2 т./ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 266–303. Симеон Новый Богослов , прп. Метод священной молитвы и внимания//Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения отцов-исихастов/ред., предисл., примеч. А.Г. Дунаева. М.: Православное Братство Свт. Филарета Митр. Московского, 1999. С. 15–27. Симеон Солунский , свт. Истолкование молитвы «Господи помилуй!»//Добротолюбие: в 5 т./пер. свт. Феофана Затворника . Т. 5. М.: Сретенский мон-рь, 2010. С. 431–434. Творения древних отцов-подвижников/ред., вступ., коммент., пер. А.И. Сидорова . М.: Сибирская Благозвонница, 2012. Феолипт Филадельфийский , свт. Увещевания//Аскетические творения. Послания/вступ., коммент., пер. А.И. Сидорова . М.: Сибирская Благозвонница, 2018. С. 126–163. Феофан Затворник , свт. Письма о молитве и духовной жизни. М.: Правило веры, 2008. Литература Антоний (Мельников), архиеп. Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай//БТ. 1975. Вып. 14. С. 5–61. Балтийский центр созерцательной жизни. [Электронный ресурс]. URL: http://www. facebook.com/contemplative.latvia (дата обращения 09.04.2020).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Князь Гагарин поведал мне, что Афиф-бей будет ожидать здесь еще архитектора и двух турецких чиновников, которые будут осматривать храм Гроба Господня. Следовательно, это дело еще замедлится. 25 сентября 1852 г. До полудня Афиф-бей, присланный из Константинополя по делу о святых местах, осматривал в первый раз купол с крышею над Гробом Господним, потом самый храм с епитропами греческим, армянским и католическим. 5 октября 1852 г. Говорят, турецкий архитектор объявил, что нет надобности перестраивать купол над Гробом Господним и что достаточно починить его слегка. 12 мая 1853 г. Наш Патриарх писал из Константинополя, что купол над Гробом Господним будет починен султаном на счет казны его. 28 декабря 1853 г. Приехал сюда турецкий архитектор, посланный султаном для починки купола над Гробом Господним. Сегодня прочитан фирман о сей починке в присутствии властных магометан и духовенства греческого и армянского. Потом все пошли осматривать купол, дабы узнать, вновь ли надобно сделать его или только починить. Оказалось, что главные стропила в нем подгнили. Итак, начнется ходатайство о новой постройке всего купола. Печ. по изд.: Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. Т. 3, с.623–624, Т. 4. С. 109110, 115, 143–144, 266–267, 270–271, 273–275, 280, 290–293, 298, 305, 314; Т. 5. С. 124, 173. 403. Из письма директора Азиатского департамента МИД Н.П. Игнатьева 676 посланнику в Константинополе князю А.Б. Лобанову-Ростовскому С.-Петербург 5 января 1861 г. Подлинник Любезный и почтеннейший князь Алексей Борисович, Письмо Ваше от 28 ноября я получил и не замедлил довести содержание его до сведения Ее Величества, чтобы предупредить сплетни, жалобы и т. п., которые могли бы дойти до императрицы косвенным путем. С целью окончательно развязать Ваши руки относительно г-жи Brun de St. Hyppolite 677 , отзыв Ее Величества сообщен Вам официальным образом. Надеюсь, что Вы лично довольны. Лично я совершенно согласен с мнением Вашим о г-же Brun de St. Hyppolite, которую видел раза два у Е.П. Ковалевского 678 , перед отъездом ее в Константинополь, и сильно сомневаюсь в благодетельных результатах ее странствований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Л. 298 – «Иуниа 30. Иже в святых отца нашего Иоанна архиепископа Константиня града Златоустаго похвалное святым апостолом». Л. 302 об.– «Иже в святых отца нашего Иоанна архиепископа Константиня града Златоустаго показателно къ падшиим». Л. 307 – «Преподобного и богоносного отца нашего Ефрема Сирина слово о отцех скончавшихся, иже в посте просиявших в суботу сырную. Благослови отче». Л. 313 – «Того же. О отцех скончавшихся въ тужде суботу сырную». Л. 317 об.– «Месяца иуниа 29 день. Деание и мучение святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла». Л. 336 – «От жития Макариа Епипетскаго». Л. 337 – «Житие и подвизи и от части чюдес съповедание преподобнаго отца нашего Афанасиа иже в Афоне. Благослови отче». Рукопись включает четыре почерка. Первый – традиционный строгий полуустав XV в., нажим пера обрывистый, начертание букв угловатое (лл. 1–78; 96–143; 337–416). Второй почерк представляет изящное и легкое письмо полуустава XV в., нажим пера плавный, буквы округленные с элементами декоративной скорописи XV в. (лл. 79–88; 189–254; 262–337). Третий почерк – полуустав XVI в. (лл. 89–95 об.). Четвертый почерк – размашистая н небрежная скоропись XV в. Ионы Угрешского (лл. 144 об. – 188; 307–337). Список ГБЛ, ф. 304, 771, по которому даются разночтения к издаваемому тексту Жития, находится в рукописи 1524 г. Водяные знаки: рука с цветком – Брике 11426–1514–1524 гг.; единорог – Брике 10100–1518 г., Лихачев 1460–1514 г. Почерк – небрежный полуустав, местами переходящий в скоропись. Размер 19x13,7 см. 356 лл.+ XV л. чистых. Переплет кожаный, тисненый, порван по корешку и заклеен коленкором, застежки оторваны. Книга была подмочена. На многих листах чернила расплылись и окрасили бумагу. На л. 1 запись скорописью XVI в.: «Книга соборник Судцкие. Книга жития святых Кирилла Белозерского и Преподобного Сергия Радонежского чюдотворца. Глава 347». Здесь же владельческая запись: «Сия рукопись принадлежит к библиотеке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1855 года». На л. 3 запись: «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго инока Галасеишка, аминь». Запись эта повторяется и на л. 23. На л. 266, вслед за окончанием Жития Преподобного Сергия Радонежского, киноварью приписано: «Въ лето 7032 написана сия книга съборник рукою многогрешнаго священоинока Галасеишка, зовомаго Безъсеньева, жития преподобных отец наших Сергия и Кырыла и прочих. Молю вас, свою господню, и прошу прощения, прочитайте събою справите, а меня поминайте въ святых своих молитвах».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 577-593. 1429-1442; Кн. 4. С. 751-752; он же. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696-700; Т. 4. Стб. 145, 229, 238-239, 272, 297-298, 384, 503, 585; Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), еп. Летописец, списанный св. Димитрием в Украйне, с готового 2-й ред. до 1617 г. М., 1892. С. II-IV. Вкл.; Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287-288; Малков Ю. Г. Портрет Димитрия, митр. Ростовского, из собр. ГТГ//Рус. искусство XVIII в.: Мат-лы и исслед./Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1973. С. 136-140; Белецкий П. А. Укр. портретная живопись XVII-XVIII вв. М., 1981. С. 120-124. Ил. 107; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 266, 269, 402. Кат. 371, 372; Кузнецова О. Б. Иконы св. Димитрия, митр. Ростовского, в собр. ЯХМ//ИКРЗ. 1991. С. 41-43; Федорова М. М. Димитрий Ростовский: Иконография в собр. Ростовского музея//СРМ. 1991. Вып. 2. С. 48-70; Братчикова Е. К. Парсуна «Димитрий, митр. Ростовский и Ярославский»//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 436-440; Рус. эмаль XVII - нач. XX в. из собр. ЦМиАР. М., 1994. С. 109, 124-125, 147, 150-151, 153. Кат. 135, 158, 190, 193, 195, 196; Icona Russa: Llonja, maig - juny 1994: [La cataleg de l " exposicio «Icones de les Colleccions Privades de Moscou Segles XV-XIX»]/Conselleria de Cultura, Educacio i Esports de Govern Balear; Introd. M. Alpatov, G. Vzdornov. Palma de Mallorca, 1994. P. 90-91. N 71, 72; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 41, 63; Пархоменко I. Nopmpemhi зображення Дuмumpiя Ростовського XVIII ст.: (Iз зб. Нац. худож. музею)//Moruляhcьki читання: Мат-ли щopiчhux наук. конф. 1996-1997 pp. К., 1998. С. 103-107; Иконография ростовских святых: Кат. выст./ГМЗРК. Ростов, 1998. С. 43-47, 51, 53, 61-63. Кат. 24-27, 31, 33, 41, 42; Духовные светочи России. С. 31-39. Кат. 1-13; Мельник А. Г. Икона Димитрия Ростовского с 36 клеймами посмертных чудес//Учемский сб. Мышкин, 2000. Вып. 2: Мат-лы 2-й науч. конф. «На земле св. Кассиана». С. 35-44; он же.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Литература: Красносельцев Н. Ф. Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский и его учено-литературная деятельность. – Одесса. 1893. Зефиров Е. Мои воспоминания о преосвященном Никаноре за время его пребывания на Уфимской кафедре (1877–1884)//Странник. – СПб., 1893. август-декабрь. Крылов А. Л. Памяти в Бозе почившего архиепископа Никанора. – Новочеркасск, 1893. Крылов А. Л. Воспоминание о митрополите Платоне и викарии его епископе Аксайском Никаноре//Пастырский собеседник. – М., 1893. май-июль. Зеленецкий А. К биографии преосвященного Никанора//Исторический вестник. – СПб., 1891. – Кн. 2–3; 1905. август. Петровский С. В., протоиерей. Одесский Преображенский, ныне кафедральный собор. – Одесса. 1908. – С. 266–348. Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870–1892). – Казань. 1892. – С. 10–16. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования. – Казань. 1891–1892. Ибервег, Фридрих и Гейнце. Макс. История новой философии в сжатом очерке. – СПб., 1890. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 3, 4, 5, 6, 9. Германов С. На Афон и святую Землю. – М., 1912, ч. 1. – С. 96. Толстой М. В. Хранилище моей памяти: в 2 кн. – М., 1890–1893. См. также: Душеполезное чтение. – М., 1891. – Ч. 1. – С. 202–204. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904. – Т. 1. – С. 362. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 296–298. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 3 т. – М., 1941–1949. – Т. 1. – С. 93. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1016. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 424.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

матер., II, 370). 10 Воспоминание о Ломоносове – в торжественном столетнем собрании московского университета, 12 янв. 1855, напеч. в Извест. Императорской академии наук по отд. рус. яз. и словесности, т. IV, Спб. 1855, стр. 70. 12 M. В. Ломоносов. Биографический очерк. Первые четыре главы. Спб. 1864, стр. 26–27. В подтверждение своего взгляда на двинскую землю и поморов, проф. Ламанский указывает на значениее Архангельска, чрез который со второй половины XVI в. завязались у нас постоянные прямые сношения с западом, с англичанами, голандцами и немцами из Бремена и Гамбурга, на промыслы поморов на Белом море и Северном океане, на поездки их в Норвегию, на Новую Землю, Колгуев и Грумант, каковые обстоятельетва в своей совокупности не могли не действовать особенно благоприятно на их внешнее благосостояние и умственное развитие; указывает на то необыкновенное оживление всего северного края и особенно двинской земли, какое должна была принести ее собою поездка туда Петра I и тамошняя его деятельность и на то обстоятельство, что двинская земля находилась в живых сношениях с жителями средней России, так что, не утративши старых новгородских преданий, она в то же время совершенно была проникнута умственными и материальными интересами города Москвы и подмосковных жителей, которые питали такое же глубокое уважение к Соловецкой обители, как и поморы к святыням московским. Там же, стр. 26. 13 Отец Ломоносова, крестьянин деревни Денисовки Василий Дорофеев, владел, на правах собственности, участком земли, и сверх того, «промысл имел на море по Мурманскому берегу и в других приморских местах для лову рыбы трески и палтосины на своих судах, из коих в одно время имел не малой величины гуккор с корабельною оснасткою. Он всегда имел в том рыбном промысле счастие, а собою был простосовестен и к сиротам податлив, а с соседями обходителен, только грамоте не учен.» Сведения эти собраны на месте академиком Озерецковским и помещены им в «Путешествиях» академика Ивана Лепехина, IV, Спб. 1804, стр. 298,–у Пекарекато, Ист. ак. наук, II, 266–267. По другому известию, внесенному в жизнеописание Ломоносова при академическом издании его сочинений 1784 г., отец Ломоносова был «промыслом рыбак... и первый из жителей сего края состроил и по европейски оснастил на реке Двине под своим селением галиот и прозвал его чайкою; ходил на нем по сей реке, Белому морю и по Северному океану для рыбных промыслов, а из найму возил разные запасы казенные и частных людей города Архангельского в Пустозерск, Соловецкий монастырь, Колу. Кильдин, по берегам Лапландии, Самояди и на реку Мезень.» Пек. 267. Таким образом оказывается явною ложью чувствительное прозвание Ломоносова сыном бедного рыбака. По свидетельству и самого сына, его отец имел довольство, по тамошнему состоянию» (Письмо к И. И. Шувалову от 10 мая 1753 г., в Смирдин. Ниже, во всех случаях под сокращ.: Соч. 1, I I, I I I и просто I, I I, I I I разумеется это Смирдинское издание сочинений Ломоносова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Н. Сумароков выделяет особый раздел, посвященный автокефальным предстоятелям Русской Церкви – «Митрополиты Московские и всея Руси». После пунктов «Митрополит Иона» (т. 1, с. 266–273), «Митрополит Феодосий» (т. 1, с. 273–276), «Митрополит Филипп 1-й» (т. 1, с. 276–281) и «Митрополит Геронтий» (т. 1, с. 281–289) освещена тема гражданской истории: «Возвышение Московского княжества в XIV и XV веках» (т. 1, с. 289–297). Автор кратко говорит о деятельности князей, показывает возвышение Москвы, заканчивая временем Василия III (1505–1533). Описав созидательную деятельность московских князей, Е. Н. Сумароков посвящает следующий параграф важной теме: «Москва – третий Рим» (т. 1, с. 297–299). Ранее, заканчивая говорить о митрополите-кардинале Исидоре, автор отметил новое значение Московской Руси, как хранительницы чистоты православия, т. е. высказал идеи псковского старца Филофея, не называя его по имени (т. 1, с. 263). Теперь же он говорит о начавшемся после Куликовской победы подъеме, что нашло отражение в памятниках письменности последующего времени на Руси. Автор называет при этом Сказание о Мамаевом побоище, Задонщину, Слово о житии Димитрия Донского, или же, не упоминая названия, имеет в виду: Повесть Симеона 90 Суздальского об осьмом Флорентийском Соборе, повествование «о пребывании на Руси апостола Андрея Первозванного» (т. 1, с. 298), «Сказание о князьях Владимирских», «Повесть о Белом клобуке». Наконец, он цитирует знаменитое послание старца Филофея, адресованное московскому князю Василию III, в котором древнерусский автор говорит об ответственности Русской державы в вопросе сохранения чистоты православия. Эта идея «стала руководить московскою политикою и привела московскую власть к решимости сделать Московское княжество “царством” через официальное усвоение Московскому князю титула “цезаря” – “царя” (1547 год). Немного позднее (1589) и московский митрополит получил высший церковный титул Патриарха и таким образом Московская Церковь стала на ту же высоту, как и старейшие Восточные Церкви» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010