Но идея не умерла и продолжилась в созданном в 1907 г. Религиозно-философском обществе (РФО), состоявшем из тех же последователей Соловьева, а также из «обновленцев», требовавших не только обновления православной Церкви в духе времени, но и замены ее учения неким «новым религиозным сознанием» . Неудивительно, что деятели РФО радостно встретили февраль 1917 г., и не испугались «Великого Октября» . В декабре 1917 г. сотрудники Публичной библиотеки Г. П. Федотов, Н. П. Анциферов и А. А. Мейер с супругами и Л. В. Преображенская организовали кружок «Воскресенье». Постепенно на роль лидера вышли А. А. Мейер и К. А. Половцева (ранее была секретарем РФО). Первоначально кружок являлся идеологическим преемником «левого крыла» – Санкт Петербургского РФО, большинство участников которого скептически относились к православной Церкви, считая, что в ней невозможно свободное развитие христианских идей; «истину» они искали на путях объединения христианства и социализма . Деятельное участие в кружке «Воскресенье» принимали также И. М. Гревс, философ С. А. Алексеев (Аскольдов), большевичка С. Л. Маркус, пианистка М. В. Юдина и др. С «Воскресеньем» были связаны еще несколько религиозно-философских кружков. В декабре 1919 г. в Петрограде деятели РФО объединились в так называемую «Вольную философскую ассоциацию» (Вольфила), филиал которой имелся и в Москве, и укрепили таким образом свои силы в борьбе с ортодоксальным православием и традиционными ценностями русского народа . Возглавляли «Вольфилу» Андрей Белый и Иванов-Разумник, отмечавшие извращение «подлинной революционности» большевиками и призывавшие к более глубокой «революции духа» и созиданию «культуры свободы» . Результатом этой кипучей деятельности «реформаторов» стало резкое усиление нападок либеральной прессы на православное духовенство . Согласно § 3 «Положения о Богословском институте» «распространять в обществе христианские понятия» – и в противовес «Вольфиле» 18 марта 1920 г. после первого заседания Правления института протоиерей Н. К. Чуков, И. П. Щербов, Ю. П. Новицкий и Ф. К. Андреев обсудили вопрос об организации при институте религиозно-философского общества и Братства св. Софии . «Платформу» для братства они решили взять из прежнего устава «св. Софии» , наметили характер дятельности и лиц, к которым желательно ректору обраться с письмом и, доложив Совету института, испросить благословение митрополита . Как «ректору, мечтающему объединить верующую интеллигенцию», Щербов подарил протоиерею Н. К. Чукову на именины 17 февраля книгу «Записки религиозно-философских собраний 1901–1903 гг.» , в которых он в свое время участвовал.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

26 октября. Четверг. Газеты не вышли 869 ; мы опять в полнейшей темноте, что делается в Петрограде. Самые противоположные слухи: по одним, берет верх Временное правительство, по другим – большевики; по одним, во главе войск, верных Временному правительству, стоит Кишкин – вот истинный спаситель России, по другим – Кишкин сидит под арестом 870 . Ко мне утром заходил один студент Духовной академии, сообщивший, что премьер-министром провозглашен товарищ Ленин, а Бронштейн-Троцкий – министром иностранных дел, а Верховский – военным министром 871 . Кизеветтер, которого я видел в Университете, куда отправился на семинарий, рассказал о причине невыхода газет: «Русские ведомости» получили от большевиков письменное распоряжение прекратиться, впредь до новых распоряжений. Студентов на семинарии было меньше обыкновенного. Холод в Университете отчаянный: в профессорской 9°. Отличная сухая и ясная погода, державшаяся весь октябрь, сегодня изменилась к худшему, падает мокрый снег хлопьями. Кое-где на улицах караулы из юнкеров. Но Кизеветтер сообщал, что командующий войсками полковник Рябцев занят только внешней охраной порядка, не держит ни той, ни другой стороны, а выжидает, чья возьмет в Петрограде. Городской голова [В. В. Руднев] так же. Вчера он в Думе сказал, что большевиками разогнан Совет республики 872 . Москва опять в этом переломе никакого активного участия не принимает и пойдет за Петербургом. 27 октября. Пятница. Продолжается полнейшая неизвестность; газеты не выходят. Утром я готовился к лекции. Заходил ко мне Н. В. Лысогорский в тревоге о своем положении; оказывается, в новый временный устав Академии включена статья, что профессора, с 3 февраля 1909 г. вступившие в Академию без выборов, должны быть переизбраны. Я его успокаивал, находя, что, так как из доцентов в ординарные профессора его выбирали, стало быть, в его служебном движении выражение общественного доверия есть и ему бояться нечего. Я думаю, что переизбирать его было бы неправильно. Все же он испытывает неприятное состояние духа; это я знаю по собственному горькому опыту. Был на семинарии на Курсах. Там происходит забастовка служителей; двери заперты, надо было звонить, отпирают и дежурят в передней сами курсистки. С Д. Н. Ушаковым и П. Н. Сакулиным мы ходили в буфет за чаем. Множество разных слухов. Говорили, что крейсер «Аврора» палил по Зимнему дворцу, выпустил 1 000 снарядов и разрушил дворец, причем, погиб женский батальон 873 . Занятия новгородскими писцовыми книгами шли в моей группе с таким вниманием, как будто, ничего вокруг не происходило, много лучше, чем в Университете. Вечер дома за чтением. Ночью на 28-е (я пишу эти строки 28 утром) в 4 часа я услыхал сильную ружейную стрельбу, продолжавшуюся до половины пятого. Затем она несколько раз возобновлялась. Я не мог уже заснуть. Значит, началось и в Москве! Где палили, разобрать было невозможно. Выстрелы раздавались гулко среди ночной тишины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В дек. 1895 г. арестован, помещен в с.-петербургский окружной дом предварительного заключения («Шпалерная тюрьма»), где содержался более года. В февр. 1897 г. приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в с. Шушенском Минусинского у. Енисейской губ. После окончания срока ссылки выехал в июле 1900 г. в Зап. Европу (1-я эмиграция). Проживал в Германии, Великобритании, Швейцарии. Стал одним из основателей Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). С дек. 1901 г. публиковал статьи в периодической печати под псевдонимом Ленин, ставшим общеизвестным. В 1903 г. возглавил в РСДРП революционную фракцию большевиков, к-рая впоследствии оформилась в самостоятельную партию. В нояб. 1905 г. во время первой русской революции вернулся по поддельным документам в Россию, руководил организационно-партийной и пропагандистской работой. С авг. 1906 г. проживал на территории имевшей автономный статус Финляндии, в дек. 1907 г. выехал за пределы Российской империи (2-я эмиграция). Жил в Швейцарии, Франции, Австро-Венгрии. В авг. 1914 г., после начала первой мировой войны, арестован австро-венгерскими властями как российский подданный, но вскоре освобожден; выехал в нейтральную Швейцарию. После Февральской революции вернулся в апр. 1917 г. в Петроград (проехал через территорию воюющей с Россией Германии с согласия немецких властей) и начал подготовку захвата власти в стране. В связи с неудачей 1-го выступления большевиков в июле того же года перешел на нелегальное положение, в авг.-окт. проживал на территории Финляндии. Вернулся в Петроград непосредственно перед свержением Временного правительства и приходом большевиков к власти (Октябрьская социалистическая революция). С 27 окт. 1917 г. председатель советского правительства - Совета народных комиссаров (СНК). Был признанным лидером («идейным вождем») правящей большевистской партии (с марта 1918 - Российская коммунистическая партия (большевиков) (РКП(б)), формально не занимал там руководящих постов, являлся одним из членов ЦК РКП(б), с марта 1919 г.- одним из членов Политбюро ЦК РКП(б). С нояб. 1918 г. председатель Совета обороны (с апр. 1920 - Совет труда и обороны), главного военно-хозяйственного и планирующего органа Советского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/2463379.html

В каждом районе есть центральная детская библиотека и филиалы. Практически во всех ведется познавательная просветительская деятельность наряду с творческими занятиями. Мы выбрали самые, на наш взгляд, интересные детские библиотеки. Центральная районная детская библиотека Петроградского района Эта библиотека  по итогам работы в 2015 году признана лучшей библиотекой Централизованной библиотечной системы Петроградского района. И неспроста. Здесь Вы можете посетить: Занятия в клубах и изостудии бесплатные. Также по средам проходит Час сказки. Час сказки — это прекрасная возможность  вместе с библиотекарем  и другими ребятами познакомиться с новой сказкой или другой книжной историей. После прочтения – время общения, чтобы попытаться понять прочитанное, обсудить, поговорить об иллюстрациях. Сотрудники библиотеки стараются выбирать для часа сказки и старую, добрую, проверенную временем детскую классику, и малоизвестные, но от этого не менее хорошие книги, а также новинки современной детской литературы, которые также пользуются большой популярностью и любовью у детей и их родителей. По средам час сказки проводит библиотечный художник и руководитель изостудии, а, поэтому, для чтения в этот день стараются выбрать поистине книжные шедевры не только с точки зрения текста, но и с точки зрения иллюстраций. По пятницам проходят занятия для самых маленьких читателей от 1,5-2 лет. Библиотека реализует социокультурный проект, целями которого являются: Если Вы ищите умный и занимательный досуг для своего ребенка, то Вам сюда. Детская библиотека МЦБС им. М. Ю. Лермонтова Данная библиотека – это больше, чем книги. Открылась она для читателей в мае 2013 года.  На двух этажах  библиотеки – десятки тысяч книг для детей, подростков и для взрослых, а также интересные занятия, настольные игры, выставки, спектакли. В библиотеку может записаться не только ребенок — читателем можем стать человек любого возраста, из любого района Санкт-Петербурга. Здесь представлен большой фонд взрослой литературы, значительное собрание литературы по психологии и педагогике. Детская выписывает около 100 журналов для детей, подростков и взрослых.

http://azbyka.ru/deti/novyj-format-detsk...

Двойственна по внутреннему звучанию и картина «Новоселье». На полотне запечатлены новые хозяева страны — вчерашний рабоче-крестьянский люд переселился в барский дом, в котором еще живут зеркала, ковры, картины — старинные вещи, свидетели былой блестящей петербургской жизни. Но в самой атмосфере этого новоселья чувствуется что-то маскарадное. В скованности поз, в «приглушенности звука», в какой-то театральной постановочности самого действа читается внутренняя неуверенность новых хозяев в своем праве здесь находиться. Здесь совсем нет «певучести», метафоричности, характерной для живописного языка Петрова-Водкина. Скученность, неясность композиции дает ощущение, что что-то перепуталось в самой жизни, и самозванцы, войдя в дом, совсем не ощущают себя настоящими хозяевами. Новоселье (Рабочий Петроград). 1937 Собственно, подобные «новоселья» в то время происходили порой далеко не так церемонно, как являет нам Петров-Водкин. Из воспоминаний Зинаиды Гиппиус: «Когда же хлынули «революционные» (тьфу, тьфу!) войска... — они прямо принялись за грабеж и разрушение, ломали, били кладовые, вытаскивали серебро; чего не могли унести — то уничтожали: давили дорогой фарфор, резали ковры, изрезали и проткнули портрет Серова, наконец, добрались до винного погреба... Нет, слишком стыдно писать». У Петрова-Водкина в барском доме все цело — и ковры, и фарфор, и портрет на месте. Он словно не считает себя причастным ко всему варварскому, что тогда происходило. Но с какими-то совсем иными интонациями — потаенно, без нажима,  он отказывает новоявленным властителям в законности их нового статуса. По  поводу самих «властителей» — в его личном дневнике, в жалобах на тогдашнее бытовое неустройство нет-нет да и мелькнет порой ироничная ремарка: «Пролетариат был занят кормежкой — где тут мыться, не подохли бы граждане передового политически государства» (запись от 13 марта 1927 года). Перестройка российской равнины В 1920 году он пишет «Петроградскую мадонну» («1918 год в Петрограде»). В советское время молодая работница на переднем плане картины воспринималась как новая героиня новой коммунистической России, а младенец на руках у матери — символ того самого светлого будущего, за которое и надлежало бороться. Послереволюционный Петроград запечатлен без казенного плакатного героизма. Строгая геометрия домов, они кажутся необитаемыми, темные проемы разбитых окон, огромная пустынная площадь, город показан сверху, отдельные группки людей кажутся случайными, маленькими, обособленными, что усиливает общую атмосферу неуюта, напряжения, тревоги послереволюционной жизни. Контрастное сопоставление крупных цветовых плоскостей от синего до насыщенно бордового, композиционный аспект — пространство, сдавленное домами, подчеркивают эту общую тревожность. Длинные очереди за хлебом, расклеенные листовки на стенах домов — во всем печать времени — голодного 1918 года.

http://foma.ru/chem-zakonchilos-kupanie-...

Указанное письмо было действительно послано. И, как свидетельствуют архивные данные, изъятие имущества весьма активно производилось в дальнейшем. Этому предшествовало его описание сотрудниками Отдела охраны 2 мая 1919 г. 30 ноября 1923 г. производился его вывоз, а 15 декабря – его прием и инвентаризация на складе . 15 января, 1 февраля и 4 марта 1924 г. имущество снова описывалось в присутствии комиссии и назначенной на пост заведующей О. М. Равницкой . Имелась и такая запись: «Уполномоченный Государственного музейного фонда присутствовал при приеме сотрудницей О. М. Равницкой имущества собора. Вывоз состоялся 1 мая 1924 г. на склад Отдела – 11 предметов и одного колокола, как церковного предмета» .Правда, здесь же сообщалось, что вывоз имущества производился и раньше – в апреле 1924 г. Видимо этот уполномоченный 11 июня 1924 г. участвовал в работе комиссии «по удалению из Петропавловского собора поздних икон в киотах, а также в проверке его инвентаря» . Указывалось, что имущество вывозилось на склад 20 мая и 3 июня 1924 г. Причем, в последний раз груз был тяжелый (колокол?), так как подчеркивалась необходимость дополнительного найма рабочих . Следует сказать, что особое внимание власти уделяли коврам, которых в соборе, судя по всему, было немало. Так, например, их вывоз производился 10 ноября 1923 г. В отчетности Музейного фонда за 1924 г. торжественно писали, что из собора «все ковры изъяты и перевезены на склад» . Тогда же отмечали, что «все пилоны и стены освобождены от металлических полос, к которым были прикреплены венки, вывезенные в 1917 г. в Москву, и направлены в переплавку» .         © Гессен В. Ю., 2020   Лебедева Е. А. Петроград и его святыни: церковно-исторический очерк СПб., [б/г]; Веревкин М. С. Краткое описание придворного Петропавловского собора в Петроградской крепости. Петроград, 1915; Три документа о ценностях Петропавловского собора/Публикация А.И. Барабановой//Краеведческие записки: исследования и материалы/Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Вып. 2. СПб., 1994; Андрианова Л. В. Из истории Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы 1920–1940-х годов//Краеведческие записки: исследования и материалы…; Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. Некрополь Российского Императорского Дома/Авт. текста А. Е. Берташ. СПб., 2008; Логунова, М. О. Печальные ритуалы императорской России. М.; СПб., 2011; и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667258/

Большевики вообще встретили известия о действиях генерала Корнилова с энтузиазмом. Они их не испугали. Их вожди были уверены в том, что выступление Главковерха провалится и что вслед за ним провалится и само правительство Керенского. Мажорные настроения большевистской верхушки и близких им политиков хорошо видны из уже цитированных здесь «Записок о революции» левого меньшевика Н.Н. Суханова, который, получив известие о конфликте между Главковерхом и премьер-министром, беседовал с А.В. Луначарским, который незадолго до этих событий вместе со всей фракцией «межрайонцев», возглавлявшейся Троцким, присоединился к партии большевиков. «У нас обоих, — пишет он, — вырвался какой-то глубокий вздох облегчения... Что Корнилов может достигнуть своих целей — в это мы не поверили ни на одну секунду. Что он может дойти до Петрограда со своим войском и здесь установить свою реальную диктатуру — этого мы настолько не допускали, что, кажется, даже и не упоминали об этом в нашей беседе по дороге в Смольный... Если не дошел до Петербурга ни один эшелон царских войск в момент мартовского переворота, при наличии старой дисциплины, старых офицеров, вековой инерции и страшного неизвестного нового — то не сейчас утвердить свою власть над армией и столицей царскому генералу... Теперь у нас свои командиры, свои идейные центры, свои традиции». Ни 3-й кавалерийский корпус, ни Дикая дивизия до Петрограда действительно не дошли. На подступах к столице их встретили части, верные Временному правительству, и отряды красной гвардии. Солдат Туземной дивизии эсеровские и большевистские агитаторы склонили к братанию с правительственными войсками. 29 августа продвижение войсковых частей 3 корпуса было остановлено на участке железной дороги между Вырицей и Павловском, где железнодорожники разобрали полотно, а затем правительственным агитаторам удалось убедить войска генерала А.М. Крымова сложить оружие. В это время сам Крымов по приглашению Керенского, переданному через его друга полковника С.В. Самарина, который был помощником начальника кабинета главы правительства, выехал в столицу для переговоров с премьер-министром. Содержание его беседы с Керенским осталось неизвестным, но после этой встречи генерал-лейтенант А.М. Крымов выстрелил себе в грудь. Через несколько часов он скончался в Николаевском военном госпитале. Полковник Самарин, устроивший эту встречу, которая стоила жизни его другу, был вскоре потом произведён в генерал-майоры и назначен командующим войсками Иркутского военного округа.

http://pravoslavie.ru/106507.html

А в России – не одно донское, но 12 казачеств, и всего казаков до 4 миллионов. И при Главном Управлении казачьих войск, на Караванной у Симеоновского моста, теперь зародился Совет Союза всех казачьих войск – взяли туда и «перводумца Ковынёва», как его теперь называли в газетах, «перводумец» стал его главный чин. По этой несущейся с фронта тревоге решили ещё в конце марта, до Пасхи, собрать в Петрограде общий казачий съезд – и в подготовительную комиссию опять-таки выбрали Ковынёва, хоть и штатского, а всё равно природного казака. На съезде и будет обо всём галда, и каждое казачье войско усилится сплоченной силой остальных, и попробуй солдатня не посчитаться! А Федю Маша звала приезжать в марте, и сам он рвался, конечно, на Дон,- но всероссийский казачий съезд стоил того, чтоб и задержаться тут. А дальше – Горный институт (ректора переизбрали, и со студентов уже не требовали всех зачётов) этой весной кончит год раньше, хоть и не возвращайся с Дона. И Зинаиду же звал весной в станицу. На одни и те же недели приходило решаться всему: и семейному, и донскому. Но чем потерянней становилась для Феди его петербургская покидаемая жизнь – тем и приятнее последние деньки больше потолкаться в литературных кругах, ещё надышаться, чего уж не будет скоро. И теперь, посиживая над матерьялами к съезду в Управлении казачьих войск, да гутаря с казачьими тут старшинами, – не упускал Федя, что близко – через Фонтанку, Литейный да на Басковой – редакция «Русских записок». Да и потянулся сегодня туда. В Петрограде наступила оттепель, чуть ли не первая за всю зиму. Сразу небо стало жёлто-мутное, и под ногами жёлто-серое снежное месиво, даже снег тут не похож на снег. От извозчиков, от автомобилей летят в пешеходов брызги – никогда Петербург не бывает такой отвратный, как в зимнее слякотное время. А трамваи – все облеплены гроздьями, на передних и на задних подножках. Гражданских зевак сильно поменело от первых дней революции, но солдат гуляющих полно! – не кончается праздник у них. И месил Ковынёв по раскислым улицам, сразу превратясь из казака в беспомощного горожанина в тяжёлом ватном пальто и в галошах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

  … Да это же вовсе не революция! Это – светлое Преображение, величайшее из земных чудес! Над светлым и ярким пафосом восстания, сделанного Петербургом,- гордитесь, жители невской столицы!   КРАСНЫЙ ЛЕБЕДЬ. Сказочный лебедь с багряными перьями, фламинго Севера, Петроград, Петроград, где взять слов, чтобы прославить тебя? Будем, как Пётр, такими же железными и, если, нужно, беспощадными. (Тан-Богораз)   … Кровавый цвет знамён говорит о стальной воле народа.   … Жутко-стройное движение рядов революционной армии.   … Одним взмахом благородной воли русские люди уничтожили в себе всё злое и тёмное, что закралось в их душу на тернистом историческом пути многострадальной России. Радостная идея свободы осветила народные умы…   … Буйным вихрем революции сброшены с пьедесталов в грязь все старые боги.   … Сказано последнее похоронное слово тысячелетней полосе русской жизни.   … Благодетельная буря смела одним ударом прогнившие насквозь устои старого порядка, очистила воздух, в котором задыхалась чуткая совесть русского народа.   … Всероссийская тюрьма, именовавшаяся Российской Империей, более не существует.   … Старый режим пал со сказочной быстротой. Он ничему не научился и всё позабыл…   … Это они, насильники и расхитители народных прав, изобразили свою мощь в виде хищной двуглавой птицы с растрёпанными крыльями, держащей в одной лапе кнутовище, в другой камень…   … Царские опричники в раззолоченных мундирах, годами пившие народную кровь…   … Русское правительство нигде в культурном мире не пользовалось доверием и уважением…   … династия Голштейн-Готторпов, именовавшая себя Романовыми…   … «Романов» стало синонимом всякой грязи и недобропорядочности…   … Николай Последний, низвергнутый деспот…   … Убийца народа, обагрённый кровью бесчисленных жертв…   … Их кровью спаивалось дело свободы. Чьи голоса прорывались сквозь треск расстрелов и свист нагаек…   … Целые поколения страстотерпцев русского освобождения. С молитвенным благоговением мы вспоминаем их…Имена, которые давно целует пылкими устами уповающая Россия…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Вся организация межрайонцев была надёжно пропитана революционно-интернационалистическим духом, и от начала войны их лозунг сразу был – борьба с оборончеством, «долой войну» – без «долой войну» задушат в империализме, – а затем и «превратим империалистическую в гражданскую». Так что получалось даже, что в лозунгах у них с большевиками и противоречий особых нет – но не хотели поддаться их расслабленному Петербургскому комитету и призрачному швейцарскому ЦК. Вместе с большевиками боролись и против главных врагов – гвоздёвцев, предателей рабочего класса, и в этой борьбе блокировались и с Инициативкой на интернациональной почве, последние месяцы и с эсерами-интернационалистами, – но со всеми ими неслиянно. Так что когда Матвей Рысс этой осенью перешёл от большевиков к межрайонцам – он не испытал никакой измены лозунгам, а только была эта организация побоевей (хоть и про большевиков не скажешь, что растяпы). Правда, во главе её Кротовский-Юренев никак не был светило, даже совсем слабая голова, и суетлив, но хорош был общий энтузиазм и деловитость межрайонцев, хорошо поставлено типографское дело, много листовок, умели забастовки устраивать и деньги для них находить. Да как раз в те дни и большая группа студентов-психоневрологов повалила к межрайонцам, друзья Матвея: «вдохнём неврологический дух!». Все они обожали рабочий класс. Девиз межрайонцев был: качай, качай – когда-нибудь и раскачается. Одной из главных задач они считали – вести пропаганду в армии, и проникали в разные части, расквартированные в Петрограде, а с Кронштадтом имели постоянную хорошую связь. В институте на лекциях Матвей не густо бывал, как и его приятели, – да институт был частный, руководство либеральное и зажмуривалось, чем там студенты на самом деле заняты. От месяца к месяцу этой зимы всё больше овладевало Матвеем нетерпение действовать. Эта внутренняя страсть-нетерпячка изжигала его изнутри, и была бы в Петрограде партия ещё боевей – он перескочил бы туда. Этой зимой Матвей вошёл в такое состояние, что ненавидел всякую обычную жизнь, всякий кусок обычной жизни воспринимал как примиренчество с треклятым режимом. Он дошёл до такой неистовой грани, что если не возникнет народного движения, то он должен сделать что-то сам или с ближайшими друзьями – хотя индивидуальный террор считал занятием бесперспективным, не это он имел в виду, он сам не знал что. Но такие тяжёлые общие тучи разочарования и озлобления нависали над столицей, и такая например всеобщая радость от убийства Распутина, – всё это не могло пройти бесследно, он надеялся на что-то крупное!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010