Рубрики Коллекции Мой брат Петрополь 6 мин., 22.06.2012 Поделиться Постижение Петербурга и создание личного петербургского мифа — основное занятие нормального питерского писателя. Я не знаю, как обстоит дело в других городах, но в Петербурге любое название — ключ. В детстве мы учили стихотворение: «Это имя — как гром, как град: ПетербургПетроград — Ленинград». Начиная с восемнадцатого века, каждая эпоха в истории страны маркируется переименованием нашего города, который, тем не менее, всегда сохранял ласковое прозвище «Питер». Питер — это как бы до невозможности расширившийся Петр. В какой-то степени Питер — эманация Петра Первого, его воплощенный и живущий дух. Любое изображение Петра Первого питерцами приветствуется. Поэтому когда рафинированные эстеты начали морщить нос при виде Шемякинского Петра на территории Петропавловской крепости, «петербуржцы и гости нашего города» проголосовали своеобразно: фотографироваться на коленях у «монстра» стало дурацкой, но стойкой привычкой. К нелюбимой статуе на коленки не полезут... В советскую эпоху сохранялось понятие «Пушкинский Петербург » и « Петербург Достоевского», это звучало так же естественно, как сейчас — оставшееся за зоопарком название «Ленинградский» . Имя «Петроград» появляется в «Медном всаднике» и звучит так естественно для слуха, что не сразу отслеживается. Революция изменила имена улиц и площадей. Но среди обитателей Ленинграда считалось нормальным знать и учить детей старым названиям. «Олега Кошевого — бывшая Введенская, — не задумываясь, могла сказать девочка-пионерка. — Красная — бывшая Галерная». Поэтому обратное переименование, в пору перестройки, происходило без особых нравственных судорог. «Введенская? — чуть призадумается немолодая домохозяйка. — Бывшая Олега Кошевого?» «Промежуточные» названия — те, которые давала совсем молодая революция, — вроде улицы Красных Зорь, улицы Деревенской Бедноты, площади Урицкого, — знать было не обязательно, но вообще-то считалось особым шиком. Их произносили с едва заметным оттенком иронии: «Я живу на улице Куйбышева, бывшая Деревенской Бедноты...»

http://foma.ru/moj-brat-petropol.html

К 200-летию научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» 26 января 2021 г. 09:00 Научному журналу  Санкт-Петербургской духовной академии   «Христианское чтение» исполнилось 200 лет. Журнал по праву считается старейшим научно-богословским периодическим печатным изданием России. В октябре 1820 года на одном из заседаний конференции академии ректор архимандрит Григорий (Постников) (1784-1860), ученик и преемник святителя Филарета (Дроздова), обратился к профессорской корпорации: «Не полезно бы было с будущего года начать при академии повременное христианское издание?». Это предложение было единодушно принято. В состав редакции журнала, помимо ректора академии, вошел также ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников). После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в январе 1821 года в свет вышел первый номер академического журнала, получившего название «Христианское чтение». С 1848 по 1917 годы «Христианское чтение» выходило с приложениями. Это были переводы святоотеческих творений, но и не только они. Так, начиная с 1906 года в качестве приложения к журналу публиковались отредактированные профессором А.И. Бриллиантовым «Лекции по истории древней Церкви» профессора В.В. Болотова. В 1870-1915 годах в виде приложения выходили «Журналы (протоколы) заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии». В 1918 году редакция «Христианского чтения» была вынуждена прекратить свою деятельность в связи с закрытием Петроградской духовной академии и из-за отсутствия средств. Издание журнала под названием «Вестник Ленинградской духовной академии» было возобновлено в 1990 году ЛДАиС. Номер открывался благословением  митрополита Алексия (Ридигера)  (вскоре избранного Патриархом Московским и всея Руси): «Божие благословение на издание ежеквартального журнала " Вестник Ленинградской духовной академии " , который должен стать преемником издававшегося Санкт-Петербургской духовной академией " Христианского чтения " , публиковавшего серьезные богословские исследования, осуществлявшиеся профессорами академии».

http://patriarchia.ru/db/text/5758001.ht...

Справка: 30 апреля 1991 года Ленинградский городской Совет народных депутатов 21 созыва принял Решение «О проведении опроса населения Ленинграда о восстановлении первоначального названия города». 12 июня 1991 года, одновременно с выборами мэра города, был проведен опрос населения. Граждане должны были ответить на вопрос: «Желаете ли вы возвращения нашему городу его первоначального названия — Санкт-Петербург?». В голосовании приняло участие 64,69% жителей, имеющих на это право. Более половины из них (54,86%) высказалось за возвращение городу имени Санкт-Петербург. Уже 25 июня 1991 года депутаты Ленсовета обратились в Верховный Совет РСФСР с предложением о переименовании города. 6 сентября 1991 года был издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о возвращении Ленинграду его исторического названия — Санкт-Петербург. За трехвековую историю город менял название несколько раз. Сначала Санкт-Петербург, с 1914 года — Петроград, с 24-го — Ленинград, и, наконец, снова Санкт-Петербург. Хотя сегодня у города могло бы быть и совсем другое имя. 20 лет назад его предлагали назвать Свято-Петроградом, Петрополем, Невоградом или просто — Питером. Читайте также: Переименовывать или нет? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 мая, 2024 7 мая, 2024 7 мая, 2024 7 мая, 2024 7 мая, 2024 7 мая, 2024 6 мая, 2024 6 мая, 2024 6 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/sankt-peterburg-otmech...

Свидетельством огромного внутреннего потенциала академии в то время стало открытие 31 год назад Регентского отделения — учебного заведения, дававшего не только богословское, но и церковно-практическое, и музыкальное образование. Значимым было то, что учиться на Регентском отделении получили возможность девушки — задумка, которую вынашивал еще митрополит Григорий (Чуков), но осуществить которую смог лишь нынешний Святейший Патриарх. Вспоминая об этом событии, Патриарх назвал его «проектом со значительными миссионерскими последствиями» Свои размышления об истории и задачах духовного образования в Санкт-Петербурге архиепископ Кирилл изложил в статье «Богословское образование в ПетербургеПетрограде — Ленинграде: традиция и поиск», изданной уже после его перехода на Смоленскую и Вяземскую кафедру – в 1986 году, в Юбилейном сборнике «Богословских трудов», посвященном 175-летию ЛДА Приведя подробный исторический обзор академического образования в городе на Неве, ректор академии писал в заключение: «Под образованием ‹...› следует понимать не только совокупность знаний и освоение метода научно-богословской работы, но и формирование твердых христианских убеждений, подлинной личной духовности, верности и любви к своему Отечеству. ‹...› Богословие, основанное на Священном Писании и святоотеческой традиции, строгая научность исследования и верность церковному Преданию, открытость проблемам, волнующим современного человека, и способность творчески сохранять неизменными истины апостольской веры; честное стремление к христианскому единству посредством братского экуменического диалога и верность святому Православию; развитие пастырского подхода к современным общественным проблемам совершенствование личной и общинной духовности – вот те задачи, осуществление которых стоит на пути, завещанном нам лучшими представителями духовной школы в ПетербургеПетрограде — Ленинграде» Подводя этими словами Святейшего Патриарха краткий итог обзора богословского образования в Санкт-Петербургских духовных школах за последние полвека, постараемся выделить те важнейшие принципы устроения академической жизни, которые остаются неизменными даже в случае, когда по велению времени некоторые формы богословского образования устаревают и им на смену приходят другие.

http://patriarchia.ru/db/text/1295612.ht...

1, Сергиев Посад, . 1915 г.). У него все рукописные тексты распределены на четыре последовательные стадии согласно их типическим отличиям и все развитие славянского перевода представлено в историко-литературном процессе без непосредственного соотношения с греческими рецензиями, хотя и при случайных иллюстрациях из греческих разночтений. Здесь славянский перевод обрисовывается лишь как научно проверенный и литературно взвешенный специальный памятник славянской письменности. Дальше и прозорливее пошел в отношении Ветхого Завета проф. И. Е. Евсеев ( 1921), который в двух тщательных диссертациях (Книга пророка Исайи в древне-славянском переводе в двух частях: 1 – славянский перевод по рукописям 12–16 вв.; 2 – греческий оригинал славянского перевода книги пр. Исайи, С.-Петербург, 1897 г. Книга пророка Даниила в древне-славянском переводе: введение и тексты – славянский и греческий, Москва, 1905 г.) дал не только ре-конструкцию славянского перевода книг пророков Исайи и Даниила, но и воссоздание самой греческой первоосновы в предполагаемой для них типической «редакции». Этой идее он посвятил потом все свои труды и для ее реализации употребил энергичные усилия (Рукописное предание Славянской Библии, С.-Петербург, 1911 г.; Записка о научном издании славянского перевода Библии и проект означенного издания: к 200-летию со времени первого царского указа об усовершении славянского перевода Библии, СПб., 1912 г.; Столетняя годовщина русского перевода Библии, Петроград, 1916 г. Очерки по истории славянского перевода Библии, Петроград, 1917 г.), чтобы в конце концов обеспечить издание славянского Holmes-Parsons " a с равным ученым совершенством и документальным преизобилием. Так в течение нескольких веков и при участии целых поколений многочисленных ученых накопился в России огромный материал для этого великого общеславянского дела – свыше 4 ООО списков славянских рукописей разных типов для ветхозаветных книг и еще больше для новозаветных. Были и полезные справочные пособия (напр., П. А. Гильтебрандта : Справочный и объяснительный словарь к Новому Завету, два тома, С.-Петербург, 1883 г., 1885 г.; Справочный и объяснительный словарь к Псалтири, СПб., 1898 г.), научные предварения, ученые работы и материальные средства. Настала пора объединить и воплотить совокупными усилиями все главнейшие результаты в наилучшем славянском тексте. Для совершеннейшего выполнения этого грандиозного плана была образована и функционировала (с 1915 г.) при Петроградской Духовной Академии Библейская комиссия из авторитетных ученых по научно-критическому изданию Славянской Библии, которое было рассчитано – примерно – на девять больших томов: 6 – для Ветхого Завета и 3 – для Нового. Осуществление этой колоссальной задачи было бы чрезвычайно плодотворным приобретением для всей ученой библиологии, не говоря об исключительной ценности для нашего богословия, общеславянской филологии и литературы, но все прекратил бешеный и дикий большевизм...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Степан (Стефан) Самойлович (20.01.1874, имение Каскевичи Ошмянского у. Виленской губ.- 9.08(6.07?).1923, Петроград), российский архит., работал в основном в С.-Петербурге. Род. в семье генерал-майора, происходившего из дворянского рода литов. татар. После ранней кончины отца мать К., урожденная Тольская, вышла замуж за полковника из рода Кричинских. По окончании реального уч-ща в Вильне К. в 1892 г. поступил в Ин-т гражданских инженеров в С.-Петербурге, в 1897 г. завершил обучение с отличием, получив право на чин 10-го класса. С 16 июля 1897 г. причислен к Мин-ву внутренних дел. С 1899 г. К. служил в Главном управлении неокладных сборов. С 1900 г. также архитектор, с 1914 г. главный архитектор управления Отдельного корпуса пограничной стражи (до 1917). Архитектор Дома милосердия (1907 - 10-е гг. XX в.). После 1917 г.- председатель технического комитета при Мин-ве народного просвещения. В 1916-1918 гг. в ведении К. находились вопросы курортного строительства на Кубани и Черноморском побережье Кавказа, в дальнейшем проектировал дома отдыха и санатории на курортах юга. В 1918 г. переехал на Кубань, где занимал должность профессора и декана архитектурного отд-ния строительного фак-та Кубанского (первоначально Северо-Кавказского) политехнического ин-та. При белогвардейской власти выступил с инициативой сооружения Дома просвещения в память освобождения Кубанского края. Вернулся в Петроград. В 1920-1921 гг. инженер технического отдела Народного комиссариата иностранных дел РСФСР, в связи с чем занимался реставрацией зданий нем. и швед. посольств и создал план реконструкции буддийского храма. C 1921 г. профессор (?) архитектурного фак-та Ин-та гражданских инженеров, где преподавал историю архитектуры. С 1922 г. начальник Архитектурно-строительного управления при Петроградском губ. отделе коммунального хозяйства, в ведении к-рого находились все архитекторы Петрограда, здесь создал проект законодательства о строительстве городов-садов (1922-1923). К. был действительным членом Об-ва гражданских инженеров и Петербургского (Петроградского) об-ва архитекторов, членом Об-ва возрождения художественной Руси. Он получил более 20 премий на конкурсах, проводившихся как в России, так и за рубежом. В разное время К. изучал памятники рус. зодчества Севера, Новгородской, Московской, Ярославской, Владимирской губерний, Донской обл., архитектуру Ср. Азии (Бухара и Самарканд), Европы (Италия, Германия, Швеция, Финляндия, Франция).

http://pravenc.ru/text/2462019.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве состоялась презентация сборника протоколов заседаний Петербургского религиозно-философского общества 11.06.2009 В Доме Пашкова состоялось заседание Московско-Петербургского философского клуба, в рамках которого прошла презентация трехтомника " Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде) : История в материалах и документах (1907-1917) " , ставшего итогом трехлетнего труда его составителей и одним из первых результатов деятельности клуба. В заседании приняли участие представители научной общественности, органов власти, культуры. По словам участников мероприятия, одной из важнейших задач, поставленной перед клубом, является возрождение роли философии в обществе, возвращение ей того высокого статуса, которым она обладала столетие назад, в период, когда свою деятельность осуществляло Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). Как отметил директор Института философии РАН Абдусалам Гусейнов, издание трехтомника - хорошая основа для содержательного разговора на эту тему между представителями науки и обществом. " Философия - дело профессиональное. Но у нее всегда был и публичный аспект, от которого она не может отвлеченно существовать, так что стоит вопрос их сочетания, - отметил академик. - Наша задача - найти адекватную форму диалога с обществом " . По словам председателя Российского философского общества Вячеслава Степина, сегодня как никогда ясно, что философам пора консолидировать усилия и занять не только академической наукой, но и осмыслением насущных проблем современности. " Сегодня цивилизация стоит на этапе перелома. И дело не только в экономических, финансовых кризисах, - подчеркнул Степин. - Это лишь малая доля проблем, связанных с кризисами экологическим и антропологическим... Поиск новых стратегий развития человечества связан с поиском новых базовых ценностей, а это - задача философская " . Таким образом, констатировал академик, сегодня философия является далеко не абстрактной наукой: перед ней стоят насущные практические задачи. Говоря о представленном трехтомнике, участники заседания отмечали уникальность опубликованных материалов, их потенциальную востребованность не только у узкого круга специалистов, но и у более широкой аудитории, интересующейся историей и культурой страны. Данный совместный издательский проект МПФК и Российского государственного архива литературы и искусства планируется развивать в дальнейшем. ИА Regnum/Седмица.Ru Редакция текста от: 11.06.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6715.html

Закрыть Иерей Алексий Мороз: Все патриотические силы должны поддержать кандидатуру Анатолия Степанова Главный редактор «Русской народной линии» выдвинут на должность Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге 30.03.2012 1972 Время на чтение 4 минуты Пресс-служба Законодательного собрания Петербурга распространила список кандидатов, выдвинутых на пост Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Среди претендентов на эту должность – главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов . Знаменательно, что выдвижение кандидатуры А.Д.Степанова на столь ответственную и высокую государственную должность совпало с двухлетней годовщиной со дня возрождения «Русской народной линии», которое будет отмечаться 7 апреля 2012 года. Как следует из официального сообщения городского парламента, в ЗакС были поданы 11 предложений о кандидатах на должность. Их список по состоянию на 28 марта выглядит следующим образом: 1.Гольман Владимир Михайлович, 1934 г. р., президент «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ», выдвинут общественными организациями инвалидов и ветеранов афганской войны. 2.Евдокимова Наталия Леонидовна, 1948 г. р., ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга, выдвинута правозащитной организацией «Солдатские матери Санкт-Петербурга». 3.Качесова Любовь Ивановна, 1955 г. р., эксперт-психолог некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет», выдвинута Благотворительным фондом помощи нуждающимся «Алёша». 4.Кочетков Игорь Викторович, 1970 г. р., председатель движения «Российская ЛГБТ-сеть», выдвинут организацией «Социал-демократический союз молодежи Санкт-Петербурга». 5.Курносова Ольга Владимировна, 1961 г.р., президент региональной общественной организации «Невоград», выдвинута Межрегиональной общественной организацией «Общество защиты прав потребителей " Петроград " ». 6.Перов Виктор Николаевич, 1976 г. р., специалист по соцработе «Центра социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, выдвинут общественной организацией «Коммунисты Петербурга и Ленинг радской области за социальную справедливость».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/30/ie...

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялось выездное занятие семинара церковных библиотекарей 23 декабря 2008 г. 16:43 20 декабря в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии по благословению ректора епископа Гатчинского Амвросия состоялось выездное занятие семинара церковных библиотекарей на тему: «Систематизация изданий». В работе семинара приняли участие около 25 приходских библиотекарей и 2 представителя Российской национальной библиотеки (РНБ). От Санкт-Петербургской духовной академии преподаватель Карпук Д.А. произнес вступительное слово, в котором кратко остановился на давних и добрых отношениях духовной академии и национальной библиотеки: «Дружественные связи духовной академии и публичной библиотеки берут начало своей истории с самого учреждения последней в 1814 г. Еще первый директор библиотеки Алексей Николаевич Оленин был в дружественных отношениях с ректором академии архимандритом Филаретом (Дроздовым), будущим святителем митрополитом Московским. И с тех пор отношения нисколько не ослабевали. Более того, например, директор Императорской Публичной библиотеки, ординарный академик Императорской Академии наук Бычков Афанасий Феодорович (1818-1899), был даже избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии. После революционных событий 1917 г., многие профессора и преподаватели СПбДА нашли себе прибежище в публичной библиотеке, где и продолжили свою научную и исследовательскую деятельность. Это Александр Иванович Бриллиантов (1921-1930 гг.), Платон Николаевич Жукович (1919 г.), Иван Павлович Соколов (1919-1921 гг.), Борис Васильевич Титлинов (1926-1928), Иван Гаврилович Троицкий (1920-1928 гг.), Александр Александрович Бронзов (15 ноября 1919 — 28 марта 1923), Николай Никанорович Глубоковский (15 марта 1919 — 1 сентября 1921), Иван Алексеевич Карабинов (15 ноября 1919 — 15 ноября 1921) и др. Особо надо отметить, что благодаря деятельности многих сотрудников РНБ были спасены от полной гибели архивы и библиотеки Петроградской духовной академии и семинарии, Александро-Невской лавры».

http://patriarchia.ru/db/text/513925.htm...

По проекту К. был построен лаконичный по архитектуре Свитский корпус в имении Ольгино (пос. Рамонь Воронежской обл., 1905-1906), дом карикатуриста П. Е. Щербова в Гатчине (1910-1911, с 1992 - историко-мемориальный музей-усадьба; ул. Чехова, 4а), построенный из бетона, кирпича и булыжного камня - яркий образец позднего модерна; его подчеркнутая простота композиции и минимализм форм, отсутствие прямых аналогов в старой архитектуре предвосхищают конструктивизм. В 1913-1914 гг. К. построил доходный дом для эмира Бухарского в Петрограде (Каменноостровский проспект, 44б) - один из лучших в России неоренессансных комплексов, к-рый воспроизводит тип итал. палаццо и отличается богатством пластической отделки. Среди др. работ зодчего - Хоровой дом для крестьян дер. Сябреницы Новгородского у. и губ., где находилось имение Г. И. Успенского (перестроено); завершение работ по постройке театра с б-кой-читальней и гимнастическим залом Невского об-ва устройства народных развлечений в С.-Петербурге (1898-1900, не сохр.), 2-этажный корпус Ин-та экспериментальной ветеринарии в С.-Петербурге у Московских ворот (1909); одноэтажный магазин Гвардейского экономического об-ва в Гатчине (Соборная ул., 17). В 1912 г. по проекту К. построен доходный дом в С.-Петербурге (Бармалеева ул., 26) в стиле неоклассицизма. После того как в 1896 г. владельцами бывш. особняка Барятинских (совр. адрес: ул. Чайковского, 46-48) стали принц Ольденбургский и вел. кнг. Ольга Александровна, в последующие 2 года К. отремонтировал и заново обставил дворец, а в 1905 г. переделал домовую ц. во имя св. Марии Магдалины с хорами на втором этаже (не сохр.). В списке работ К., составленном его сыном в 1925 г.,- проекты электростанции в С.-Петербурге, Дома правительства Сербии, мечети для г. Вильны на 500 чел., Политехнического ин-та для Иркутска, Военного и Окружного уч-ща и Политехнического ин-та для Краснодара, больницы в Самаре, Коммерческих уч-щ Путиловского завода в С.-Петербурге и в Любани Новгородского у., дачи Елисеева на Каменном о-ве. Большая часть из них не была реализована.

http://pravenc.ru/text/2462019.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010