Видим, что только разве общая идея Московского земского собора участвовала в построении Комиссии 1767 г., но в подробностях устройства, в порядке ведения дела следовали парламентским обычаям конституционных стран Западной Европы. ОТКРЫТИЕ КОМИССИИ И ОБЗОР ЕЕ РАБОТ Вместе с приятными наблюдениями Екатерина привезла из волжской поездки больше 600 челобитий, большая часть которых наполнена была жалобами крепостных крестьян на тяжесть господских поборов. Челобитья были возвращены с наказом впредь таких не подавать. Но крестьяне не унимались. Пошли слухи, что господских крестьян отберут в казну, как недавно отобрали церковных. Крепостные крестьяне начали целыми селами подавать императрице просьбы уже прямо об освобождении от помещиков и на увещания властей упрямо отвечали, что оставаться у помещиков своих в послушании не хотят. Это показалось тревожным признаком, и Сенату предписано было придумать против этого благопристойные средства. Сенат придумал только два: указом воспретил крепостным жаловаться на своих господ, а челобитчиков о свободе велел публично наказать плетьми. Были случаи и кровавой расправы крестьян с помещиками. Вновь поднимались только что усмиренные заводские крестьяне. В то же время на юге среди однодворцев быстро распространялась секта, отвергавшая обрядовую государственную церковь . Сектантов отдали в солдаты, вдов и незамужних раздали по однодворцам и крестьянам в работницы. В селе становилось душно и жутко. В это время, 30 июля 1767 г., Екатерина открыла Комиссию нового уложения торжественным приемом в Кремле, куда она прибыла из Головинского дворца церемониальным поездом с гофмаршальскими жезлами, скороходами, арапами, статс-дамами и прочими величавыми украшениями, какие придумал век формулярных чувств и символического мышления. Комиссия заседала в Кремле в Грановитой палате. В первые заседания Комиссия устроялась, выбирала маршала, которым был утвержден депутат костромского дворянства А. И. Бибиков, слушала «Наказ» и другие касающиеся ее положения, выбирала членов в три малые комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде зубчатого колеса. Наличники окон сложного рисунка. Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Ее второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящих колонны, поддерживающие четыреугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки. Известный историк Воронежского края митрополит Евгений Болховитинов относит сооружение церкви ко времени около 1770 г., то есть, к тому времени, когда только что было окончено в Киеве одно из самых замечательных сооружений Растрелли - Андреевский собор (1747-1767 гг.). В колокольне Введенской церкви, особенно в идее отдельно стоящих угловых колонн среднего и особенно верхнего этажа, поддерживающих четырехугольные с богатыми карнизами выступы, чувствуется несомненное знакомство строителя Введенской церкви с проектом Андреевского собора и обработкой его углов. Необходимо вспомнить, что связь Воронежа и Киева того времени в лице духовенства была очень тесной. Так в период 1767 - 1775 гг. епископскую кафедру в Воронеже занимал Тихон II, воспитанник киевской духовной академии, а митрополитом киевским около этого времени был тот иеромонах Иерофей, который в период 1759 - 1761 гг. был первым префектом воронежской семинарии. Ничего нет удивительного, что при такой тесной связи двух городов в лице высшего духовенства, архитектурные идеи знаменитого Растрелли, примененные в Киеве, легко могли проникнуть в Воронеж. Ю.И. Успенский «Старый Воронеж», Профтехшкола, 1922 г. Церковь Введения Пресвятой Богородицы в г. Воронеже каменная, с каменною колокольнею, с приделами: с правой стороны – св. муч. Иоанна воина, с левой – св. Митрофана, епископа Воронежского, построена в 1771 г., освящена в 1780 г. 4 июня. Эта церковь построена на место прежде бывшей, так как под 1730 г. упоминается при Введенской церкви священник Иоакинф; в 1777 г. при этой церкви было два священника: Павел Сидоров и Ермил Иванов. Из последующих известен о. Андрей (около 1840 г.) Ныне при сей церкви состоит настоятель протоиерей Петр Иванов.

http://sobory.ru/article/?object=00820

Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Фрагмент гравюры Дж. Уокера по оригиналу Г. Скливаса. 1792 г. (ЦАК МДА) Одновременно с преподаванием Е. переводил зап. философские и математические трактаты, поздневизант. антилат. трактаты. В творчестве пытался найти компромисс между православной духовностью и философией Просвещения. На Е. оказали влияние платонизм и особенно нем. Просвещение. Свое отношение к католичеству выразил в «Памфлете против латинян» и в письме к парижскому янсенисту П. Леклерку «По поводу святых Восточно-православной Церкви после схизмы» (написано, вероятно, во время пребывания Е. на Афоне). Е. противопоставлял традицию «Ареопагитик», каппадокийцев, святителей Иоанна Златоуста и Григория Паламы зап. традиции Фомы Аквинского и Иоанна Дунса Скота. В письме к Леклерку, энциклопедическом по характеру, Е. излагал основные этапы разногласий между Вост. и Зап. Церквами вплоть до XVIII в.; значительное место в тексте занимают выдержки из работ Иерусалимского патриарха Досифея II. В 1767 г. К-польский патриарх Самуил пожаловал ему чин референдария К-польского престола. В Европе Е. надеялся издать свои труды, к-рые циркулировали в рукописях по Востоку, а также завязать контакты с учеными. За 7 лет, проведенных в Саксонии, опубликовал многие из своих авторских и переводных работ, в т. ч. «Логику» (1766), где излагал историю философии, «Православное исповедание» (1767), переводы сочинений блж. Феодорита Кирского и Иосифа Вриенния. Написал ряд новых сочинений. Вел оживленную полемику с Вольтером , с которым его объединял интерес к правосл. населению Польши. Познакомился с математиком Я. А. Сегнером, перевел его кн. «Элементы математики». Был знаком с прусским кор. Фридрихом II. В 1770 г. по заказу рус. двора перевел с франц. языка на греческий «Наказ» российской имп. Екатерины II . В Саксонии Е. поддерживал господарь Валахии и Молдавии Григорий III Гика, к-рый, вероятно, содействовал его приглашению в Россию. Их объединяли ностальгия по Византии и надежда на освобождение греков от ига Османской империи с помощью России.

http://pravenc.ru/text/186971.html

К истории законодательных работ по духовному ведомству в царствование императрицы Екатерины II Источник В 1767 г. Св. Синод, приступая по воле императрицы Екатерины II, к составлению наказа назначенному от Синода депутату в учрежденную императрицей комиссию для составления нового Уложения, нашел нужным предварительно испросить от каждого из своих членов, как бывших на лицо в Св. Синоде (присутствовавшем в то время в Москве), так и отсутствовавших, отдельные соображения о том, какие, по его мнению, желательны были бы, для блага Церкви, преобразования и новые законоположения в области церковного и гражданского законодательства в России. Соображения эти от присутствовавших на лицо требовались устные, от отсутствовавших – письменные, изложенные раздельно по пунктам; по обсуждении тех и других в общем собрании Св. Синода, они должны были войти в состав того наказа, какой Синод имел в виду дать своему депутату. На лицо в Св. Синоде в то время присутствовали преосвященные: Димитрий (Сеченов), архиепископ Новгородский и Великолуцкий, Иннокентий, епископ Псковский и Рижский, Амвросий, архиепископ Крутицкий и Можайский, Палладий, епископ Рязанский и Шацкий и архимандрит Новоспасский Симон. Прочие члены Св. Синода преосвященные: Гавриил (Кременецкий) архиепископ С.-Петербургский и Ревельский, Афанасий, епископ Ростовский и Ярославский, Сильвестор, епископ Переяславский и Дмитровский и Порфирий, епископ Белгородский и Обоянский – находились в отсутствии, в своих епархиях и, соответственно указу Св. Синода, прислали письменное изложение своих соображений. В библиотеке рукописей С.– Петербургской духовной Академии сохранился обширный рукописный том, содержащий в себе черновые бумаги «митрополита Новгородского Гавриила, относящиеся до депутатства его в комиссии по составлению нового Уложения» (как известно, преосв. Гавриил после смерти преосв. Димитрия, последовавшей в конце 1767 года, заступил на его место в Екатерининской комиссии в звании синодального депутата). В этой рукописи (по каталогу находятся как наказ и пункты, данные синодальному депутату в комиссии, преосв. Димитрию, так и пункты помянутых четырех преосвященных, и кроме того разного рода сведения, неизвестно откуда собранные, о количестве епархий и церквей, о размерах приходов по количеству душ, о количестве получаемого приходским духовенством содержания – в католических государствах западной Европы и два дополнительных к наказу и пунктам, данным преосв. Димитрию, указа Св. Синода относительно полномочий его в комиссии. Статистические данные, собранные преосв. Гавриилом, относительно материального быта духовенства в иностранных государствах, указывают на то, что Св. Синод или по крайней мере депутат его, преосв. Гавриил, свои планы об улучшении быта духовенства в России имел в виду мотивировать в комиссии указание на положение духовенства в других государствах Европы, что, в царствование Екатерины II, так много придававшей значение во всем примеру запада, должно было иметь особенное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Вид иконостаса церкви Пречистенского дворца в Москве. Рисунок. 1774 г. Архит. М. Ф. Казаков Вид иконостаса церкви Пречистенского дворца в Москве. Рисунок. 1774 г. Архит. М. Ф. Казаков Пожар в Твери 12 мая 1763 г. уничтожил почти всю деревянную застройку города на правом берегу Волги. Бедствие стало поводом к проведению масштабной реконструкции города в стиле новой регулярной архитектуры. С 1763 по 1767 г. К. работал в Твери (в научной лит-ре с этим периодом его карьеры архитектора связано много необоснованных предположений). К. исполнял чертежи фасадов путевого дворца, зданий на 8-гранной Фонтанной пл. (ныне пл. Ленина), а также провиантских складов. Главную роль в проектировании как путевого дворца, так и городской застройки играл Никитин, а возможно, и смоленский ген.-губернатор В. В. Фермор, назначенный ответственным за строительство в Твери. Все проекты этого периода были выполнены под влиянием уходившего из моды стиля барокко, характерного для школы Ухтомского, в соединении с принципом утилитарности, свойственным образцовым проектам. В этих работах трудно определить самостоятельный художественный почерк как К., так и Никитина. Достоверно известно, что в 1766 г. К. выполнил акварельный вид строящегося города с подробно изображенными древним кремлем, соборами, новым путевым дворцом на переднем плане и застройкой набережной «единой фасадой» вдалеке. В 1767 г. К. подписал проект Екатерининского придела собора Вознесенского монастыря в Смоленске (1697-1700) - небольшой постройки с 2-светным четвериком в 3 оси, увенчанным барочным 4-гранным куполом с люкарнами и ложной главкой. Окна были украшены «наличниками с ушами», а средний ризалит четверика - рустом. В 1768 г. К. составил образцовый проект одноэтажных домов в 5 окон для г. Белый Смоленской губ. (ныне Тверской обл.). Единственным украшением безликих фасадов здесь был руст вокруг среднего ложного окна. В 1768 г. начался московский период жизни К. Он приступил к работе над крупнейшим проектом того времени - строительством Кремлевского дворца, автором которого был Баженов.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

И с ними то, как известно, Стенька Разин, поднявши знамя противогосударственного бунта, в то же царствование Алексея Михайловича, стал возвещать принцип равенства и беспощадного грабежа богачей. Государственно-экономлческое неравенство тяглых и не тяглых общин, обрекало членов их на вечную рознь и борьбу. Оно радикально нарушало органическую цельность и союзность земских общин, полюбовно согласившихся между собой жить и развиваться в любви, в совете и в соединении. Оно мутило государственно-союзный дух областных земских общин, предавало самую большую часть их в жертву всепоглощающей государственной казны. Уже терпеть иго государственного тягла, так терпеть всем общинам сообща, не нарушая принципа внутреннего и взаимного равенства, чтобы везде было все одно государство, чтобы все были в тягле и в свободах или льготах вместе равно, чтобы во всем народе мятежа и розни не было, как говорили сами выборные в своих челобитных. Вот, во имя этого-то принципа государственно-экономического равенства земско-областных общин, выборные земские, на соборе 1648 года, по поводу издания уложения и подали ту челобитную царю, отрывок из которой мы выписали. Этой челобитной своей, народ русский, за 200 лет до нашего времени, заявил требование, чтобы перед государством, перед законом были все равны; заявил принцип уравнения государственных условий для равномерного и равноправного экономического развития и благосостояния всех общин и людей. II глава До учреждения императрицей Екатериной II в Москве знаменитой комиссии или земского собора 1767 г., все попытки издать новое уложение и составить для этого земский собор были неправильны, односторонни и потому неудачны. В 1700 г. Петр Великий указал одним только боярам – в своих государевых палатах составить вновь уложение, пополнив старое именными указами и новоуказными статьями, которые состоялись после и сверх уложения. Вместе с радикальной перестройкой коренных основ древнерусского земского мира и московского государства во всероссийскую империю по немецко-шведским формам, и само право народное влагалось в рамки шведского уложения и отчасти эстляндских и лифляндских прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Троицкий собор Лебедянского Троицкого мон-ря. 1642–1665 гг. Фотография. 2013 г. Троицкий собор Лебедянского Троицкого мон-ря. 1642–1665 гг. Фотография. 2013 г. Каменные церковные здания 1-й пол. XVIII в. единичны, среди них - Древнеуспенская ц. Паройской пуст. в Липецке (придельный престол освящен в 1701, главный - в 1730), Рождество-Богородицкая ц. в Лебедяни (до 1710), Покровская ц. в с. Одоевщине Данковского р-на (1742). Для всех характерны архаизация форм и скромный стилевой декор. Из-за архаичности форм, типичных для XVI-XVII вв., и использования в кладке стен известняковых блоков мн. исследователи относили к более раннему времени Казанскую ц. в с. Талица Елецкого р-на (построена и освящена в 1768), к-рая имеет оригинальную шатровую конструкцию покрытия 2-светного восьмерика. Знаменская церковь в с. Знаменка Задонского р-на. 1775 г. Фотография. 2014 г. Знаменская церковь в с. Знаменка Задонского р-на. 1775 г. Фотография. 2014 г. Храмостроительство 3-й четв. XVIII в. представлено по преимуществу типом храмов «восьмерик на четверике» с вариациями соотношения их пропорций в формах позднего провинциального барокко. Это Спасская ц. в с. Хрущёве-Подлесном (1760) Данковского р-на, Введенская (1761) и Преображенская (1761-1771) церкви в Ельце, Староказанский собор в Лебедяни (1771), Знаменская ц. в дер. Знаменка Задонского р-на (1775). Двусветный четверик положен в основу композиции Никольской ц. в дер. Жуково (1761-1767) и Знаменской ц. в с. Спешневе-Подлесном (1734-1758) Данковского р-на. Уникальны для региона планировка и объемно-пространственная композиция Сергиевской ц. в с. Липовка Задонского р-на (1769). Исключительной по художественной ценности архитектурного декора (руинирован) и единственной храмовой постройкой, представляющей высокое барокко, является Покровская ц. в с. Репец (1767-1770), близкая по стилевой характеристике к работам архит. Д. В. Ухтомского . Владимирская церковь в с. Баловнёве Данковского р-на. 1789–1797 гг. Фотография. 2009 г. Утверждение форм раннего классицизма в церковном зодчестве на территории Липецкого края наиболее полно и разнообразно представлено группой усадебных храмов бывшего Данковского у.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Екатерины II (1767) 7 «прозрачных картин» с изображением российского герба и ученических инструментов для иллюминации (НАРТ. Ф. 87. Оп. 1-1767. Л. 17; Харлампович. 1915. С. 7). В расходных книгах митр. Тихона за 1706 г. упоминаются серебряники Степан Григорьев; «Андреян» Лаврентьев, к-рому было заплачено 3 февр. «за припой соборной церкви серебряного блюда поврежденного места за его серебро»; Егор Иванов, у к-рого «мая 23 день куплено про домовой архиерейской подносной расход… иконной серебряной оклад позолоченный». Для написания икон в 8-ярусный иконостас кафедрального Успенского собора Астрахани в 1704 г. был нанят митрополичий иконописец Тихон Попов вместе с товарищами - домовым иконописцем купца Г. Д. Строганова Иваном Андреевым, нижегородским посадским человеком Романом Бобылёвым и свящ. Иоанном Петровым из Балахнинского у. Вероятно, работу митрополичьего иконописца в одной артели с нижегородскими и со строгановскими иконописцами можно расценивать как показатель уровня иконописной школы Казанского архиерейского дома. В кругу мастеров Казанского архиерейского дома складывался особый иконографический извод икон Казанских чудотворцев Гурия, Германа и Варсонофия, представленных в молении образу Благовещения Пресв. Богородицы на фоне Казанского кремля с собором, со святительским и с государевым дворами (икона нач. XVIII в. из НМРТ, икона казанского протодиак. Григория Терентьева, 1712, ПГХГ; см.: Чугреева. 2010. С. 11, 19). Подобные иконы свт. Тихон, митр. Казанский и Свияжский, посылал казанцам, выведенным для жительства на новые земли, напр. в Троицкий-на-Таганроге (ныне Таганрог) (позднее икона хранилась в Казанской ц. Павловска Воронежской губ., см.: Преображенский А. С. Воронежская и Борисоглебская епархия. Церковное искусство//ПЭ. 2005. Т. 9. С. 390). Благовещение Пресв. Богородицы. Икона. 1-я треть XVIII в. (ГМИИРТ) Благовещение Пресв. Богородицы. Икона. 1-я треть XVIII в. (ГМИИРТ) Влияние столичной иконописи кон. XVII в. отмечается в иконописи и резьбе иконостаса Петропавловского собора Казани (1-я четв.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Герасиму о взятых монахах), 552, CXLIII (просьба наместн. Герасима об освобожд. монахов из Гадомысльской тюрьмы); т. III, 35, II (показание 1767 г. монаха Иоанна о захвате монахов м-ря униатами), 51, (донесение наместн. Герасима 1767 г. о нападениях на м-рь и угрозах униатов), 58, X (просьба Герасима об освобожд. 11 монахов от заточения в Радомысле), 64–84, (дело все о тех же монахах и разграблении м-ря), 645, (просьба 1768 г. наместн. Герасима разрешить ему, как поступить с монастыр. имуществом в случае движения конфедератов в Украину), 647, (ответ на это донесение). 938. Мутинский – Златоустовский – Спасский, женский, ныне село Мутино, Черниговской губ., Кролевецкого у., в 18 вер. к юго-юго-вост. от Кролевца, при р. Сейме. Первоначально был мужским и основан в 1718 г. иеромонахом Иоанном по дозволению гетмана Ив. Скоропадского, супруга которого перед кончиною своею просила в 1733 г. обратить мужской мон. в женский, что и было исполнено, при чем иноки переведены в Гамалеевский мон. В 1786 г. монастырь упразднен. “Ист. Росс. Иер.», V, 131; Ратшин, 543 (назван Успенским); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 535, 23; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CXI, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. значится в числе Заднепровских пустыней). 939. Мшенская – Пятницкая, мужская пустынь, ныне погост Мшенская Пустынь, Новгородской губ., Валдайского у., в 36 вер. к сев.-вост. от Валдая, при озере. В грамоте митроп. Новгор. Корнилия 1677 г., которою пустынь приписана к Иверскому м-рю, говорится: «в Деревской пятине в Пиросском погосте Мшенская пустынь, а прежде строил тое церковь и пустыню строитель черный поп Филарет с братьею, постриженник тое пустыни села Едрова... а ныне де в той Мшенской пуст. живет черный поп и он Филарет с ведомыми ворами»... В 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь во имя св. Параскевы Пятницы построена в 1786 г.; впрочем, в 60-х годах начата постройкою другая церковь. “Ист. Росс. Иер.», V, 133; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 17; “Новгор. сборн.», II, Отд. II, 104; Архим. Петра, “Опис. Ивер. Богор. мон.», 28; Строев, “Спис. иер. и наст.», 114, 64; “Временник Общ. ист.», 1857 г., XXV, 100 (Гpav. 1677 г. митр. Корнилия); “Русск. истор. Библиот.», V, 854, 310 (в 1682 г. строитель пустыни иером. Никон переведен в Духов Борович. м-рь, а на его место послан из Ивер. м-ря иером. Маркиан). 940. Настецкий, мужской, ныне погост Настцы, Псковской губ., Великолуцкого у., в 55 вер. к зап.-сев.– зап. от Великих Лук, при озере. Имя его упоминается в 1681 г., когда был приписан к Новгор. архиер. дому. До упразднения в 1764 г. состоял приписным к Троицкому-Сергиеву монастырю, что в Великих Луках. “Ист. Росс. Иер.», V, 136; “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Такое явление продолжалось с кон. XVII до кон. XIX в. В этом регионе были и новомученики: прп. Никодим († 1722, Эльбасан, пам. 11 июля) и Христос Садовник , или Арванитис (т. е. Албанец; † 1748, К-поль, пам. 12 февр.). Пророк Давид. Фреска ц. свт. Николая в с. Шельцан близ Эльбасана. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. Пророк Давид. Фреска ц. свт. Николая в с. Шельцан близ Эльбасана. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. Четвертый период (1767-1937): от упразднения автокефалии Охридской архиепископии до канонического дарования автокефалии Албанской Православной Церкви . В этот период реорганизуются митрополии и епископии, строятся новые храмы и предпринимаются систематические усилия по духовному пробуждению православных. Выдающейся личностью этой эпохи является св. Косма Этолийский, к-рый с 1775 г. подвизался в А., завершив свою миссионерскую деятельность мученичеством в 1779 г. в Берате. Спустя 30 лет др. святой, вероятно, из Спафии - сщмч. Никита Албанский , проповедовал Христа и пострадал в р-не Серр и Драмы († 1809, пам. 19 февр.). В XVIII-XIX вв. предпринимались попытки перевода Свящ. Писания на албан. язык. Среди переводчиков первым упоминается иером. Григорий Константинидис, впосл. митрополит Диррахия, к-рый перевел ВЗ и НЗ, используя албан. графику, по собственному творческому замыслу (перевод утрачен). В XIX в. Григорий Аргирокастрский (еп. Эвбейский) опубликовал перевод НЗ на албан. языке греч. графикой. Позднее свет увидели переводы К. Христофоридиса на гегском (1869) и тоскском (1879) наречиях также греч. литерами. В этот период выдвинулись иерархи: митрополиты Диррахия Григорий Константинидис Мосхополит (1767-1772) и Хрисанф из Мадита (1821-1823), один из создателей нового метода , греч. певч. нотации; митрополиты Дриинупольские Досифей (1760-1799), Гавриил Сифносский (1799-1827), Иоаким Хиосский (1828-1835), к-рый дважды восходил на К-польский Патриарший престол (1860-1863 и 1873-1878; см. Иоаким II , Патриарх К-польский); Белиградские митрополиты Иоасаф II (1802-1855) и Анфим Алексудис (1855-1887).

http://pravenc.ru/text/64028.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010