Перенесение явленной Казанской иконы Божией Матери крестным ходом в ц. свт. Николая Чудотворца в Казани. Роспись зап. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. Перенесение явленной Казанской иконы Божией Матери крестным ходом в ц. свт. Николая Чудотворца в Казани. Роспись зап. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. В Казанской ц. Рыбинска сохранился цикл росписей, связанный с историей обретенной в 1579 г. в Казани и почитанием Московской Казанской иконы Божией Матери. Работы по росписи церкви были начаты 10 мая 1767 г., окончены 4 июля 1768 г. Летопись создания росписи и имена мастеров приведены в 2 надписях, помещенных в барочных картушах в простенках между проемами на внутренней зап. стене храма. Роспись осуществляла артель ярославских иконописцев, в которую входили известные мастера Федор Илларионов Пототуев и Михайло Алексеев Сопляков (см.: Успенский А. И. Царские иконописцы. 1916. Т. 3. С. 217). В артели работали иконописные семьи Сопляковых, Гориных, Сарафанниковых. Стиль живописи мастеров формировался под влиянием школы Оружейной палаты и традиции ярославской иконописи 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. Росписи Казанской ц. по стилю близки к росписям 1742-1743 гг. ярославских Варваринской ц. (1668, снесена в 1931, снятые фрагменты росписи хранятся в ЯХМ, ГТГ, ГРМ) и 1760-1761 гг. ц. свт. Петра, митр. Московского, где работали мастера, позднее расписывавшие Казанскую ц. в Рыбной слободе. Росписи Казанской ц. отличаются высоким художественным уровнем и интересной иконографической программой (ныне находятся под прописями, алтарные реставрированы в 1993-1994, В. И. Васин, А. М. Малафеев, В. Е. Тисов, Е. И. Марев). Сход войск, духовенства и народа у стен Московского Кремля в 1612 г. Роспись сев. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. Сход войск, духовенства и народа у стен Московского Кремля в 1612 г. Роспись сев. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. История почитания Казанской иконы представлена в сюжетах нижнего регистра росписей, расположенного на уровне нижних окон храма (растесаны в 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В просьбе своей от 4 июля 1767 г. Каплуновские священники Иоанн и Прокопий Умановы писали: «Дед его Иоанна, и Прокопия прадед, Иоанн Ильич был священником в Каплуновке до 30 лет, которому ишеющаяся ныне Каплуновская икона Пресвятой Богородицы явилась; с сею иконою во время с российскою армиею шведской войны был он под Полтавою, – а оттуда взят был в Москву и тамо прожил не малое время и с оным образом отпущен паки в Каплуновку. Отец его Иоаннов и дед Прокопиев Андрей и Демьян, Прокопия отец, были также при оной церкви священниками». В Каплуновском храме находятся самые верные памятники благоговения Царя Петра к чудотворной иконе. а.) Для чудотворной иконы Царем Петром устроена серебрянная вызлощенная риза с дорогими камнями и с серебрянным киотом. Это было после Полтавской битвы. В последствии на чудотворную икону возложена была золотая риза с драгеценными камнями, дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 г.; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоящую в храме за левым клиросом. б.) Святое евангелис М. п. 1699 г., в серебрянной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г. февр. 25 д. по указу В. Государя построено сие св. евангелие Ингерманландской канцелярии на Государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв. Богородицы весом серебра 15 фунт. 4 золотн., а на позолоту 35 червонцев». Чило прихожан: в 1730 г. 890 муж. 879 жен., в 1750 г. 935 муж. 910 жен., в 1770 г. 986 муж. 943 жен., 1780 г. 1007 муж. 992 жен., в 1790 г. 1130 муж. 1172 жен., 1810 г. 1140 муж. 1202 жен., в 1830 г. 967 муж. 1022 жен., в 1850 г. 1036 муж. 1098 жен. пола. Из указа Консистории 1767 г. видно, что а.) 1738–1767 г. были в Каплуновке три священника, а в 1767 г. третий священник «за неимением указного числа приходских дворов» отменен; б.) «подцерковной и собственной земли не имеется», писали тогда священники; в) «в продаже свечей попадьям священников препятствие не чинить», предписывала Консистория. ГОРОДНАЯ На р. Мерле в 6 верстах от Краснокутска, 30 от Богодухова и в 35 от Ахтырки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Арсений (в миру Александр Мациевич; 1697–1772) — митрополит, последним противник церковной реформы Nempa I. Управлял Ростовской епархией с 1742 по 1763 г.; стал в резкую оппозицию к светской власти, игнорировал постановления Синода и сочинял обличающие проповеди. Был предан суду и заточен сначала Николо-Корельский монастырь возле Архангельска, а затем, после лишения монашества, в ревельский каземат (под именем «Андрея Враля»), Сведения о суде Арсением, которые ниже приводит Артынов, легендарны и содержат элементы родного творчества. Лествицын Вадим Иванович (1827–1889) — ярославский краевед. Лествицын Вадим Иванович (1827–1889) — ярославский краевед. См.: Выдуманное письмо о кончине Арсения Мациевича//Рус. старина. 1879. С. 197–198. См.: Выдуманное письмо о кончине Арсения Мациевича//Рус. старина. 1879. С. 197–198. Имеется в виду граф Валентин (а не Валериан, как пишет Артынов) Платонович Мусин-Пушкин (1735–1804), который стал генерал-фельдмаршалом только в 1797 г. Имеется в виду граф Валентин (а не Валериан, как пишет Артынов) Платонович Мусин-Пушкин (1735–1804), который стал генерал-фельдмаршалом только в 1797 г. Саккос — часть облачения архиереев в виде большого прямоугольного куска материи с вырезом для головы в середине и небольшими широкими рукавами. Саккос — часть облачения архиереев в виде большого прямоугольного куска материи с вырезом для головы в середине и небольшими широкими рукавами. Бунт — здесь в значении: куча. Бунт — здесь в значении: куча. Посошник — причетник, держащий архиерейский посох. Посошник — причетник, держащий архиерейский посох. Иустин (в миру Иоанн Яковлевич Охотин; 1823–1907) — инспектор Ярославской духовной семинарии (1855–1871), архиепископ Харьковский и Ахтырский (1879–1882). Иустин (в миру Иоанн Яковлевич Охотин; 1823–1907) — инспектор Ярославской духовной семинарии (1855–1871), архиепископ Харьковский и Ахтырский (1879–1882). Тимофей (в миру — Тихон Иванович Щербацкий; 1698–1767) — митрополит Московский (1698–1767). Тимофей (в миру — Тихон Иванович Щербацкий; 1698–1767) — митрополит Московский (1698–1767).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Сведений о том, кто сопровождал 28 мая 1767 г. Императрицу Екатерину II во время посещения КБМ и служил Божественную литургию, в выявленных источниках и литературе не содержится. Где в это время находилась настоятельница монастыря, не известно. Сведения о таковой вообще носят крайне скудный характер: так, Е.А. Малов упоминал только её имя - «Евдокия» - и годы настоятельствования - 1764 - 1778.(20) Предположительно богослужение происходило в самом Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери), но прямых указаний на это также не обнаружено. Однако при всём при этом достоверно известно, что перед участием в богослужении Императрица Екатерина II встретилась с Н.Н. Кудрявцевым. Судя по всему, это и было её наиболее ярким впечатлением от посещения КБМ. «Скажите брату вашему, - писала, в частности, 29 мая 1767 г. Императрица Екатерина II графу Н.И. Панину, - что вчерась я была в здешнем девичьем монастыре, где у ворот встретил меня его дедушка, Кудрявцов, и так мне обрадовался, что почти говорить не мог. Я остановилась и с ним начала говорить, и он мне сказывал, что он очень слаб и почти слеп, и как головою всё подвигался, чтоб меня видеть, то и я гораздо к нему подвинулась, чем он казался весьма довольным; он уже ни ходить, ни одеваться не может, его водят».(21) В письме графу Н.И. Панину от 31 мая 1767 г. Императрица Екатерина II также сообщила о состоявшемся обмене подарками с Н.Н. Кудрявцевым: «Старик Кудрявцов подарил мне весьма изрядной цуг лошадей, - писала она, - а я к нему послала табакерку золотую».(22) Дальнейшие повествования о встрече Императрицы Екатерины II с «бессмертным дедом Петра Ивановича» можно считать литературными «переработками» этих эпизодических эпистолярных свидетельств. Показательным в данной связи является следующий случай. В своём исследовании «Н.А. Кудрявцев и его потомство», опубликованном в 1887 г. в «Историческом Вестнике», Д.А. Корсаков писал: «В мае 1767 года императрица Екатерина II посетила Казань. Нефёд Никитич Кудрявцев был уже в то время весьма дряхлым старцем: ему было лет 90 или даже более того - он переживал свой век. Он не только похоронил обеих своих дочерей, но и зятя - Алексея Даниловича Татищева и вну[ч]ку, Анну Алексеевну, первую жену графа Петра Ивановича Панина. Кудрявцев не мог уже ясно разглядеть черты лица " Семирамиды севера " , так как был почти слеп и жаждал хоть слышать голос той " героини " , " славнейшей из жён " , которой восхищались все современники и которую он знал лишь понаслышке. Много хлопот стоило это дряхлому старику, на которого в то время в Казани, по-видимому, не обращали уже особого внимания; но Нефёд Никитич достиг, наконец, своего желания, и в воспоминание своей радости подарил императрице четвёрку прекрасных вороных лошадей с своего Каймарского завода. Екатерина II называет Кудрявцева в шутку " бессмертным " в своих письмах из Казани в Никите Ивановичу Панину».(23)

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Из высочайшего указа от 20 декабря 1767 года видно, что постоянной мыслью Арсения в Корельском монастыре было негодование на Св. Синод. Он уверял, что в иных обителях и пива сварить не из чего; что прежние цари обогащали церковь а нынешние разграбили ее; что государыня подписывает все, что поднесут ей бояре, русских обычаев не знает и в законе не тверда. Вменялось в вину Арсению и то, что он, будучи лишен архиерейского сана, «осмелился без архиерейского благословения, в Николаевском монастыре, яко ссыльный, сказывать публично в церкви проповеди ». В виду всего указанного повелевалось Арсения сослать в Ригу, под именем Андрея Враля. Не вышел оправданным и архимандрит Антоний. Так как он монаха Арсения содержал слабо, не доносил, по долгу присяги, слыша возмутительные его разглашения, позволял ему проповедовать, брал с него взятки и т. д., то указом от 20 дек. 1767 г. определено было, чтобы «не возводить Антония ни на какое начальство, дабы он не мог напоенною от Арсения злостию других уловлять, ниже делать какие либо непристойные разглашения и чтобы о содеянных им преступлениях имел случай приносить покаяние». В силу высочайшего указа, сообщенного князем Вяземским 21 декабря 1767 г. Рафаилу, епископу Архангельскому, последний 31 декабря 1767 г. в секретном донесении писал Вяземскому, что Антоний для наказания ни на какое начальство возводим не будет и в наказание послан в Архангельский монастырь, где быть ему безысходно и о содеянных своих преступлениях от Создавшего просить прощения; а чтобы он не мог напоенною от Арсения злостию уловлять других, то к нему приставили служителя». Привлечено было к делу об Арсении монахе и много монастырской братии: иеромонахи Иосиф Юрьев и Григорий, игумен Геннадий, слуга Егор Сухорука и друг. Приведенное дело, помимо отношения его к исторической личности Арсения Мацеевича , интересно еще и потому, что оно дает право заключать, что жизнь некоторых иноков Никольского монастыря в рассматриваемое время далеко не соответствовала идеалам аскетической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

По правую сторону архиерейского дома – кухня с очагом и двумя покоями, от кухни к башне 10 покоев с галлереей, у них в мезонине 4 покоя. По левую сторону – к Черной речке – 9 покоев, хлебная, кухня, трапеза, сени, в них лестница в мезонин, по галлерее от архиерейского дома к Черной речке между столбами окончины со стеклами, пол выстлан кирпичем на ребро, в мезонине 2 покоя 3496 . Помещение было невполне готово и в июне 1767-го года требовалось, между прочим, сделать в архиерейском доме «близ церкви крестовой две кельи маленькие деревянные для теплоты и убранства» и «дорогу от Александро-Невской церкви к кельям архиепископа прямо проложить» и «чрез яму бывшей соборной церкви переходы от келий до келий братских» сделать. Денег в Конторе строения не было, и архиепископ Гавриил предлагал позаимствовать требующуюся небольшую сумму из монастырской казны 3497 . В Златоустовской церкви в феврале 1767-го года подвешивали к иконостасу лампады 3498 . Тем не менее обе церкви были освящены только в 1770-м году 3499 . Сданы были работы по изготовлению железных фигурных решеток в архиерейский дом и флигеля 3500 . В просфорне «для теплоты» сделан каменный простенок 3501 . В 1767-м году доканчивали устройство Русских печей и очага в хлебне, пирожной и братской кухне в поземном строении по каменному каналу 3502 . В 1768-м году на части строения от архиерейского дома к Черной речке, законченной еще в 1765-м году, заменили временную деревянную крышу железной 3503 . Что же касается общего приема строений, то Монастырь, как-будто, от него воздерживался. Видимо, все было закончено наспех и требовало доделок. Комиссар Конторы строения не раз ходил к эконому Монастыря и просил принять от него строения по описи, но эконом отвечал, что не имеет на прием приказания архиепископа. А затем, когда возникла формальная переписка, ответил, 10-го декабря 1767-го года, ссылаясь на высочайшее повеление 1732-го года, что он не допускает частичного приема, ожидая, когда все строение будет закончено и исправлено обветшавшее. Строения в церкви оставались в ведомстве Конторы строения и в январе 1768-го года 3504 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Результатом работы комиссии явились манифест о секуляризации церковных недвижимых имуществ и окончательное упразднение церковного землевладения в России. В нач. 1763 г. с резким протестом против планов по ликвидации монастырского землевладения выступил Ростовский митр. сщмч. Арсений (Мацеевич) . Возражения митр. Арсения, направленные им в Синод, не были поддержаны его членами. Д. представил Екатерине II доклад о письме митр. Арсения, усмотрев в нем «оскорбление Ее Императорского Величества». В апр. 1763 г. участвовал в суде над митр. Арсением и в процедуре снятия сана, состоявшейся в Синодальной палате Московского Кремля. По преданию, митр. Арсений укорял участвовавших в суде архиереев, предсказав их кончину. Д. он предрек: «Язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь!» В мае 1763 г. Екатерина II ездила в Ростов на поклонение мощам свт. Димитрия Ростовского. Для торжественной встречи императрицы и переложения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку Д. также прибыл в Ростов. При введении духовных штатов указом от 26 февр. 1764 г. по всей России было закрыто 526 мон-рей, более 100 из них пришлось на Новгородскую епархию. Тем же указом в епархии было создано Олонецкое и Каргопольское вик-ство, а Кексгольмское вик-ство упразднялось. 10 февр. 1767 г. Екатерина II пожаловала Д. драгоценную панагию со своим портретом на оборотной стороне. В том же году он как «первенствующая духовная особа» был избран от Синода депутатом всего рус. духовенства в Комиссию по сочинению проекта нового Уложения. 30 июня 1767 г. служил молебен при торжественном открытии комиссии в Успенском соборе Московского Кремля . Умер на Заборовском подворье в Московском Кремле при обстоятельствах, сходных с предсказанными митр. Арсением. При его болезни и кончине неотлучно находился архим. Платон (Левшин ; впосл. митр. Московский). 18 дек. 1767 г. в Заиконоспасском мон-ре состоялось отпевание. 20 дек. 1767 г. тело архиерея из Москвы было торжественно отправлено в Новгород и 3 янв. 1768 г.

http://pravenc.ru/text/178171.html

Императрица, по тогдашнему обычаю шествуя позади архиерея в крестном ходу от Казанского собора до лавры, шла с ним большею частью вместе и о многом спрашивала. После того отозвалась о Гаврииле: «муж острой и резонабельной». Высочайшей отзыв сей был объявлен св. синоду обер-прокурором оного Иваном Ивановичем Мелиссино 64 . Занятия комиссии по делу об устройстве училищ и семинарий продолжались до 1767 года. Составленный план об этом устройстве был представлен от Гавриила императрице пред отъездом ее из С.–Петербурга в Москву. По записи современников, около этого времени Гавриил видел сон, что он с Платоном Левшиным назначен ехать в Москву. Когда же рассказал знакомым сон свой, то над ним смеялись, как над выдумавшим его и хитрецом. Между тем, действительно, Гавриил вместе с Платоном в 1767 году назначен к отъезду, и дано на дорогу обоим им по сто червонцев. Тяготясь пребыванием в столице, несогласным с любовью его к уединенной жизни, он радовался своему отъезду, надеясь, что из Москвы отпустят его в Тверь. В Москву Гавриил и Платон прибыли в конце января, а в феврале прибыла туда и императрица со всем двором 65 . Спустя несколько времени Гавриил получил здесь 28 марта (1767) от статс-секретаря Ивана Елагина письмо, коим он преосвященному объявил приказание императрицы явиться во дворец в пяток в 9 часов утра, «для некоторых на поданный от него о семинариях план объяснений 66 ». План сей весьма понравился императрице, оказывавшей с этого времени еще большее к нему внимание и уважение. В тоже самое время в Москве был и Димитрий Сеченов, избранный тогда от св. синода депутатом всего российского духовенства в комиссию о сочинении проекта нового уложения и присутствовавший здесь при торжественном ее открытии 30 июня 67 . В этот день, по окончании присяги, депутаты отправились во дворец, где императрица вручила им наказ для руководства комиссии и обряд для управления оною. За таковое монаршее попечение о благе России, депутаты в общем собрании 9 августа того же года положили поднести адрес императрице с наименованием: Великой, Премудрой, Матери Отечества, и вскоре после того исполнили сие определение 68 . Из дневных же записок дирекционной комиссии, оставшихся после м. Гавриила 69 видно, что первое заседание было 20-го августа 1767 года, и дело шло о преимуществах духовенства, дворянства, купечества и поселян, чем занимались однако не в одном, а во многих заседаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Общие понятия о славянах А. Сербы Общия понятия о сербах Сербское княжество 1. Сербия с VII века до начала династии Неманичей 2. Сербия от начала династии Неманичей до покорения её Турциею 3. Сербия со времени покорения её Турциею до восстания сербов Восстание сербов и образование особого сербского княжества Начало и утверждение христианства в Сербии Состояние, иерархии Содержание духовенства Богослужение Монастыри Святые сербской церкви Состояние просвещения Учебные заведения Писатели Черногория Местность Историческая судьба Черногории Черногория под властию банов Черногория под властию митрополитов Черногория под властию князей Христианство и духовенство Состояние, просвещения Босния Местность страны Историческая судьба Боснии Состояние христианства Храмы Духовенство Состояние просвещения Герцеговина Местность страны Историческая судьба Герцеговины Бедственное состояние христианства Храмы и монастыри Иерархия и духовенство Состояние просвещения Б. Болгария Местность страны Историческая судьба Болгарии Первое болгарское государство (660– 1019 г) Второе болгарское государство, и покорение его Турциею Бедствия православной церкви в Болгарии Состояние иерархии Архиепископия первого болгарского царства (870– 1185 г) Архиепископы первого болгарского иарства Архиепископия– патриархия второго болгарскою царства (1185 – 1394 г) и по падении сего царства до 1767 года А) Терновский патриархат (1185– 1394 г) Патриархи терновские Б) Охридская архиепископия (1185– 1767 г) Епархии охридской архиепископии Охридские архиепископы второго болгарского царства до 1767 года Болгарская иерархия с 1767 года по настоящее время Церковно-болгарский вопрос Состояние просвещения Краткия сведения о болгарской литературе, и о писателях Состояние веры и нравственности Святые болгарской церкви B. Румыния Местность Историческая судьба Румынии Молдавия под властию туземных господарей до назначения князей-фанариотов (1359– 1711 г) Валахия и Молдавия под властию князей-фанариотов (1716– 1822 г) до соединения обоих княжеств в одно государство Состояние христианства в Румынии Иерархия Митрополия молдавская Епархии молдо-власийския Богослужение Монашество Состояние просвещения  

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

евангелия, которые читали ему родные. В это время он дал Богу обещание, что если угодно будет Святому Его милосердию даровать ему когда либо зрение, то он всегда будет читать книги одного только духовного содержания. Некогда отверзший очи слепорожденному, внял сердечной и искренней молитве и сего своего раба, и вскоре он получил облегчение, а наконец и совершенное выздоровление. С сего времени он в течении более 15 лет читал свободно и даже при свече св. евангелие, псалтырь и послания св. Апостолов. Все это, включая сюда еще канон Андрея Критского и все акафисты, он знал наизусть. Библиотека его состояла из творений св. отцов, Тихона Задонского, толкований св. Златоуста на евангелие и послания, житий святых и многих других; но более всего он любил читать творения Златоуста и Ефрема Сурина. В храме Божием он как бы предстоял лицу Божию, ничем не развлекался; тайная, непрестанная молитва невольно выражалась в его взорах и слезах. Нередко целые ночи он проводил в молитвах и слезах; во все посты он исповедывался и приобщался св. тайн; ни один бедный не отходил от него тощ, но он любил благотворить так, чтобы не ведала шуйца, что творит десница; почему благотворил большей частью тайно, через своих духовных отцов. Умирая, он завещал все оставшиеся деньги, за исключением издержек на его смиренное простое погребение, отдать неимущим; у этого владельца почти 100 душ осталось, немного больше 1000 руб. ассигнациями; не одну тысячу он в течении своей жизни предпослал в лице бедных Господу, который воздаст ему сторицею. В приходе, состоящем по штату в 3 классе, было: в 1770 г. - 1065 муж., 1075 жен., в 1790 г. - 1106 муж., 1125 жен., в 1800 г. - 1292 муж., 1350 жен., в 1810 г. - 1431 муж., 1600 жен., в 1830 г. - 1685 муж., 1738 жен., в 1840 г. - 1763 муж., 1774 жен. В 1831 г. карающая десница Вышнего посещала слободу Рябушки: но из числа 3423 лиц умерло только 33 человека; замечательнее всего было то, что в деревне Ольшаной сего прихода, где жили тогда во всяком довольстве и изобилии, из числа 133 душ умерло 15 человек.

http://sobory.ru/article/?object=60209

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010