избрать?“ – спросил он потом меня; я отвечал, что хотел было просить о. Василия Лаврова принять на себя обязанность быть моим духовным отцом. (Я не знаком сам с этим священником, но знаю его и слышал о нем довольно от разных лиц; он здесь законоучителем при первой гимназии, хотя и не был в академии). Наконец о. Феодор показал мне опасность, какой я мог подвергнуться чрез собственный выбор духовника, и после того уже сказал: „как хотите; если угодно, так я позволяю“ – „Нет, В. В.,“ отвечал я, „теперь я уже не имею никакого и желания“. (Эта опасность, о которой предупреждал меня о. Феодор, я помню, выражена была им в таких словах: а что как избранный-то вами духовник поведет вас от Господа-то Иисуса Христа к Иоанну Крестителю“?) и затем я продолжал в письме своем: „Что это за сила убеждения в словах этого человека! слово его живо и действенно; великая милость Божия, что я попал под его руководство; я именно смотрю на него как на своего авву, который умеет разъяснить все „помыслы“, который иногда разоблачит для тебя такие сокровенные тайны твоей души, которых ты и не подозревал в себе. Беседа об исповеди продолжалась, должно быть, около полутора часа. В это же время о. Феодор высказал несколько замечаний своих на Великий Канон. Что особенно поразительно и привлекательно в его учении, так это-то, что у него получают полную силу, – буквальное значение такие предметы, которые мы привыкли считать только аллегорией, применением, объяснением только для успокоения ума. Его учение, – его учение, скажете вы; это подозрительно! что за новое учение? аще мы или ангел с небеси благовестить вам паче... Нет, не новое учение; я говорю – его, – только потому, что от него только нам удается слышать его; это – учение самое древнее, только ныне, – нынешними учителями почти вовсе забытое; а у святых отцов находит его в полной силе; когда читаешь Макария Египетского , Ефрема Сурина и других отцов, писавших „о совершенном христианстве“, – творения аскетического содержания, то у них находим все то, что слышал я у о. Феодора и – без его уроков – ни за что не понял бы этих творений. Еще на первом же году мне привелось прочи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда же Волковские отказались принять вызов, то Ходаковский нанёс им побои (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 395). Ещё оно упоминается в акте от 1745 года 9 декабря в позове, требующем в Киевский гродский суд князя Иосифа Чарторыйского, вследствие жалобы на него дворян Павла Ходаковского и Ивана Прегарлинского о том, что князь Чарторыйский, в сопровождении вооружённых людей, напал на село Ходаки, убил дворянина Степана Ходаковского и двоих малолетних детей Прегарлинского, многих же других Ходаковских самовольно заключил в тюрьму (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 402). Первоначальная – древнерусская фамилия дворян Ходаковских – была Малькевичи. Малькевичи имели грамоты от великих князей Литовских на звание земян. В 1570 году Сигизмунд Август подтвердил эти права Василию Васильевичу Малькевичу и »за военную, господарскую земскую службу« дал ему в потомственное владение землю Ходаковскую. С этих пор его потомки усвоили себе название Ходаковских, называясь, впрочем, долгое время Малькевичами-Ходаковскими. Разные документы Ходаковских, спрятанные Феодором Ходаковским в лесу в борти, сожжены во время казацкой войны; подлинники же их уничтожены вследствие сожжения казаками гродских Овручских книг (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 277 и из предисл., стр. 15). 307 Село Татарновичи – как имение Николая Сурина – упоминается в акте от 1629 года 2 ноября в приговоре купного суда, состоявшего из дворян Ходаковких и Каленских, а также из крестьян соседних сёл, в том числе «з села Татаринович, з громады татариновское: Ермак Отоман, Петр Томило, а Гришко Короткий, подданные его милости пана Миколая Сурина», – по делу о покраже мёда из бортей, принадлежавших крестьянам села Липлянского, a также дворянам Григорию Ходаковскому, Кондрату и Силе Каленским. Копа собиралась три раза; свидетели доказали, что покража учинена дворянами Яцком, Давидом, Мелешком и Мишком Каленскими, вследствие чего копа приговорила, чтобы виновные уплатили истцам по две копы грошей Литовских за каждую выдранную борть и кроме того, предоставила истцам право требовать уголовного наказания виновных (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

На краю деревни старая избушка, там перед иконой молится старушка. Молится старушка, сына поминает, сын в краю далеком родину спасает. Молится старушка, утирает слезы, а в глазах усталых расцветают грезы. Видит она поле – это поле боя, сына видит в поле, падшего героя. На груди широкой запеклася рана, сжали руки знамя вражеского стана. И от счастья с горем вся она застыла, голову седую на руки склонила. И закрыли брови редкие сединки, а из глаз как бисер капают слезинки. Вопрос. Для чего человеку служит нос? Ответ. У мужчин – отличать воду от водки. У женщин – совать его куда не следует. Вопрос. Для чего у человека служат руки? Ответ. Для того чтобы совать их в свой и чужие карманы. Ноги имеют связь с горлом, а почему? Ответ. Горло промочишь – ноги не работают, а ноги промочишь – горло хрипит. Вот такие дела. Да. Святая чудотворная икона Тихвинской Божией Матери принесена из города Ярославля в Мологский Афанасиевский монастырь в 1377 году, в коем и находилась до 3–16 января 1930 г. В этот день была последняя служба в храме и после окончания Литургии, верующих всех вытолкали из храма и все приломали и прикололи, а икону Богоматери и несколько других увезли в г. Мологу в музей, а впоследствии из музея органы вышестоящие ее изъяли, а куды девали? Аух, а жаль. Все разрушается скорее, чем созидается. На колокольне Афанасиевского женского монастыря было 11 колоколов. 1. Большой, весом 390 пудов 25 фунтов, висел в центре колокольни. 2. Полиелей, 133 пуда, висел в центре западного пролета. 3. Буднишний, 100 пудов, висел в южном пролете и 8 зазвонных. Последний раз был звон 3/16 января 1930 года. К Литургии в час дня все колокола поскидали и перебили. Аух. Надпись на могильном памятнике у блаженной Р.Б. Пелагии, в Серафимо-Дивеевском монастыре. 1 . Пелагия Ивановна Серебренникова, урожденная Сурина, по благословению старца Божия, иеромонаха Серафима, за святое послушание оставила все счастие земной жизни, мужа и детей, приняв на себя подвиг юродства, и приняла гонения, заушения, избиения и цепи, Христа Господа ради. Родилась в 1809 году, жила в монастыре 47 лет и 30 января 1884 года отошла к Господу 74 лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Отец Иаков по прибытии в Казань в храмах не служил («В г. Казани... я бывал только в трех церквах... Лично сам нигде не служил, да и считал себя не вправе это делать впредь до получения благословения от епископа, которое я получил за день до моего ареста от епископа Афанасия [временно управляющий Казанской 31 августа 1930 года он вновь был вместе со своим сыном Николаем и проходил с ним по одному делу – «Дело членов Казанского филиала «Истинно-Православной Церкви». Казань, 1932 г.». По делу в июле-августе 1930 года (Журавский А.В. указывает июль – август 1931 были привлечены все оставшиеся в Казани преподаватели Казанской Духовной академии: профессор В.И. Несмелов , протоиерей Варваринской церкви Николай Петров (первый и последний ректор Богословского института), М.Н. Васильевский, Е.Я. Полянский, И.М. Покровский; епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), епископ Яранский Нектарий (Трезвинский), священники Николай Троицкий, Андрей Боголюбов, Николай Дягилев, Сергий Воронцов, Евлампий Едемский-Своеземцев; монахини закрытых казанских монастырей, Всего по этому делу было осуждено 33 человека (1) Несмелов Виктор Иванович, 2) Удалов Иоасаф/Иван/Иванович, 3) Трезвинский Нектарий Константинович, 4) Троицкий Николай Михайлович, 5) Петров Николай Васильевич, 6) Едемский-Своеземцев Евлампий Иванович, 7) Воронцов Сергей Николаевич, 8) Галахов Яков Яковлевич, 9) Гаврилов Александр Семенович, 10) Дягилев Николай Александрович, 11) Василевский Михаил Николаевич, 12) Полянский Евлампий Яковлевич, 13) Покровский Иван Михайлович , 14) Боголюбов Андрей Иванович, 15) Галахов Николай Яковлевич, 16) Титков Петр Ванифатьевич, 17) Люткин Александр Семенович, 18) Алексеева Ангелина Степановна, 19) Мануйлова Лидия Евгеньевна, 20) Кукарникова Агриппина Андреевна, 21) Стахеева Юлия Васильевна, 22) Волокитин Андрей Иванович, 23) Соколов Иван Николаевич, 24) Гирбасов Сергей Федорович, 25) Сурина Маргарита Петровна, 26) Терсинская Виталия Дмитриевна, 27) Терсинская Калерия Дмитриевна, 28) Соловьева Ангелина Федоровна, 29) Антипина Евгения Александровна, 30) Антипина Ольга Михайловна, 31) Соколова Галина Николаевна, 32) Степанова Елизавета Николаевна, 33) Сколозубов Александр 5 января 1932 года протоиерею Иакову Галахову было предъявлено обвинение по статьям 58–10, 58–11 Уголовного Кодекса РСФСР и особым совещанием коллегии ОГПУ ТАССР 5 января 1932 года приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Епархиальное начальство в письме от 18 января 1881 г. сообщило Майкопской городской управе, что для получения разрешения необходимо представить в Консисторию ходатайство доверенных от жителей города, сообщить, на какие деньги предполагается начать постройку и получить сообщение от Наместника Кавказского. 25 мая 1881 г. городской голова объяснил в своем письме в Консисторию, что городская Дума – представитель городского общества, уполномочивая его на ходатайство о разрешении добровольной подписки по Кубанской области на сбор добровольных пожертвований, не имела ввиду обходить Духовную Консисторию, а лишь потому обратилась помимо Епархиального начальства, что вопрос о самой постройке церкви еще не стоял, прежде всего предстояло решить задачу о материальной стороне этого дела, а потом уже о самой постройке. К концу мая 1881 г. вопрос о постройке Соборного храма всесторонне был решен, и Дума по составлении соответствующего плана и сметы намеревалась в непродолжительное время представить эти документы лично епископу. Был также разрешен заем 10 тыс. рублей войсковых сумм наказным атаманом Кубанского казачьего войска, так что городская управа имела уже 22 тыс. рублей на постройку храма. К этому письму приложена копия из журнала заседаний Майкопской городской думы от 2 апреля 1881 г., на котором был утвержден предварительный проект Соборного храма. Дума уполномочила городского голову найти сведущего архитектора, план и смету представить в строительное отделение Кубанского областного правления, а затем – на утверждение и разрешение самой постройки – Епископу Кавказскому и Екатеринодарскому, просить его об освящении места под храм, а также о назначении святого, в честь которого будет строиться и именоваться Соборный храм. Постройку храма было решено производить хозяйственным способом под наблюдением одного из архитекторов, для чего был назначен особый комитет из лиц, имеющих право голоса при выборах, а именно: гласных Ивана Петровича Сиротенко, священника Евгения Афанасьевича Левицкого, Ильи Степановича Аркаданского, Василия Ивановича Сурина и домовладельцев Алексея Петровича Ерина, Дмитрия Ивановича Косякина и Павла Макеенко под председательством городского головы Дмитрия Ивановича Зинковецкого. На комитет были возложены обязанности по закупке и заказам всех необходимых для постройки Соборного храма материалов, наем мастеров и рабочих, наблюдение за производством самой постройки.

http://sobory.ru/article/?object=42431

1, т. 1, стр. 387). Ещё – под именем г. Вовруча – он упоминается в акте от 135… года 12 августа, совершённом в Овруче по делу об уступке нивы в с. Выгове, сделанном панами Олешковичами панам Выговским. Акт этот записан в Луцких гродских книгах за 1631 год 7 мая (Архив, ч. 3, т. 1, стр. 325). Ещё он упоминается в акте от 1632 года 4 июля в письме князю Острожскому от агента его Вацлава Вышотравки, посланного к казакам с целью разузнать их силы и намерения и охранять от них имения князя Острожского и его друзей. Вышотравка доносит, что он встретил казаков уже на Волыни, в местечке Судылкове (Заслав. у.), что они прошли уже по имениям Сенявских и воеводы Русского и направились на имения Острожского, но после переговоров с ним решились остановиться на Полесьи, расположивши своё войско между Уманем и Овручем, чтобы охранять этот, край от татар и ожидать возвращения своих послов из сейма. Далее он сообщает насчёт силы казаков, что они показывают только 16,000 реестровых, но что на самом деле их есть по крайней мере вдвое более, так он видел между ними множество мужиков (Архив, ч. 3, т 1, стр. 330–331). Ещё он упоминается в акте от 1683 года 11 июля в приказе, данном великим коронным гетманом Станиславом на Яблонове Яблоновским полковнику Максимилиану Булыге, поручающий ему набрать и королевскую службу казацкий полк в Овруч и доставить этот полк в польский лагерь под Львов (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 39). Ещё он упоминается в акте от 1684 года 7 февраля в жалобе пана Яна Мрочковского от имени Киевского земского писаря и городского Овручского подстаросты Ремитиана Сурина на Овручского бурмистра Гараська Митюхна Москленка о том, что он волнует Овручских мещан и похваляется истребить дворян, живущих в окрестностях Овруча; этот Гараська Митюхна в праздник Рождества Христова публично в церкви заявил народу: «i jam tu jest król, wojewoda y starosta owrucki, nie nowina mnie y pomocnikom moim lachów zabija; y topi, jako to wszystko w krótkim czacie z mojemi pomocnikami, szas upatrzywszy, nad miezkajcemi pany koo Owrucza doka» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Восемь дней стояла она сперва в маленькой душной келлии, где не переводился народ, горели свечи и служились непрерывно панихиды при нестерпимой жаре, потом в теплом Тихвинском храме. С каждым днем народу все прибывало, так что пришлось разрешить доступ к гробу и ночью. От жары в церкви текла вода струями по стенам, и в холодных папертях было тепло, как в топленных келлиях. А раба Божия не предавалась тлению, лежала как живая, сияя духовною красотою. Вся она была осыпана цветами, которые разбирались народом и заменялись другими. Пред закрытием гроба многие брали ее руки, которые были гибки, мягки и теплы, как у живой. Против алтаря Дивеевского Троицкого собора возвышается чугунный памятник. На нем четыре надписи: 1) Пелагия Ивановна Серебренникова, урожденная Сурина, по благословению старца Божия иеромонаха Серафима за святое послушание оставила все счастье земной жизни, мужа и детей, приняв на себя подвиг юродствия и приняла гонения, заушения, биения и цепи Христа Господа ради. Родилась в 1809 году, прожила в монастыре 47 лет, и 30 января 1884 года отошла ко Господу 75 лет от роду. 2) Блажени есте, егда поносят вам, и изжденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Все здесь претерпевшая и все превозмогшая силою любви твоей к Богу, любви Его ради потерпи нашу немощь духовную, и крестом подвига твоего заступи нас. 3) Свято-Троицкого Серафимо-Дивеева монастыря Серафимов Серафим, блаженная Пелагия . Пелагия, взяв крест свой ради Бога, на земле жила вся в Боге и на небе живет вечно с Богом. 4) Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное. На тернистом пути подвига твоего не оставляла ты никого, к тебе прибегающего; не забуди и там, в блаженстве вечной Божией славы, обитель, тобою излюбленную”. Неприкосновенною сохраняется в обители келлия Пелагии Ивановны: ее иконы Спасителя с евангелием, раскрытым на словах: “Приидите благословеннии Отца моего!” — благословение отца; Владимирская икона Богоматери, благословение матери.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

688. (1870.) Жития свв. Варлаама и Иоасафа индийских и Иоанна Дамаскина с прибавлением, полууст., XV века, в четверть, 327 листов. л. 3. Заглавие: Житие и жизнь преподобных отець наших Варлаама и Иоасафа, душевныя ради ползы списано от препод. отца нашего Иоана Дамаскина. См. предыд. 687. Впереди отрывок: Златоустово еже от Матфеа еуангелиа, слово 11. л. 271 об. Житие и жизнь препод. отца нашего Иоанна Дамаскина , списано Иоанном патриярхом антиохийскым. Нач. Иже по образу Божию схранившиим и сблюдшимь нетленно и неврежденно. л. 315 об. Препод. и богоносн. отца нашего Ефрема Сурина Слово о Отцех скончавшихся, иже в посте просиавших, в суботу сыропустную. Нач. В сий день прьвый и благознаменитый таинства Сына единороднаго славне поюще, взпиим песньми в церкви невесте Христове. 689. (1871.) Жития свв. Варлаама и ИоасаФа индийских и Иоанна Дамаскина с прибавлением, XVII века, в четверть, 314 листов. Три статьи те же, что выше под 688, писаны скорописью бойкою, но неразборчивою и без надписей. По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу царевича Иоасафа келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. 690. (1849.) Житие св. Варлаама и ИоасаФа индийских, полууст., XVI века, в лист, 321 лист, заглавная заставка с красками. Заглавие. Се писание душеполезно от внутреннее ефиопьскые страны, глаголемые Ендиа, в святый град пренесеном Иоанном мнихом, мужем честном и добродетелным монастыря св. Савы, в немже житие Варлаама (и) Иоасафа приснопамятною и божественою. Редакция другая. На верхней доске: Сия книга препод. отец наших Варлаама (и) Иоасафа царевича индийских Живоначалныа Троицы Сергиева Киржатцкаго монастыря. 691. (1887.) Житие св. Паисия Великаго, полууст., XVII века, в четверть, 85 листов. Заглавие: Мес. августа в 10 день (сверху: июня 19), житие препод. отца нашего Паисея Великаго. Списано препод. отцем нашим Иоанном Коловом. См. 685 л. 347. 692. (1619.) Жития Святых русских и Апокалипсис толковый, полууст. тщательный, исх. XVI века, в лист, 728 листов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Благоговение Саровской братии к памяти подвижника Марка было так велико, что на местах, ознаменованных особыми проявлениями его подвигов и дарований, были воздвигнуты деревянные кресты. Один был воздвигнут на горе в лесу, другой в лесу на берегу речки Саровки, неподалеку от келлии старца. Чтившие его иноки приходили сюда на поклонение утром, в полдень и вечером и пели церковные песни. Один инок, искушаемый чрез врага тяжкими помыслами, которые лишали его душевного покоя, неопустительно приходил сюда каждое утро и каждый вечер и со слезами в молитве говорил: “Суди, Господи, обидящие мя, побори борющие мя: приими оружие и щит и восстани в помощь мою!” Однажды, когда он произнес эту молитву, его сердце вдруг озарил божественный свет, разогнал тягостные помыслы и разлил в душе невыразимую радость. И нельзя ли думать, что тот, кто так уничижал себя на земле, теперь сияет незаходимою славою и кто избрал такой тяжкий путь на земле, теперь на небе утешен вечным покоем избранников Божиих? Пелагия Ивановна, юродивая Дивеевская Как чрезвычайна и удивительна была жизнь великого старца Серафима, так же необычайна жизнь и его послушницы, Христа ради юродивой Серафимо-Дивеевского монастыря, Пелагии Ивановны. Эта избранница, мощная духом, сильная телом, отреклась от удобств всех и радостей мира, от требований житейских, от родства, наконец, от образа и подобия человеческого. Она перенесла насмешки, брань и истязания с кротостью и духовною радостью. Она бесстрашно обличала сильных мира в их неправых делах, как гром с неба, как сверкающая молния; и ласково как солнце грела смиренных и несчастных. Она знала сокровенные тайны людей, предсказывала будущее, исцеляла больных и, ни разу не ослабев на своем тяжком пути, до конца пронесла свой крест. Пелагия Ивановна родилась в октябре 1809 года в городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье зажиточного купца Ивана Ивановича Сурина, имевшего свой кожевенный завод. Сурин был человек умный, тихий, набожный. Умер он рано и мать Пелагии, оставшись с дочерью и двумя сыновьями, вышла замуж второй раз.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

к сев.-вост. от Гря­зовца, при р. Лухте. Основана около 1499 г. преп. Авксентием и Онуфрием, коих мощи здесь почивают под спу­дом; память их чтится 12 июня. Пу­стынь упразднена еще до издания шта­тов в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 517; Ратшин, 71; “Словарь ист. о свят.”, 218; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 128, 262 (преп. Авксентий и Онуфрий); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 48. 1865 . Петра Апостола или Пе­тровский, мужской, не оставивший следа, в бывшем замке гор. Полоцка, Витебской губ. Основан кн. Полотским Михаилом Андреевичем, скончавшимся в 1385 г. Около 1450 г. в нем был игуменом архиеп. Полотский Каллист I. Затем упоминаются: игум. Алексей, в 1509 г. присутствовавший на духовн. со­боре в Вильне, Иосиф в 1544 г. и архим. Иона в 1553 г. Без – Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 105, в примеч.; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 6 (архиеп. Каллист); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 507; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. собор 1509 г. в Вильне); “Памятн. кн. Витеб. губ. на 1867 г.”, 111 (Опись имений 1692 г.); “Акты Зап. Р.”, II, 234 (Наказн. гр. 1544 г. об исследов. обвинений на Полоц. архиеп. Симеона; игум. Иосиф); III, 12 (Судная гр. 1553 г. Полоц. архиеп. Германа; архим. Иона); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 174; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 440, 441; “Русск. истор. Библиот.”, IV, 8 (Вилен. собор 1509 г.). 1866 . Петровский, мужской, несу­ществующий, в гор. Ростове, Ярослав­ской губ. В Лаврентьевской летописи под 1214 г. записано: «Того же лета князь Костянтин посла Пахомья игумена св. Петра, отца своего духовного, в Кыев к митроп. Матфею, и постави епи­скопом Ростову ноября в 10; и вниде в свою епископью генваря в 28, на память св. отца Ефрема Сурина». Затем в 1216 г. Пахомий «свое стадо духовно в монастыри св. Петра лет 13, а епископью держав 2 лета, отъиде к Богу». Отсюда видно, что м-рь уже существовал в XII ст. и, следовательно, принадлежит к числу древнейших, – его не следует смешивать с другим Ростов. м-рем Петровским на Поле, основанным позд­нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010