Много народа шло к ней, уверенного в дарах ее прозорливости, примеров которой не перечесть, в силе ее молитвы. Уже было сказано о том, как оценил ее замечательный подвижник Антоний Воронежский. Необходимо отметить отношение к ней митрополита Московского Филарета, столь чуткого в различении людей духовных. Был в жизни Пелагии Ивановны один высоко буйственный поступок. В Дивееве был возбужден раздор партий монахинь, отделившихся впоследствии от Дивеева и основавших Серафимо-Понетаевский монастырь. Пелагия Ивановна находила, что Нижегородский епископ Нектарий держит сторону неправых. Когда архиерей, ласково подойдя к ней, дал просфору, она его заушила. Что бы, казалось, должен сказать на это Филарет, так высоко державший стяг епископства, такой противник какого-нибудь самочиния? Он без всякого осуждения отзывается об этом происшествии в письме к лаврскому наместнику Антонию, своему духовнику. «Одна живущая в Дивееве и всеми уважаемая юродивая ударила епископа в щеку». Так за безмерною дерзостью этой выходки мудрейший митрополит сумел различить великую исповедническую ревность. Пелагия Ивановна скончалась 30 января 1884 года, 75 лет. При громадном стечении народа, собиравшегося во все те восемь дней, которые она стояла в зимней церкви, ее схоронили за алтарем большого Дивеевского собора. Высокий, тонкий, стройный чугунный памятник, как бы говорящий о постоянном устремлении души ее к небу, воздвигнут па ее могиле. На нем четыре надписи. Вот отрывки из них. 1)   Пелагия Ивановна Серебренникова, урожденная Сурина, по благословению старца Божия иеромонаха Серафима, за святое послушание оставила все счастье земной жизни, мужа и детей, приняв на себя подвиг юродствия и приняла гонения, заушения, биения и цепи Христа Господа ради. 2)   Все здесь претерпевшая и все превозмогшая силою любви твоей к Богу, любви Его ради потерпи нашу немощь духовную и крестом подвига твоего заступи нас. 3)   На тернистом пути подвига твоего не оставляла ты никого, к тебе прибегающего; не забуди и там, в блаженстве вечной Божией славы, обитель, тобою излюбленную.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

– Где стволовой? – спрашивает парень у мастера. – Стволовой сюда не ходит. Он у ствола работает. – Да только что здесь был. – Кто? Стволовой? – Да, дедок такой, заросший весь. Он позвал меня, я пошел. А там потолок обрушился. Прям туда, где я стоял. – У нас нет такого стволового. – Как нет? – Никак нет. – Я же видел. Дед. И позвал меня. Он же спас меня! – Это тебя Добрый Шубин спас. Он хозяин шахты. Он и пошутить может, и помочь. А дурное что сделаешь, так напугает – век в шахту не спустишься. Такой вот Добрый Шубин. 16. Крючатова Анна, 11 кл., эссе « Помнить хорошее», Школа Москва , рук. Курчаткина И.Е. Для детей младшего возраста : Сказки о победе Добра над Злом, «Иду за Александром Невским…», фантастические рассказы о будущем «Просто я работаю волшебником», былины, «Я – потомок Ильи Муромца, Александра Невского и Дмитрия Донского…», «Загадай желание…» рассказы «Наши деды – славные победы», «Кто мой любимый герой русской истории?», «Я хочу быть похожим на…», «Мой дедушка (бабушка) рассказывает…», истории «Ветер времен», «Мои друзья», «Добрые дела на свете…», «Настоящая дружба», «Братья наши меньшие со мной…» 1. Кузнецова Ульяна, 9 кл. «Меньше слов, да больше дела», сказка. Республика Мордовия, р.п. Чамзинка, МБОУ «Лицей рук. Печказова С.П. Художественное выразительное чтение (чтецы): исполнение стихов Николая Рубцова, или прозаических отрывков древнерусской литературы, а также писателей-юбиляров: В.И. Даля, Н.А. Некрасова, С.Т. Аксакова, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова. 1. Шилова Ирина,17 лет. «Рыжий» (отрывок рассказа) В.М. Шукшина, Алтайский край, г. Бийск, МБУ «КСЦ», рук. АшмаринаТ.А. 2. Пеньков Никита. «Александр Невский». Курская обл., Пристенский р-н,п. Пристень, СОШ рук. Сурина Е.В., «(ОБУДО «ОЦРТДиЮ»). 3. Иванова Анастасия, 5 кл. «По вечерам» Николая Рубцова. ЛНР, Луганск , " ГОУ ЛНР " Луганский детский дом " , рук. Егельская А.Г. 4. Бабиченко Егор, 5 кл. " Крестьянские дети " Н. А. Некрасова. ЛНР, город Петровское, ГОУ ЛНР Петровская школа 22 имени генерал-майора М. М. 5. Шаймуратова, рук. Дикая Н.И.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/03/na...

Сост. А.Н.Стрижев Блаженная Пелагея Ивановна Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагее Ивановне Серебрениковой. Подвиг юродства Христа ради Юродство Христа ради составляет столь редкий, столь трудный и вместе с тем столь высокий христианский подвиг, на который призываются Господом Богом только особенные избранники и избранницы, сильные телом и духом. Эти избранники и избранницы добровольно отрекаются ради Христа не только от всех удобств и выгод житейских, от всех условий и требований общественных, от родства самого близкого и кровного, но и от самого образа и подобия человеческого. Но этого мало; за свои слова и дела они подвергаются самым оскорбительным насмешкам и поруганиям, самым тяжким истязаниям и мукам; и все это переносят с неимоверным терпением, с удивительной кротостью и непостижимой радостью. А между тем, непрестанно возводя очи ума и сердца своего к Богу, постоянно горя духом своим перед Ним, они своими словами или необычайными поступками то грозно обличают и подобно молнии поражают людей могучих и сильных, но несправедливых и забывающих правду Божию, то подобно весеннему благотворному солнцу радуют и утешают людей благочестивых и богобоязненных. Лишенные, на первый взгляд, разума человеческого, они прозревают тайны сердец человеческих, предрекают будущее, врачуют недуги телесные своим словом или прикосновением и избавляют от немощей духовных своими вразумлениями и наставлениями. К числу таких избранниц Божиих принадлежит Пелагея Ивановна Серебреникова, Христа ради юродивая подвижница Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Арзамасского уезда. Происхождение Пелагеи Ивановны Пелагея Ивановна родилась в октябре 1809 года в городе Арзамасе от купца Ивана Ивановича Сурина и супруги его Прасковьи Ивановны, урожденной Бебешевой. Отец ее Иван Иванович жил довольно богато, хорошо торговал и имел свой кожевенный завод и был человек умный, добрый и благочестивый. В семействе у него, кроме супруги, было два сына, Андрей и Иоанн, и дочь Пелагея. Промысл Божий устроил так, что вскоре он умер, оставив жену свою и трех малолетних детей сиротами. Впрочем, Прасковья Ивановна вскоре вышла за второго мужа, купца Алексея Никитича Королева, тоже вдовца, у которого от первой жены осталось шесть человек детей. Детство Пелагеи Ивановны, по рассказам ее матери

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Кончина старицы и погребение ее ознаменовались исцелениями, которые еще более утвердили Дивеевских монахинь в том, что святопочившая старица – велика пред Господом. Память о святопочившей старице не умирает в Дивеевском монастыре, но с благоговением почитается в нем, и прибегающие к ней с молитвами получают от нее помощь и милость. Часто служатся панихиды о упокоении ее со святыми на ее могиле и в ее келлии, где она столько лет подвизалась. Эта келлия, как святыня, сохраняется в обители в прежнем своем виде, – в ней хранятся и все ее убогие келейные вещи, напоминающие собою добрую подвижницу Христову. Над могилой Пелагии Ивановны, подле соборного храма Дивеевского монастыря, воздвигнут изящный памятник, с четырех сторон которого имеются следующие надписи: 1) «Пелагия Ивановна Серебрянникова, урожденная Сурина, по благословению старца Божия иеромонаха Серафима, за святое послушание оставила все счастие земной жизни, мужа и детей, приняв на себя подвиг юродства и приняла гонения, заушения, биения и цепи Христа Господа ради. Родилась в 1809 году, прожила в монастыре 47 лет и 30 января 1884 года отошла ко Господу 75 лет от роду». 2) «Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Все здесь претерпевшая и все превозмогшая силою любви твоей к Богу, любви Его ради потерпи нашу немощь духовную и крестом подвига твоего заступи нас». 3) «Свято-Троицкого Серафимо-Дивеева монастыря блаженная Пелагия, взяв крест свой ради Бога, на земле жила вся в Боге, и на небе живет вечно с Богом». 4) «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное. На тернистом пути подвига твоего не оставляла ты никого, к тебе прибегающего: не забудь и там, в блаженстве вечной Божией славы, обитель тобою излюбленную». Феофил Святогорский, Христа ради, юродивый 27 (Память 30-го января). Феофил, сначала послушник Феодор Шаронин, родом из мещан города Севска Орловской губернии, посвятивший себя нелегкому подвигу юродства Христа ради, которое, при помощи трудов телесных и беспрекословного послушания своему старцу, привело его к особому преуспеянию духовному. В словах и действиях Феди, как обычно звали в обители этого послушника, таилась иногда глубокая духовная мудрость и прозорливость, так что люди с духовным направлением чтили этого мнимого безумца, как истинного раба Божия. Преосвященный Филарет, епископ Харьковский, впоследствии архиепископ Черниговский, когда посещал Святогорскую пустынь, всегда призывал к себе Федю, поил его чаем и любил выслушивать резкие подчас речи юродивого, который и с владыкою обходился запросто, как с равным себе, и всегда умел сказать ему нечто на пользу души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Серафиму о его болезни и испросить указания его, каким средством избавиться от лихорадки. Отец Серафим дал заповедь Михаилу Васильевичу никогда ничем не лечиться, ни к каким докторам не обращаться и не принимать никаких лекарств. Елена Васильевна точно исполнила приказание брата и, получив благословение батюшки, написала ему, что о. Серафим не приказал ничем лечиться, кроме как есть мякоть теплого хорошо испеченного хлеба. Михаил Васильевич был уже до того слаб, что еле мог с великим трудом прожевать кое-как маленький кусочек мякиша, который произвел сильнейшее слабительное действие, и тем кончилась болезнь. Мантуров, выздоровев, стал лечить таким же образом всех больных и вылечивал. Видя явное чудо, крестьяне решили бросить раскол и возвратиться в лоно своей Церкви. К этому времени относится вторичное уже посещение отца Серафима Пелагеей Ивановной Серебренниковой, великой и блаженной рабой Божией, которую он направил для жительства в Дивеевскую обитель, поручая ей после своей смерти охранять сестер ее молитвами и направлять малодушных и заблуждающихся. Пелагея Ивановна родилась в октябре месяце 1809 года в городе Арзамасе от купца Ивана Ивановича Сурина и жены его Прасковьи Ивановны, урожденной Бебешевой. Отец ее жил довольно богато, хорошо торговал, имел свой кожевенный завод и был человеком умным, добрым и благочестивым. Промысл Божий устроил так, что он вскоре умер, оставив жену и троих малолетних сирот — сыновей Андрея и Иоанна и дочь Пелагею. Затем жена его вскоре вышла вторично замуж за купца Алексея Никитича Королева, также вдовца, у которого после первой жены осталось шесть человек детей. Королев был человек суровый и строгий, он внес раздор в семью Суриных, так как дети его не полюбили детей Прасковьи Ивановны. Жизнь маленькой девочки Пелагеи сделалась невыносима в доме отчима, и неудивительно, что в ней родилось желание уйти от таких родных. Господь необыкновенно рано призвал ее к ее трудному подвигу. По рассказам матери ее, «с малолетнего еще возраста с дочкой ее Пелагеей приключилось что-то странное, будто заболела девочка и, пролежавши целые сутки в постели, встала не похожей сама на себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Не для людей, знавших отца Пимена, считаю нужным его жизнеописание; в их воспоминании надолго сохранится светлый образ этого почтенного старца, но для будущей братии Угрешской, как драгоценность, собираю все те сведения, которые могу сообщить, как более всех его знавший; и хотя память о том, что это был за человек, как он жил, думал, действовал, говорил, и как после полезной, многотрудной своей жизни успел он и на одре болезни преподать всей братии последнее наставление, последний пример, всегда и везде самый назидательный и душеспасительный для каждого: как безбоязненно, тихо и мирно умирает тот, кто во всю жизнь с такой ревностью, готовностью и любовью делал дело Божие и служил Ему всем сердцем. 1880 г. октября 15, Угреша. Глава I Место рождения архимандрита Пимена; родители и родство; учение грамоте в Вологде. Поступление в монашество. Новоезерский монастырь. Возвращение в Вологду. Отец Пимена отправляется на богомолье в Киев; монастыри по пути. Возвращение в Оптину пустынь; отец Иларий; поездка в Вологду. Назначение отца Илария в Николо-Угрешский монастырь; приезд в Москву. I Отец архимандрит Пимен, в мире Петр Дмитриевич Мясников, родился 10 августа 1810 года. Местом его рождения была Вологда. Родители его, Дмитрий Афанасьевич и Авдотья Петровна, люди честные, достаточные и благочестивые, были из торгового сословия и природные вологжане, имевшие свой дом. Издавна в их семействе переходивший из рода в род этот прародительский дом находился в приходе Николы на Площади и в совокупности принадлежал двум братьям Мясниковым, когда родился в нем младенец Петр. Восприемниками его от купели были родная его бабка с материнской стороны Ирина Ивановна Сурина, рожденная Скулябина, и брат ее Федор Иванович Скулябин. Вскоре после того братья Мясниковы разделились: по жребию родительский дом достался старшему брату Дмитрия Афанасьевича, а он купил себе новый дом у Николы на Глинках. Отец будущего монаха женился в 1790, имея от роду тридцать лет; жене его было только пятнадцать. Он был довольно крут характером, торговлю вел успешно, и хотя не имел больших денег, жил в довольстве. Авдотья Петровна была худощава, слаба здоровьем. В молодости она одевалась по-русски: носила сарафан и душегрейку, но а по времени сняла этот наряд и заменила его обыкновенным платьем. Петр помнил, что в дни его детства, около 1820-х годов, горожане Вологды в будничные дни нашивали еще лапти, а в праздники коты с красной оторочкой; шляпы употребляли поярковые, зимой – высокие бобровые шапки, как и теперь у духовенства, некоторые носили высокие шапки с разрезным околышем и тремя бантами спереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

30 ноября 1850 года был получен указ Ярославской духовной консистории, дозволявший ремонт и исправление иконостаса. С течением времени был найден достойный мастер. 5 июня 1851 года староста собора 3-й гильдии купецкий сын Дмитрий Алексеев Русинов, при посредстве протоиерея и благочинного Димитрия Попова с братией и градского главы Павла Матвеева Сурина заключил контракт с ярославским мещанином Михаилом Семеновым Стрелковым. По контракту следовало «в холодном Преображенском соборе иконостас разобрать, и как замечается ветхость в нижнем ярусе иконостаса, то сей последней ярус вновь переделать и во всех прочих частях ветхости исправить вновь столярною работой по приличию мест, согласно утвержденному рисунку. На весь иконостас положить новую резьбу и сделать новые колонны. Как местные иконы, так и во всех ярусах иконостаса иконы должны оставаться те же». Нижний ярус и колонны полагалось сделать из прочного сухого соснового леса, а резьбу – из лучшего липового. К изготовлению колонн и резьбы следовало приступить в первую очередь – до разборки иконостаса. Мастер должен был начать работу 11 июня 1851 года и завершить к 1 июня 1852. Стоимость составляла 1600 рублей серебром. Кроме того, по усмотрению заказчиков могли быть выплачены еще 100 рублей в качестве «похвалы» за качество и соблюдение сроков. Также уточнялось: «Леса для разобрания и вновь для постановки иконостаса, гвозди, крюки, ерши, скобы, петли и винты, если бы старые оказались где негодными к употреблению, употребить на счет церковный, а мне, Стрелкову, вязку иконостаса, переклейку и установку его вновь сделать самую твердую». Таким образом, оказывается, что в середине XIX века первоначальный иконостас не заменялся новым, а подвергался серьезному ремонту. Вновь изготавливались нижний ярус, колонны, резьба. Это подтверждает и облик, характерный для первой половины XVIII столетия. Как оказывается, иконостас сохранил изначальную композицию. В него следовало поместить все прежние иконы, что также указывает на соответствие форм.

http://sobory.ru/article/?object=01005

— Как дела изволили справить, Родион Яковлевич? Все ли в добром здоровье? — Слава Богу. — Ну, подай Господь. А я позавчерашнего дня Николая Семеновича на станцию возил. — Сурина? — Точно так. В Казань отъехали. Спрашивали, когда ваша милость из Москвы будут. Мне Евлампия Ниловна, Дунина госпожа, говорили, что каждый день ждут, ну я так и сказал, что каждый, мол, день ждут. — А ей-то откуда знать? — сурово вымолвил Глебов. — Через Серафиму Родионовну, не иначе. Изволили писать Серафиме Родионовне? А барыню Дунину я тогда с рынка вез. Глебов ничего не отвечал. Старшей дочери, Серафиме, он не писал. Она и так должна ждать его каждый день. Светать начнет, утро недалеко, Серафима знает, когда поезд приходит, и, верно, встала, ждет с самоваром. «Лиза что?» — подумал вдруг Глебов и плотнее запахнул шубу. Утро было, точно, недалеко — но еще не светало. Только месяц все выше забирался на пустынное небо, делался меньше и ярче, и от его света голубая, тихая равнина казалась еще тише. Въехали в город — и ничто не переменилось, тот же простор, та же тишина: широкая-широкая, сине-белая улица, и кажется она еще шире, потому что прямая и потому что тянутся по сторонам низенькие домики в один этаж; снежные кровли сливаются со снежной улицей, окна потухшие, только кое-где стекло сверкнет мертвым месячным светом. Нет проезжих, и собаки не лают, глухая ночь, глухой город, глухие дома, и люди в них глухие, потому что спят. Снежное море кругом молчит, со своими неподвижными белыми волнами. Федька свернул лошадей влево, в переулок. На повороте открылись и слабо замерцали вдали золоченые главы кремлевского собора. Родион Яковлевич глянул и три раза, не торопясь, перекрестился. В ту же минуту где-то запел петух. Ему ответил другой, дальше, потом еще и еще, совсем далеко, чуть слышно. — Третьи, никак, — сказал замолкший было Федька. — Заря занимается. Пожалуйте, ваше степенство, приехали! Дом у купца Глебова был хороший, деревянный, старый и крепкий, с широким, поместительным мезонином. Его весь занимала семья одного судейского барина. Сам Родион Яковлевич с дочерьми жил в двух комнатах, внизу, почти что в подвале, ход был в ворота, через двор. Из переулка дома и не видно, он стоял на улицу.

http://azbyka.ru/fiction/pasxalnye-rassk...

Для нас же на примере американской Аляски важно понять, что демографические проблемы лучше всего решать не с помощью чуждых стране гастарбайтеров, не заселяя нашу землю чужеземцами (см. недавнюю статью В.Сурина на Русской Линии ), а с помощью своих же тружеников и подвижников, способствуя возвращению миллионов наших соотечественников из-за рубежа и, конечно, опираясь на свою великую моральную силу - Православие. Ирония истории заключается в том, что в свое время американцы именно у русских учились, как надо строить новые города и обустраивать новые земли. Например, в 1904 году в статье, помещенной в The National Geographic Magazin, vol.15, pp.113-133 америкаский консул в Маньчжурии так описывал строительстве города Харбина русскими в Китае: " Одно из величайших достижений в городском строительстве, которое мир когда-либо видел , происходит сейчас в сердце Маньчжурии " . Пришла пора вспомнить, что мы это делали и в Маньчжурии и на Аляске, в Средней Азии и во Вьетнаме, в Крыму и в Монголии, в Новороссии и на Кавказе, в Индии и в Китае. Мы строили города и шахты, порты и больницы, аэродромы и космодромы, дороги и мосты, школы и университеты, электростанции и заводы, плотины и ядерные реакторы, вооруженные силы и оросительные системы многим и многим народам (арабам, болгарам, украинцам, грузинам, китайцам, афганцам, кубинцам, эстонцам, литовцам, финнам, казахам, татарам и т.д.), некоторые из которых теперь не любят об этом вспоминать, зато любят все свои проблемы и неспособность жить своим умом сваливать на происки " москалей " . Теперь нам, наконец, пора начать обустраивать свой русский дом, ибо это - не только наш дом, но и Дом Пресвятой Богородицы, последний оплот Православия. Примечания: 1 - Постановка Марка Захарова на слова поэмы Андрея Вознесенского " Авось! " и музыку Алексея Рыбникова в театре " Ленком " в Москве с 1983 г. идет четверть века с аншлагом. 2 - http://www.russian-americans.org/ 3 - Е.А.Александров. Русские в Северной Америке 4 - Святой мученик Петр Алеутский прославлен Православной Церковью Америки как местночтимый святой; его память отмечается 24 сентября по новому стилю.

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/06/...

В келии все убогие келейные вещи, напоминающие собою великую подвижницу Христову, и над этими по виду убогими, но тем не менее для обители драгоценными пожитками ее, сделаны следующие надписи: 1 ) Особое место – на полу около печки, где на простом жестком войлоке пребывала большей частью раба Божия, старица Христова Пелагея, все ночи проводя без сна в созерцании и молитве. На этом же, освященном ее молитвенными подвигами и различными ей бывшими откровениями, месте бывала она посещаема на лоне Господа блаженствующими святыми, равно и старцем Божиим Серафимом. И столь было любезно душе ее это место, что говорила часто: «Умру, а не уйду отсюда». 2 ) Ложе: кровать, тюфяк, подушка, на которых последние трое суток земной подвижнической жизни своей блаженная старица Пелагея окончила многотрудный, тернистый свой подвиг и почила сном покоя блаженной вечности, 1884 года, 30 января, в четверть второго часа по полуночи, 75-ти лет от роду. 3 ) Вещи, в скорбной земной подвижнической жизни служившие рабе Божией, Христа ради юродивой старице, блаженной Пелагее: а) железная цепь, которую наложили на нее муж с родной матерью и которой приковывалась она к стене, как зверь лютый, ради подвига ее юродства Христа ради, в продолжение долгих восьми лет жизни ее в миру. б) железный пояс, который также долгие восемь лет жизни своей в миру носила она Христа Господа ради, так что врос он в мучимое всякими побоями и истязаниями удручаемое тело ее, и уже с кровью сняла она его, придя в эту святую обитель. в) свитки и рубашки, ей приходившими боголюбцами Христа ради подаваемые и ею с любовью носимые, сарафан блаженной старицы Пелагеи, чулки, лишь года за два до успения ею надеваемые и носимые ради старческой немощи, убогое одеяло блаженной Христовой старицы. Вскоре на могиле блаженной старицы вместо простого дубового креста воздвигнут был большой изящный памятник; на этом памятнике следующие четыре надписи: 1 ) «Пелагея Ивановна Серебреникова, урожденная Сурина, по благословению старца Божия иеромонаха Серафима за святое послушание оставила все счастье земной жизни, мужа и детей, приняв на себя подвиг юродства, и приняла гонения, заушения, биения и цепи Христа Господа ради. Родилась в 1809 году, прожила в монастыре 47 лет, и 30 января 1884 года отошла ко Господу 75 лет от роду».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010