Но что это будет за суд в свете любви Божией к нам? Суд — это не только приговор, суд — это, в первую очередь, установление истины. Когда обвиняемый предстаёт на суде, сначала нужно уяснить, виновен ли он в том, в чём его обвиняют. Но Богу не нужно ничего уяснять, Он знает всё. Суд станет моментом истины для нас самих. Тогда откроются все тайные помышления, и мы сами себя увидим в истинном свете такими, как есть, и сами поймём, чего мы заслуживаем. Но что ещё более поразительно, именно в этом смысле открытия истины суд не просто произойдёт в будущем — он уже начался. Господь в Евангелии от Иоанна, продолжая Свою мысль о том, что Он пришёл не судить, говорит: Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир... ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3, 19–21). Сын Божий, Свет от Света-Отца, пришёл на землю и Своим явлением уже осветил мир. В Его свете уже видно, что есть зло, а что — добро. Каждый, кто приближается к Нему, уже может начать познавать истину о себе, может начать судить себя. Удивительно, но хоть Сын Божий не пришёл с Ангелами и не сел на престоле судить, однако суд уже потихоньку происходит в жизни многих христиан. Это очень характерная черта Евангелия: как Царство Небесное уже началось в жизни христиан, но ещё не настало в полную силу, так и суд уже начался, но в полноте он случится в конце истории. Мы молимся словами Господа «да приидет Царствие Твое», но Сам же Господь и сказал, что Царствие Божие уже внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Так же и суд: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27), — но и свет пришёл в мир , уже пришёл, и в этом и состоит суд. Кроме того, когда мы пытаемся понять слова Господа о том, что Он пришёл не судить мир, но спасти, нужно помнить, каким представляли себе грядущий суд слушатели Христа — иудеи. Еврейский народ с радостью ждал суда. Хотя в Писании можно найти слова о том, что на суде каждый ответит за свои личные поступки, но всё же для евреев суд представлялся скорее как долгожданный момент отмщения их обидчикам. Евреи ожидали, что на этом суде они не будут отвечать перед Богом за свои поступки, но будут истцами, обвинителями язычников и евреев-отступников. На этом суде Бог наконец защитит притеснённых иудеев, накажет язычников и подчинит их еврейскому народу. У евреев гораздо больший отклик находил пламенный призыв псалма наказать нечестивых: Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников (Пс. 58, 6) — чем смиренное исповедание своей нищеты перед судом Божиим: Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142, 2).

http://pravoslavie.ru/52008.html

Ибо сказано, что сеял муж израильский и приходили мадианитяне и Амалик и сыны Востока и истребляли плоды земли. 479 Ведь Амалик, [то есть] чревобесие, и Мадиам, [то есть] блудодеяние и сыны Востока, [то есть] тщеславие, истребляют весь урожай сердца, над которым, как кажется, без [должного] ведения трудится [Израиль]. И не оставляли ничего [необходимого] для жизни в Израиле, – говорит Писание, – ни овцы, ни вола, ни осла ( Суд. 6, 4 ). То есть [ничего] из разумной и гневной и пожелательной способности. Взошли же [мадианитяне] с имуществом своим, и шатрами, и с верблюдами их, которым не было числа ( Суд. 6, 5 ), то есть множеством образов страстей и воспоминаний их и фантазий. И обнищал Израиль, – говорит Писание, – от лица мадианитян, и возопили сыны Израилевы ко Господу, и послал Господь пророка к сынам Израилевым ( Суд. 6, 6–8 ); ведь в то время как нищает ум всякой добродетелью, помышления его в раскаянии вопиют ко Господу, и посылает Господь слово, напоминающее об исходе из Египта ( Суд. 6, 8 ), то есть об освобождении из мрака греховного. И пришел, – говорит Писание, – ангел Господень и сел под теревинфом (дубом) ( Суд. 6, 10 ), – намеком указывая на таинство креста и, – говорит Писание, – Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, то есть сочетал делание с ведением, это ведь значит точило винное. И явился ему ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, (муж) сильный крепостью! ( Суд. 6, 12 ); ведь подчинившего и поработившего страсти и имеющего власть над собой благодаря ведению и деланию по [отличительным] свойствам 480 его называет: Господь с тобою ( Суд. 6, 12 ). Выказывается и смирение этого ума из ответа, сказал ведь [Гедеон]: если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? И сказал ему ангел: иди в этой силе твоей и ею спаси Израиля ( Суд. 6, 14 ), то есть в силе делания и ведения. И сказал ангелу: если я обрел благодать пред очами Твоими,... не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе ( Суд. 6, 18 ). И Гедеон вошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал ( Суд. 6, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Господь идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде и народы по истине Своей ( Пс. 95:13 ). Мне приходилось бывать в заседаниях земных называемых окружными судами. Обстановка главного судного зала – внушительная. Большой портрет Государя на стене; столы, седалища; разнородная публика, скамьи подсудимых и сами подсудимые, напряженное ожидание судей. Вот отворяются двери; глашатай громко произносит: суд идет! Выходят члены суда с председателем; садятся на места; читается протокол суда; объявляются подсудимые; сидят присяжные заседатели; вызываются свидетели; читается присяга – говорить только правду. Начинается разбор дела. Все это чинно, в порядке – и производит в публике впечатление. Такова обстановка земного суда, человеческого. Для подсудимых он несколько страшен. После выяснения степени виновности подсудимых и совещания судей выносится и объявляется решение – наказание или свобода от суда» Таков в кратком очерк земной суд. Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечно праведного Законодателя и Судию Бога, вложившего закон совести во всякого человека. Суд судей есть суд Божий. Право судите, говорит Моисей судьям Израилевым, ибо суд Божий есть ( Чис. 25:5 ). Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибиться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, а народ по истине Своей. Теперь вникнем все в описание страшного суда Божия, окончательного суда людям на всю вечность. Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, говорит Евангелист, тогда сядет на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:31–34 ). За что царство небесное? За любовь к Богу и ближнему, за дело милосердия, как являет это Божественный ответ. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25: 41 ). За что? За нелюбовь к Богу и ближнему, за самость, за безумную слепую привязанность к земным благам и за пренебрежение духовными, вечными благами; за неверие, холодность, неблагодарность к Творцу и попрание его праведных законов, как показывает тот же ответ праведного Судии. И пойдут сии, говорится в конце Евангелия дневного, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25: 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И праведный суд Божий, непосредственно следующий за смертью каждого человека, назначает неодинаковую участь душам праведным и грешным за гробом. Суд этот называется частным в отличие от последнего и всеобщего суда, так как совершается не торжественно пред лицом всего мира, как тот, а над каждою душою порознь, и имеет целью определить участь души не на целую вечность, как суд последний, а только на время – до всеобщего воскресения. Действительность этого суда предполагается учением Писания о различии участи праведников и грешников до времени всеобщего воскресения мертвых. Но находятся в Писании и прямые указания на ожидающий человека по смерти суд. В ветхом завете Бог весьма часто изображается судящим людей. Правда, в этих изображениях разумеется преимущественно исторический суд Божий над людьми, который происходить во время их исторической жизни ( Быт. 18, 25 ; Пс. 9, 5–9 ; Иоил. 3, 2 ; Ис. 14 гл. и др.), а не после их смерти, но имеются в ветхом завете указания и на то, что правосудие Божие не ограничивается пределами земной жизни. Так, не заключении книги Екклизиаст выражается убеждение: всякое, дело Бог приведет на суде, и все тайное, хорошо оно, или худо (12, 14); в той же книге еще говорится: веселись, юноша, в юности твоей... и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведешь тебя на суд (И, 9); видел я под солнцем: место суда, а там – беззаконие; место правды, а там – неправда. И сказал я в сердце своем: праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время всякой вещи и суд над всяким делом там (3, 16–17; сн. 8, 12). В приведенных словах разумеется праведный суде Божий не здесь – на земле, а там – в будущем веке. Относить их к воздаянию на земле не позволяет ни контекст, ни содержание всей книги, так как в ней в особенности выставляется несоответствие между праведностью и земным благополучием. Когда совершится этот суд, прямо здесь не говорится, но более вероятно предположение, что сам писатель мыслил его совершающимся или непосредственно, или по крайней мере вскоре после смерти, так как он противопоставляет суд человеческий, как не скорый, суду Божию (8, 11–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

«Милость и суд воспою Тебе, Господи!» ( Пс.100:1 ). Весьма полезна и спасительна, возлюбленные, эта песнь, полагающая в начале своем милость и суд. Одно указывает на богатство божественного чело­веколюбия, а другое – на оказанное нам великое благодеяние. Именно, милость означает благоволение, дарованное людям по благодати, – потому что «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лук.2:14 ), а суд – предопределенное свыше спасе­ние: «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал» ( Римл.8:30 ). Благий Бог по милости и человеколюбию ре­шил спасти погибающих под грехом. Об этом пророк и возве­щает, научая нас воздавать посредством этой песни непрестанное благодарение Богу. «Милость и суд воспою Тебе, Господи!». Мог разу­меть он и другое, также в пророческом смысле и с помощью Духа Святого изображая будущее как настоящее. Именно, созерцая правед­ный суд Божий, совершенный над неверным народом иудейским, – так как иудеи не приняли проповеданного законом и пророками, то по справедливости были наказаны за свое неверие и лишены дарован­ного в законе обетования, – видя с другой стороны народ из языч­ников, спасаемый милостью, в силу послушания и веры в Господа, он и пророчествует об этом, приятным и сладким голосом ука­зывая всем благость Владыки, чтобы всякий из нас, имея на языке эту песнь и приятным голосом напевая сопровождающую ее мелодию, всегда имел в памяти Владычнее благодеяние. " Милость, – говорит, – и суд воспою тебе, Господи». Хорошо и нам, братие, постоянно упо­треблять эту песнь, чтобы в одно и то же время быть благодарными благодетелю нашему Богу, и жизнь свою исправлять, стараясь вполне воспользоваться милостью Его и судом. Творите, говорит, милостыню и суд посреди земли: «ибо Я милости хочу, а не жертвы» ( Ос.6:6 ). А также: «так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему» ( Зах.7:9 ; Иер.9:24 ). Если так будем ходить и будем делать то, чего требует Господь, то будем и мы смело говорить слова песни: «милость и суд воспою Тебе, Господи!». А чтобы убедиться тебе, возлюбленный, что эти слова имеют именно такое значение, вникни в последовательность написанного, и в ней ты найдешь под­тверждение сказанному. Псалмопевец продолжает далее такими сло­вами: «пою и разумею о пути непорочном: когда... придешь ко мне?» ( Пс.100:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Се Отрок Мой, которого Я избрал, – говорит Господь чрез пророка Исаию об Иисусе Христе, как Спасителе мира: Возлюбленный Мой, которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленнй не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» ( Мф.12:18 ...21; Ис.42:1 ...4): в сем слове Божием о Лице Спасителя мира и о «деле» Его указаны в конечной причине и в последнем основании, с одной стороны, совершенство и достоинство человеческого естества, т. е. человеческой воли в Личности Богочеловека: к «Отроку Возлюбленному благоволит душа» Бога, – следовательно, определение человеческой воли Отрока равно абсолютному Божественному Изволению, и потому Дух Божий на Отроке; с другой стороны, совершенство и достоинство «суда, приведного Отроком в победу», а плодом сей победы «Отрока», по существу самого «суда, возвещенного Им народам», будет то, что «на имя Его будет уповать народы» (θνη). Если «благоволение души Бога к Отроку», как мы выше указали, адекватно равно самой идее Бога о правде и истине человеческого естества в Иисусе Христе, то какой же, спрашивается, «суд» Он имел «возвестить» и, действительно, «возвестил народам»? и в чем «суд приведен Им в победу» до такого конца и по такому существу содержания оного, что «на имя Его должны уповать народы»? Суд в человеческом роде есть один: суд этот есть суд добра и зла, суд истины и правды бытия человеков с Богом и в Боге и диавольской лжи и лести – неправды «якобожества», суд благочестия и нечестия, суд «до конца возлюбления Бога» и верности Божественной Воле и измены – неверности Богу от «прельщения диавола». Вот на сем именно суде стоял Сам Иисус Христос по человеческому Своему естеству, «осудив грех во плоти», как говорит Апостол ( Рим.8:3 ), и сей именно «суд», в его приговоре «осуждения греха», Он и возвестил народам! Начиная с крещения Своего от Иоанна и последовавшего за сим искушения Своего в пустыне от диавола, и кончая крестною смертию, все время Своего общественного служения Иисус Христос в Себе Самом и Собою судил зло мира сего и диавола, ибо, несмотря на все устремление «зла мира сего» лично на Иисуса Христа, несмотря на всю злобу и вражду людей лично к Нему, как к «Сыну человеческому», несмотря на присутствие Иуды в среде Его учеников, которого Он знал от начала, как «Своего предателя» ( Ин.6:70–71 ), несмотря на «Гефсиманское борение» (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Ин. 5:19, 8:16, 7:18, 6:36 . Я ничего не могу и пр.: уверение в справедливости суда, который имеет произвести Сын Божий Господь Иисус Христос, уверение, выраженное в общем положении, ещё ранее высказанном (ст. 19; см. прим. к сему стиху). «Слова сии и им подобные, как и выше сказано, указывают на равенство Сына с Отцом. Я не могу творить ничего нового и чуждого от Отца: ибо Я не имею ни воли, ни силы, отличной от Отчей» (Феофил.). – Как слышу: от Отца, который, по силе единения Его с Сыном и любви к Нему, открывает Ему Себя совершеннейшим образом (ст. 20, ср. 3 и прим.), так что посему суд, производимый Христом, есть вместе суд и Бога Отца, и потому этот суд совершенно праведный, правильный, справедливый. – Ибо не ищу Моей воли и пр.: суд Мой мог бы быть неправедным в одном только случае, если бы, слыша или зная волю и определение Божие, Я не последовал бы этой воле Отца, а творил бы волю Свою, отдельную и несогласную с волею Отца; но этого не может быть, ибо воля Отца есть воля и Моя, они совершенно согласны между собою и противоречия или разногласия между ними быть не может (ст. 19). Следовательно, суд Мой – суд Божий и, следовательно, суд праведный. «Я так сужу, как бы и Сам Отец судил... Нет у Меня хотения иного, отдельного от Отца, но чего Отец хочет, того и Я, и чего Я хочу, того и Он. Посему, как Отцу никто не может противоречить, когда Он судит, так и Мне; ибо суд тем и другим производится с одною мыслью. – А что Он беседует об этом человекообразно, и этому не удивляйся: ведь иудеи ещё считали Его простым человеком» (Злат.). 31. Ин. 5:31 . Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно. Ин. 8:54 . Если Я свидетельствую и пр.: оправдание самосвидетельства Господа о равенстве Своём с Отцом, с сильным обличением неверия иудеев – до 47 ст. Связь дальнейшей речи с предшествующею такова: что Я сказал о равенстве Моём как Мессии Сына Божия с Богом Отцом Моим, то несомненно истинно. Но если вы не верите Моему свидетельству о Себе Самом, то для полного уверения вашего у Меня есть другие свидетели о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду ( Иоиль.3:12 ). Далее следует картина суда, нарисованная двумя знакомыми по Писанию метафорами. Во-первых, суд описан символом жатвы: «пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела». Этот образ широко использовал уже Иисус Христос. «Когда же созреет плод, – говорит Он, – немедленно посылает серп, потому что настала жатва» ( Мк.4:29 ); и в притче о пшенице и плевелах Иисус, говоря о суде, тоже прибегает к картине жатвы ( Мф.13:24–30,37–43 ). Во-вторых, суд описан символом сбора винограда. Так и у пророка Иоиля суд изображен и в образе жатвы и в образе сбора винограда и его прессования. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика ( Иоиль.3:13 ). Точило – устройство для давления винограда, которое состоит из двух корыт, соединенных друг с другом желобом для стока. Виноград закладывали в верхнее корыто (точило) и давили его ногами, а сок стекал по желобу в нижнее корыто (подточилие). В Ветхом Завете суд Божий сравнивается с давлением винограда и у других пророков. Вот, например, у Исаии: Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои ( Ис.63:3 ). Эти образы при описании своих видений использует Иоанн. Итак, из небесного храма (ст. 15) выходит «другой Ангел» и отдает повеление (от Бога) пустить серп и начать жатву, то есть суд. Почему этот Ангел «другой»? Да просто для того, чтобы отличить его от Ангелов-вестников начала главы 14. Судя по контексту и исходя из ветхозаветных заимствований, жатва здесь означает не просто суд, но и наказание неверных. Вторая картина суда использует образ сбора винограда. Из небесного храма появляется еще один Ангел с острым серпом, и «иной Ангел» отдает ему приказ начать срезание винограда. При этом отдающий приказ Ангел назван имеющим власть над огнем. Он вышел от жертвенника. Имеется в виду жертвенник всесожжения. Это напоминает нам о снятии пятой печати ( Откр.6:9–11 ). Там души убиенных мучеников из-под жертвенника молили о справедливости. И в главе 8, после снятия седьмой печати, «иной Ангел», имеющий власть над огнем жертвенника, вложил молитвы мучеников, как огонь, в кадильницу и бросил их на землю ( Откр.8:3–5 ). Мольбы мучеников услышаны, справедливый суд Божий состоится. Здесь, в главе 14, изображено, в чем именно будет состоять этот суд, – в «сборе винограда». Мы видим, насколько продумана вся структура Книги Откровения. Некоторые персонажи, как, например, упомянутый «иной Ангел», кажутся поначалу случайными фигурами, появляющимися, чтобы тотчас исчезнуть и быть забытыми. Но нет, эта фигура появляется снова, чтобы напомнить о смысле своего предыдущего явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В «воскрешение суда» восстают «сотворшии злая», а «злая творят» потому, что они навистники света, и не идут к свету, ибо свет этот изобличит лукавство сердец их. Итак, суд для злых, для «не сотворивших милости» ( Uak. II:13 ), для отринувших милости Бога; а для истинно верующих и исполняющих волю Отца небесного (Матф. вечная жизнь, царство небесное. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (30. ст.). Смиренно и по-человечески глаголет Господь», замечает св. Иоанн Златоуст . Предстоя пред толпой иудеев в образе человеческом, Он хочется привлечь к Себе, Богочеловеку, эти заблудшия души, а посему настойчиво указует им, что Человек, с ними беседующий, говорит словеса, принадлежащие Богу, и что суд, предсказываемый и творимый, есть суд Божий, и что воля Его человеческая подчиняется воле Божией, которая есть воля Отца и Сына совокупно. Как человек, глаголет Он, говоря: «не могу Аз о Себе творити ничесоже», разъясняя, что «якоже слышу сужду» и «творю волю пославшаго Мя Отца». Но как Богу «Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли» ( Мф.28:18 ), и «Отец суд весь даде Сынови» ( Ин.5:22 ). «Поймите, говорит Господь этими словами Своими к иудеям, что если бы Я был человек, то Я бы не мог творить того, что Я творю, и судить людей. Суд мой есть суд Отца Моего». «Итак (объясняет это место св. Иоанн Златоуст , ч. I, бес. 39, стр. 469) Он говорит только вот что: «нет у Меня хотения иного, отдельнаго от Отца, но чего Отец хочет, того и Я, и чего Я хочу, того и Он. Посему как Отцу никто не может противоречить, когда Он судит, так и Мне, ибо суд Тем и Другим произносится с одною и тою же мыслию». «Не удивляйтесь (прибавляет Златоуст), что Он беседует об этом человекообразно, ведь иудеи считали Его простым человеком» 48 . II. О священных действиях, составляющих собственно чин погребения православного христианина После божественной литургии начинается последнее молитвословие об умершем христианине, или совершается чин погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Иоанна, «обманывает сам себя, и истины в нем нет», а кто утверждает, что для спасения рожденных от Бога довольно одной веры, без добрых дел и соблюдения заповедей Божьих, «тот лжец и нет в нем истины». 4) О верующем в Сына Божия сказано, что он «не судится» и «на суд не приходит», но не сказано, что он «не будет судим» и «на суд не приидет». Очевидно, здесь речь о настоящей, земной жизни, а не будущей, небесной. Всякий, неверующий во Христа, не имеет духовной жизни, а пребывает в духовной смерти, то есть в таком нравственном состоянии, в котором он не способен к совершению добрых дел, ибо только тот, «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» ( 1Иоан. 4:15 ), а Бог есть жизнь и любовь ( 1Иоан. 1:2; 5:11 ), почему «имеющий Сына (Божия) имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (5:12). «Пребывающий в любви пребывает в Боге» (4:16,21). «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий братьев пребывает в смерти» ( 1Иоан. 3:14 ). Итак, ясно, что в приводимых сектантами словах Христа Спасителя говорится о смерти и жизни духовной, а не телесной, поэтому и о суде здесь говорится не всеобщем, имеющем быть после кончины мира, а о суде теперешнем, – о суде перед совестью и перед словом Божьим над теми, кто вере в учение Божье предпочел греховную тьму. «Суд же, говорит Сам Христос, состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Иоан. 3:19 ). А что на суд всеобщий должны явиться все, – не только грешные, но и праведные, об этом ясно учат Христос и Его св. Апостолы: «есть, говорит Спаситель, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», ( Иоан. 5:28–29 ), то есть будут судимы по делам своим, ибо «всем нам, говорит о себе и всех людях св. апостол Павел, должно явиться перед судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). «Все мы, учит апостол, предстанем на суд Христов. Итак, каждый из нас даст отчет Богу» ( Рим. 14:10–12 ). Так учит св. апостол, а сектанты говорят, что они уже спасены и на суд всеобщий не придут, что они уже перешли в жизнь вечную. Спаситель говорит, что когда Он явится для всеобщего суда, то «соберутся перед Ним все народы» (Мф. 25:32), а сектанты говорят другое, – что на суд они не явятся, что они – верующие и потому уже спасены и за дела свои судимы не будут. Легкая вера... Забывают они, что Бог будет судить не только за явные, но и «тайные дела человеков через Иисуса Христа» ( Рим. 2:16 ), Который, когда приидет, откроет не только тайные дела, но «осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор. 4:5 ); поэтому «Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека: ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо» ( Екл. 12:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010