Глава 34. Суд Божий над язычеством 1–2. Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. (Приступите языцы, и услышите князи: да слышит земля, и живущии на ней, вселенная и людие иже на ней. Зане ярость Господня на вся языки, и гнев на число их, еже погубити их, и предати я на заклание). Язычники, ревностные служители идолопоклонства, заглушивши в себе голос совести и разума, не познали Господа своего, не предвидели и своей неминуемой казни; наконец они должны выслушать определение Господне о своей будущности. Их ожидает великий, но праведный гнев и суд Божий, они сделаются жертвой меча Бога-Промыслителя. 3. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. (И язвеннии их повергнутся, и мертвецы, и взыдет их смрад, и намокнут горы кровию их). Не воздавая чести Богу, язычники погибнут сами в полном бесчестии. Все они, как раненые, так и убитые, будут с отвращением оставлены на поле казни непогребенными и подвергнутся тлению, от них пойдет смрад, как бы во свидетельство их отвратительной жизни, и горы, на которых они будут избиваемы, не только оросятся их кровью, но даже и намокнут; так неценна кровь нечестивых. 4. И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. (И истают вся силы небесные, и свиется небо, аки свиток, и вся звезды спадут яко листвие с лозы: и якоже спадает листвие смоковницы). Тщетно язычники будут ожидать своего спасения от сил небесных и от идолов своих, представляющих собой небо на земле. Все идолы, представляющие солнце, луну и звезды, как бы целое небо, истают – исчезнут из виду, и небо это, распростертое по лицу земли, свиется или свернется как книжный свиток, после чего уже не видно будет их; Господь стряхнет эти звезды, как листья с виноградной лозы или как листья со смоковницы, – легко и скоро.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

архим. Агапит Глава VIII Враждебные отношения к св. Василию Евстафия, Епископа Севастийского и вредные последствия клевет, разносимых им повсюду. Уклонение Евстафия в ересь арианскую. Неприязненные отношения к св. Василию приморских Епископов и примирение с ними. Неприязненные отношения к св. Василию Назианзской паствы и ее Архиепископа, и вразумление их св. Василием. Принесение в Кесарию разных мощей св. мучеников, и слово св. Василия в честь св. мученика. Назначение в Каппадокию нового наместника, и изгнание св. Григория Нисского , брата св. Василия. Заточение в ссылку Евсевия Епископа Самосатского, и Мелетия Архиепископа Антиохийского. Заботливость св. Василия об умиротворении Восточной Церкви при содействии Валентиниана, Императора Западной Империи. Переписка с западными Епископами и убеждения св. Василия относительно их главного Епископа, добытые последствиями этой переписки. Предсказание св. Василия о скором окончании владычества ариан. Исполнение этого предсказания. Смерть Валента и возвращение из заточения православных Епископов на прежние их кафедры. Кончина св. Василия и торжество его погребения. Повесть об особых духовных дарованиях св. Василия, проявившихся еще при его жизни на земле. Умиротворив Епископов, недовольных его занятием Архиепископского престола в Кесарии, утвердив мирные отношения с Анфимом, епископом Тианским, хотя и с пожертвованием половины своих владений, победив и в некоторой степени, преклонив на свою сторону враждовавших против него Императора и первого при нем вельможу – Модеста, доставив покойный приют множеству бедных больных и увечных, устроив много мужеских и женских обителей, дававших приют ревнителям благочестия, возвысив нравственное состояние своей паствы и утвердив ее в непоколебимой преданности православной вере, что оставалось св. Василию, как не радоваться о могущественном содействии благодати Божественной всем его благим предприятиям? Казалось бы так. Но не таков суд Божий. Сказано: много скорби праведным ( Пс. 33, 20 ). И этот суд Божий особенно должен был совершиться над св. Василием, который при первом вступлении в иноческую жизнь, сам себя лишил всех земных радостей, на которые имел право и которыми мог пользоваться, как украшенный блистательными способностями и высоким образованием и вместе как наследник богатых имений, остававшихся в его распоряжении по смерти родителей. Раздав все свое имение бедным, посвятив все свои силы душевные и телесные на служение Богу и Его святой Церкви, св. Василий жаждал только одной славы на небе и преблагий Господь, милосердым оком призирая на его святое желание, не хотел убавить и одного луча из того блеска славы, которая ожидала его на небеси и потому попустил ему испить чашу горести до дна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Глава 2 1–3. Суд Божий над моавитянами. 4–5. Суд Божий над Иудой. 6–14. Возвещение суда Божья Израилю и обличение преступлений его. Ам.2:1 .  Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Моава и за четыре не по­щажу его, по­тому что он пере­жег кости царя Едомского в известь. Моавитянам вменяется в вину поругание ими трупа едомского царя, кости которого они сожгли в известь. Блаженный Иероним в комментарии на Ам 2.1 сообщает предположение современных раввинов, что факт, о котором говорит пророк, имел место во время нашествия на Моавитскую землю израильского царя Иорама и иудейского – Иосафата в союзе с едомитянами ( 4Цар 3 ). Но из повествования 4Цар. 3 не видно, чтобы во время упомянутого нашествия идумейский царь пал или был взят в плен. Вообще, трудно сказать какое событие имеет пророк в виду в ст. 1-м. Новейшие комментаторы предлагают в ст. 1 поправку мазоретского текста, изменяющую сообщение пророка; вместо слов sarfu azemoth melech-edom laschschid, «сожгли кости царя едомского» Кондамен читает sarfu azemoth lamolech adam lesched, «сожигали тела Молоху, людей – демону» (Гоонакер). Но нет оснований изменять мазор. текст, дающий мысль вполне понятную и естественную. Ам.2:2 .  И по­шлю огонь на Моава, и по­жрет чертоги Кериофа, и по­гибнет Моав среди раз­грома с шумом, при звуке трубы. Кериоф – моавитский город тождественный с упоминаемым у Исаии ( Ис 15.1 ) в надписи Меши Кир-Моавом ( Иер 48.24 ). Это был центр культа Хамоса. Полагают, что Кериоф находился на месте нынешних развалин Корейат или Курейат. LXX евр. hakerioth производили от kirah город и, поняв в смысле нариц., перевели: πλεων ατης, слав. «градов его». – «И погибнет Моав», с евр. и умрет (umeth) Моав; пророк олицетворяет нацию и потому погибель ее называется смертью . Евр. beschaon, «среди разгрома», LXX перевели: ν δυναμα; отсюда, в слав. «со безсилием». Ам.2:3 .  Истреблю судью из среды его и умерщвлю всех князей его вместе с ним, говорит Го­с­по­дь. «Истреблю судью из среды его»: судьей называется в ст. 3-м царь моавитский.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Главы 13 и 17. Толкование на 13 и 17 гл. Апокалипсиса в приложении к идолопоклонствующей Римской империи и к антихристу Протоирей Опойченко. «Беседы к совратившимся в молоканскую и скопческую секты» Под именем жены-любодейцы в 17 гл. разумеется не что иное, как древ­ний Рим, или Римская империя, в самый могущественнейший период ко­торой благоволил воплотиться Сын Божий ради нашего спасения и через апостолов пролил свет Своего Божественного учения на народы, сидев­шие во мраке идолопоклонства и погибели. Мы не станем пускаться в сто­ронние изыскания доказательств, ибо наше мнение в той же самой 17 гл., утверждается ангелом же, истолкователем Иоанну Божественного Видения. «И прииде един от седми ангел, – говорит Иоанн, – имущих седмь фиал, и глагола со мною, глаголя ми: прииди, да покажу ти суд любодейцы великая, седя­щия на водах многих, с нею же любодеяша цари земстии, и упишася живущий на земли от вина любодеяния ея» ( Апок. 17:1–2 ). «И жена, юже видел еси, – объясняет ангел, – град есть великий, иже имат царство над цари земными» ( Апок. 17:18 ); «воды, яже видел еси, идеже любодейца седит, людие и народи суть, и племена и языцы» ( Апок. 17:15 ). Таков великий град, во времена Спасителевы и апостольские, и был именно Рим, покоривший и владычествовавший над многими царства­ми – Ассирийским, Мидийским, Вавилонским, Персидским, Македонским, Иудейским, Галльским и другими, из которых и образовалась обширней­шая и могущественнейшая Римская империя, заключавшая в себе, поэто­му «многия воды», то есть различные народы, племена и языки. Словом «любодеяние» пророки большею частью обозначали идолопоклонство, в под­тверждение чего приведем один из многих пророческих примеров. Так, прор.Иезекииль выставляет иудеям следующую причину их бедствий: «И блужение твое сотворися тебе, егда блудила еси во след языков» – то есть перенимала Иудея у язычников идолослужение и осквернилась в кумирах их ( Иез.23:30 ). Ангел и открывает Иоанну суд Божий над Римской империей, идолопоклонницей великой, «седящею на водах многих», то есть повелевающею многочисленными народами, с которой разделяли нечестие ее цари, и неистово терзавшею христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Когда мы, братия, пишем свою биографию, или чужую, то мы можем сделать в ней исправления, можем что-то стереть, зачеркнуть. Можем взять чистый лист и начать сначала. А вот жизнь человеческая черновиков не терпит. Она всегда пишется только один раз, и пишется набело. И все, что мы в жизни сделали, все оставляет следы в нашей судьбе. Предлагаем вашему вниманию проповедь священника Павла Адельгейма из цикла «Душе моя пробудись и оживи», записанную в 2009 году в псковском храме святых Жен Мироносиц, в котором служил отец Павел. Когда мы, братия, пишем свою биографию, или чужую, то мы можем сделать в ней исправления, можем что-то стереть, зачеркнуть. Можем взять чистый лист и начать сначала. А вот жизнь человеческая черновиков не терпит. Она всегда пишется только один раз, и пишется набело. И все, что мы в жизни сделали, все оставляет следы в нашей судьбе. Само это русское слово — «судьба» открывает свой смысл, в самом слове, в этом знаке. «Судьба» — означает «суд Божий». Мы свидетельствуем о себе каждым своим поступком, каждым своим словом. Свидетельствуем обо всех событиях, которые в жизни происходят, о том, как мы к ним отнеслись, как мы их пережили, что мы сделали для того, чтобы совершить то, или иное событие. Этот суд Божий связан и с самооценкой, с оценкой нашей совести. Самое главное, что в наших поступках и словах мы можем раскаяться, но мы ничего не можем изменить. Мы не можем менять последствий наших поступков. Поэтому очень важно, какой фундамент заложен в нашей судьбе. С одной стороны необходимо осознать, что мы делаем, а с другой стороны необходима воля к тому, чтобы осуществить задуманное. У нас очень много разных жизненных задач. Нам приходится и получать образование, и строить свою семью, и строить отношения в этой семье. И все это должно быть сделано так, чтобы не пришлось раскаиваться. Каждый человек выбирает для себя, как ему жизнь устроить. Один собирается стать землепашцем, другой — воином, третий — ученым, четвертый — учителем. И вот этот выбор — выбор свободный, выбор нашей совести. А за выбором следует дело, и дело всегда складывается из двух начал: замысел, или слово, которое этот замысел воплощает, и дело, которое это слово исполнит.

http://pravmir.ru/protoierej-pavel-adelg...

Критические замечания по поводу книги архим. Ианнуария (Ивлиева) «Комментарий к Апокалипсису» А.М. Леонов Содержание От автора Введение I. Общее вступление к книге. Видение на земле (1:1–20) 1. Надписание (1:1–3) 2. Эпистолярное начало (прескрипт) (1:4–8) 3. Видение Иисуса Христа и поручение Иоанну (1:9–20) II. Пророчества семи церквам (2:1–3:21) 1. Церковь в Эфесе (2:1–7) 2. Церковь в Смирне (2:8–11) 3. Церковь в Пергаме (2:12–17) 4. Церковь в Фиатире (2:18–29) 5. Церковь в Сардах (3:1–6) 6. Церковь в Филадельфии (3:7–13) 7. Церковь в Лаодикии (3:14–22) III. Основная часть книги Апокалипсис. Видения на небе и с неба (4:1–22:5) 1. Восхищение на небо и видения семи печатей (4:1–7:17) А. Видение Бога и Агнца (4:1–5:14) Экскурс 1. Несколько слов о числовой символике Экскурс 2. Агнец в Книге Откровения Б. Видения семи печатей (6:1–7:17) 2. Снятие седьмой печати и видения семи труб (8:1–11:19) 3. Истинный народ Божий и его враги (12:1–4:20) А. Война на небе и на земле (12:1–17) Экскурс 3. Предположения об источниках образов Откр. 12 Б. Культ кесаря и его пропаганда. Смертельная угроза христианам (13:1–18) Экскурс 4: Римский культ императора В. Победа христиан в угрожающих условиях культа императора (14:1–5) Г. Предваряющее изображение суда Божьего (14:6–20) 4. Видение семи чаш гнева (15:1–16:21) А. Пролог в небесах (15:1–8) Б. Излияние семи чаш гнева (16:1–21) 5. Суд Божий над блудницей Вавилонской (17:1–19:10) А. Блудница Вавилонская и зверь (17:1–18) Б. Гибель Вавилона (18:1–24) В. Финальные гимны пророчества о суде над блудницей Вавилоном (19:1–10) 6. Второе пришествие Христово и Свершение (19:11–22:5) А. Второе пришествие Христово и победа над зверем и его слугами (19:11–21) Б. Тысячелетнее царство и суд над сатаной (20:1–10) Экскурс 5. Тысячелетнее царство Христа и святых. Хилиазм в истории В. Видение Последнего суда (20:11–15) Г. Новое творение (21:1–8) Д. Новый Иерусалим (21:9–22:5) IV. Окончание Книги Откровения (22:6–21) Краткое заключительное слово     Книга ведущего отечественного библеиста, архимандрита Ианнуария Ивлиева , посвящена самой утонченной с точки зрения структуры и обилия образов книге Нового Завета – «Откровению святого Иоанна Богослова». Задачей автора было раскрыть читателю ее непосредственное содержание, отражающее конкретную церковную, политическую и духовную ситуацию, в которой писал апостол Иоанн. От автора

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Образ агнца восходит к ветхозаветным временам, где он ассоциируется с ягненком, приносимым в жертву для очищения народа от грехов, и в особенности с пасхальным ягненком (агнцем), мясо к-рого евреи вкушали в праздник Пасхи , а кровью его помазали косяки и перекладины дверей домов, в к-рых они жили в Египте (Исх 12. 7), благодаря чему их не поразил ангел-истребитель, посланный уничтожить всех егип. первенцев. Пророчество о Божественном Искупителе, спасшем человечество от смерти, наиболее полно представлено в Книге прор. Исаии , где грядущий Мессия именуется «Рабом» («Отроком» Господним) (Ис 52. 13-15; 42. 1; 53. 7). К этому образу возвращается евангелист Матфей , когда размышляет о мессианском достоинстве Христа: «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Мф 12. 18). Ап. Филипп комментирует одно из мест о Мессии из Книги прор. Исаии. Услыхав, что евнух Эфиопской царицы читает мессианский текст из этой книги: «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян 8. 32-33), он указал читавшему на то, что страдающий агнец, о к-ром повествуется в этом тексте, прообразует собой Иисуса Христа (Деян 8. 35). Наименование «А. Б.» применительно ко Христу впервые использует св. Иоанн Креститель : «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Свящ. Писание видит во Христе «непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 19), искупительное посланничество Которого и даже Его заклание в Божественном Предвечном Совете было предначертано «еще прежде создания мира» (1 Петр 1. 20). Прослеживая символическую связь Христа с пасхальным агнцем, ап. Иоанн в своем Евангелии отмечает даже такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней... Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин 19. 32-33, 36). Это примечание св. евангелиста отражает предписание Торы , запрещавшее при употреблении пасхального агнца раздроблять его кости.

http://pravenc.ru/text/63318.html

прот. Константин Буфеев 5. Звери не причиняют вреда Святым Современного цивилизованного человека перед тайной дикой природы охватывает страх, боязнь быть ужаленным, укушенным, пораненным. Не только кобры, дикие слоны и тигры – людоеды представляют смертельную опасность для нас. Обычные дворовые собаки и даже насекомые (шершни, муравьи, клещи) иногда становятся причиной панического поведения и людского беснования. Мы порой теряем власть даже над комнатными питомцами и домашними животными (однажды хозяина на наших глазах укусил любимец всей семьи – хомячок). Не так было в первозданном Божьем мире. Адам имел власть над животными, которая проявлялась в том, что он нарекал им имена. Звери же находились в покорном служении своему господину и не смели восставать против него. В Житиях Святых мы встречаем множество удивительных примеров того, как благодать Божия, сопутствующая подвигу угодников Христовых, оказывает преображающее действие на животных, и они вместо агрессии проявляют покорность перед Святыми. 5.1. Змеи и прочие гады не причиняют вреда Святым Воскресший Христос, явившись Апостолам, назвал знамения, которые будут сопровождать верующих в Него как в Сына Божия. В числе этих знамений Он указал неуязвимость от змей – змия возмут ( Мк.16:18 ). Пример такой неуязвимости от укусов ядовитых гадов показал святой апостол Павел во время своего пребывания на острове Мелит. Книга Деяний святых Апостолов, гл. 28 3. Сгромаждшу же Павлу рождия множество и возложившу на огнь, ехидна от теплоты изшедши, секну в руку его. 4. И егда видеша варвари висящу змию от руки его, глаголаху друг ко другу: всяко убийца есть человек сей, его-же спасена от моря суд Божий жити не остави. 5. Той же убо, оттряс змию во огнь, ничтоже зло пострада . 6. Они же чаяху его имуща возгоретися, или пасти внезапу мертва: на мнозе же того чающым и ничтоже зло в нем бывшее видящим, претворшеся, глаголаху Бога того бытии. 3. Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна , выйдя от жара, повисла на руке его. 4.Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. 5. Но он , стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда . 6. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадёт мёртвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

свящ. Александр Соколов Заключение Суд Божий над убийцами Св. Михаила Суд Божий постиг беззаконных убийц Св. Благоверного В. Князя. Кавгадый, вскоре по убиении Св. Михаила, подвергся гневу ханскому. Злодеи обыкновенно бывают сколько наглы и самоуверенны при благоприятствующих обстоятельствах, столько робки и малодушны в несчастии. Гнев и немилость хана так подействовали на мелкую душу коварного злодея, что он, переходя от уныния к бешенству, умер с тоски и досады. «Смерть грешников люта, замечает летописец 68 ; еже бысть беззаконному и проклятому Кавгадыю, и не пробыв ни единого лета, и зле изверже окаянный животъ свой». Не купил себе счастья кровью невинного своего родича и Георгий Московский. Получив вскоре ярлык на великокняжение, он не видел мира и покоя, который думал найти, освободившись от совместника. Нечистый совестью, он, по справедливости, опасался мщения со стороны детей убиенного им Князя Михаила, и чтобы обезопасить себя, решился идти войной на Тверскую область. Сын Михаила Димитрий не боялся войны; но благоразумие требовало освободить прежде бывших заложниками во Владимире, привезенных Георгием из Орды – Князя Константина Михаиловича и бояр Тверских, на которых Георгий мог выместить свои неудачи в войне с Димитрием. Поэтому Князь Тверской 1321 г. послал Епископа Варсонофия в Переславль, для заключения мира с Георгием. Мир был заключен; Димитрий заплатил Георгию 2000 рублей, для подати ханской, и дал слово не спорить о великокняжении; но не имел духа искренно помириться с убийцей своего отца. Вскоре Димитрий отправился в Орду, и откровенно высказал пред ханом все низкие поступки Георгия, относительно убиения Михаила; и воспользовался случаем доказать хану, что обвинявший его отца в недоставлении дани ханской, сам удерживает эту дань, в том числе 2000 р. взятых с самого Димитрия, в пользу хана. Разгневанный Узбек отнял у Георгия великокняжение, и, дав ярлык Димитрию, прислал своего вельможу Севенчь-Буга возвести его на престол Владимирский (1322 г.). Георгий, мучимый бсспокойством и страхом, не знал, на что решиться. Наконец он отправился к хану (в 1324 г.), чтобы снискать его милость, и, низвергнув Димитрия, вновь утвердить за собой великокняжение. В следующем году отправился и Димитрий – «грозные очи». Там соперники встретились друг с другом, и пылкий Димитрий не мог удержать гнева, при виде убийцы своего отца и вонзил в него меч. Георгий испустил дух. Тело Георгия привезли в Москву, и здесь погребли его, в церкви Архангела Михаила, Митрополит Петр с четырьмя Епископами, в числе которых был и Варсонофий Тверской, свидетель несчастного спора между Князьями. Судьба семейства Св. Благоверного Князя Михаила

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf 5. Неделя мясопустная. О страшном суде. Суд совести и суд Божий (начало) (Мф. 24:31–46) «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» ( 1Кор. 11:31 ). Остаётся одна неделя, благочестивые слушатели, до дней святой четыредесятницы. Предыдущие недели: о мытаре и фарисее и о блудном сыне уже приблизили нас к Великому посту, показав нам и пример смиренного покаяния, и пример благоразумного возвращения блудного сына к Отцу Небесному. В наступающую неделю Страшного Суда святая Церковь Евангельским чтением приоткрывает пред нами завесу будущего суда Божия, чтобы расположить нас к великопостному покаянию и исправлению. Братия и сестры! Господь сотворил человека по Своему образу и подобию, дав ему разум, сердце и свободную мысль. Разум Он дал ему, чтобы освещать им путь своей жизни: различить доброе и злое, лукавое и соблазнительное, хорошее и плохое, полезное и вредное. Сердце дал ему, чтобы возлюбил им Бога и ближнего своего. Свободную волю дал, чтобы засевал в душе своей семена добра и напряжением этой воли осуществлял в своей жизни всё спасительное и всё полезное. Если человек поступает в своей жизни согласно голосу разума, чувства любви и требований совести, то он поступает как разумно волящее, свободное существо. И чем больше так поступает, тем больше эту свободную волю укрепляет и развивает. И, наоборот, если человек предпочитает в жизни плохое, вредное, греховное, то со дня на день он теряет свободу воли, превращаясь в раба греха и порока. Раб же греха теряет человеческое достоинство и звание чада Божия. Братия и сестры! Нет на земле человека совсем духовно-мёртвого и уже совсем погибшего, ибо нет человека без проблесков разумности, сердечности, совестливости. Как бы плохо и греховно ни поступал человек, всё равно в глубине своей души и не совсем попранной совести он сознаёт, что поступает неправильно и от этого в той или иной степени страдает и мучается. И все мы время от времени чувствуем уколы и укоры совести. Это происходит и тогда, когда мы кого-либо обидели, или осудили, или соблазнили, или сказали лишнее слово. Это происходит и тогда, когда нужно было что-то мужественно сказать, а мы по боязни неприятностей не оказали, и наоборот, когда нужно было смолчать, а мы по своей вспыльчивости не смолчали. Голос совести, освещённый и усиленный светом разума, и есть наш первый и основной судия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010