Втор.32:30 .  Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их! Втор.32:31 .  Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том. «Сами враги наши судьи в том», что Иегова – крепость Израиля. См. Исх. 14.25 ; Чис. 22–24 ; Нав 2.7–11 . Втор.32:32 .  Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; Втор.32:33 .  вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов. Относятся к израильтянам, характеризуя их нравственную испорченность. Втор.32:36 .  Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне. «Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится» (только тогда), «когда Он увидит, что рука их ослабела» (ослабела гордость и интенсивность порока, а вместе с тем истощились и их нецелесообразно расходуемые физические силы), «и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне». Образное выражение для обозначения грандиозности истребления. Втор.32:43 .  [Веселитесь, небеса, вместе с Ним, и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.] Веселитесь, язычники, с народом Его [и да укрепятся все сыны Божии]! ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздаст,] и очистит [Господь] землю Свою и народ Свой! Заключительный аккорд песни Моисея: грозен суд правды Божией, но он гибелен лишь для упорных отступников от Иеговы; верные же сыны Его будут спасены. Вместе с верными сынами Израиля должны торжествовать и язычники, так как «кровь рабов очищена», «мщение врагам воздано», «народ и земля очищены». Согласно толкованиям Ап. Павла ( Рим 15.8–12 ) и христианских писателей, Моисей предызобразил в данном месте духовную радость членов Церкви Христовой, в которую должны войти как язычники, так и Иудеи ( Рим 11.1 ). Втор.32:47 .  ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Второй (неканонической) книги Ездры нет. Книга Неемии названа 2-й книгой Ездры. Послание Иеремии включено в книгу Варуха, как шестая глава. 3-й Ездры и 3-й Маккавейской книги нет. Таблица 4 Расположение священных книг в Вульгате 1.      Бытие 2.      Исход 3.      Левит 4.      Числа 5.      Второзаконие 6.       Иисус Навин 7.       Судьи 8.       Руфь 9–10. 1–2 Самуила 11–12 1–2 Царств 13–14 1–2 Хроника 15.      1 Ездры 16.      2 Ездры (Неемии) 17.      Товит 18.      Иудифь 19.      Есфирь 20.      Иов. 21.      Псалмы 22.      Притчи Соломона 23.      Екклезиаст 24.      Песнь Песней 25.      Премудрость Соломона 26.      Иисус сын Сираха 27.      Исайя 28.      Иеремия 29.      Варух (в нем и Послание Иеремии) 30.      Иезекииль 31.      Даниил 32.      Осия 33.      Иоиль 34.      Амос 35.      Авдий 36.      Иона 37.      Михей 38.      Наум 39.      Аввакум 40.      Софония 41.      Аггей 42.      Захария 43.      Малахия 44–45 1–2 Маккавейские Как приложение, к Латинской Библии, издают 3-ю Ездры Ездры неканоническая] и 4-ю Ездры Ездры неканоническая]. 4.4. Славяно-русская Библия Славянская Библия собрана к 1499 г. архиепископом Новгородским Геннадием. На работу свт. Геннадия значительное влияние оказывала Вульгата. Священные книги он расположил в соответствии с их расположением в латинской Библии. Законоположительные книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Исторические книги: Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1–4 Царств, 1–2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Товит, Иудифь, Есфирь. Учительные: Иов, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова. Пророческие: Исайя, Иеремия, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Иезекииль, Даниил, 12 малых пророков; 1–3 Маккавейские, 3 Ездры. Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 1. – 2007. - 352 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Что касается общего значения Иуды как предателя, то значение его именно как необходимого обвинителя и свидетеля явствует из Евангелия от Луки: «…он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег» (Лк 22, 4—5). Если бы дело шло только о том, чтобы найти Христа без народа, то стоило ли на это тратить большие деньги (по установленной цене шестьсот рублей) и чему было особенно радоваться? Эта радость Христовых врагов показывает, что заявление Иуды вывело их из большого затруднения, заключавшегося в том, что не находилось человека, готового предъявить на Христа какие-нибудь обвинения, возложить на Него руки и свидетельствовать на Него перед судом. Впрочем, и Иуда, выполнивши вторую часть своего обязательства не во всей точности, то есть заменивши лобзанием возложение рук на главу обвиняемого, третьей части своего обязательства вовсе не выполнил, на суде обвинителем не выступил, но «поверг сребреники в церкви... шед удавися» (Мф 27, 5). Нечестивые судьи Христовы были снова поставлены в затруднение: они тщетно «искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля…» и пр. (Мф 26, 59—60). Тогда первосвященник, несмотря на упрек Христов за то, что спрашивают Обвиняемого, а не свидетелей (см.: Ин 18, 21), выйдя из терпения от неудачи свидетельских показаний, сам старается поймать Христа на словах, заклятием понуждая Его к ответу: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (Мк 14, 61) И хотя Господь отвечает ему словами книги пророка Даниила о Сыне Человеческом, сидящем одесную Силы и грядущем на облаках небесных (см.: Дан 7, 13; Мк 14, 62), но неправедный судия делает вид, будто не понимает изречения, и проделывает комедию священного негодования, раздирает ризы и исторгает у присутствующих обвинение Христа в богохульстве, которое, по закону Моисея, подвергает виновника смертной казни (см.: Лев 24, 16). Из всего сказанного видно, сколь потребно знать Ветхий Завет для того, чтобы понимать Евангелие. Не менее значения имеет такое познание для разумения книги Деяний и Посланий апостольских. Для примера укажем только одно событие — казнь Стефана.

http://pravoslavie.ru/2640.html

Например, хотя в Филиппах Павел и Сила попадают в тюрьму за нарушение прав на личное владение рабыней, судьи (преторы) впоследствии освобождают их с извинениями за незаконный арест ( Деян.16:39 ). Когда Павла и его спутников обвиняют перед городскими чиновниками (политархами) Фессалоник в сеянии смуты, чиновники требуют лишь заверений местных граждан относительно доброго поведения миссионеров (17:6–9). Впоследствии, когда вожди коринфских иудеев обвиняют Павла в пропаганде незаконной религии, проконсул Галлион закрывает дело (18:12–17). Городской клерк из Эфеса снимает с Павла обвинение в кощунстве против эфесской богини Артемиды (19:37–41). В Иудее трибун Клавдий Лисий, правитель Фест (25:25) и царь Ирод Агриппа Р (26:31–32) соглашаются, что Павел не сделал ничего, что оправдывало бы обвинение, выдвинутое его врагами, иудейскими вождями Иерусалима. Таким образом, Лука неоднократно подчеркивает: христианство не представляет политической угрозы. Этим он явно пытается завоевать сочувствие и снять предубеждения относительно новой религии. (б) Лука также желает показать действие Святого Духа в основании и росте церкви. В принципе, его книгу с полным правом можно было бы назвать «Деяния Святого Духа», ибо господствующая тема в ней – сила Духа, проявлявшаяся в членах ранней церкви. Излияние Духа в день Пятидесятницы (2:1–13) описано как сверхъестественное событие, которое побудило апостолов идти на улицы Иерусалима и даже гораздо дальше с новой вестью. Те, кто продолжают Иисусову проповедь и исцеления, охарактеризованы как «исполненные Духа» ( Деян.6:3,5,8:7:55:11:24 ). По внушению Духа открываются новые области миссионерской деятельности; так, Филиппа (8:29,39), Петра 20), Варнаву и Павла (13:2), а также Павла со спутниками (16:6– 10) Дух ведет к более широкому служению. Более того, в ранней церкви, видимо, были не только апостолы и учители, но и особая группа людей, называвшихся пророками ( Деян.13:1 ; ср. 1Кор.12:28–29 ; Еф.4:11 ). Подобно древнеизраильским пророкам, они одновременно и возвещали, и предсказывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Основной тенденцией было стремление поставить под контроль правящего епископа и капитула совершение И. и назначение на должности в частных приходских церквах. В декреталиях кон. XII - нач. XIV в. осуществление И. стало трактоваться как прерогатива папы и правящих епископов. Так, напр., декреталии Римских пап Александра III и Гонория III запретили церковным властям и патронам обещать соискателям еще невакантные бенефиции (Liber Extra. III 8. 3, 16); при этом допускалась передача епископом невакантных церквей мон-рям (см., напр.: Liber Extra. III 24. 4). Особо подчеркивалась роль папы Римского как верховного обладателя такого права и верховного судьи в спорах, связанных с И. В то же время в декреталиях была зафиксирована и легитимирована практика, когда мон-ри (особенно обладавшие папским иммунитетом) владели частными храмами на полноправной основе («pleno iure» или «utroque iure», т. е. полное распоряжение в вопросах «temporalia» и «spiritualia»), при к-ром аббат полностью распоряжался доходами прихода и осуществлял назначение на приходские должности без контроля местного епископа; пастырские обязанности в таких церквах исполнялись временными викариями из числа монахов-пресвитеров (см., напр., 61-й канон IV Латеранского Собора - Liber Extra. III 5. 31). Со 2-й пол. XIII в. большое внимание в декреталиях стало уделяться т. н. резерватным правам папы в отношении бенефициев и пребенд (в т. ч. в частных храмах, составлявших среди них значительную долю), на к-рые претендовали обладатели соответствующих папских рескриптов (см., напр.: De concessione praebendae et ecclesiae non vacantis//Liber Sextus. III 7). В этот период канонисты обратились к изучению И., хотя интерес был и раньше (см., напр., комментарии папы Римского Иннокентия IV на «Liber Extra» (глоссы к титулам «De iure patronatus», «De donationibus», «De privilegiis» и др.), глоссу Иоанна Андреа (ок. 1338) к титулу «De iure patronatus» в его комментариях на Декреталии Григория IX). Ряд историков (П. Ландау и др.) отмечают в это время первые случаи употребления термина «И.» для обозначения новой практики. В кон. XIV в. папа Римский Бонифаций IX из финансовых соображений безуспешно пытался зарезервировать исключительное право на И. за Папским престолом.

http://pravenc.ru/text/389609.html

Есевон судьей был ( Суд. 12, 8–9 ) лет: Б.,Х.,Р.– 7. Елон ( Суд. 12, 11 ): Б., Х., Р.– 10. Авдон ( Суд. 12,13–14 ): Б.,Х.,Р. – 8. Вторично находились в рабстве у филистимлян ( Суд. 13,1 ) лет: Б.,Х..Р.– 40. Сампсон был судьей ( Суд. 15, 20 ) лет: Б.,Х.,Р.– 20. После Сампсона судьей был Емегар, но сколько времени он судил, в Библиях не указано. Грек Георгий Кедрин после Сампсона помещает некоего Самана и говорит, что сей Саман управлял народом израильским лет: Х.–1. Не одна ли и та же личность Саман и Емегар? Хронограф Дорофея Монемвасийского пишет, что после Емегара был еще судьею Мих, но не указывает, сколько лет он судил. Хронографы же русские говорят, что после Сампсона в израильском народе не было судьи лет: Х.– 40. Полагают, что у израильтян был мир с варварами, и каждый делал, что ему было угодно; но мы думаем, что этого не было на самом деле, как потом увидим. В Книге Судей израилевых после Сампсона и Емегара излагаются две истории: одна в 17-й и 18-й главах о Михе и о изваянном идоле; другая история в 19-й и 20-й главах о жене левитовой, насилованной блудниками и рассеченной на части своим мужем, что вызвало брань во Израиле на колено Вениаминово. Однако толковники Божественного Писания полагают, что обе эти истории произошли после смерти Иисуса Навина и прежде того, как во Израиле стал судить Гофониил. Такое предположение толковников основывается на следующем. Идол, изваянный из серебра Михом, был сделан в то время, когда еще не было окончательного разделения земли между коленами израилевыми, когда колено Даново просило себе участка среди других колен и когда были посланы мужи рассмотреть ту землю, в которой могло бы поселиться Даново колено, что было немного лет спустя после смерти Иисуса Навина. И был сделанный идол начатком идолопоклонства израильтян. За это прогневанный Бог предал их в рабство сирийскому царю Хусарсафему на восемь лет ( Суд. 3 ) и избавил их потом чрез судью Гофониила. Другая история о жене левитовой и о вениаминовой брани, несомненно, произошла вскоре после смерти Иисуса Навина, так как в ней упоминается жрец Финеес, сын Елеазаров и внук Ааронов; об этом жреце в Книге Иисуса Навина в 24-й главе пишется, что после смерти Елеазара жреца, сына Ааронова, скончавшегося вскоре после Иисуса Навина, жрецом стал Финеес, заступивший место отца своего Елеазара ( Нав. 24, 33–34 ). Мог ли этот жрец столько лет жить, когда даже все судьи израилевы скончались? Никоим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мих.3:5:10–11 . «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими, и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну... Созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдой! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!». Объяснение. Здесь осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд. Справедливая же плата за труд священника, как этим местом, так и другими ветхозаветными писаниями, не воспрещается: Чис.8:7–32 . Ветхий Завет даже в обязанность ставит приносить начатки и десятины в храм Господень: Исх.22:29–30:23:19 ; Лев.27:26–34 , и отдавать их священникам: Чис.18:12–32 . И в Новом Завете справедливая плата за труд священнослужителей не воспрещена: 1Кор.9:7:11, 14 ; 2Кор.11:8 . О священническом благословении Еф.1:3 . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Объяснение. Апостол говорит здесь о благословении Божием духовном в небесах, но этим нисколько не исключается благословение пастырское для мирян в земной жизни: Чис.6:23–26 ; Лев.9:22–23 . Сам Господь во время земной своей жизни благословлял: Лк.24:50 ; Мк.10:16 , а апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае вполне известном у христиан, и только обще замечает о нём: Евр.7:7 . О названии Иерархии: отец, учитель и наставник Мф.23:7–8:10 . «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их; учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Объяснение. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15 . Передавая не своё, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19 ; Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 , отцами, или батюшками: 1Ин.2:1:3:18 ; 1Кор.4:14 ; Гал.4:19 ; Деян.7:2 , и наставниками: Евр.13:7:17 ; 1Кор.4:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3СО 24. За кражу съестного, одежды или скота Mers назначает 40 дней покаяния. Ни в одном славянском списке нет упоминания о скоте (quadrupedia), поскольку этому виду кражи уже была посвящена ст. ЗСО 7 – Mers 7. При переводе опущено также плеонастичное выражение propter famem vel nuditatem «из-за голода или холода (отсутствия одежды)», поскольку этот мотив имплицитно содержится в ранее употребленном per necessitatem «из-за нужды». Таким образом славянский компилятор-переводчик внимательно относился к переводимому тексту, избегая повторов и опуская лишнее. 3СО 25. См. выше раздел IV.1. 3СО 26. В статье об (умышленном) аборте славянский перевод опускает лат. voluntarie «намеренно». В самом деле, теоретически можно себе представить насильственный или нечаянный аборт, однако славянский переводчик старался не отрываться от реальности и, вероятно, поэтому счел уточнение voluntarie излишним (ер. выше ЗСО 6). 3СО 27. За астрологию и магию Mers назначает 5 лет покаяния, из них 3 года поста на хлебе и воде. Славянский перевод опускает уточнение «из них три года» (ужесточение санкции). 3СО 28. За похищение вдовы или девицы Mers назначает 3 года поста на хлебе и воде; в ЗСО упоминание о хлебе и воде опущено. В отличие от предыдущей статьи, здесь сокращение приводит не к ужесточению, а к смягчению санкции. 3СО 32. Mers назначает за каждый день не соблюденного поста на хлебе и воде пение 50 псалмов (сит venia, т. е, «с послаблением») или 70 псалмов (cum venia, без послабления). За 1 год поста на хлебе и воде Mers назначает денежный эквивалент в 26 солидов – славянский перевод опускает эту норму. Вместо 50 и 70 псалмов SinEuch назначает пение 48 ( к и псалмов, однако упоминание venia, а также слова «за каждый день» опущены – таким образом, псалмы поются один раз за весь пост. Сокращение оригинала при переводе приводит к смягчению санкции. ЗСО 35. Mers предписывает за лжесвидетельство из корыстных побуждений пострижение и пожизненное покаяние в монастыре. В переводе срок покаяния не уточняется (очевидно, он предоставлен усмотрению судьи – епископа).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

В подобном не собственной, смысле в Писании эти наименования прилагаются иногда и к людям, напр. именем elohim называются судьи и другие богоизбранные мужи ( Исх.4:16; 21:6; 22:8, 28 ; Втор.19:17 ; Пс.40:9; 81:1, 6 ; сн. Ин.10:34–35 ), имя сына Божия или сынов Божиих усвояется благочестивым потомкам Сифа ( Быт.6:2 ), народу израильскому ( Втор.14:1; 32:5–6 ; Суд.20:2 ; Иер.31:9 ; Ос.2:1 . Пс.72:15 и др.), его царям ( Пс.81:6 ; 2Цар.7:14 ) и избранным людям ( Пс.102:13 ), а в новом завете – возрожденным от Бога благодатью Св. Духа ( Ин.1:12 ; Рим.8:14 и др.). Таким образом и наименование ангелов богами и сынами Божиими не может служить основанием для утверждения, будто ангелы суть лишь низшие боги по сравнению с Иеговой. III. Ложно и то утверждение рационализма, будто ангелы по смыслу ветхозаветного учения не личные существа, а только олицетворения божественной силы и могущества, или даже олицетворения явлений природы. В библейских упоминаниях об ангелах они неизменно представляются существами личными. Как в особенности согласить с этим мнением все такие действия ангелов, как славословие ими Бога, поклонение Богу, смирение пред Ним? Что значило бы также усматривание Богом недостатков в ангелах? Как примирить с этим мнением наименование ангелов, обычное и постоянное у пророков, воинством Иеговы, различение их по именам и по степеням, ясно предполагающее их личное и отдельное от Бога и мира бытие? В оправдание этого мнения особенно указывают на находящиеся в ветхом завете упоминания и символические изображения высших небесных духов – херувимов и серафимов. Таковы упоминание о Херувиме и пламенном мече обращающемся, чтобы охранять путь к древу жизни ( Быт.3:24 ; ср. Иез.28:13, 14, 16 ), изображения херувимов с распростертыми крыльями, на ковчеге завета ( Исх.25:18 ), на завесе и покрывалах скинии ( Исх.26:1, 31; 36:8, 35 ), в храме Соломоновом ( 3Цар.8:6–7 ), название их колесницею ( 1Пар.28:18 ), представление Самого Бога сидящим и летающим на херувимах ( Пс.17:11; 98:1 ; 1Цар.4:2 ; 2Цар.6:2 ), особенно же описания херувимов у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ольга 8 декабря 2016, 19:29 Батюшка, это так прекрасно! Никого не судить, это аксиома всей духовной жизни. Александр Б 7 декабря 2016, 19:34 ...да да вот и у меня все развратники воры и злодеи. Спаси меня Господи! Алексей 7 декабря 2016, 10:26 Спасибо Батюшка! Очень полезная статья, учитывая как часто на ТВ нас пытаются вовлечь в судилище и быть участниками осуждения кого либо. Думаю прощение и проявление милости к осужденному зависит от того, кто проявляет эту милость. Ведь судья должен быть справедлив, а вот потерпевшая сторона вправе простить осужденного. И в тоже время наверно важно отношение самого осуждаемого? Признал ли он вину? Раскаялся? Однако... Очень бы хотелось услышать от Вас бытовых советов. Ведь мы осуждаем или не осуждаем на каждом шагу, в метро, дома в семье, на дороге и т.д. Как ПРАВИЛЬНО поступать в отдельных ситуациях? Как не осудить человека, но и не попустительствовать его грехопадению? Какое наше действие будет считаться помощью, а какое осуждением, а какое соучастием? Ведь можно просто не обращать внимания и человек укрепится в ощущении безнаказанности а мы в самомнении. Как обличить но не обидеть? А если это твой ребенок или родители? Роман 6 декабря 2016, 12:24 Батюшка Олег, здравствуйте. Как всегда, глубоко и вразумительно. Спаси Господи! Прот. Олег Стеняев 6 декабря 2016, 11:53 Скорее всего, этот призыв: «и бедному не потворствуй в тяжбе его» (Исх.23:3), относится к нищему совершившему серьезное преступление (например: убийство, святотатство, изнасилование). И это благо, уже в земной жизни понести наказание за содеянные грехи, в такой ситуации и действует принцип: " за одно, дважды не наказывают " . елена 6 декабря 2016, 10:09 Спаси Господи! Очень поучительно и познавательно.Мне очень понравилась.Бог помощь! Ольга Коннова 6 декабря 2016, 07:55 " В новозаветном понимании: «суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2: 13) " . Так как правильно: виновному нищему, бедному человеку, у которого и так тяжелая жизнь, нельзя оказывать милосердия, иначе это будет лицеприятие? Или все-таки милость превозносится над судом, то есть над холодной справедливостью? И такого человека можно пожалеть? Как правильно?

http://pravoslavie.ru/99177.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010