Если... помысл омрачен, и ты сомневаешься в нем и не можешь ясно постигнуть, свой он или тать, помощник или наветник, скрывающийся под доброю личиною, то вооружимся на него усильною и самою скорою молитвою со многим бдением и день и ночь (прп. Исаак Сирин , 58, 175). При алчущем и смиренном чреве никак не проникают в душу срамные помыслы (прп. Исаак Сирин , 58, 188). Источник. Не верь, брат, что внутренние помыслы могут быть остановлены без приведения тела в доброе и чинное состояние (прп. Исаак Сирин , 58, 413). Источник. Если не можешь держать в порядке свои помыслы, то хотя чувства свои сделай благоустроенными (прп. Исаак Сирин , 58, 416). Источник. ...Когда Евагрий подвергся брани от хульных помыслов, то он, как муж разумный, зная, что хула происходит от гордости и что когда смиряется тело, то вместе с ним смиряется и душа, провел сорок дней на открытом воздухе, так что тело его... стало производить червей, подобно тому как случается у диких животных; и такой труд он подъял не ради хулы, но ради смирения (прп. авва Дорофей , 29, 48–49). Источник. ...Я в юности моей многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними, но представляя себе перед глазами вечные муки. Пять лет поступал я так ежедневно, и Бог облегчил меня от сих помыслов. Брань сию упраздняет непрестанная молитва с плачем (прп. авва Дорофей , 29, 219). Источник. Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы... (прп. авва Дорофей , 29, 227). Источник. Нечистые и постыдные помышления обыкновенно рождаются в сердце от беса блуда, сего сердцеобольстителя; но их исцеляет воздержание и вменение их ни во что (прп. Иоанн Лествичник , 57, 129). Источник. ...Враг скверных и нечистых помыслов есть сокрушение сердца (прп. Иоанн Лествичник , 57, 210). Источник. Не приучай... простосердечных иноков к тонкоразборчивости помыслов; но лучше, если можно, и тонкоразборчивых приучай к простоте; это дело преславное (прп. Иоанн Лествичник , 57, 269). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Нач.: «Подобает же первее приступлшу кому ко Господу… л. 76 об. …поклоняемся Богови духом и истиною».   300 Сборник смешанного содержания 1848 г. 4 о . 14х19. 66 л. Полуустав, скоропись двух почерков. I – (л.1-11 об., 57 об.-66 об.) полуустав; II – (л. 12-57) скоропись, писец – мон. Аркадий. Нумерация поздняя карандашом. Переплет картон с кожаным корешком и углами. Записи: На л. 11 об. внизу запись владельца (писца II): «Аркадийя Зогравскаго». На л. 33 об. внизу запись писца: «от Христа 1848, иануария 1-го». Украшения: Заголовки и инициалы киноварные (л.1-11 об., 57 об.-66 об.). Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. В начале некоторых глав заставки геометрического орнамента чернилами. Содержание: л. 1-4. Исаака Сирина, слово 9 (перевод Паисия, 2-й). «О чине новоначальных, и установлений, и подобающих тем». Нач.: «Сей есть чин целомудренный, и Богу любезный…» л. 4-9. Повесть из «Отечника». «Повесть дивна отца Пиора». Нач.: «Поведаше нас авва Пиор, яко сущу ми юну, идох аз и старец мой ко отцу Лонгину...» л. 9-11 об. «Слово о исходе души зело душеполезно от святых отец различных собрано, святаго Анастасия Синаита» (отрывки слов Исихия Иерусалимского, Ефрема Сирина, Василия Великого). Нач.: «Приидет убо наш день и час братие…» л. 12-57. Церковнославянская грамматика. «О глаголе». Нач.: «Глагол есть часть слова…» л. 57 об.-66. Продолжение слова о исходе души (включает отрывки слов Нила Синайского, Диадоха Фотикийкого, Макария Великого). Нач.: «…увы мне скверны не омывшему…»   389 Сборник аскетический Рубеж 18-19 в. 4 о . 12,5х18,5. 19 л. Полуустав неаккуратный одного почерка. Нумерация поздняя карандашом. Встречаются следы сырости с минимальными потерями текста. Переплет бумажный. Без украшений. Содержание: л. 1-18. Письмо старца Паисия иерею Димитрию (1-е, 1766 г.). «Авраамских дел подражателю…» Нач.: «О имени Господа Иисуса Христа…» л. 18-19. Отрывок из поучения, приписываемого св. Паисию, на монашеский постриг (окончание). Нач.: «...И отселе послушаний в церквы Христовой славной…»

http://bogoslov.ru/article/6192471

При бесчувствии души... полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов богоносных отцев, памятование о Страшном Суде Божием, об исходе души из тела и о имеющих ее встретить страшных силах, с (соучастием) которых она делала зло в сей маловременной и бедственной жизни. Также (полезно) вспоминать о том, что мы должны будем предстать пред Страшным и Праведным судилищем Христовым, и не только в делах, но и в словах, и в помышлениях дать ответ пред Богом, пред всеми Ангелами Его, и вообще пред всем созданием (прп. авва Дорофей , 29, 204). Источник. ...Для падшей души нет иного утешения при исходе из тела, кроме трудов поста и слез (покаяния) (прп. Иоанн Лествичник , 57, 84). Да не будет душа твоя рвом, который иногда источает животворную воду смирения, а иногда иссыхает от зноя славы и возношения, но да будет она источником бесстрастия, всегда изводящим из себя реку нищеты (прп. Иоанн Лествичник , 57, 165). Источник. ...Душа, которая иногда плачет, иногда смеется, иногда наслаждается, никакой не может получить пользы (прп. Иоанн Лествичник , 57, 213). Источник. ...Весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит, а душа нетленна и пребывает вовеки (прп. Иоанн Лествичник , 57, 267). Душа, чистотою соединившаяся с Богом, для научения своего не имеет нужды в слове других... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 270). Источник. Как дело Божие управлять миром, так дело души править телом (авва Фалассий, 91, 315). Свет души – ведение, которого будучи лишен неразумный во тьме ходит (авва Фалассий, 91, 316). Для души разумной пагубно оставлять Создавшего ее и раболепствовать телу (авва Фалассий, 91, 320). Здравие душ – бесстрастие и ведение, и улучить его невозможно тому, кто порабощен плотским сластям (авва Фалассий, 91, 320). Попечение о душе – злострадание (подвиги самоумерщвления) и смирение, ради коих Бог прощает все грехи (авва Фалассий, 91, 324). Ожесточенная душа, и когда бичуют ее, не чувствует, и к благодетелю никакого чувства восприять не может (авва Фалассий, 91, 324).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

17/ Созомен Схоластик ( Ермий Созомен Саламанский) (л. 56, 56 об.) (в списке НБ РК просто «Созомен») – греческий церковный историк V в., автор единственного дошедшего до нашего времени сочинения – «Церковной истории», оконченной предположительно в 40-х гг. V в. 18/Руфин (Тиранний; Tyrannius Rufinus; также известен как Руфин Аквилейский – Rufinus Aquileiensis) (л. 56) (345–410) – римский писатель. Среди сочинений Руфина следует отметить перевод на латинский язык «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , к девяти книгам которой переводчик добавил две свои книги, продолжив повествование с 324 г. до смерти императора Феодосия в 395 г. («Historia ecclesiastica»). 19/Филосторгий (Φιλοστργιος, лат. Philostorgius) (л. 56, 56 об.) (368–433) – греческий церковный историк-арианин, автор «Церковной истории», служащей хронологическим продолжением «Церковной истории» Евсевия, то есть начинающейся с середины царствования Константина Великого и доведенной до 425 г. В полном виде «История» Филосторгия не сохранилась, в настоящее время существует лишь ее сокращение, сделанное патриархом Фотием (ср. у Феофана Прокоповича : «Филосторгий в сокращении истории церковной, книга 7, число 9» – л. 56). Первое издание этого сокращения «Historia ecclesiastica» вышло в 1643 г. в Женеве, с латинским переводом – в Париже в 1673 г. 20/Никифор Каллист Ксанфопул (л. 56 об.) (в списке НБ РК «Никифор Ксантопул») – патриарх Константинопольский в 1350–1362 гг., автор «Церковной истории», описывающей события от Рождества Христова до 610 г. 21/Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus) (л. 56 об.) (в списке НБ РК «Аммиан Маркеллин») (ок. 330 – ок. 400) – римский историк, грек по происхождению, автор «Деяний» («Res gestae»), задуманных как продолжение «Анналов» и «Историй» Тацита. Из 31 книги «Деяний» до нашего времени дошли лишь книги 14–31, описывающие события с 353 по 378 гг. 22/Юлиан Отступник, Флавий Клавдий (Flavius Claudius Julianus Apostata) (лл. 6 об., 55 об., 56 об., 57) (в списке НБ РК «Апостат Иулиан» (л. 56 об.), «Иулиян Апостат» (там же) или «Иулиан Отступник» (лл. 6 об., 55 об.), а также «Иулиан» (л. 57) и «Иулиян» (лл. 56, 57)) (331–363) – римский император в 361–363 гг. В качестве автора Феофан Прокопович упоминает Юлиана только на лл. 56 об.–57, где ссылается на одно из изданий его писем (какое именно, нами не установлено; перечень изданий см. в журн.: Вестник древней истории. 1970. 1. С. 235). Феофан Прокопович цитирует в русском переводе фразу из сохранившегося фрагмента письма к жрецу (ср.: Вестник древней истории. 1970. 3. С. 232), а также имеет в виду обещание восстановить «святой город Иерусалим», данное императором осенью 362 г. в послании «К иудейским общинам» (у Феофана Прокоповича – «в послании к иудеом» (л. 57)).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

...Против... беса, чрезмерную ревность возбуждающего, будем бороться усугублением смирения и любви... (блж. Диадох, 91, 72). Источник. За постоянство и ревность враги отмщают, заушая душу различными и несказанными искушениями (прп. Иоанн Карпафский , 91, 81). ...Добродетель, без которой не производится доброе... называется ревностью... (прп. Исаак Сирин , 58, 150). Источник. Огонь не возгорается в сырых дровах; и божественная горячность не возжигается в сердце, любящем покой (прп. Исаак Сирин , 58, 285). Источник. ...Дерзновение бывает следствием преспеяния в добродетелях и доброй совести (прп. Исаак Сирин , 58, 375). Источник. Ощутивши пламень , беги; ибо не знаешь, когда он угаснет, и оставит тебя во тьме (прп. Иоанн Лествичник , 57, 14). Будь ревностен, но в душе своей, нисколько не выказывая сего во внешнем обращении, ни видом, ни словом каким-либо, ни гадательным знаком (прп. Иоанн Лествичник , 57, 46). Источник. ...Сокровенной даже ревности последуй не иначе, как если ты уже перестал уничижать ближнего... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 46–47). Источник. Ревностные наиболее должны внимать себе, чтобы за осуждение ленивых не подвергнуться самим еще большему осуждению (прп. Иоанн Лествичник , 57, 50). Источник. Нам дана ревность, чтобы мы ревновали добродетелям; а мы ревнуем порокам (прп. Иоанн Лествичник , 57, 204). Источник. На все стремительно готовый в братстве и по душевным подвигам, и по телесным трудам, как звезда небесная светит и световодит многих (прп. Феодор Студит , 92, 32–33). Будьте же тверды и утверждайтесь еще и еще, паче и паче, действуя усерднее, живее... (прп. Феодор Студит , 92, 142). Ревность, как огнь, да горит в утробах наших, и ничто не устоит перед очами нашими, но побегут даже и бесы... (прп. Феодор Студит , 92, 157). Добр убо пост, потому что укрощает страсти и плоть подчиняет духу; добры слезы, потому что омывают сердце от грехов и чистым его представляют Богу; добра молитва, потому что окрыляет ум и соделывает его собеседником с Богом; добра любовь, потому что всюду презирает свое в пользу ближнего; добра ревность, потому что облегчает труды и юным делает дух, и старца располагает с юношескою быстротою действовать.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Чин литургии излагается в Постановлениях Апостольских два раза. В первый раз он встречается в 57 гл. второй книги, где представлен только самый общий состав и порядок различных частей литургии. В восьмой книге представлен не только состав и порядок, но полные формулы молитв литургии. Но при различии в полноте чинопоследования литургии Постановлений Апостольских, как во второй книге, так и в восьмой представляется одинаково состоящей из двух частей: общей, или литургии оглашенных, и частной, или литургии верных. Состав первой, литургии оглашенных, представляется в обеих книгах одинаковым и начинается она как в той, так и в другой книге чтением Св. Писания. Читаются сначала книги Ветхого Завета в количестве двух чтений из закона и пророков (2, 30, 57; 8, 5), а потом уже книги новозаветные. При этом между чтением ветхозаветных и новозаветных книг полагается еще пение псалмов Давида в ипофонной форме. «Когда совершается два чтения (из Ветхого Завета), – говорится в Постановлениях Апостольских, – другой кто-либо пусть поет песни Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова стихов. После этого пусть читают Деяния наши и послания Павла, сотрудника нашего; а после этого диакон или пресвитер пусть читает Евангелия» (2, 57). После чтений из ветхозаветных и новозаветных книг, разделяемых пением псалмов, в обеих книгах Постановлений Апостольских указывается произносить поучение на писания (2, 54, 57) или проповедь-назидание (8, 5). Произносят проповедь сначала пресвитеры поодиночке, а потом уже епископ (2, 57). Во второй книге Постановлений Апостольских это поучение следует непосредственно после чтения Евангелия: «Затем (после Евангелия) пресвитеры, поодиночке, и не все вдруг, пусть увещевают народ, а после всех их епископ» (2, 57). Между тем восьмая книга указывает еще, чтобы новорукоположенный епископ 1113 , который должен первый говорить поучение: сначала сказал приветствие церкви: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»... и после этого уже говорил «назидание» (8, 5). Проповедью и заканчивается во второй книге Постановлений Апостольских литургия оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Когда святой Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: «Кто же избегнет их?» – то отвечал ему Бог: «Смирение избегает их», а что еще более удивительно – присовокупил: «Они даже и не прикасаются ему» (прп. авва Дорофей , 29, 41). Источник. Когда диавол видит, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он не столько неискусен в делании зла, чтобы стал внушать ему какие-либо явные грехи, и не говорит ему: иди, сотвори блуд или пойди, укради, ибо он знает, что мы этого не хотим, а он не считает нужным внушать нам то, чего мы не хотим, но находит в нас... одно пожелание или одно самооправдание, и тем под видом доброго вредит нам (прп. авва Дорофей , 29, 71). Источник. ...Диавол не может никого обольстить (иначе), как только под видом добродетели (прп. авва Дорофей , 29, 113). Источник. Бесы тщеславия – пророки в снах... Бесы о будущем ничего не знают по предведению... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 19). Источник. ...Бесы часто горько над нами насмехаются. Ибо когда мы насытились, они возбуждают в нас умиление; когда же постимся, ожесточают нас, чтобы мы, прельстившись ложными слезами, предались наслаждению – матери страстей (прп. Иоанн Лествичник , 57, 83). Источник. Велика злоба наших врагов, так что они матерей добродетелей делают матерями зол, и средства к достижению смирения превращают в источник гордости (прп. Иоанн Лествичник , 57, 87). Все бесы покушаются сначала помрачить наш ум, а потом уже внушают то, что хотят... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 129). Источник. Все брани бесовские происходят от трех главных причин: или от нерадения нашего, или от гордости, или от зависти диавола (прп. Иоанн Лествичник , 57, 175). Источник. Во всех деланиях, которыми стараемся угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по воле Божией. А если тати оные и в сем умышлении не получают успеха, тогда уже тихим образом приступивши к душе нашей, ублажают нас, как живущих во всем Богоугодно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

256 Канонические правила, подтверждающие признание крещений в тех ригористичных расколах, которые отрицают действительность крещений в кафолической Церкви: I Вс. 8; Карф. 47(57), 57(68); Василия Вел.1. 258 Канонические правила, разрешающие рукоположение воссоединившихся из раскола мирян: Карф. 47(57), 57(68). 259 Канонические правила, регламентирующие принцип воссоединения с Церковью уклонившегося в раскол клирика: Ап. 12, 13, 16; I Вс. 5; II Вс. 6; Антиох. 6; Сердик. 13; Карф. 11(11), 20(29). 261 Канонические правила, предполагающие применение акривии в отношении уклонившихся в раскол священнослужителей: I Вс. 6; Антиох. 4, 5; Карф. 57(68). 262 В византийской богословской терминологии слово подразумевает также всю полноту Божественных действий, направленных на спасение человека. 263 Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении к греческому клиру и клиру Грузинской Православной Церкви от 2 декабря 1931 г./Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. – С. 114. 265 Беглов А.Л. Последний бой обновленцев. Эпизоды воссоединения с Патриаршей церковью в 1944–1946 годы... С. 205–214; Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода о принятии в общение со Святой Церковью и о допущении русского языка в церковном богослужении от 10 апреля 1930 г./Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. – С. 67; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве... С. 192. 266 Цит. по: Катаев А.М. Последние годы обновленчества в контексте государственно-церковных отношений в 1943–1945 гг.//Приход. Православный экономический вестник. – 2006. – 5. – С. 48. 271 Рассуждая о каноническом статусе раскольнической иерархии, протоиерей Сергий Булгаков писал: « Церковь признает священство сохраняющимся даже при нарушении общения с ним, хотя и возбраняет всякое молитвенное общение с этим священством и практически его как бы игнорирует, ибо священство действенно и действительно лишь при условии канонического общения и соподчинения, которое здесь именно и отсутствует... Можно сказать, что, не отрицая таинства в его сакраментальном моменте, Церковь считает его бездейственным в отношении юрисдикции» ( Булгаков Сергий , протоиерей. Очерки учения о Церкви. Церковь и «инославие»... С. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Будем плакать, возлюбленные, будем плакать, чтобы поистине возрадоваться во время действительной радости. Преподобный Исаак Сирин ( 56, 143 ). Оплакивая свои грехи, никогда не слушайся того пса, который внушает тебе, что Бог человеколюбив, ибо он делает это с тем, чтобы отторгнуть тебя от плача ( 57, 73 ). Плач есть золотое жало, уязвлением освобождающее душу от всякой земной любви и пристрастия ( 57, 76 ). Плач по Боге есть сетование души, такое расположение страдающего сердца, которое с исступлением ищет того, чего жаждет, и, не находя его, стремится к нему изо всех сил и горько рыдает о Нем ( 57, 76 ). Свойство преуспевающих в плаче есть воздержание и молчание уст... Свойство преуспевших в плаче – безгневие и непамятозлобие... Свойство совершенных в плаче – смиренномудрие, жажда бесчестий, произвольная жажда невольных скорбей ( 57, 76 ). Как воск тает от огня, так и плач легко истребляется от молвы, телесных попечений и наслаждений, в особенности же – от многословия и смеха ( 57, 76 ). Крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы очищают грехи, сделанные и после Крещения. Если бы человеколюбие Божие не даровало нам слез, то, поистине, было бы мало спасающихся ( 57, 77 ). Даже и тот еще не достиг совершенного плача, кто плачет о чем хочет, но кто плачет, как Бог хочет ( 57, 79 ). Когда душа и без нашего старания бывает склонна к слезам, мягка и проникнута умилением, тогда поспешим... ибо Господь пришел к нам и без нашего зова и дал нам губку боголюбезной печали и прохладную воду благочестивых слез на изглаждение рукописания согрешений. Храни этот плач как зеницу ока пока мало-помалу он не отойдет от тебя. Ибо великая сила его далеко превосходит силу того плача, который приходит от нашего усилия и пожелания ( 57, 79 ). С богоугодным плачем часто сливается постыдная слеза тщеславия; и это познаем на опыте, когда видим, что мы плачем и предаемся гневу ( 57, 80 ). Стяжавшие плач, в чувстве сердца возненавидели самую жизнь свою... от тела же своего отвращаются, как от врага ( 57, 80 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

МОЖАРОВ Е.И. Русский эмигрант первой волны, полковник, жил в ЮАР, работал таксистом. Пел в церковном хоре русской общины святого князя Владимира в г. Йоханнесбурге (РПЦЗ). Хор не уступал в мастерстве лучшим русским церковным хорам в зарубежье. Источники: Чернай Алексей, архимандрит. Жизненный путь русского священника. - Сан-Франциско: Издательство " Глобус " , 1981. - с.189-227. МОСОЛОВ Русский эмигрант в г. Винджук столице протектората Юго-Западной Африки, оказывал гостеприимство русскому миссионеру архимандриту Алексею (Чернай), во время его пастырской поездки в 60-х годах XX в. Источники: Чернай Алексей, архимандрит. Жизненный путь русского священника. - Сан-Франциско: Издательство " Глобус " , 1981. - с.189-227. ОБОЛЕНСКИЙ В.В., князь Русский эмигрант в Конго, Представитель Православной Миссии в Южной Африке (РПЦЗ), основанной архимандритом Алексием (Чернай) в 1959-1975 гг. Проживал в г. Камбов. Источники: Чернай Алексей, архимандрит. Жизненный путь русского священника. - Сан-Франциско: Издательство " Глобус " , 1981. - с.189-227. ОДИНЦОВЫ Русские эмигранты в г. Лорензо-Маркс, Мозамбик. Помогали архимандриту Алексию (Чернай), во время его миссионерских поездок. В их доме русский священник совершал православные службы для русских семей. Источники: Чернай Алексей, архимандрит. Жизненный путь русского священника. - Сан-Франциско: Издательство " Глобус " , 1981. - с.189-227. РАДЕН СОФИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, баронесса Регент русского церковного хора при храме святого князя Владимира в г. Йоханнесбурге (РПЦЗ), ЮАР. Хор не уступал в мастерстве лучшим русским церковным хорам в зарубежье. Источники: Чернай Алексей, архимандрит. Жизненный путь русского священника. - Сан-Франциско: Издательство " Глобус " , 1981. - с.189-227. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ М.В. Представитель Православной Миссии в Южной Африке (РПЦЗ), основанной архимандритом Алексием (Чернай) в 1959-1975 гг. Проживала в столице Кении г. Найроби с сыном, владевшим кофейной плантацией. Архимандрит Алексей навещал ее с миссионерскими целями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/400/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010