Между тем, каждые четверть часа от князя Горчакова приезжали и уезжали адъютанты, а также посылались постоянные донесения к барону Остен-Сакену, начальнику гарнизона Севастополя. Вследствие ошибочного, преждевременного распоряжения князя Горчакова «начать сражение», Реад открыл артиллерийский огонь и приступил к атаке Федюхинских гор и начал уже карабкаться на эти горы; почти одновременно Липранди занял высоты Чоргуна. Неприятель сразу усилил позиции у Федюхинских гор, где его сосредоточилось 50000 человек. Несмотря на помощь подоспевшей 5-ой дивизии, полки Реада были отброшены французами и отступили. Во время атаки Галицкого полка у Реада, следившего за ходом сражения, лопнувшей над ним гранатой была сорвана голова, и ввиду поспешности отступления его обезглавленное тело не было подобрано и осталось неприятелю. По отзывам Остен-Сакена, князя Паскевича и других, Реад был светлою личностью, в высшей степени правдивым человеком, имевшим все данные военноначальника. «Русская Старина» 1872 г., т. VI, стр. 430, 431, т. VII, стр. 599; 1874 г., т. XI, стр. 330 и 778; 1875 г., т. XII, стр. 196, 301, т. XIV, стр. 552; 1876 г., т. XV, стр. 227, т. XVI, стр. 168–170 т. XVII, стр. 363, 364; 1877 г., т. XVIII, стр. 112; 1878 г., т. XXI, стр. 603; 1879 г., т. XXV, стр. 670; 1880 г., т. XXVII, стр. 102; 1881 г., т. XXX, стр. 196; 1882 г., т. XXXIV, стр. 741, 742; 1883 г., т. XL, стр. 374, 375, 529–531; 1886 г., т. LI, стр. 55, 56, 57, 58; 1889 г., т. LXI, стр. 97; 1892 г., т. LXXV, стр. 607; 1893 г., т. LXXVIII, стр. 115; 1894 г., LXXXI, апр., стр. 152, 153; май, 172–176, 182, 189–193; июнь, LXXXII, дек., стр. 167, 169; «Русский Архив» 1870 г., ст. 2157, 2170, 2171, 2172, 2180, 2182, 2191, 2199, 2220, 2204; 1874 г., т. I, 306, 372, 1358, 1360, 1362, 1363, кн. II, 207, 210, 211, 213, 219; 1875 г., кн. III, 427; «Исторический Вестник» 1888 г., XXXVI, 696; 1893 г., IIII, 593; 1899 г., LXXVI, 1092. «Описание обороны Севастополя» Тотлебена, гл. XXXIX (часть 2-я, отд. 2-й: «Сражение при реке Черной»); Месяцеслов на 1857 г., стр. 248; «Кавказ» 1855 г., 79; «Акты Кавк. Археогр. Ком.», т. X, стр. XXIX.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

И. А. составляют произведения различных жанров: эпиграммы, канонические постановления и обширная переписка (ок. 150 писем). Критического издания сочинений И. А. не существует, различные сборники писем и постановлений публиковались А. И. Пападопуло-Керамевсом, В. Г. Васильевским, Э. Курцем, Н. Веисом. Среди хорошо сохранившихся рукописей сочинений И. А.- РНБ. Греч. 250 (XIII в.); РНБ. Греч. 251 (XIV в.); Bodl. Baroc. 131 (XIV в.); Hieros. Patr. 276. Письма И. А. отличаются от большинства памятников средневизантийской эпистолографии тем, что подверглись лишь весьма незначительной литературной обработке. Они сохранили особенности стиля автора и бытуют в сборниках, содержащих также и ответы корреспондентов И. А. Являясь в первую очередь не лит. коллекцией, а рабочим архивом, текст писем содержит реалии повседневной жизни византийской провинции 1-й пол. XIII в. Юридические определения И. А. посвящены в основном частным вопросам: бракоразводным процессам, спорам о наследстве, завещаниям, случаям прелюбодеяния, различным проступкам священников и др. Среди адресатов писем И. А.- наиболее значительные политические и культурные деятели той эпохи: К-польский патриарх Мануил I Сарантин, архиеп. Охридский Димитрий Хоматиан, архиеп. Афинский Михаил Хониат , митр. Керкирский Георгий Вардан, Эпирский деспот Феодор Комнин и его супруга Мария, богослов и историк Никита Хониат и др. Соч.: Васильевский В. Г. Epirotica saeculi XIII: Из переписки Иоанна Навпактского//ВВ. 1896. T. 3. С. 233-299; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 119-125; idem. Παρατηρσεις ες τ Epirotica saeculi XIII//ВВ. 1904. T. 11. С. 849-866; idem. Δυρραχην//BZ. 1905. Bd. 14. S. 568-575; idem. Κερκυρακ//ВВ. 1906. T. 13. С. 334-351; idem. Συμβολ ες τν στοραν τς Αρχιεπισκοπς Αχρδος//Сб. ст., посвященных акад. и заслуженному проф. В. И. Ламанскому. СПб., 1907. Ч. 1. С. 227-250; idem. Ιωννης Απκαυκος κα Νικτας Χωνιτης//Τεσσαρακονταετηρς τς καθηγεσας Κ. Σ. Κντου. Αθναι, 1909. Σ. 373-382; он же (Пападопуло-Керамевс А. И.). Noctes Petropolitanae: Сб. визант. текстов XII-XIII вв. СПб., 1913. С. 249-294; P é trid è s S. Jean Apocaucos, lettres et autres documents inédits//ИРАИК. 1909. Т. 14. C. 69-100; Bee-Sepherle E. Aus dem Nachlass von N. A. Bees: Unedierte Schriftstücke aus der Kanzlei des Johannes Apokaukos des Metropoliten von Naupaktos (in Aetolien)//BNJ. 1971/1974. Bd. 21. P. 57-243.

http://pravenc.ru/text/469808.html

мысль эпохи средневековья: Ист.-филос. очерки. К., 1988. С. 300-309. Описи Киïвського haмichuцmba 70-80-х рр. XVIII ст. К., 1989. С. 34-35, 39, 187, 190, 198, 290, 321, 325. Власовський I. Нарис icmopiï УПЦ. Н.-Й.; К., 1990. Т. 3. С. 18. Берлинський М. Ф. Icmopiя мicma К., 1991. С. 134, 138, 146, 177, 188, 190, 192, 242. Бiдhob В. Церковна анатема на гетьмана Ibaha Мазепу//Cmapoжumhocmi. 1992. 15. С. 10-11; 16/17. С. 9; 1993. 2. С. 28-30. Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России. К., 1993. С. 488-489. Kpuжahibcьkuй О. П., Nлoxiй С. М. Icmopiя Церкви та peлiriйhoï думки в Ykpaïhi. К., 1994. Кн. 3. С. 104. Бoлxobimihob Buбpahi npaцi з icmopiï К., 1995. С. 62, 68, 73, 188, 203, 205, 227, 251, 258, 296, 318, 331, 348, 363-365. Блажейовський Д. Киïвськоï церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 371. Кривцов Д. Ю. Предисловие Иоасафа Кроковского к изданию «Киевопечерского патерика» 1702 г.: Лит. особенности и идейные тенденции//Пробл. происхождения и бытования памятников древнерус. письменности и лит-ры: Сб. науч. тр. Н. Новг., 1997. С. 72-106. Верьовка Л. С. Кроковський Олександр, akaдeмiя в iмehax, XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 297-299. Степовик Д. Icmopiя лаври. К., 2001. С. 183-185. Кагамлик С. Р. Дiяч мазепинськоï доби: (Митр. Йоасаф Кроковський)//Украïнський цepk.-icm. календар, 2003. К., 2003. С. 104-106. Кагамлик С. Р. лавра: Cbim правосл. дyxobhocmi i культури (XVII-XVIII ст.). К., 2005. С. 285-287. Хижняк З. I., Mahьkibcьkuй В. К. Icmopiя akaдeмiï. К., 2003. С. 57, 59, 77, 83, 87-88, 97, 103, 111, 126, 129-131. Павленко С. О. Оточення гетьмана Мазепи: Соратники та npuбiчhuku. К., 2004. С. 260-261. Павленко С. О. Ibah Мазепа як бyдibhuчuй укр. культури. К., 2005. С. 95-96. Прокоп " юк О. Б. Духовна kohcucmopiя в cucmeмi ynpabлihhя (1721-1786 рр.). К., 2008. С. 55. Использованные материалы Ластовский В. В., Лопухина Е. В., " Иоасаф (Кроковский) " , Православная энциклопедия, т. 25, с. 194-196: http://www.pravenc.ru/text/578092.html - использован материал за исключением раздела " Иконография " " Иоасаф (Кроковский) " , портал Русское Православие: (зеркало) Кочегаров К.

http://drevo-info.ru/articles/16968.html

Е. ставит синонимическое выражение: «в рове»; 217) О.: «камык». Е. заменяет устарелое слово более новым: «камень»; 218) Ст. 55. О.: «из потока дольнего». Е, ставит синонимическое выражение: «из рова преисподнего»; 219) Ст. 56. О.: «услыша». Е.: «услышал еси»; 220) О.: «ушию твоею». Е. согласно с LXX: τ τ σου, ставит множественное число: «ушес твоих»; 221) Ст. 57. О.: «приближися». Е.: «приближился еси»; 222) Ст. 59. О.: «неправду их на мне». Е.: «смятения моя», исправляет Острожский текст, следующий Вульгате, по LXX: τς ταραχς μου; 223) Ст. 61. О.: «и совет их». О.: «вся советы их», исправляет Острожский текст по LXX: πντας διαλογισμος ατν; 224) Ст. 62. О.: «устен». Е. согласно с LXX: χελη, ставит винит. падеж: «устне»; 225) Ст. 63. О.: «аз есмь песнь их». Е.: «на очи их», исправляет Острожское чтение, заимствованное из Вульгаты или Compl., по греческому чтению: π φθαλμος ατν; из греческих кодексов с чтением Елиз. библии несогласны 22, 23, 36, 48, 51, 62, 88, 96, 231; 226) Ст. 65. О.: «отдаси». Е. ставит синонимическое выражение: «воздаси»; 227) Ст. 66. О.: «потребшии я». Е.: «отребиши их», заменяет устарелую форму местоимения более новой. В главе четвертой 228) Ст. 1. О.: «в начало». Е.: «в начале», передает греческое выражение: π’ ρχς более точно; 229) О.: «исход». Е.: «исходов», заменяет устарелую падежную форму более новой; 230) Ст. 2. О.: «одеяннии златом прьвым». Е.: «одеянии златом чистым», заменяет Острожское чтение, заимствованное из Вульгаты, менее точным переводом того же выражения Вульгаты: amicti auro primo; 281) О.: «наменишася». Е. заменяет устарелое слово более новым: «вменишася»; 232) О.: «дело руку». Е.: «дела рук», исправляет Острожское чтение по LXX: ργα χειρν; 233) Ст. 3. О.: «се же». Е. ставить родственное выражение: «еще же»; 234) О.: «съвлекоша сосцы». Е. заменяет устарелое выражение более новым: «обнажиша сосцы»; 235) О.: «дщеря же людий моих». Е.: «дщерей людей моих», изменяет Острожский текст, следующий кодд. III, XII, 22, 23, 36, 48, 49, 51, 86, 96, 106, 144, 198, 239.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

215 По списку Вопрошания в Номоканоне гр. Уварова (л. 28) после ст. 84 о падении священника с женщиной читается: «се же глаголющима нама выслах всех вон что ес оустнами оскверненье».., Идет ст. 78, которую можно читать и в издании Р. И. Б. VI. 220 Кирик обращается иногда к епископу не от своего лица только но и от других духовников (см. ст. 67 и 89) и Нифонт, говоря с Кириком, переходит на множественное число (см. 57 ст.). Не был ли Кирик предсавителем новгородских духовников и беседах с владыкой? Приведенная выше статья (стр. 126 прим. 6) может подтверждать отчасти мысль о значительном положении Кирика при дворе новгородского епископа. 221 Ст. 50 конец. «Аще кто взмольляше ему раздреши боро (причащещи дитяти), ат не умрет тако болно дитя и глаголаше им, …. ли, иже тако станет пред Богом, нося Христову печать на …..?. ... рад бых, аже бы мне тако было». 226 Например отдел о пище, ст. 85–90. Подобное можно сказать и об Савиных главах и Ильином вопрошании. 227 Такой список Вопрошания нам известен по Номоканону к. XVI нач. XVII вв. Б-ки гр. Уварова 559 (329) л. 15 об. – 29, на которые мы неоднократно ссылались. Под общим заглавием «Вопрошание Кирилово (чит. Кирньово) помещаются здесь статьи из всех трех частей памятника, хотя имен Саввы и Илии не упоминается совершенно. Статьи расположены по предметам с заглавиями пред каждым отделом (напр. указ о нужи блеваню или от болести, о покаянии кающимся, о покаянии с любовию волное и т.д.) Но систематизация произведена не всегда удачно: об одном предмете трактуется в разных рубриках или же под известным заглавием попадаются статьи совершенно не подходящего содержания, стоявшие рядом в первоначальной редакции. Сравнив текст этой редакции с печатной в Р. И. Б–ке, мы пришли к следующим выводам. 1) Здесь изложен не весь памятник, 2) В изложении статей пропущены нередко подробности, имеющие значение интимное; вопросо-ответы переделаны иногда в положения. 3) Есть не мало любопытных вариантов представляющих то позднее наслоение, то пересказ, разъясняющий неясный текст памятника, и – по большей части свидетельствующих о значительно поздней переделке теста. (Некоторые варианты мы приводим ниже при случае). 4) Но что особенно любопытно в этой редакции есть черты текста первоначального, отсутствующие в книге Кормчей VIII и других. Мы уже приводили эти тексты см. стр. 122, 3 прим., 124, 1 прим., 126, 6 прим. Из последнего наблюдения можно заключать, что текст Вопрошания был до некоторой степени изменен при внесении в Новгородскую Кормчую и что изучение памятника по рукописям может еще пролить свет на его первоначальный текст и обстоятельства происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Он нашел несколько приверженцев и остановился, принесенный бурею, у острова Китна, одного из Кикладских, – ныне Фермия. Здесь он и был схвачен и казнен солдатами Кальпурния Аспрената, назначенного Гальбою наместником Галатии и Памфилии 995 . Зонара сообщает еще о втором лже-Нероне, действительное имя которого было Теренций Максим. Он выступил при Тите и получил поддержку парфянского полководца Артабана 996 . Но, может быть, этот самозванец тожествен с тем, о котором говорит Светоний – Nero, 57, что он выступил 20 лет спустя после смерти Нерона, причем парфяне, помогавшие ему, едва выдали его 997 . Дальнейшие следы легенды о Нероне в той форме, в какой она циркулировала в иудейской среде, находим в IV–V Сивиллиных книгах. Однако исследование этих книг затрудняется отсутствием в них единства, препятствующим точному датированию. Во всяком случае Сив. V, 137–178 и 361–385 принадлежат раннему времени, – по Zahn’y 998 к 71 г., по Geffcken’y, может быть, ко времени царствования Домициана или Нервы 999 и Сив. IV, 117–139 относится к 80 г. 1000 Но здесь легенда не идет далее того, что можно вывести из сообщений римских историков. Что касается Сив. V, 93–110; 214–227, то относить ли их к 120–125 г. или же признавать их происхождение в конце первого века, положение дела от этого не меняется. Нигде здесь не утверждается смерть Нерона и его появление из царства мертвых, а только он представляется, как антимессия (Сив. V, 93–110), или его второе явление описывается супранатуральными чертами (Сив. V, 214–227). Даже, несомненно, принадлежащий к позднейшему времени (ко времени Адриана?) 1001 отрывок Сив. V, 1–50 не вносит ничего нового. Ст. 24–34, где дело идет о Нероне, говорят только о том, что он делает себя равным Богу. Легенды о Nero redivivus мы здесь не находим совсем. Таким образом в первые полтора века нашей эры вовсе нет следов существования в иудейской среде саги о Нероне в той форме, в какой предполагают ее в новозаветном Апокалипсисе. Образ Нерона, конечно, был памятен и для христианских кругов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

По множеству примеров их невозможно привести. См. цитаты в настоящей работе. 3 Ер. (Письмо). 243.1 l.(=lignes) 4-8 (изд. Courtonne, Paris, 1966, t.III); Ер.222 (P.G. 32.820A). 4 Jud.3 (о суде Божьем) (P.G. 31.660A). 5 Ер.156.11.12-16 (Courtonne, Paris, 1961, t.II); P.G. 32.613CD. Имеется в виду раскол Павлина в Антиохии. 6 Ер.70.1 6-8 (Courtonne, Paris. 1957. t.I; P.G.433B). Письмо Дамасу. 7 Ps.44.10 (P.G.29.409C). 8 Ер.50.119-21 (P.G.32.388B). 9 Ps.28.3 (P.G.29.288AB). 10 Ps.45.4 (там же, 421С). 11 Ps.45.5 (там же, 424В). 12 Hom. (Беседа) 13.3 (P.G.31.440A). 13 Hom.13.3 (там же); ef. Hom.13.1 (там же, 425А). 14 Ps.28.1 (P.G.29.308A). 15 Ps.132 (P.G.30.116C). 16 Ps.44.7 (P.G.29.405F). 17 Ps.44.10 (там же 409А). 18 Hexaem (=Шестоднев) 4.7 (P.G.29.93C). 19 Там же, 5.5 (там же, 104С). 20 Там же, 5.6 (там же, 108В). 21 Hom.2.3 (P.G.31.189A). 22 S.S. (=О Святом Духе) 16.39 (P.G.32.140CD). 23 S.S.16.39 (там же, 141А). 24 S.S.26.62 (там же, 181D-184A). 25 Ps.45.4 (P.G.29.421B). 26 Там же, 421С. 27 Ер.227 1.17-22 (P.G.32.852C). 28 Ps.44.12 (P.G.29.413B). 29 Ер.92,3 1.43-45 (P.G.32.474A). 30 Ер.105.11.16 (513А). 31 Ps.44.5 (P.G.28.499C D). 32 Jud.7 (P.G.31.672A). 33 Hom.20.4 (P.G.31.532C-533A). 34 Regula fusius tractatae (=Монашеские правила обширные). 44.2 (P.G.31.1032AB). 35 Ps.28.2 (P.G.29.284AC). 36 Ер.222 1.29-37 (P.G.32.820A). 37 Там же, 1.37-45 (там же, 820АВ). 38 Ер.227 1.3-7 (852А). 39 Ер.238 1.20-23 (889В). 40 Ер.28.2 1.142-51 (309А). 41 Ер.62 1.15-19 (417CD). 42 Ер.161.2 1.1-7 (629ВС). 43 Ер.65 1.26-30 (421CD). 44 Ер.204.7 ст.179-180 (С-756В). 45 Ер.240.3 1.1-10 (897АВ). 46 Ер.70.1 1.45-49 (436В). 47 Hexaem.2.4 (P.G.29.36D-37A). 48 Ib.4.7 (93С). 49 Ib.5.5 (104ВС). 50  Ib.5.7 (112ВС). 51 Ер.65 1.17-26 (P.G.34.421C). 52 Ер.151.1 18-27 (608D). 53 Ер.262.2 1.19-22 (976А). 54 Ер.265.3 1.35-41 (989С-992А). 55 Ib.1.3-8 (989А). 56 Ер.266.1 1.41-46 (933АВ). 57  Ер.92 1.23-32 (481С). 58 Ер.92.2 1.25-28 (480С). 59 Ер.125.3 1.1-50 (P.G.32.549). cf. Hermann Doerries. De Spirito Sancto. Der Beitrag des Basilius zum Abschluss der trinitarischen Dogmas. Goettingen, 1956, s.35-49: Die Friedensurkunde (Ep.152). 60

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Те же деяния, совершенные лицом, ранее судимым за нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви, а равно организационная деятельность, направленная к совершению этих деяний, – наказываются лишением свободы на срок до трех лет (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 г. – Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1966, 12, ст. 220). Статья 143. ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ СОВЕРШЕНИЮ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДОВ Воспрепятствование совершению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан, – наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или общественным порицанием. Статья 227. ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЛИЧНОСТЬ И ПРАВА ГРАЖДАН ПОД ВИДОМ ИСПОЛНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДОВ Организация или руководство группой, деятельность которой, проводимая под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов, сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или иными посягательствами на личность или права граждан, либо с побуждением граждан к отказу от общественной деятельности или исполнения гражданских обязанностей, а равно с вовлечением в эту группу несовершеннолетних, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или ссылкой на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой. Активное участие в деятельности группы, указанной в части первой настоящей статьи, а равно систематическая пропаганда, направленная к совершению указанных в ней деяний, – наказываются лишением свободы на срок до трех лет или ссылкой на тот же срок, или исправительными работами на срок до одного года. Примечание. Если деяния лиц, указанных во второй части настоящей статьи, и сами лица, их совершившие, не представляют большой общественной опасности, к ним могут быть применены меры общественного воздействия (в ред. Закона РСФСР от 25 июля 1962 г. – Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1962, 29, ст. 449). Уголовный кодекс РСФСР. М., 1975. С. 56–57, 91–92. 1961 г., 16 марта. – Инструкция по применению законодательства о культах (утверждена постановлением Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР и Постановлением Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

332. Остапов А., протоиер. Памятные дни в истории церковно-археологического кабинета//ЖМП 1971. С. 14–15. 333. Остапов А., протоиер. Мемориальный музей Святейшего Патриарха Алексия [в МДА]//ЖМП 1971. С. 52. 334. Открытие православно-богословского института и богословско-пастырских курсов в Москве//ЖМП 1944. С. 10–18. 335. Павлова Г.Е. Организация науки в России в первой половине XIX века. М., 1990. 239 с. 336. Панибратцев А.В. Философия в Московской Славяно-греко-латинской академии (первая четверть XVIII века). М.: Институт философии РАН, 1997. 153 с. (По теме монографии защищена диссертация: Философские курсы в Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1989). 337. Панибратцев А.В. Духовные академии в парадигме профессионального философского знания первой половины XVIII ст.//Философский век. Вып. 2. СПб., 2007. С. 31–57. 338. Панибратцев А.В. Просвещение разума. Становление академической науки в России. СПб., 2002. 624 с. О деятельности Лихудов (с. 29, 218–219, 222–227 и др.). 339. Пекарский Π.П. Наука и литература при Петре Великом. СПб., 1872. Т. 1. XXV, 16, 579 с. 340. Первое посещение Троицкой Лавры и академии высокопреосвященным Владимиром [Богоявленским], митрополитом Московским и Коломенским//БВ 1898. С. 189–201 (2-я пагин.). 341. Петр (Еремеев), иером. Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века: Дисс. … канд. богосл. СП, 1999. 181 с. 342. Петр (Еремеев), иером. Патриаршая школа. Московская духовная академия: 15 лет под духовным руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II//Встреча 2005. 1 (19). С. 20–24. 343. Петров Ф.А. Немецкие профессора в Московском университете. М., 1997. 180 с. 344. Петровский В., свящ. Источниковедческий обзор фондов Московской духовной академии: Дисс. ... канд. богосл. СП, 2006. 237 с. 345. Питирим, архиеп. В единении традиции и актуальности//Богословские труды. М., 1986. С. 24–40. 346. Пожар в Московских духовных школах//ЖМП 1987. С. 17–20. 347. Поздеева И.В. «Богоданные сокровища»: кириллические книжные памятники в современной библиотеке Московских духовных школ//The Trinity-Sergius Lavra in Russian History 2005. P. 307–353.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Лит.: Григорович В. И. Очерк путешествия по Европейской Турции. Каз., 1848. С. 58-59, 91-92; Муравьев А. Н. Письма с Востока (1849-1850 гг.); СПб., 1851. Ч. 1. С. 194-203; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. К., 1877. Ч. 1-3/1; СПб., 1892. Ч. 3/2; Григорович-Барский В. Первое посещение Св. Афонской горы. СПб., 1884; он же. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895; Σμυρνκης Γ. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθναι, 1903. Καρυα, 19882; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 63-71, 99-100, 135, 164; Hofmann G. Athos e Roma//OrChr. 1925. T. 19. V. 2. P. 150-151; Αλξανδρος Λαυριτης (Λαζαρδης), μον. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος μετ τν θωμανικν κατκτησιν//ΕΕΒΣ. 1963. T. 32; Варфоломей (Гондаровский), еп. Саратовский. Представители РПЦ на Святогорских торжествах//ЖМП. 1963. 10. С. 11-14; Πατρινλης Χ. Γ. Βατοπεδου, Μον//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 762-764; Μαμαλκης Ι. Π. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος δι μσου τν ανων. Θεσσαλονκη, 1972; Lowry H. A Note on the Population and Status of the Athonite Monasteries under Ottoman Rule (ca. 1520)//Wiener Zschr. für die Kunde des Morgenlandes. 1981. T. 73; N sturel P. Le Mont Athos et les Roumains: Recherches sur leurs relations du milieux du XIV siècle à 1654. R., 1986. (OCA; 227); P lt nea P. Vechi locauri de cult i viat bisericeasc în sudul Moldovei pîn în anul 1864//Monumente istorice i izvoare cretine. Galati, 1987; Χρστου Π. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθωνικ πολιτεα - στορα, τχνη, ζω. Αθνα, 1987; Mavromatis L. Note sur une grande propriété en Macédoine 1337-1338//Byz. 1987. T. 57. P. 74-92; Γσπαρης Χ. Αρχεο Πρωττου//Αθωνικ Σμμεικτα. Αθνα, 1991; Παπαχρυσνθου Δ. Ο θωνικς μοναχισμς. Αρχς κα ργνωση. Αθνα, 1992; Д. Света Гора под српском (1345-1371)//ЗРВИ. 1992. Т. 31; Krastanov T. From the History of the Athonite Monasteries in 1821//Bulgarian Hist. Rev.

http://pravenc.ru/text/Ватопед.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010