423 Потребник, изд. М. 1651 г, л. 138 об. См. прот. Никольского «О службах, бывших…» стр. 289–290. Подобное наставление дается и в современном Требнике. См. в Чине исповедания о «канонах противу согрешения» кающихся. Больш. Требн. Изд. М. 1897 г., л. 24. 425 В рукоп. Требн. Синод. библ. 310 (л. 166) начальный возглас другой: Господи, Иусусе Христе, молитв ради Пречистыя...». Очевидно, такое начало было приноровлено к тому случаю, если рассматриваемое Чинопоследование совершал один мирянин. 426 Нет положительных данных признать эти молитвы действительно творением св. Иоанна Златоустог о. Вполне допустимо предположение, что имя св. отца поставлено в надписавш этих молитв потому, что от него мы имеем свидетельство о чудесных свойствах Богоявленской воды. А, быть может, это сделано по аналогии с «последованием ко святому причащению», в коем некоторые молитвы также надписываются именем Св. Иоанна Златоуста . 427 Служ. ркп. Синод библ. 612, л. 102–105 об.; 615, л. 113–115 об.; 616, л. 122–125, Требн. ркп. той же библ. 848, л. 202–205, Чудов. библ. 54, л. 146–148; Типогр. библ. 214, л. 358 об.–360 об.; библ. Киев. дух. Акад. Аа 193. стр 1171–1175; Троиц.-Серг. Лав. 225, л. 109 об.; Солов. библ. 1025 (714), л. 260–263; 1085 (825), л. 455–456 об. и мн. друг. Печатные: Служ. Моск. 1602 и 1616 гг., Потребники – изд. М. 1625, 1636, 1639 (мирской) и 1651 гг. 431 Нам удалось встретить Чинопоследование причащения богоявленской водой в одном югославявском рукописном Требнике Хиландарской библ. 183, л. 448 об. Кроме того, означеннон Чинопоследование находится в одной Следованной Псалтири югославянского издания. «Псалтирь Со Возследованием», изд. Петинье, 1495 г, тетр. 19. л. 4–5. См. Каратаева «Описание Славяно-русских книг, напечатанных Кирилловскими буквами», т. 1. 8-й. 432 В греческих венецианских печатных богослужебных книгах этого чина нет. См. также проф. Алмазова. «Тайная Исповедь» т. II, стр. 144. 433 Л. 620 об.–621. В этом же Требнике, в отделе «Заповеди Святых Отец», о «сущих под запрещением», говорится, что они на Рождество Христово, на Богоявление, в великий четверг, в великую субботу и на Пасху, на Петров день и на Успение могут приобщаться агиазмою «Таковой, – замечается далее, – в сих днех да ясть целу неделю мяса, аще ли есть мних, да ясть сыр и рыбу». Требник Стрят. л. 638 и об. В южнорусской церкви агиазмой приобщали еще тех из больных, которые находились пред смертию в онемении, но не теряли сознания и знаками выражали свое желание причаститься Св.Таин. (Акты Зап. Росс. т. IV, 232, прав. 16. Цит. по статье Крыжановского: «Повреждение церк. обрядности в южнорусск. Митрополии». Полн. собр. сочин. т I, стр. 44. примечание).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Таким образом, рассматриваемое с этой точки зрения русское богослужение, имея главным оригиналом богослужение церкви Греческой, в дальнейшем развитии своем является ничем иным как совокупностью особенностей, появившихся в нем частью под влиянием богослужебной практики церквей земель южно-славянских и церкви латинской, а частью – благодаря произволу русских писцов и переписчиков. 26 Известен ответ Святослава на увещания его матери принять крещение: «како аз хочю ин закон прияти един? а дружина сему смеятися начнут» (П. С. Р. Л. т. I, стр. 27). 27 Единственное место, в котором хотят видеть указание на существование в войске Святослава христиан, это следующее выражение в договоре Святослава с греками: (в случае нарушения договора) «да имеем клятву от Бога, в его же веруем в Перуна и в Волоса...» (П. С. Р. Л. т. I, стр. 31). Под «Богом» ученые, защищающие присутствие христиан в дружине Святослава, хотят Христианского Бога; но здесь вернее видеть указание на главное языческое божество русских Сварога, – так как невозможно предположить, чтобы князь язычник поставит на первом месте в своей клятве; христианского Бога и мог сказать: «в его же веруем», без всякого ограничения. (Рус. языч. Никифоровск., стр. 16) 29 В Иоакимовской летописи находим известие, что после крещения Владимира «царь Болгарский Симион присла иереи учены и книги довольны»... а Византийский император и патриарх «прислаша митрополита Михаила, мужа ученаго и богобоязненнаго, болгарина суща, с ним четыре епископы и многи иереи, диаконы и демественники от славян» (Истор. рус. Татищ. т. I. 38). 41 Ркп. М. С. Типогр. 1206. 2, Уст. Студ. ркп. Соф. библ. 1136, 5 и ркп. М. С. библ. 380 (Оп. III. I, 342). 43 Ibid. ср. Уст. Студ. ркп. Соф. библ. 1136. 10 и ркп. М. С. библ. 380. 21 (Оп. III, I, 242). 46 Ibid. л. 5 ср. Уст. Студ. ркп. Соф. библ. 1136 16–17 и ркп. М. С. 380; 27 (Оп. III. I. 243). 49 Ibidem, л. 8 об.–9, ср. Уст. Студ. ркп. Соф. библ. 1136. 20 об. и ркп. М. С. библ. 380, 34. (Опис. III, I. 244). Уст. Иерусал. библ. гр. Толс. 25, 164 об. и 27, 129.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пастырям русской Церкви предоставлялся таким образом полный простор – изобрести величание своего собственного ума. И мы видим, что в богослужебную практику нашей Церкви входит довольно безграмотное величание на этот праздник, которое поется и ныне не только в Великороссии, но и в Малороссии. Это величание читается так: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего и чтем честный Твой Покров, юже святый Андрей виде на воздусе, молящуюся заны». Только в некоторых местах и весьма немногих, это безграмотное величание заменяется обычным величанием, «Достойно есть величати Тя Богородицу», установленным для праздников общих в честь Пресвятой Богородицы. По нашему же мнению, чтобы избежать вышеуказанной безграмотности, режущей ухо молящихся, которые внимательно прислушиваются ко всему, что поется и читается в церкви, необходимо для восполнения недостающего обратиться к тем памятникам, первоисточникам настоящей службы, которые послужили образцом для нее. Так, напр., если мы обратимся к рукописным Уставам XVI века, то в них мы найдем, кроме обычного величания для Богородичных праздников «Достойно есть», другое прекрасное величание, составленное применительно к воспоминаемому событию. Это второе величание читается в Уставах XVI века так: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего и всеславный славим Покров Твой» 13 . Величание это, составленное, очевидно, по образцу величания на праздник Успения Пресвятой Богородицы, не многословно, вполне прилично празднику, а главное лишено грамматических несообразностей, неприятно поражающих очень многих из молящихся. Мы от души желали бы, чтобы пастыри русской Церкви ввели в практику эту формулу величания на праздник Покрова Пресвятой Богородицы и с этой целью сделали настоящую историческую справку. 1 Полный рассказ об этом событии можно читать у Голубинского в его «История Русской Церкви» т. I, полов. II, стр. 348. 2 Влахернами называется местность в Константинополе, составляющая северо-западный угол, прилежащий к Золотому Рогу. Здесь императрица Пульхерия построила храм Божией Матери, прозванный по месту своего положения, Влахернским, в котором в каждую субботу совершалось в честь Божией Матери всенощное бдение. 5 Устав, ркп. Моск. Синод. библ. 328 л. 61 об.; 329 л. 53; Полн., месяц, вост. Сергия, т. II, стр. 262. 7 Устав, ркп. Типогр. библ. 288 л. 104; 289 л. 144; ркп. Анзерского скита 85 л. 102, 104. 8 Ркп. Солов, библ. 1117 л. 104; ркп. М. Синод, библ. 902 л. 194; 331 л. 98 об.; 337 л. 121; ркп. Волокол. библ. 338 л. 60; 342 л. 5. 13 Устав. ркп. Солов. библ. 1117 л. 103 об., 104; ркп. М. Синод. библ. 902 л. 194; ркп. Волок. библ. 338 л. 60; 342 л. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Истор. Библ. VI, стр. 83; Макарий История Церкви, V. стр. 130, Русские достопамятности. I. стр. 106. 101 См. хотя бы биографии митр. Ионы (в тех же Минеях) и Исаии Ростовского по второй редакции, ркп. Сийской библ. Арханг. епарх. древнехран. л. 421. 103 Ркп. Троиц.-Серг. Лавры л. 18; ср. житие Дмитрия Донского в Полн. Собр. Русск. Лет., т. IV, стр. 349. 104 Cp. сборник Имп. Археогр. Коммиссии л. 297; поучения св. Алексия у Макария в Истории церкви, V, стр. 159; Приб. к твор. свв. отц. V, стр. 30, митр. Фотия; Макарий, op. cit., стр. 201. 111 Ср. житие Константина Муромского (Памятн. Стар. русск. лит. I., стр. 235): вси со слезами и несть такова человека на плачющася. 113 Ср. жития Феодора Смоленского, Михаила Тверского (в Минеях Макария 22 ноября), Всеволода Псковского ркп. Синод. библ. л. 70, XVI в. 114 Ср. житие митр. Ионы с выражением: посещая и заступая и съблюдая стадо свое от враг видимых и невидимых. 115 Яхонтов. Жития свв. северных сподвижников, стр. 206; И. Некрасов. Пахомий Серб, стр. 98 (Записки Имп. Новоросс. Унив. 1871. VI т.). 118 Ркп. Синод. библ. л. 191 (Петру), л. 66 (Всеволоду), ркп. гр. Уварова 1230 (100), л. 301, XVI в. 122 Ркп. Румянцевского музея, собр. Ундольского XVI в., см. Описание Востокова, стр. 594. Синод. библ. XVI в. 124 Изд. Общества Любителей Древн. Письм., ср. житие Саввы Вишерского, ркп. Рум. муз. Унд. л. 81. 130 Библейским выражением «Исполин не спасется... душа их» тот же автор пользуется в житии Всеволода, ркп. И. Публ. Библ. Q. I. 70. л. 93. 132 Ключевский, op. cit., стр. 147, 172; cp. Соловьев. История России. VI, стр. 1310; издано в Минеях Макария под 20 сент. 134 Житие Нифонта см. Пам. стар. русск. лит. IV, Всеволода ркп. Имп. Публ. Библ. Q. I. 70, л. 71, Саввы – там же, л. 312, 324, Синод. Библ. 136 Н. Державин. Степенная книга, как литературный памятник, стр. 22. Разбирая текст жития Александра в Степенной, автор констатирует сходство его с текстом Воскр. летописи, стр. 88. 137 Такие ссылки на торжественные слова, отдельные жития, попадаются довольно часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В памятниках XIV-XVI вв. все более и более утрачиваются черты древнего предания и выступают новые. У подножия креста появляются молящиеся на коленях, иногда с молитвенниками в руках, или обнимающие крестное древо и ноги Иисуса Христа (рукоп. нац. библ. fr. 966, л. 1; ватиканский триптих XVI в., картины – во флорент. церкви S. Croce и в Уффици 1095; во Флорент. академии 64), рядом с предстоящими иногда ап. Петр с тонзурой и св. Козьма (галерея Св. Марка во Флоренции); Богоматерь в изнеможении падает или сидит на земле (нац. библ., лат. молитв. 1161, л. 1167, л. 123; молитвенники импер. публ. библ., рукоп. нац. библ. fr. 828, л. 200=Иоанн Богослов также сидит; картины в Лувре – сиенской школы 483 и 488, Андрея Солярио 396); появляются воины, всадники 2454  и толпы зрителей (молитвенники импер. публ. библ., лат. молитв. нац. библ. 1166, л. 93 1354=на знамени воина надпись: «S. Р. Q. R.», т. е. «Senatus Populus Que Romanus»; Breviario Grimani, tav. 34; картины в Лувре 485, 488, 396, 188=S. P. Q. R.; в Уффици 24=Логин-сотник на коне; 636 Паоло Веронезе), Вероника с Нерукотворенным образом в руках (лат. молитв. нац. библ. 1167, л. 123); под крестом вместо Адамовой главы целый костяк (Уффици 45) или воскресение мертвых (рукоп. нац. библ. 1176, л. 120). Черты эти сообщают картине характер живой реальной сцены. Излишне говорить о том, что Спаситель теперь представляется беспомощным мертвецом, с изогнутым телом, с потоками крови на лице, с лучистым сиянием; в картину распятия вводятся ландшафты (лувр. муз. 396); сцена разделения одежд Иисуса Христа получает иногда драчливый характер (лат. молитв. 1176, л. 120; 1167, л. 123) и т. п. Между произведениями ремесленными и художественными изображениями распятия различие очень велико, но забвение древнего предания и натуралистическая тенденция составляют их общий признак. Исключений мало 2455 . 1979 Стеклянная ватиканская пластина с изображением распятия, изданная Перре и отнесенная им к числу памятников катакомбных, принадлежит позднейшему времени. Garrucci, Vetri ornati, tav. XLII, p. 228.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

89 Рукоп. требн. Синод. б. 808, л. 13; Чуд. б. 54, л. 398; Волокол. мон. 333, л. 338; библ. Киев. дух. Акад. 103, стр. 1; Солов. библ. 1085, л. 7; 1088, л. 170; Соф. библ. 1061, л. 35 об.; Ар. Св. Синод. 808, л. 229 об; Импер. Публ. Библ. Q. I, 51, л. 5 об; 294, л. 118; библ. Акад. Наук. 16. 15. 1., л. 162. 91 В XVI и XVII вв., у нас на Руси право освящать церкви, кроме епископа, принадлежало соборному духовенству. От этого времени до нас дошло несколько грамот, выданных епархиальными архиереями причтам соборных церквей на право совершения в известном районе освящения храмов. (См. Акты юридические, т. I, стр. 65; Русск. Истор. Библ. т. XII, 1 LXII и др.; Акты Историч., т. II, 106). За освящение церкви соборянам полагалась особая плата, размеры которой были предметом обсуждения на Стоглавом соборе (Стоглав, гл. XLII, XLIV, XLV Казань 1862 г., стр. 210–211, 217–219, 221) Если бы кто из приходских священников стал освящать церковь , не приглашая соборного протопопа или кого-либо из других соборных священников, то, в таком случае, соборяне приносили жалобу епархиальному архиерею, и последний всегда стоял на стороне соборян (Русск. Истор. Библ. т. XII, VIII). Даже в XVIII в., в Москве, право освящения приходских храмов, кроме епископа, принадлежало исключительно протопопу Большого Успенского собора с братией. Н. Розанов . История Московского Епархиального Управления со времени учреждения Св. Синода. Москва, 1869 г., ч. I, стр. 72, ч. II, стр. 31, 71 и 72. 92 См. «Последование, како освященный антиминс положити в новосозданном храме«, в Требнике, изд. М. 1897 г. л. 273 об. 94 Требн. рукоп. Синод. б. 898, л. 13 об.; библ. Киев. дух. Акад. 193, стр. 1, Соф. б. 1061, л. 36. 95 «Εχολγια» проф Дмитриевского, стр. 884. Против наших руских требников, здесь указана еще одна лишняя стихира: «Обновление совершающе всечестнаго храма воскресения». 97 То же и в греческих, и юго-славянских требниках. См. «Εχολγια» проф. Дмитриевского, стр. 385; Сырку. К истории исправления книг в Болгарии, т. I, вып. II, СПБ. 1890, стр. 138.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

той же библ. л. 54–66. – 22) Первый ряд разных документов, а именно: а) Никифора I, патр. Константинопольского, против иконоборцев и манихев, из IX века, по рукоп. св. Креста л. 139–141; – б) Михаила Анхиала, патр. Константинопольского, отрывок акта о ставропигиатах, от 1176 г., по рукоп. Иерус. Патр. библ. 247, л. 24 2023 ; – в) Георгия Ксифилина, патр. Константинопольского, о том же, от 1192 г., по рукоп. той же библ. л. 25–26 2024 ; – г) Анонимный документ, изданный после завоевания Константинополя Франками, от XIII в., по рукоп. той же библ. л. 131; – д) Германа II, патр. Константинопольского, акт, посланный к митрополиту Иконийскому, XIII в., по той же рукописи; – е) Того же Германа, послание к вдове Ксироса, по той же рукоп. —122— л. 132; – ж) Того же Германа, о некоем, принявшим монашество и потом отвергшим оное, по той же рукоп.; – з) Копия с Болгарского Хрисовула, находящегося в Елеуском монастыре, 1341 года, по той же рукоп., л. 123 2025 ; – и) Болгарский Хрисовул (вопрос о времени его представляется трудным для точного решения), по рукоп. той же библ. л. 130; – й) Копия с указа Императора Иоанна Кантакузена, 1379 года, по той же рукоп., л. 124; – к) Акт собора, вероятно в Фессалии, или Эпире созванного Иоаном I Незаконнорожденным, Севастократом Фессалийским и князем Неопатрским, или Никифором, государем Эпирским, 1278 года 2026 , по рукоп. Иерусал. Патр. подворья в Константиноп., л. 356–357; – л) Анонимный документ архиепископии Охридской, XIII в., по рукоп. Иерус. Патр. библ. Св. Креста, 2027 ; – м) Акт, исходивший от вселенского патриарха Симеона I, изданный после 1484 года, по рукоп. Иерус. Патр. библ., л. 128–129 2028 ; – н) Соборное определение о митрополии Адрианопольской, 1517–1518 года, по той же рукоп., л. 153–155; – о) Акт Самула, патр. Александрийского, о Византийце Сиантопи, посещавшим св. места и бывшем великим ритором Александрийского патриаршего престола, 1732 года, по рукоп. Иерус. Патр. библ., 2029 . Таким образом, в одном изданном теперь томе собрано 36-ть разного рода отрывков, а между тем некоторые из этих отрывков, как напр., главы из Досифеевой истории патриархов Иерусалимских и митр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

мира, во время великого входа, из скевофилакии, где оно приготовлялось, на престол в алтарь, для освящения, которое, по чину великой церкви, совершалось после возгласа: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Третий пример влияния Святогробского Типикона на Константинопольский – чин омовения ног также почти одинаков в обоих Типиконах ( νλεκτα, II, 108–115=ркп. Дрезд. кор. библ. 140, л. 129 об.). Затем в книге сопоставляются в подробном описании частностей или в параллельном изложении греческих текстов и следующие богослужебные чины церквей Сионской и Константинопольской: служба святых страстей, совершаемая ныне в ночь с четверга на пятницу (Peregrinatio ad loca sancta, 62–63 [в издании Гамуррини], νλεκτα II, 120 κτλ.=ркп. Дрезд. кор. библ. 140, л. 130 об.), вынос св. креста патриархом в конце службы святых страстей, а в Константинополе с VII века – вынос св. копья для поклонения народу ( νλεκτα, II, 146; Peregrinatio, 63–64=Tobler, Itinera hierosol., I, 233; ркп. Дрезд. кор. библ. 140, л. 129–130 об.), обряд входа после великого славословия на утрени и в великую субботу ( νλεκτα, II, 176–179=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 131 об.), каждение во время вечерни великой субботы, по прочтении паримий, всех святых мест храма Гроба Господня митрополитами, епископами и пресвитерами, а в Константинополе – каждение Софийского храма пред началом литургии ( νλεκτα, II, 183–184=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 132), раздача руги патриархом духовенству в великий четверг после утрени в Иерусалиме ( νλεκτα, II, 99) и императором клирикам Софийского храма – в Константинополе (ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 132), службы пасхальной седмицы, в частности – пение ипакоя «Предварившия утро» ( νλεκτα, II, 192=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 174), чтение евангелия на пасхальной литургии ( νλεκτα, II, 201=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 1), каждение в понедельник пасхальной недели всех святых мест в храме Воскресения и такое же каждение в конце чина вечерни на первый день Пасхи в храме св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/r...

52 «Прошение: хлеб наш насущный даждь нам днесь», мы должны, говорит Тертуллиан , понимать более в духовном смысле, потому что Христос есть хлеб наш, так как Он – жизнь, и жизнь – хлеб. Аз есмь, сказал Он, хлеб животный ( Uoah. VI, 35 ), а несколько выше: хлеб есть слово Бога живого, почему и содержится вера, что в хлебе – Тело Его: сие есть Тело Мое. Итак, молясь о хлебе насущном, мы просим постоянного приобщения, неотлучности от Тела Его». De oratione. 53 А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 30–1. Кроме молитвы «Отче наш», в чине венчания по данному памятнику, а равно рукописи Афоно-Костамонидской библ. XV в. встречается еще литургийная молитва перед причащением «Внемли, Господи». Ibid., стр. 494. 54 Рукописи XV в.: Синайской библ. Афоно–Ватопедской Святогробской Константинопольской Афоно–Пандократорской Афоно–Костамонидской Синайской XVI в.: Афоно–Пантелеймоновской Афоно–Костамонидской Синайской А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 404, 421–2, 465, 488, 497, 587, 830, 856, 861. Тот же самый состав без упоминания об ектеньи «Заступи спаси» воспроизводится рукоп. XI–XII в. Синайской библ. XIII в. – Патмосской 105, Синайской XIV в. – Синайской Афоно–Кутлумушского монастыря лавры Афанасия Афонского Московской Синодальной XV в. лавры Афанасия Афонского Ф. Патмосской XVI в. – патриаршей Александрийской Афоно–Кутлумушской и Афоно–Каракальского монастыря А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 74, 155, 169, 194, 342, 357, 366 (ектенья «Заступи, спаси» после напоения из чаши), 442, 663, 906, 925, 928. 57 Три круга спереди и сзади святых икон при пении только «Святии мученицы» положены в чине венчания по рукоп. лавры Афанасия Афонского XV в. Ф. ср. рукоп. той же лавры 1536 г. три круга с пением «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже», «О Тебе радуется» – в рукоп. Святогробской библ. Афоно–Пандократорской Патмосской Афоно–Пантелеймоновской и патриаршей Александрийской троекратное обхождение вокруг амвона с пением: «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже» «Исаие, ликуй» – в рукоп. Афоно–Ватопедской библ. 1468 г. Афоно–Пантелеймоновского монастыря XV в. три круга с пением «Святии мученицы», «Слава Тебе» – в рукоп. XV в. Синайской библ. лавры Афанасия Афонского Патмосской библ. XV–XVI в. и Святогробской Константинопольской А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 443, 763, 465, 488, 587, 652, 831, 906, 422, 569, 635, 664, 742. См. еще стр. 796, 814, 827. В рукоп. Синайской библ. 1426 г. к трем тропарям: «Святии мученицы», «Слава Тебе», «О Тебе радуется» присоединен еще четвертый: «Со страхом и трепетом». Ibid., стр. 404, ср. и стр. 861.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Кир. библ., 78–1317, л. 61), почему и время смерти его могло быть занесено в синодик вне хронологического порядка. 1131 Не имеется ли здесь в виду старец Васьян, умерший в марте 1568 года (Рукоп. Кир. мон. 1, л. 11)? 1133 В июле 1568 года «по бывшем анхемандрите каменском по Афонасье Калина на воск да на ладан (дано) 20 алтын» (Рукоп. Кир. мон. 1, л. 16 об.). 1134 Симеон, епископ смоленский, бывший игумен Кирилло-белозерского монастыря, по словах П. М. Строева, упоминается еще 28 июля 1567 года (П. М. Строев, Списки иерархов... о. с. стб. 591: сравн. ниже главу III). 1135 «По старце по Исаке, по бывшом Корнилевском игумене», казначей выдал священникам 20 алтын на сорокоуст, в декабре 1568 года (Рукоп. Кир. мон. 2–602, л. 57). 1136 Евфросиния Андреевна, княгиня, во иноцех Евдокия, супруга Старицкого князя Андрея Иоанновича, скончалась 15 октября 1569 года. 1137 Афанасий, бывший игумен кирилловский, затем епископ суздальский, а с 11 августа 1566 года архиепископ полоцкий, по словам П. М. Строева, прибыл на покой в Кирилло-белозерский монастырь 17 мая 1568 года (П. М. Строев, Списки иерархов, е. с. стб. 497; Рукоп. Кир. библ. 78–1817, л. 61 об.; см. ниже главу III). 1139 Матфей, епископ Сарский и Подонский, бывший игумен Кириллова монастыря, в 1564 году был удален с епархии в тот же монастырь (П. М. Строев, Списки иерархов, е. с. стб. 1034). 1141 Архиепископ новгородский Пимен (из иноков Кирилова монастыря) скончался 25 сентября 1571 года в Венесе (П. М. Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 36). 1142 Инок Иов (тот ли?) «Аникицкого монастыря, отец Троецкого игумена Марка» умер 2 ноября 1571 года (Рукоп. Кир. библ. 79–936). 1144 Боярин Иван Васильевич Шереметев Большой, во иноцех Иона, † 27 мая 1577 (А. И. Барсуков,, Род Шереметевых, кн. III, СПБ. 1883 стр. 157). 1146 Князь Иван Петрович Шуйский † 10 апреля 1589 (1588)? года (Р. И. Б., т. XIII. СПБ. 1892, стб. 716). Ср. выше прим 1105. 1148 Князь Иван Феодорович Мстиславский, в иноках Иосиф, по словам «послужного списка», † в 7094–1585–6 году (Др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010