408 Образ этот был украшен серебреным окладом, оцененным во «вкладной книге» Кириллова монастыря в 60 рублей. «Василей Олексеевич Третьяков по отце своем Олексее Фомиче во иноцех Александре за вклад поставил в церкви образ местной Кирила чюдотворца в деянием, обложен серебром, оклад золочен, поля обложены басмами, a средина оклад чеканной, a образ стал писмом пятдесят рублев, а оклад з золотыми и с камением шестьдесят рублев» (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 93 0б.–94). 410 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 35; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 44. – В монастырских описях 1601 и 1621 года не сделано перечня отдельных образов деисусного яруса. Но по случаю пожертвований на оклады вкладная книга Кириллова монастыря случайно упоминает о четырех иконах, находившихся в этом ярусе в XVI веке, именно: св. Архангела Михаила, св. мученика Димитрия, св. Петра и св. Павла (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 91 об., 73 об., 75; Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 63 об.–64; см. выше прим. 373–374). 411 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 36 об.; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 45. – В половине XVI века при игумене Афанасие были устроены оклады только «на 12 праздников». Между иконами этого яруса в XVI же веке находился образ: «Господь вечеряет со апостолы» (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 74 об., 89 об,–90; см. выше примечание 374). 413 Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 45. Указанную замену следует отнести к числу редких в истории пророческого яруса, где, обыкновенно, по среднне похищался образ Богоматери. Н. Сперовский, в статье: «Старинные русские иконостасы», Спб., 1893, стр. 81 и след., не знает исключений из последнего обычая. Образ св. Давида обыкновенно находился на левой для зрителя стороне от образа Богоматери (см. там же, стр. 84). – Вероятно, выделение иконы Богоматери из состава пророческого яруса на кирилловском иконостасе находилось в связи с образованием пядничного яруса, в котором из 48 икон в 1621 году было до 31 изображения Пресв. Богородицы (см. прим. 419) и кроме того несколько икон, имевших менее непосредственное отношение к Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Адодуров Иван Иванович, кн. Адония, четвёртый сын ц. Давида, библ. Адриан, патр. Московский и всея Руси, прежде митр. Казанский и Свияжский Адрианова-Перетц В.П. Азария, свщ., библ. Азбелев С.Н. Акакий, архим. В.Н.-И. мон. Акакий, митр. Монемвасии Александр, еп. Коломенский и Каширский, затем еп. Вятский и Великопермский Александр, ц. Грузинский Александров Фёдор, голова стр. Александров Ю.Ю. Алексев А.А. Алексев Мишка, икон. Онежского Крестного мон. Алексев Офонька, сл. Ф. мон. Алексей Алексевич, цч., сын ц. Алексея Михайловича Алексей Комнин, имп. Алексей Михайлович Романов, ц. Алексий человек Божий, ев. Алексий, митрополит Московский, св. Алимпий, икон. Алферова Г.В. Амалик, библ. Амвросий (Зертис-Каменский), архим. В.Н.-И. мон. Амико Бернардино, автор чертежей и рисунков Святых мест в Иерусалиме Аммон, библ. Амнон, сын ц. Давида, библ. Амфилохий (Казанский-Сергиевский). архим. Анания, архиеп. Синайский Анания, архим. Афонского Павлова мон. Анания, житель Иерусалима, библ. Андреев Васька, плотник, нарядчик Андреев Софронко, стр. Андрей Курбский, кн. Андрей Первозванный, ап. от двенадцати, библ. Андрей Рублёв, икон. Андрей Стратилат. мч. Андрей Юрьевич Боголюбский, кн. Владимиро-Суздальский Андрей, архиеп. Кесарийский, св. Андрей, архиеп. Критский, св. Андрей, еп. Тверской Андрюшка, сл. Аникиев Мишка, стр. Анна Алексевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Анна Михайловна, црв., родная сестра ц. Алексея Михайловича Анна, бывший первосвщ., допрашивал Иисуса Христа, библ. Анна, княжна, внучка Дмитрия Донского Антоний Сийский, прп., св. Антоний, архим. В.Н.-И. мон. Антоний, мч. Антоний, п.ч., очевидец чудесного явления над Иверским мон. Антонов Н.Р. Антонова В.И. Анфим, архим. Есфигменского мон. Аполлос (Алексеевский). архим. Апресян Ю.Д. Арета, арабский ц., библ. Аркудий Пётр, латинский миссионер Арнольд И.В. Арсений (Мацеевич) , митр. Ростовский Арсений (Сатановский), м., перев. Арсений (Суханов), иером., кел. Троице-Сергиева мон., посол на Восток Арсений Грек, м., св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Кирилло-Белоз. библ. л. 56 (причем добавлено еще: поклонов глаголя сице. Боже, очисти мя грешного); Сборн. служб., ркп. Соф. библ. л. 201–210; Часослов, ркп. той же библ. л. 430–451; Сборн., ркп. той же библ. л. 269–289 (последование было в употреблении); Часосл., ркп. Спб. Дух. Акад. л. 135; ркп. Общ. Древн. Письм. (8°), л. 61 (без упоминания «w тебе радуется; отпуста нет). Ср. Сборн., ркп. (XVII в.) Типогр. библ. л. 164–174 и (XVII в.) л. 8 об.–24 об. 279 Требн., ркп. Соф. библ. л. 1–8 об. об. Служ. с требн., ркп. той же библ. л. 172. 286 См. ibid. Что касается до употребления в одном случае (см. выше стр. 110–111) надписания, «Покаяние мирское », – то оно не оправдывается ни содержанием поновления, в котором все оставлено без перемены, – ни вновь внесенною сюда обширною вставкою, взятою из монашеского поновления. 288 См. Служебн. и Требн., ркпп. Соф. библ. (по чине исповеди), (пред тем же чином), (пред «последованием ко св. причащению»), (в неразрывной связи с чинопоследованием исповеди). 289 Этим и можно обяснять, почему, напр., при отдельном изводе чина исповеди, каковым представляется ркп. Москов, Синод. библ. помещено и «скитское покаяние». 292 Именно: «Господи И. Христе, Сыне Божий, молитв ради пречи стыя ти Матери, честного и славного ее [#дигитрии#], силою и (sic) животворящего Креста Господня, заступлением св. небесных бесплотных Михаила и Гавриила. и прочих, и св. светлых добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец наших [#бготец#] [#Икима#] и Анны, и иже во святых отца нашего Николы архиепископа мир ликийских чудотворца, и иже во св. отец наших, триех святителей Василия В., Григория богослова и [#Ианна#] Златоуста, и иже во св. отец наших Петра, [#Алезия#] и [#Ины#] мосвовских чудотворец и преп. и богоносных отец наших Зосимы и Саватия соловецких чудотворцев, и святого, его же есть день, и всех святых, помилуй и спаси нас, я ко благ и человеколюбец, аминь (и доб. Господи помилуй [#г ж #] и [#ходные#] поклоны»). Скитское покаяние, литографя (неизвестного года, но новейшая; изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Мелетий Смотрицкий, м., перев. Мелхиседек, архиерей Мелхола, младшая дочь ц. Саула, жена Давида, библ. Мельник А.Г. Мельников А.В. Менгу-Тимир. хан татарский Меркатор Герард, составитель «Космографии» Меркурий, мч. Мефодий, еп. Мстиславский Мещерский Дмитрий, кн., стряп. Микифоров Давыдка, пдч. Милославский Иван Михайлович, ок., бр. Милославский Илья Данилович, ок., бр. Мина, мч. Минь (Migne J.P.) Мисаил, иером. В.Н.-И. мон. Мисах, еврейский пленник у вавилонского и. Навуходоносора Михаил Синайский, прп., св. Михаил Фёдорович Романов, ц. Михаил, архангел, защитник еврейского народа, библ. Михаил, митр. Михаил, пртп. Черниговский Михаил, серб Михайлов Алёшка, приказчик Михайлов Бориско, стр. Михайлов Ипатко, дк. села Вятского Михайлов Никита, внук И. Шушерина Михайлов Осип. сот. Савво-Сторожевского мон. Михайлова Н.М. Михайловский С Михей, пророк, библ. Моав, библ. Моисей, вождь еврейского народа, библ. Моисей, дв., очевидец чудесного явления над Иверским мон. Моисей, дк. Моисей, каз. Ф. мон. Моисей, стар. Чудова мон. Мокеев Аверкий, архитектор Молдован А.М. Мончева Л.Н. Морозов А.Л. Морозов Борис Иванович, бр., комнатный ст. Морохова Ф.П., брн. Москвин В.П. Мунгин Борис, цел. Муравьёв Андрей Николаевич Мусин Алексей Богданович, бр., сп. Н авроцкий А.А. Навуфей, израильтянин, библ. Навуходоносор, ц. Вавилонский, библ. Назаревский А.А. Мазарий, иерей, брат архим. Ново-Спасского мон. Иосифа Нарышкин Фёдор, гол. стр. Насонов А.Н. Наталия Алексеевна, црв. Наталия Кирилловна (Нарышкина), црц., вторая жена ц. Алексея Михайловича Наумов Иван Степанович Наумов Михаил, воев. Наумов Степан Лаврентьевич, дв., прис. Наумов Степан Петрович, дв. Нафан, прор., обличивший грех ц. Давида, пославшего на смерть хеттеянина Урию, библ. Невзорова Л.Г. Неволин Ю.А. Невоструев К.И. Негодяев Макар, с. б. Негодяев Фёдор, с. б. Неелов Евсигней Никитич, стряп., бр. Нееман, сирийский полководец, библ. Некрасов И. Нектарий, архиеп. Погонианский Нектарий, митр. Сибирский Нектарий, патр. Иерусалимский

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Акад. библ. А 1–16, л. 1244 и об.). Столкновения монастырских властей с окрестными владельцами из за земель стали учащаться уже с половины XV века вследствие того, что многие монастырские владения оставались тогда не отмежеванными. Из правой грамоты конца XV века, выданной монастырю по случаю спора его с Мартынком Косяком, видно, что даже земли, отданный кирилловской братии великим князем, не были своевремеипо «отведены». На вопрос судей Михаила Дмитриевича (т. е. Шапкина) и Ивана Головы, монастырский крестьянин Ивашко показал: «та господине деревня Левшино Сямская же была деревня, а дал госнодине ту деревню старцом князь великий Василей Васильевич без отвода, а яз господине ту полянку посек лес дичь да и пахал двенатцать лет по воду от тое деревин от Корчмитова, а за водою господине еще видите сами, что лес дичь х Корчмитову, а топор с топором по сшелся. И судьи возрили в грамоту великого князя Василья Васильевича, а в грамоте Левшино написано без отвода» (Рукоп. Акад. библ., А 1–16, л. 497 об. и след.). «Отвод монастырских земель от великого князя земель, произведенный в 80 годах XV века писцами Михаилом Дмитриевым Глебовым, Иваном Головою Семеновым сыном и Захаром Микулиным сывом Заболоцким (см. список отвода в Рукоп. Акад. библ. А 1–10, л. 7 и след, Рукоп. Акад. библ. А II–42; М. Арх. Мин. Юст. Белоз. 858 и т. п.), не избавил монастырскую братию от дальнейших недоразумений с соседями, так как последние были убеждены, что писцы «у старцов посули поимали» (Рукоп. Акад. библ. А I–16, л. 1115–1116 об., правая грамота 1505 апреля) и на этом основании возбуждали ряд вторичных исков против монастырских властей. Отводная грамота упомянутых писцов действительно любопытна в том отношении, что большинство межевых споров в ней разрешено в пользу монастыря. Но и в других случаях иски соседей к монастырю большею частью оставались без успешными (Ср. напр. списки с правых грамот: в Рукоп. Имп. Публ. библ., Q, отд. IV, 113 б., стр. 1329–1334 и Рукоп. Акад. библ. А 1–16, л. 497 об.–499 об. – о пашне деревни Левшинской; в Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 стр. 48–55, Рукоп. Акад. библ. А 1–16, л. 1115–1116 об. – грамоту 1505 апреля и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Акад. библ. А 1–16, л. 556 и след., см. грамоты от 21 февраля, 21 октября и 25 ноября 1568 года). 2) За Кирилловым монастырем в оброчник значится село Ескино (см. л. 298 об.–299), приобретенное в 7067 году (Рукоп. Акад. библ. А 1–17. л. 170–171 об., 146 об–147; Рукоп. Акад. библ. А II–47. л. 63, 146, 184 и друг.). 3) К составу Кирилловской вотчины не принадлежало еще село Воскресенское (Старая Ерга), поступившее в монастырь в декабре 1568 года (Рукоп. Акад. библ. А 1–16, л. 584). Наконец составление «оброчника» в 60-х годах XVI века подтверждается сопоставлениями имен тех жильцов, которые упоминаются здесь по разным монастырским деревням Белозерского края со сведениями сотной 1544 года (Рукоп. Акад. библ. А II–47, л. 471–503). К 60-м года в XVI века монастырское крестьянство в составе своих членов было совершенно иным сравнительно с населением 1544 года. Но тем не менее несколько лиц еще дожили на своих местах с 1544 г. до времени составления «оброчника». Так напр. по сведениям последнего в деревне «Красное» (Погорельского ключа) жил «священник Артемей Ивановской (Рукоп. Кир. библ. 69–1308, л. 26 об.). Сотная 1544 года также отмечает в деревне Красное: «двор, поп Артемей Ивановской, что великого князя ставленье» (Рукоп. Акад. библ. А II–47, л. 473 об. 474). – Нередко в «оброчнике» можно видеть имена сыновей тех крестьян, которые в 1544 году жили в монастырской вотчине. Так, в сотной 1544 года в сельце Кивуй упоминаются крестьянские дворы: двор, Олеша Микифоровъ, двор Оксенко Степанов, двор Левуша Семенов, двор Степанко Микифоров, двор Оксен Микифоров, двор Дениско Сунин» (Рукоп. Акад. библ. А II–47, л. 496). «Оброчник» же в селе Кивуе перечисляет вытчиков: «Леву Олюшина, Тирона да Суръку Оксеновых детей, Стефава Никифорова з детми, Оката да Тимошку Денисовых детей» (Рукоп. Кирил. библ., 69–1308, л. 84 об.). 115 «Того ж месяца в 12 день (т. е. 112-го года) Кирилова монастыря старец Феодосей Борков житник дал поземных семян в деревню Костянтиново осмой жеребей выти Пятому Терентьеву да Меншыку Пахомьеву четверть и с получериком осмины ржи и в тех поземных семянах на них канала взята» (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

799 Мельница эта обозначена еще на плане 1720 года (см. лв) и существовала здесь во время описи 1773 года (см. Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 70 об.). 800 См. на плане 1720 года башню подле (позади на право) лд (т. е. солодовни) и на плане Бороздина 2, где она названа «мельничною». На плане Мартынова она уже не значится. В описи 1732–1733 года она именуется «тюремною» (Рукоп. Кир. библ. 100–1336, л. 583 об.). Еще в XVIII веке, по свидетельству описи 1773 года, «означенная науголная (что пониже мелницы) круглая башня (в ширину четыре сажени с полуаршином)... со всех сторон весма расселась и за ветхостью сверху до полов(ин)ы» была «разломана». (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 27 об.). Следы фундамента этой башни, впрочем, можно было видеть еще недавно. 803 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 390. – В описи 1621 года (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 455 об.): «A подле той башни зделаны воротца не велики, а ходят в них на меншой монастырь и на конюшенной дворец и к житницам». (В 1621 году на месте бывшего в 1601 году огорода находились конюшни и житницы. – Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 462 об.). В XVIII веке ворота в этой части ограды отстояли на пять сажень от (угловой) палатки (в которой в 1601 году проживали рыболовы). – Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 28, опись 1773 года. 1 Последнюю для краткости будем называть «московскою» (в виду первенствующего значения Москвы в истории северного иночества). 804 Здесь разумеется, надо полагать, строение, обозначенное на плане Бороздина под 3 и несправедливо названное им «башнею банною». На остатках этого строения нет башенного возвышения. Точно также и в описи 1773 года она названа «небольшой полаткою» (в длину, т. е. по направлению от 2 к 4 – на плане Бороздина, – четыре сажени полтора аршина, в ширину – четыре сажени), на которой была простая «крыша тесовая» и следовательно не было шатра. (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 24 и об.). В описи 1732–1733 года в числе башен кирилловской ограды это строение не значится (Рукоп. Кирил. библ. 100–1336, л. 583 об.), но на плане 1720 года недалеко от житниц и от угла, образуемая стенами большого и Ивановского монастырей, показана какая то башня, которую, впрочем, можно отождествлять и с котеленною башнею (т. е. с 26 по плану Бороздина), так как последняя отсутствует на том же плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

133. Ркп. Моск. Типогр. библ. л. 20 об.; это указание см. в объясн. 8 гл. Типик. 134. Προοιμιακς, что слав. уст. XIV b. Моск. Син. библ. и поясняют: «преднеобразный всея твари». 135. В древн.: екклисиарху (например, греч. XIII b. Моск. Рум. муз. Сев. собр. л. 1, слав. XIV b. Моск. Син. библ. л. 1). 136. Например, 18 сентября по Евергетидскому уставу (Дмитриевский А. Описание литург. рук. I, 279). 137. 1 Кор. 10, 31. 138. Иез. 46, 24. Хотя пророк здесь описывает таинственный, символический храм будущего, но все подробности для этой картины он берет из действительного Иерусалимского храма (Олесницкий А. Ветхоз. храм в Иерусалиме. СПб., 1889. с. 348). 139. См. Вступ. гл., с. 23–24. 140. Рукоп. Моск. Син. библ л. 202–200 141.  Дмитриевский Α Τυπικ, LXXVII и д. 142.  Кекелидзе К, прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. с. 308. 143. Рукоп. Моск. Синод. библ. л. 40 и об. 144 Т. е. било. Не исправлена прежняя терминология, приспособленная не к колоколам, а к билам. 145. Типикон, гл. 48, декабря 25, января 6; гл. 50, во св. и вел. Нед. Пасхи. 146. Ркп. Моск. Рум. м. Сев. собр. 491/35, л. 1 об. Кекелидзе К, прот. Литург. пам., 315. 147. Ркп. Моск. Синод. библ. л. 1 об. 148. Напр., ркп. Музея Киев. Дух. Акад. Аа 194 (XVI b.), с. 18–19. 149.  Пахомия Великого правило 36. 150.  Савваитов П. Путешествие Новгородскаго архиепископа Антония в Царьград в конце XII-ro столетия. СПб., 1872. с. 17, 103. 151.  Кекелидзе К., прот. Литург. памят., 315. 152. Рукоп. Моск. Рум. м. Сев. собр. 491/35, л. 1 об. Моск. Синод. библ. л. 1 об. и 329/384, л. 13. 153. Рукоп. Моск. Синод. библ. л. 3 об.; л. 4. 154. Рукоп. Моск. Синод. библ. л. 4 об. 155. Ευταξας, по замечанию Goar " a (Εχολγιον sive rituale graecorum. Venetiis, 1730, p. 23), — то же, что magister caeremoniarum, надзиратель за благочинием в храме, указывающий входящим места, — в древности такая обязанность лежала на диаконе, а затем передана низшим чинам клира и, как видно из настоящего места, чинам одного разряда с чтецом. Евтаксию соответствует в монастыре параекклисиарх или кандиловжигатель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

«Сокращенный типикон в соединении с местным» (все не изданы и не исследованы). Но и до сих пор, как всегда, св. гора более следует в богослужении неписанным традициям; посему службой здесь руководит не столько Типикон, сколько типикарь (почетнейшее лицо в монастыре), в трудный случаях — совет типикарей (Дмитриевский А. «Святогорский (афонский) Типикон», Руков. для сельск. паст. 1897 г. 3, 4, 5. 103. Издан в рус. пер. у Кекелидзе, Литург грузин. пам. 313350; ср. 509–510. 104. В России есть еще греч. ркп. в Моск. Рум Муз. собр. Нарова Синод библ. XV b., XV–XVI b., XVI b. В заграничных библиотеках есть несколько рукописей по предположения XIII b., но большей частью XIV–XVI b. 105. Мансветов, Церк. Уст. 192. 106. Издавался в греч. старо-печатных Требниках, откуда издали Goar Εχ. 1 sq., Migne, Patrol. s. gr. t. 154, col. 745. 107. Подлинник Никод. Тип. в Белград. Публ. библ. 108. Подлин. в Берлин. Публ. библ. 109. Таковы напр., в ркп. Моск. Румянц. Муз. Сев. собр. 1381 г. и Имп. Публ. библ. Последний предназначался для Дечанского мон. (на р. Быстрице у Призрена в м. Дечаны), основанного в 1335 г. кралем Стефаном III Урошем в благодарность за победу над болгарами и устроенного по образцу Константинопольского Пантократорского монастыря (Гильфердинг, Собр. соч. Спб. 1868, III, 128–136). 110. (Павлов А.) Русская историческая библиотека VI, I. Спб. 1880, и 12. 111. Там же 112. Оба сохранились может быть в автографах св. Киприана — первый в библ. Моск. Дух. Акад., второй в Моск. Синод библ. (344). 113. Подлинник не сохранился; списки Спб. Имп. Публ. библ. F 25 из собр. Толстого 1409 г., Моск Румянц. Муз от 1428 г. и др.; все должно быть, переработанные. 114. Древнейшие ркп. Моск. Синод. библ. оба нач. XV b., XV b. Из позднейших замечателен Устав окозрительный Геннадия арх. Новгородского (XIV b.) в ркп. XVII b. Моск. Син. библ. 115. Впрочем, в греч. ркп. Иерус. Тип. и даже печат. изданиях его XVI b. есть замечание, составляющее отголосок особого исполнения по Студ.-Ал. Уставу 1-й славы 19 кафисмы, т. е. пс. 134–136, 3-й славы 20 каф., т. е. пс. 148–150, и 2-й славы 7-й каф., т. е. пс. 49 и 50 (см. выше, стр. 365): «нужно знать, что во все пятницы, когда случается Бог Господь, поем полиелей с аллилуиариями его неизменно на глас дня; если же случается аллилуиа, поется просто…, и 49 пс. поем всегда на глас 6, как и последний антифон «Хвалите Господа с небес» (148–150); если Бог Господь, то на пс. 149 меняется напев, а на 150 пс. говорим Слава Отцу…» (Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 13 об. и др.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

234 Т. е. праздника обновления Иерусалимского храма Воскресения, 13 сент., каковой праздник, как мы сказали, и доселе остается общим праздником всей православной церкви. 236 Мы затрудняемся сказать что-либо определенное по поводу этого заявления бл. Симеона о времени прекращения на востоке обычая праздновать обновления храмов. Как ревнитель православия и ненавистник латинства, блаж. отец нередко в своих исторических экскурсах считает латинян виновниками прекращения в греческой церкви тех или иных обычаев. В таком роде он объясняет, например, причину прекращения на востоке песненного последования. См. Твор. бл. Сим. ч. II, стр 474. 238 Пергаменный пролог XII в. указывает 11 мая (См. Чт. в Моск. Истор. Общ за 1846 г., отд. I, стр, 22); а по месяцеслову XIII в. – 12 мая. 239 В рукописном «Студийском Уставе» 1389 г, хранящемся в Синод. библ. под 381, под 4 ноября отмечено «священие св. Софьи, иже в Киеве». (См. описание этой библиотеки сост. Горским и Невоструевым, отд. III. ч I, стр. 271). 240 Рукоп. студ устав 1389 г. Моск. Синод. библ. 381, л. 82 (Опис., стр. 272–273); такой же Устав, той же библ. 382, л. 144, 124. 125. (Опис., стр 275). 243 «В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает на Пасху и Богоявление...», Peregrinatio, стр. 172. По Созомену, в день обновления Иерусалимского храма преподавалось также крещение оглашенным, что в древнее время соединялось с праздниками Пасхи и Богоявления. Созомен , Церк истор., 1. cit. 244 На Западе, по свидетельству Григория Великого , во дни празднования обновления храма, устраивались около такового кущи из зелени. Venerabilis Beda. Histor. Eccles. gentis Anglorum. lib. I. cap XXX. Migne. ser. lat t. XCV. col. 70–71. 246 В русских богослужебных памятниках рассматриваемый устав начинает встречаться с конца XIV в. и нач. Х-го. Требн. пергам. конца XIV в. Синод. библ. 900, л. 63; ркп. архиер. Чиновн. XV в. Соф. библ. 1056, л. 80 об. 247 Требн: рукоп. Синод. биб. 268, л. 112; Соф. библ. 1071, л. 348; Солов. библ. 1085. л. 29 об. (Опись стр. 145); Библ. Киевск. дух. Акад. Аа. 193, стр. 63; библ. Владим. братства св. Алекс. Невск. 88, л. 468.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010