Б51 Волканово Евангелие-апракос XII в., Импер. Публ. библ. F. п. I. 82 (из собр. преосв. Порфирия). Б52 Оршанское Евангелие-апракос XIII в., Церковно-археолог. Музея при киевской дух. акад. 44. Б53 Евангелие-апракос XIV в. 181 л. библ. Киево-Печерской Успенской Лавры. Б54 Евангелие-апракос XIII в., 131 л. Ярославского Архиерейского дома. Б55 Евангелие-апракос XIV–XV в., 159 л., Общества археологии, истории и этнографии при Импер. казанском университете.   III. Третьей редакции В Чудовская рукопись Нового .Завета, усвояемая, по преданию, святителю Алексию, XIV в., хран. в ризнице Московского Чудова монастыря. В1 Четвероевангелие, усвояемое преп. Никону Радонежскому чудотворцу, XIV в., хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 1. В2 Четвероевангелие XIV в. Импер. Публ. библ. О. п. I. 1 (из собр. гр. Ф. А. Толстова). IV. Четвертой редакции Г Константинопольское четвероевангелие 1383. г., Моск. Синод, библ. 26–742. Г1 Четвероевангелие, усвояемое преп. Никону Радонежскому чудотворцу, XIV в., библ. московской дух. акад. 138 (фундам.). Г2 Библия 1499 г., Моск. Синод, библ. 1–915. Г3 Четвероевангелие XV в., библ. московской духовной академии 1 (фундам.). Г4 Четвероевангелие XV в., библ. моск, духовн. акад. 2 (фундам.). Γ5 Четвероевангелие XV в., библ. моск, духовн. акад. 3 (фундам.). Г6 Четвероевангелие XV в., библ. моск, духовн. акад. 17 (Волокол.). Г7 Евангелие-апракос, XIV–XV в. хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 5. Г8 Евангелие-апракос ок. 1392 г., хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 6. Г9 Четвероевангелие XIV–XV в., хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 7. Γ10 Четвероевангелие 1472 г., библиотеки Троице-Сергиевой Лавры, 66–14. Г11 Евангелие-апракос XIV–XV в., Успенской ц. Клементьевского прихода в Сергиевом Посаде, Моск. губ. 1 Четвертая редакция раньше разделилась мною на две: русскую, содержащуюся в Константинопольском Евангелии 1383 г. и русско-болгарскую, содержащуюся в полном списке Библии 1499 г. и в бумажных рукописях XV–XVI в. В виду того, что все главные особенности последней, русско-болгарской редакции содержатся уже в четвероевангелии Константинопольском, ныне нахожу более целесообразным слить эти две редакции в одну, принять за основной список Константинопольское четвероевангелие 1383 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

101 Рукоп. Имп. II. Библ., Погод. 1566, Q, л. 50. Известие, записанное в «Истории росс. иерархии», что церковь (близ колокольни) во имя Архистратига Гавриила с приделом во имя Св. Константина и Елены построена в 1554 году, неверно. 102 Рукоп. Кир. библ. 752–1009, л. 11; см. приписку направом поле ее, вдоль страницы. – Муравьев (Русск. Фиваида, е. с., стр. 225) начало этой приписки читал, неправильно: «В лето 7040 (1532) декабря 13» и проч. Ошибка, повторенная и автором статьи: «От Шекспы до Кубенского озера» (Древ. и Нов. Россия, 1878, т. II, стр. 95 и друг.), произошла от того, что букве «г» Муравьев не придавал значения числа (Сравн. рукоп. Соф. библ. 501, л. 66–69). Но правильное чтение этой приписки можно восстановить при помощи рукописи Имп. II. Библ., Погод., 1544, л. 24 и об., где читаем «В лето 7043 месяца декабря в 13 день на память святых великомученик Еустратия и дружины его освященны быша церкви великого князя в Кирилове монастыре». – В рукописи Соф. библ. 74, на л. 390 об.–л. 391, освящение церквей также относится к 7043-му году: «.Лета 7040 третиаго свящали церкви в Кирилове мопастыре, церков собор архангела Гаврила, а придел царя Констянтина и матери его Елены, а другую церковь на горе Усекновение честныя главы Ивана крестителя, a придел Кирил чюдотворец, а на священие были епископ пермски и вологодцкы Алексей, да игумен Ферапонтова монастыря Ферапонт, свящали при игумене при Кириловском при Дософее, а ставил те церкви князь велики Василей Иванович». 103 В Кириллове монастыре около 1530-х годов была еще 4-ая больница – «в санной избе», но местоположение ее неизвестно (Рукоп. Бир. библ. 752–1009, л. 11). – Больницы в монастыре существовали и во второй половине века (Рукоп. Кир. библ. 78–1817, л. 62 об.) и в первой четверти XVII века (в 1621 и 1623 г., см. Рукоп. Акад. библ. А, II–47, л. 62 и 617). По словам кирилловской братии (в 1621 году) братская больница в монастыре была устроена со всяким покоем и с пением и с служебники (Рукой. Акад. библ. А, II–47 л. 62 об.). От 158 7 / 8 (7096) года сохранилось известие о больнице «на горе» «мирской», т. е. для мирян «(Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 289 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Не упомянуто о повреждении стен и при описи монастыря в 1621 году, когда «сказали игумен Саватей и старцы соборные в прошлом де во 110 году при игумене Иосафе после переписных книг в той церкви образы горели» (Рукоп. Кирил. библ. 74/1318, л. 149).– 556 Именно: «местных окладных 22 образа, пядниц окладных 92 образа, да на золоте и на красках 119 образов пядниц, у местных образов и у деисуса в прикладех 4-ре кресты золоты, 2 иконы да панагея золоты, да 20 крестов серебряных и синалойных и аспидных обложены серебром, 13 икон обложены серебром, 2 панагеи серебряны, 4-ры складни писмяны и резные, 10 пелен з дробницами саженых и шитых золотом и серебром, 24-ре пелены бархатных и отласных и камчатых и тафтяных, 5 пелен сатынных и выбойчатых и крашенниных» (Рукоп. Кирил. библ. 74–1313, л. 602 об.–603 об.). 561 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 90 об.; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 188 об.–191. – Описание этого образа, находящегося ныне во Введенской церкви, см. в стате архим. Варлаама, Описание ист. арх. стр., 14–15. 577 Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 201–204 об. – Эта замена была сделана еще до сентября 1611 года (при игумене Матфее?), когда образ Пречистой Богородицы «Хабарова поставленья» находился уже в церкви св. Кирилла (в сентябре 7120 года «в чюдотворцове храму у образа Пречистые Богородицы, что Хабарова составления, взяты 2 камени достаканы зелены». – Рукоп. Кир. мон. 93–693, л. 10 об.). 579 Рукоп. Кир. библ. 73–1312, И. 206 об.–212 об. – Подробное описание образа Пресв. Богородицы см. в статье архим. Варлаама, о. с., стр. 22. 580 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 117 об.–119; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 216 об.–217. – По словам описи 1621 года, на пятом образе были писаны: св. Антоний, Пахомий и Онуфрий великие. 593 Приспособления для освещения церкви св. Кирилла в 1601 году состояли иа четырех паникадил и из семи писанных красками поставных свеч. У последних насвечники были медные, золоченые, а подсвечники – глиняные, старяцкие («мураном зелены»). В алтаре перед запрестольною Пречистою находилась свеча поставная, невеликая, писаная красками. По словам старцев Елевферия Братцова и Пахомия Григорова, в тех свечах воск был монастырский, «а переделывал Леванид из старых свеч». В 1621 году перед гробницею чудотворца Кирилла теплилась лампада серебреная, в которой горела неугасимая свеча (на железном стоянце). Это – был вклад Димитрия Годунова. Перед налоями стояли два подсвечника деревянных золоченых (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 146 об.–147; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 246 и об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

На оной полате на один скат крыша тесовая новая выкрашена черленью» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 38 об.–39 об., опись 1773 года). 627 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 206 об.–226 об.–248; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 309; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 306. 629 См. опись 1773 года (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 38 об.–39) и выше прим. 2-е на стр. 178 и 167. 631 «Внутри болшаго монастыря меж церковию арханьгела Гавриила две полатки: одна книгохранительная, другая крепостная каменные; над теми полаты на верху на столбах каменных колоколня крыта тесом в зубец» (Рукоп. Кир. библ. 100–1336, л. 584). О третьей полате, о которой говорит опись 1773 года, в 1732 году еще не упоминается, a идет речь только о двух «книгохранительных», из которых одна была превращена в «крепостную». 632 См. прим. 624. – В 1601 и 1621 годах на колокольню «ход» был также из трапезной паперти (Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 204–2; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 304 об.). 5 Напр. Белоозеро (см. Н. П. Барсова, Очерки русск. истор. геогр., е. с., стр. 170), Вологда (А. Засецкого, о. с., М. 1780; С. Г, Гр. и Дог., т. I, 1), и друг. Сравн. статьи А. С. Верешагина, в Трудах VII археол. съезда в Ярославле, т. I, М. 1890, стр. 104 и след. – Родство русского северного населения с новгородцами подтверждается и диалектологиею (см. А. И. Соболевский, Лекции по истории русского языка. Киев, 1888, стр. 33–37 и статьи его же, Мельницкого и Герасимова), в Живой Старине, 1893–94 г. 635 Это был колокол «благовестной, повседневной», на котором (см. рукопись Соф. библ. 1468, л. 182 об.) имелась следующая надпись: «Божиею милостью и Пречистые его Богоматери честнаго ея Успения и преподобнаго отца нашего игумена Кирила белозерскова чюдотворца и всех святах молитвами и молением в времена и лета благовернаго царя великого князя Ивана Васильевича царя и государя всея Русии, владимерскаго и московскаго и новгородцкаго и пьсковьскяго и смоленскаго и тферскаго и югорскаго и перьмскаго и вятскаго и болгарскаго и иных. В лето 7000 шестьдесятаго месяца сентебря в 8-й день на память рожества Пречистыя Богородицы лить сий колокол в богоспасаемем граде Пскове, в пречестную и великую обитель, честнаго и славнаго ея Успения в Кирилов монастырь на Белоозеро благословением господина нашего игумена Афанасия, а при келаре прп Сергие, при казначее Никодиме все яже о Христе в братьею, а мастер Андреев сын Михайло пьсковитянин з детми своими Матфеем да с Кузмою. Слава севершителю всехитрецу Богу и в векы веком. Аминь. А лил тот колокол князь Петр Иванович Шуйской, в дом Пречистой и чюдотворцу Кирилу белозерскому». (Сравн. Рукоп. Ав. б. А 1 / 18 , л. 475 об.–476 и Рукоп. Кир. библ. 71–1810, л. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

868 Излагаем совершенно так, как написано в рукописи самого святителя, хранящейся в библиотеке Московской духовной академии. 869 И в издании русского перевода Нового Завета, изданного «по благословению Святейшего Синода», читаем точно так, как предложил святитель Московский, то есть: пред переселением в Вавилон. Замечательно, что и в переводе, изданном Библейским Обществом в 1819–1823 годах, читается точно так же, как предлагал через 50 лет святитель и как принял Св. Синод. 870 В подлиннике прямо и стоит: ν ατ γεννηθν. И в прежнем переводе, то есть, в переводе изд. Росс. Библ. Общества также было: родившееся в ней. Синодское издание так и изменило это место, как предлагал святитель Московский, то есть: родившееся в ней. 871 И в Синодском издании читаем: людей своих от грехов их. В изд. Библ. Общ.: народ свой от грехов их. 873 В подлиннике: ν γαστρ ξει. И в Синод. изд. читаем: во чреве приимет. Так было и в изд. Библ. Общ. 875 В подлиннике: κα λθντες ες τν οκαν εδον. В переводе Библ. Общ. была небольшая разница: и войдя в дом увидели. Но в Синодском издании 1860–1862 г. принят в точности предложенный святителем перевод. 877 В подлиннике поставлено просто: κρβωσε. И в Синодском издании нет местоимения. В переводе Библ. Общества его также не было. 878 На эти изменения не требовалось оправдания после сказанного выше. В Синод. издании приняты все предложенные владыкою Московским изменения. Также точно читается и в изд. Библ. Общ. 879 В Синод. издании принят в точности перевод святителя. В изд. Библ. Общества: но идущий за мною крепче меня; я недостоин Ему сапоги понести. Он будет. 880 В изд. Библ. Общества: лопата в руке Его; в Синод. изд. с незначительным добавлением: лопата Его в руке Его, в соответствие подлиннику ο τ πτον ν τη χειρι ατο. 882 Так было и в изд. Библ. Общ. и так принято в Синод. издание, как предлагал святитель Московский в точном согласии с подлинником: ρχη. 883 И в изд. Библ. Общ. было и в Синод. изд. принято чтение, предложенное святителем Московским, с добавлением курсивом: Иоанн, так как этого имени нет в подлиннике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

530 Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 151 и об.; Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 248. Два последних образа в 1604 году были написаны заново для церкви св. Владимира Гришею Горбуном (см. выше). 536 Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 248 об. – См. также опись 1635 года в Рукоп. Кирил. библ. 76–1314, л. 158. 540 Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 249 об.–250. Сравн. ниже статьи о месте погребения разных лиц в Кирилове монастыре. 543 «Пелена отлас червчят, середник бархат черн, крест бархат золотной; старец Леонид сказал, что он ту пелену делал из царскые дачи» (Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 151 и об). 544 В 1601 году общая сумма образов в церкви не превышала 28: «местных 4 образа на золоте, да пядниц на золоте и на красках 24 образа, пелена в дробницами низаная, 2 пелены бархатных, пелена выбойчатая». (Рукоп. Кирил. библ. 74–1313, л. 603 об.–604). Царские вклады не были употреблены на украшение Владимирской церкви, вероятно, потому, что Иван Васильевич порицал братию за самое сооружение ее (см. выше). 545 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 154–155 об. – Сравн. выше примечание 527–529). Опись 1621 года упоминает о следующих переменах в алтаре Владимирской церкви: на престоле лежал «крест воздвизанной синалойной, а на нем распятие Господне на рези, но концом обложен серебром»; прибыло алтарных икон: «образ Спас, да образ Пречистые Богородицы, да образ Иванна Предтечи на празелене, в киоте образ Пречистые Богородицы на золоте, на полях святые, да образ Стефан пермский, а у киота на затворех четыре празника владычни и святые многие на золоте, образ соловецких чюдотворцов на золоте, образ ярославских чюдотворцов на краске ветх на дцке крест на краске». Над жертвенником к прежним были поставлены новые образа: 1) Одигитрия, 2) св. Николае чудотворец «в деяние», 3) «князя Владимира и Бориса и Глеба, да Николы чюдотворца на одной цке» (Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 251–252 об.). Кроме того в алтаре же находились блюдо медное, да шандан (же) медной же», в который ставили свечи над гробницами (Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 252 об.–253).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

71 Ученые записи Императорского Москов. Университета. Отдел юридический. Вып. XIV. М. 1897 г. Номоканон при Большом требнике. А. С. Павлов. Стр. 412. 75 Литургия Василия Великого и И. Златоуста по Севастьяновскому сп.; литургия И. Златоуста по списку пр. Порфирия. Красносельцев. Сведения. Стр. 264; 291. Устав литургии XIII–XIV в. по рукоп. синод. библ. 381. Красносельцев. Материалы. Стр. 27. Рукоп. XII в. синайской библ. 973, 1040; XII–XIII в. 1020; патмосской библ. XIII в. 105 и т. п. Дмитриевский. Описание. II т. Стр. 85, 134, 143, 160. 78 Дмитриевский. Описание. II т. Стр. 263–5. См. также рукоп. Синайской библ. 986, 977; святогробской константинопольской библ. 425; Афоно-Кутлумушской библ. 341, Афоно-Есфигменской библ. 120 и т.п. Дмитриевский. Ibid. Стр. 604, 709, 821, 950, 956. 79 Крипто-ферратский список. Goar. Εχολογιον. Стр. 86. Ср. литургию ап.Иакова по Россапскому сп. Петровский. Апостольские литургии. Прилож. 1. Стр. 23. 80 Goar. Εχολογιον. Стр. 78; 86. Рукопись Пантелеймоновского и Есфигменского монаст. Красносельцев. Материалы. Стр. 11. Дмитриевский. Описание. II т. 263. Рукоп. Москов. Синод. биб. 381. Красносельцев. Ibid. Стр. 20. Рукопись Iepycaлuмckoй и Ватиканской библ. XV в. Красносельцев. Ibid. Стр. 85; 98. Рукоп. Синайской биб. 986;. Святогробский Констант. биб. 425. Дмитриевский. Описание II т. Стр. 604, 820 и т.п. 82 Рукопись Есфигменского монастыря. Дмитриевский. Описание. II т. стр. 263–4; ср. Илитарий XII в Синайской библ. 1020. Дмитриевский. Ibid. 143 – 4 и стр. 604, 821. 83 Красносельцев. Материалы. Стр. 85–6. Ср. диптихи иерусалимской церкви в ходатайственной молитве литургии ап. Иакова. А. Петровский. Апостольские литургии. Прил. 1. Стр. 25–6. 84 Рукопись Московской Синод. библ. 381. Красносельцев. Материалы. Стр. 21. См. еще стр. 86 и 99. Рукопись Афоно-Есфигменского монаст. 120. Дмитриевский. Описание II т. 957 стр. 86 Устав литургии патриарха Филофея. Красносельцев. Материалы. Стр. 46; ср. стр. 66. Дмитриевский. Описание II т. Стр.605; 709; 821.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Евдоксия, црц., персонаж из Жития Иоанна Златоуста Евсевий Кесарийский , историк Евсегниев Якимка, стр. Евсеева И.А. Евстафий Плакида, св. Евстратий, мч. Евтифеев Ивашка, пов. Евтюшка, казак Евфимий Чудовский, перев. Евфимий, архидк. Евфимий, архим. новгородского Вяжицкого мон. Евфимий. патр. Тырновский Евфимий, спр. Егор, дк. Егоров А.А. Езекия, ц. Иудеи, библ. Екатерина Алексеевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Екатерина, вмц. Екклесиаст, автор одной из священных книг, библ. Елеазар Анзерский, прп., св. Елеазар, первосвщ., третий сын Аарона, библ. Елена, црц., мать византийского имп. Константина Великого Елеонская А.С. Елизаров Прокопий Кузьмич, д. дв. Елисей, пророк, библ. Емченко Е.Б. Епифаний Премудрый , инок Троице-Сергиева мон. Епифаний Славинецкий, иером. Киево-Братского мон., поэт, перев. Епифаний Соловецкий, духовник пртп. Аввакума Епифаний, архиеп. Кипрский Еремеев Паршутка, сл. Ерёмин И.П. ЕрёминаТ.С. Ермил, св., мч. Ермолаев С.С. Ермолай-Еразм, русский публицист Еропкин Алексей Павлович, дв. Еропкин П., стар. Ново-Спасского мон. Есипов Андрей, сот. стр. Ефимова Л.В. Ефрем Потёмкин, стар., стрл. Ефрем Сирин, св. Ефрон И.А. Ж еглов Иван, митрополичий с. б., двор, новгородского Софийского дома Жеглов Тимофей, с. б. Живов В.М. Жизневский А.К. Жуковская Л.П. Журова Л.И. З абелин И. Заборский Пётр Иванович, трудник Заворуй Игнашка, крст. Зайцев (Заецов) Иван, дв. Замалеев А.Ф. Замврий, израильский военачальник, библ. Зверинский В.В. Зевей, библ. Зеленская Г.М. Зеньковский С.А. (Zenkovsky Serge А.) Зернова А.С. Зиборов В.К. Зимина Т.А. Зиновьев Афанасий, допрошен по «делу» о новокрещёных евреях Змеев Л.Ф. Зыбин Михаил, гол. стр. Зыбин Остафий, гол. стр. Зызыкин М.В. Зюзин Никита Алексеевич, бр. И аир, служитель синагоги в Капернауме, библ. Иакинф, св., мч. Иаков Боровичский, блж., св. Иаков, ап. библ. Иаков, архим. Новгородского Свято-Духова мон. Иаков, один из братьев Иисуса Христа, автор Послания, библ. Иаков, сын Исаака и Ревекки, младший брат-близнец Исава, библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1091 Сравн. ниже Б, 8 и В 13 – В церкви св. Владимира на западной (по алтарю) стене на право от входа ближе к углу вделана плита со следующими надгробными записями: «преставив благоверны князь Владимир Иванович Воротынскои лета 7062 сентября 27 дня. «преставив благоверны князь Александр Иванович Воротынскои во иноцех Арсеней лета 7072 февраля в 6 день». 1092 Квашнин до 1561–1563 годов (в Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 25, составленной в этих годах уже назначен корм по нем). День смерти его был 26 августа (см. Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. III; А. Федотов-Чеховский, Акты относ, до гражд. распр. древн. России, Киев, 1860, т. I, 74, стр. 196) 1093 Ср. ниже Б, 12. – Здесь разумеется игумен кирилловский Кирилл II, скончавшейся, как видно из «братского синодика» (см. ниже), не задолго до смерти Ивана Васильевича Шереметева Большого, т. е. до 27 мая 1577 года. 1094 Варлаам, игумен Московского Богоявлевского монастыря (в 1554–55 годах, см. П. М. Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 175). Сравн. приписку на Рукоп. Кир. библ. 160–417, л. 2 об.: «книга каноуник Варлаама Богоявленского игумена, что был в царствующем граде Москве, при царе Иване Васильевиче, при священном митрополите Макарие. А Варлам Кирилова монастыря постриженик, а постригся Варлам лета 7042 (1534) месяца апреля 4 число». 1095 Сравн. ниже Б, 14. Каргополец Григорий Межников, «во иноцехъ» Геласия, постригся в 7085–157 6 / 7 году (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 125 об.). 1096 Ср. ниже Б, 15. – Псковитин, московский жилец Гавриил Трясисолома, во иноцех Геласия, жил во 2-й половине XVI века. Его вклад в Кириллов монастырь (7088–1579–80 года) см. в Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 130. 1097 Игнатий Плушка † 6 июня не ранее 1561–1563 года. Имя Плушки приписано в Кормовой книге (Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 22), составленной около этих годов. О вкладе его в Кириллов монастырь см. Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 106 в об. 1100 Павел Зиновьев сын, каргополец, во иночестве Ilaxoмuй, жил во 2-ой половине XVI века. Вклад его (7082 года) см. в Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 124 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Именно в Служебниках XIV в. Синод. библ. 952, XV в. библиотеки С.-Петерб. дух. акад. 534, 535, 539; XVI в. той же библ. 861, в венецианских, киевских, виленском 1638 г. и печ. в Дельском монастыре. б) Во всех Служебниках, где упоминается о чтении херувимской песни, три поклона творить велено во время этого чтения, как и в новоисправленном. В виленском Служебнике 1638 г. три поклона велено полагать еще и по прочтении херувимской песни. Исключение составляют некоторые Служебники, совсем не упоминающие о чтении херувимской песни, – Таковы: библ. С.Петерб. духов. акад. 523, 526, Типографской 127, Моск. дух. акад. 88. в) О прощении ни в одном из Служебников не упоминается, за исключением списка XVI в. библ. С.-Петерб. духовной акад. 861. 20 . По старопечатному Служебнику пред перенесением даров, диакон говорит священнику: Возм влко ста, священник полагает воздух на десное рамо диакона. Затем, перенося дары, диакон и священник, один за другим, должны возглашать сначала: Всхъ васъ да помнетъ гдъ бгъ во своемъ всегда и нн… потом: Да помнетъ гдъ бгъ всхъ васъ во своемъ всегда и нн... за сим опять первое возглашение: Всхъ васъ Отдельные же возглашения о царе, святителе и настоятеле, показано говорить только в том случае, если кто из них находится в церкви. По новоисправленному Служебнику, вместо: Возми владыко святая, диакон говорит кратко: Возм влко, воздух полагается, вместо десного, на левое рамо, a во время перенесения даров повелевается поминать прежде царя, царицу и весь царствующий дом, потом св. Синод и местного архиерея, наконец предстоящих и всех православных христиан. В древлеписьменных и древлепечатных (немосковского издания) Служебниках, находим: а) В некоторых списках ни об одном из этих действий вовсе не упоминается, a говорится только, и то не во всех, о «переносе» даров с жертвенника на престол, – Так именно в Служебниках XII в. Синод. библ. 605, 604, библиот. С.-Петерб. дух. акад. 518; XIII в. той же библ. XR 524; XIV в. Синод. библиот. 598, библиот. С.-Петерб. дух. акад. 523, 526, Румянц. муз. 398, 399; XIV–XV в. Типографской библ. 127, 128; XV в. Синод. библ. 600, библ. С.-Петерб. дух. акад. 533; XVI в. библиот. Моск. дух. акад. 88, Румянц. муз. 402.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010