«Икона есть наглядное свидетельство вечности, – читаем мы у монахини Иулиании (Соколовой) в статье «Православная икона». – Как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, как предание и творение отцов Церкви, как их свидетельство вечности древняя икона несет на себе все черты небесного: неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Перед ней затихают страсти и суета мира; она высится над всем в ином плане бытия. Икона есть великая святыня и по содержанию, и по форме».    Показать труд иконописца, чудо появления святого образа, самого мастера, создававшего этот образ стремились и стремятся светские художники. Часто они изображают именно иконописцев – монахов – великих святых или, говоря словами монахини Иулиании (Соколовой), «благоговейных тружеников, оставшихся никому неизвестными, за смирение которых дела их рук, конечно, не были лишены благодати Божией». Почему именно монахи? Наверное потому, что в монастыре само устроение жизни больше способствует тому, чтобы следовать правилам, которые отражены в статье Стоглавого Собора 1551: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце; особенно же хранить чистоту душевную и телесную, со всяким опасением (…) И подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещаться, и по их наставлению и учению жить, в посте, молитве и воздержании, со смиренномудрием, без всякого зазора и бесчинства».      Чудо появления образа под руками иконописца стремился передать Александр Янов (1857–1918) в работе «Инок-живописец» 1885 года. Иконописец показан за работой, росписью храма. Но зрителю кажется, что образ Спасителя словно сам появляется, точнее, проявляется на стене – нимб Христа сияет золотом – светом, напоминающим нам о свете нетварном, а иконописец – просто свидетель этому. Смиренная поза иконописца подчеркивает это – он словно одновременно пишет и преклоняется. Но, когда зритель отведет взгляд от смыслового центра композиции, рассмотрит работу более внимательно, он увидит и рабочую импровизированную мастерскую – кисти, яичную скорлупу на полу (краска готовится прямо здесь). И получается, что картина изобразительными средствами формулирует смысл работы иконописца. С одной стороны, мы, глядя на образ Спасителя, словно проявляющийся на стене, вспоминаем историю царя Авгаря, плат, на котором, по желанию Христа проявился Его лик, то есть, первообраз, иконографию образа Спаса Нерукотворного… С другой – мы видим, что важен и труд иконописца, ведь иначе здесь, на стене храма, образ бы не появился, важно духовное, молитвенное состояние, мастерство.

http://pravoslavie.ru/134481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИСКОВАТЫЙ И. М. Висковатый составляет по указу Иоанна Грозного завещание царя. Рисунок из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ОР ГИМ. Син. N 149. Л. 666) И. М. Висковатый составляет по указу Иоанна Грозного завещание царя. Рисунок из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ОР ГИМ. Син. N 149. Л. 666) Иван Михайлович (нач. 20-х гг. XVI в.- 25.07.1570, Москва), гос. деятель, автор рассуждений о принципах древнерус. иконописи. Впервые упоминается в документах в 1542 г. как подьячий посольской службы. По мнению польск. историка И. Грали, В. был представителем дворянства. Эта т. зр. подтверждается фактом включения В. и его брата Третьяка в избранную «тысячу» лучших слуг государева двора в 1550 г. и их упоминанием в дворовом списке детей боярских царя Иоанна IV Васильевича Грозного нач. 50-х гг. XVI в., а также наличием у В. родовых вотчин в Боровском и Переяславском уездах ( Алексеев. С. 157). К 1549 г. В. стал дьяком Посольской избы. В янв. того года он участвовал в переговорах с ногайскими послами, 6-7 апр. принимал грамоты у тур. посла Мустафы-Челебея, в 1550 г. сопровождал царя Иоанна IV во время его похода на Казань. В 1550 г. В. участвовал в приеме посольств от К-польского Патриарха Дионисия II , 3-11 июня вместе с др. должностными лицами принимал старцев Даниила и Гавриила, присланных Иерусалимским Патриархом Германом II , 28 авг.- игум. Паисия и 3 старцев из афонского Хиландарского мон-ря, а также от властей Пантелеимонова мон-ря. В нач. 1552 г. В. известил «в избе на Казенном дворе» астраханского хана Дербыш-Али о пожаловании ему Звенигорода в соответствии с царским приговором. После Стоглавого Собора 1551 г. было принято решение о проведении ревизии документов, на основании к-рых Церковь пользовалась гос. льготами. В. проверял архивы находившихся в Новгородской епархии Антониева Сийского во имя Св. Троицы и Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-рей . В. поддерживал тесные отношения с Борисоглебским на Устье муж. мон-рем : прижизненный вклад дьяка в эту обитель составил 150 р., его род был записан в монастырский синодик. В 1549 г. как частное лицо В. участвовал в составлении купчей при приобретении Троице-Сергиевым мон-рем земельного владения.

http://pravenc.ru/text/158752.html

28-30 ноября 2013 года в Варшаве состоялась российско-польская конференция «Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России». Форум стал продолжением диалога, начало которому положило Совместное послание народам России и Польши, подписанное 17 августа 2012 года Святейшим Патриархом Кириллом и архиепископом-митрополитом Перемышльским Юзефом Михаликом. 27 декабря 2013 г. 10:25 Архиепископ Вашингтонский Митрополит всей Америки и Канады Тихон направил послание  вознесшим молитвы во время панихиды 13 декабря  в 30-ю годовщину со дня кончины протопресвитера Александра Шмемана в храме св. Екатерины на Всполье в Москве (Подворье Православной Церкви в Америке), а также участникам встречи и презентации книги прот. Александра «Литургия смерти и современная культура», которая состоится 15 декабря в Москве.    13 декабря 2013 г. История церковного вина в России еще ждет своего исследователя. Известно, что постановлением Стоглавого Собора (1551 год) допускалось употребление в монастырях только фряжского (итальянского) вина. Впоследствии в России использовались и испанские, и молдавские вина. О том, когда именно предпочтение было отдано французским винам, достоверно неизвестно. Однако к концу XIX века представление о церковном вине сложилось окончательно. Разбираемся в свойствах вина, традиционно используемого в богослужебных целях.  Дмитрий Анохин 11 декабря 2013 г. Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады Тихон от имени Православной Церкви в Америке передал в послании Блаженнейшему митрополиту Владимиру и украинскому народу искреннее соболезнование в 80-ю годовщину искусственного голода на Украине, названного Голодомором. 28 ноября 2013 г. 16 ноября в храме Святителя Николая в Амстердаме состоялось официальное представление нового перевода Литургии на нидерландский язык, изданного в двух форматах – для клириков и для мирян. Новый перевод стал совместным проектом представителей нескольких  православных юрисдикций, приходы и монастыри которых расположены на территории Нидерландов. 18 ноября 2013 г. Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/tags/zhizn_tserkvi/p...

Разделы портала «Азбука веры» 3 Мар 2022 Археологи нашли вблизи Троицкого моста в историческом центре Пскова старинную подземную церковь. В данный момент специалисты проводят сканирование объекта и его консервацию, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области. «В центре Пскова нашли древнюю подземную церковь. В ходе земляных работ по перекладке инженерных сетей в районе Троицкого моста была обнаружена неизвестная каменная постройка, уходящая частично под дорожную насыпь. Объем постройки представляет собой сводчатое помещение, частично перекрытое более поздней кладкой. Пол постройки находится почти на 5 м ниже современной дневной поверхности. Невозможно точно сказать, какая конкретно из двух существовавших в этом районе церквей была обнаружена в ходе земляных работ. В настоящее время проведено 3D сканирование и консервация объекта», — говорится в сообщении. По данным пресс-службы, в этом районе «локализуются два объекта»: церковь Иоанна Богослова на Снетогорском дворе и старая государева больница Живоносного Источника у Рыбницких ворот. «По графическим источникам нам известна лишь одна церковь Иоанна Богослова, стоявшая «на стене». Церковь была создана до середины XIV века. Стена, на которой она стояла или в которую была встроена, была частью укреплений 1309 года», — отмечается в заявлении. Второй объект, к которому может относиться находка — государева больница Живоносного Источника у Рыбницких ворот. «Основана по решению «Стоглавого» собора 1551 года. Это было первое казенное благотворительное учреждение в Пскове. Она упоминается также в протоколах Псковской археологической комиссии за 1874 год», — говорится в сообщении. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/v-centre-pskova-ob...

Вопрос: Что означает выражение «сорок сороков»? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Все храмы Москвы по решению Стоглавого собора (1551 г.) были распределены на староства или благочиния, которые назывались «сороками» (см. ст.: Сорок//Даль В.И. Словарь живого великорусского языка). Название происходит от древнерусской меры сорокъ, означавшей мешок, вмещающий четыре десятка соболиных шкурок (часто встречается в грамотах XIV–XV вв.). Во главе каждого сорока был «поповский староста». Стоглавый собор определил для Москвы семь поповских старост. «В царствующем же граде Москве достоит быти седми старостам поповским и седми сбором по уложению царскому, да к ним избирати десятцких – добрых же священников, искусных житием, непорочных же» (Стоглав. Гл. 6). Еще в конце XVII века в Москве было шесть сороков: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский и Замоскворецкий. Постепенно число их росло. В начале XX века было уже 40 сороков. Реально сорок не включал в свой состав 40 церквей. Их было меньше. Сорок сороков предполагает наличие 1600 церквей (40x40=1600). Но по статистике в начале XX столетия храмов в Москве было около 800. Иногда встречается утверждение, что надо брать число престолов, потому что в каждом храме имелось их несколько – всего 1620. Получается более сорока сороков. Однако этот подсчет достаточно искусственный, потому что выражение «сорок сороков» предполагает именно число храмов. Это видно из литературы. Так, в рассказе М. Булгакова «Сорок сороков» (1923) читаем: «На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка – верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков». Писатель смотрел на Москву с крыши самого высокого в те годы здания – 10-этажного дома, построенного в 1912 году. 8 декабря 2009 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/33084.html

Спб., 1909 г. Автор, основательно изучивший огромную литературу о Столаве, приходит к выводу, что «далеко еще не все, касающееся этого памятника, надлежащим образом освещено и разрешено: много еще предстоит вложить труда и научной энергии в эту область». В частности, нерешенным остается вопрос о подлинности Стоглава и его каноническом достоинстве. Д. Стефанович готов признать за Стоглавом эти свойства. «При беспристрастном взгляде на дело, ничто не препятствует усвоять Стоглаву каноническое достоинство, считать его сборником церковных постановлений собора 1551 года, направленных к поднятию весьма многих сторон тогдашней русской церковно-общественной жизни» 21 . II Инициативу созыва в Москве в 1551 г. церковного собора текст Стоглава приписывает самому царю, Ивану Васильевичу, и связывает его с другими его мероприятиями общегосударственного значения, говоря, что царь «подвижеся не токмо о устроении земском, но и многоразличных церковных исправлений...» 22 . Для этих церковных «исправлений» и был созван в Москве собор под председательством Митрополита Макария. На соборе присутствовали почти все тогдашние русские епископы. Участвовали на соборе и многие архимандриты и игумены 23 . Η. М. Карамзин, как мы уже упоминали, руководящую роль на соборе приписывает царю Ивану, умаляя значение духовенства; но другие исследователи, не отрицая крупного и даже руководящего значения царя Ивана на соборе, считают, что проекты церковных преобразований были составлены окружающими царя лицами и, в частности, членом «Избранной Рады». Заседания собора открылись речью царя. «Молю, святейшие отцы мои, – говорил он, – аще обретох благодать пред вами, утвердите в мя любовь, яко приснаго вам сына и не обленитеся изрещи слово к благочестию единомысленно о православной нашей христианстей вере и о благостоянии святых Божиих церквах и нашем благочестивом царствии и о устроении всего православного хрестьянства» 24 . Не без основания царь Иван призывает членов собора к единомыслию. Очевидно, он опасается возможности конфликта между «иосифлянами» и «заволжскими старцами», особенно тогда, когда вопрос коснется монастырских земель.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/stogla...

Ко времени Стоглавого Собора 1551 г. постриженики Волоколамской обители занимали 5 из 10 рус. архиерейских кафедр (Новгородский архиеп. Феодосий, епископы Савва Крутицкий, Гурий Смоленский, Трифон Суздальский, Акакий Тверской). По-видимому, отстаивание на Соборе Новгородским архиеп. Феодосием церковного землевладения навлекло на него неудовольствие светских властей и вызвало его отставку в мае 1551 г.; вскоре, до 18 июня того же года, оставил свой пост Суздальский еп. Трифон (Ступишин). В мае 1553 г. царь Иоанн IV посетил Пешношский мон-рь и беседовал с жившим там на покое племянником прп. Иосифа Вассианом (Топорковым). По наблюдениям Зимина, «там, где правительство нуждалось в крутых мерах для подчинения недавно присоединенных территорий, на важнейшие церковные должности назначались постриженики Волоцкого монастыря» ( Зимин. 1977. С. 307). 3 (или 7) февр. 1555 г. архиереем на новоучрежденную Казанскую кафедру был поставлен игум. Иосифова мон-ря св. Гурий (Руготин) . В помощь архиеп. Гурию были даны волоцкий старец Герман (Ленков) и волоцкий постриженик свт. Герман (Садырев-Полев) , ставший настоятелем Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Преемниками свт. Гурия на Казанской кафедре из числа пострижеников Иосифова мон-ря были свт. Герман (Садырев-Полев; 1564-1567), Лаврентий (1568-1574), Тихон (Хворостинин ; 1575-1576) и Иеремия (1576-1581). В период архиепископства Иеремии произошло обретение Казанской иконы Божией Матери . В 1563 г. на Полоцкую архиепископскую кафедру был назначен бывш. Суздальский еп. Трифон (Ступишин). Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась И., была Крутицкая (Сарская и Подонская); Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного; 1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын), в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион. Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582). После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп.

http://pravenc.ru/text/673717.html

Автор-составитель соборных документов, подобно гимнографам, прославляющим участников Вселенских Соборов, называет сшедшихся в Москву иерархов «небопарными орлами», «легка крила имуща». Об их пришествии в Москву говорится: «И бе чудно зрение, яко весь богоспасаемый град красящеся отец пришествием» 228 . О Стоглавом Соборе, как и о Соборах «новых чудотворцев» 1547, 1549 гг., современники-летописцы ничего не говорят. Сообщения о Стоглаве можно встретить в более поздних летописях 229 . Л. В. Черепнин справедливо отмечает, что летописные заметки о Стоглаве XVII века «восходят в качестве источника к тексту самого памятника» 230 . Е. Голубинский признает дату 23 февраля за начало работы Собора 231 . Священник Д. Стефанович же, очень тщательно разбирая содержание Стоглава, говорит в своей магистерской диссертации, что Собор начался в первых числах января 1551 г., что к 23 февраля он мог и окончиться 232 , а за период с 23 февраля по 11 мая было произведено формирование и редактирование материалов Стоглава. Деяния этого Собора разделены на сто глав, благодаря чему этот памятник церковно-правовой мысли получил большую значимость. Подобное стремление к монументальности характерно и для утвержденного в это время Судебника, содержащего также сто глав. Такое явление мы встречаем и в богословской литературе Византии 233 , и в русских памятниках, современных Стоглаву 234 . При многоплановости содержания материалов Собора можно, однако, усмотреть некоторое их деление по тематике. В первых четырех главах содержится исторический материал о подготовке и начале работы Собора, о его составе, о речах царя к участникам Собора. В них молодой царь обращается с молитвой ко Святой Троице, ангелам, святым, называет имена «великих чудотворцев иже в нашей земли Великия Росии в чудотворениях просиявших» (гл. 3, с. 261). Он также рассказывает о Соборах, на которых были канонизованы «великие светильники новые чудотворны многими и неизреченными чудесы прославляеми Богом» (гл. 4, с. 266). Затем говорится, что работе Стоглавого Собора предшествовали молебны и моления в соборной церкви Пречистой Богородицы, после чего царь, говоря о нестроениях, обращается к собравшимся: «о всем о сем довольно себе духовне посоветуйте. И на среди Собора сие нам возвестите, и мы вашего святительскаго совета и дела требуем и советовати с вами желаем о Боже утвержати нестройное во благо» (гл. 4, с. 267).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Макарий (1482–1563) – митрополит Московский и всея Руси (с 1542), венчал на царский трон Ивана IV (1547), возглавлял «иосифлянскую партию» на Стоглавом соборе (1551). Макарий , Патриарх Антиохийский (1642–1672) – участник Собора Русской Церкви 1655 г., обсуждавшего церковную реформу Патриарха Никона , а также Собора 1666–1667 гг., низложившего Никона и отлучившего от Церкви всех противящихся соборным определениям. Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890–1986) – секретарь ЦК ВКП(б) (1921– 1930), член Президиума ЦК КПСС (1926–1957), Председатель СНК СССР (1930–1941), зам. Председателя СНК (Совета министров) СССР (1941–1942 и 1946–1953). Мстислав (1076 – 1132) – старший сын Владимира Мономаха , князь Новгородский (с 1095), Переяславский (с 1117), Великий князь Киевский (1125–1132). Мусин-Пушкин Алексей Иванович (1744–1817) – граф, ученый и государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода (1791–1797). Никон (Минов Никита; 1605–1681) – Патриарх Московский и всея Руси (1652–1666); убежденный сторонник полной самостоятельности Патриарха в делах церковного управления, не допускающей вмешательства светской власти. Проведенные им церковно-обрядовые и книжные исправления обострили социокультурную напряженность в период позднего русского средневековья. Остерман Андрей Иванович (1686–1747) – сын лютеранского пастора из Вестфалии, с 1703 г. на русской службе: вице-президент Коллегии иностранных дел (с 1723), вицеканцлер (1725–1741). С восшествием на престол Елизаветы Петровны (1741) приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Березов, где и умер. Паисий – Папа и Патриарх Александрийский (1657 – ок. 1678), участвовал и председательствовал в заседаниях Большого Московского собора 1666–1667гг., низложившего патриарха Никона и отлучившего от Церкви старообрядцев. Пассек Петр Богданович (1736–1804) – участник дворцового переворота, приведшего на царский престол Екатерину II, губернатор Могилёвского наместничества (1778–1781), затем Белорусский генерал-губернатор (до 1796).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Стоглавом Московском соборе, созванном в 1551 году, Царь Иоанн Васильевич в 6-м вопросе жаловался отцам собора на небрежное учение ставленников Русской грамоте. Но отцы собора взаимно жаловались Царю, что нет в России училищ и учиться негде, кроме вольных и неискусных учителей. «А прежде сего-де в Российском царстве на Москве и великом Новеграде и по иным градом многия училища бывали, грамоте и писати и пети и чести учили, и потому тогды грамоте, и писати, и пети, и чести гораздых много было: ино певцы и четцы и доброписцы славны были по всей земли и до днесь. И мы (говорят после сего отцы собора) о том по Царскому совету соборне уложили в Царствующем граде Москве и по всем градом тем же, Протопопом и старейшим священником и со всеми Священники и Диакони коимждо в своём граде по благословению своего Святителя избрати добрых духовных Священников и Диаконов и дьяков женатых и благичестивых, имущих в сердцы страх Божий, могущих и иных пользовати и грамоте, и чести и писати горазда, и у тех Священников и Диаконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы Священницы и Диакони и все православные Христиане в коемждо граде приводили им детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пения, и Псалтирного и чтения налойного; и теб Священники и Диакони и дьяки избранные учили своих учеников страху Божию и грамоте, и писати, и пети, и чести со всяким духовным наказанием; наипаче же всего учеников бы своих берегли и хранили во всякой чистоте и блюли их от всякого растления и от всякия нечистоты, чтоб им, вашим брежением и поучением пришедше в возраст, достойным быти Священническому чину; да учеников же бы есте своих в святых церквах Божиих наказывали, и поучали страху Божию и всякому благочинию, Псалмопению, и чтению, и пению, и конарханию по церковному чину. А учили бы есте своих учеников грамоте довольно сколько сами умеете, и силу бы им писании сказывали по данному вам от Бога таланту; ничтоже скрывающе; чтоб ученицы ваши все книги учили, которые соборная святая Церковь приемлет, чтоб потому и впредь могли не токмо себе, но и прочих пользовати и учити страху Божию о всех полезных. Також бы учили своих учеников чести, и пети, и писати, сколько сами умеют; ничтоже скрывающе, но от Бога мзды ожидающе, а и зде от их родителей дары и почести приемлюще по их достоинству» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010