Итак, благодаря деятельности Стефана Немани Сербия окончательно приняла Православие и церковную организацию византийского типа. Его сын, святой Савва, продолжил отцовскую церковную политику, уделяя особое внимание укреплению Православия и организации Церкви. Ему удалось сделать Православие не только государственной религией Сербии, но и основой национальной культуры. Самым известным источником сведений о жизни святого Саввы Сербского является житие, составленное в 1243 году его учеником игуменом Дометианом . Растко Неманич, так звали святого Савву в миру, родился в 1174 году. Это были последние годы правления византийского императора Мануила I Комнина (1143–1180), Вселенского Патриарха Феодосия I Ворадиота (1179–1183); на Западе тогда правили император Фридрих Барбаросса (1152–1190) и папа Александр III (1159–1181). Христианское служение будущего святителя началось на Святой горе. Хотя уже в 15 лет Растко от своего отца получил в правление Захолмскую область и был, таким образом, наследником престола, он без ведома своих родителей покинул Сербию и ушел на Афон. В русском монастыре святого Пантелеимона Растко принял монашеский постриг, получив имя Савва . С русскими монахами во многом связана и деятельность Саввы по созданию сербской богослужебной традиции и устроению автокефальной Сербской Церкви . В этом нет ничего удивительного. Русские появились на Афоне в начале XI века, поселившись в монастыре Ксилургу, а в 1089 году перешли в монастырь святого Пантелеимона. А так как до строительства Хиландара у сербских подвижников не было своего монастыря, то немалое их число на протяжении многих лет подвизалось вместе с русскими монахами . Так что вполне естественно, что святой Савва, прибыв на Афон, принял постриг и начал свою подвижническую жизнь именно в русском монастыре. Первые годы иноческой жизни среди русских монахов оставили свой отпечаток на литературно-канонической деятельности святителя Саввы . В 1192 году, в праздник Благовещения, Савва по воле святогорского прота перешел в греческий монастырь Ватопед, один из старейших и богатейших святогорских монастырей. С переходом Саввы в братство Ватопедского монастыря на Святую гору стали непрерывно поступать довольно значительные сербские ктиторские пожертвования как для Ватопеда, так и для других святогорских монастырей.

http://pravoslavie.ru/41441.html

(посл. четв. XII - сер. XIII в.). Хронологические рамки явления обусловлены, с одной стороны, возникновением южнослав. гос-в, независимых от Византии (Сербии - в 70-х гг. XII в., Болгарии - в 1185), которые нуждались в организации регулярного богослужения на слав. языке, с другой - монголо-татар. нашествием на Русь в 1237-1241 гг. и позднейшим владычеством, в результате чего резко сократилось число русских паломников в К-поль, на Афон и в Св. землю, а с течением времени (скорее всего к нач. XIV в.) нарушились устойчивые связи афонского мон-ря св. Пантелеимона с Русью и уменьшилась активность рус. колонии в столице Византийской империи. Косвенным свидетельством того, что активная фаза 1-го восточнослав. влияния (переход корпуса текстов с Руси на слав. Балканы) завершилась не позднее 30-х гг. XIII в. (возможно, ранее), служит полное отсутствие в южнослав. традиции XIII-XV вв. ранних рус. послемонг. памятников: поучений свт. Серапиона , еп. Владимирского, Жития св. кн. Михаила Черниговского, «Иудейского хронографа» и др. Древнерус. книжно-лит. корпус, ставший известным в это время болг. и серб. книжникам, не содержит сочинений и переводов, возникших позднее кон. XII в., при-том что известны случаи работы восточнослав. книгописцев в южнослав. странах и во 2-й пол. XIII в. Для 1-го восточнослав. влияния характерно почти полное отсутствие прямых известий письменных источников о русско-южнослав. связях (в частности, не сохранилось свидетельств болг. и серб. писцов о копировании восточнослав. оригиналов). Известия ограничиваются отрывочными свидетельствами Жития св. Саввы Сербского (о рус. иноке, прибывшем в числе др. афонских монахов ко двору серб. правителя Стефана Немани, о пострижении св. Саввы в рус. мон-ре св. Пантелеимона на Афоне и о посещении им рус. «монастыря» в лавре св. Саввы Освященного во время 2-й поездки в Св. землю) и Жития прп. Гавриила Лесновского (о рус. иноке в Средеце (совр. София), к-рому явился преподобный). Основным источником для изучения и реконструкции явления служат косвенные, но надежные свидетельства, содержащиеся в болг. и серб. рукописях, восходящих к древнерус. оригиналам.

http://pravenc.ru/text/180423.html

Развиваются связи двух стран по церковной линии. Находясь в Москве, глава МИД Сербии провёл встречу с патриархом Кириллом. Сербская православная церковь поддерживает Русскую православную церковь в борьбе за единство канонической территории Украины . Россия выступила против гонений на сербское православие со стороны режима Мило Джукановича в Черногории. Русские помогли сербам достроить собор святого Саввы, работы по возведению которого продолжались более сотни лет, а скульптура основателя Сербского государства преподобного Стефана I Немани работы российского скульптора Александра Рукавишникова украсила обновлённую Савскую площадь в Белграде. 12 апреля Сербия вместе с Россией отметила 60-летие полёта первого в мире человека в космос. «Почта Сербии» выпустила серию юбилейных марок с изображениями Юрия Гагарина, Германа Титова и Валентины Терешковой; набор марок под номером один был отправлен в подарок Владимиру Путину, а под номером два – Александру Вучичу. К славной годовщине посол России в Сербии Александр Боцан-Харченко опубликовал статью в ведущем и старейшем сербском издании «Политика», где написал: «Наше стратегическое партнерство с Сербией имеет, без всякого преувеличения, космическую перспективу». Это не преувеличение. В 2020 году маленькая Сербия уже подписала соглашение с Китайским национальным космическим управлением и участвует в совместных проектах по строительству станций приёма спутниковых данных, разработке спутниковых систем для обеспечения запуска космических кораблей, по наблюдению за изменением климата. Есть в этом отношении планы и у Белграда с Москвой. Сотрудничая, Россия и Сербия смотрят в будущее. Фото: independent-press.ru Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2021/04/24/rossiy...

Ревнитель истины и благочестия преподобный Максим Грек , инок афонского Ватопедского монастыря, был родом грек, но по своим великим подвигам вполне принадлежит Св. Русской Церкви, для которой он был светильником при жизни и остался светильником по смерти в своих сочинениях. Максим Грек у греков зовется - просветитель росов. Святой Савва Сербский был здесь иноком в конце XII века Святитель Савва Сербский первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В 17-летнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл на Афон.  Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский жил здесь в конце XII века И конечно, в Ватопеде возмужали все коливады: Никодим Святогорец   Святой Никодим Святогорец (1749-1809), официально причисленный к лику святых в 1955 г., «богослов» группы отцов-колливадов. Великий подвижник-аскет и одаренный писатель святоотеческого уровня, он оставил после себя множество работ,в которых переосмысливается все святоотеческое наследие. Тот, кто знаком с трудами св. Никодима, может безоговорочно утверждать, что изучал святоотеческое богословие во всей его полноте. Макарий Коринфский (Нотарас)  Святой Макарий (1731-1805), потомок знаменитой византийской семьи Нотарас, родился в Коринфе, был Митрополитом Коринфским – 1765 по 1769 г. Являлся «вдохновителем» движения; не только побуждал св. Никодима писать, но и обеспечивал его материалами для работы. Последние годы жизни провел на острове Хиос, где умер 16 апреля 1805 г. и вскоре стал почитаться святым. Афанасий Парийский   (1722-1813), самый активный и ревностный последователь Движения Колливадов и потому пострадавший больше других...Сейчас, двести лет спустя, когда первые лица коливадского движения - Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский - оказались прославленными в лике святых, это прозвище звучит как похвала им.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=748

а) на Руси, с самых первых времен существования в ней христианства были известны в славянском переводе оба номоканона, употреблявшиеся в византийской церкви: номоканон в L титулов и номоканон в XIV титулов; б) первый из этих номоканонов был переведен на славянский язык еще до крещения Руси в эпоху обращения болгар и моравов в христианство 897 ; в) номоканон в XIV титулов без канонов соборов IX в. и без толкований византийских канонистов Аристина и Зонары был переведен на Руси гораздо раньше митрополита Кирилла II 898 ; г) в настоящее время сохранилось по одному литературному представителю того и другого перевода: представителем первого служит хранящаяся в московском румянцовском музее кормчая под 230, переписанная уже, впрочем, в позднейшее время (в XIII в.), а не первоначального болгарского письма эпохи обращения болгар в христианство 899 ; представителем второго служит кормчая, хранящаяся в московской синодальной (бывшей патриаршей) библиотеке под 227, по письму относимая учеными к XII в. 900 ; д) слова, которые произнесены были киевским митрополитом Кириллом II во Владимире в 1274 г. должны быть понимаемы в том смысле, что раньше получения от Якова Святислава славянского номоканона правила были непонятны по отсутствию толкований и по неудобовразумительности прежнего славянского перевода, притом же были лишь буквальным повторением чужих слов, именно слова, которые находились в конце (послесловии) той самой славянской кормчей, которую Кирилл получил от болгарского деспота Якова Святослава 901 . Дело в том, что, одновременно с возникновением сербского государства, сын его основателя Стефана Немани, принявший монашество под именем Саввы и сделавшийся первым архиепископом автокефальной сербской церкви (с 1219 г.) перевел на славянский язык греческий канонический сборник, и по этому поводу в сербских кормчих с полным основанием делались приписки, или послесловия, гласившие, что правила канонические, прежде темные и непонятные, стали сиять светом разумным 902 . Сербским переводом воспользовались и в Болгарии, в которой в то время возрождалось второе болгарское царство после более чем 150-летнего порабощения Болгарии Византией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Дальнейшая судьба В. и его статус неясны. Вероятно, он добровольно или вынужденно оставил престол в Зете и жил в одном из своих уделов в материковой Сербии. 3 июня 1208 г. клятву на верность венецианскому дожу Пьетро Зиани принес в качестве короля Зеты сын В. Георгий, хотя он сам еще именовался вел. князем в надписи 1209 г., обнаруженной в нач. 50-х гг. XX в. в Богородичной церкви в Студенице ( С. и kohзepbaцuja фресака у Студеници//Конзерваторски и испитивачки радови. Београд, 1956. С. 38-40). В связи с тем что после смерти В. верховная власть в Сербии окончательно утвердилась за св. Стефаном Первовенчанным и его потомками, в родословах, созданных в посл. четв. XIV в., В. вопреки исторической истине иногда называют 2-м сыном Немани. Из Жития деспота св. Стефана Лазаревича, содержащего один из таких родословов (см.: Куев К. , Петков Г. Събр. съч. на Константин Костенечки. София, 1986. С. 354, 357, 372), эта версия попала в Русский Хронограф (ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 395-396. Гл. 194) и Никоновскую летопись (ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10. С. 42, 48). Двое из прямых потомков В., его младший сын жупан Дмитрий (мон. Давид, основатель мон-ря Давидовица) и правнучка последнего, жена кн. мч. Лазаря Милица (мон. Евгения, великосхимница Евфросиния),- местночтимые святые Сербской Церкви (см.: Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 188, 202). Изображения В., отличающиеся устойчивостью иконографии, восходящей к прижизненному портрету в Студенице, известны в составе композиции «Лоза Неманина», в частности во фресках в Пече (1330) и в Дечанах (1350). Лит.: Руварац И. Вукан hajcmapuju син Стефана и Николе Београд, 1888. 10. С. 9-11; И. О noлoжajy Зете у државе гласник. 1950. 1-2. С. 111-112; Глагола «работати» у студеничком натпису из 1209 г.//Зограф. 1967. 2; Ucmopuja Црне Горе. Титоград, 1970. 2. Т. 1. С. 5-8; Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1975. С. 187-194, 196-199, 203-208; Le ny R. Studia nad pocztkami serbskiej monarchii Nemaniczów: poowa XI - koniec XII w. Wrocaw etc., 1989. S. 180, 197, 205-207, 213, 214, 225, 232; Джурич В. Византийские фрески. М., 2000. С. 86, 90, 106, 128, 357; Запис старца Симеона у Вукановом 2002. 67. Св. 1-4. С. 64, 69, 71-73, 76; Флоря Б. Н. У истоков религ. раскола слав. мира: XIII в. СПб., 2004. С. 44-49.

http://pravenc.ru/text/160993.html

Храм возведен в моравском стиле и в плане представляет прямоугольник, вписанный в крест, с 3 полукружными апсидами. Над наосом возвышается 8-гранный купол, который опирается на 4 столба, облицованные мрамором. Внешние стены оштукатурены и побелены. От богатой декоративной пластики сохранились фрагменты. Неск. мастеров разного уровня к 1387 г. (см.: М. Портрети Стефана и Лазара у Hoboj Павлици на 1973. Бр. 8. С. 110-112; Джурич. Византийские фрески. 2000) завершили роспись храма. Двум наиболее одаренным мастерам, расписавшим певницы и зап. травею, удалось передать пластику движений участников сцен. Один из художников сбивал штукатурку с ликами и кистями уже написанных фигур, заполнял эти участки раствором лучшего качества и вновь писал эти детали, чтобы добиться более тонких индивидуальных образов. Особенно выделяются ктиторские портреты братьев Мусич: юноши в ярких одеяниях представлены как сильные молодые люди с разными характерами - Стефан выглядит энергичным и решительным, а Лазарь - мягким и подчеркнуто благородным ( Джурич. 2000. С. 283). Близ П. находится частично разрушенная ц. апостолов Петра и Павла (Стара-Павлица), возведение к-рой, судя по архитектурным особенностям, относится ко 2-й пол. XII в. Впервые этот храм как метох с 3 приходами под горой Копаоник упоминается в повелье великого жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый , прп.), выданной мон-рю Студеница ок. 1196 г. С 1363 г. Стара-Павлица находилась на землях челника Мусы. Возведение рядом с ней новой церкви и отсутствие ее упоминаний о ней в поздних источниках позволяет предположить, что церковь могла прийти в запустение еще до османского завоевания этих земель. В ХХ в., после строительства туннеля в холме под храмом, здание было укреплено бетонными балками. В 2004 г. впервые за много веков в храме была отслужена литургия. Храм является 3-нефной базиликой с 3 апсидами, купол опирается на столбы, возведен из камня и кирпича. Сохранившиеся фрагменты росписи (на столбах и подкупольных арках) по манере исполнения близки к фрескам мон-ря Джурджеви Ступови близ г. Нови-Пазар.

http://pravenc.ru/text/2578604.html

Над Спасителем и Богородицей представлены Архангелы и Ангелы с зажженными свечами — небесные свидетели этого торжественного события, которые образуют процессию, растянувшуюся с Земли на Небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной. Это очень трогательный момент — когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Ее пречистую душу. Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Ее в небесные чертоги. Фресковая роспись свидетельствует о высоком уровне исполнения. При полном внешнем спокойствии фигуры, и жесты, и взгляды персонажей обладают исключительной внутренней силой. Движения фигур свободны. Широкие, как бы надутые ветром одеяния оживляют некогда замкнутый контур, придавая ему особую живописность.  Кажется, что именно в Сопочанах была достигнута гармония античного реализма и христианской одухотворенности. В этом смысле сопочанский цикл фресок — вершина и завершение «классического стиля» XIII столетия, своеобразный переход от комниновского к палеологовскому Ренессансу. История Монастырь Сопочаны — сербский православный монастырь с церковью Святой Троицы; расположен близ города Нови-Пазар. Основан в живописной долине реки Рашки, рядом с древнем Расом — центром Сербского государства Урошем I до 1263 года как мавзолей короля и его семьи. Сохранилась церковь св. Троицы (1264—1265), однонефная постройка рашской школы, отличающаяся стройностью и композиционной цельностью. Около 1265 года церковь была  расписана фресками. Их расположение таково: в апсиде изображены Богородица с Младенцем и с двумя ангелами по сторонам, затем следует сцена  Причащения апостолов, далее — Поклонение Жертве, на стенах — Великие праздники, на западной стене — Успение Богоматери, на хорах — Сорок мучеников, Гостеприимство Авраамово и апостолы, в нартексе — Вселенские соборы, Притча о праведном Иосифе, Древо Иессеево, Страшный суд, портреты ктиторов, смерть Анны Дандоло, матери ктитора. В южном притворе — Житие святого Симеона Немани, в северном — Стефана Первомученика. В боковых пристройках сохранились фрески конца XIII века, начала XIV века и XVI—XVII веков.

http://azbyka.ru/art/iisus-hristos-sopoc...

Из-за турецкой угрозы в конце XVII века монахи покинули этот монастырь и более 160 лет он оставался заброшенным. От такого длительного простоя верхняя часть монастырской церкви обрушилась. В 1859 году церковь была отремонтирована и освящена в честь Святой Троицы на Пятидесятницу 1865 года. Адрес: Vozuica, Босния и Герцеговина Подробнее... Монастырь Глоговац [ править править код ] Монастырь был основан в 1-й половине XIV века во времена сербских королей Стефана Драгутина и Стефан Уроша II Милутина. Располагался близ города Шрп. В 1463 году, во время завоевания западной части Балкан, монастырь был разрушен войсками Османской империи. Игумен Иоанникий ими был посажен на кол. Восстановление монастыря началось только спустя несколько столетий – в 1866 году и было завершено в 1869 году, когда его освятил митрополит Дионисий (Илиевич). Каждое лето 26 июня на праздник Всех Святых в монастыре проходит культурное мероприятие Яньский собор сабор»). Адрес: бб, 70273, Босния и Герцеговина Проезд: Монастырь расположен в 15 километрах к югу от Шипова. Телефон: +387 50 483 271 , 66 660 043 +387 66 660 043 Электронная почта: manastirglogovac@gmail.com Подробнее... Монастырь Гомионица [ править править код ] История возникновения монастыря Гомионица до сих пор покрыта тайной. Впервые Гомионица под названием Залужье упоминается в турецких документах в 1540 году, согласно которым в те времена монастырь уже был действующим. Народное предание связывает основание монастыря с именами Стефана Немани и Святого Саввы. По другим догадкам этот монастырь основала царица Мара – жена султана Мурата II и дочь деспота Джураджа Бранковича. Есть и еще одно предположение, согласно которому монастырь Гомионица был основан монахами монастыря Милешева. Адрес: Kmeani, Босния и Герцеговина Проезд: Бронзани Майдан (серб. Бронзани 42 км к западу от Баня-Луки, деревня Кмечани Телефон: +387 51 271 101 Подробнее... Монастырь Даничи [ править править код ] В 2000 году в деревне Даничи, недалеко от Гацко, был построен монастырь в память о погибших в войнах 1941-1945 и 1991-1995 гг. Ктитором монастыря является протоиерей-ставрофор Раде Зеленович, который основал здесь храм в память о своем дяде, погибшем во время Второй мировой войны.

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

8) св. Апостолов; 9) св. Архангелов; 10) св. Иоанна Златоустого; 11) св. Трех Святителей; 12) св. безсребренников Космы и Дамиана; 13) св. великомуч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата; 14) св. равноапостольных Константина и Елены; 15) св. великомуч. Георгия Победоносца; 16) в честь пояса Пресвятой Богородицы.           Иконы Богородицы Святая Троица, кафоликон Ватопеда Среди находящихся в монастыре Богородичных икон по меньшей мере восемь почитаются «Отрада» или «Утешение» «Всецарица» («Пантанасса») - www.isihazm.ru «Елеоточивая» или «Келарница» («Элеовритисса», «Дохиарисса») - Просите и дастся вам www.isihazm.ru, «Ктиторская» или «Алтарница» («Виматарисса») «Закланная» («Эсфагмени») «Предвозвестительница» или «Живоприятная» («Антифонитриа») «Простреленная» («Пироволифиса») «Увещание» («Парамифия») XIV век           Жития самых интересных святых еще не переведены на русский язык, они переводятся на нашем портале. Вы можете уже ознакомиться с частью перевода: Возможно, русским знакомы такие ватопедские святые (их жития тоже составлены и ред. на портале Гора Афон ): + Филофей Коккин  Филофей Коккин , вселенский патриарх, известный защитник исихастов. Кир Филофей был другом свт. Григория Паламы и защищал его на всех антипаламистских диспутах. Сегодня праздник и прп. Саввы Ватопедского (не путать с Сербским, который жил на 300 лет раньше) Савва является уникальнейшим святым. Несомненно, что сам авва Ватопедский – один из величайших святых, до времени сокрытых Богом от людской молвы. Читайте Савва Ватопедский Ревнитель истины и благочестия преподобный Максим Грек , инок афонского Ватопедского монастыря, был родом грек, но по своим великим подвигам вполне принадлежит Св. Русской Церкви, для которой он был светильником при жизни и остался светильником по смерти в своих сочинениях. Максим Грек у греков зовется - просветитель росов. Святой Савва Сербский был здесь иноком в конце XII века Святитель Савва Сербский первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В 17-летнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл на Афон.

http://isihazm.ru/1/?id=499&c_pid=1

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010