В издательстве « Вольный Странник » вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. « Святые сербские жены » — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Одной из таких подвижниц была преподобная Анастасия - Анна Неманич, память которой совершается 22 июня/5 июля . Преподобную Анастасию нередко называют родоначальницей сербского женского монашества, в чем есть немалая доля истины. Она действительно стала первой известной представительницей правящего сербского рода, принявшей монашеский постриг. Преподобная Анастасия. Современная икона. Автор: Елена Хинич Анна была любящей супругой основателя средневековой династии Стефана Немани, правившей Сербией на протяжении 200 лет. В благословенном браке у них родилось трое сыновей — Вукан, Стефан и Растко, на нравственные качества которых, безусловно, оказал влияние пример отца и матери. Сложно переоценить выдающуюся роль, которую сыграли двое из сыновей Анны в истории Сербской Церкви, народа, и их значение для государственности и культуры. Младший сын Растко стал великим подвижником, отцом, основателеми строителем самостоятельной Сербской Церкви, первым архиепископом Сербским Саввой, а средний сын Стефан Первовенчанный — выдающимся правителем, наследовавшим престол и державу своего отца. После того как супруг Анны великий жупан Стефан Неманя оставил мирскую власть, принял монашеский постриг с именем Симеон и по призыву младшего сына отправился на Афон, она последовала примеру мужа и также приняла монашество. В постриге ей было дано имя Анастасия. Ранее Анна вместе с супругом участвовала в строительстве женского Куршумльского монастыря в честь Пресвятой Богородицы, где и постриглась в иночество в 1196 году. Как пишет святитель Савва в Хиландарском типике , преподобная Анастасия преставилась 21 июня около 1200 года.

http://pravoslavie.ru/154639.html

Женский монастырь Баня Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Баня (серб. Манастир основан в XII-XIII веках великим жупаном Сербской Рашки Стефаном Неманей и относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Этот монастырь следует отличать от монашеской обители с таким же названием в сербском городе Прибой. Содержание История [ править править код ] Расположенный на берегу Рисанского залива черногорский монастырь Баня своим необычным названием обязан находившимся здесь в античную эпоху римским баням. В настоящее время от них осталось одно лишь воспоминание − давным-давно они были полностью разрушены сильным землетрясением. Появление монастыря относится к XII-XIII векам. Считается, что он является задужбиной великого жупана Стефана Немани ( св. Симеона Мироточивого ), который посвятил этот монастырь св. вмч. Георгию Победоносцу. Впоследствии его сын Стефан Первовенчанный присоединил этот монастырь к своей задужбине − монастырю Михольска Превлака . В письменных исторических источниках монастырь Баня впервые упоминается в 1602 году. С момента своего существования до сегодняшнего дня монастырь Баня пережил множество разрушений во время войн и стихийных бедствий, но всегда восстанавливался, как и был возрожден однажды после разрушения турками в 1654 году. В начале XVIII века, а точнее в 1702 г., архимандрит Петр Кордич из Рисана решил возродить монастырь Баня, построив на остатках средневековой церкви сначала часовню, а потом и новый храм в честь Святого Георгия. Строительство храма велось с 1718 по 1720 гг. при участии архимандрита Афанасия Хиландарца и хиландарских монахов, а также жителей Рисана, о чем сообщается в памятной грамоте, которая находится в алтаре монастырской церкви. В 1720 году в день памяти св. вмч. Георгия было совершено освящение церкви и отслужена первая Божественная литургия. Интересно, что алтарь церкви был построен на месте часовни, возведенной в 1702 году архимандритом Петром Кордичем. Согласно прошению от 4 апреля 1718 года жители Рисана назначили архимандрита Афанасия Хиландарца игуменом монастыря Баня. В 1729 году им была проведена масштабная реконструкция монастыря, средства на которую пожертвовали зажиточные моряки Рисана.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Женский монастырь Дуга-Морачка Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Дуга Морачка (серб. Манастир Дуга-Морачка) основан в середине XIII века, это один из самых древних монастырей Черногории и памятников архитектуры. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Дуга-Морачка был возведен в 1252 году при правлении династии Неманичей и посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Основателем монастыря является Вукан Неманич, сын Стефана Немани ( св. преподобного Симеона Мироточивого ) и старший брат святого Саввы Сербского . Первоначально монастырь был построен в устье реки Мала в Мораче, в 10 км от нынешнего места. В 1752 году из-за постоянной опасности, исходившей от турок, четыре племени (Кучи, Братоножичи, Васоевичи и Пипери) перенесли монастырь в более спокойное и укромное место – в деревню Дуга, где вокруг было много пещер, в которых в XIV и XV вв. подвизались монахи-исихасты. Многие годы монастырь Дуга-Морачка был духовным центром и местом соборов этих четырех черногорских племен. Известно, что в монастырь вело четыре входа и каждое племя входило через свои ворота, которые были расположены симметрично в форме креста по отношению к храму. Эти ворота к настоящему времени не сохранились. Уже спустя три года, в 1755 году, монастырь упоминается в письменных источниках как действующий. Главная монастырская церковь посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1755 году на месте более старого строения, от которого до сих пор сохранился фундамент в алтарной части храма. Своим архитектурным обликом она ничем не отличается от других черногорских церквей XVIII-XIX вв. В церкви сохранились уникальные фрески с изображением Богородицы и Христа, а также 11 сцен из жития святого пророка Божия Илии. Особое место в церкви занимают иконы святых Симеона и Саввы. Монастырь Дуга Морачка в Подгорице известен и тем, что здесь был написан знаменитый «Горный Венец» великим черногорским владыкой Петром II Петровичем Негошем.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Женский монастырь Моштаница Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Моштаница (серб. Манастир Моштаница) считается одним из самых значимых православных монастырей в Боснии и Герцеговине. Относится к Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Моштаница расположен на высоте 202 метра над уровнем моря в долине реки Моштаница, на северных склонах Козары. Это один из крупнейших сербских монастырей в Республике Сербской. За время своего существования он сыграл значительную роль в жизни сербов в этом районе. Предполагается, что монастырь Моштаница был построен в XVI веке. За свою долгую и бурную историю его сносили и перестраивали целых девять раз. О происхождении монастыря Моштаница известно немного. Одно из преданий свидетельствует, что этот монастырь является «задужбиной» Стефана Немани , короля Милютина или короля Драгутина . Последний чаще всего упоминается как основатель монастыря. Другая легенда гласит, что монастырь был построен монахами Милешевского монастыря , когда их монастырь был сожжен и разрушен в XVI веке. Однако, в данном случае упоминается, что монастырь был построен на фундаменте более древней церкви. Эта информация указывает на возможность существования здесь церкви со времен Неманичей, но не предоставляет конкретных подтверждений этому. Сохранились народные предания относительно названия монастыря. В одном из них говорится, что монастырь был назван в честь находившихся в нем святых мощей. Считается, что тело великомученика Феодора Тирона было сожжено на месте нынешнего монастыря. Все, что от него осталось – это рука, которая почитается как великая святыня. Она якобы хранилась в Моштанице до 1683 года, когда была перенесена в монастырь Комоговина . Другая легенда о происхождении монастыря повествует о том, что на реке, протекающем рядом с монастырем, было 44 деревянных моста, поэтому название «Моштаница» произошло от слова «мост». Даже сегодня рядом с монастырем, через реку, есть такой мост.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Жизнь и труды святителя Саввы Сербского (версия для печати) / Православие.Ru Жизнь и труды святителя Саввы Сербского Православие.Ru , 25 января 2005 г. Память 12/25 января Свт.Савва, Архиепископ Сербский. Фреска из монастыря Студеница / Жизнь святого Саввы, первого Архиепископа Сербского достойна особенного внимания не только потому, что она представляет собой пример пламенной любви к Господу и высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю монашеской жизни на Афоне – неувядающего хранилища и рассадника иноческой жизни, а также на историю и состояние Сербской Православной Церкви конца XII – первой половины XIII веков. Жизнь и труды святителя Саввы излагаются обычно, основываясь на жизнеописании, составленном в 1243 году его учеником игуменом Дометианом, который был настоятелем и духовником Хиландарского Афонского Житие святителя часто встречается в древнерусских рукописях, начиная с конца XIV века. Так в собственноручной Псалтири митрополита Киприана уже упоминается о праздновании святому Савве Сербскому под 14 Все это связано, очевидно, с т.н. вторым южнославянским влиянием на Руси, когда вновь окрепли связи Московского государства с Афоном и Балканскими державами, как в политическом, так и в культурно-религиозном отношении, и на Русь устремился обильный поток славянской церковной книжности. Святой Савва родился в то время, когда под твердым и мудрым правлением его отца – великого жупана Стефана Немани Сербия, дотоле униженная в своем политическом и духовном состоянии, начала возвышаться и укрепляться. Став в 1149 году великим жупаном Рашским, а с 1165 года возведенным на престол своего отца Теши, сверженного Византийским императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре расширил свои владения покорением всей Сербии, включая Боснию. После смерти императора Мануила (около 1180 года) Стефан совсем освободил Сербию от греческой зависимости, присоединив и некоторые территории Византии. Святитель Савва в житии своего отца пишет: «…И приобрете от Поморские земле Зету и с градовы, а от Рабна Пилота оба, а от Греческие земле Патково, Хвостно все и Подримие, Кострец, Дрежековину, Ситинцу, Лаб, Лимплян, Глебочицу, Реке, Ушку и Поморавье, Загрелату, Левче, Белицу. То вса мудростию и трудом своим сия весьма приобрете, погибшую Утверждая свое политическое и военное могущество, Стефан старался вместе с тем о распространении и утверждении в своем Отечестве Православной веры. Он уничтожал оставшиеся языческие капища, воздвигал новые храмы и монастыри, с особой ревностью противодействовал распространению ложных учений новых манихеев, известных под именем павликиан, кафаров, патаренов, появившихся в то время в большом количестве в Болгарии и

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Жича - сербская притча Храм Святого Спаса XIII в. / Монастырь Жича расположен в самом сердце Сербии, в окрестностях исторической области Рашка. Основателем и жертвователем этой обители явился в начале XIII века св. Стефан Первовенчанный (в монашестве Симон), а строителем – сам святитель Савва, оба - сыновья великого сербского святого государя Стефана Немани - прп. Симеона Мироточивого, родоначальника династии Неманичей, давшей Вселенской Церкви небывалое число угодников Божиих. Много трудов приложили святые братья на благоустроение своей задушбины (то есть «за душу» пожертвованной). За строительством Жичи св. Савва наблюдал до своего отъезда в Византию, где в 1219 году был хиротонисан в архиепископа отныне самостоятельной Сербской Церкви и откуда привез мастеров для росписи Спасова дома – Жичского собора Вознесения Господня. Кафедральный, престольный характер храма святитель Савва более всего выразил во фресках. Можно сказать, что программа настенных росписей соответствует тому образцу, что почитался во всей Православной ойкумене, однако с более или менее значительными изменениями она прилагается к сербской или, еще лучше, жичской среде. Соборной церкви новоустановленной Архиепископии он желал придать вид прославленных кафедральных соборов и таким образом связать ее с первой, старейшей, апостольской Церковью – Сионской горницей в Иерусалиме, «матерью всех церквей», которую основал сам Спаситель. Определяя для наиболее видных мест в церкви те евангельские события, которые предание связывало с Сионом, св. Савва в некоем идеальном смысле сотворил из Жичи новую сионскую Это были события исключительной важности для основания Новой – христианской – Церкви: на Сионе Христос учредил Тайную вечерю, установил Таинство Евхаристии, изрек первосвященническую молитву и поставил апостолов своими преемниками; на Сионе Христос явился апостолам и уверил Фому, что Он есть Воскресший Господь, ублажив «не видевших и уверовших» (Ин. 20:29); на Сионе вновь явившись апостолам, послал их проповедовать Его спасительное учение всем народам; на Сионе же апостолы приняли Святого Духа, что значило начало их проповеди.

http://pravoslavie.ru/39973.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Русские спасаются молитвой, сербы - терпением 24.02.2015 540 Время на чтение 5 минут Справедливость этой сербской поговорки подтвердила встреча с сербскими священниками - протоиереем Радивое Крулем, настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора в г.Мостар (Босния и Герцеговина), и его братом иеродиаконом Владимиром, - которая состоялась на прошедшей Зимней православной выставке в СКК. Батюшки служили перед иконой Божией Матери «Предвозвестительница», без утайки рассказывали о том, чем жила и живёт Сербия, что значит для сербов дружба с Россией, отвечали на вопросы. О.Радивое: - Духовная связь наших двух братских народов зародилась в XII веке. А началось всё с того, что сын сербского короля Стефана Немани - Растко Неманич - вместе с русскими монахами ушёл на Афон, принял там постриг с именем Савва в русском монастыре св.Пантелеимона. В монастыре он читал русские духовные книги, поэтому в его трудах так много русских слов. Со временем св.Савва организовал на Афоне монастырь Хиландар. В то время Русь томилась под гнётом монголо-татарского ига и не могла помогать своим монахам на Афоне, эту заботу взяли на себя св.Савва и его отец. А король Драгутин, правивший Сербией в 1270-1275 годах, посылал дары русским, страдавшим от татар. В 1440 году в Москве , в Троице-Сергиевой лавре, появился сербский монах Пахомий Логофет. Он прожил в монастыре 20 лет и написал несколько духовных книг, среди которых «Житие Прп.Сергия Радонежского». Русские - народ, памятливый на добро. В 1556 году игумен Хиландара Паисий получил от царя Ивана Грозного богатые дары и подворье в Москве, а также грамоту, в коей русский царь требовал от турецкого султана освободить православные монастыри Афона от дани. Это был первый документ, где Россия выступила в защиту сербов перед Турцией. Так и повелось между нашими народами: любовь за любовь, дружба и верность на века. Многие сербы приезжали в Россию и служили ей верой и правдой. При царе Петре I из сербов был составлен гусарский полк, который участвовал в Полтавской битве и Прусском походе. В Бородинском сражении в 1812 году сербские офицеры сражались в русских полках. А благодаря победе России в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов Сербия получила независимость.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Мужской монастырь Гомионица Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Гомионица (серб. Манастир Гомионица) – монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы. Относится к Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] История возникновения монастыря Гомионица до сих пор покрыта тайной. Впервые Гомионица под названием Залужье упоминается в турецких документах в 1540 году, согласно которым в те времена монастырь уже был действующим. Народное предание связывает основание монастыря с именами Стефана Немани и Святого Саввы . По другим догадкам этот монастырь основала царица Мара – жена султана Мурата II и дочь деспота Джураджа Бранковича. Есть и еще одно предположение, согласно которому монастырь Гомионица был основан монахами монастыря Милешева . В 1557 году монастырь Гомионица был достаточно богатым монастырем, что подтверждается искусными фресковыми росписями, которые, как определили искусствоведы, выполнил один из мастеров школы живописцев, расписавших в XVI веке церкви в Милешеве , Студенице , Пече , Дечанах и Грачанице . В конце XVII века, после нападения австрийской армии на Боснию, монахи из Гомионицы бежали в Банатский монастырь Ходош, вернувшись обратно в 1714 году. В 1738 году настоятель и братия были вынуждены вновь покинуть монастырь и поселиться в монастыре Пакра . Спустя несколько лет часть монахов осталась в Славонии, а другая вернулась в Гомионицу. Возрождение Гомионицы началось в 1747 году, когда в этой местности сложились относительно мирные и благоприятные условия для жизни. В 1880 году Герасим Кочич, отец Петра Кочича – классика сербской литературы, принял монашество в Гомионице. Монахом здесь стал и младший брат Петра – Илия. А в 1887 году будущий великий писатель стал учиться в монастырской школе. Во время Второй мировой войны Гомионица была разрушена. Настоятель монастыря Серафим Штркич был убит усташами в 1941 году. Во время немецких бомбардировок монастырь с его постройками был сильно поврежден.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Мужской монастырь Джурджеви-Ступови (Беране) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Джурджеви-Ступови (серб. Ступови) построен в 1213 году, является центром Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Дословный перевод — Георгиевские башни. Монастырь в Черногории не стоит путать с аналогичным по названию сербским монастырем Джурджеви Ступови, который находится рядом с городом Нови-Пазар. Содержание История [ править править код ] Монастырь святого великомученика Георгия, также известный как Джурджеви Ступови — это главный центр Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Монастырь основал в 1213 году правитель Будимля — жупан Стефан Первослав, племянник Стефана Немани , в качестве места своего будущего захоронения (что и произошло в 1244 году). Для постройки монастыря выбрали участок вблизи подземного источника на берегу реки Лим, которое называлось «Ступови» — «Урочище», от чего позже и произошло нынешнее название монастыря Джурджеви Ступови или «Урочище Святого Георгия». Область Будимля в средневековой Сербии была одной из самых развитых. Здесь располагалось более 80 церквей, поэтому не случайно, что новый монастырь был выбран в качестве центра новой епархии. В 1219 году Святитель Савва Сербский основал здесь кафедру и поставил первым епископом Якова. В XV веке Будимлянская епархия была повышена до уровня митрополии. На протяжении всей своей истории монастырь Святого Георгия играл важнейшую роль в зарождении и сохранении национального самосознания черногорского и сербского народов, распространении культуры в этом регионе. Монастырь отважно противостоял турецкому завоеванию, вплоть до середины XVII века в регионе не происходило исламизации местного населения. Но самоотверженная борьба не могла обходиться без жертв, османские войска сжигали монастырь несколько раз — в 1738, в 1825, в 1862 и в 1875 годах, а в 1912 году монастырь был поврежден австрийскими войсками в Первую Мировую войну. За это Джурджеви Ступови даже прозвали «монастырь-мученик».

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Мужской монастырь Джурджеви-Ступови/Столпы святого Георгия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Столпы святого Георгия или Джурджеви ступови (серб. Манастир ступови) — один из старейших монастырей Сербии, расположенный близ города Нови-Пазар, является памятником архитектуры и внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Содержание История [ править править код ] В Житии великого сербского жупана Стефана Немани сообщается, что им был построен храм в Расе в благодарность Святому Георгию за свое освобождение из заточения. Строительство монастыря началось в конце 60-х годов XII века, и закончилось, согласно надписи на западном портале храма, в 1170/71 году. В 1175 году была завершена роспись главного храма монастырского комплекса в честь святого великомученика Георгия. Первоначально церковь имела две башни, что и дало название монастырю. Другим ктитором монастыря был король Стефан Драгутин , при котором церковь была расширена и расписана. В 1282/83 году путем пристройки апсиды с восточной стороны церкви, башня у входа была превращена в часовню-усыпальницу короля Драгутина, где он и был похоронен в 1316 году. Что касается периода османского владычества, то сведений об истории монастыря крайне мало. Известно, что в конце XVI века были обновлены крыши построек, находящихся на территории монастыря. Однако к 1689 году монастырь пришел в упадок после австро-турецкой войны, когда последние 16 монахов, составлявших братство, покинули монастырь и бежали на север от турок. После череды непрекращающихся войн рубежа XIX и XX веков в 1925 году в монастыре вновь возобновились богослужения. Археологические исследования и реставрационные работы проводились в период с 1960 по 1982 года в рамках работ на комплексе Стари Рас и монастыря Сопочаны . Вместе с ними Монастырь Джурджеви-Ступови был объявлен частью Всемирного культурного наследия в 1979 году. За всю историю монастырь несколько раз разрушали и восстанавливали. Из богатого собрания монастырской живописи уцелели лишь некоторые фрагменты фресок, переданные Национальному музею Белграда. Они были выполнены в лучших византийских традициях династии Комнинов и исключительным образом вписывались в архитектуру храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010