Оба подвижника происходят из аристократических семей: св. Савва – из царственной семьи великого жупана Стефана Немани, преп. Сергий – из семьи небогатых ростовских бояр Кирилла и Марии. С юных лет, отличаясь особым благочестием, Растко и Варфоломей (так звали их в миру) полагают в своём сердце твёрдое намерение посвятить свою жизнь Богу. Варфоломей удаляется в пустыню в 21 год, после кончины своих родителей. Юному Растко встать на иноческий путь помогает некий русский черноризец, прибывший в его отечество с группой святогорских монахов. После долгой беседы с ним Растко покидает родные края и водворяется на святой Афонской горе в русском Пантелеймонове монастыре. Далее следует пострижение и суровая монашеская жизнь. Непрестанное духовное горение подвигает их всё к большим подвигам и большему самоотречению, возводя от силы в силу. Но, уйдя в пустыню, удалясь от мира, сербский и русский святые не переставали о нём молиться, продолжали с состраданием и любовью относиться к своей Родине и соотечественникам. Каждого приходящего преподобные встречали как долгожданного гостя. Время, в которое жили преп. Сергий и св. Савва, было для их отечеств временем собирания раздробленных земель в единое государство. На Руси московские князья предпринимают огромные усилия, чтобы объединить вокруг новой столицы все русские земли. Сербия, современная св. Савве, также преодолела раздробленность благодаря мудрому правлению его отца – Стефана Немани. Как преданные своему отечеству граждане, преп. Сергий и св. —9— Савва принимают самое активное участие в деле преодоления междоусобной вражды. В самые критические моменты жизни государства, когда уже кажется неминуема гибель государственного корабля и великому князю не под силу совладать с его управлением, на помощь спешат святые подвижники, убогие иноки, не имеющие под своим началом ни вооружённых воинов, ни мирской власти. И от их слова, полного благодати и силы, умиряются распри, угасает пожар злобы и ненависти. Про св. Савву говорили: «Он отрёкся от престола, но всё-таки для сербского народа сделал больше, чем любой государь». Впервые св. Савва покидает горячо любимый им Афон, чтобы предупредить назревающий раздор между его единокровными братьями Стефаном и Вуканом. Не остаётся безучастным св. Савва, и когда соседние страны угрожают независимости сербского государства. Желая устранить опасность, св. Савва едет во вражеский стан к болгарскому мятежнику Стрезу и угорскому королю Андрею.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В день памяти великого чудотворца святителя Василия Острожского (12 мая по новому стилю) свою Славу отмечают сербы в очень многих городах и селениях, а по городу Никшич, где находятся нетленные мощи святого, ежегодно проходит крестный ход численностью более сорока тысяч человек, что составляет примерно две трети населения самого города. Крестная Слава – один из важнейших сербских праздников, который отмечают и государственные учреждения из сферы образования, просвещения, медицины и др. Например, официальный праздник всех учащихся, как и всех сербов вне зависимости от территории их проживания, является день святого Саввы , первого Сербского архиепископа и просветителя, основателя независимой Сербской Церкви (1219). Русская Церковь отмечает память святителя Саввы 25 января, а Сербская – 27 января по новому стилю. Вся судьба сербского народа, его менталитет, духовное и культурное становление, а также развитие национального государства теснейшим образом связаны с личностью святителя Саввы. Святитель Савва был царским сыном правителя средневековой Сербии Стефана Немани . Святородная династия Неманичей праздновала Крестную Славу в честь первомученика архидиакона Стефана. Столица Сербии – Белград отмечает славу в честь праздника Вознесения Господня (серб. Спасовдан ). По всей стране это выходной день, а в праздновании участвует и армия, и всё сербское общество. Республика Сербская в Боснии и Герцеговине празднует Славу святого архидиакона Стефана (9 января по новому стилю): в этот день проходит торжественный военный парад, проводится множество культурных мероприятий. Почтить этот день и разделить праздник вместе со своей паствой и руководством Республики Сербской приезжает и Патриарх Сербский. «Для нас, сербов, Слава означает и наш день рождения, и наши именины, но не в физическом, а в духовном смысле», – говорил наш Святейший Патриарх Сербский Павел . Выше было сказано, что Крестная Слава есть только у сербов. Именно благодаря традиции празднования Славы, сербам удалось сохранить верность православию и историческую память о своих героических предках даже в коммунистические времена второй половины XX столетия, несмотря на гонения на Церковь и духовенство (особенно в Черногории) и преследование национальных обычаев и традиций. Когда у людей не было возможности открыто исповедовать свою веру и ходить в храмы, оставались те, кто продолжал праздновать память небесного покровителя своего рода. История знает и другие примеры, когда действовали разного рода ограничения и даже запреты на празднование Славы. Они относились ко времени, когда часть сербской нации некоторое время пребывала под австрийским или венецианским управлением. Подобные запреты вводили под предлогом того, что эти празднования бывают чрезмерными, но в действительности за этим стояло стремление навязать унию и подчинить славянское население этих регионов влиянию Ватикана.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/krestnaj...

Его отец, великий жупан Сербии Стефан Неманя, по историческим сведениям, был необычайно богат, «имел семь башен серебра и дукатов», но при этом, будучи христианином и воином, вел чрезвычайно скромную жизнь. Имея такой пример перед глазами, Савва при строительстве Хиландаря «не только надзирал и давал указания, но трудился как чернорабочий» (11, 49). Воссоединение отца и сына на Афоне стало важнейшим событием для Святой Горы, ибо до того ни один великий правитель православного народа не приходил в удел Пресвятой Богородицы как монах к бедным монахам. Все свои богатые дарования и силы св. Савва посвятил устроению Сербской Церкви. Главной целью, которую он ставил перед собой, было утверждение Православия среди своего народа и распространение славянского просвещения. Святой Савва перевел на славянский язык Иерусалимский устав, Стихирарь, Ирмологий, Евергетидский Типикон, Кормчую (Номоканон), написал житие своего отца Стефана Немани, основал уникальный центр духовного подвижничества и молитвы в Карее и дал ему особый устав — «Карейский типик», отличающийся особой строгостью. В Сербии он открыл, помимо двух имевшихся, еще восемь новых епархий, епископами которых поставил свих учеников — подвижников Хиландаря. В жизнь сербского монашества он ввел афонские уставы, с которыми ознакомился во время своего пребывания на Святой Горе, а сами монастыри сделал рассадниками духовного просвещения. Время от времени он созывал в Жиче Поместные Соборы. На первом из них он выступил с речью, представлявшей собой исповедание им православной веры. Святитель Савва неутомимо боролся с ересью римо-католиков и богомилов. Хорошо организованная свт. Саввой Церковь стала колыбелью сербской духовной культуры, выразителем и охранителем интересов славянского народа. Святитель Савва принимал деятельное участие и в делах государственных. Здесь он стремится создать неразрывный союз между Сербской Церковью и Сербской державой во имя спасения Православия и сохранения сербов как нации. В 1221 году свт. Савва коронует своего брата св. Стефана. Происходило это в сложнейший исторический период: против Стефана объединились Энрике Венецианский и Андрош Венгерский, а папа уже прислал ему через своих легатов корону римо-католического короля. Положение осложнялось тем, что после развода со своей первой женой Евдокией Стефан из политических соображений женился на Анне, племяннице венецианского дожа Дандоло. Эта амбициозная женщина была католичкой и всячески стремилась к тому, чтобы сербы приняли католическую веру. Поэтому коронация имела большое государственное и церковное значение. Она укрепила династию Неманичей, показала великую общественную роль Сербского Архиепископата, подняла национальный и религиозный дух народа.

http://pravoslavie.ru/31826.html

Мн. члены династии Н., в т. ч. правители, принимали монашество, а после смерти провозглашались святыми (за исключением Вукана, Радослава, Уроша I и Душана), в основном в лике преподобных. Начало почитания представителей своей династии заложили свт. Савва и Стефан Первовенчанный, написавшие каждый по Житию своего отца, Немани. Ученик Саввы, иером. Доментиан , в 1243 или 1253 г. составил его Житие и в 1264 г.- новое Житие Симеона. Развитие святосаввской агиографии продолжил иером. Феодосий Хиландарец, написавший ок. 1284-1292 гг. новое Житие свт. Саввы, а также Похвалу святым Симеону и Савве. В качестве продолжения этого цикла в нач. XIV в. архиеп. Печский Даниил II составил сб. «Жития королей и архиепископов Сербских», в к-рый включил Жития Стефана Уроша I, Стефана Драгутина, Милутина, кор. Елены Анжуйской и неск. Сербских архиепископов. Этот сборник дополнялся другими авторами до 1376 г. и стал наиболее полным, хотя иногда и субъективным, повествованием по истории Сербии эпохи Н. Н. активно занимались церковным строительством и оказывали особое покровительство мон-рю Хиландар. На фресках возведенных ими мон-рей и храмов сохранились как ктиторские изображения представителей династии, так и сцены процессий из неск. членов семьи (в разном составе), подходящих к восседающему на престоле Христу. Напр., на фреске в Джурджеви Ступови близ г. Нови-Пазар в процессии участвуют Неманя, Стефан Первовенчанный, Урош I с супругой, Драгутин (с моделью храма в руках) вместе с сыном Владиславом и женой Катилиной и правивший тогда Милутин с женой Еленой. В нач. XIV в. по образцу ветхозаветного «Древа Иессеева» сформировалась особая иконография родословного древа Н., т. н. Лоза Неманичей, которая была призвана демонстрировать как непрерывность и преемственность династии, так и святость ее происхождения. Первым изображением «Лозы Неманичей» считается фреска в мон-ре Грачаница (ок. 1320). «Лоза Неманичей» находится (обычно в притворе) в ц. св. Апостолов в Пече (ок. 1330), в мон-ре Матейче (ок.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

Монастырь Милешево был основан святым королем Владиславом между 1234 и 1236 г.г. Владислав был сыном сербского князя Стефана Первовенчанного, который, в свою очередь, был старшим сыном великого жупана (правителя) Рашки Стефана I Немани, основателя сербской средневековой династии Неманичей. Король Владислав был племянником Святого Саввы, первого архиепископа сербского. В 1237 г. Владислав переносит мощи Святителя Саввы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. Начиная с 13 в., монастырь часто подвергался разорениям и разрушениям. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадало от турков, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении 15-18 вв. В 16 в. монастырь достигает своего наивысшего расцвета. К тому времени он превратился в видный, авторитетный и богатый монастырь с многочисленной монашеской братией. Хорошие доходы сделали возможным развитие здесь культуры и ремесел. В этот период постройки монастыря были либо существенно обновлены, либо отстроены заново. В монастыре существовала монастырская школа. Здесь переписывались и даже печатались церковные книги. Известно, что в монастыре Милешево функционировали две типографии: первая с 1544 по 1545 и вторая в 1557 г. При окончательном захвате османами сербских земель во второй половине 16 в. монастырь был ими сильно разорен, но обитель вскоре была восстановлена. В 18 в. обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела. Монастырь был восстановлен лишь в 1863 г. на средства сербского князя Михаила Обреновича. Именно тогда он приобрел свой нынешний вид. Святой Савва Сербский был и остается символом монастыря Милешево, что не могло не отразиться на его внешнем облике и значении. В монастыре всегда почитался культ Святого Саввы. Отсюда слава о сербском святителе распространялась в другие части Сербии. Святого Савву почитали и верили в его целительную силу. В 1237 г. Владислав переносит мощи Святителя Саввы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник святого короля Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе святого короля Владислава. Мощи Святого Саввы были торжественно перенесены и погребены в Милешеве. Но вскоре, по преданию, Святой Савва явился одному из своих учеников и якобы попросил, чтобы тело его лежало открыто в монастырской церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме, где пролежали до 1594 г., когда были сожжены турками на холме Врачар в Белграде.

http://sobory.ru/article/?object=48574

В кругу своей благочестивой, православной и священнической семьи юный Благое вырастал и вместе со своими старшими братом и сестрой воспитывался только во всем том, что честно и благочестиво и Сладчайшему Богу угодно. Особенно много доброго он почерпнул от своей любимой бабушки Станы (Анастасии), вдовы почившего отца Алексия, жившей до 105 лет, а также и от своей набожной матери Анастасии, и, таким образом, в этом отношении его детство было похоже на детство святого Василия Великого , который сам о себе свидетельствует (в письмах 204 и 223), что веру православную и благочестие он прежде всего принял и научился им от своей матери Емилии и своей бабки Макрины, ученицы св. Григория Чудотворца , епископа града Неокесарии, места рождения св. Василия Великого . Мать и бабушка молодого Благое не имели учителем св. Григория, но зато в их местности находился монастырь чудотворца Христова – святого Прохора Пчиньского 7 . Они, как и другие набожные жители города Вране, часто ходили в монастырь и водили с собой детей и внуков. О том, какова была набожность благочестивых горожан 8 , а также их приверженность святому Прохору и его монастырю, свидетельствует нам и самое имя, которым они и сегодня называют св. Прохора, именуя его общим именем святой отец и сказуя этими словами свое отношение к нему и его к ним. Ибо древний неманичский («неманичский» – назван так по имени первого сербского великого жупана Стефана Немани (годы царствования 1168–1196), положившего начало самостоятельному сербскому государству. – Примеч. пер.) монастырь с его святым покровителем и чудотворцем – святым Прохором Мироточивым – был общим отцовским духовным домом и духовной колыбелью, в которой родились, или, лучше сказать, возродились, многие благочестивые души, среди которых был и юный Благое Попович. Приходя в монастырь со своими родителями, он часто бывал свидетелем чудесных исцелений, происходивших у мощей этого святителя Божия. Много лет спустя он сам рассказывал нам, что был очевидцем благодатного исцеления своей матери (в 1929 г.), у которой сильно разболелась нога, и врачи признали болезнь неизлечимой. Однако когда перед ракой св. Прохора Пчиньского был отслужен молебен и нога помазана целебным миром, истекающим от его святых мощей, сей святой отец исцелил ее, и нога стала здоровой 9 . И впоследствии, через всю свою жизнь и странствия, искренний и смиренный почитатель святого отца Прохора Пчиньского, Благое-Иустин по возможности не пропускал случая вновь прийти к святителю родного края на поклонение и благословение, а особенно в то время, когда, будучи уже профессором университета и в то же время монахом, принадлежал к братии монастыря святого Прохора 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В месяцеслове Остромирова евангелия под 8 янв. чтится память «святаго Григора епископа Мисии».– В Охриде, бывшей болгарской архиепископии, на огромной полуразвалившейся церкви св. Софии, построенной болгарским архиепископом Львом (1042–53 г.) найдена из кирпича сде­ланная, но не вполне уцелевшая, надпись: Γρηγοριω… σ κ ηνην εγειρας… Των θ εωγραφων νομων ε θ νη τα Μυσων εδιδασ κ ει πανσοφως… ςφ κ т.е. Григория... сень воздвигнув... богописанным законам,– премудро поучает народы мисийские, в 1012 г. 10 Так как храм воздвигнут после блаж. Григория, скончавшегося в 1012 г. и главный престол храма посвящён был св. Софии: то об участии Григория в построении храма не могла говорить надпись; а она означает, без сомнения, то, что имени блаж. Григория, славного учи­теля славян, посвя­щён был придел храма. Кто же этот Григорий? Известен «Григорий пресвитер и мних всех церковних болгарских цер­квей», т.е. старший иеромонах, судия над всеми церковными людьми Болгарии, ко­торый «повелением книголюбца князя Симеона, истиннее же рещи боголюбца» (888–927 г.) перевёл на славянский язык хронику Иоанна Малалы, дополнив её вы­писками из библейских книг и из разных исторических памятников. Ему же приписывают перевод хроники Георгия Амартола 11 . Недавний путешественник нашёл ещё в мон. Трескавце близ Прилепа «Григория епископа Пелагонии и Прилепа» перевод из метафраста 12 . При современности и видном иерархическом значении Григория болгарского учителя не можем сомневаться, что это одно и тоже лицо с упоминаемым в надписи епископом и с Григорием епископом прилепским. Благочестивый учитель болгарский, после судейской должности, облечён был саном епископа Пелагонии и Прилепа и почил в 1012 г. 12 ч. Св.Савва, архиепископ сербский У великого жупана Сербии Стефана Немани были два сына – Стефан и Волкан; но родителям хотелось ещё иметь сына и по молитве их родился им сын Ростислав 13 . Желанному сыну дано было прекрасное образование; на 15 году Ростислав получил в управление особую область Герцеговину, которая впоследствии и называлась герцогством св. Саввы 14 . Когда наступил 17-й год, родители готовились женить его. Но у сына не было желаний мирской жизни;– душа его томилась скукою среди шума мирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Веками сербский народ страдал и был гоним, но он все выдержал, и Господь наградил его, гонимого правды ради, воинством праведников, бесконечно превосходящим в численности все видимые воинства безбожников, восстающих ныне на сербский народ. Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное. 21 Святитель Савва – (1237 г., память 12/27 января, 30 августа/12 сентября), в миру Растко (Ростислав) Неманич, младший сын Сербского царя Стефана Немани. Первый архиепископ Сербский, святой покровитель Сербии, один из самых почитаемых сербских святых, креститель и просветитель сербского народа. Даже после своей кончины святитель был страшен и ненавистен врагам Православия. Поэтому Синан-паша в 1595 г. похитил его нетленные мощи из монастыря Милешево в Сербии и сжег их в Белграде. В настоящее время на этом месте стоит крупнейший православный храм в Европе во имя Святителя Саввы Сербского . – Прим.перев. 22 Князь Лазарь – великомученик (1389, память 15/28 июня), с 1371 г. – Сербский князь (король) из династии Неманичей, один из величайших правителей Сербии. Святой Лазарь был великим храмостроителем и основателем многих монастырей, в том числе и монастыря святого целителя Пантелеймона на Афоне. Боролся за независимость Сербии. В битве с турецким султаном Амуратом у Косово 15 июня 1389 г. (знаменитая Косовская битва – переломное событие в истории Сербии) был захвачен в плен и принял мученическую смерть. Святой Лазарь был обезглавлен, и его мощи были перенесены в монастырь Раваницу, основанный им в 1380 г. и посвященный Вознесению Господню. – Прим. перев. 23 Стефан Лазаревич – Сербский правитель (1389–1427 гг.). В результате распрей, возникших между ним и его властолюбивым братом Вуком, Сербия была разделена между обоими братьями, и к ней была присоединена часть Боснии. – Прим. перев. Читать далее Источник: Творите дела правды: проповеди/святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 365, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Второе Житие И. В. вместе со службой святому было написано на греч. языке в 1689 г. Космой, игум. мон-ря св. Иоанна (впосл. митрополит Китийский), по заказу жителя Эльбасана Папа-Иоанна и было издано в Венеции (1690). Вероятно, оно было создано на основе несохранившегося слав. Жития позднего происхождения, опирающегося в большей степени на устные болг. предания. Так, в Болгарии не позднее кон. XVI в. И. В. стали смешивать с его убийцей Иоанном Владиславом, что отражено в т. н. Дриновском списке Борила царя синодика (София. НБКМ. 432), возможно связанном с Зографским монастырем на Афоне. Эта контаминация перешла в болг. исторические труды 2-й пол. XVIII в.- «Историю славяно-болгарскую» архим. Паисия Хиландарского (1762), «Зографскую историю» (1785) и др. В них св. князь представлен племянником Самуила, призванного к власти болгарами, убийство И. В. приписывается его жене-гречанке и ее брату, впавшим в ересь. Во включенных в труды списках болг. святых И. В. назван «царем болгарским»; эти списки имели и самостоятельное хождение (напр., в афонском сборнике кон. 10-х гг. XIX в.: Ath. Pantel. Собр. скита Ксилургу. 14. Л. 11). В венецианском издании Жития и службы в состав последней включено очень краткое проложное Житие, к-рое вряд ли было написано игум. Космой. В историческом отношении оба греческих Жития малодостоверны (противоположную т. зр. см. в изданиях: Снегаров. 1924. С. 27-28, 31; Он же. 1932. С. 524) и не во всем согласуются друг с другом. В пространном Житии сообщается, что оно было создано более чем через 700 лет после положения мощей И. В. в мон-ре, а в кратком - о его написании через 780 лет после кончины святого. В 1-м святому приписываются военные действия против Византии, инициатором его убийства выступает визант. имп. Василий II, подкупивший Иоанна Владислава, но упомянутый здесь факт причастности к заговору Охридского архиепископа Давида , гарантировавшего И. В. неприкосновенность, подтверждается др. источниками (Historia Królestwa Sowian. 1988. S. 182). Во 2-м святой представлен как сын серб. жупана Стефана Немани (св. Симеон Мироточивый ), а его воспитателем назван Охридский архиеп. Николай, не упоминаемый не только в др. ранних достоверных источниках, но и в пространном Житии.

http://pravenc.ru/text/469846.html

И в каждом своём письме Савва просил родителей оставить престол и уйти в монастырь. Наконец, просьба его была услышана и государыня Анна стала монахиней Анастасией в одном из сербских монастырей, а Стефан принял монашество с именем Симеон в выстроенном   им   монастыре Студеница. Там он жил как простой монах, но за полтора года своего пребывания в Студенице, он ввёл там новые порядки, назначил игумена – иеромонаха Дионисия, и, сделав всё это, уехал на Святую Гору. Отец ехал к сыну в большом волнении. Наконец, через десять лет, он сможет обнять своего возмужавшего сына. Сердце его ликовало, но душа была не спокойна: Симеон оставил на престоле своего среднего сына – Стефана, а старший – Вукан получил приморскую провинцию – Далмацию, но не был правителем государства. Напоследок Симеон напутствовал сыновей: «Сыны мои! Положитесь на Бога и не гордитесь своей мудростью и силой. Не стенайте, когда   Бог вас покарает – ибо Бог наказывает тех, кого любит, чтобы сделать их лучше.   Не желайте зла один другому, но любите друг друга. Ибо кто не любит своего брата, тот не любит и Бога, а Бог есть любовь!..»   И вот Симеон приехал на Афон! Давным-давно они расстались на родине как государь великой державы и принц-наследник, а теперь встретились на чужбине как монах Симеон и монах Савва. C имеону исполнилось 84 года, а Савве 27 лет. Больше они не расставались до конца жизни старца Симеона.   Вместе они думали, как создать на Святой Горе оазис духовной культуры сербов, и было решено ехать в Царьград – император   был родственником Немани и любил его за твёрдый и цельный характер. Он сказал о Симеоне: «Этот человек благословлён Богом. Одержав победу на земле, он старается победить небеса». Как только Савва получил грамоту от императора о том, что все выкупленные у Ватопеда земли принадлежат Хиландару и Хиландар становится навечно независимым сербским монастырём, что скреплялось печатью и личным скипетром императора, пожалованным Савве, — Савва отправился в обратный путь. Дома его ждало известие – отец тяжело болен, получив из рук сына грамоту, он возрадовался, написал сыну Стефану письмо с просьбой взять монастырь под своё водительство, и потом тихо, в молитве, отошёл ко Господу.

http://pravmir.ru/velikij-duxom-o-prepod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010