Иоанн Владимир до 1016 Стефан Воислав 1040–1051/2 Михайло Воиславлевич (король) ок. 1052–1077–1081 Константин Бодин 1082-ок. 1101 Владимир II 1103–1114 Георгий (Джордже) 1114–1118, 1125–1131 Грубеша Браниславлевич 1118–1125 Градихна Браниславлевич 1131–1142 Радослав Грубишнич (князь) 1142–1148/9 Михайло III ок. 1162–1189 Ок. 1189 Зета (Дукля) включена в состав владений Стефана Немани, который поставил королем Дукли своего сына Вукана Неманича (1189–1208) В Рашке Вукан ок. 1083-ок. 1114 Хронология следующих великих жупанов не может быть точно установлена; важнейшие из них: Урош I, Урош II, Деса, Тихомир. Стефан Неманя 1166/8–1196 Стефан Первовенчанный (король) 1196–1217–1227/8 Стефан Радослав 1227/8–1234 Стефан Владислав 1234–1243 Стефан Урош I 1243–1276 Стефан Драгутин 1276–1282 (до 1316 в Среме) Стефан Урош II Милутин 1282–1321 Стефан Урош III Дечанский 1321–1331 Стефан Урош IV Душан (царь) 1331–1345–1355 Стефан Урош V (царь) 1355–1371 † Вукашин Мрнявчевич (король) 1365–1371 После битвы при Марице (1371) государство распалось на несколько владений, крупнейшими из которых правили Лазарь Хрбелянович, Марко Мрнявчевич, Вук Бранкович и Константин Драгаш Лазарь Хрбелянович (князь) 1371–1389 Стефан Лазаревич (деспот) 1389–1402–1427 Георгий (Джурадж) Бранкович 1427–1456 Лазарь Бранкович 1456–1458 Стефан Бранкович 1458–1459 Стефан Томашевич 1459 В 1459 последние остатки сербского государства захвачены османами 7. Иран (сасаниды) Ардашир I Папакан 224–241 Шапур I 241–272 Хормизд I 272–273 Бахрам (Варахран) I 273–276 Бахрам II 276–293 Бахрам III 293 Нарсе 293–302/3 Хормизд II 303–309/10 Адарнарсе 310 Шапур II 310–379 Ардашир II 379–383 Шапур III 383–387/8 Бахрам IV 388–399 Йездигерд I 399–420 Бахрам V Гур 420–437/8 Йездигерд II 438/9–457 Хормизд III 457–459 Пероз 459–484 Балаш (Валагш) 484–488 Кавад I 488–496 Замасп (Джамасп) 496–499 Кавад I (повторно) 499–531 Хосров I Ануширван 531–579 Хормизд IV 579–590 Бахрам Чубине 590–591 Хосров II Парвиз 590,591–628 Кавад II Широе 628 Ардашир III 628–630

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда как Католическая Церковь стремится к административному единству, Православная Церковь стремится к единству духовному; и как Рим является административным центром католического мира, так и Афон уже в течение тысячелетия служит духовным центром всего Православия, объединяющим все православные народности. Идейное значение Афона состоит в том, что он стоит выше всякой земной политики, и православные какого бы то ни было государства, какой бы то ни было национальности имеют право проживать в этой всеправославной святыне и молить Бога о благосостоянии всего православного мира. Эта великая идея, фактически осуществленная историей Святой Горы, была неоднократно формулирована и во многих древних актах. В золотой булле болгарского царя Иоанна Александра 1342 года заявляется, что монастыри построены на Святой Горе для того, чтобы «поминать... всяк род христианскы. Ибо не от единаго рода точию или от двою обретаются в том святем месте здателе, но понеже общее спасение в нем есть искающим е, обще бо бысть и место благовольствующим. Того ради и обретаются здания от всякого рода и языка православнаго, еже суть первее и изряднейше Греци, Блъгаре, потом Сръбе, Роусси, Ивере, всек же имать память противу своему потроуждению, паче же рвению» 2 . А полтораста лет ранее, святой Савва Сербский , повествуя о смерти своего отца Стефана Немани (в монашестве Симеона) на Афоне, свидетельствует, что уже тогда там жили представители всех православных народностей: «Мнози языци тогда придоше поклонити се ему... пръво Греци, потомь Иверие таже Роуси, по Роусех Блъгаре, потом пакы мы (сербы), егово стадо совокоуплиеное» 3 . В частности, о исконном и крупном значении русских поселений на Афоне хорошее понятие дает работа профессора А.В. Соловьева: «История русского монашества на Афоне» 4 . Не забыта была эта идея и в новое время. На Лондонской Мирной Конференции 1913 года она легла в основу русского проекта о превращении Афона в независимую монашескую республику под протекторатом православных государств. Влияние этой идеи сказывается и в постановлениях относительно Афона: мирных договоров – Берлинского 1878 года, Севрского 1920 года и Лозаннского 1923 года. К сожалению, эту великую идею Афона как духовного центра всего Православия, которую уважали и сами греки старого времени, которую принимала во внимание и мусульманская Турция и с которой считались даже неправославные политики нового времени, не хотят понять светские и церковные греческие политики нашего времени и стремятся превратить Святую Гору в обычный клочок греческой территории, вытеснив оттуда всех насельников негреческой национальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

После завоевания в 1018 г. Болгарского царства Византийская империя на этих землях установила свое правление. В кон. XI в. (после 1089 ) дуклянский кн. Бодин присоединил Боснию к своей державе и поставил там кн. Стефана. В XI в. территория совр. БиГ была разделена между Диррахийской К-польского Патриархата и Сплитской (с 1060 под рим. юрисдикцией) архиепископиями; в составе последней существовала Боснийская епископия. После разделения 1054 г. усилилось противостояние между христианами, совершавшими службу на слав. языке и пользовавшимися глаголической, в дальнейшем кириллической письменностью, и сторонниками лат. богослужения. Разрыв между православными и католиками позднее привел к формированию в Боснии 2 этнических групп: боснийских сербов (православных) и боснийских хорватов (католиков). С 1078 г. часть Боснии находилась также в юрисдикции архиепископа Дубровника, положение и права к-рого были укреплены папой Урбаном II в противовес Сплитскому архиепископу, пользовавшемуся покровительством королей Венгрии. В 1089 г. по просьбе кн. Бодина антипапа Климент III возвел в ранг архиепископии еп-ство в Баре, куда как провинция входила и Босния, однако из-за политического ослабления Дуклянского княжества после смерти Бодина (1101) создание нового церковного центра не имело последствий. Босния входила в состав единого серб. гос-ва (Дуклянское княжество, Зета) до рубежа XI-XII вв. (правление кн. Бодина), районы к востоку и югу от нее - Хум, Требине, Конавле и Стон с долиной р. Неретвы (буд. Герцеговина) - оставались в Сербии на протяжении неск. последующих веков. В посл. четв. XII - 2-й четв. XIII в. этими областями владели брат жупана Сербии Стефана Немани кн. Мирослав и его потомки. В 90-х гг. XII в. они были формально выведены в удел младшему сыну Немани Растко (см. Савва I Сербский), но из-за его пострижения в монахи этот переход на деле не состоялся. В 1219 г. свт. Саввой на территории совр. БиГ были основаны Дабарская (позже переименованная в Дабро-Босанскую) и Захумская правосл.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Предположения, несомненно, идут и дальше: Патриархия должна служить прототипом национального объединения всех по возможности сербов. Но в таком случае вопрос о восстановлении Сербской Патриархии может принять оборот уже испытанный в истории греко-болгарской распри, тем более, что территория сербства и наследие прежней Печской Патриархии разделены в настоящее время между разными политическими и церковно-административными центрами 6 , а потому и желаемое объединение их может встретиться с большими затруднениями, чем с какими встретились болгары, находившиеся вместе с греками в одних и тех же политических границах Турции и под Высшею церковною юрисдикциею одного Цареградского Патриарха... Впрочем, не указывая на подобного рода аналогичный пример из истории греко-болгарской распри, можно и в истории Сербской Церкви найти поучительные примеры того, как решались вопросы, так сильно интересующие теперь сербов, вопросы о патриаршестве и о средствах и формах его восстановления. В виду именно того животрепещущего интереса, какой представляют эти вопросы на месте столь близких и исторически связанных с нами единоплеменных и единоверных народов Балканского полуострова, я обращусь за некоторыми справками именно к истории Сербской Церкви и позволю себе остановить просвещенное внимание собрания на тех исторических моментах её жизни, которые представляют нелишенные современного интереса поучительные апалогии. Я избираю вопрос о начале автокефалии Сербской Церкви в древней Сербии – факт учреждения архиепископии и вопрос об учреждении в ней патриаршества, – избираю два исторических момента, разделенных сотнею слишком лет, но однородных и неразрывно связанных между собою, с тем, чтобы на некоторых фактических подробностях того и другого момента выяснить их различие и значение для понимания и оценки современных национально-церковных движений у православных народов Балканского полуострова вообще и у сербов в частности – с точки зрения их целесообразности. Начало автокефалии Древне-Сербской Церкви относится к тому историческому моменту в жизни и судьбах сербского народа, когда он (во второй половине XII в.) усилиями своего великого жупана Стефана Немани (1159–1195, сконч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

      По материалам Српска.Ру           Панигер св. Саввы в Ватопеде       Подробнее:     Жизнь и деятельность святителя Саввы Сербского Жизнь святого Саввы, первого Архиепископа Сербского достойна особенного внимания не только потому, что она представляет собой пример пламенной любви к Господу и высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю монашеской жизни на Афоне - неувядающего хранилища и рассадника иноческой жизни, а также на историю и состояние Сербской Православной Церкви конца XII - первой половины XIII веков. Жизнь и труды святителя Саввы излагаются обычно, основываясь на жизнеописании, составленном в 1243 году его учеником игуменом Дометианом, который был настоятелем и духовником Хиландарского Афонского монастыря. Житие святителя часто встречается в древнерусских рукописях, начиная с конца XIII века. Так в собственноручной Псалтири митрополита Киприана уже упоминается о праздновании святому Савве Сербскому под 14 января. Все это связано, очевидно, с т.н. вторым южнославянским влиянием на Руси, когда вновь окрепли связи Московского государства с Афоном и Балканскими державами, как в политическом, так и в культурно-религиозном отношении, и на Русь устремился обильный поток славянской церковной книжности. Святой Савва родился в то время, когда под твердым и мудрым правлением его отца - великого жупана Стефана Немани Сербия, дотоле униженная в своем политическом и духовном состоянии, начала возвышаться и укрепляться. Став в 1149 году великим жупаном Рашским, а с 1165 года возведенным на престол своего отца Теши, сверженного Византийским императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре расширил свои владения покорением всей Сербии, включая Боснию. После смерти императора Мануила (около 1180 года) Стефан совсем освободил Сербию от греческой зависимости, присоединив и некоторые территории Византии. Святитель Савва в житии своего отца пишет: " ...И приобрете от Поморские земле Зету и с градовы, а от Рабна Пилота оба, а от Греческие земле Патково, Хвостно все и Подримие, Кострец, Дрежековину, Ситинцу, Лаб, Лимплян, Глебочицу, Реке, Ушку и Поморавье, Загрелату, Левче, Белицу. То вса мудростию и трудом своим сия весьма приобрете, погибшую некогда... " . Утверждая свое политическое и военное могущество, Стефан старался вместе с тем о распространении и утверждении в своем Отечестве Православной веры. Он уничтожал оставшиеся языческие капища, воздвигал новые храмы и монастыри, с особой ревностью противодействовал распространению ложных учений новых манихеев, известных под именем павликиан, кафаров, патаренов, появившихся в то время в большом количестве в Болгарии и Боснии.

http://isihazm.ru/?id=1532

Монастырь долгое время был приморской резиденцией черногорских митрополитов. Сохранились сведения, что в 1630 г. при черногорском митрополите Рувиме обитель была обновлена. Адрес: Маински пут бб, 85310 Будва, Черногория Проезд: до Будвы, немногим севернее старого квартала Телефон: +382 33 459 084 , +382 69 412 542 Электронная почта: manastirmaine@gmail.com Подробнее... Монастырь Савина [ править править код ] Монастырь Савина является одним из старейших сербских монастырей. Эта обитель расположена на берегу красивейшей Которской бухты у города Герцег-Нови в Черногории. Свое название монастырь получил по имени св. Саввы — первого архиепископа Сербского, который в начале XIII в. построил здесь небольшую церковь на фундаменте более старого храма 1030 г. Монастырь имеет давние связи с Россией, в которую савинские монахи часто ездили за помощью. В 1806-1807 годах, когда черногорцы с помощью эскадры Д. Н. Сенявина освобождали Далмацию от наполеоновских войск, на кладбище Савина монастыря хоронили погибших русских моряков и солдат. Позже здесь нашли последний приют русские эмигранты. В 1903-1904 в монастыре часто бывал свт. Николай Сербский (Велимирович), бывший в то время преподавателем Закона Божиего в Герцег-Нови. Адрес: Манастирска 21, Херцег Нови 85340, Черногория Проезд: Монастырь находится в восточной части города Херцег-Нови рядом с селением Мельине на берегу Херцегновского залива. Добраться до монастыря из Херцег-Нови можно на такси или собственном автомобиле, или дойти до него пешком (он расположен в 2 км восточнее Герцег-Нови). Телефон: +382 31 345 300 Электронная почта: manastirsavina@gmail.com Подробнее... Монастырь Джурджеви-Ступови [ править править код ] Монастырь святого великомученика Георгия, также известный как Джурджеви Ступови — это главный центр Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Монастырь основал в 1213 году правитель Будимля — жупан Стефан Первослав, племянник Стефана Немани, в качестве места своего будущего захоронения (что и произошло в 1244 году). Для постройки монастыря выбрали участок вблизи подземного источника на берегу реки Лим, которое называлось «Ступови» — «Урочище», от чего позже и произошло нынешнее название монастыря Джурджеви Ступови или «Урочище Святого Георгия».

http://azbyka.ru/palomnik/Черногория_(мо...

Дед знаменитого в истории Сербии Стефана Немани был великий жупан Урош Бела, родом из Дуклеи. Но смерти его наследовали власть великожупанскую два сына его: Чедомил и Техомил, иначе Теша или Дежа, но не надолго: Чедомил после несчастной битвы с Комнином был взят (1151 г.) в плен и казнен, и Дежа лишен престола. Тогда Комнин возвел на сербский престол младшего сына Дежа Стефана Немани 29 . Со времени Стефана пачалась новая жизнь для Сербии. С этих пор начался порядок в престолонаследии: престол занимал после отца большею частию старший сын, потом второй и т. д.; боковые линии потеряли значение; потеряли значение и отдельные независимые владетели. С этих пор пределы Сербии стали более и более расширяться. С этих пор Сербия начала свое независимое государственное бытие и вошла в состав европейских держав. Главною задачею Немани было свергнуть иго греческое и водворить в Сербии, раздробленной на уделы, единодержавие. И он сумел вполне решить эту задачу: в 36 летнее царствование свое (1159–1195 г.) он не только сверг иго греческое, но и значительно расширил свое государство, возвратив от греков Дуклею или Зету, области Нишевскую и Призренскую, Липляны, Мораву, Врану, оба Пилота и пр. 30 . Сосредоточив власть в своем роде, он соединил сербские области, покорил себе всех удельных жупанов, и таким образом утвердил в Сербии единодержавие. Решив свою задачу, он пожелал остаток дней своих посвятить на служение Богу: приняв (25 марта 1195 г.) монашество на Афоне, с именем Симеона, он скончался там, на 87 году от рождения, 13 февраля 1200 года 31 . По удалении Стефана в монастырь на престол взошел (1195 г.) старший сын его Стефан первовенчанный. Царствование его (1195– 1224 г.) ознаменовано было семейным раздором и войнами с болгарами, греками и венграми. Младший брат его Вулкан или Волкан (иначе Вук) не только сделался независимым владетелем Зеты и Хлума, но даже при помощи угорского короля Мирка, успел захватить (1202 г.) власть над всею Сербиею, и уже венчан был на царство, по поручению папы, колоцким епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Блаженный Лазарь 291 не был из потомков владетельного дома св. Немани 292 . В честь св. Стефана Немани те всегда соединяли с собственным своим именем имя Стефана. Но он был женат на Милице, происходившей от св. Сте­фана Немани, чрез второго сына его Волкана 293 . Потому и он писался Стефан Лазарь. Звание князя дозволил ему носить царь Душан, как родственнику Неманичей. При ц. Уроше он был правителем Сремской придунайской области. Когда в 1371 году погиб похититель царской власти последнего Уроша, Лазарь, не объявляя себя владетелем всей Сербии, употреблял меры к поправлению печального состояния её. Прежде всего обратил он внимание на дикие своеволия областных правителей. Герцеговинский наместник Николай Алтаман более походил на атамана разбойничьих шаек, чем на охранителя покоя и нравственности общественных: с шайками подобных себе испорченных людей он нападал на соседей и производил грабежи и убийства. Князь Лазарь с сильными отрядами преследовал его из одного места в другое; тот заперся в крепости Ужице; осадив его тут, Лазарь довёл дело до того, что Алтамана выдали Лазарю. Князь приказал лишить его зрения и вывесть за границу. Потом разбил он у Браничева Радича Бранковича. Для довершения победы над разрушительным своеволием мечтательных кралей, Лазарь прошёл с войском Далматию и Боснию 294 . Выгнав венгров из Срема и Мачвы, присоединил к Сербии знатную часть по правую и левую сторону р. Тиссы до нынешнего Темесвара.– Для того, чтобы наместники не отделяли личных интересов от интересов всей Сербии, он выдал за них дочерей своих. После таких подвигов Лазаря вся Сербия объявила его верховным властителем Сербии 295 . Церковь сербская примирена была благочестием его с патриархом цареградским. Тот негодовал на правителей Сербии за присвоение сербскому архиепископу звания патриарха и за провозглашение сербского владетеля Душана царём. Особенно это негодование стало сильно тогда, как царь Душан, завоевав греческие области, подчинил ведению сербского патриарха церкви, дотоле бывшие в ведении константинопольского патриарха и выслал из своих областей греков епископов.– Деспот Иоанн Углеш в 1368 г. передал церкви своей области ведению цареградского патриарха 296 . Блаженный Лазарь положил устроить дела мирным соглашением. По определению собора послан был умный инок Исаия в Константинополь. На соборе цареградского патриарха определено оставить в силе права независимого сербского архиепископа, предоставить ему и звание патриарха, но с тем, чтобы пользовался последним только в Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Античность Древнейшее население на совр. территориях БиГ представляли различные иллирийские племена. После покорения их римлянами в I в. по Р. Х. эти земли входили в состав рим. провинций Далмации (побережье Адриатики и горные р-ны БиГ), В. Паннонии (зап. часть долины р. Савы) и Н. Паннонии (вост. часть долины р. Савы). Горные районы были освоены слабо, наибольшее значение приобрела долина р. Савы, через к-рую проходили стратегические дороги и где возник ряд городов, в основном с лат. населением. Иллирийцы в той или иной мере подверглись романизации, однако продолжали существовать как особый этнос. Эта территория, плохо контролируемая Римской империей, в кон. IV в. была предоставлена для заселения готам. Здесь сформировался этнос остготов, к-рые в 80-х гг. V в. под предводительством Теодориха Великого начали завоевание Италии. Ок. 535 г. Далмация вошла в состав Византийской империи, но через 50 лет была завоевана лангобардами. Христианство на эти земли проникло в I в., св. ап. Павел сообщает о проповеди своего ученика ап. Тита в Далмации (2 Тим 4.10). О широком распространении христианства на этой территории в эпоху поздней античности свидетельствуют сохранившиеся руины церкви в Видоштаке близ Столаца, фрагменты базилик в долине р. Требижат, Зенице и др. местах. Из письменных источников известно о существовании в нач. VI в. Наронской и Бистуанской епископских кафедр; их епископы упомянуты в актах церковных Соборов, проходивших в Салоне (совр. Солин) в 530 и 532 гг. К VI в. относится возникновение епархии с кафедрой в Дувно, к VII в.- Врхбосанской епархии (г. Врхбосна, ныне Сараево). Христ. общины на территории БиГ, как и всего Иллирика, в то время находились в юрисдикции папы Римского, и епископы были в основном лат. происхождения. Славянская колонизация и средние века Подписи вел. жупана Стефана Немани и кн. Мирослава на договоре с Дубровником о мире, заключенном 26 сент. 1186 г. (Исторический архив. Дубровник) Подписи вел. жупана Стефана Немани и кн. Мирослава на договоре с Дубровником о мире, заключенном 26 сент.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Были причины для недовольства положением и у сербских правителей. На подвластных им землях имелось лишь одно православное епископство с центром в Расе, подчиненное также Охридскому архиепископству. Освободиться законным путем от церковной зависимости от Константинопольского Патриархата представлялось маловероятным, и уже поэтому взгляды южнославянских правителей должны были обращаться в сторону Рима. Наконец, у сербских правителей была еще одна важная причина для установления контактов с папским престолом. К концу 80-х гг. XII в. Стефану Немане удалось подчинить своей власти территорию сербского Приморья, и тогда встал вопрос об урегулировании отношений между представителями власти великого жупана и католическими епископствами в подчинившихся великому жупану городах на Адриатическом побережье. Первоначально утверждение власти православных правителей Рашки над территорией Поморья не обошлось без конфликтов с местными католическими учреждениями. Так, брат Стефана Немани, Мирослав, утвердив свою власть над Захумьем, присвоил имущество убитого местной знатью Сплитского архиепископа, не допускал местных епископов на их кафедры, не впустил в свое княжество папского легата Теобальда, за что был им отлучен от Церкви . Одна из причин конфликтов состояла в том, что католическое духовенство Приморья поддерживало местных правителей, с которыми оно было традиционно связано, в их борьбе против экспансии Рашки. Известно, например, что архиепископ Бара Григорий в 1189 г. бежал от войск Немани вместе с вдовой последнего зетского князя из местной династии Михаила и больше не вернулся в свою епархию . В этих условиях для сербского правителя было важно, что курия проявила намерения наладить с ним отношения. Тем же 1189 г. датировано письмо папы Климента III Стефану Немане и его братьям, в котором папа предлагал оказать хороший прием и проявить повиновение при решении церковных дел новому архиепископу Дубровника Бернарду . По-видимому, Немане удалось наладить дружественные отношения с курией. Позднее его сын и преемник Стефан писал папе Иннокентию III, что он намерен всегда следовать за «святой римской церковью, как доброй памяти отец мой» .

http://sedmitza.ru/lib/text/442946/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010