Н. опубликовал множество статей по исторической географии, общественной и культурной истории средневек. Сербии, сербско-визант. духовным связям и связями сербов с османской Турцией. Вначале он исследовал историю значимых географических мест в гос-ве династии Неманичей , в т. ч. Брскова, Дане, Николь-Пазара, Бихора, Видинской обл. и др. Хотя многие его предположения вскоре были опровергнуты, они дали толчок развитию полемики по этим темам. Итогом этих публикаций стало исследование «Земли деятельности Немани» Н. Београд, 1877. 1. С. 163-243), в к-ром он попытался определить географические места, упомянутые в биографиях Стефана Немани, отца свт. Саввы Сербского и основателя династии серб. правителей Неманичей. Через год вышло 2-е исследование - «Ново Брдо и Враньское Поморавле в сербской истории XIV и XV вв.» (Ново Брдо и у ucmopuju cpnckoj XIV и XV в.//Там же. 1879. 3. С. 263-355), представившее развитие географической области в сербском средневек. гос-ве. Далее свет увидело исследование о серб. землях в период до правления Неманичей «Сербские области X и XII вв. до правления Неманичей» (Српске области X и XII в. пре владе Друштва српске словесности. Београд, 1880. 48. С. 1-151). Н. и позже продолжал публиковать исследования об отдельных важных городах и областях средневек. серб. державы. Вопросы церковной топографии он затронул в неск. исследованиях, из к-рых необходимо выделить «Заметки по истории Шабаца и шабацкой столицы правителя» (Белешке к ucmopuju Шапца и шабачке владичанске Н. 1887. 9. С. 3-34) и «Дополнение к истории Валевской митрополии» (Joш jeдah прилог к ucmopuju мumponoлuje//Там же. 1889. 11. С. 215-217), в к-ром автор определил изменения границ Шабацкой епархии, и исследование «Монастырь Убожац: Питье в Сербии XIII и XIV вв.» (Манастир Убожац: Пиво у Cpбuju XIII и XIV в.//ГСКА. 1911. 86. С. 141-166). Для церковной историографии важное значение имеет и труд «Охридская архиепископия в начале XI в.» (Охридска apxuenuckonuja у почетку XI в.//ГСКА. 1908. 76. С. 1-62), в к-ром на основании повелий визант. имп. Василия II Болгаробойцы, данных Охридской архиепископии в 1019 и 1020 гг., он определил территории, входившие в эту церковную структуру.

http://pravenc.ru/text/2577747.html

Рассказы захожего инока вполне соответствовали намерениям и чаяниям благочестивого юноши: он тогда же бесповоротно решил и дал обет Богу оставить мир и подвизаться на Афоне. Было всего семнадцать лет юноше, когда он решил оставить мирскую жизнь. Горячо помолившись Господу Богу, он уговорил несколько богобоязненных мужей содействовать ему в исполнении его намерения и быть его спутниками, и немедля отправился в путь, прежде всего – в дом своих родителей. Несказанно обрадовались отец с матерью прибытию своего любезного сына, устроили по этому случаю пиршество и старались всячески оказывать ему свою ласку. Через несколько дней пребывания в гостях у своих родителей, Растько просится у них на охоту в одну неблизкую дикую местность, богатую всякого рода добычей. Родители охотно дают свое согласие. Получив родительское благословенье, Растько в сопровождении своих верных людей отправляется в путь, но не для звериной ловли в пустыню, а на святую Афонскую гору, для подвигов ради душевного спасения. Достигши благополучно Афона, Растько поселился в русском Пантелеимоновом монастыре, инок которого подробно повествовал ему ранее о святогорском подвижничестве. Родители вскоре хватились сына. Догадываясь, что сына их увлек не кто иной, как русский монах и не в иное место, как на Афон, Стефан Неманя немедленно послал одного из своих старших воевод с великим отрядом. Получив от греческого императора Исаака Ангела 502 строгое предписание к проту (настоятелю) Афонской горы и ко всем святогорцам и военный отряд от Солунского воеводы, уполномоченный Стефана Немани явился на Афон и нашел разыскиваемого знатного беглеца в монастыре святого Пантелеимона. Сильно обрадовался верный слуга Немани, что так скоро нашел, кого искал, и надеялся вскоре возвратить юношу к родителям, так горевавшим о нем, и получить за сие достойную награду. Не надеясь, чтобы беглец добровольно и охотно вернулся на родину, оставив свое намерение, посланные не спускали с глаз юношу и стерегли, чтобы он снова не скрылся от них. Но Растько давно уже решился, несмотря ни на какие препятствия, принять иноческое пострижение на Афоне и остаться там. Это намерение было известно игумену Пантелеимонова монастыря, который и решился оказать содействие отважному юноше.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В тот период Сербия еще не имела своей церковной организации. Сербы состояли в римской, греческой и охридской юрисдикциях . Относительно иерархической зависимости сербского (Рашского) епископа «наши сведения, —пишет исследователь исторического прошлого Сербии, Болгарии и Румынии профессор Е. Голубинский, — не вполне достаточны. В правление болгарского царя Самуила (1014), нет сомнения в том, что по причине тогдашней государственной зависимости Сербии от Болгарии, он состоял под властью болгарского Архиепископа. После покорения Сербии греками... епископ перешел из-под власти болгарского Архиепископа под власть Патриарха Константинопольского... После завоевания в 1019 году Болгарии император Василий Болгаробойца предоставил было болгарскому Архиепископу право отыскивать в свое владение, вместе с другими отошедшими от него в продолжение войны епархиями, и епархию Рашскую, но удалось ли это Архиепископу, остается неизвестным... В правление Стефана Немани и Стефана Первовенчанного, действительно, как будто он, а не Патриарх Константинопольский, был признаваем сербами за своего высшего церковного начальника» (проф. Е. Голубинский. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871. С. 449). В XIII веке папа Римский старается усилить свою власть в Сербии. Но сербский монах святой Савва, брат князя Стефана Первовенчанного, отправился в Никею и осведомил «Никейского» — Константинопольского — Патриарха о тяжелом положении сербского христианства, находившегося под угрозой римского влияния (нужно сказать, что в 1204 году под ударом крестоносцев пала Византийская империя, а в Никее было основано греческое Никейское царство, просуществовавшее до 1261 года, когда снова была восстановлена Византийская империя). «Никейский» Патриарх Мануил I (1215 —1222) учел тяжелое положение христианства в Сербии и в 1219 году рукоположил святого Савву (1219 —1233, 1236) в сан Архиепископа, признав одновременно Сербскую Православную Церковь автокефальной . Примечательно, что святой Савва по своему глубокому смирению стремился уклониться от первосвятительства. Направляясь в Никею, он взял с собой несколько своих учеников в надежде, что кто-нибудь из них будет поставлен на Сербскую кафедру. Но Патриарх Мануил увидел, что достойнейшим кандидатом на этот высокий пост является сам святой Савва, и охотно исполнил просьбу князя Стефана Первовенчанного.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

4 мая 1736 г. по благословению еп. Будимского Василия (Димитриевича) в мон-ре началось строительство нового храма вокруг старого, купол возводился над прежним куполом. Первую литургию в соборе отслужили 13 авг. 1738 г., полное освящение храма состоялось через 3 года. Крестообразный в плане храм (сев. и юж. рукава креста слабо выражены) перекрыт 2-скатной кровлей; над средокрестием помещен невысокий четверик со срезанными углами, увенчанный башенкой с шатровым покрытием. Стены храма оформлены филенками, небольшими полуциркульными окнами, прорезными крестами. Над зап. входом помещен щипец, переходящий в нижний ярус колокольни, оформленной в барочном стиле. Иконы для иконостаса (1738–1768) написаны в академическом стиле В. Остоичем из Нови-Сада, искусная, вызолоченная резьба в стилистике барокко создана Иоанном Лаубром из Осиека. Состав иконостаса не отвечал средневек. правосл. канонам. Так, в центре 2-го яруса размещена икона «Коронование Богородицы», сюжет и иконография к-рой заимствованы из западноевроп. искусства, по сторонам — образы 12 апостолов; евангельские сюжеты за отсутствием праздничного ряда помещены в овальные картуши под ростовыми иконами Спасителя и Богородицы в местном ряду. Традиц. расположение в местном ряду небольших икон небесных покровителей храма, архангелов Михаила и Гавриила, сохранено, но иконы смещены вверх — над сев. (с образом архидиак. Стефана) и юж. (с образом свт. Иоанна Златоуста) алтарными вратами. Прорезные царские врата (мотив виноградной лозы) украшены каноническим сюжетом «Благовещение». Иконостас венчает «Распятие с предстоящими», по сторонам в 3 уровня помещены изображения 12 пророков. Над сев. клиросом — образы святых Симеона Немани и Стефана Штиляновича, над южным — св. Стефана, деспота сербов, и царя Давида. Настенные росписи выполнил серб. худож. из Нови-Сада Андрей Шалтист. Согласно записям монастырской летописи, в 1761–1796 гг. в Г. возводилась колокольня, в 1762–1781 гг. обновлялись кельи, трапезная и хозяйственные помещения. В 1787 г. построен новый братский корпус. В 1808 г. Петер Вайнер из г. Печ перелил в новый треснувший старый колокол (все колокола были конфискованы во время первой мировой войны). 16 сент. 1885 г. сильный ураган снес купол и повредил зап. стену колокольни (отремонтировано в 1923).

http://pravenc.ru/text/545896.html

В тот период Сербия еще не имела своей церковной организации. Сербы состояли в римской, греческой и охридской юрисдикциях. Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего сербского народа по праву можно назвать святителя Савву. Растко, так звали в миру будущего святителя, был младшим из сыновей великого жупана Стефана Немани. Он родился около 1175 г. и с ранних лет проявил особое стремление к молитвенному подвигу. Когда ему было 17 лет, он тайно ушел из дома на Афон с одним русским монахом. На Святой горе он подвизался сначала в русском монастыре св. Пантелеимона, где принял монашеский постриг с именем Савва. Затем он продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопед. Своим смирением и строгостью жизни молодой монах превосходил многих афонских подвижников. В 1196 г. отец будущего сербского святителя отказался от престола в пользу своего среднего сына Стефана. Вскоре после этого он принял монашеский постриг с именем Симеона в Студенецкой обители. На следующий год монах Симеон переселился к сыну на Афон и жил с ним в одной келий до своей кончины. По настоянию братии Савва со временем принял на себя управление Хиландарской обителью, которая восстанавливалась щедротами его отца. Вскоре в Сербии начались нестроения. Брат Саввы Стефан обратился к нему с просьбой о помощи. В это время их старший брат Вукан при помощи венгров захватил часть сербских земель и объявил себя королем. Для достижения своих целей Вукан подчинился папе, и в его владениях были приняты некоторые правила Римской Церкви. Св. Савва по просьбе своего брата перенес мощи их отца – св. Симеона Мироточивого – в Студенецкую обитель и сам остался в ней. Затем он отправился с проповедью по всей стране, примирил братьев, и в сербских землях воцарился мир. В 1219 г. св. Савва исходатайствовал у греческого императора и Константинопольского Патриарха, которые после захвата Константинополя крестоносцами в 1204–1261 г.г. пребывали в Никее, право для Сербской Церкви иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский Патриарх Мануил рукоположил св. Савву в сан архиепископа и признал самостоятельную Сербскую архиепископию. По возвращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий: Жичскую, Топличскую, Моравичскую, Даборскую, Будимлянскую, Хвостанскую (Студеницкую), Зетскую и Захлумскую (Захолмскую), епископами в которых поставил своих учеников – подвижников Хиландара и Студеницы. Ранее – в византийский период – известны лишь две епархии в Сербии – Рашская и Призренская. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины. Сами монастыри были рассадниками духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проходим с ними в монастырскую церковь Пресвятой Богородицы, построенную в конце XII в. Мы рассматриваем уникальные фрески, которые искусствоведы считают лучшими для этого периода развития средневекового искусства во всей Европе, и Ольга не устаёт повторять мне: «Смотри, Андрей, какие ангелы и сколько их!» А над входом в храм – редкий для православной традиции резной барельеф, изображающий Пресвятую Богородицу и двух ангелов. Это не единственный элемент западно-христианского искусства, который мне встретится в Сербии. Древние сербские церкви чем-то напоминают одновременно и суровые романские храмы Италии и Франции, и византийские базилики, а нынешний кафедральный собор Белграда совсем неотличим от европейских барочных храмов. А на Литургии во время преложения Даров в алтаре принято звонить в пронзительный колокольчик, как у католиков. В церкви Пресвятой Богородицы почивают мощи трёх сербских святых: великого жупана (князя) св. Стефана Немани, основателя королевской династии Неманичей, позднее принявшего монашество в Студенице и известного ныне как прп. Симеон мироточивый, св. прп. Симона (короля Стефана Первовенчанного) и св. Анастасии, матери св. Саввы, архиепископа Сербии. Св. Савва занимает особое место в духовной сфере Сербии. Будучи отпрыском великокняжеской династии, он совершал иноческое служение в Студенице (которая благодаря ему становится духовным центром Сербии) и на Афоне, а затем был призван к епископскому служению. Сотрудник монастыря, работающий в церковной лавке, рассказывает мне, что обитель до сих пор живёт по уставу, написанному св. Саввой. Монастырь и сейчас сохраняет своё значение в церковной жизни Сербии, в нём 10 человек братии и 10 послушников, есть и работники-миряне. Говорим с Ольгой о той войне, она мне рассказывает о мощном протесте, который был поднят там, по другую сторону океана, и не только сербами по происхождению, о книге со свидетельствами очевидцев тех событий, которые она собирала. Я снова вынужден извиняться за то, что совершило, а точнее – не совершило наше правительство в той ситуации. Понимаю, что на меня лично сербы не в обиде, да и на Россию, по большому счёту; за неделю, проведённую в Сербии, мне ни разу не случалось слышать упрёки в том, что «Россия нас предала», но отнесём это на счёт незлопамятности сербов, ибо наши власти сербов всё-таки предали.

http://pravmir.ru/cerbiya-zemnaya-i-nebe...

« Берегите язык, как землю. Слово можно потерять, как город, землю или душу. Ибо город заново возведёшь и построишь, а живой язык никогда не вернётся . А что за народ, потерявший язык, землю или душу? Не принимайте чужого слова в уста свои. Примешь чужое слово, знай, что не ты присвоил его, а сам сделался отчуждённым. Лучше тебе потерять самый большой и укреплённый город своей земли, чем самое малое незначительное слово своего языка. Земли и державы покоряют не только мечом, но и языком. Знай, что враг тебя настолько завоевал и покорил, сколько твоих слов истребил и заменил своими. Народ, лишённый родной речи, перестаёт быть народом. Существует болезнь, чадо моё, поражающая язык, как зараза поражает тело. Я помню подобную заразу и мор языка. Чаще всего это бывает там, где народ соприкасается с другими народами, где язык одного народа притирается к языку другого » («Завещание языка») . В предисловии переводчика объясняется история появления произведения: « Завещания обращены к третьему сыну Стефана Немани Растко. Оба прославлены Сербской православной церковью в лике святых. Стефан — как преподобный Симеон Мироточивый, за три года до смерти принявший схиму и почивший в афонском монастыре Хиландар. Впоследствии его были перенесены в мужской монастырь Студеница Жичской епархии Сербской православной церкви, где находятся и поныне. Растко Неманич прославлен в лике святителей с именем Савва, в честь которого построен величественный собор в центре Белграда». Продолжается публикация книги Валерия Сдобнякова «Сквозь годы, карауля время» (предыдущие главы книги помещались в 80 и 81 2023 года). Это дневник главного редактора, на страницах которого отражаются главные политические и культурные события, происходящие как в Нижнем Новгороде, так и России, в иных странах мира. Уже приходилось отмечать, что это важный документ времени, заметки которого останутся для исторической памяти будущих поколений. Конечно, в книге уделено много места событиям специальной военной операции на Украине. Возможно, только эта концентрация, вычленение, по мнению автора, главных последствий уже имела бы большое значение для читателей, не всегда успевающих отслеживать происходящее на Донбассе и в других местах боевых действий. Но это, всё-таки, лишь один из аспектов хроники, задуманной В. Сдобняковым. В «Сквозь годы, карауля время» рассказывается и о литературной жизни в России. Писатель делится впечатлениями о прочитанных им книгах, о сборниках и иных произведениях самых разных авторов – поэтов, учёных, публицистов – выпущенных в свет издательством «Вертикаль. XXI век», о театральных премьерах и выставках художников… Иными словами: всё многообразие жизни и забот современного литератора отражено в дневниковых записях Сдобнякова. Вплоть до созерцания красот окружающей природы в урбанистическом окружении города. Увлекательнейшее чтение!

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/18/...

Впосл. положение Н. е. зависело от вхождения Ниша и земель, на к-рых она располагалась, в различные гос. образования. Во 2-й пол. XII в., во время правления вел. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), Ниш отошел к Сербии, но позже некоторое время был в составе Венгрии и Болгарии. В церковном отношении все это время он оставался в юрисдикции Охридской архиепископии. После восстановления Второго Болгарского царства епархия в 1186 г. стала частью Тырновской архиепископии (см. Тырновская Патриархия ), но вскоре, после возвращения Ниша в состав Сербского гос-ва, епархия вернулась под юрисдикцию Охрида. Н. е. не упоминается в период формирования новосозданной автокефальной серб. Жичской архиепископии (см. в ст. Сербская Православная Церковь ) в 1219 г. В этот момент сам Ниш принадлежал болгарам, но большей частью его окрестных территорий управляли сербы; в церковном отношении эти земли входили в состав Топлицкой епархии Жичской архиепископии. В составе Сербской архиепископии Н. е., а точнее еп. Нишский Никодим, упоминается лишь в 1279 г., после возвращения города сербам. Османское завоевание Балкан вызвало изменения в церковной структуре в XV в.: после взятия Охрида (1395) в его церковную юрисдикцию стали переходить части Сербского гос-ва по мере их завоевания Стамбулом. Ниш пал в 1428 г. и вновь оказался в составе Охридской архиепископии. Н. е. имела высокий ранг среди 32 епархий архиепископии. Митр. Нишский Матфей участвовал в Соборах 1528-1532 гг., на которых был осужден еп. Смедеревский Павел за попытку возглавить архиепископию. После обновления в 1557 г. автокефальной Печской Патриархии Ниш вошел в ее юрисдикцию. В записи 1592 г. упоминается митр. Евфимий с титулом «Нишавский и Лесковацкий», однако из этой формулировки неясно, какая часть территории вдоль р. Нишавы входила в состав его епархии; очевидно, он относился к части Пиротского кадилука (Црни-Врх, Кална, Стрелац). До 1640 г. в ее составе была и обл. Топлица, к-рая в 1645 г. на краткий срок была выделена в самостоятельную епархию. В состав Н. е. тогда входили обл. Прокупле и г. Крушевац - центр санджака. В 1684 г., при митр. Нишском Евфимии, размер пешкеша составлял 4 тыс. аспри.

http://pravenc.ru/text/2577743.html

«Изидох, пишет св. Симеон (в своем хрисовуле Хиландарю 1199 года) из отечества своего в Святую Гору, и обретох манастирь николи бывши, зовомы Хиландарь, Введение Святыя и Преславныя Владычице наше Богородице, идеже не б камень остал на камени, но развален однудь; и потрудив старость свою, поспешествующу ми сыну ми, велиему Жупану Стефану, сподоби ме владыка мой быти ему ктитору, и чести его погибшея взысках и обнових, и по изволению владычице Богородице. И да ере (еже) испросих парике у Царя у Призрене, да дах од них манастиру у Святой Горы Святой Богородицы, у Милеях села: Непробища, Момушу, Сламодравы, Ретивлу, Трние, Ретивщица, Трновец, Хоча и друга Хоча, и Трг тунге (тут же), и два винограда тунге (тут же) насадих и улинике (пчельника) . д. (4): един у Трпезях, други у Дабшор, трети у Голишеве, четврти у Парицех; а за коимжде улиником по два человека, и планину Богачу; а од влах: Радово судуство и Дургево, a всеге влахь .ро. (170). И дах од добытка что моге, и у Зете кобыле и соли . л. (30) сьпудовь… 1 Тогдашний византийский император, Алексей Комнин (1195–1203), зять сына Немани, Сербского Великого Жупана Стефана подарил Симеону и Савве в пользу основанного им монастыря, сверх старых его владений на Св. Горе и вне ее, еще опустелый монастырек Зиг со всем, что ему принадлежало, и подтвердил за Хиландарем купленый Св. Саввою у Ватопеда «за 600 перпер (червонцев) велицех» монастырек Скорпиу. Тот же император, по просьбе св. ктиторов, даровал Хиландарю право именоваться отныне навсегда Царским, и в выборе игумена и в управлении не зависеть ни от Святогорского Прота, ни от других монастырей, или, как поясняет Пр. Савва в своем Уставе, «свободну быти святому сему манастыру од всех ту (на Афони) владык, и од Прота, и од иных манастырь, и од особых владык, и ни под кими же да есть правдами, ни царскими, ни церковными, ни иными ницемре, но под единою Пресвятою Богородицею Наставницею (Одигитриею) и преблаженнаго и святого отца нашего молитвою игуменующего в нем.» В знак этих прав вручен был Пр. Савве от родственника императора Игуменский жезл, на котором вырезана по-славянски следующая надпись: «Сей жезл даровал Царь Алексий Комнен Святому Сербскому Савве в знак Царския власти поставляти Игумена самовластна, лета от Христа 1181». Надпись эта, очевидно, сделана в последствии и потому в отношении года неверна; ибо известно, что Савва прибыл на Афон лишь в 1186 году. Жезл черного дерева окован золотом и серебром и украшен драгоценными камнями, бисером и кораллами. Глава а жезла (верх) сделана из красного камня в богатой оправе 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Именно к образу святого князя Владимира и к памяти о его наследии прибегали великие московские князья и цари — святой благоверный князь Димитрий Донской, великий князь Иоанн III, цари   Иоанн IV, Алексей Михайлович, Петр Великий, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Отметим, что существующий памятник святому князю в Киеве — наследие имперского Петербургского периода: он был поставлен при Николае I в 1853 г., создали его петербургские скульпторы — Василий Демут-Малиновский, Петр Клодт и петербургский архитектор Александр Тон, отливалась статуя в Петербурге, ее детали — в Калуге. В этом контексте исторического единства Великой и Малой Руси (современной Украины) разговоры о гибридном присвоении истории просто смешны. И, наконец, святой равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Разве русские люди, пусть даже живущие в Сибири или на Дальнем Востоке, не имеют права выразить сыновний долг благодарности своему духовному отцу, некогда даровавшему их предкам бесценный дар Святого Крещения? Вырывать князя Владимира из общерусского и общеславянского контекста — бессмысленно и антиисторично В телевизионной полемике с украинской стороны звучал достаточно невежественный аргумент: что-де имя Владимир (точнее Володимер) — чисто украинско-русское имя. В порядке всеобуча напоминаем: Владимир — имя общеславянское. Достаточно вспомнить Расу-Владимира, сына крестителя Болгарии св. князя Бориса, или святого Иоанна-Владимира, князя Зетского. Стоит вспомнить и следующие факты: «Слово о Законе и Благодати» уже в XIII в. использовалось сербскими книжниками для прославления святого Стефана Немани. Почитание святого князя Владимира с течением времени стало значимым и для Болгарии, и для Сербии. Поэтому вырывать его из общерусского и общеславянского контекста — бессмысленно и антиисторично. Некогда святой князь Ярослав Мудрый создал три Софийских собора — в Киеве, в Новгороде, в Полоцке, — начертив невидимый треугольник, заложив сакральную географию Святой Руси и духовные основы для бытия Малой, Великой и Белой Руси. Старец Лаврентий Черниговский некогда ясно сказал: «Россия, Украина, Беларусь — то есть Святая Русь». Поэтому вопрос: кому «принадлежит» святой князь Владимир и кто имеет право ставить ему памятники — безнравственен и не имеет смысла.

http://pravoslavie.ru/98488.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010