#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Собиратели земли Русской В Москве прошла конференция «Первый Русский царь Иван IV Грозный» Редакция РНЛ   19:27 01.03.2024 393 Время на чтение 10 минут 28 февраля в Московском Доме национальностей в формате выступления экспертов прошла научно-практическая конференция «Собиратели земли Русской. Первый Русский Царь Иван IV (Грозный)», сообщает наш корреспондент. Конференция проходила в рамках совместного просветительского проекта Общественного международного фонда славянской письменности и культуры (ОМФСПиК) и информационно-аналитической службы «Русская народная линия» «Монументальная летопись России». Игумен земли Русской Конференция открылась общей молитвой, затем заместитель генерального директора ОМФСПиК Леонид Юрьевич Редкий, который был ведущим конференции, поприветствовал участников мероприятия и зачитал приветствие игумена Хиландарского монастыря Святой горы Афон архимандрита Мефодия. В своём послании о.Мефодий отметил, что связь сербского и русского народов существует с древних времён. Ещё в 12-м веке русские Афонские монахи приходили на двор сербского Великого жупана (князя) Стефана Немани (в монашестве преп.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/01/so...

Жизнь святого Саввы 1 , первого Архиепископа сербского, достойна особенного внимания не только потому, что представляет пример пламенной любви к Господу, высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю горы Афонской – хранилища и рассадника иноческой жизни между племенами славянскими, и на состояние Церкви Сербской в 12 и 13 веках. Мы будем излагать жизнь Саввы, главным образом руководствуясь жизнеописанием его, составленным учеником его Дометианом в 1264 г. 2 . Святой Савва родился в то время, когда Сербия, дотоле униженная в политическом и церковном состоянии, начала возвышаться под твердым и мудрым правлением его отца Великого Жупана Стефана Немани. Сделавшись в 1149 г. Великим Жупаном Раским, а с 1165 г. возведенный на престол своего отца Теши, сверженного императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре успел расширить свои владения покорением всей Сербии, не исключая и Боснии, и по смерти императора Мануила (около 1180 г.) совершенно освободился от зависимости греческой, отняв у самих Греков некоторые области 3 . Утверждая свое политическое могущество, Стефан старался вместе о распространении и утверждении в своем отечестве православной веры, уничтожал оставшиеся идольские капища, воздвигал храмы и монастыри, с особенной ревностью противодействовал распространению ложных мнений новых Манихеев (Павликиан, Кафаров, Патаренов), появившихся в большом числе в Болгарии и Боснии 4 . Стефан был кроток, справедлив и милостив; его супруга Анна 5 не уступала мужу в добродетелях. Сначала супружества они имели детей, но потом Бог заключил утробу Анны. Желая иметь еще сына, они обратились с молитвою к Богу, и молитву свою подкрепили обетом, по рождении просимого сына отлучиться навсегда от ложа супружеского. Молитва была услышана и благословенным ее плодом был св. Савва, названный при рождении Растко (в 1169 г.) 6 . Отличаясь красотой телесной и возрастая с годами в разум, Растко составлял утешение своих родителей. С первых лет детства полюбил он Священное Писание, с которого начали его учение. Когда достиг он пятнадцатилетнего возраста, отец отправил его в особый удел, где с благородными юношами он мог предаваться невинным забавам своего возраста и приучаться к воинским занятиям. Но узнавши сладость Священного Писания , Растко преимущественно упражнялся в чтении божественных книг. Душеспасительное чтение утверждало в нем страх Господень, и день от дня возгревало в нем огонь божественной любви. Он ходил в храмы Божии, постился, избегал празднословия, был кроток, нищелюбив, и особенно почитал иноческий чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИРОСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ Мирославово Евангелие. 1180–1190 гг. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 1–2) Мирославово Евангелие. 1180–1190 гг. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 1–2) Апракос, древнейший кириллический памятник сербского извода церковнославянского языка. М. Е. содержит 181 пергаменный лист 1° (41,8×28,4 см), основная часть рукописи хранится в Национальном музее Сербии 1536), 1 лист (Л. 166) - в РНБ (Ф. 550. ОСРК. F.n.I.83). М. Е. было создано в бывш. Хумской обл. (ныне территория Герцеговины, Республика Босния и Герцеговина), вероятнее всего, между 1195 и 1197 гг. ( 2002. 1. С. 5-7). Памятник получил название по имени серб. кнеза Мирослава, владевшего Хумской обл. в 1169-1198 гг., по заказу которого М. Е. было написано. Об этом свидетельствует запись одного из 2 писцов рукописи - дьяка Григория на последнем листе: «                               k        » (С. 360) (здесь и далее, как и во всех исследованиях, посвященных М. Е., страницы рукописи указываются по пагинации, использованной Л. Стояновичем в издании 1897 г.). Возможно, М. Е. было заказано Мирославом для построенной им ц. св. апостолов Петра и Павла в г. Биело-Поле на Лиме (на территории совр. Черногории). (Существующие в сербской лит-ре более ранняя (ок. 1185) или широкая (1180-1190) датировки М. Е. основаны на мнении, что Мирослав лишился своего удела в 1185 г. в связи с передачей его младшему сыну великого жупана Стефана Немани Растко (см. Савва I , свт.), которое не отражает реального положения вещей.) Инициал R из Мирославова Евангелия. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 348) Инициал R из Мирославова Евангелия. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 348) Зимой 1845/46 г. М. Е. было обнаружено в афонском мон-ре Хиландар архим. Порфирием (Успенским) , который скопировал приписку дьяка Григория и увез в С.-Петербург 1 лист (Л. 166 (С. 330-331)) из месяцесловной части памятника. В 1883 г. Петербургский лист М. Е. вместе со всей коллекцией рукописей еп. Порфирия (Успенского) был приобретен Имп. Публичной б-кой (ныне РНБ). Основную часть М. Е. в 1896 г. монахи Хиландарского мон-ря подарили серб. кор. Александру I Обреновичу. После его убийства в 1903 г. М. Е. исчезло из королевских покоев и было обнаружено вновь в 1915 г., во время эвакуации среди неразобранных вещей и документов, изъятых в 1903 г. из стола 1-го адъютанта кор. Александра. Рукопись находилась в разных хранилищах: Гос. сокровищнице, в музее регента кн. Павла, во время второй мировой войны - в одном из мон-рей на территории Сербии (по-видимому, в мон-ре Рача), затем в специальном хранилище Национального банка. Ок. 1950 г. М. Е. было передано в Национальный музей в Белграде.

http://pravenc.ru/text/2563350.html

Образование Сербского королевства при Стефане Первовенчанном (1196–1224), сыне Немани, совпало с латинским завоеванием империи Комнинов и Ангелов. Не стало могущественной соседней Византии, которая могла бы мешать сербскому объединению; Никейское царство, отделенное от сербов латинскими завоевателями, само дает руку помощи православным сербам. Никейская патриархия благословляет Сербскую национальную и автономную Церковь , ставит св. Саву архиепископом всех сербских земель с правом возложить королевский венец на голову его брата Стефана. Последний унаследовал от отца Центральную и Западную Сербию: Рашку с Захлумьем и Требиньей, Зету с Котором, область рек Дрины и Моравы, наконец, Косово поле. Целых 80 лет, до Милутина, Неманичи, из коих долее других правил Урош I (1243–1276), были заняты удельными междоусобиями и, несмотря на благоприятные в общем условия, не приумножили, даже умалили сербскую державу. Культура и просвещение Сербии росли быстро благодаря богатствам страны: плодородной почве, богатым пастбищам, многочисленным рудникам меди, железа, олова и драгоценных металлов; толпы швабских и чешских рудокопов и мастеров создали в Сербии, при покровительстве королей, ряд населенных пунктов и городов. Торговля была оживлена, но находилась в руках Дубровника и итальянцев. Латинское влияние росло, о чем свидетельствует и романский стиль древнейших церквей и обителей Сербии. Мало заботясь о создании сербских торговых и промышленных классов, Неманичи были бессильны и в борьбе со злом, губившим Византию XIII и XIV вв.: с засильем и анархией аристократии, опиравшейся в Сербии не только на свое крупнейшее землевладение, но и на исконный жупный и удельный строй. При непрерывных междоусобиях властели господствовали и в стране, и при дворе, в царском совете, государство было слабо. Отчасти по этой причине Неманичи не вели национальной политики. Они не отняли у венгров Босну и предали ее латинству и богомильству, упустив случай объединить сербов, но некоторые из них, как Вукан и Драгутин, сами призывали венгров в свою страну, становясь вассалами венгерского короля, включившего и Сербию в свой титул. Захлумье и Мачва переходят к Венгрии; Мачвою и Босною правит в половине XIII в. зять и вассал Белы Венгерского, русский выходец, князь Ростислав Михайлович Галицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар   Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар       Сначала вспомним  Житие прп. Симеона Мироточивого: ...Родитель прп. Симеона, прежде бывший царь Стефан, в иночестве Симеон, препроводил свою жизнь в Святой Горе Афонской, в своей обители Хиландарской (монастырь Хиландар), в монашеских по двигах, и с миром скончался. Из гроба от мощей святого Симеона потекло миро, и наполнило весь храм неизреченным благоухание. Греки удивились сему, и сказали архиепископу Савве. Все прославили Бога, и назвали святого Симеона Мироточивым... ( Житие прп. Симеона Мироточивого )   Затем напомним вам афонское монастырское предание:     " Когда со времени смерти святого Симеона (13 февраля 1200 г.) прошло 7 лет, пришел в монастырь святой Савва (сын св. Симеона), для того, чтобы забрать его мощи на родину в Сербию, для примирения враждовавших князей. Монахи Хилендара безутешно плакали.   Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенными на родину, но в утешение хилендарским братиям из его пустой гробницы произрастет лоза, и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хилендаре... " ( Предание о лозе прп. Симеона )   Тогда прп. Савва с мощами своего родителя отправился в Сербию, а из гроба святого Симеона выросла виноградная Лоза , которая и доныне приносит плод и исцеляет неплодных супругов. Эта виноградная лоза и сейчас растет в Хилендарском монастыре. Из стены соборной церкви выходит ее ствол на высоте полутора метров от земли, из пустой гробницы святого Симеона Мироточивого (Стефана Немани).   С тех пор на протяжении восьми веков вплоть до наших дней лоза каждый год обильно плодоносит. Еще удивительна и чудесна эта лоза тем, что от ее плодов и веточек разрешается бесплодие супругов. С древних времен и до сего дня братия монастыря приготовляет, а затем раздает и рассылает по почте такие " конвертики " бесплодным супругам по всему миру.

http://isihazm.ru/?id=2085&c_pid=29

Письмо 15. Одному сербскому патриоту, утверждающему, что важнее быть честным сербом, а вера – дело второстепенное И я говорю: достаточно быть хорошим сербом, следуя примеру лучших и славнейших сербов, стоящих в ряду выдающихся людей всего мира последнего тысячелетия. Однако не решаюсь сказать, как ты, что вера – дело второстепенное. Ибо все сербы сочли бы меня лжецом. Ты хороший серб, если имеешь милостивую душу короля Владимира 34 , твердость Немани 35 , христолюбие святого Саввы, ревность царя Милутина 36 , кротость Стефана Дечанского 37 , смирение царя Уроша 38 , жертвенность князя Лазаря 39 , мужество Бана Страхини 40 , правдолюбие Марко Кралевича 41 , сердце матери братьев Юговичей 42 , верность и доброту княгини Милицы 43 , сострадание девицы косовской 44 , терпение раба плененного, прозорливость слепых гусляров, мудрость сербских монахов и священников, стыдливость простых девушек, вдохновенность народных певцов, талантливость народных ремесленников, утонченность и терпение ткачих и кружевниц, точность народных сказителей, умеренность и сдержанность сербских крестьян, сияние и свет Крестных Слав 45 сербских. Но разве все это не от веры? Воистину, основание и корень всему, что мною перечислено, – вера Христова. Если нет в тебе ни одной из добродетелей твоих славных предков – а ты сербом называешься, – подобен ты пустой витрине с вывеской известной фирмы. А этого, думаю, не желаем ни ты себе, ни я тебе. Сказать кому-нибудь: «Будь хорошим сербом, а вера – дело второстепенное» – то же самое, что сказать овце: главное, будь откормлена, а пастбище – дело второстепенное! Никто не сможет быть хорошим сербом, если прежде всего не будет хорошим человеком. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека совершенным, кроме веры Христовой. Потому не желай сербства без духовного содержания. Да не будет тебе человек без ума наставником, ни серб без веры сотрудником. Этого тебе желаю и тебя приветствую. 34 Иоанн-Владимир, мученик († 1015; память 22 мая/4 июня), король Зетский, правивший с 970 года. (Зета – позднее Черногория. После завоевания в 960 году Сербии Византией сербская знать бежала на запад, в Зету, и здесь в конце X века возник новый центр сербской государственности – Сербская Зетская держава.) Иоанн-Владимир прославился как мудрый и мужественный, кроткий и милосердный, целомудренный и благочестивый правитель; как усердный молитвенник, устроитель и благотворитель монастырей и храмов. Погиб мученической смертью от рук заговорщиков: ему усекли главу. Был погребен близ города Элбасаны (Албания) в монастыре Шен Иони («Святой Иоанн»). Здесь, на месте его упокоения, было явлено множество чудес и были обретены нетленными его святые мощи. Ныне они покоятся в столице Албании Тиране, ибо в 60-х годах ХХ века обитель была уничтожена богоборческим режимом диктатора Энвера Ходжи (1948–1985).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Савва архиеп Сербский В 1198 или 1199 году новгородский паломник Добрыня Ядрейкович (будущий архиепископ Антоний), подробно описывая святыни и памятники Константинополя, упомянул злободневную деталь, явно поразившую его воображение. Повествуя о монастыре Богородицы Евергетиссы, он отметил среди прочего: «А здесь живет инок Савва, сербского князя сын». Добровольное принятие монашеского пострига представителем царствующего дома, отречение в юном возрасте от «сладости мира сего» было в глазах русского паломника событием настолько неординарным, что автор счел уместным сообщить о нем землякам наряду с рассказами о самых известных святынях и диковинах столицы православного мира. Добрыня явно не был до этого на Афоне, да и позднее в Новгороде, трудясь над созданием своего хождения, не слыхал рассказов русских святогорцев о Савве, иначе, несомненно, добавил бы к упоминанию о нем несколько колоритных деталей. Савва к тому времени, несмотря на свою молодость (ему было около 24-25 лет), был живой легендой Афона, а русским монахам он был здесь особо памятен. Сам приход на Афон — эту своеобразную средневековую интернациональную монашескую республику — осенью 1191 года младшего сына сербского великого жупана Стефана Немани — шестнадцатилетнего Растимира (впрочем, по молодости лет его еще уменьшительно именовали Растко) был напрямую связан с русскими монахами. Мысль о бегстве от мирских соблазнов и отшельнической жизни окончательно оформилась у него под влиянием бесед с русским иноком, пришедшим с Афона вместе с другими монахами ко двору его отца за милостыней. Понимая, что его горячий порыв не встретит сочувствия у родителей, Растко отпросился у отца на многодневную охоту в горные леса, а сам отправился с монахами на Афон. Благочестивый обман вполне удался, юноша выиграл время — погоня (в которой он не сомневался) не настигла его по пути, и он благополучно добрался со своими спутниками до русского Пантелеймонова монастыря. В ту пору он располагался не на берегу моря, как сейчас, а примерно в часе ходьбы от современной огромной приморской обители, на пологом горном склоне. Ныне это скит Старый Руссик, в котором мало что осталось от древности. Определенное представление о том, как выглядел русский монастырь на Афоне в средние века, дает (с учетом того, что изображенный собор возведен в 1628 году в традиционных для Святой горы формах) рисунок паломника Василия Григоровича-Барского, побывавшего здесь в 1744 году. Обитель идеально подходила для молодого славянского инока. Здесь говорили на понятном языке (не исключено, что в числе братии были и сербские монахи) и одновременно была возможность усовершенствовать познания в разговорном греческом, на котором общалось между собой многоязычное монашество Святой горы.

http://pravoslavie.ru/37863.html

Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Андрей Мельков Жизнь и труды святителя Саввы Сербского Жизнь святого Саввы, первого Архиепископа Сербского достойна особенного внимания не только потому, что она представляет собой пример пламенной любви к Господу и высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю монашеской жизни на Афоне – неувядающего хранилища и рассадника иноческой жизни, а также на историю и состояние Сербской Православной Церкви конца XII – первой половины XIII веков. Память 12/25 января Свт.Савва, Архиепископ Сербский. Фреска из монастыря Студеница Свт.Савва, Архиепископ Сербский. Фреска из монастыря Студеница / Жизнь святого Саввы, первого Архиепископа Сербского достойна особенного внимания не только потому, что она представляет собой пример пламенной любви к Господу и высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю монашеской жизни на Афоне – неувядающего хранилища и рассадника иноческой жизни, а также на историю и состояние Сербской Православной Церкви конца XII – первой половины XIII веков. Жизнь и труды святителя Саввы излагаются обычно, основываясь на жизнеописании, составленном в 1243 году его учеником игуменом Дометианом, который был настоятелем и духовником Хиландарского Афонского Житие святителя часто встречается в древнерусских рукописях, начиная с конца XIV века. Так в собственноручной Псалтири митрополита Киприана уже упоминается о праздновании святому Савве Сербскому под 14 Все это связано, очевидно, с т.н. вторым южнославянским влиянием на Руси, когда вновь окрепли связи Московского государства с Афоном и Балканскими державами, как в политическом, так и в культурно-религиозном отношении, и на Русь устремился обильный поток славянской церковной книжности. Святой Савва родился в то время, когда под твердым и мудрым правлением его отца – великого жупана Стефана Немани Сербия, дотоле униженная в своем политическом и духовном состоянии, начала возвышаться и укрепляться.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Сербы первоначально жили вместе с хорватами за Карпатскими горами, где занимались земледелием и иногда делали нападения на Иллирик и Далмацию. В VII веке они переселились отсюда на балканский полуостров. Случай к тому был следующий. Когда Далмациею, принадлежавшею византийской империи, овладели (около 630 г.) авары, – греческий император Ираклий (610– 641 г.) предложил сербам выгнать аваров, и за то обещал, в случае успеха, уступить им эту землю. По словам Константина Порфирородного († 959 г.), сербы в эту пору разделялись на 5 племен: I) собственно сербов, 2) захлумцев, 3) травунян и коповлян; 4) поганов или неречан и 5) дуклян или диоклейцев 24 . После долгой и упорной битвы сербы успели прогнать аваров и заняли местность, принадлежавшую византийской империи: северо-восточная ветвь сербов заняла нынешнее княжество сербское, также Босну и Расу, а юго- западная нынешнюю Герцеговину, Черногорию, Адриатическое побережье от реки Цетины (в Далмации) до озера Скутарского 25 . Впоследствии они образовали 4 сербских государства: 1) княжество (жупанство), потом королевство и царство Сербское, 2) бапство, потом королевство Боснийское, 3) княжество Захолмское или Холмское, названное, с присоединением Пагании и Травунии, Герцеговиною, и 4) княжество Черногорию, образовавшееся из Дукли или Диоклеи 26 . Начальники мелких сельских волостей (жуп) назывались жупанами, а правители отдельных земель – главными, великими жупанами, или бапами 27 . История сербов до XII века, времени вступления на сербский престол собирателя сербской земли знаменитого Стефана Немани, есть история темная, запутанная: она представляет ряд почти беспрерывных войн сербов то с греками, то с болгарами, то внутренних междоусобий и неурядиц. Сербия в ту пору была жалкою добычею, которую отнимали друг у друга то Византия, то Болгария, и она была в руках то первой, напр. при первых четырех жупанах и при Чеславе, то последней, напр. при болгарских царях Борисе и Симеоне. – А внутренние её неурядицы и междоусобия до того ослабили богатые силы её, что она не в состоянии была противостоять напору врагов. Так было с Сербиею до времен Стефана Немани 28 . 2. Сербия от начала династии Неманичей до покорения её Турциею

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Закрыть Народ, лишённый родной речи, перестаёт быть народом Обзор журнала «Вертикаль. XXI век» 86, 2024 г. 18.04.2024 4 Время на чтение 10 минут Давно минули холода, читатели стали позабывать о метелях и снежных сугробах, а обложку 86-го выпуска журнала «Вертикаль. XXI век» украшают радостные зимние акварели Г.А. Скотиной. И нет тут никакого противоречия со временем. Потому что номер по срокам своим вышел вовремя, а обзор его содержания подготовлен только сейчас. Но как приятно, рассматривая замечательные работы Галины Алексеевны, вглядываться и в сугробистый санный путь, по которому, запряжённая в сани, бодро бежит лошадка, управляемая мужичком, закутанным в тёплый тулуп, или разглядывать сумерки потухающего дня, в которых по проторенной тропке от колодца женщина на коромысле несёт вёдра с водой… Валерий Сдобняков свою книгу о Скотиной назвал «Поэзия русского мира в акварелях Г.А. Скотиной», и это совершенно точное определение творчества художника, где сказка и реальность – всё живо и всё неотделимо в особом русском мире. Но обратимся к содержанию этого номера «Вертикали». Русский мир вбирает в себя многие национальные миры, ибо определяется он не по крови, а по мировоззрению. Вот и этот выпуск открывается большим текстом сербского писателя Миле Медича «Завещание Стефана Немани» (перевод Савы Росича и Владимира Чугунова, редакция текста В.Чугунова). Это замечательное по своему содержанию произведение, в котором даются основные заветы духовного и нравственного национального сохранения, включая сбережение земли, памяти предков, языка, литературы и музыки, веры, вплоть до имён могил умерших соотечественников. Написаны завещания кратко, но ёмко по мысли. « Не отрывайте себя от земли и не отрывайте землю ни для себя, ни для другого. Если у народа есть мать, то его мать — земля, на которой он живёт. Она постоянно рожает и кормит нас. Земля есть вечная родительница народа. Берегите её и любите, чадо моё. Любите не только её поля и горы, реки и моря, но и каждую пядь, каждую горсть. Вы должны знать, чадо моё милое, что в той горсти, что на ладони умещается, заключена вся земля. А потому возьмите свою землю в ладони и не выпускайте никогда и ни за что из рук своих, ибо вы с той горстью земли в руках — народ, а без той горсти, с пустыми руками, вы всего лишь странники между народами » («Завещание земли») .

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/18/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010