Мужской монастырь Орахово Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Орахово (серб. Манастир Орахово) построен в XIV веке. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Святого Николая или монастырь Орахово расположен в 2 км от Вирпазара, в небольшой черногорской деревушке у подножия горы Беласица с видом на Скадарское озеро, и является одним из монастырей так называемого Зетского Афона . Согласно преданию, эта обитель представляет собой один из старейших духовных и культурных центров старой Зеты, история которого уходит вглубь вплоть до X века. Именно к этому периоду относится здание первой, старой церкви, посвященной св. Иоанну Крестителю, которая была построена местным феодалом Иваном Боляном, поэтому в народе эту церковь часто называют церковью Боляна. После землетрясения 1979 года эта церковь X века находилась в очень плохом состоянии и не использовалась для богослужений. В ней также не проводились богослужения еще с древних времен по причине убийства деревенского певца во время Божественной литургии. Не сохранилось исторических данных о том, были ли эта церковь приходской или же являлась монастырским храмом. Но известно, что со времен династии Неманичей здесь был основан монастырь с новой церковью, посвященной свт. Николаю. Уже в те времена, в начале XIII века, церковь Боляна из-за уже упомянутого убийства не действовала. В 1233 году по благословению св. Саввы Неманича епископ зетский Иларион построил новую, на этот раз монастырскую церковь, с окружающими ее подсобными постройками, о чем свидетельствует грамота монастыря Вранина XIII в. В исторических источниках существует документ эпохи царя Милутина, датированный 1314-1318 годами, в котором эта обитель упоминается как метох монастыря Вранина . Считается, что монастырь был построен на личных землях Стефана Немани — в народе это предание сохранилось и до сегодняшних дней. Во время турецкого владычества на Балканах в монастыре продолжалась монашеская жизнь, хотя и в очень тяжелых условиях. Турки, скорее всего, снесли монастырь в конце XVI века, но он был восстановлен в середине XVII века, и, как до сих пор указывает надпись под сохранившейся фреской Успения Пресвятой Богородицы в монастырском храме, был расписан в 1663 году, во времена митрополита Рувима (Болевича) и настоятеля монастыря Василия Негуша. Иконостас из 22 икон — работа македонского мастера Джиновски. В 1909 году к новой церкви была пристроена колокольня. Этот храм, помимо выполнения монастырских функций, служит приходской церковью для ближайшей округи. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Мужской монастырь Сопочаны Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Сопочаны (серб. Манастир — сербский православный монастырь близ города Нови-Пазар на юге Сербии. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Содержание История [ править править код ] В южной части Сербии, в живописной долине реки Рашка близ города Нови-Пазар, возвышается православный мужской монастырь XIII века — Сопочаны. Название монастыря происходит от старославянского слова «сопот», то есть «источник», «родник». Основателем монастыря является сербский король Урош I Великий , который основал обитель как семейный мавзолей рядом с древним Расом — центром Сербского государства. Это была одна из крупнейших средневековых обителей, в которой проживало свыше сотни монахов. В лучшие свои годы монастырский комплекс состоял из церкви Святой Троицы (1264-1265 гг.), трапезной, монашеских келлий, каменной стены, окружавшей обитель. До сегодняшнего дня из древнего комплекса сохранилась только Троицкая церковь — однонефная постройка, отличающаяся стройностью и композиционной цельностью. Особенностью храма является то, что он имеет некоторые черты базилики. Прежде всего это заметно по лишенным куполов боковым помещениям. Большой открытый притвор с трехэтажной колокольней был пристроен в XIV веке, во времена короля Душана. В 1389 году после Косовской битвы монастырь был сожжен турками; восстановлен при деспоте Стефане. В 1689 году после сожжения и обрушения кровли церкви монастырь опустел; реставрирован в 1929 и 1948-1956 годах. В 1990-х гг. из монастыря Высокие Дечаны в Сопочаны были перенесены мощи святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана , а в 2002 году из монастыря Пива — мощи короля Уроша . В 1979 года включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Около 1265 года церковь расписана фресками (в центральной части храма имитируют мозаику). В апсиде изображены Богородица с Младенцем и с двумя ангелами по сторонам, Причастие апостолов, Поклонение Жертве (в процессии изображены архиепископы Сербские Савва I, Арсений I, Савва II), на стенах — Великие праздники, на западной стене — Успение Богоматери, на хорах — Сорок мучеников, Гостеприимство Авраамово и апостолы, в нартексе — Вселенские соборы, Притча о праведном Иосифе, Древо Иессеево, Страшный суд, портреты ктиторов, смерть Анны Дандоло, матери ктитора; в южном притворе — Житие святого Симеона Немани , в северном — Стефана Первомученика . В боковых пристройках сохранились фрески конца XIII века, начала XIV века и XVI—XVII веков. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Хиландар     Монастырь Хиландар Афон           Осн. в 1197 г., престольный праздник 21 ноября/4 декабря, в день Введения во Храм. Игумен: архим. Моисей. Тел. (30-377) 23797, 23760. Факс (30-377) 23108.   Хиландар (серб. Хиландар, греч. Χιλανδαρου) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 4-е место. Принадлежит Сербской православной церкви и является одной из величайших сербских религиозных святынь. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова . Монастырь основан св. Саввою, впоследствии архиепископом Сербским, в конце XII  и в начале XIII веков, при царственных пособиях его родителя и родичей, и оставался исключительным приютом для сербов...   Своим основанием монастырь обязан сербскому кралю (королю) Стефану I Немани и его сыну Радко. Последний, хотя и был королевичем и предполагаемым наследником престола, предпочёл вельможьей жизни - монашескую. Он тайно прибыл на Афон  в в монастырь Солунца (Старый монастырь), где был монахом по имени Савва. Затем он ушёл оттуда и обосновался в Ватопеде. Вскоре его примеру последовал отец, который к тому времени тоже пребывал в монастыре Студеницы в Сербии, приняв в монашестве имя Симеон. Оба монаха пребывали здесь, пока по просьбе нового короля Сербии Стефана II Ватопедский монастырь не передал им опустевшую к тому времени Хиландарскую пустынь. Прибыв в монастырь, монахи сразу же стали заботиться о его восстановлении и расширении. Позднее Савва уехал в Сербию, где стал архиепископом, а Симеон до кончины пребывал в монастыре. Вскоре после их смерти Сербская Православная Церковь канонизировала отца и сына в лике святых.     Расцвет монастыря продолжался и в последующие века — сербские цари денег на монастырь не жалели. В XIII и XIV веках Хиландар стал духовным центром, откуда вышли многие руководители сербской церкви. Из благотворителей монастыря выделяется Милутин (1282-1321 гг.), позаботившийся об укреплении оборонительных сооружений монастыря против бесчинствующих в районе Афона пиратов. Хиландар получил и богатые владения в Сербии, которые приносили ему большой материальный доход. Не обошли вниманием сербский монастырь и византийские императоры из династии Палеологов, о чем свидетельствуют многочисленные хрисовулы (золотые буллы), хранящиеся в архивах монастыря.

http://isihazm.ru/1/?id=502&c_pid=1

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи в Великой Хоче ФОТОГАЛЕРЕЯ Велика Хоча – старинное место в общине Ораховац в Косово и Метохии. Расположенный в двадцати пяти километрах от Призрена и Джаковицы и лежащий на высоте 400 метров над уровнем моря, этот край на протяжении столетий было вотчиной виноградарей и виноделов. Велика Хоча защищена с восточной и северной стороны горами от холодных ветров. Благодаря этому, а также из-за большого количества солнечных дней в году и мягкого климата местные виноградники всегда были одними из лучших в Сербии, и известны далеко за ее пределами. Велика Хоча – один из самых древних сербских населенных пунктов на территории Метохии: исторические источники упоминают о ней начиная с XII века, когда сербский правитель Стефан Неманя пожертвовал это место монастырю Хиландар. Потомки Немани неоднократно подтверждали этот дар Хиландару и увеличивали хочанский метох (метох, от греч. μετχια – монастырские или церковные владения, – прим.ред). В средневековый период Велика Хоча была духовным и хозяйственным центром с 24 церквями и двумя-тремя монастырями. С того времени сохранилось восемь действующих монастырей и пять церквиште (сербск., развалины церкви – прим.ред.). Одна из древнейших здесь, церковь Свт.Николая, была построена в XIII веке, а обновлена в XVI-м, также, как и церкви св.Иоанна и Св.Стефана, выстроенные в XIV-м. Бережно сохраняются остатки еще пяти. Есть в Великой Хоче и три церкви нового времени. У винодельни монастыря Дечаны в Хоче – свои виноградники, еще со времен царя Душана, и сегодня тут, как и прежде, делают дечанское вино. Здесь же находятся и архитектурные памятники – башня Лазара Куюнджича и Спасича куча, выстроенная в 1830-м, редкий пример сохранившейся городской сербской архитектуры XIX века. vk fb tw ok @ g+ lj Дети в ожидании начала праздника vk fb tw ok @ g+ lj Божественная литургия vk fb tw ok @ g+ lj Божественная литургия в Великой Хоче vk fb tw ok @ g+ lj Божественная литургия vk fb tw ok @ g+ lj Божественная литургия. Великий вход

http://pravoslavie.ru/48589.html

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла (Стари-Рас) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Стари-Рас (серб. црква Светих апостола Петра и Павла) — старейшая из сохранившихся церквей Сербии, датируемая приблизительно VIII веком. Входит в комплекс памятников средневековья Стари-Рас, который признан ЮНЕСКО объектом всемирного наследия в 1979 г. Содержание История [ править править код ] Стари-Рас – город, который некогда был первой столицей династии Неманичей. С конца XII по XIII вв., Стари-Рас был политическим и культурным центром сербского государства. Однако с приходом турков в XIV веке политическое значение города в значительной степени снизилось, а с 1455 года, после захвата города Турцией начался упадок города. Апостол Тит, апостол от семидесяти, уроженец ост­ро­ва Кри­та, отправился в Иерусалим, чтобы встретиться с Иисусом Христом. Считается, что он построил первую церковь на месте сегодняшней церкви Петра, которая считается самой старой не только в Сербии, но и на Балканах. Археологи считают, что здесь было раннехристианское место поклонения, вероятно, баптистерий VI века, и что ядро сегодняшней церкви, датируемой VIII веком, состоит из остатков самого старого здания, которое было построено в V веке до н.э. Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Стари-Рас имеет особое значение для сербской истории, потому что с ним связаны ключевые события из жизни Стефана Немани: его крещение, собор против Богумила и передача власти его сыну Стефану. Здания комплекса по большей части были возведены между IX и XI веками. Что касается самой Церкви Св. Апостолов Петра и Павла, то точной даты ее строительства неизвестно. Предполагается, что храм был построен на фундаменте баптистерия VI века в VII-VIII столетиях. При этом уже в X веке церковь упоминается как епископская резиденция. Три слоя фрагментарно сохранившихся фресок датируются по стилистическим характеристикам периодом IX-X веков, концом XII, а также последним десятилетием XIII века. Вокруг церкви сохранилось кладбище с позднеримскими и славянскими захоронениями.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Святых...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ Джурджеви ступови, муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Памятник архитектуры, в 1979 г. внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен на возвышении в 4 км от Нови-Пазара (Сербия). Наместник - синкелл Петр (Улемек). 6 насельников (2007). История Церковь вмч. Георгия в мон-ре Джурджеви ступови близ Нови-Пазара. Кон. 60-х гг. XII в. - 1170/71 г. Церковь вмч. Георгия в мон-ре Джурджеви ступови близ Нови-Пазара. Кон. 60-х гг. XII в. - 1170/71 г. В Житии вел. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), составленном в 1216 г. его сыном св. Стефаном Первовенчанным (см. Симон Монах ), сообщается, что Неманя воздвиг храм в Расе в благодарность вмч. Георгию за свое освобождение из заточения. Строительство началось незадолго до его битвы с братом Тихомиром и византийцами при Пантине на Косовом поле, т. е. в кон. 60-х гг. XII в., и закончилось, согласно ктиторской надписи на зап. портале храма, в 1170/71 г. В 1175 г. была завершена роспись храма. В Жичской повелье 1224-1227 гг. Д. с. упоминается как 2-й по статусу серб. «королевский» мон-рь. Однако потом его статус был понижен, и на Соборе 1315 г. игумен Рашский стоит 7-м между серб. игуменами. В тот период мон-рь имел обширные владения. Кор. Драгутин (прп. Феоктист ) стал 2-м ктитором мон-ря: в 1282/83 г. была расписана припрата, а в честь Собора в Дежеве, на к-ром Драгутин передал власть брату Милутину , башня над воротами была обращена в часовню (капелла Драгутина), в юго-вост. части стены сделаны новые ворота и построена трапезная к востоку от церкви. В 1316 г. в церкви Д. с., согласно завещанию Драгутина, было перезахоронено его тело (местонахождение захоронения неизв.). Сведения по истории мон-ря в османский период скудны: в 1589 г. были обновлены крыши построек, в XVII в. мон-рь имел неск. подворий в окрестных селах. В 1689 г. 16 монахов покинули Д. с., и 300 лет обитель находилась в запустении. Иногда, в день памяти вмч. Георгия, священники из Нови-Пазара служили в храме литургию. В XIX в. плачевное состояние Д. с. в путевых заметках отмечали мн. путешественники (Ф. Ф. Каниц, А. Ф. Гильфердинг и др.). В 1925 г. церковь была приспособлена для проведения регулярных богослужений.

http://pravenc.ru/text/171883.html

Выставка «Рождество и Сочельник — хранители Предания Церкви» открылась в столице Сербии 8 января 2007 г. 17:16 В выставочном в павильоне «Цвета Зузорич» викарный епископ Хвостанский Афанасий (Ракита) открыл выставку «Рождество и Сочельник — хранители Предания Церкви», организованную Академией живописи и реставрации Сербской Православной Церкви . Торжественное открытие началось выступлением протоиерея Радомира Поповича, декана Академии, который в первую очередь поблагодарил Исторический музей Сербии, монастырь Студеницу, монастырь Тврдош и все те организации, которые помогли в организации этой выставки; особенную благодарность он выразил студентам и профессорам  Джорджу Янковичу и Горану Яничевичу. Декан образно сравнил выставку с Рождеством, студентов Академии — с ангелами, профессоров — с пастырями, а всех, кто пришли на выставку, — с мудрецами, пришедшими с Востока. Затем владыка Афанасий в своей речи на открытии отметил, что студенты Академии соединили свой труд с наследием своих предков, поскольку на выставке представлены как печать князя Строймира IX века, перстень Стефана Первовенчаного из монастыря Студеница, так и фрески, написанные студентами. Среди них фрески с изображениями святых Климента и Наума, равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, царя Юстиниана, святой Людмилы и других святых. Таким образом Академия отметила Рождество и продемонстрировала фрески и иконы, а также археологические свидетельства существования христианства на этой территории. На выставке были представлены экспонаты, охватывающие духовное и культурное наследие со времени учреждения Сербской архиепископии во времена святого Саввы и святого Симеона Немани. В первый раз были представлены некоторые археологические свидетельства о давней сербской государственности периода VII-XII столетий, которые во многом связаны с территорией Косова и Метохии. На открытии выставки тропари Рождества и акафист пропел женский квинтет хора святого деспота Стефана Лазаревича под регентством Предрага Миодрага из храма святого Марка. Выставка продлится до 10 января 2007 года. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/180232.htm...

Чем дальше на Восток, тем все больше распространен обычай ранних браков. Родители-сербы заботились о том, чтобы сыновья их женились, как только достигнут возраста, предписываемого Православной Церковью . Сентиментальное основание для этого – желание как можно скорее дождаться внучат; моральное – желание уберечь детей от развращенности; и, наконец, практическое – желание побыстрее получить помощь в сельскохозяйственных трудах и ремеслах, исконно двух главных занятиях сербов. Особая причина того, что Неманя и Анна хотели видеть Растко женатым уже в семнадцатилетнем возрасте, заключалась в их преклонных летах. Спустя два года родители пригласили Растко в столицу – город Рас, располагавшийся в узкой, но плодородной долине, окруженной горными склонами. Кстати говоря, из-за названия этого города сербскую землю в то время часто называли Расией (теперь на его месте находится другой город – Нови-Пазар). В отличие от царской роскоши позднейших времен, жизнь балканских монархов эпохи Немани была скромна. Так было даже при дворе весьма цивилизованной Византии. По историческим сведениям великий жупан Неманя был чрезвычайно богат: имел «семь башен серебра и дукатов», но при этом, будучи христианином и воином, вел чрезвычайно скромную жизнь. Резиденция Немани представляла собою большое четырехугольное пространство, огражденное стеной с наблюдательными вышками на каждом углу. Посреди двора располагался двухэтажный дом великого жупана, с погребом, использовавшимся для хранения продовольствия. Первый этаж был каменный. Трапезную украшал резной деревянный потолок. Верхний этаж был деревянный, отштукатуренный изнутри. Свернутые соломенные тюфяки, подушки и шерстяные покрывала-ковры днем хранились в многочисленных стенных нишах. Спали на деревянном полу. Были и другие комнаты, побольше и поменьше, с крашеными шкафами для одежды и оружия. Стены покрывали висевшие на крюках щиты, сбруя и луки, латы, алебарды и прочее снаряжение. Имелся тут и маленький домовый храм, украшенный драгоценными иконами и подсвечниками. Пред иконою святого первомученика Стефана денно и нощно горела лампада: он был святым покровителем дома Немани. Кстати говоря, по имени своего покровителя (по-сербски – «славы») принцы и короли из династии Неманичей ставили с тех пор перед своим именем и имя Стефан: Стефан Неманя, Стефан Первовенчанный, Стефан Урош, Стефан Драгутин, Стефан Милутин, Стефан Душан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Гораздо важнее, что школьники целых три дня провели в сербской «царской лавре» - знаменитой Студенице. Отстояли монастырскую службу в древнем храме. Причастились, поклонились мощам преподобной Анастасии и преподобного Симона (матери и брата святителя Саввы Сербского). Нам посчастливилось подняться с детьми и в знаменитую келью святого Саввы, что в семи километрах от обители, высоко в горах. Потом мы продолжили путь на юг, в Старую Сербию, или Рашку, которая была историческим ядром средневековой державы Неманичей. Посетили монастырь Георгиевы Столпы - Ступови; название этой задушбины Стефана Немани, воздвигнутой по обету, данному в темнице святому Георгию, который вызволил Неманю из заточения и даровал ему победу над изменниками (даже в специальной литературе часто переводится не совсем верно: между тем и и суть огласовки одного и того же имени, хорошо известного каждому христианину). С благоговением взирали на дивные сопочанские фрески... Росписи в монастыре Сопочаны, задушбине короля Уроша (1243-1276), внука Стефана Немани, с точки зрения искусствоведов, представляют собой непревзойденные шедевры средневекой живописи. Филигранные прориси, нежнейшие пастельные тона с множеством неповторимых оттенков, безупречная техника, сверхнасыщенные композиции. Западные специалисты утверждают, что средневековые живописцы «предвосхитили итальянский ренессанс», достигнув «невероятного мастерства» в изображении «живых фигур» и «поразительной глубины взгляда». Но совершенство формы - не отступающей от канона - есть лишь внешняя, безусловно великолепная, однако отнюдь не главная сторона сих чудесных творений, отмеченных печатью высшей одухотворенности - умиротворения, не свойственного культурным наследникам Древней Эллады. Подлинным чудом стало и то, что за несколько веков, пока храм стоял с разрушенной кровлей, зимние бури и непогода так и не смогли уничтожить труд живописцев. К сведению русских паломников: преобладание «блеклых» цветов, сведение богатства красок к «бледному», утонченному архетипу есть изначальный замысел, а вовсе не следствие «неумолимого времени», хотя последнее (в лице алчных турецких грабителей) и покусилось на золото нимбов и роскошных одежд ...

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/17/n...

Неожиданное примирение венгерского короля со Стефаном заставило латинянина возвратиться ни с чем. По окончании этих бед блаж. Стефан, благоговея к памяти великого отца своего, как образца правителя умного и молитвенника в загробной жизни, описал житие великого жупана Стефана Немани. Так как по завоевании Константинополя латинянами (1204 г.) насилия романизма стали настойчивее, а меры вредить православию шире и сильнее, то Стефан в ограждение безопасности Сербии вступил (в 1216 г.) в брачный союз с внукою Венецианского дожа Дандоло. Папа побаивался сильной тогда Венецианской республики. Потому, когда сильные родственники жены Стефановой попросили у папы для Стефана королевского венца и защиты против Венгрии, папа в 1217 г. поспешил прислать ему венец, а королю венгерскому послал запрещение называться Сербским королем. Чтобы не быть непризнательным к папе, Стефан утвердил за Млетским Бенедиктинским монастырем остров Млет и Бабино поле. Папа мог тешиться мыслию, что приобрел себе нового подданного-короля; но благочестивый сын Немани, видевший мерзости питомцев папы в Цареграде, не мог и думать о религиозном союзе с папою; во всю жизнь не искал он суетной славы; кротость составляла отличительный характер его. " Аз грешный Стефан " , - так писал он в грамотах. Современные владетельные лица по какому-то странному увлечению один пред другим спешили выпрашивать у папы королевский венец, как например современный князь болгарский; но блаж. Стефан принял венец, когда тот прислан был папою, а не искал его. К тому же сербский народ не был доволен и тем, что православный властитель вступил в сношение, хотя и политическое, с ненавистным папою. Так королевский венец, присланный папою в Сербию, не произвел перемены в отношениях Сербии к православию. Когда же св. Савва посвящен был в архиепископа Сербского, то по совещании с представителями Сербской земли короновал он брата своего венцом, присланным от греческого императора, помазал его св. миром и одел в королевскую мантию. При этом блаженный король торжественно исповедал, что он - верный сын восточной Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010