Красиловка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Построен в 1894 году. Официально признан памятником архитектуры XIX века. В 1920-х годах советская власть храм закрыла, церковное имущество было вывезено. Здание храма пытались использовать под другие нужды. В 1950-х годах богослужение в храме было восстановлено, однако продолжалось недолго. В 1960-м году храм был снова закрыт, а всё имущество перевезли в другое село. Крыша провалилась, здание пытались разрушить, однажды облили горючей жидкостью и подожгли... В итоге от храма остались лишь стены и воспоминания стариков, каким он был. С помощью Божьей, благодаря пожертвованиям и помощи благочестивых людей, в храме были проведены первоочередные ремонтные работы, и с октября 2007 года он вновь открыт для проведения богослужений. Но, к сожалению, денежных средств для продолжения начатого восстановления храма катастрофически не хватает. За благотворителей и жертвователей храма совершается молитва на проскомидии (с поминанием поимённо) и на Божественной литургии, а также на акафистах и молебнах. Покровская церковь в с. Красиловке Козелецкого района построено из красного кирпича 1894 г. на средства семьи Кулешей на месте деревянного храма, построенного, по преданию, с участием Стефана Яворского (1658-1722 гг.). Это - шестистолпный, одноапсидный храм, увенчанный шатром с фонариком на восьмерику (не сохранились). С запада церковь сочетается с палаточный колокольней типа восьмерик на четверике, на 1-ом ярусе которой - главный вход. С севера и юга к нему примыкают покрытые палатками тамбуры-анни, к которым ведут лестницы. В интерьере сохранились остатки росписи в алтарной части и подписаны портреты основателей на верхних плоскостях пилонов. Покровская церковь в с. Красиловке - редкий на Черниговщине образец архитектуры неорусского стиля ( " Духовные святыни Черниговщины. Календарь 2002 " ,Киев, 2001 г. издательство " Техника " , стр. 340). Источник: сайт храма http://pokrov-kras.prihod.ru/glavnaja_stranica Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=31125

Музей христианской культуры открылся в Санкт-Петербурге мая 2021 В коллекции - иконы, паломнические реликвии, работы прославленных живописцев, памятники старообрядческих художественных центров. В Константиновском зале музея представлено раннехристианское искусство. Среди экспонатов - мраморный бюст Константина Великого и разного времени иконы равноапостольного императора и его матери равноапостольной царицы Елены, ковчеги для мощей, чаша для омовений и ювелирные украшения. Большой зал посвящен Ветхому и Новому Заветам. Представлены иконы ветхозаветных пророков и праотцев, ветхозаветной Троицы, последнего пророка Иоанна Предтечи и апостолов. Они датированы XVII - началом XX столетия. Также представлен оригинал Евангелия Стефана Яворского (1703), рукописный Апокалипсис XIX века, факсимильные издания рукописных Евангелий XI - XIII веков. В зале, посвященном святителю Николаю Чудотворцу, находятся иконы, самые ранние из которых относятся к XVI веку, частицы мощей святых Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и Константина Великого, сосуды для хранения мира из итальянского города Бари. " Этот уникальный просветительский центр создан при Константино-Еленинском монастыре. Он призван показать красоту нашей русской иконы. Главное - он даст возможность изучать историю страны. Это важно для молодежи. Это скрепы истории, которые всех нас объединяют " , - сказал Александр Беглов. Он поблагодарил создателей центра. Константин Голощапов отметил, что новый центр - подарок Санкт-Петербургу к Дню города. Здесь будут проходить просветительские мероприятия для молодежи, конференции и встречи, экспозиция музея будет расширяться. Музей занимает второй и третий этажи нового многофункционального комплекса " Наследие " . Его общая площадь - более 3 тыс кв. метров. В июне посетители смогут увидеть большую часть экспозиции на втором этаже. Остальные выставочные залы будут открыты в сентябре. Поделиться Упоминания в новостях 20 февраля 2024 17 февраля 2024 6 июня 2023 29 сентября 2022 27 марта 2024 5 марта 2024 20 февраля 2024 17 февраля 2024 2 февраля 2024 3 апреля 2024 2 апреля 2024 1 апреля 2024 19 марта 2024 18 марта 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

При Константино-Еленинском монастыре в Санкт-Петербурге открыт Музей христианской культуры 30 мая 2021 г. 17:08 В многофункциональном комплексе «Наследие» в городе Санкт-Петербурге (пер. Лодыгина, 5) создан Музей христианской культуры. В его открытии 29 мая 2021 года приняли участие губернатор Александр Беглов и ктитор Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии Константин Голощапов. В коллекции — иконы, паломнические реликвии, работы прославленных живописцев, памятники старообрядческих художественных центров. В Константиновском зале музея представлено раннехристианское искусство. Среди экспонатов — мраморный бюст Константина Великого и разного времени иконы равноапостольного императора и его матери равноапостольной царицы Елены, ковчеги для мощей, чаша для омовений и ювелирные украшения. Большой зал посвящен Ветхому и Новому Заветам. Представлены иконы ветхозаветных пророков и праотцев, ветхозаветной Троицы, последнего пророка Иоанна Предтечи и апостолов. Они датированы XVII — началом XX столетия. Также представлен оригинал Евангелия Стефана Яворского (1703), рукописный Апокалипсис XIX века, факсимильные издания рукописных Евангелий XI-XIII веков. В зале, посвященном святителю Николаю Чудотворцу, находятся иконы, самые ранние из которых относятся к XVI веку, частицы мощей святых Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и Константина Великого, сосуды для хранения мира из итальянского города Бари. «Этот уникальный просветительский центр создан при Константино-Еленинском монастыре. Он призван показать красоту нашей русской иконы. Главное — он даст возможность изучать историю страны. Это важно для молодежи. Это скрепы истории, которые всех нас объединяют», — сказал Александр Беглов. Он поблагодарил создателей центра. Константин Голощапов отметил, что новый центр — подарок Санкт-Петербургу к Дню города. Здесь будут проходить просветительские мероприятия для молодежи, конференции и встречи, экспозиция музея будет расширяться. Музей занимает второй и третий этажи нового многофункционального комплекса «Наследие». Его общая площадь — более 3 тысяч кв. метров. В июне посетители смогут увидеть большую часть экспозиции на втором этаже. Остальные выставочные залы будут открыты в сентябре. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Статистика Димитрий Ростовский, свт. В миру Даниил Саввич Туптало; 1651(1651) — 1709) — епископ Русской Церкви; духовный писатель, оратор. В 1757 году прославлен в лике святых Православной Российской Церковью; память 21 сентября (по юлианскому календарю) и в день Собора Сибирских святых (10 июня). Родился в декабре 1651 года в селе Макарове Киевской губернии. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями.Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, Польше, Москве, от которых зависела судьба Украины. Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). 10 августа 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых. В 1701 году переезжает в Москву для назначения на Тобольскую кафедру, 23 марта был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре.По причине болезни Димитрия 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определен на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор). За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, расколом и ересями. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого. Статуя святителя Димитрия перед кафедральным собором в Ростове Смерть и погребение Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. В могиле вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений.Над местом погребения установили деревянную гробницу. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/37

Статистика Чистович Иларион Алексеевич писатель, сын диакона Калужской губернии. Образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии; читал в ней сначала отечественную, церковную и гражданскую историю, а затем психологию и историю философии. В 1871 г. Чистович защитил диссертацию на степень доктора богословия: " Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека " (СПб., 1871). Состоял вице-директором канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, потом управлял контролем при Святейшем Синоде и был членом учебного при Синоде комитета. Преподавал философские науки в Императорском училище правоведения. Главный философский труд Чистовича: " Курс опытной психологии " (СПб., 1868, несколько изданий). Исторические его сочинения " История Санкт-Петербургской духовной академии " (СПб., 1857); " Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858 - 1888 годы " (СПб., 1889); " Феофан Прокопович и его время " (СПб., 1868). Во " Временнике Общества Истории и Древностей при Московском Университете " Чистович напечатал между прочим: " Процесс по делу об учреждении типографии при киевской митрополии " (1855) и " Проект издания российских летописей в 1734 г. " (1856); в " Чтениях " того же общества - " Выговская раскольническая пустынь " (1859), " Материалы для биографии Бецкого " (1863) и " Иона Сальникеев " (1868); в " Дне " 1861 - 1862 гг. - " Арсений Мацеевич " ; в " Православном Обозрении " - " Исправление славянской Библии перед изданием 1751 г. " (1860) и " Решиловское дело " (отдельно, СПб., 1861); в " Христианском Чтении " - " История православной церкви в Финляндии " (1853), " Обозрение лютеранских и реформатских обществ в России с половины XVI до начала XVIII века " (1857) и " Неизданные проповеди Стефана Яворского " (1867); в " Страннике " - " Новгородский митрополит Иов и его переписка " (1861) и " Митрополит Амвросий Подобедов " (1860). В 1878 г. Чистович напечатал " Историю перевода Библии на русский язык " (2-е изд., СПб., 1899). Последним по времени его ученым трудом был " Очерк истории западнорусской церкви " (СПб., 1882 - 1884). После смерти Чистовича, в 1894 г. вышло в свет его сочинение " Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ " (СПб.). Все сочинения Чистовича по истории русской церкви составлены на основании архивных первоисточников и вносят в науку много новых фактов, а отчасти и новых взглядов на более крупных церковно-исторических деятелей. См. " Памяти историка нашей академии - И.А. Чистовича " ( " Церковный Вестник " , 1893, 45); Н. Б. " И.А. Чистович " ( " Церковные Ведомости " , 1893, 46); " Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет " (стр. 53 - 54 и 133). Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/309

В книге – два связанных между собой исследования. Одно из них посвящено сочинению митрополита Стефана Яворского , содержащему протест против учреждения Синода. Здесь разбираются полемические элементы сочинения и пересматриваются церковно-политические установки Яворского на всем протяжении его жизни. Во втором исследовании рассматривается история чина избрания и поставления архиерея в Петровскую эпоху. В приложении публикуется ряд текстов: «Апология» Яворского, его же проповедь на день Алексея Человека Божия 1712 г., и другие тексты. Публикации снабжены историческим и филологическим комментарием. Содержание Введение. Традиции и инновации в церковной политике Петра Великого 1. Религиозно-политические противостояния в канун петровских преобразований 2. Церковная политика Петра Великого и наследие XVII столетия Часть первая. Протест митрополита Стефана Яворского против учреждения Синода и его церковно-политические позиции 1. Из истории вопроса 2. Предмет полемики Прокоповича и Яворского 3. Восточные патриархи во главе русской церкви (1700–1721) 4. Аргументация Яворского 5. Развязка спора 6. Стефан Яворский в борьбе за независимость церкви Часть вторая. Чин поставления архиерея и его изменения в Петровскую эпоху 1. Предыстория 2. Чин избрания и поставления, составленный после Большого Московского собора 1666–1667 гг. 3. Изменения в архиерейском обещании, сделанные при патриархах Иоакиме и Адриане 4. Изменения в Чине избрания и поставления архиерея, сделанные после смерти патриарха Адриана и до учреждения Синода 5. Изменения в Чине избрания и поставления архиерея, сделанные после учреждения Св. синода Экскурс 1. Несостоявшаяся хиротония Дионисия Жабокрицкого Приложение 1. Сочинение Стефана Яворского «Апология или словесная оборона» Приложение 2. Проповедь Стефана Яворского «О соблюдении заповедей Божиих», произнесенная на день св. Алексея, человека Божия 17 марта 1712 г. в Успенском соборе в Москве Приложение 3. Архиерейское обещание Тихвинского архимандрита Ионы при поставлении в епископы Вятские и Великопермские 23 августа 1674 г Приложение 4. Архиерейское обещание Павла, игумена Перервинского монастыря св. Николая Чудотворца, при поставлении в архиепископы Коломенские и Каширские 30 апреля 1676 г Приложение 5. Чин избрания и поставления епископа в редакции патриарха Адриана Литература Указатель библейских цитат Предметно-именной указатель Иллюстрации     Читать в формате pdf Читать далее Источник: М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 360 с, ил. ISBN 5-86793-335-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Zhivov/...

8 Миркович Г. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве во второй половине XVII века. Вильна, 1886. 11 Надо отдать должное западноевропейским славистам XX века, таким как Штупперих, Гертель, Л. Мюллер в Германии или П. Паскаль во Франции, которые в своих монографиях и статьях продолжили начатую российскими учеными работу (см. библиографию). 12 См.: Флоренский Павел , свящ. Философия культа//Богословские труды, 1977, No 17, и в частности: «Культура, как показывает и этимология слова cultura от cultus, ядром своим и корнем имеет культ. Cultura как причастие будущего времени, подобно natura, указывает на нечто развивающееся. Natura – то, что рождается присно, cultura – что от культа присно отщепляется, как бы прорастания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни – это первичное творчество человека; культурные ценности – это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа, подобно сухой кожице луковичного растения...» (с. 117). 16 Видимо, ее широкое обсуждение предполагали и издатели, дав в начале тома две крайне интересных статьи, но отложив окончательные выводы из них – именно по этой причине – на потом. Верховской, впрочем, отмечает, что книга Самарина дала «сильный толчок развитию специальной литературы по истории Петровской реформы в восьмидесятых годах, после ее напечатания в 1880 г., как видно из ссылок на нее в этой литературе» ( Верховской П. В., проф. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении Церкви и государства в России: Исследование в области истории русского церковного права: В 2 т. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 1. С. LXXXI). Однако, подчеркну еще раз, в этой книге речь идет об истории не учреждений, но – идей. 17 «Система, наука Церкви, невозможна и противна существу Церкви. Православная Церковь никогда не излагала своего учения в форме системы; но она постоянно имела катехизисы» (Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т. V. М., 1880. С. 23. примеч.). 34 Проницательное мнение Чаадаева, высказанное им в письме к А. И. Тургеневу, так и осталось частным мнением («Ты знаешь предмет рассуждения. Под покровом двух имен – Стефана Яворского и Феофана Прокоповича – дело идет о том, возможна ли проповедь в какой-либо иной церкви, кроме православной? По этому случаю, как тебе известно, он разрушает все западное христианство и на его обломках воздвигает свое собственное, преисполненное высоким чувством народности и в котором чудно примиряются все возможные отклонения от первоначального учения Христова» (Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989. С. 292–293). Читать далее Источник: Хондзинский П., прот. «Ныне все мы болеем теологией»: Из истории русского богословия предсинодальной эпохи/Протоиерей Павел Хондзинский. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 23  голоса:  4.7 из  5) Предыдущий Следующий Д.А. Карпук. Петр I и Церковь: благодетель или антихрист? Д.А. Карпук. Русская Церковь в синодальный период: был ли обер-прокурор главой Церкви? Лекции кандидата богословия, доцента Санкт-Петербургской духовной академии Д.А. Карпука. Лекция на тему “Петр I и Церковь: благодетель или антихрист?” состоялась 16 октября 2017 г. в образовательном центре “Логос” при храме свт. Николая Чудотворца в г. Павловске. Вначале лектор описал слушателям контекст эпохи великого реформатора, государственнообразующую, военную и политическую деятельность первого русского императора. Он остановился на реакции верующих людей на те реформы Петра I, которые касались не только устройства государства, но также быта и даже внешнего вида подданых. Д.А. Карпук рассказал об активном насаждении Петром Великим просвещения, в том числе – в церковной сфере, и о связанной с этим деятельностью митрополита Стефана (Яворского) . Вторая лекция на тему “Русская Церковь в синодальный период: был ли обер-прокурор главой Церкви?” прошла 27 ноября 2017 г. в образовательном центре “Логос” при храме свт. Николая Чудотворца в г. Павловске. Доцент СПбДА подробно описал исторический контекст, в котором первый российский император упразднил патриаршество и учредил Святейший правительствующий Синод. Д.А. Карпук указал на то, что должность обер-прокурора первоначально предполагала надзор за делопроизводством в духовном ведомстве, анализ того, насколько решения Св. Синода соответствуют своду законов Российской империи, и не предполагала какого-либо ограничения по отношению к авторитету иерархов. Лишь позже в силу разных причин влияние “ока государева” в Синоде значительно возросло. Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 233  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/video/cerkovnaja-reform...

Глава IV Трактаты «Камня веры»: о душах святых, мощах, литургии, Евхаристии, призывании святых и постах. Отношение содержания трактатов к богословским трудам Беллярмина и Бекана. Bellarmini t. II De ecclesia triuph. Характер замечаний дов. 1-й 343 2 E, 344 1 A Заимствовано с переделкою в конце довода 582 б –584 а 344 1 BCDE Заимствовано с близким сходством 344 2 DE, 345 1 A Заимствовано с незначительным сокращением. 585 а –586 б 345 2 BCDE 2 AB Почти буквальный перевод 586 б –587 б 345 2 CD Буквальный перевод 345 2 E, 346 1 A 346 1 BC Буквальный перевод 348 1 DE 589–5 90 348 1 E 2 A 590 а –591 а 348 2 BCD 591 аб –592 а 348 2 E 349 1 ACD Заимствовано с буквальным сходством свидетельство св. Епифания и с незначительным распространением свидетельства свв. Кирилла Иерус., Иоанна Дамаск. и Феофилакта. 592 б –594 а показ. 1–4 353 1 DE Заимствовано с незначительным распространением. 594 б –595 б Заимствована общая мысль, при различии частных доказательств в ее подтверждение. Претык. и испр. Becani Man. controv. 596 а –601 а 1547, §§ 1–4 Заимствованы некоторые частные мысли с самостоятельными дополнениями. Disput. t. I 601 а –602 а I. III. 341 2 C 346 1 DE 2 A Почти буквальный перевод 602 а –603 а Почти буквальный перевод с изменением порядка в изложении мыслей. 346 2 ABC 341 2 C, 346 2 CD Заимствовано с близким переводом 604 а –605 а 342 1 AB 348 1 CD Буквальный перевод 605 а –606 а 342 1 B, 348 2 D Заимствовано с незначителльным распространением. 606 а –608 а Буквальный перевод 353 2 ABCDE 608 а –609 а 343 1 C, 353 2 E 354 1 AB 343 1 BC, 354 1 C 609 б –611 б 354 1 DE 2 ABC Заимствовано с незначительным сокращением в изложении одного и того же содержания и с прибавлением нескольких строк в конце ответа на возражение (стр. 611). Трактат о душах святых, как видо из представленного сравнения его с соответственными местами Disputationes Беллярмина, есть близкое и по большей части буквальное заимствование из католического источника. Кроме отмеченных выше особенностей в содержании рассматриваемого трактата по сранению с последним, как имеющие самостоятельное значение, могут быть указаны следующие части: во второй главе положительного отдела свидетельства свв. Григория Богослова (стр. 589 аб ) и Иоанна Златоуста (591 а ), в третьей – «показания» пятое и шестое (594 а –595 б ), не зависимые от источников в подробностях своего содержания; в полемической части – некоторые частные мысли в решении первого возражения (596 а –601 а ), а также возражение пятое и ответ на него (603 б –604 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Рукопись Яворского в ГИМе не датирована. Это, безусловно, список, так как переписчик уже обладает обоими трудами. Можно предположить, что сама рукопись относится к периоду середины – второй пол. XVIII в. Но к какому времени относится сама работа? Вопрос этот важен для выяснения очередности написания «Ига Господня» Яворского, одноименной работы Лопатинского и Яворского же «Камня веры». Выяснение датировки может значительно изменить традиционную историческую картину. Датировка написания «Распри» Прокоповича известна – это 1712 г. Ответные на критику «Ига Господня» работы Прокоповича «Краткое православное христианское учение о благодатном через человека грешного чрез Иисуса Христа оправдании», «Православное Християнское учение о хуле на Духа Святаго», «Особенное рассуждение о грехе смертном и простительном» 12 датированы 1714–1716 гг. Следовательно, можно датировать «Иго» Яворского периодом 1712–1714 гг.? Однако известно, что «Камень веры» Яворского к 1713 г. уже завершен, а Яворский в своей рукописи ссылается на «Камень» как на труд уже законченный и, как можно предположить, уже известный узкому кругу читателей. Это обстоятельство сужает время написания «Ига» до одного года или даже нескольких месяцев между 1712–1713 гг. Это первый, моментальный отклик Яворского на работу киевского ректора. Работа Лопатинского, несомненно, более позднего происхождения, хотя мы и не можем с уверенностью утверждать, с какой именно работой был ознакомлен Феофан Прокопович и кому из двоих оппонентов он отвечал в 1716 г. Можно только предположить, что все-таки Лопатинскому. Рукопись Яворского, вероятно, была чрезвычайно редкой и, возможно, предназначалась для Лопатинского же, как некоторое указание для написания более обширного трактата. Видимо, переписчик знал или догадывался об этом обстоятельстве, поэтому и поместил в своем собрании работу Яворского перед трудом Лопатинского, хотя и под одним переплетом. Прежде чем приступить к подробному описанию и рассмотрению работы, следует отметить, что в ряде случаев пафос произведения направлен не столько на самого Феофана Прокоповича , который часто совершенно не высказывал приписываемых ему (если считать произведение Яворского не частью богословского обсуждения, а чисто полемическим и узко направленным против Прокоповича произведением) взглядов, сколько на крайние протестантские и древнееретические воззрения, а также на те возможные последствия, к которым может привести Прокоповича выбранная им точка зрения. Не следует также забывать особенности риторических и полемических приемов, которыми пользовались в XVIII в. все полемисты, т. е. приписывание противнику гипертрофированных недостатков, многократные параллели с ересиархами, осужденными Вселенскими соборами, и т. п., иначе придется предположить, что Яворский критикует работу, которой не читал, или что Феофан Прокопович был крайним протестантом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010