До 1661 г. приход входил в состав Коскошинского, и в нем была только одна часовня во имя Рождества Христова, но в этом году он отделился от Коскошинского прихода в самостоятельный приход. Поводом к сему послужил, быть может, пожар в 1660 г., истребивший Никольскую церковь Коскошинского прихода и значительная удаленность селений нынешнего Ныкольского прихода от Коскошинского. Вероятно, вкоре после образования Ныкольского прихода построена была первая церковь в честь Рождества Христова с приделом во имя Николая чудотв. В 1700 г. она была поправлена; по благословению архиеп. Афанасия в 1703 г. освящена по грамоте митрополита Стефана Яворского - Прилуцким Сретенским попом Тимофеем Ивановым совместно с приходским священником Иаковом Кондратьевым и в 1754 г. за ветхостью разобрана. Вместо разобранной была построена двухэтажная двухпрестольная (внизу - во имя Рождества Христова, в верху - Николая чудотв.), шатровая и одноглавая церковь, освященная в сен. 1775 г. священником Калежской волости Евфимом Игнатьевым. В следующем 1756 г. 18 марта эта церковь сгорела от молнии. Вместо сгоревшей, в том же году была построена однопрестольная холодная церковь в честь Николая чуд., также сгоревшая в августе 1837 г. Частые пожары побудили прихожан приступить к устройству нынешней каменной церкви о трех престолах: во имя Рождества Христова в главном холодном храме, в честь Казанской иконы Божией Матери в правом придельном теплом храме и Николая чудотв. в левом. Начатая постройкою 30 июня 1862 г. и вчерне оконченная в 1867 г., эта церковь вполне устроена была уже в 1880 г. Церковь эта одноэтажная и одноглавая, имеет вид продолговатого квадрата. В одной связи с ней стоит каменная колокольня. Кроме каменной, в приходе имеется еще однопрестольная, шатровая, об одной главе церковь во имя Рождества Христова, устроенная в 1758 г., и в том же году освященная приходским священником Иаковом Кондратовым, и существующая до настоящего времени. Означенные две приходские церкви обнесены оградою с каменными столбами и деревянными между ними пролетами, устроенную в память дивного спасения их императорских величеств и их августейших детей от грозившей им смертной опасности 17 ок. 1888 г.

http://sobory.ru/article/?object=24299

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕКЕТОВ Платон Петрович (11.11.1761, Симбирск - 6.01.1836, Москва), издатель, литератор, коллекционер, историк. Происходил из дворянской семьи; образование получил в частных пансионах Симбирска, Казани и Москвы. В 1767-1788 гг. служил в гвардии, затем в Герольдмейстерской конторе при Сенате; в 1798 г. вышел в отставку и переехал из С.-Петербурга в Москву, где в 1801 г. во флигелях собственного дома на Кузнецком мосту основал типографию и книжную лавку, ставшую местом встреч московских писателей. Издательская деятельность Б. продолжалась с 1801 по 1812 г., затем с 1821 по 1824 г. Издавал сочинения совр. писателей (А. Н. Радищева, В. А. Жуковского, Н. И. Гнедича и др.), журналы «Друг просвещения» (1804-1806), в к-ром печатался «Словарь русских духовных и светских писателей» митр. Евгения (Болховитинова), и «Русский вестник» (1808). Был членом Общества истории и древностей российских (1811-1823 председатель) и Общества любителей российской словесности. Наиболее значительное предприятие Б.- издание рус. исторической иконографии, для чего им была собрана обширная коллекция живописных, рисованных, гравированных портретов рус. исторических деятелей (сгорела в пожаре Москвы в 1812). С помощью академика гравирования Н. И. Соколова и гравера А. А. Осипова Б. создал школу граверов из числа собственных крепостных. Было награвировано более 300 досок, с к-рых Б. успел напечатать: Пантеон российских авторов. Тетр. 1-4. М., 1801-1803 (20 портретов, текст Н. М. Карамзина); Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям, или коих имена по чему другому сделались известными свету, в хронологическом порядке, по годам кончины, с приложением их кратких жизнеописаний. Ч. 1. М., 1821-1824 (50 портретов). После смерти Б. гравированные доски были приобретены И. В. и П. В. Киреевскими, к-рые напечатали с них: Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. М., 1843 (40 портретов); Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии. М., 1844 (42 портрета). Во все издания Б. включены портреты деятелей Русской Церкви (ок. 40 изображений), в т. ч. Патриархов Московских свт. Иова, сщмч. Ермогена, свт. Филарета, Никона (Минова), Адриана, свт. Ростовского Димитрия (Туптало), митр. Киевского Евгения (Болховитинова), митр. Московского Платона (Левшина), митр. Рязанского Стефана (Яворского), свт. Московского Филиппа (Колычева), архиепископов Августина (Виноградского), Амвросия (Зертис-Каменского), Анастасия (Братановского), Георгия (Конисского), Сильвестра (Кулябки), Феофана (Прокоповича), свт. Тихона Задонского, Симеона Полоцкого.

http://pravenc.ru/text/77850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Лекьен. Гравюра Шарля Депюи. XVIII в. [Франц. Le Quien] Мишель (8.10.1661, Булонь-сюр-Мер - 12.03.1733, Париж), франц. церковный историк и теолог. После обучения в коллеже Плесси-Сорбонна в Париже в возрасте ок. 20 лет вступил в орден доминиканцев . Владел греч., евр. и араб. языками. Служил библиотекарем в мон-ре Благовещения на ул. Сент-Оноре. Поддерживал научные контакты с Б. де Монфоконом и конгрегацией мавристов . Активный апологет томизма (см. его письмо папе Бенедикту XIII: Coulon. 1914. P. 543). В своих первых публикациях Л. выступил с опровержением ученого-цистерианца П. И. Пезрона, к-рый в вопросах хронологии отдавал предпочтение тексту Септуагинты перед евр. текстом Библии (1690, 1693 и др.). Впосл. полемизировал также (при участии викария П. Бадуара) с П. Ф. ле Курейе, отстаивавшим сохранность апостольского преемства в Англиканской Церкви (1725, 1730 и др.). Л. составил (под псевд. Stephanus de Altimura, 1718) опровержение антилат. соч. «О главенстве папы» Иерусалимского патриарха Нектария (анализ см.: Sté phanou. 1933); написал отзыв на антилютеран. соч. «Камень веры» митр. Стефана (Яворского) с учетом его критики И. Ф. Буддеем и ответной критики доминиканца Б. Риберы (см.: Mercure de France. P., 1733. Mars. P. 458-461); опубликовал отдельные исследования о своем родном г. Булонь-сюр-Мер, работы о свт. Николае Мирликийском, ученом-доминиканце Аннии из Витербо; осуществил 1-е полное издание творений прп. Иоанна Дамаскина (Sancti patris nostri Joannis Damasceni... Opera omnia. P., 1712. 2 t.; 3-й том, предполагавший включение сомнительных и неподлинных произведений, не вышел; переизд.: PG. 94-96) и готовил к публикации сочинения Леонтия Византийского (издание не было осуществлено). Важнейшим трудом Л. является 3-томное издание «Oriens christianus» (Христианский Восток), оставшееся незавершенным и опубликованное уже посмертно (хотя договор об издании был заключен еще в 1722). В нем Л. на основании мн. источников (некоторые известны только благодаря этой работе) объединил сведения о предстоятелях и данные о епархиях К-польского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов правосл., католич. и древних вост. Церквей. Несмотря на значительное количество ошибок и лакун, неизбежное при столь широком охвате материала, сочинение Л. заслужило высокую оценку историков как 1-й крупный обзор вост. христианства и незаменимое пособие по церковной географии (см., напр.: Болотов. Лекции. Т. 1. С. 61).

http://pravenc.ru/text/2463367.html

На праздничной ярмарке Илиинского храма в Черкизове были собраны средства для малоимущих прихожан 3 августа, 2012. Новостная служба Вчера, в день памяти святого пророка Божия Илии в Черкизове состоялись торжества в честь престольного праздника. 3 августа. ПРАВМИР. Вчера, в день памяти святого пророка Божия Илии в Черкизове состоялись торжества в честь престольного праздника. Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий совершил Божественную литургию в Илиинском храме в Черкизове. По окончании богослужения был совершен крестный ход с молебным пением, сообщает Патриархия.ru Затем владыка Игнатий и гости праздника посетили историческую резиденцию Московских митрополитов, которая была сожжена злоумышленниками в конце 1990-х годов и теперь воссоздается приходом по сохранившимся архивным документам. Архиерей ознакомился с организованной в честь праздника благотворительной ярмаркой, средства от которой будут направлены на помощь малоимущим и нуждающимся прихожанам Илиинского храма. В престольный праздник в храме в Черкизово для прихожан была организована обширная программа, в рамках которой состоялось выступление группы «Ихтис», исполняющей духовную музыку на слова святителя Николая Сербского, митрополита Стефана (Яворского), старинные канты, колядки в современной фолк-обработке. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/na-prazdnichnoj-yarmar...

Нежин. Нежинский мужской Благовещенский монастырь. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла существовала в Благовещенском монастыре еще при жизни митрополита Стефана (Яворского). Петропавловская церковь, располагавшаяся в юго-восточной части монастыря, рядом с Благовещенским собором, которая еще именовалась «трапезной» по причине находившейся рядом братской трапезной, и использовалась в качестве зимнего теплого храма. Архитектура старой Петропавловской церкви была крестовидной, однокупольной, узкие оконные проемы выполнены в виде бойниц. Ее небольшие размеры не могли удовлетворить религиозных потребностей Благовещенской обители, чему свидетельствовал доклад архимандрита Виктора (Черняева) Черниговскому архиепископу Михаилу (Десницкому) от 10 июня 1804 года. Резолюция, наложенная архиепископом Черниговским Михаилом, давала право настоятелю на реконструкцию Петропавловского храма. В связи с крайним оскудением монастырского хозяйства (села и мельницы были отобраны в казенный приказ, земельные наделы не приносили дохода, или были присвоены панами), и сам Благовещенский монастырь пострадал от сильнейшего третьего пожара, произошедшего 14 Сентября 1797 года, архимандрит Виктор обращается к Малороссийскому генерал губернатору О. Куракину с нижайшей просьбой позволить на месте сгоревших построек у южной монастырской стены, возвести ряд каменных лавок. При этом возникли споры по поводу земельных владений Благовещенской обители. Многие монастырские документы, подтверждавшие право собственности на землю сгорели при пожаре, и настоятелю приходилось вести многие тяжбы по поводу присвоений монастырских владений. Генерал губернатор направляет распоряжение Черниговскому губернскому правлению на рассмотрение дела о правах владения данным земельным участком. Указом от 29 февраля 1804 года, предписывалось Нежинской городской полиции и городской думе в срочном порядке установить права собственности на спорный земельный участок. Архимандрит Виктор 26 марта 1804 года, направил в Нежинскую городскую полицию отношение, в котором указывал, что документы, подтверждавшие право на владение данным земельным участком уничтожены пожаром, но такие же документы должны быть в городской думе. По результатам расследования, 20 июня 1804 года Черниговское губернское правление выдало указ, подтверждавший права Благовещенского монастыря на владение спорным земельным участком и разрешение на постройку торговых лавок.

http://sobory.ru/article/?object=03857

Норовка. Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты На том месте, где до революции стоял величественный Казанский храм Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря, недалеко от источника, на котором в 1643 году явился образ Казанской Богородицы, в 2004 году был построен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, обложенный позднее кирпичом. Строительство велось на средства благотворителя А.П. Мамыкина. Он же в 2003 году передал в храм две бывшие монастырские иконы - чудотворный Нижнеломовский образ Казанской иконы Божией Матери и явленную икону св. Иоанна Предтечи («Ангел пустыни»). Эти святыни сохранила для верующих Климова Антонина Амплеевна, родственница благотворителя. Храм представляет из себя крестообразное в плане сооружение, над средокрестием которого возвышается шатер с главкой на конце. Над западной частью, где расположен главный вход в храм, возведена шатровая звонница. Еще два входа помещаются в ризалитах, выступающих на северном и южном фасадах церкви. Алтарная часть имеет пятигранную форму. Перед иконостасом в киотах расположены главные святыни возрожденного Казанского-Богородицкого монастыря: слева - Нижнеломовский образ Казанской иконы Божией Матери, справа - икона св. Иоанна Предтечи. На месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы, при подошвегоры, над источником был построен Казанский собор. Строительство церкви началось в 1710 году, когда по грамоте митрополита Рязанско­го Стефана (Яворского) игуменом обители Павлом (Сниторцевым) на месте погоревшей Казанской деревянной церкви была заложена каменная. Окончено строительство было в 1722 году при настоятеле архимандрите Сергии. Храм, отличавшийся легкостью архитектуры и благолепием, был каменный, одноэтажный, холодный, однокупольный. Купол и глава обшиты белым железом, «яблоко» из красной меди, золоченное «под огонь». Крест был железный, обложен листовой красной медью, золоченый «под огонь». Высота собора с крестом на главном куполе — 44 1/2 аршина (почти 31,6 м), ширина — 28 аршин(19,9 м) и длина - ЗЗ аршина (23,8 м). Иконостас пятиярусный длиной 21 аршин (15 м), высотой 19 аршин (13,5 м), построен в 1722 году. Иконы писаны московскими иконописцами Михаилом Закониным и Андреем Диаконовым в 1724 году. Иконостас по своей величине и великолепию резных позлащенных колонн, увитых виноградными кистями, а также позлащенных Царских врат резной древней работы, представлял взору величественный вид.

http://sobory.ru/article/?object=20480

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Димитрий Ростовский, святитель Родился в декабре 1651 года в сотенном местечке Макарове Киевского полка Русского царства. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях в Украине, Польше, Москве, от которых зависела судьба Украины. После возвращения в Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). 10 августа 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата. Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря. По поручению патриарха Адриана в поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/dim...

П. Морозов Имя Феофана Прокоповича, как одного из наиболее видных деятелей Петровской реформы и как ученейшего человека своего времени, справедливо пользуется известностью в нашей исторической литературе: из всех писателей первой половины XVIII столетия на его долю выпало наибольшее внимание со стороны наших исследователей. Не говоря уже о значительном количестве журнальных статей, касающихся, так или иначе, его личности и деятельности, достаточно указать на монографию Ю. Ф. Самарина: «Стефан Яворский и Феофан Прокопович, как проповедники» (М. 1844) и на капитальный труд И. А. Чистовича: «Феофан Прокопович и его время» (С.-Пб. 1868), дающий так много материалов для изучения личности Феофана и его отношений к современникам. Но не смотря на всю известность Феофана, значение и характер его литературной деятельности остаются до сих пор еще не вполне определенными. (Фрагмент) Содержание Глава I. Состояние русского просвещения в XVI и XII веке. — Предшественники реформы — киевские ученые — и их значение в истории умственного развития нашего общества. — Борьба элемента византийско-славянского с латино-польским и причины успеха малороссийских ученых в Москве. 4 Глава II. Отношение Петра Великого к духовенству и его просвещению. — Преобразование Московской славяно-греко-латинской академии. —Секуляризация науки. — Взгляд Петра Великого на цель и значение церковной проповеди. — Проповедническая деятельность Стефана. Яворского и его отношение к общественным вопросам. 62 Глава III. Начало литературной деятельности Феофана Прокоповича в Киеве. — Феофан — преподаватель и проповедник. — Его отношение к католической науке и проповедничеству. — Трагедокомедия «Владимир»; ее главная мысль. — Курс богословия, как наиболее полное выражение научных взглядов Феофана. 96 Глава IV. Феофан в Петербурге. — Отношение духовенства к реформе Петра Великого и взгляды Феофана на положение учительного сословия. — Проповедническая деятельность Феофана до поставления в архиерейство и история этого поставления. 165

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Платон, архиепископ Московский и Севский (Малиновский Павел) Образование получил в Киевской духовной академии. С 1722 года – префект Киевской духовной академии. В 1724 году переведен в той же должности в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. С 1726 года – архимандрит Харьковского Покровского монастыря. 15 марта 1727 года по болезни уволен в Киево-Печерскую лавру. В 1729 году назначен ректором новооткрытого Харьковского коллегиума и архимандритом Старо-Харьковского Куряжского Преображенского монастыря. С 21 июля 1730 года – член Святейшего Синода. 14 апреля 1731 года перемещен настоятелем Костромского Ипатьевского монастыря. 12 августа 1732 года арестован и предан суду за обвинение архиепископа Феофана (Прокоповича , † 1736) в ереси и за издание книги митрополита Стефана (Яворского , † 1722) «Камень веры». При допросе в Тайной канцелярии его подвергали пыткам. 27 июля 1734 года уволен из членов Святейшего Синода. 13 декабря 1738 года лишен сана и монашества и под именем Павла Малиновского сослан на вечное пребывание в Сибирь. Местный преосвященный епископ Иркутский Иннокентий (Неронович, † 1746) сделал его учителем своей архиерейской школы. 28 апреля 1740 года по ходатайству епископа Иннокентия ему возвращен сан. 19 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. Хиротония происходила в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. С 5 апреля 1744 года – член Святейшего Синода; 16 (17) июля того же года возведен в сан архиепископа, назначен членом Московской Синодальной конторы и управляющим Московской епархией. 5 апреля 1748 года назначен архиепископом Московским, а с 16 мая стал называться архиепископом Московским и Севским. В 1751 году вызывался в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 1753 года архиепископ Платон стал первоприсутствующим в Святейшем Синоде. Скончался 14 июня 1754 года. Погребен в Михаило-Архангельской церкви Московского Чудова монастыря. Архиепископ Платон был человек просвещенный и гуманных воззрений, заботливый и внимательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь Россия, Нижегородская обл., г. Саров. Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году. Продолжателем его подвигов через два десятилетия стал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, впоследствии в схиме Иоанн. Он обладал хорошими организаторскими и хозяйственными способностями, был начитан, красноречив и владел даром убеждения. К 1700 году Иоанн сумел организовать совместное житие монахов, пожелавших остаться на Саровской горе. Первые монахи селились самостоятельно, и их поселение не имело какого-либо статуса. К 1706 году Иоанн добивается разрешения Петра I и благословения местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Стефана Яворского на устройство монастыря и на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника. В мае 1706 года началось строительство церкви, а уже 16 июня того же года первый храм Саровской Пустыни был освящен. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря. Тогда же Иоанн приступает к написанию устава Саровской обители по строгим древним образцам. Впоследствии этот устав послужит образцом для многих монастырей России. Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в 1709 году, а освящена при содействии царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I, именно они прислали для этого храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования. К 1711 году был готов пещерный город с подземной церковью. Саровский монастырь – памятник монастырского зодчества XVIII–XX bb. Строительство здесь велось в разные годы неравномерно, и потому особенностью архитектуры Сарова явилось сочетание различных стилей. Всего в монастыре было девять храмов. Главной святыней и украшением Саровской пустыни был Успенский собор – первое каменное здание. Внешний его вид имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Он был освящен в 1777 году, у его стен похоронены многие саровские настоятели. С юго-восточной стороны Успенского собора, у алтаря были погребены два знаменитых отшельника Саровской обители – преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк-молчальник.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010