Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Варлаам (Коссовский), митр. Смоленский. Портрет. Нач. XVIII в. (РГИА) Варлаам (Коссовский), митр. Смоленский. Портрет. Нач. XVIII в. (РГИА) (Коссовский [Косовский]; ок. 1654, Киев - 4/5.05.1721, Смоленск), митр. Смоленский и Дорогобужский. Род. в семье купца. Обучался в Киево-Могилянской коллегии одновременно с будущими митрополитами св. Димитрием (Туптало) , Филофеем (Лещинским) , Иоасафом (Кроковским) , а также в зарубежных иезуитских школах. В 1690 г. принял монашеский постриг в Межигорском в честь Преображения Господня мон-ре. Был келарем и наместником Николаевского Пустынного мон-ря в Киеве. В 1702 г. приехал в Тобольск по вызову митр. Филофея (Лещинского), исполнял обязанности проповедника и учителя в открытой митрополитом школе при тобольском архиерейском доме. Затем назначен архимандритом туруханского Мангазейского во имя Св. Троицы монастыря . По ходатайству митр. Филофея 15 дек. 1706 г. хиротонисан во епископа Иркутского, викария Тобольской епархии. В 1710 г. В. самовольно уехал в Москву, где ок. 3 лет провел не у дел, числясь при этом еп. Иркутским. При отъезде из Иркутска забрал с собой ризницу архиерейского дома. Пользовался сочувствием митр. Стефана (Яворского) , к-рый в 1711 г. предлагал Петру I поставить В. на Тверскую кафедру, а в янв. 1714 г.- на Крутицкую митрополию. 21 янв. 1714 г. В. был назначен Тверским епископом. Застал епархию в состоянии сильного оскудения, принял ряд мер для улучшения положения. На собственные средства обновил нижний ряд иконостаса кафедрального собора, устроил новую раку для мощей св. кн. Михаила Ярославича . В июле 1718 г. просил у Петра I разрешения употреблять собираемые с оброчных крестьян деньги в размере 600 р. на церковные и домовые постройки, а деньги, предназначенные на лазареты, предлагал использовать на сооружение странноприимницы для убогих. 31 дек. 1719 г. последовала просьба В. о приписке к архиерейскому дому нек-рых вотчин Новоиерусалимского истринского в честь Воскресения Господня и Иосифова волоколамского Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рей. Обе просьбы, несмотря на поддержку их кабинет-секретарем А. В. Макаровым, остались без последствий. В февр. 1720 г. В. вместе с еще 5 епископами присутствовал в Сенате при утверждении «Духовного Регламента» .

http://pravenc.ru/text/154191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Григорович; 20.12. 1696, г. Сосница, ныне поселок в Черниговской обл.- 3.12.1760 (по др. сведениям, 1759), Москва), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский). В 1714 г. покинул родной дом и ушел в Киев, в 1721 г. окончил Киево-Могилянскую академию. В том же году в киевском Братском в честь Богоявления монастыре принял монашеский постриг, к-рый совершил иером. Иосиф (Волынский). И. был оставлен преподавателем при академии, затем переведен в Харьковский коллегиум в качестве проповедника, а также учителя риторики и философии. В 1726 г. рукоположен во иерея и назначен префектом коллегиума. При нем по повелению имп. Анны Иоанновны б-ка коллегиума пополнилась книгами покойного Рязанского митр. Стефана (Яворского) . Слово архим. Илариона (Григоровича), сказанное им в день рождения вел. кн. Петра Феодоровича. М., 1744 (РГБ) Слово архим. Илариона (Григоровича), сказанное им в день рождения вел. кн. Петра Феодоровича. М., 1744 (РГБ) 29 июня 1733 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Святогорского мон-ря (см. Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ). Отличался требовательностью к себе и братии, нек-рые насельники во главе с иеродиак. Иоасафом писали на него доносы в Белгородскую духовную консисторию, обвиняя в излишней строгости, неправильном ведении монастырского хозяйства. Но иеродиак. Иоасаф, вызванный следственной комиссией на допрос, бежал из консистории, а доверенные лица братии иером. Софоний, иеродиак. Арсений и мон. Ефестион объявили, что «не знают вины» за И. Он входил в состав организованной архиеп. Досифеем (Богдановичем-Любимским) комиссии по расследованию обстоятельств возможного хищения денег из Белгородской епархиальной кассы ( Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 37-38). В 1738 г. назначен настоятелем белгородского Николаевского монастыря на р. Северский Донец, 3 дек. 1739 г.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . С 16 февр. 1741 г. И. занимал должность в Канцелярии синодального правления.

http://pravenc.ru/text/389119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ (Коротков, Короткий Евдоким Андреевич; 1694, Тула - 30.05. 1778, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст.), иером., строитель Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Род. в семье купца, в 1710 г. поступил в Марчуговскую Соловецкую пуст. Московской губ., 30 нояб. 1712 г. принял монашеский постриг. По благословению Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) 16 марта 1716 г. в Москве Е. был рукоположен во иерея и направлен в гороховецкий Красногривский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь . Здесь Е. познакомился с первоначальником Саровской пуст. схииером. Иоанном (Поповым) , к-рый ок. 1722 г. благословил его нек-рое время служить в Кержебелбашском Успенском мон-ре Нижегородского у., окормляя бывш. раскольников, обращенных о. Иоанном в Православие. Иером. Ефрем (Коротков). Гравюра А. Шелковникова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Иером. Ефрем (Коротков). Гравюра А. Шелковникова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) По Указу духовной дикастерии от 16 янв. 1727 г. Е. поступил в Саровскую пуст. и стал ближайшим помощником схииером. Иоанна (Попова), проходил послушания на клиросе, занимался переписыванием книг. К нач. XX в. в обители хранились написанные им полууставом Ирмологии, Обиходы и стихиры праздничные, Псалтирь с канонами, различные канонники и келейное правило (частично сохр. в РГАДА. Ф. 357 и в фондах ГА Респ. Мордовия). 24 окт. 1734 г. по, вероятно сфабрикованному, «делу первоначальника» Иоанна (Попова), Е. был арестован, лишен сана, заключен в Тайную розыскных дел канцелярию. В числе прочего Е. обвиняли в переписывании запрещенных сочинений архим. Маркелла (Радышевского) . В 1738 г. Е. был отправлен в ссылку в крепость г. Орска. Служил пономарем сначала при крепостной ц. во имя ап. Андрея Первозванного, затем при ц. в честь Преображения Господня. «Этот великий монах был особенно замечателен... терпением, твердостью в искушениях и незыблемой надеждой на Промысл Божий»,- писал о Е. в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» митр. сщмч. Серафим (Чичагов) .

http://pravenc.ru/text/182129.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЮЧЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ардатовской и Атяшевской епархии Мордовской митрополии), находится близ пос. Тургенево Ардатовского р-на Республики Мордовии. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Ключевском мон-ре. Фотография. 2007 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Ключевском мон-ре. Фотография. 2007 г. 1707-1918 гг. Основан как загородный двор или пустынь Алатырского во имя Святой Троицы монастыря . Располагался близ с. Четвертакова, рядом с почитаемым источником (ключом), местом явления местночтимой Казанской Ключевской иконы Божией Матери. В 1707-1708 гг. по указу местоблюстителя Патриаршего престола митр. Стефана (Яворского) над источником была построена и 29 авг. 1708 г. настоятелем четвертаковского храма свящ. Иоанном с клириками освящена деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Строительством руководили настоятели алатырского Троицкого мон-ря Лев (Александровский) и Иона (Шатилов). Согласно описи 1764 г., церковь «в длину на двенатцети саженях, в ширину на пяти саженях, около той церкви паперть. Та церковь крыта тесом, весьма ветха, на церкви крест железной позолочен. Цепи железные, в церкви трои двери на крюках и петлях железных, скобы железные, у передних дверей замок нутреной личинной»; антиминс «печатан на полотне», подписан в 1701 г. митр. Нижегородским и Алатырским Сильвестром (Холмским) (цит. по: Герасимов. 2007. С. 12, 20). В 1764 г. Казанский храм с др. постройками был приписан к алатырскому Троицкому мон-рю в качестве загородного двора. Здесь имелись 2 келейные избы, сложенные из сосновых бревен, погреб, баня, скотный двор; в 1769 г. проживали алатырские иеромонахи Иаков (Иванов) и Иов, мон. Авраамий, пономарь Мисаил. В 1767-1768 гг. по благословению еп. Нижегородского и Алатырского Феофана (Чарнуцкого) на месте обветшавшего был построен и в июне 1769 г. архим. Варлаамом (Михайловым) освящен новый деревянный Казанский храм.

http://pravenc.ru/text/1841542.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИЧУРИНСКАЯ И МОРШАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери в Мичуринске. 1873 г. Фотография. 2011 г. Кафедральный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери в Мичуринске. 1873 г. Фотография. 2011 г. РПЦ, образована решением Синода от 26 дек. 2012 г., отделена от Тамбовской епархии (см. Тамбовская и Рассказовская епархия ). В тот же день временно управляющим М. и М. е. был назначен Тамбовский еп. Феодосий (Васнев ; с 3 янв. 2013 митрополит). Епархия входит в состав Тамбовской митрополии , объединяет приходы в границах Мичуринского, Моршанского, Никифоровского, Первомайского, Петровского, Сосновского и Староюрьевского районов Тамбовской области. Кафедральные города - Мичуринск и Моршанск, кафедральные соборы - в честь Боголюбской иконы Божией Матери в Мичуринске и во имя Св. Троицы в Моршанске. Правящий архиерей - еп. Гермоген (Серый; 16 июля 2013 игум. Гермоген избран Синодом на Мичуринскую кафедру, 2 авг. возведен в сан архимандрита, епископская хиротония состоялась 27 сент. 2013). Епархия разделена на 6 благочиннических округов: Мичуринский, Моршанский, Богоявленский, Никифоровский, Сосновский, Староюрьевский. К кон. 2016 г. в М. и М. е. имелись 2 монастыря (мужской и женский) и 119 приходов; в клире состояли 58 священников и 10 диаконов. При ЕУ работают отделы: религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, по делам молодежи, юридический, информационно-издательский, по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и тюремному служению, по монастырям и монашеству, православной культуры, по канонизации святых. Территория М. и М. е. входила в Рязанскую епархию (до 1682; см. Рязанская и Михайловская епархия ), в Тамбовскую епархию (1682-1701), в 1701-1720 гг. находилась под управлением патриаршего местоблюстителя Рязанского митр. Стефана (Яворского) , входила в Воронежскую епархию (1720; см. Воронежская и Борисоглебская епархия ), в Синодальную область (1720-1758) и вновь в Тамбовскую епархию (1758-2012).

http://pravenc.ru/text/2563844.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕЖИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ), находится в г. Нежине Черниговской обл. (Украина). Нач. XVIII в.- 20-е гг. XX в. Монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Нач. ХХ в. Монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Нач. ХХ в. Основан в 1716 г. местоблюстителем Патриаршего престола митр. Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) , уроженцем Правобережной Украины, откуда его родители переехали в с. Красиловка близ Нежина. По инициативе митрополита и его брата - настоятеля (1702-1730) нежинского Николаевского собора прот. Павла Яворского было решено построить каменный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы. П. Яворский скупил неск. дворов и передал митр. Стефану для построения на этой территории церкви, закладка которой состоялась в 1702 г. После победы царя Петра I Алексеевича над швед. войсками в 1709 г. под Полтавой митр. Стефан решил основать при строившемся храме обитель: «Отныне да будет памятник в Нежинском монастыре о победе, Богом дарованной всероссийскому самодержцу Петру Великому». Митр. Стефан прислал в церковь икону с изображением ангела и царя Петра I ( Филарет (Гумилевский). 1872. С. 164-165), с 1712 г.- неск. Евангелий в серебряных окладах, напрестольные кресты с частицами мощей святых и серебряные позолоченные потиры, жезл из слоновой кости и др. реликвии. 22 июля 1716 г. митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России Иоасаф (Кроковский) , митр. Стефан, епископы Черниговский и Новгород-Северский свт. Антоний (Стаховский) и Переяславский и Бориспольский Кирилл (Шумлянский) освятили храм. В том же году грамотой митр. Стефана повелевалось церковь «нарещи Назаретом Богородичным и монастырю быти при ней» (Там же. С. 166). В обители учреждалась архимандрития, «вечными времены Киевским митрополитам подлежащая». Архимандрит служил с рипидами, в мантии со скрижалями. С 1716 г. Н. Б. м. возглавлял архим. Модест (Ильницкий), с 1719 г.- архим. Епифаний (Тихорский), кандидат на Черниговскую архиерейскую кафедру, к-рый завел в обители синодик для ежедневного поминовения представителей царской фамилии и благотворителей, с 1722 г.- архим. Савва (Шпаковский; † 1749), в 1739 г. рукоположенный во епископа Архангелогородского и Холмогорского.

http://pravenc.ru/text/2564834.html

Кременская. Кременской Вознесенский мужской монастырь. Церковь Вознесения Господня. /// Епархия неизвестна Автор: Сергей Грицай Снято: 15 августа 2015 Добавлено: 7 октября 2015 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Кременской Вознесенский мужской монастырь основан в 1693 году иеромонахом Никанором с братиею на берегу реки Дон, в живописнейшем месте, в 10 км от станицы Кременской. Это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского. После того как один из станичных приходов жертвует сруб старой часовни, монахи просят у государя Петра I разрешение на возведение церкви. Царь дозволяет им перевезти и поставить этот сруб с обязательным прирублением круглого алтаря, а «верх на той церкви сделать по чину противу протчих церквей, а не шатровый». Храм во имя Вознесения Господня велено было освятить казначею Усть-Медведицкого Преображенского монастыря иеромонаху Иосифу. Но ветхая постройка простояла недолго и вскоре была разобрана. Её брёвна были сожжены, а пепел развеян по Дону. В 1711 г. монах Капитон построил пустынь, а в 1712 г. по благословению вице-президента Синода рязанского митрополита Стефана (Яворского) игумен Никанор с братией начинает строить деревянный храм во имя Вознесения Господня. Церковь была окончена и освящена в 1716 г. В 1782 г. по благословению Преосвященнейшего Тихона, епископа Воронежского, в монастыре вместо деревянной церкви возводится каменный Вознесенский собор, который имел два придела: северный — во имя апостола Андрея Первозванного и первомученика архидиакона Стефана, и южный теплый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, устроенные трудами атамана Ефремова. Прекрасный иконостас в 4 яруса, паникадило, ризы и другую утварь купили на пожертвования Ивана Перфилова. Позднее придел в честь преподобного Сергия Радонежского в трапезной части храма поставили за свой счёт игумен Илья с братией. В храме был сделан и серебряный ангел весом 3,5 фунта, как бы спускающийся с небес. Всего на возведение и убранство собора ушло 13000 золотых руб. На деревянной колокольне были 7 колоколов, самый большой из которых весил 100 пудов. Церковь и монастырь закрыли в 1918 г., вернули РПЦ в 1991 г. http://kremensk-monastir.ru/istoriya.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22226

Бронницький очолив з нагоди престольного свята храму в 3 серпня 2012 р. 12:30 2 августа 2012 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий совершил Божественную литургию в Илиинском храме в Черкизове и возглавил торжества, организованные в храме в честь престольного праздника. Обращаясь к собравшимся с архипастырским словом, владыка напомнил, что святой Илия не просто считается одним из величайших пророков и чудотворцев Ветхого Завета, но прославился и обличением язычников. «Пророк Илия был взят живым на небо в огненной колеснице за пламенность веры своей. Это горение сердца, искренность и непоколебимость веры, умение отстоять свои убеждения, даже если окружает тебя лишь соблазн, искушение, неверие и нападки, есть одна из великих добродетелей», — заявил епископ Игнатий. Он пожелал пастве не забывать о том бесценном даре, который был дан с приходом Православия на русскую землю, быть стойкими в вере своей, прося заступничества пророка Илии даже в самой сложной духовной борьбе. По окончании богослужения был совершен крестный ход с молебным пением. Затем владыка Игнатий и гости праздника посетили историческую резиденцию Московских митрополитов, которая была сожжена злоумышленниками в конце 1990-х годов и теперь воссоздается приходом по сохранившимся архивным документам. Архиерей ознакомился с организованной в честь праздника благотворительной ярмаркой, средства от которой будут направлены на помощь малоимущим и нуждающимся прихожанам Илиинского храма. Как отметил настоятель храма пророка Илии в Черкизове, заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) , «издревле на Руси широко отмечались престольные праздники, в церкви съезжались многочисленные паломники. Существовала благочестивая традиция — почтить святого молитвой в храме, выстроенном в его честь». В престольный праздник в храме в Черкизово для прихожан была организована обширная программа, в рамках которой состоялось выступление группы «Ихтис», исполняющей духовную музыку на слова святителя Николая Сербского, митрополита Стефана (Яворского), старинные канты, колядки в современной фолк-обработке. Синодальный отдел по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2383776...

Воскресенское. Церковь Вознесения Господня (утраченная). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Когда-то стояла в селе Воскресенском деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, но она сгорела 22 октября 1705 года. В том же году, в декабре, причт этой церкви получает указ Великого Государя Петра Алексеевича и архиерейское благословение преосвященного Стефана (Яворского) Митрополита Рязанского и Муромского на строительство новой церкви на месте сгоревшей. Уже через год по благословенной грамоте попу Луке Автономову был выдан антиминс. Это означало, что служение в новой церкви уже началось. Церковь простояла благополучно вплоть до середины XIX века, когда после постройки в селе новой каменной церкви ее предназначили к сносу. Однако в 1846 году богородский мещанин Александр Федорович Шашенков взялся за ремонт храма. В 1865 году церковь переосвятили в Вознесенскую, и она стала кладбищенской. В 1858 году вокруг нее поставили каменную ограду. Таким образом, церковь дошла до нашего времени. Однако в советское время храм был закрыт и постепенно пришел в полное разрушение. Незаконченная консервация в 70-х годах способствовала укреплению некоторых частей конструкции, но недоделанная кровля дала протечки, окончательно загубившие иконостас XVIII века, который еще совсем недавно, лет 15-20 назад, был в хорошем состоянии. Новый этап реставрации, начавшийся с 1991 года, дает надежду, что Вознесенская церковь получит новую жизнь. А храм того заслуживает, поскольку относится к редким памятникам, доставшимся нам в наследство от петровского времени. Некогда храм был очень красивым. Рубленный " в обло " , он состоял из клети-четверика, трапезной с галереей, которая на западе заканчивалась красивым крыльцом с рундуком. С востока примыкал граненый алтарь. Храм был поставлен на высокий подклет. Завершение его было оформлено в виде четырехскатной кровли с полицами, на которую поставлен маленький восьмерик, служивший основанием для барабана с главкой. Сейчас галерея и крыльцо утрачены, завершение несколько изменено. В интерьере, кроме упоминавшегося уже иконостаса, сохранилось так называемое небо - живописное изображение Спасителя, вставленное в квадрат свода. Видны остатки древних резных клиросов, лавок, киотов. Из этой церкви происходят скульптурные изображения святителя Николы и мученицы Параскевы, выполненные в XVIII веке. Иконы того же времени, хранящиеся в Покровской церкви, тоже представляют большую историческую ценность и со временем, после реставрации, займут подобающее им место в храме. Из книги «БОГОРОДСКИЕ СВЯТЫНИ. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=45220

Выставка «Путь Петра. От Руси до России» открылась в петербургском ЦВЗ «Манеж» 15 мая 2009 г. 18:09 Более тридцати музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Петрозаводска, Таганрога, Воронежа и других городов России предоставили экспонаты для масштабного выставочного проекта «Путь Петра. От Руси до России», открывшегося 14 мая в петербургском Центральном выставочном зале «Манеж». Фигура царя-реформатора Петра I в истории России весьма противоречива. Авторы проекта не выставляли оценок его деятельности. «Мы просто хотели показать жизненный путь императора, чтобы каждый сам для себя решил, в какие цвета раскрасить его образ», — объяснила журналистам доктор исторических наук, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) Маргарита Альбедиль. Церковная реформа государя — одно из неоднозначных его деяний. О ней рассказывает целый раздел экспозиции. Вниманию посетителей представлен портрет митрополита Московского и Рязанского Стефана (Яворского), последнего в петровскую эпоху местоблюстителя Патриаршего престола, ставшего президентом Духовной коллегии Святейшего Правительствующего Синода. Здесь же можно прочитать царские указы, касающиеся церковных дел. Петр Алексеевич, к примеру, заботился об устроении больницы и богадельни при Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге. Казалось бы, документ незначительный, но он проливает свет на личность царя: Петр не понимал и не принимал никакой «созерцательности», отдавая предпочтение конкретным делам. При этом объявлять самодержца человеком неверующим, как это делала советская наука, — недопустимое преувеличение. При входе на выставку бросается в глаза огромный крест, собственноручно вырезанный царем из цельного куска дерева в память своего чудесного спасения во время шторма в Белом море. Державный строитель России верил в Бога и, несмотря на отчетливое влияние протестантизма, до конца дней был православным. Но недаром покойный академик Александр Панченко называл православие царя «бытовым» — его отношение к религии и Церкви было сугубо рациональным. В этом можно винить не только самого монарха, но и общий дух XVIII века. Выставка включает в себя игровую программу «Детская ассамблея». Ее пространство организовано как «огромный корабль, плывущий по морю житейскому». Юные посетители через игру смогут лучше понять, чем была петровская эпоха для современников, проверить знания по истории России. Они сами могут расписать «изразцы» и облицевать ими «печку», составить «экспозицию» для «кунсткамеры» и даже найти «клад». Выставка продлится до 10 июня. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/645624.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010