В. А. Федоров Глава 1. Система управления в Русской Православной Церкви (1700–1917) 1. Высшее управление Русской Православной Церкви Высшим административным и судебным органом по делам Русской Православной Церкви являлся учрежденный Петром I Св. Синод, первоначально именовавшийся Духовной коллегией. Духовная коллегия состояла из президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров. Президент и вице-президенты назначались из архиереев, остальные члены коллегии – из представителей монашествующего и белого духовенства (архимандритов, игуменов и протоиереев). В решении дел все они имели равные голоса. Высшие чины Коллегии собирались трижды в неделю, а асессоры ежедневно. К Духовной коллегии, как и ко всякой другой, был приставлен обер-прокурор, обязанности которого первоначально сводились к наблюдению «за порядком и тишиною» на ее заседаниях. Духовная коллегия была учреждена 1 января 1721 г. и торжественно открыта 14 февраля того же года. Президентом ее был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский , а вице-президентами – Феодосий Яновский и выдающийся сподвижник Петра I архиепископ Новгородский Феофан Прокопович . После смерти в 1722 г. Стефана Яворского новый президент не назначался. Его должность стал исполнять обер-прокурор – назначаемое императором светское лицо, наиболее ему доверенное и лично перед ним ответственное. Первым обер-прокурором Синода 16 июня 1722 г. был назначен И.В. Болтин. Духовная коллегия получила наименование Святейшего Всероссийского Правительствующего Синода. В 1723 г. Св. Синод был утвержден всеми восточными патриархами, которые признали за ним патриаршие права и именовали его в грамоте своим «во Христе братом». Положение Синода приравнивалось к статусу Сената. Назначенный в Синод обер-прокурор в указе именовался «оком государевым и стряпчим по делам государственным». Он был обязан наблюдать за ходом синодальных дел, замечать упущения, останавливать незаконные решения и доносить обо всем этом государю, сообщать государю о синодских решениях и быть как бы посредником между Синодом и государственной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В августовской книжке «Русского Вестника» за прошлый год, в статье: «О некоторых сочинениях, приписываемых Посошкову», г. Брикнер если не прямо отвергает, так, по крайней мере, считает не доказанным мнение преосв. Филарета черниговского и гг. Погодина и Попова о том, что под Зерцалом, о котором св. Димитрий Ростовский в письме к Феологу писал: «книжицу безыменного творца, именуемую Зерцало, от честности твоей к нам присланную, выслушав и переписати повелев, возвращаю паки вашей честности; книжица во истину благопотребна, великое раскольникам обличение и постыждение.... книжица та достойна в свет произвестися, токмо мало нечто местами приочистити и поисправити требе», нужно разуметь Зерцало По- сошкова, изданное г. Погодиным во второй части сочинений известного современника Петра. Указав на то, что вышеуказанное письмо святителя Димитрия относится, как значится в «Обзоре русской духовной литературы» (I, стр. 371), к 1706 году, между тем как в известных доселе списках Зерцала Посошкова стоят 1708 и 1709 годы, г. Брикнер замечает: «Во-первых, представляется вопрос: не мог ли Димитрий говорить о другом сочинении Зерцало, а не о Посошковском? Мы уже заметили, что это заглавие давалось в то время нередко, особенно сочинениям духовного содержания. Так, например, в 1705 году было напечатано в Чернигове сочинение « Зерцало от писания Божественного» и пр. (см. соч. Пекарского «Наука и литература при Петре Великом», II, 115); в 1717 году было издано в С.-Петербурге «Юности честное Зерцало» (там же, II, 381) и т. п. Поэтому нельзя не допустить возможности, что Димитрий говорил не о Посошковском Зерцале, а о другом сочинении, носившем тоже заглавие и заключавшем в себе также полемику против раскольников. Тогда именно довольно часто являлись сочинения против раскола («Камень веры» Стефана Яворского . Питиримовская «Пращица» и т. п.). Во-вторых, если, как мы знаем, на двух из списков, которые известны, показано имя автора «Иван Тихонович Посошков», то спрашивается, в какой мере можно считать вероятным, чтобы Феолог послал Димитрию список Посошковского Зерцала, на котором не было показано имени автора. Автор того Зерцала, которое читал Димитрий, был не известен, так как последний пишет о книжице безыменного творца. Это обстоятельство ослабляет некоторым образом аргументацию в пользу того положения, что Димитрий писал Феологу именно о Посошковском Зерцале.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

В.И. Попов Вступление В 1721 году по инициативе государя императора Петра I учрежден был в России, взамен патриаршества, святейший правительствующий синод для управления всею русскою церковию. В ведение святейшего синода перешли те различные приказы, которые существовали при патриархах. Но с другой стороны стали формироваться под управлением его новые синодальные и епархиальные органы для управления различными отраслями цирковой жизни. Все эти учреждения, со святейшим синодом во главе, составляли правительственную власть в русской православной церкви. Имея в виду исследовать во всех подробностях устройство нового церковного правительства в России в первые годы его существования, ограничиваясь концом царствования Петра I, мы изложим этот предмет в следующем порядке: 1) изложим, в виде вступления, состояние церковного правительства в России от смерти последнего русского патриарха Адриана до учреждения синода; 2) изложим со всею подробностью обстоятельства, предшествовавшие открытию святейшего синода и покажем его состав, права, обязанности, отношения и деятельность в царствование Петра I, и 3) раскроем те учреждения, оставшиеся от патриарха и вновь сформировавшиеся при синоде, при посредстве которых он, то есть святейший синод, управлял церковию. I. Состояние церковного правительства в России от смерти последнего Русского патриарха до учреждения святейшего синода В 1700 году умер последний патриарх Русской православной церкви Адриан. Вопреки ожиданиям духовенства и народа, государь Петр Алексеевич нового патриарха не назначил, потому что имел намерение заменить патриаршество в России другою формою церковного управления. Чем же заменить патриарха? Кого поставить во главе церкви? На первых порах, пока ещё не было выработано ничего определенного относительно этого вопроса. Петр во главе Русской церкви поставил местоблюстителя патриаршего престола, назначив на эту должность знаменитого иерарха того времени, преосвященного Стефана Яворского , митрополита рязанского и муромского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Императорское Московское Общество Истории и Древностей Российских поступило несколько статей, заключающих в себе сведения об Арсении Мацеевиче , Митрополите Ростовском, лишенном сана и сосланным в заточение за сильный и резкий протест против отобрания церковных имений и учреждений, так называемых, Духовных Штатов. Эти статьи сообщаются здесь в следующем порядке: 1) Арсений Мацеевич (дополнение к биографии его, помещенной в Словаре Митрополита Евгения); 2) Заметка о заточении Арсения в Ревельской крепости; 3) Список о бывшем Ростовском Митрополите Арсении; 4) Выписка из последовавших в нынешнем (1762) году новостей; 5) Письмо Амвросия, Епископа Переяславского, к Митрополиту Ростовскому Арсению и 6) Донесение Митрополита Арсения Св. Синоду. Первая из этих статей составлена отцом протоиереем М. Я. Диевым, вторая, – Н. В. Закревским, четыре последние сообщены мной, из хранящихся у меня рукописей. Личный характер Арсения заслуживает полного внимания. Заботясь о распространении просвещения между духовенством своей епархии, он учредил Семинарию в Ярославле; как ревнитель Православия, он писал изобличения на Лютеранский пасквиль «Молоток», направленный против сочинений Стефана Яворского , несмотря на то, что за подобную же защиту Православия пострадал Феофилакт Лопатинский, которого «Увещание раскольникам», исправленное и дополненное Арсением, в 1744 году разослано Св. Синодом по церквям. Та же, непреклонная и безбоязненная твердость Арсения обнаруживалась в строгом управлении духовенством Ростовской Епархии 1 и развилась в полной силе, когда он счел долгом совести возвысить голос против отобрания церковных имений, и против распоряжения Коллегии Экономии, требовавшей отчетности в Архиерейских доходах. Об этом поступке нельзя судить по современным понятиям. Арсений был твердо убежден в правоте своего дела, в неприкосновенности церковного достояния и если увлекся слишком далеко, то наверное вполне искупил свою дерзость многолетними, тяжкими страданиями. Относительно места заточения и кончины Арсения, доныне существуют два различных мнения. Одни уверены, что Арсений скончался в Сибири и указывают могилу его в Верхнеудинске; другие утверждают, что он умер и погребен в Ревельской крепости. Последние, как кажется, совершенно правы; заметка г. Закревского сообщает подробности о заключении Ревельского страдальца, а письмо покойного Преосвященного Михаила (в статье от протоиерея Диева) разъясняет и саму причину ошибочного мнения о ссылке Арсения в Сибирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

Введенское. Покровская Введенская Островная женская пустынь. Введенская островная пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1708. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Петушинский район, Введенское, остров Вятского озера. Координаты: 55.9258, 39.1207 Проезд:Из Покрова пару км на запад (в сторону Москвы), затем пару км на север до Введенского озера (асфальт), в тупике - колония, которую надо обойти по берегу озера и выйти на мост. На многих картах место так и обозначено - " труд. колония " . Рейсовый автобус ходит, но не часто Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Введенская Островская пустынь, заштатная, общежительная, близ города Покрова, на острове Вятского озера. Основана около 1695 года двумя иноками, Сергием и Тимофеем. В пустыни находится особо чтимая икона Введения во храм Божией Матери; с этой святой иконой 20 июля совершается крестный ход в городе Покров, в память избавления в 1863 году жителей от холеры. При пустыни школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» По преданию, островной монастырь на Вятском озере в 1708 году основали монахи Сергий и Тимофей, которые подвизались прежде в Антониевой пустыни - монастырской слободе хорошо известного в XV - XVI веках мужского Покровского Антониева монастыря. Здесь, неподалёку от города Покров, в окружении сосновых лесов, скрытое от людских глаз, лежит живописное Вятское озеро. Поселившись на его острове, иноки Сергий и Тимофей прежде всего искали уединения и большого строительства не затевали, они поставили себе лишь небольшую деревянную часовню и келью. Но вскоре о монахах прошёл слух, и многие люди стали приходить на берег озера и просить принять их насельниками. Сергей и Тимофей не отвергали паломников, братия стала множиться, и тогда было решено просить благословение на возведение на острове небольшого храма. В декабре 1708 года была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского преосвященного Стефана Яворского, в которой благословлялось монахам " на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте... построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы " .

http://sobory.ru/article/?object=04008

Вопросов Никодима статья первая Показание первое: о Пресвятой Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Содержание Приводится прежде всего напечатанное в книге Скрижаль, на стр. 651, в толковании песни «Честнейшую херувим»: «убо не роди Дева с растлением, но Святому Духу пришедшу на ню и очистившу словом архангела: зане скверна прародительна бяше в ней». К этому присоединены следующие слова из книги «Жезл Правления» (часть 1, воз. 10): «сицевое разумение несть еретическое, но святых отец Восточныя церкве» 11 Против этого в Скрижали и Жезле выраженного учения автор замечает: «Но велицыи богословцы, учители церковнии, имже святая церковь согласно богословствует, яко Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная, Славная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, не точию по рождестве, но ниже в зачатии скверне прародительскаго греха бысть причастна» в подтверждение этого своего положения приводит далее одно изречение св. Златоуста и целый ряд пространных выписок из новых сочинений, принадлежащих писателям церкви грекороссийской: из слова на зачатие Пр. Богородицы св. Димитрия игумена Крупецкого, впоследствии митрополита Ростовского, из слов Лазаря Барановича епископа Черниговского, в книге его «Трубы», из слов Илии Минятия , из книги «Жезл», из книги «Камень веры» Стефана Яворского , из «Духовной вечери» Симеона Полоцкого , из книги «Новое небо» Иоанникия Голятовского, – выписки, для старообрядцев не имеющие никакой важности 12 . Отсюда, наконец, Никодим делает такое заключение: «Отнюду же явственно познавается, яко новоизданных книг Скрижали и Жезла творцев о Преблагословенней Матери Света Сладчайшего Исуса, умствование (?) не согласует святой соборной и апостольской церкви: убо того ради и последовати (чему?) зело сомнительно нам познавается». Замечания на первое показание Итак инок Никодим находит, что сказанное в Скрижали и (будто бы) в Жезле, или, как он выражается, «умствование творцев» сих книг о причастности Пресвятой Девы Марии, в зачатии ее, первородному греху «противно учению соборной и апостольской церкви, и отказывается последовать, конечно, не творцам Скрижали и Жезла, что было бы не важно, а церкви, содержащей изложенное в Скрижали учение, – и все это на основании представленных им выписок из «новоизданных» же сочинений некоторых грекороссийских писателей. Достаточно ли такое основание? – имеют ли такую силу приведенные иноком Никодимом выписки из поименованных им «новоизданных» сочинений, чтобы с решительностью можно было опираться на них в учении о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии? – об этом, как и вообще о новом римском догмате, предучастниками которого явились первоучители раскола (Никита в своей челобитной), и вслед за ними инок Никодим, инок Павел Белокриницкий и др., говорится довольно подробно в ответе Н. И. Субботина иезуиту Гагарину на его книжку «Русская церковь и непорочное зачатие». Ответ сей напечатан в «Душеполезном Чтении» за 1879 г., где и могут прочесть его желающие 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Глава первая Территориальное устройство и состав русских епархий южной и юго-восточной части бывшего Московского Патриархата в начале XVIII века. Епархии: I) Воронежская; присоединение к ней городов от Рязанской и Белогородской епархий. II) Рязанская епархия. Спор из-за вновь построенного на р. Медведице г. Петровска между Тамбовскими и Астраханскими владыками; приписка его вместе с прикрытой Тамбовской епархией (1701 г.) к Рязанской епархии, бывшей в управлении местоблюстителя Патриаршего престола м. Стефана Яворского . III) Коломенская епархия. IV) Крутицкая (Сарская и Подонская) епархия. V) Белгородская епархия и границы её с Воронежской в бассейне р. р. Икорца, Битюга и Осерда. VI) Астраханская епархия. VII) Казанская епархия. VIII) Вятская епархия. IX) Нижегородская епархия. – Азовская епархия. Неудачная попытка Петра присоединить к России г. Азов и учредить в нем, по настоятельному предложению иерусалимского патриарха Досифея, самостоятельную Азовскую епархию, даже митрополию с подчиненными епископами по городам. Неопределенность епархиальной подведомственности земель Донских казаков. Приписка их к Воронежской епархии (1718 г.). Приписка в 1719 году из Патриаршей области к Нижегородской епархии городов: Балахны, Юрьевца Повольского и Галицкого уезда по р. Унжу, но только по духовным делам, главным образом в целях противораскольнической миссии. Упорядочение великорусских епархиальных территорий посредством отписки городов от одной епархии и приписки их к другой, или посредством передачи полых населенных пунктов в управление того или другого епархиального архиерея для Петра было делом совсем неважным. Подобные дела он решал скоро и. если можно так выразиться, между делом, даже в походах. I Выразительным примером сказанного может служить разрешение давнишнего спора из-за городов и территорий между воронежским святителем Митрофаном и рязанскими митрополитами Павлом (1681–1686 гг.) и Авраамием (1688–1700 гг.). Спорными городами оказались города: Усмань с Толшевской пустыней, Демшинск, Романов, Белоколодск, Данков и Лебедянь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Двадцать шестой день. Поучение 2-е. Святитель Иннокентий иркутский. (Побуждения для христианина к терпению скорбей). I. О жизни ныне прославляемого святителя Иннокентия иркутского к сожалению сохранилось весьма немного подробностей. Он был современником святых Димитрия ростовского и Митрофана воронежского , родился в Малороссии и получил образование в киевском братском училище. Там же он постригся в иноки в печерском монастыре, после чего был призван в Москву, где его ученость и добродетели обратили на него внимание митрополита Стефана Яворского , который поручил ему преподавание философии в духовной академии. Затем он был посвящен в епископа переяславского; но вскоре новая деятельность открылась ему. При Петре Великом христианская вера быстро распространилась в Сибири; и император Петр, желая усилить деятельность китайской миссии, хотел, чтобы был русский епископ в Пекине. Для этого епископ Иннокентий был назначен и отправился в путь; но переговоры с китайским богдыханом, т. е. императором, не привели к соглашению; он отказался принять в Пекине епископа. Пока велись эти переговоры, в продолжение нескольких лет, Иннокентий пребывал то в Иркутске, то в Селенгинске, и деятельно занимался просвещением язычников: бурят и тунгусов. Чрез несколько лет, уже при императрице Екатерине, он был наименован епископом иркутским. Живя в Воскресенской обители, он с горячею ревностию трудился для блага общаго, проповедывал слово, основал училище, в котором новообращенные учились закону Божию и русскому языку. Много трудов подъял святитель, много было ему огорчений, много он вынес скорбей, и великое достоподражаемое явил в них терпение; в акафисте, сочиненном в Иркутске, славится его достохвальное терпение среди горьких испытаний, которым он подвергался, частию от начальника миссии, частию от неверующих. «Витийство человеческое не возможет изрещи всех скорбей, лишений, унижений, болезней и страданий, ради спасения паствы твоей подъятых; но мы, терпению твоему дивящеся и любовию побеждаемы, с благодарственным чувством вопием: радуйся, воине Христов непобедимый; радуйся, яко ярость неблагомыслящих потерпел еси, гневающихся неправедно; радуйся, угнетенных и страждущих рабов скорое заступление; радуйся, яко корение и терние неверия трудолюбно посекал еси!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

иеромонах Авель 1. Сведения об обосновании Саровской пустыни и начальнике ее иеросхимонахе Иоанне Не много нужно слов там, дела свидетельствуют ясно. Так и о достопамятном подвижнике иеромонахе Иоанне высокое и назидательное можно получить сведение, если только вспомнить, что им основана цветущая благолепием и устройством, Саровская пустынная монашествующих обитель. Основание Саровской пустыни положено в 1700 году, как пишет в своей истории 1 сам первоначальник обители сей иеромонах Иоанн. В начале по ночам были чудесные явления: сходил иногда с неба великий свет на то самое место, где ныне стоят соборные церкви, а также не редко слышен был колокольный звон, хотя тогда не было ещё на сем месте жилищ человеческих, и вся окрестность покрыта была густым, непроницаемым лесом. Это было до прихода сюда первого монаха Феодосия и по нем монахов Герасима и Илариона, живших один по другом. К сему-то Илариону, жившему в сих непроницаемых дебрях, пришел основатель Саровской обители первоначальник Исаакий, в схиме переименованный Иоанном. По происхождению своему он был звания церковно-служительского; уроженец Арзамасского уезда, села называемого Красного. С 19-ти лет возлюбив монашеское житие и из любви к Богу оставив мир, он водворился в убогом монастыре Введенском, который находится в городе Арзамасе, где в 1692 году и пострижен в монашеский чин. Добродетельная, смиренная и благоискусная жизнь его, всецело посвященная на служение Богу, вскоре обратила на него внимание Начальства. В 1692 году, при Святейшем Патриархе Адриане, рукоположен он Преосвященным Евфимием, Митрополитом Сарским и Подонским, в сан иеромонаха, а в последствии избран и в Строители сему монастырю. Но Промысл Божий руководил старца сего на иные спасительные подвиги; душа его стремилась к безмолвию пустынному, – и по довольном управлении той обителью, из желания и любви к безмолвному житию, избрав на место свое в Строителя ученика своего, того Введенского монастыря иеромонаха Афиногена, сам удалился в непроходимую тогда дебрь дремучего бора, в пустынное Саровское место к монаху Илариону, чтобы получить от него не только убогое наследство – его хижину, но и богатое достояние – пустынное безмолвие.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

История епархии История Санкт-Петербургской епархии как самостоятельного образования ведет свое начало с 1 сентября 1742 года. Однако, по мнению историков, Православная Церковь в этих местах «современна образованию Русского государства» (Минувшие судьбы Петербургского края. (По поводу 200¬-летия Санкт¬-Петербурга.) Церковно­исторический очерк Ф. В. Четыркина. СПб., 1903. С. 3.). Более того, существует предание, согласно которому еще апостол Андрей Первозванный посетил эти края и даже побывал на месте будущей столицы Российской империи. В момент основания Санкт-Петербурга и в последующее время сказание о посещении святым Андреем края признавалось за истину как Петром Великим, так и его современниками, и было записано следующим образом: «от Друзина (т. е. Грузина), св. апостол Христов Андрей Первозванный имел шествие рекою Волховом и озером Нево (т. е. Ладожским) и рекою Невою сквозь места царствующего града Санкт-Петербурга в Варяжское море (т. е. Балтийское); и в это шествие оные места, где царствующий град Санкт-Петербург, не без благословения его апостольского были» (цитировано по: там же. С. 4.).  Предание представляет интерес прежде всего потому, что связывает судьбы северо-¬западных русских земель с первым учеником Христа, благословившим не только Киев (куда апостол Андрей пришел из Крыма), но и те места, где спустя почти восемнадцать веков был основан Петербург – новая столица Российского государства, заместившая православную Москву – легендарный «Третий Рим».  Но и в то время, когда центр государственности находился в Киеве – «Матери городов Русских», северо-западные земли не были оставлены христианским просвещением. Сохранилось сказание о том, как княгиня Ольга после крещения в Царьграде посетила свой «вдовский» удел (впоследствии – Гдовский уезд) и на берегу реки Наровы водрузила крест.  Впоследствии православная жизнь на территории будущей Санкт-Петербургской епархии была связана с Новгородом Великим и Псковом.  Так вплоть до 1721 года эти земли находились в ведении новгородских архиереев, в XVIII веке претерпев значительные церковные изменения. Традиционно именно это время считается началом Синодального периода церковной истории, но его история началась задолго до того, как Петр Великий учредил Святейший Синод. Прежнее, патриаршее, управление Церковью прекратилось со смертью (16 октября 1700 года) одиннадцатого Патриарха Московского Адриана (1637/1639¬? – 1700). Но тогда Петр, целиком поглощенный войной, не имел ни времени, ни желания заниматься церковными вопросами. Видимо, по этой причине он не стал называть своего кандидата на Патриарший Престол, хотя традиция избрания Первосвятителя в соответствии с монаршей волей издавна существовала в Московском государстве. 16 января 1700 года Петр назначил Экзархом (Местоблюстителем) Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского; 1658–1722). Экзарху была предоставлена возможность вести дела «о расколе, противностях Церкви и ересях». 

http://mitropolia.spb.ru/about/history/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010