Для полного уразумения этой переписки необходимо объяснить, хоть в немногих словах, те взаимные отношения, в каких находились друг к другу Хомяков и Самарин с К.С. Аксаковым. Оба последние были значительно моложе Хомякова. Хомяков родился в 1804 г., К.С. Аксаков в 1817, а Ю. Ф. Самарин в 1819 (стало быть, в 1843 г., которым помечено первое из нижеследующих писем, Хомякову шёл 40-й год, а Самарину 24-й). В 1839 г. Аксаков и Самарин (оба кандидаты Московского Университета), до того времени почти не знакомые друг с другом, согласились готовиться вместе к экзамену на магистра. Дружно и горячо принялись они за работу: вместе читали Гегеля (преимущественно «Логику»), вместе же прочли все памятники Русской словесности, древней и позднейшей, до половины XVIII века, изучали летописи, старинные грамоты и акты. Оба горячо любили Россию, для обоих Православие было семейным преданием и достоянием и оба же были жаркими почитателями Германского философского мышления и литературы. Но когда перед молодым, пытливым умом, изощрённым искренней любовью, раскрылся целый новый, своеобразный, неведомый им дотоле, мир Русского народного духа и жизни, со своими ещё неисследованными тайниками, они с увлечением, с восторженной радостью приветствовали его, будто обетованную землю. Они, казалось (да и действительно), обрели, наконец, почву для беспочвенной, блуждавшей дотоле Русской мысли; они нашли или думали что нашли полное оправдание своим «непосредственным» сочувствиям. Но полным для приверженцев Гегелева диалектического процесса могло быть только философское оправдание; а потому Гегель же и послужил на то, чтобы объяснить, санкционировать обретённую ими новую истину, доказать её всемирно историческое значение. Быстро на первых же порах была сделана попытка построить на началах же Гегеля целое миросозерцание, целую систему своего рода «феноменологии» Русского народного духа, с его историей, бытовыми явлениями и даже Православием. Эта попытка, собственно относительно Русской истории, выразилась отчасти и в магистерской диссертации К.С. Аксакова о Ломоносове, дописанной им в 1844 году (см. моё предисловие ко 2 тому его сочинений). Самарин же выбрал себе предметом диссертации Стефана Яворского и Феофана Прокоповича , как проповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Житие Алексия человека Божия Подготовка текста Н. Ф. Дробленковой, перевод и комментарии Н. Ф. Дробленковой и Л. С. Шепелевой Житие Алексия человека Божия было известно на Руси с XI в. Самый ранний текст древнерусского перевода Жития сохранился в списке XII в. в составе пергаменного сборника «Златоструй» (точнее – в составе «Торжественника», включенного в «Златоструй»). Остальные списки древнейшей редакции, текст и перевод которой публикуются, представлены более поздними рукописями, датирующимися XIV–XIX вв. Житие посвящено христианскому подвижнику Алексию (в переводе с греч. – заступник, защищающий от несчастья, спаситель), который в юности отрекся от богатства и мирской суеты и, следуя своим убеждениям до последних дней жизни, стоически свершил подвиг добровольного нищенствования. События происходят на рубеже IV–V вв. в Риме при императорах-соправителях Гонории и Аркадии и папе Иннокентии I, а также – во владениях Римской Восточной (Византийской) империи, Каппадокии, Киликии, Осроене и в Сирии. Легенды о Божием человеке известны всем христианским литературам: древнейшая из них – сирийская (еще безымянная), сложенная в районе Эдессы «сирьской», где начинал подвижничество святой (сохранилась в списках V–VI вв.); греческая версия возникла в середине VIII в. (известна в списках X–XII вв.); в IX в. появилась латинская версия, основанная на греческой; далее появляются переводы с греческого и латинского на другие языки, в том числе и на славянские. Как полагает в своем монографическом исследовании памятника В. П. Адрианова-Перетц (Адрианова В. П. Житие Алексия человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917), текст Жития пришел на Русь не прямо из Византии, а через южнославянскую письменность, тем не менее древнерусский перевод близок греческому оригиналу. (К византийской традиции восходит также и русская иконография, изображение лика святого Алексия в миниатюрах лицевых рукописей Жития). Особую популярность Житие приобрело в царствование Алексея Михайловича, небесным патроном которого был святой; тогда была составлена Служба святому Алексию человеку Божию (издана в 1671–1674 гг.). Вторая половина XVII в. – время возникновения лучших литературных обработок Жития, появления драматических произведений на житийную тему, украинской драмы «Алексий, Божий человек» (1672–1673), «Слов» Симеона Полоцкого , Лазаря Барановича, «Поучений» Стефана Яворского , вирш. К XVII в. В. П. Адрианова-Перетц относит также и сложение духовного стиха о св. Алексии человеке Божием, органически соединившего черты книжного Жития с фольклорными, былинными традициями и до начала XX в. распространявшегося в России, Белоруссии и на Украине народными певцами-профессионалами, «каликами перехожими», сказителями-былинщиками, слепыми певцами, лирниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ТЯЖЕЛАЯ болезнь не дозволила мне принять участие в магистерском colloquium’e о. прот. Морева, при защите им книги: «Камень веры» м. Стефана Яворского 1 , хотя, по поручение Совета академии, я рассматривал и эту книгу и представил в Совет требуемый официальный отзыв о ней, в котором признал допустимость ее для соискания степени магистра богословия, как признал за ней право на это и другой официальный рецензент, проф. П. И. Ленорский, к специальности которого относится главная и наибольшая часть ее содержания. В своем официальном отзыве (который будет напечатан в журналах Совета академии) я намеренно умолчал о некоторых «особенностях» сочинения о. Морева, которые сообщали его исследованию о м. Стефане Яворском в известной мере «исключительный» интерес и склоняли меня в его пользу, несмотря на многие неблагоприятные для него «инстанции»; намеренно также я не указал и некоторых совсем слабых ее сторон. То и другое я рассчитывал предъявить о. Мореву в личной беседе на colloquium’e, и главным образом для того, чтобы, получив от него ответ и такие или иные разъяснения по двум-трем важным вопросам, которые вызываются его книгой, но оставлены им как бы совсем в стороне, – взглянуть на его работу в связи с этими именно вопросами и дать ей уже полное, законченное освещение. Болезнь, однако же, допустила меня лишь мысленно присутствовать на colloquium’e о. Морева и принять решение, как только немного поправлюсь и позволит здоровье, – печатно побеседовать о его труде, и, конечно, не с ним уже лично, а с широким кругом читателей, интересующихся серьезными научно-богословскими вопросами. Кроме того, предмет исследования и работа о. Морева представляют, с некоторых сторон, живой, современный интерес. Правда, о. Морев опустил или просмотрел эти стороны и сообщил своему сочинению вид обычных студенческих работ, представляемых на соискание ученых степеней и уже самой формой своей осуждаемых оставаться без читателей, вне того круга, в котором получаются ученые степени. Но это и тем более побуждает нас поговорить о книге о. Морева.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕКАН [Лат. Becanus; голл. van der Beck, Verbeke; родовое имя Schellekens] Мартин (6.01.1563, Хилваренбек, Брабант, Нидерланды - 24.01.1624, Вена), иезуит , католич. богослов. Имя Б. взял по названию родового имения. Учился в иезуитской коллегии в Кёльне, в 1583 г. получил степень магистра философии, в том же году вступил в орден иезуитов. В 1590-1593 гг. преподавал философию в Кёльне, позднее богословие в Вюрцбурге, Майнце и Вене. В 1613-1619 гг. заведовал кафедрой богословия в Венском ун-те. С 1619 г. и до конца жизни исповедник имп. Фердинанда II. Б. быстро приобрел известность как богослов-полемист. Его перу принадлежат ок. 50 богословских трудов, среди них: «Собрание различных рассуждений против кальвинистов, предложенных в Майнцской академии» (Enchiridion variarum disputationum quae in academia Moguntina contra calvinistas propositae sunt. Mainz, 1606); «О вере еретикам» (De fide haereticis. Mainz, 1608), где Б. доказывал, что император, заключивший договор с еретиками-протестантами и не имеющий возможности искоренить ересь в империи без нанесения ей невосполнимого ущерба, должен соблюдать свои договоры. К числу самых известных полемических сочинений относятся «Извлечения из доктрины кальвинистов» (Aphorismi doctrinae calvinistarum ex eorum dictis. Mainz, 1608) и «Руководство в спорах этого времени» (Manuale controversiarum huius temporis. Würzburg, 1623), выдержавшее многократные переиздания и переведенное на нем. и голл. языки. Его успех вынудил Б. издать сокращенный вариант в виде кн. «Извлечение из руководства в спорах о вере и религии» (Compendium manualis controversiarum de fide et religione. Mainz, 1623). Труд Б. «Схоластическое богословие» (Theologia scholastica. Mainz, 1612. 4 vol.) представлял собой сжатый комментарий испан. теолога Ф. Суареса к трудам Фомы Аквинского . Б. участвовал в полемике, развернувшейся между кор. Англии Яковом I и англикан. богословами, с одной стороны, и католиками, с др., относительно права пап смещать государей с престола. Защищая позицию Рима и иезуита кард. Р. Беллармина , Б. издал ряд полемических трактатов, в т. ч. «Спор с англиканами о королевской власти и власти понтифика» (Controversia anglicana de potestate regis et pontificis. Mainz, 1612), к-рый был сочтен не совсем догматически корректным в отношении папской власти и попал в Индекс запрещенных книг , но в 1613 г. Б. издал новый, исправленный вариант своей книги. Труды Б. стали одним из источников для антипротестант. сочинений митр. Рязанского Стефана (Яворского) .

http://pravenc.ru/text/77842.html

Нежин. Нежинский мужской Благовещенский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Собор. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:1716. Архитектор:Г.И. Устинов Адрес: Украина, Черниговская обл., г. Нежин, ул. Стефана Яворского, д. 2. Координаты: 51.048172, 31.884556 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор представляет собой одно из выдающихся сооружений эпохи барокко на Украине. В результате перестроек в архитектуре Благовещенского собора прослеживаются некоторые черты классицизма. Освящение величественного пятиглавого Благовещенского собора, которому дали второе название - Богородичный Назарет, - состоялось в 1716 г. Благовещенский собор в Нежине возведен в честь победы над шведами в Полтавской битве по инициативе и на средства митрополита Стефана Яворского. Семиярусный иконостас, самый большой в Украине после Успенского собора в Киеве. Стефан Яворский завещал Благовещенскому монастырю собственную огромную библиотеку, состоящую из 609 редких книг, 28 из которых были рукописными, и просил расписать собор. Завещание было выполнено. Первоначальные росписи площадью 2500 квадратных метров, полностью покрывали все стены и своды собора. Построен архитектором Г.И. Устиновым. В течение XVIII в. несколько раз страдал от пожаров. Первоначальные завершения стен и барабанов неизвестны. Следовавшие за пожарами ремонты изменили формы памятника, особенно в 1814 г., когда были переделаны верхние части стен – вместо фронтонов появились треугольные щипцы (мастер Петухов), растесаны окна, устроены новые купола со шпилями, характерные для эпохи классицизма. Тогда же были произведены укрепительные работы в связи с раскрытием трещин и просадкой части северной стены. Стены и своды памятника были расписаны в начале XVIII в. (до 1722 г.). Во время пожара 1797 г. живопись была повреждена, в 1809 г. памятник вновь расписан. До нашего времени сохранились фрагменты живописи XVIII и XIX вв. (масло). В стиле барокко с привнесенными в результате перестроек чертами классицизма. Кирпичный, девятичастный, в основе плана лежит равноконечный крест, выраженный по осевым фасадам прямоугольными в плане ризалитами незначительного выноса, угловые камеры закруглены в плане, что является редкостью. Собор четырехстолпный, пятиглавый, четыре малых главы помещены не над ветвями креста, а над угловыми объемами, в чем виден отголосок древнерусской традиции трехнефных храмов, сохранившейся в русской архитектуре. Перекрытия полуциркульные, барабанов – полусферы, основных объемов – полуциркульные своды. Особенностью пространственного решения интерьера является его цельность – угловые камеры неотделимы от основного объема, кроме двухэтажного юго-восточного объема, что нехарактерно для крестообразных в плане памятников XVII-XVIII вв. Своеобразно подкупольное пространство, близкое по форме цилиндру, образованное пилонами с дугообразными сторонами.

http://sobory.ru/article/?object=09011

Нижний Новгород. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Большой Покровской. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1709. 1823-1824 (колокольня). Год утраты:приблизительно 1935 Адрес: Нижегородская область, Нижний Новгород, Большая Покровская ул., 30А. Координаты: 56.319342, 43.9976 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На месте Покровской церкви стояла деревянная церковь также в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. Николая, о которой упоминается в 1621 г. В 1709 г. с благословения Рязанского митрополита Стефана Яворского, местоблюстителя патриаршего престола, построена была вместо деревянной - каменная церковь, невысокая, с одною небольшою главою. В 1824 г. была построена трапеза и над главным храмом вместо прежней небольшой главы надстроен был нынешний высокий купол. После того Покровская церковь стала благоукрашаться и внутри и по богатству внутреннего украшения и церковной утвари считалась одною из первых. В 1890 г. в главном храме поставлен новый очень ценный иконостас из дуба, но иконы в нем остались прежние. Престолов в церкви три: в главном храме – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а придельные в трапезе: правый – во имя св. вмч. Никиты и левый - имя св. Николая Мирликийского и св. муч. Харлампия. Из древних икон особенно замечательны две, сохранившиеся от старой деревянной церкви: Покрова Пресвятой Богородицы, украшенная богатой ризой с жемчугом и камнями, и св. Николая Мирликийского; об этих иконах упоминается в сотной грамоте 1621 г. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Древняя деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. Николая Чудотворца, давшая название главной улице Н. Новгорода, упоминается еще в писцовых книгах 1621 г.: «За новым острогом в старом остроге правой стороны р. Почайны на большой Московской дороге... Строение мирское», – так цитирует Макарий (Миролюбов). В 1709 г. «по благословению Рязанского митрополита Стефана Яворского, местоблюстителя патриаршего престола, и во время правления епархией митрополита Нижегородского и Алатырского Сильвестра (Волынского), построена была вместо деревянной каменная церковь – «неизвестно, чьим тщанием». Главы были покрыты черепицей, рядом – каменная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=38291

Церковь отмечает обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского 4 октября, 2019. Новостная служба Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя сохранилось нетленным 4 октября. ПРАВМИР. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего, посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского. В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года (сведения о жизни помещены в этот день). Несмотря на желание Святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-obre...

Церковь празднует обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского 4 октября, 2015. Новостная служба Святитель Димитрий определил место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века» 4 октября. ПРАВМИР. Церковь празднует Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая). В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года ( сведения о жизни помещены в этот день). Несмотря на желание Святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского и установлении празднования 28 октября  (день преставления) и 21 сентября (день обретения мощей).

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

Arhiva În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Preafericitul Patriarh Chiril a oficiat pavecernia cu citirea Canonului cel mare al cuviosului Andrei Criteanul la mnstirea stavropighial Andreevski 25 februarie 2015 23:56 Вечером 25 февраля 2015 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме Воскресения Словущего  Андреевского ставропигиального мужского монастыря  города Москвы. За богослужением молились председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви  архиепископ Верейский Евгений , наместник Андреевского монастыря  епископ Дмитровский Феофилакт , ответственный секретарь  Патриаршего совета по культуре , наместник  Сретенского ставропигиального монастыря   архимандрит Тихон (Шевкунов) , председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , насельники обители, учащиеся общеобразовательной школы при Андреевском монастыре. Богослужебные песнопения исполнил хор Андреевского монастыря (регент — И.А. Кириндас). Прямая трансляция богослужения осуществлялась телеканалом «Союз». По окончании службы Предстоятель Русской Православной Церкви произнес  проповедь . Епископ Феофилакт приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству книгу митрополита Стефана (Яворского) «Камень веры» (в 1703 году митрополит Рязанский и Муромский Стефан освятил Воскресенский храм Андреевской обители). Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с кратким словом об истории и причинах возрождения монастыря, который был упразднен еще в 1764 году. «Я очень рад совершить на первой седмице Великого поста это богослужение в возрожденном Андреевском монастыре. Обычно мы возрождаем обители, которые были закрыты в связи с революционным лихолетьем в нашей стране. Но история Андреевского монастыря свидетельствует о том, что русское монашество претерпевало скорби не только в связи с революционными потрясениями. И в православной Российской империи по разным причинам и под влиянием разных обстоятельств наносились удары по монашеской жизни. Мы знаем, как много обителей было закрыто, преобразовано в приходские храмы. Иногда обители просто исчезали с лица земли. И хотя у тогдашних правителей были какие-то утилитарные причины поступать так, а не иначе, действуя таким образом они наносили огромный урон духовной жизни нашего народа. Ликвидация монастырей, несомненно, внесла свой губительный вклад в перемену мыслей, настроений, которые, в конце концов, и привели к революционной катастрофе.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4004909...

В православной библиотеке Екатеринбурга открылись две выставки Екатеринбург, 25 февраля 2004 г. Две новые книжные выставки подготовили сотрудники Центральной православной библиотеки в Екатеринбурге к началу Великого Поста, сообщает Информационное агентство Екатеринбургской епархии. Одна из них посвящена самому наступившему Великому Посту и содержит несколько разделов. Первый раздел - о подготовке к посту. В нем представлены такие книги, как " Говение по уставу Церкви " ; " Как соблюдать пост " ; " Как приучить себя к посту " - советы, как поститься больным и престарелым, как проводить время поста по уставу Церкви. Интерес представляет издание 1864 года " Первая седмица Великого Поста " , которое поможет недавно пришедшим в Церковь подготовиться  к исповеди и причастию. Раздел святоотеческих поучений и великопостных наставлений сегодняшних служителей Церкви открывает текст Великого Покаянного канона святого Андрея Критского. Кроме того, на книжных стендах представлен сборник " Великий Пост " - святоотеческое учение о посте и беседы христианина со своей душой во дни Святой Четыредесятницы. Полезно в дни поста прочесть труд митрополита Сурожского Антония " Духовное путешествие " (размышления перед Великим Постом); две книги архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия под общим заглавием " Великопостные чтения " - " О молитве святого Ефрема Сирина " и " О Великом Посте " ; " Пост - заповедь Божия " - по сочинениям митрополита Стефана (Яворского). Представлены также " Духовные поучения к Великому Посту " протоиерея Валентина Амфитеатрова и изданные Ново-Тихвинским женским монастырем " Великопостные поучения " игумена Авраама. Во все дни Великого Поста миряне могут обращаться к интересной и поучительной книге " Чтение на каждый день Великого Поста " . Это сборник притч, молитв и назиданий. Еще один раздел посвящен великопостной кухне в помощь православным хозяйкам. Здесь книги " Утешение " - 123 рецепта постных блюд " , " Кухня православного поста " и другие кулинарные рецепты.

http://pravoslavie.ru/9054.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010