Состоялся концерт " Спаси, Господи, люди Твоя " ноября 2022 В праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, 4 ноября, в культурно-досуговом центре " Московский " в рамках III Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона “Истоки” прошел концерт " Спаси, Господи, люди Твоя! " . Организатор - храм Державной иконы Божией Матери на проспекте Маршала Жукова . Прологом к нему стала тема увертюры Петра Чайковского " 1812 год " в фортепианном изложении Елизаветы Кулигиной. Тему подхватил хор.  Во вступительном слове ведущий концерта художественный руководитель фестиваля " Истоки " протоиерей Димитрий Кулигин отметил, что для фестиваля этот концерт несколько необычен. " Однако этот год для нашей страны - особенный, и наш Всероссийский фестиваль " Истоки " как явление, прежде всего, русской культуры не мог пройти мимо нынешних сложных событий, которого касаются каждого живущего в России, переживающего за Россию, болезнующего за нашу Родину. И этот концерт - приношение нашего фестиваля, наш вклад в дело духовно-патриотического укрепления нашей Отчизны " , - сказал он. Детский клиросный хор храма иконы Божией Матери " Державная " под руководством Алены Николаевой исполнил духовные песнопения, которые могли звучать во времена избавления России от поляков в 1612 году. Хор " Святой Пантелеимон” (руководитель - Мария Исаева) из Москвы исполнил петровские канты, песни русских композиторов, а также сербские и белорусские духовные стихи. Некоторые произведения прозвучали под аккомпанемент блок-флейты и гитары. Среди этих сочинений - " Мире лукавый " на слова митрополита Стефана Яворского, " Стихи похвальные России " на слова Василия Тредиаковского, " Mapujo славна " на слова святителя Николая Велимировича, " Русь называют святой " архидиакона Романа (Тамберга). В видеообращении сербской писательницы Биляны Живкович была выражена поддержка России в переживаемое ею непростое время: “Любовь между нашими народами рождена еще во времена Крещения Руси, а сейчас XXI век - и мы вместе”. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Касимов. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Никольская церковь (1703-05гг.) располагается к северу от Соборной площади, самой высокой точки города, на месте которой стояла в XIV-XVIIbb. крепость Касимова. Никольская церковь построена по благословенной грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровичем Яцковым. В XVII в. здесь был Никольский монастырь, а вся территория к северу от крепости за Никольским оврагом называлась Новым посадом и усиленно заселялась русскими. Одноглавая каменная Никольская церковь представляет собой небольшой двухсветный четверик, завершенный сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает такой же ширины полукруглая одноэтажная апсида. Первоначальная трапезная являлась продолжением стен четверика. В XIX в. церковь была расширена за счет двух симметрично расположенных пристроек, в которых размещаются приделы, с полукруглыми апсидами. Так было испорчено в XIX в. большинство церквей не только в Касимове. В это время появилось даже образное выражение: «надо церковь распузить». Фасады Никольской церкви скромно оформлены лопатками и простой формы карнизами. Окна обрамлены полуколоннами и треугольными фронтончиками. В церкви сохранился резной позолоченный иконостас XVIII в. Живопись интерьера в 1950 г. реставрирована, а в трапезной части церкви — дополнена. Высокая трехъярусная колокольня завершается большим барабаном с главой, переходящей в шпиль. Никольская церковь, сверкая белизной стен среди группы окружающих ее деревьев, имеет в панораме города важное значение и украшает его. Еще в XVII веке в Касимове существовал мужской Николаевский монастырь. В писцовых книгах Петра Воейкова в 1627 году уже упоминается в этом монастыре церковь деревянная Николая Чудотворца. В 1705 году по благословенной грамоте митрополита Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровым Яцковым была построена каменная церковь с приделом Иоанна Воина. К церкви была пристроена каменная колокольня, на которой было 4 колокола весом от 1 до 5 пудов. В 1778 году монастырь был упразднен. По упразднении монастыря в приход к оставшемуся храму была определена инвалидная команда в 60 дворов.

http://sobory.ru/article/?object=03618

Нежин. Нежинский мужской Благовещенский монастырь. Благовещенский монастырь Кельи. Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Благовещенский монастырь, называемый Назарет, 2 класса, в городе Нежине. Основан в 1716 году при церкви, заложенной в 1702 году на средства местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского. В монастыре находится свято чтимая икона Всех скорбящих Радость и замечателен образ Успения Божией Матери, писанный в Риме в 1435 году, а также Корсунская икона Богоматери, написанная киевским митрополитом Михаилом Зборовским. При монастыре школа для мальчиков-сирот. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основатель обители – митрополит Стефан (Яворский), уроженец Правобережной Украины (1658), откуда его родители переехали в с. Красиловку в округе Нежина (ради верности Православию – в обстановке, когда после Хмельниччины и Руины власть католической Польши была вновь утверждена над Правобережьем), затем – слушатель Киево-Могилянской Академии и католических школ, постриженник Киево-Печерской Лавры, учитель в родной Академии и настоятель Николо-Пустынного монастыря в Киеве, участник посольства Киевского митрополита к Российскому патриарху, талантливый проповедник, автор ряда известных богословских трудов, с 1700 г. правящий архиерей Рязанской епархии и местоблюститель патриаршего престола (†1722) при замене царем Петром I патриаршества в Русской Церкви на синодальное управление (существовавшее до 1917 г.). Желая употребить жертвуемые ему по разным поводам средства на богоугодное дело, владыка Стефан решил построить каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Нежине, где настоятелем Свято-Николаевского собора служил в 1702-1730 г.г. его брат протоиерей Павел Яворский. Закладка церкви состоялась в 1702 г. В 1704 г. владыка Стефан заключил строительный контракт с зодчим Григорием Устимовым. Уже во время работ, в своих бумагах иерарх оговаривался, что хочет устроить при храме монастырь. В победе Петра I над шведами под Полтавой в 1709 г. владыка Стефан увидел еще один мотив к созданию храма с обителью: «Отныне да будет памятник в Нежинском монастыре о победе». С 1712 г. архипастырь не раз присылал в храм Евангелия в окладах, напрестольные кресты и священные сосуды. При освящении храма 22 июля 1716 г. с участием владыки Стефана, Киевского митрополита, а также Черниговского и Переяславского архиереев, состоялось официальное учреждение монастыря, который получил название «Назарет Богородицы». Новая обитель была наделена землями, ее настоятель удостаивался звания архимандрита. О своем детище владыка Стефан заботился до самой кончины, присылая новые вклады деньгами и утварью.

http://sobory.ru/article/?object=03858

Николаевский собор (Нежин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Николаевский собор Свято-Николаевский кафедральный собор — православный собор в Нежине, один из наиболее ранних образцов украинского барокко. Содержание История [ править править код ] Ранее на месте собора стоял деревянный одноимённый храм. О том, когда именно построен каменный, доподлинно неизвестно. Считается, что это состоялось в конце 1650-х или 1660-х годов. Строительство осуществлялось под контролем митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси с помощью протоиерея М. Филимоновича. Нынешний храм был построен казаками Нежинского полка на деньги братьев Василия и Ивана Золотаренко. Сохранился текст купчей грамоты 1655 года, в которой нежинская мещанка Васса Копачовчиха завещала треть своих средств казацкому полковнику Ивану Золотаренко и его матери на строительство новой церкви. Перед входом к Николаевскому собору была построена колокольня, а рядом с ней — часовня. Оба этих сооружения были разрушены большевиками в 1930-х годах. Как свидетельствует «Летопись Самовидца», именно Николаевский собор стал центром драматических событий, связанных с Чёрной радой 1663 года. После своего избрания гетман Брюховецкий именно в Нежине принял «вместе со своим войском присягу в Соборной церкви Св. Николая». В начале XVIII века настоятелем собора был протоиерей Павел Яворский, брат митрополита Стефана Яворского, наместника патриаршего престола России. Под надзором отца Павла, на средства владыки Стефана вблизи Свято-Никольского храма был построен мужской Благовещенский монастырь, который и в настоящее время стоит в Нежине. В 1734 году иконостас для собора создал иконописец Василий Реклинский. В конце XIX — в начале XX века настоятелем собора был протоиерей Георгий Спасский. 15 августа 1905 года он венчал в Николаевском соборе преподавателя Екатеринодарской гимназии Павла Яковлевича Королёва и купеческую дочь Марию Николаевну Москаленко — родителей конструктора космических кораблей Сергея Королёва. Николаевский собор неоднократно горел и перестраивался. С 1920 по 1939 год в нем размещалось хранилище соли. В течение двухлетней оккупации Нежина гитлеровскими войсками собор действовал, потом был опять закрыт. В 1946 году в одной из пристроек открылся городской Дом культуры. В 1990 году собор был отреставрирован и передан верующим. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевский_с...

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Андреевском ставропигиальном монастыре 25 февраля 2015 г. 21:47 Вечером 25 февраля 2015 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме Воскресения Словущего Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. За богослужением молились председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений , наместник Андреевского монастыря епископ Дмитровский Феофилакт , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , насельники обители, учащиеся общеобразовательной школы при Андреевском монастыре. Богослужебные песнопения исполнил хор Андреевского монастыря (регент — И.А. Кириндас). Прямая трансляция богослужения осуществлялась телеканалом «Союз». По окончании службы Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь . Епископ Феофилакт приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству книгу митрополита Стефана (Яворского) «Камень веры» (в 1703 году митрополит Рязанский и Муромский Стефан освятил Воскресенский храм Андреевской обители). Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с кратким словом об истории и причинах возрождения монастыря, который был упразднен еще в 1764 году. «Я очень рад совершить на первой седмице Великого поста это богослужение в возрожденном Андреевском монастыре. Обычно мы возрождаем обители, которые были закрыты в связи с революционным лихолетьем в нашей стране. Но история Андреевского монастыря свидетельствует о том, что русское монашество претерпевало скорби не только в связи с революционными потрясениями. И в православной Российской империи по разным причинам и под влиянием разных обстоятельств наносились удары по монашеской жизни. Мы знаем, как много обителей было закрыто, преобразовано в приходские храмы. Иногда обители просто исчезали с лица земли. И хотя у тогдашних правителей были какие-то утилитарные причины поступать так, а не иначе, действуя таким образом они наносили огромный урон духовной жизни нашего народа. Ликвидация монастырей, несомненно, внесла свой губительный вклад в перемену мыслей, настроений, которые, в конце концов, и привели к революционной катастрофе.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

Казанский храм (Топорково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский храм (Топорково). Деревянная Казанская церковь существовала в Топоркове с 1705. Её последнее здание в 1806 г. перенесли в Николо-Берлюковскую пустынь. В 1990-х в деревне поставлен памятный знак с Крестом, в 2010 г. заложена новая каменная церковь. Содержание История [ править править код ] Интереснейшая судьба ныне утраченного памятника деревянного зодчества, — церкви Казанской иконы Божией Матери из села Богородского, Топорково тож (в наши дни — деревня Топорково Анискинского сельского поселения Щёлковского района Моск. обл.) до сих пор мало изучена, несмотря на то, что её довольно неординарная история, несомненно, достойна вдумчивого исследования. История святыни заслуживает внимания ещё и в виду того, что не так давно было принято решение о восстановлении храма в Топоркове, а в 2010 году был утверждён его проект. 8 октября 2015 г. был вырыт котлован и залито основание под фундамент. Впервые храм был возведён в Топоркове в 1705 году. По челобитью вотчинного владельца деревни, стольника Фёдора Михайлова сына Клешнина (ок. 1667- после 1713) от октября 1703 года на имя митрополита Рязанского и Муромского ( с 7 апреля 1700 года) Стефана (Яворского; 1658-1722) — известного деятеля Петровского времени, сруб старого деревянного храма был в разобранном состоянии перевезён в Топорково из села Воскресенского Черноголовской волости Московского уезда (ныне с. Воскресенское Ногинского р-на Моск. обл.)… К тому времени в дворцовом селе Воскресенском находилось две церкви. Воскресения Христова (построенная до 1628 г.) с приделом Покрова Пресвятой Богородицы (построенным ок. 1633/34 г. и ок. 1646 г. упразднённым) и церковь Покрова Пресвятой Богородицы (построенная ок 1646 г.) с приделом Николая Чудотворца (1675/76 гг). В марте 1702 года местным священником Лукой Автамоновым было получено разрешение на возведение нового деревянного Покровского храма, который был построен к сентябрю того же 1702 года (антиминс выдан 25 сентября 1702 г.), а в Топорково был перевезён разобранный сруб старого Покровского храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_храм...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Более тридцати музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Петрозаводска, Таганрога, Воронежа и других городов России предоставили экспонаты для масштабного выставочного проекта " Путь Петра. От Руси до России " . Он представлен 14 мая в петербургском ЦВЗ " Манеж " . Фигура царя-реформатора Петра I в истории России весьма противоречива. Авторы проекта не выставляли оценок его деятельности. " Мы просто хотели показать жизненный путь императора, чтобы каждый сам для себя решил, в какие цвета раскрасить его образ " , - объяснила журналистам доктор исторических наук, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) Маргарита Альбедиль. Церковная реформа государя - одно из неоднозначных его деяний. О ней рассказывает целый раздел экспозиции. Посетители видят портрет митрополита Московского и Рязанского Стефана (Яворского), последнего в петровскую эпоху местоблюстителя патриаршего престола, ставшего президентом Духовной коллегии Святейшего Правительствующего Синода. Здесь же можно прочитать царские указы, касающиеся церковных дел. Петр Алексеевич, к примеру, заботился об устроении больницы и богадельни при Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге. Казалось бы, документ незначительный, но он проливает свет на личность царя: Петр не понимал и не принимал никакой " созерцательности " , отдавая предпочтение конкретным делам.

http://old.aquaviva.ru/news/2009-05-14/1...

Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Московская духовная академия и семинария ( МДАиС ) — высшее учебное заведение Русской православной церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей, преподавателей, богословов и служащих для Русской православной церкви. Ведёт свою историю от Троицкой лаврской семинарии (1727 год) и Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687 году. В 1814 году в исправленных и приспособленных зданиях Троицкой лаврской семинарии начала свою деятельность именно как Московская духовная академия; в 1913 году, в числе трёх других, по случаю празднования 300-летия царствующего дома Романовых, получила звание Императорской. После революции, в 1919 году, была закрыта. Воссоздана в 1946 году. В структуре Академии находятся также регентская и иконописная школы. Содержание История [ править править код ] Троицкая лаврская семинария [ править править код ] В 1685 братья-монахи греки Иоанникий и Софроний Лихуды, прибыв в Москву по просьбе царя Фёдора Алексеевича, открыли сперва в Богоявленском монастыре, потом в Заиконоспасском — Спасские школы, в которых преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на латинском и греческом языках. Впоследствии на базе школ была создана Славяно-греко-латинская академия со схоластическим направлением преподавания. Наставники, а нередко и ученики, вызывались из Киева; преподавание велось на латинском языке. Во главе академии стояли ректор и префект; первый наблюдал главным образом за наставниками и преподаванием, второй — за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия по Аристотелю, физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники академии, кроме преподавания, осуществляли испытание лиц, определяемых на места священно- и церковнослужителей, а также, как и ученики богословия проповедовали в церквах; проповеди эти были не свободны от схоластических приемов, но под влиянием Феофана Прокоповича и Стефана Яворского в некоторых из них заметна живость изложения и свобода мысли; принимали участие в исправлении славянского перевода Библии (1712—1747 г.); ректоры и префекты рецензировали духовные сочинения и переводы, увещевали иноверцев, раскольников и отступников от веры.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_дух...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Русская казенщина и русская святость: кто кого? История Иннокентия Иркутского 4 мин., 09.12.2023 «Россия страна казенная» — как часто по самым разным поводам мы слышим эту цитату Чехова и с грустью соглашаемся. И в то же время соглашаемся с фельдмаршалом Минихом, еще во времена императрицы Анны Иоанновны констатировавшим: «Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно вообще существует». Житие святителя Иннокентия Иркутского — наглядное подтверждение обоих этих утверждений. Иллюстрация из книги " Житие святого Иннокентия, первого епископа Иркутского и чудотворца/сост. Иоанном Кузьмичевым .- Москва : Тип. Вильде , 1894 " Карьерный взлет А как удачно все начиналось! Мальчик Ваня из шляхетского рода Кульчицких с Черниговщины поступил в Киево-Могилянскую коллегию, учился там у митрополита Стефана (Яворского), будущего президента учрежденной Петром I после упразднения патриаршества Духовной коллегии, сразу же переименованной в Святейший Синод, и сменившего его потом на этом посту архиепископа Феофана (Прокоповича). К концу курса он принял монашество с именем Иннокентий и был персонально затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а оттуда — в Санкт-Петербург, где в ту пору только основали Александро-Невский монастырь, будущую лавру. Там молодой образованный монах обратил на себя внимание императора, который решил отправить его… в Пекин — открывать там Русскую православную духовную миссию. И в 1721 году иеромонаха Иннокентия рукоположили во епископа и в сопровождении двух иеромонахов, иеродиакона, пяти певчих и трех служителей проводили в неведомую страну. Без малого год добирались они до Иркутска. Оттуда двинулись за Байкал и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске, и там три года ждали сначала разрешения на въезд в Китай, а получив отказ, — дальнейших распоряжений Синода. Денег не было совсем. Чтобы не умереть с голоду, миссионеры ловили рыбу и нанималась на работы к местным хозяевам. Свое поношенное платье владыка Иннокентий чинил себе сам. А утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе. Миссия невыполнима?

http://foma.ru/russkaja-kazenshhina-i-ru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Егорьевский, Юрьевский], Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. в Москве. Основан до 1498 г. Большинство историков XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский) , И. М. Снегирёв , А. С. Ратшин, В. В. Зверинский ) полагали, что Г. м. основан в кон. XV или нач. XVI в. девицей Феодосией, дочерью боярина Юрия Захарьевича Кошкина, теткой царицы Анастасии Романовны . Исследователи опирались на монастырское предание, изложенное в тексте некой «записки», оригинал к-рой сгорел вместе с архивом Г. м. в 1812 г. «Справка» с «записки» была опубликована в изд.: Чеботарев [Х. А. ] Ист. и топогр. описание Московской губ. М., 1787. Согласно тексту опубликованной «справки», Г. м. «построен издревле в дому пречистых, благородных и благочестивых прародителей болярина Георгия Захарьевича Романова тщанием и иждивением его дочери девицы Феодосии Георгиевны, которая была тетка... царицы Анастасии Романовны... Устроя сей дом монастырем девичьем по взятии из сего дома оныя девицы Анастасии Романовны в царицу, в котором и церковь великомученика Георгия созда» «по благословению Преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанского» «в поминовение отца своего Георгия», собрав 40 «благоискусных монахинь». Опубликованная «справка» содержит очевидные ошибки: боярин Георгий Захарьевич в нач. XVI в. имел фамилию Кошкин, а не Романов; упомянутый Георгиевский храм был построен в нач. XVIII в. по благословению Рязанского митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной древней церкви, к-рая упоминается в источниках с 1461 г. (ДДГ. 61. С. 195). Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/164489.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010