лет.», 1206 г., стр. 403, ср. «Лет. Пересл. Сузд.», 108 стр.); Пахомий, игумен Ростовского монастыря св. Петра, духовник князя Ростовского Константина Всеволодовича (Там же, 1214 г., стр. 416); Кирилл, игумен Владимирского Рождественского монастыря, духовник князя Василька Константиновича (Там же, 1231 г., стр. 433–434). Кроме поименованных можно назвать еще предположительно черноризца Иакова, написавшего послание духовному сыну своему Димитрию (по предположению преосв. Макария – великому князю Изяславу Ярославичу, «История», II, 156, 339–342). 634 Известен положительно за весь период только один княжеский духовник из бельцов: поп Семьюн, духовный отец великого князя Ростислава Мстиславича («Ипат. л.», 1168 г., 362–364): предположительно – Иоанн, духовник князя Всеволода Юрьевича («Лавр. лет.», 1190 г., 387 стр.). 635 Игумены печерские преп. Феодосий и Стефан, как было упомянуто, состояли духовниками киевских бояр. Инок Зарубской пещеры Георгий пишет послание своему духовному сыну знатному юноше (издано Срезневским в «Сведениях о малоизвестных и неизвестных памятниках», вып. I, 54–57). 637 «Житие преп. Авраамия Смоленского, издано в «Прав. Соб.», 1858, III; содержание его рассказано в нашем очерке «Древнерусский духовник», отд. отт. стр. 40–44. 643 Лавр. лет., 282; Ипат. лет., 210. Вот примеры, когда иноки являлись миротворцами вместе с представителями высшей иерархии: игумен Спасского на Берестове монастыря Петр вместе с митр. Кириллом II и Черниговским еп. Порфирием 2-м в 1230 г. (Лавр. лет., 433); Ефрем, игумен Богородицкого монастыря, вместе с Порфирием 1-м, еп. Черниговским, ездили для мира к Владимирскому князю Всеволоду, и тот задержал их на два года (в 1177 г. Ипат. лет., 411); Михаил, игумен Отрочьего монастыря, вместе со Смоленским епископом Игнатием (в 1206 г., Лавр. лет., 404). 645 «Повесть к Василью игумену Печерскому, притча о белоризце человеке и о мнишьстве», «Пам. Росс. Словесности XII стол.», 120 и 130. 646 «Помолися Богу и сед напиши свой обет смыслене, что хощеши до смерти хранити: в недели или в месяци день или два хощеши поститися от брашна, или от пития, или обнощевати в молитве, или не беседовати с человеки, или из монастыря в обетный день не исходити, или милостыню ручную творити, или всяко прошение к человеком подати (подавать всякому просящему), или гнев отдати».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Посетихом обитель премудростного учения, Ставропигион патриаршеское, монастырь святый Братский и киевский Богоявленский, благо разумный, искусный и общежительный, идеже от премудрых учителей и труждающихся в православном учении юностного возраста и проповеди Слова Божьего, с наставником и многотрудным ректором да игуменом братским Варлаамом игуменом братским Варлаамом Ясинским многолюбезный приветствия пастырству нашему благоугодне восприяхом». Паисий «возблагодарил Бога, Который в России воздвиже вторые Афины, вместо древних греческих тщанием великого ревнителя церкви Божьей кир Петра Могилы на укрепление и утверждение православия и защищение его от близ сущих иноверных». «Радостным сердцем Бога благодарихом, яко вторые зде Афины, вместо оных греческих древних в России воздвиже тщанием блаженной памяти преосвященного митрополита Киевского кир Петра Могилы на укрепление и утвержение православно-восточной веры, к защищению ее от близ сущих им иноверных». Разумеется, изменения, допущенные г. Эйнгорном при означенных выдержках из письма Паисия, сущности дела не касаются, но все-таки одобрены они быть не могут, чт объяснений не требует. К каким последствиям ведут интерполяции текста, укажу на примере более бьющий в глаза. В сочинении г. А. Барсукова: «Род Шереметевых», – сочинении во многих отношениях почтенном, – на стр. 394, книги VI, читаем: «22 Февраля 1666 года, во двор к киевскому воеводе боярину Петру Васильевичу Шереметеву приехали: блюститель киевской митрополии епископ Мефодий, печерский архимандрит Иннокентий Гизель, игумен и ректор Братского Богоявленского училищного монастыря Иоанникий Галятовский, Выдубицкий игумен Климент Старушич, Межигорский игумен Варнава Лебедевич, Кирилловский игумен Мелетий и прочие киевские власти»... Цитата: Акты, относящиеся к истории южной и западной Росси. Т. VI. Спб. 1869 г. 30. В соответствующем месте документа читается: «В нынешнем в 174 году, февраля в 22 день приезжали к боярину и воеводе к Петру Васильевичу Шереметеву Мефодий, епископ Мстиславский и Оршанский и архимандрит печерский и киевских монастырей игумены…» и проч. Таким образом, автор позволил себе сделать значительное восполнение текста документа, но в большинстве случаев крайне неудачно: Иоанникий Галятовский пребывал в то время во Львове; а игумены–киево-выдубицкий Климент Старушич и киево-межигорский Варнава Жебедевич около двух лет находились уже в обителях Отца Небесного (см. речи при погребении их, произнесенные в 1664 году А. Радивиловским, в сочинении М. Марковского: Антоний Радивиловский, южнорусский проповедник XVII в. Киев. 1894. Прилож. стр. 20–36). Отсюда вывод: Блюдите, како опасно ходите!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Рядом находился Красный двор князя. Обитель была тесно связана с Печерской, её игуменами чаще всего становились иноки Печерского монастыря. Есть основания считать Выдубицкий монастырь центром образованности: его игумен Сильвестр 170 был создателем русского Летописца, здесь часто бывал и даже оставил надпись на северном фасаде образованный аристократ, игумен Печерского, а затем Кловского Влахернского монастыря Стефан, 171 а игумен Выдубиц в конце XII в. Моисей славился поэтическими кантатами. Летопись свидетельствует: «В се же лето заложена бысть церквы святого Михаила в монастыри Всеволожи» (1070). Значительный разрыв между датами построения и освящения храма связан с перестройками собора. Храм не сохранился целиком: у него нет древних завершения и восточной части, еще в конце XII в. находившейся под угрозой оползания с холма и укрепляемой, по свидетельству летописей, Петром Милонегом, зодчим князя Рюрика Ростиславича. Она обрушилась в XV или XVI столетии. Судя по археологическим исследованиям, храм не похож на предшествующие киевские постройки. Это четырехстолпное здание небольшого размера (13x19 м.) с подкупольным квадратом, сильно сдвинутым к западу. Дополнительная пара крестчатых столпов образовывала членение узкой вимы. Появление вимы и расширение всей восточной части, снабженной тремя равновысокими гранеными апсидами, вызвано монастырской предназначенностью храма. Пропорциональные отношения плана собора кажутся нетрадиционными. Центральный неф и подкупольный квадрат увеличены в размерах, а малые нефы, и боковые, и поперечные, включая членение вимы, меньше центрального почти в три раза. Точность разбивки необычного плана и совершенство конструкций свидетельствуют о высоких профессиональных навыках зодчих, превосходящих даже строителей Печерского монастыря. Необычны и фундаменты Выдубицкого храма. Они имеют ширину около 2 м. и сложены из крупных блоков ломаного камня на известковом растворе с песком (без обычной цемянки). В результате сдвига купола к западу членения внешнего объема оказались далекими от привычных: восточная часть собора сильно увеличена в размерах, а западная – сокращена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стефан обители Спаса на Костроме игумен 14 июля. 51. (На Запрудне?). Стефан на кубенском озере вологод. чудотворец. Филим. 27 апр. (Не Комельский ли 12 июня). Тимофей пр. печерский другой (не игумен). КСоф. Погод. Тимофей пр. на кубенском озере в вологодском уезде, † 7000. 209. КСоф. Тит пр. пустынник, бысть на Волге реце (Юрьевца Поволгского). 209. КСоф. Тихон , см. Никон. Тихон пр. священноинок начальник воскресенского монастыря, иже близ града Карачева, новый чудотворец. КСоф. Погод. Это монастырь в ярославской епархии при с. Кароше от Ростова 30 верст, построенный Тихоном неизвестно, когда. Истор. Росс. Иерар. Трифон , см. Прохор. Трофим юродивый суждальский в лето 7000. 209. (Погод. и положен в церкви Св. Иоанна Предтечи на площади. Память его сент. 9 дня. КСоф. и Филим. 19 сент.). Фауст пр. см. Спиридон. Фив , ученик св. Климента папы римского. Мощи его принесены из Корсуня в Киев вместе с мощами Климента князем Владимиром. 201. Филарет пр. печерский. КСоф. Погод. Филипп 1 митроп. московский, † 1473 апр. 5. 209. КСоф. Христина княгиня, см. Агафия. Ярослав Владимирович в. князь, см. Георгий. Ярослав – Феодор Всеволодович вел. князь владимирский, новый чудотворец нужною смертию в Орде. 516. 51. 201. 209. † умер сентября в 30 день в 1246 году на пути из Орды, погребен во владимирском соборе. Карамз. IV. 22. Примеч. 38. Феодора княжна, см. Агафия. Федор Иоаннович, вел. кн. † 1598 янв. 7. (209. КСоф. 6 янв. и др. Филим. 15 февр.). Феодор пр. кн. в Вологде. 209. (Всеволодович по КСоф.). Феодор , еп. владимирский. 209. КСОФ. (Известны два владимирские на Клязьме: Феодор I рукоположенный в 1276 и скончавшийся 1286. Карамз. IV примеч. 154. 179. 182; и Феодор II в 1483, скончавшийся под стражею. Ист. Росс. Иерарх.). Феодор Георгиевич (Юрьевич) сын князя вяземского, за отказ представить супругу свою Евпраксию Батыю, убиен в 1237 Батыем на реце Воронежи у Николы чудотворца, называемого Зарайского. 209. КСоф. Карамз. III. 167. см. Евпраксия. Феодор ев. еп. русский (ростовский?), новый чудотворец. Св. 1621 окт. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В июле того же года, эта церковь в честь рождества пресвятой Богородицы освящена была самым торжественным образом, по предварительно составленному в святейшем Синоде плану. В воскресение, 2 июня 1737 года, накануне освящения, член святейшего Синода Иоанн, протопоп московского Благовещенского собора, в обычное время служил в церкви вечерню со священниками, к ней определенными. В тот же день, в 6 часов вечера, императрица Анна Иоанновна вышла из летнего своего дворца (в нынешнем инженерном саду), и направила шествие к новопостроенной церкви. Когда дошла она до Невского проспекта, на колокольне начался звон, который продолжали до вступления императрицы в храм. Вместе с императрицей, принесена была икона казанской Божией Матери, как мы видели прежде, взятая во дворец из Троицкого собора, что на Петербургском острове. У входа в церковь, св. икону и императрицу встретили, в облачениях, со св. крестом члены святейшего Синода и другие епископы, также Александроневского монастыря архимандрит Стефан, Иоанн, протопоп Благовещенский, местное духовенство, придворный протодиакон Федор Борисов и придворные певчие. В церкви, протодиакон возгласил эктению и многолетие. Тем временем, как певчие пели, св. икону поставили на устроенном для неё месте в иконостасе у левого клироса. По выходе императрицы из церкви, духовенство, служило молебен перед казанской иконой Божией Матери о здравии её. Затем совершено всенощное бдение, которое, вместе с приходским духовенством, служили Невский архимандрит Стефан, по фамилии Калиновский, и Иоанн протопоп Благовещенский. На другой день, 3 июля, в Казанской церкви начался благовест в 8 часов утра. Императрица Анна Иоанновна, с другими членами царской фамилии и синклитом, спустя не много времени после начала благовеста, выехала из дворца. Когда церемониальный поезд приблизился в Невскому проспекту, на Казанской колокольне затрезвонили во все колокола. У церкви императрицу встретили следующие Синодальные члены: Питирим, архиепископ нижегородский, Александроневский архимандрит Стефан, московский Новоспасского монастыря архимандрит Никодим, Иоанн, протопоп Благовещенский, Киево-печерского монастыря игумен Владимир, придворный священник с протодиаконом Борисовым духовенство Казанской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В Устюге, торговом городе, Стефан сын причетника Симеона и богобоязненной Марии, еще в юных летах показывал в себе необыкновенные дарования, в год выучился бегло читать книги и потом, между занятиями причетника, любил разговаривать с зырянами на торгу. Увлекаемый желанием лучшей жизни и просвещения, отправился, он в кафедральный город своей страны. Еще «млад сый постригся в чернецы, в граде Ростове у св. Григория Богослова , в монастыре, нарицаемом Затвор, близь епископии, яко многи книги бяху ту»; любознательный молодой человек избрал для уединения богословский монастырь именно потому, что здесь было много книг, а близость кафедры епископской представляла и другие средства для образования. Он с неутомимой любовью занимался книгами. Биограф его Епифаний с утешением воспоминает, как бывало спорили они между собой «то о каких-либо событиях, то о слове, то о каком-либо стихе или строке». Стефан написал своей рукой много книг, которые, как говорит Епифаний, служат памятниками его богомыслия: «желая же большего просвещения, он обучился и греческому языку». По ркп. житию св. Петра царевича, в Ростове, при епископе Кирилле, «в кафедральной церкви св. Богородицы левый клирос гречески пояху, а правый – русскы». Так блаж. Стефан имел удобства ознакомиться и с греческим языком, и с книгами греческой церкви. Зырянский язык знаком ему был еще на родине, в Устюге, по близким сношениям там с соседями зырянами; а теперь занимался он им с тем, чтобы быть в состоянии не только говорить с зырянами, но и предлагать им на их языке учение веры Христовой. Он составил зырянскую азбуку и перевел несколько церковных книг на язык пермский. 925 Впрочем, решаясь на подвиг апостольский, он обогащался не одними знаниями и не одними человеческими пособиями: он проводил жизнь в посте и молитве, обучал душу смирению, кротости, терпению, любви, чтобы переносить все неприятности и скорби для Господа, без вреда делу веры и своей душе. За чистоту жизни посвящен он в иеродиакона Арсением, епископом ростовским, тогда как пострижение его в иноки совершил игумен Максим при епископе Парфение. Иноческие подвиги его в Ростове продолжались около 10 лет. 926

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Духом он высоким устремился к свету. Во Христе познал он Божию доброту, Жизни нескончаемой бессмертную лепоту. Во Христе узрел он Богочеловека, Посему оставил блага сего века, Как пчела трудился, не жалея сил, Юности и плоти своей не щадил, Только бы исполнить свят Христов закон. Был за это рая удостоен он. На кресте распятый, старец столетний Жало ядовитое не чувствовал смерти, Ибо он давно уже воскрес духом смелым, А теперь лишь ждал, чтобы воскреснуть и телом. 2. Преп. Стефан, епископ Владимиро-Волынский . Ученик преподобного Феодосия Печерского . Некоторое время Стефан был игуменом Киево-Печерской Лавры и много потрудился над благочинным устроением монашеской жизни и над украшением храмов. Но враг возбудил у монахов [гнев и] озлобление против него, так что они не только сместили его с игуменства, но и изгнали из обители. Однако Бог, не оставляющий праведника долго терпеть уничижения от грешников [в серб. букв:, от неправедников. – Ред.] так управил жизнь преподобного Стефана, что он был избран в епископы Владимир[о-Волын]ские. Как Божий архиерей Стефан управлял Церковью до своей старости и мирно почил в Господе в 1094 году. 3. Сожжение мощей святителя Саввы, архиеп. Сербского . Тело святого Саввы было погребено в Милешеве. В годину турецкой тирании сербский народ собирался у мощей своего святителя в поисках утешения и исцеления [от недугов]. Опасаясь, как бы это место не стало очагом восстания против турок, белградский Синан-паша повелел принести сии святые мощи в Белград и сжег их там, на Врачаре, 27 апреля 1594 года. Однако, испепелив мощи святителя, наглый паша не сжег самого святителя, который остался жив перед Престолом Божиим на небесах и в сердце своего народа на земле. 4. Преп. Иоанн исповедник . Игумен обители Чистых (Кафары). Эта обитель была устроена близ Никеи в VI веке, в царствование [императора] Юстина. За поклонение иконам и за защиту иконопочитания сей Иоанн много пострадал от царей Льва и Феофила и скончался в ссылке около 832 года. Рассуждение Правой вере надлежит быть гонимой в сем. Об этом и Сам Спаситель ясно и недвусмысленно возвестил Своим Апостолам. А святой Аполлинарий Иерапольский в сочинении против еретиков-монтанистов говорит: «Пусть скажут нам пред Богом, кто из всех их пророков, начиная от Монтана и его жен, был гоним иудеями и умерщвлен нечестивыми? Никто. Кто из них был взят за имя Христово и распят на кресте? [Опять-таки никто.] Была ли когда-нибудь какая из жен подвергнута бичеванию или побита камнями в иудейских синагогах? Нигде, никогда».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Назар, некто, 744. Олександр, некто, 121. Олексей, некто, 386. Ондрей, некто, 708. Орест Софрониев, 456. Офоня с. Корнилов, 144. Паисий, инок (Троиц. Серг. мон.), 701. Паисий Ярославов, игумен, 764. Паисий Ильин, инок Киржач. мон., 702. Пафнутий, старец, 3. Пахомий, некто, 25. Пимен (инок Троиц. Серг. мон.), 407. Серапион, иером. обители на Лисичьей горке, 175. Серапион Курцов, архиеп. новгородский, 85. Стефан, диакон Михайловский, тверитин, 90. Тимофей, диакон, 495. Тимошка, некто, 724. Тит, монах, 146. Тит Крутицкий, поп, 780. (Упирь Лихый, поп, 89). Филимон, некто, 761. (Христофор, игумен Кириллобелоз. мон., 16). Шамало, 489. Феодор, некто, 371. Феодор Юрьевич, 482. Федко Микифоров Пестов, 65. Феодосий Шастун, инок Трц. Серг. Мон., 368, 369. Феодул, некто, 745. Фома (инок), 226. Питирим, еп. пермский, 313, 645. Питирим, игумен сийский, 694. Плешкин Захар, 734. Погожий Феодор Дементьевич, владелец, 80. Подлесов см. Авраамий. Подольский см. Антоний. Пожарский Димитрий Мих., князь, автограф, 137. Полевого История. Ссылка, 252. Поликарпа киево-печерского, послания, 676, 712–714, 800. Полтавской победе служба, 639. Полувия, епископа, послание к Савину епископу, 34, 712, 745. Попов Первый с. Алексеев, владелец, 187. Попов Филипп Феодор., поп, то же, 265. Попов Иона Евтихиев, игумен, то же, 318. Попов Артемий с. Васильев, то же, 394, 395. Попов Феодор Исаев, священник Воскресенский, 655. Попов Фетка Иванов, слуга Троиц. Серг. мон., 448. Попов Ивашко Осипов, крестьянин Дим. Пожарского, владелец, 463. Порфирий, игум. Троиц. Серг. мон., 100, 123, 146, 292, 739. Порфирия Маркова, старца, книга, 659. Послания неизвестных, 408, 700, 809. Постные недели. Поучения, 9, 11, 39, 99–106, 129–134, 142–144, 160, 180, 204, 404, 723, 724, 753, 775, 780, 793, 802, 804, 807. Постниковы Сильвестр, Иван, владельцы, 791. Похвальная неделя. Поучения в субботу 5 недели поста, 9, 142, 143, 146, 805. Похвальные слова см. Слова похвальные. Пояса Богородицы праздник, 681. Правда русская см. Ярослав.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

У этого старца был обычай последним выходить из церкви после утрени, когда братия расходилась по келиям. Однажды он вышел и сел под церковным билом, желая немного уснуть, потому что келия его была далеко от церкви. И он увидал, что большая толпа идет от монастырских ворот и, присмотревшись, увидал одного беса, с гордостью сидящего на свинье, и множество других, идущих вокруг него. И спросил их старец: " Куда вы идете? " Бес, сидящий на свинье, отвечал: " За Михаилом Тоболковичем " . Старец же, осенив себя крестом, пошел в келию - уже был рассвет дня - и, уразумев видение, сказал ученику своему: " Пойди спросить, в келии ли Михаил " . Тот пошел спросить, и ему отвечали: " Сегодня после утрени он вышел за монастырскую ограду " . Старец поведал видение игумену и старейшей братии. Призвав брата, игумен спросил брата о его поведении и, наставив его словом назидания, отпустил его в келию. Преподобный же Матфей, будучи прозорлив, и прочию братию с любовью научал сидеть в келии, постоянно поминать Бога и молиться о своих грехах. При этом преподобном Матфее преставился блаженный игумен Феодосий, и Стефан стал игуменом на его место, а после Стефана Никон. При Никоне было Матфею такое видение. Однажды, стоя за утреней, он поднял глаза, желая видеть игумена, блаженного Никона, и увидел осла, стоящего на игуменском месте; он понял, что игумен не пришел к утрене, и рассказал ему о том. Игумен, приняв это откровение как наказание, много каялся, и с тех пор, отлагая не только леность, но и всякое нужное монастырское дело, старался прежде всех приходить в церковь, так что после этого вразумления он скорее достиг блаженной святости. Также и многих других видений удостоился этот блаженный старец, и рассказывал их на пользу братии. Достигнув доброй старости, он почил о Господе в добром исповедании; его честные мощи лежат нетленно в пещере со святыми отцами, а сам он молится о нас, предстоя престолу Владыки, чтоб избавиться нам от наветов вражиих и получить вечную жизнь, во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава со Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

У этого старца был обычай, что, когда, после утрени, братия расходилась по кельям, он последним выходил из церкви. Однажды, когда он вышел так, он сел под церковным билом, желая немного уснуть, потому что келья его была далеко от церкви. И он увидал, что большая толпа идет от монастырских ворот и, присмотревшись, увидел одного беса, с гордостью сидящего на свинье, и множество других, идущих вокруг него. И сказал им старец: «Куда вы идете?» Бес, сидящий на свинье, отвечал: «За Михаилом Тоболковичем». Старец же, осенив себя крестом, пошел в келью: уже был рассвет дня, – и, уразумев видение, старец сказал ученику своему: «Пойди спросить, в кельи ли Михаил». Тот пошел спросить, и ему отвечали: «Сегодня после утрени вышел он за монастырскую ограду». Старец поведал видение игумену и старейшей братии. Призвав брата, игумен расспросил брата о его поведении и, наставив его словом назидания, отпустил его в его келью. Преп. же Матфей, будучи прозорлив, и прочую братию с любовью научал сидеть в келье, постоянно поминать Бога и молиться о своих грехах. При этом преп. Матфее преставился блаженный игумен Феодосий, – и Стефан стал игуменом на его место, а после Стефана – Никон. При нем случилось Матфею такое видение. Однажды, стоя за утреней, он поднял глаза, желая видеть игумена, блаженного Никона, и увидел осла, стоящего на игуменском месте; он понял, что игумен не пришел к утрене, и рассказал ему о том. Игумен, приняв это откровение, как наказание, много каялся и с тех пор, отлагая не только леность, но и всякое нужное дело монастырское, старался иметь обычай прежде всех быть в церкви, так что после этого вразумления он скорее достиг блаженной святости. Также и много других видений провидел этот блаженный старец и рассказывал их на пользу братии. Достигнув доброй старости, он почил о Господе в добром исповедании; его честные мощи лежат нетленно в пещере со святыми отцами, а сам он молится о нас, предстоя престолу Владыки, чтобы избавиться нам от наветов вражиих и получить вечную жизнь, во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава со Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. Житие преподобного отца нашего Исаакия, затворника пещерного (14 февраля)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010