Хронологический указатель святых 10 век Великая княгиня Ольга 11 июля 969. 1056 Феодор и Иоанн мученики 12 июля 983. Михаил митроп. киевский 15 июля 992. 11 век Великий князь Владимир 15 июля 1015. Князья Борис и Глеб 24 июля 1015. Феодор еписк. ростовский 8 июня 1023. Иоаким епископ новгор. 4 февр. 1030. Моисей Угрин 26 июля 1046. Великая княгиня Анна 4 окт. 1050. Владимир князь новгород. 4 окт. 1051. Ефрем новот. 28 янв. 1053. Лука еписк. новгородский 4 фев. 1059. Варлаам игумен 19 нояб. 1065. Иларион митрополит 28 авг. 1066. Дамиан врач печерский 5 окт. 1071. Иеремия прозорливый 5 окт. 1071. Леонтий епископ ростов. 23 мая 1073. Антоний препод. печерский 10 июля 1073. Феодосий игум. печерский 3 мая 1074. Матфей прозорливый 5 окт. 1085. Князь Ярополк-Петр 21 нояб. 1086. Никон игумен печерский 23 мар. 1088. Иоанн митрополит 30 авг. 1088. Исаакий затворник 14 февр. 1090. Исаия епископ ростовский 15 мая 1091. Алипий печерский 17 авг. 1092. Григорий чудотворец 8 янв. 1093. Стефан епископ владим. 27 апр. 1094. Агапит врач 1 июня 1095. Герман епископ новгор. 4 февр. 1096. Евстратий печерский 28 мар. 1097. Ефрем переяславский 28 янв. 1098. Феодор и Василий печер. 11 авг. 1098. 12 век Никон сухой 11 дек. 1101. Марк, Иоанн и Феофил 29 дек. 1102. Григорий икон. 8 авг. 1105. Прохор печерский 10 февр. 1107. Никита епископ новгород. 30 янв. 1108. Пимен многоболезненный 7 авг. 1110. Княгиня Анна 3 нояб. 1112. Кукша и Пимен 27 авг. 1113. Нестор летописец 27 окт. 1114. Преп. Исаия печерский 15 мая 1115. Аврамий ростовский 29 окт. 1117. Амфилохий еписк. вол. 28 авг. 1122. Феоктист еписк. черниг. 6 авг. 1123. Константин кн. муром. 21 мая 1129. Тимофей игумен печерский 28 авг. 1131. В. к. Мстислав Феодор 15 апр. 1132. Кн. Всеволод Гавриил 11 февр. 1139. Пимен постник игумен 28 авг. 1141. Кн. Святоша Николай 14 окт. 1142. Великий князь Игорь 5 июня 1147. Антоний рим. 3 авг. 1147 Пр. Спиридон и Никодим 31 окт. 1148. Онисифор 9 нояб. 1148. Мартин стар. 27 июня 1150. Нифонт еписк. новгород. 8 апр. 1156.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

122. протоиерей Кирилл Шевцов, второй секретарь Епархиального совета г. Москвы 123. протоиерей Димитрий Юревич, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии 124. протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям 125. протоиерей Сергий Ющик, первый проректор Киевских духовных школ 126. игумен Варлаам (Дульский), настоятель Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря Архангельской епархии 127. игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, ректор Российского православного университета 128. игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела 129. игумен Иоасаф (Полуянов), руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы 130. игумен Филипп (Рябых), представитель Московского Патриархата в Совете Европы 131. игумен Митрофан (Шкурин), заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации 132. иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям 133. иеромонах Димитрий (Першин), член Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы 134. священник Георгий Артарьян, настоятель Троицкого храма с. Долгодеревенское и храма Божией Матери «Печерская» с. Шигаево Челябинской области 135. священник Александр Бахов, руководитель Юридической службы Киевской митрополии 136. священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси 137. священник Андрей Волков, преподаватель Минской духовной академии 138. священник Сергий Елисеев, преподаватель Московской духовной академии 139. священник Михаил Желтов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры, заведующий кафедрой литургики Сретенской духовной семинарии, доцент Московской духовной академии

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5303371...

IV. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) – дочь св. князя Михаила Черниговского. Она согласилась выйти замуж только по воле родителей; но жених ее помер, и благочестивая княжна стала инокиней Ризноложенского Суздальского монастыря (XIII в.). V. Так же поступила (в XIV в.) вдова нижегородского князя Андрея, которая под именем Феодоры (16 апреля) поселилась в Нижегородском Зачатьевском монастыре. VI. Преподобный Варлаам Шенкурукий был в IV в. новгородским посадником, т. е. первым после князя лицом. Родовые имения его были так велики, что могли бы составить большое княжество. Утомленный трудами правления таким беспокойным городом, как Новгород, вечными мятежами и клятвопреступлениями новгородцев, боярин Василий Степанович Своеземцев оставил свой высокий пост и удалился в свои владения на р. Ваге (Архангельской губ.). Там построил он монастырь и к концу своей жизни постригся в нем с именем Варлаама (19 июня). VII. Из знатного и богатого рода происходил и знаменитый подвижник Кирилл Белоозерский (9 июня). Оставшись рано сиротой, он воспитан был своим родственником, Вельяминовым, сокольничим великого князя Димитрия Донского. Его ожидало высокое положение при дворе. Но однажды посетил Вельяминова св. Стефан, игумен Махрицкой обители. Молодой Козьма открыл ему свое стремление к иноческой жизни. С большим трудом св. Стефан и жена боярина убедили Вельяминова отпустить юношу. Козьма с радостью оставил богатый дом вельможи, все имение роздал нищим и, приняв пострижение в Московском Симоновом монастыре, начал длинный ряд подвигов, стяжавших ему нетленную славу. VIII. Преп. Макарий Калязинский (17 марта), в мире боярин Матвей Кожа, удаляясь в Кашинский Николаевский монастырь, роздал все имущество нищим (XV в.). IX. Сын богатых родителей, преп. Арсений Тверской (2 марта) отпустил на волю своих рабов, щедро наградил их и, раздав все имение, тайно ушел в Киево-Печерский монастырь (XIV в.). X. Преп. Авраамий Смоленский, раздав богатство свое церквам, монастырям и бедным, ходил в рубище, моля Бога указать ему путь спасения, и наконец постригся в Смоленском монастыре Богоматери (21 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Первое время в монастыре преп. Сергия, как и во всех монастырях того времени, монахи жили особно. Каждый имел свою собственную келью; работал, что умел, питался и одевался, как мог. Преп. Сергий вместе со св. Алексием митрополитом задумал ввести в радонежской обители устав общежительный, введенный в свое время в Печерском монастыре препод. Феодосием и потом забытый в русских монастырях. Св. Алексий и препод. Сергий испросили благословение на это дело у патриарха. Общежительный устав предписывал полное общение имуществ в монастыре и совершенно воспрещал частную монашескую собственность. По этому уставу монаху запрещалось даже запирать свою келью, потому что у него не должно быть даже собственной иголки. Все, что приобреталось руками монахов и приносилось мирянами, отдавалось в монастырь, который кормил и одевал монаха. Общежительный устав, трудный для человека, привыкшего к обладанию собственностью, вызвал в монастыре неудовольствие на преп. Сергия. Некоторые из братии покинули монастырь. На стороне недовольных оказался родной брат преподобного Стефан, воротившийся из Москвы в радонежскую пустыню. Однажды в церкви Стефан громко и грубо высказал свое неудовольствие на брата, заявив, что игумен здесь собственно он, а не Сергий, потому что он первый сел на этом месте, и осыпал преподобного бранью. Преп. Сергий ничего не ответил обидчику и тотчас после службы тайно ушел из монастыря на реку Киржач, где основал новый монастырь. Братия скоро пожалела о своем игумене, стала переходить из Троицкого монастыря на Киржач и наконец упросила Сергия воротиться в прежнюю обитель. Так устав был введен. Слава о преп. Сергии, как устроителе монастыря, быстро разнеслась по Руси, и благочестивые люди начали обращаться к нему за советами при устройстве новых монастырей, прося его указать и благословить место и дать из учеников своих игумена монастырю. И преподобный Сергий делал это с радостью. Обыкновенно пешком он шел в Москву, в Коломну, в Серпухов, на Дубну, указывая наилучшее место монастырям и давая им игуменов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Пытаясь разобраться в этом сложном вопросе, один из церковных историков – игумен Андроник (Трубачев) отметил, что говоря об отказе Сергия от поста митрополита, «все жизнеописатели в связи с этим прославляют смирение, нищелюбие и пустыннолюбие преподобного Сергия, отказавшегося от митрополичьей кафедры. Но в этом отказе преподобный Сергий явил себя и как церковный деятель, который мыслил и прозревал на десятилетия вперед, не смущаясь тем, что при его жизни правда может и не восторжествовать». По мысли исследователя, преподобный не настаивал на своем назначении, поскольку это вызвало бы неизбежный церковный раскол. «Чтобы оценить мужество и прозорливость преподобного Сергия... представим, чего мог он опасаться? – задает вопрос игумен Андроник. – Он мог опасаться церковных смут, гонений на обитель... недоброжелательства... князя Димитрия, обвинения в непатриотизме от национальной русской партии. И все же преподобный Сергий остался тверд и непреклонен в своем решении. Единство православного мира дороже, чем временные и изменчивые политические объединения и разъединения – таков духовный завет преподобного Сергия». Позднее эту мысль повторил В. А. Кучкин, писавший, что «в позиции Сергия Радонежского прослеживается одна принципиальная линия: ...сохранение единства Русской митрополии» 694 . Именно эти обстоятельства, а самое главное – боязнь за судьбу основанной им обители и своих учеников, заставили Сергия покинуть Троицу и направиться в Троицкий Махрищский монастырь, который располагался в 35 верстах к востоку от Троицы при впадении речки Махрища в реку Молокшу, в пределах переяславской волости Кинела. Эта обитель была основана в середине XIV в. Стефаном Махрищским 695 . Сергий Радонежский недаром пришел именно сюда. Судьба Стефана Махрищского во многом походила на его жизненный путь и он, пожалуй, как никто иной мог понять преподобного в трудную для него минуту. Стефан Махрищский, к которому пришел Сергий, являлся уроженцем Киева и уже в молодости принял постриг в Киево-Печерском монастыре (мирское имя его не известно).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После этого рассказа все прославили Бога и Матерь Его. Антоний сказал мастерам, что уже давно не выходит с преподобным Феодосием из этого места. Греки с клятвой заверяли: — Из ваших рук мы приняли золото перед многими свидетелями; мы проводили вас до кораблей, видели ваше отбытие и, проведя по вашем отъезде дома один месяц, пустились в путь; и вот теперь уже 10-ый день, как мы вышли из Царьграда. Тогда преподобный Антоний сказал им: — Чада! Христос сподобил вас великой благодати. Юноши, являвшиеся вам, были пресветлые ангелы, а Царица во Влахерне — это Сама Пречистая Богородица Приснодева Мария, окруженная бесплотными силами ангельскими. Как Она показала вам зрак нашего лица, об этом знает один Бог. Благословен приход ваш и добрая с вами спутница — честная икона Госпожи Богородицы. Таково чудесное происхождение этого бесценного сокровища Киево-Печерской лавры — чудной иконы Успения Богоматери. Великие чудеса сопровождали все дело построения Киевской церкви, получившей имя «Великой». Чтобы узнать место построения ее, преподобные Антоний и Феодосий испросили у Бога знамение: в одно утро все место, где потом была построена церковь, оказалось сухим, тогда как вокруг него была роса; в другую ночь повторилось то же явление, но в обратном порядке, т. е. только на одном святом месте пала роса. По молитвам преподобных на отмеренное Симоновым поясом место для храма, покрытое хворостом, упал огонь с небес, пожег хворост и сделал углубление, подобное рву. В основание стен положили мощи, врученные мастерам во Влахерне Пресвятой Богородицей. Заложив церковь, преподобный Антоний вскоре скончался, как предсказала Владычица, а на второй год по нем, выведя церковь из основания, почил и преподобный Феодосий, и уже третий игумен, блаженный Стефан, построил церковь, которая была освящена при новых великих чудесах. Чудотворная икона Успения, принесенная греческими зодчими из Константинополя, пребывает доселе в Великой церкви Киево-Печерской лавры. Она утверждена на шелковых шнурах над царскими вратами главного иконостаса и после службы опускается для молящихся на аналой. Икона вставлена в большой сребропозлащенный круг и покрыта ризой из чистого золота, украшенной драгоценными камнями. Имеет она 9 вершков в высоту и 6 1/2 в ширину.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Мне очень хочется надеяться на то, что время скорби для нас пройдет и наступят радостные времена, когда мы сможем снова с благодарностью Богу вознести Ему благодарственные молитвы об избавлении от губительного поветрия». Далее митрополит Иларион вручил Патриаршие награды сотрудникам ОВЦС в связи с 75-летием Отдела внешних церковных связей. Ордена благоверного князя Даниила Московского III степени удостоен секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук . Орденом преподобного Серафима Саровского III степени награжден заведующий Сектором протокола ОВЦС игумен Феофан (Лукьянов) . Медали «Патриаршая благодарность» удостоены секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов. Медалью благоверного князя Даниила Московского награждены сотрудник ОВЦС священник Анатолий Чуряков, секретарь председателя ОВЦС священник Александр Карзан, заведующий Службой коммуникации ОВЦС священник Илия Косых, сотрудник ОВЦС диакон Федор Шульга. Медалью преподобной Евфросинии Московской награждена заведующая канцелярией ОВЦС инокиня Иулиания (Захарова). Во внимание к усердным трудам на благо Церкви Патриарших грамот удостоены сотрудник ОВЦС иеромонах Кирилл Перегудин, референт председателя ОВЦС священник Александр Ершов. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/db/text/5831628.ht...

Начало такому поучительному наблюдению за событиями церковно-гражданскими положил в нашем отечестве в 1030-м году инок Иаков Корсунянин. Он первый начал вести записки о происшествиях в мире славян, насельников России, по годам этих происшествий. Но самым главным и достовернейшим летописцем Русским, в конце XII-ro века, был преподобный Нестор, один из замечательных подвижников Киевских пещер, живший в самом начале пещерного подвижничества и удостоенный от Господа прославление в лике святых его. Летопись, написанная преподобным Нестором, по всей справедливости пользуется всемирною известностию. Преподобный Нестор летописец , предваривший знаменитых западных летописцев Гельмольда и Кадлубека и современник Зонаре и Косьме Пражскому, родился в Киеве от родителей простого звание и не пользовался тем школьным образованием, какое было устроено для народа св. Владимиром Равноапостольным. Об этом сам Нестор свидетельствует, называя себя грубым и неразумным и неученым никоей же хитрости (никакой науке, или искусству) 7 . Не за долго пред кончиною преподобного Феодосия печерского , в 1073 году вступил Нестор в св. обитель Божией Матери печерскую, основанную преподобными Антонием и Феодосием. Ему было тогда 18 лет. Преемник Феодосия, преп. Стефан игумен постриг его в монашество, согласно его желанию, и, как благоговейного юношу, пред ставил к посвящению в сан диакона, которого он был и удостоен. Скорое пострижение и посвящение в священно – служительский сан показывает, что Нестор довольно успел в духовном просвещении еще до вступление в печерский монастырь. Своим образованием он одолжен был усердному чтению книг свящ. Писание и св. отцов церкви, с которыми особенно ознакомился в обители, устроенной строго по знаменитому Студийскому уставу, какой при жизни Феодосия и по его повелению принесен был в печерский монастырь из Царьграда блаженным Ефремом. Некто из печерских подвижников по имени Никита, оставил, по внушению духа тьмы, чтение нового Завета, и молитву, по ревностию стал заниматься чтением ветхозаветных писаний. Незаметно для неосторожного старца сего, стал затмеваться в уме его светлый образ пришедшего в мир Спасителя, и Никита впал наконец в Иудейское неверие во Христа и начал мечтать о будущем некоем Спасителе человеков. Сострадательные отцы печерские, видя беду брата, поспешили на помощь его обуреваемой духом неверие душе своими общими за Никиту пламенными ко Господу молитвами. В этих молитвах святых за погибшего брата, избавивших его от козней сатаны и возвративших душе Никиты затворника прежнюю, теплую его веру во Христа Спасителя и Богочеловека, и благодать Божию, участвовал и преподобный Нестор. Преподобный Никита угодил Господу Богу совершенно и удостоился Архиерейского сана. Он был Новгородским Епископом. Другим свидетельством духовного преуспеяния Нестора служит то, что в 1091 году он первый удостоился открыть мощи препод. Феодосия Печерского 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Феодосия князья Святополк и Всеволод изгнали из Киева старшего брата вел. князя Изяслава Ярославича, и вел. князем стал Святослав. Прп. Феодосий никогда не признал его и письменно и через послов его обличал. Видя же, что обличение не действует, стал просить его вернуть брату престол. Тогда князь испросил его разрешения посетить монастырь и сказал ему: «Я не решался прийти к тебе, думая, что ты на меня гневаешься и не пустишь меня в свой монастырь». Преподобный ответил: «Что значит, благий владыко, наш гнев при твоей власти? Но нам подобает обличать и говорить то, что спасительно для души, вам же — слушать нас!» После этого они стали посещать друг друга, и преподобный стал поучать князя братолюбию. Впоследствии он стал по просьбе братии поминать в церкви и князя Святослава, но только на втором месте после вел. князя Изяслава Ярославича. Раз, придя во дворец, он застал там веселье и музыку. Долго он сидел около князя с опущенными глазами и наконец сказал: «Будет ли так на том свете?» Князь прослезился и остановил музыку. С тех пор, когда преподобный приходил во дворец, веселье прекращалось. Прп. Феодосий пережил старца своего, прп. Антония, всего на один год. В последний год своей жизни он перенес монастырь на новое место и заложил там новую церковь во имя Успения Божией Матери. Закладка и основание этой церкви, называемой Великой лаврской церковью, сопровождались многими чудесами, которые подробно описаны в житии прп. Антония. До последнего времени сохранилась еще часть этой церкви, но во время Второй мировой войны Великая церковь была взорвана. Затем прп. Феодосий тяжело заболел. Зная, что это его предсмертная болезнь, он призвал братий и монастырских слуг и долго поучал их доброй жизни, страху Божию, любви друг к другу и послушанию. После этого он так ослабел, что три дня не мог говорить и даже открыть глаза, затем по указанию Божию прп. Феодосий предложил братии избрать себе преемника — избран был уставщик о. Стефан (память его 27 апр.). Прп. Феодосию было откровение, что он скончается в субботу, после восхода солнца.

http://sedmitza.ru/lib/text/437144/

Отец Иоанн Бойко и Крещение младенца Марка Протоиерей Иоанн Бойко Вот мы и подошли к рассказу о представителе младшего поколения священнической династии – 32-летнем протоиерее Иоанне Бойко. Попутно заметим, что два его младших брата – иерей Стефан Бойко и диакон Даниил Бойко – несут послушания в Салехардской и Калужской епархиях Русской Православной Церкви. Иоанн – первенец в семье о. Георгия и с детства мечтал быть священником, как все мужчины его рода. Еще маленьким ребенком он сочинял себе из какой-то ткани священническую «ризу и епитрахиль», папа смастерил ребенку маленькое кадило, и Ваня совершал «каждение» в доме, а затем требовал, чтоб младшие братья и сестры шли к нему «на Исповедь». На пламенную веру юноши Иоанна обратил внимание архиепископ Феодосий (Снигирев), тогда ещё игумен и настоятель храма на Владимирском рынке в центре столицы. Со временем Иоанн стал иподиаконом-жезлоносцем епископа Феодосия. В настоящее время о. Иоанн – штатный священник Введенского Обыденного храма на Теремках, как и его отец, дед и прадед, пользуется у прихожан заслуженным авторитетом. Когда у них с матушкой родился третий сын, отец Иоанн попросил владыку Феодосия совершить над новорожденным таинство Крещения. «Крещается раб Божий Марк…» – А почему младенца нарекли Марком? – поинтересовался я у о. Иоанна накануне Крещения, когда во Введенском храме уже все было приготовлено для совершения таинства и ожидался приезд владыки. – Это случилось 11 января этого года, в день памяти преподобного Марка Гробокопателя Киево-Печерского, – ответил о. Иоанн. – Мы ехали с матушкой и детьми в моей машине, случилась авария, но мы все чудом остались живы. А наш дедушка о. Михаил очень почитал этого святого и рассказывал нам в детстве, что рыл возле дома, под горой, погреб для хранения продуктов в виде пещеры и при этом молился преподобному Марку Гробокопателю, который воскрешал мертвых. И подумали мы с матушкой назвать нашего новорожденного в честь этого святого, по молитвам которого, возможно, Господь сохранил наши жизни для служения Ему…

http://pravoslavie.ru/125334.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010